Коммуникатор сообщение реципиент обратная связь шум

Обновлено: 01.07.2024

Эффективность К зависит от наличия у элементов цепи тех или иных качеств.

Важные качества коммуникатора – компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), динамизм (личная открытость, активность, энтузиазм) и надежность (способность вызывать доверие). Особое значение имеют приятная внешность и хорошие манеры.

а) более убедительна информация, поступившая первой;

б) лучше запоминается информация, поступившая последней.

При выборе канала коммуникации важно помнить о правиле дублирования: использование двух и более средств коммуникации повышает эффективность коммуникации (схема+вербальное изложение; компьютерная сраничка на ТВ должна быть обязательно озвучена).

Передача любой информации происходит посредством знаковых систем, знаков. Коммуникатор сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации реципиентами. Передается информация коммуникатором средствами вербальной и невербальной информации. Для осмысленного восприятия информации реципиент декодирует ее.

Теория коммуникации развивается целым рядом наук, в частности:

• этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.

• психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, процесс межличностной и массовой коммуникации, а также различные аспекты коммуницирующих субъектов – коммуникантов.

• лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации – нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи – устной и письменной, диалогической и монологической и др. её типах.

• паралингвистика рассматривает способы невербальной коммуникации – жесты, мимику, и другие несловесные коммуникативные средства.

• социолингвистикарассматривает социальную природу языка и

особенности его функционирования в различных сообществах, механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающие контакты между представителями различных групп.

• социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, и в частности – функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.

Исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) свидетельствуют, что любое общение содержит три взаимосвязанные стороны:

-- коммуникативную - это передача и обмен информацией;

---интерактивную, т.е. взаимодействие;

--- перцептивную - взаимовосприятие, взаимооценка в общении.

Остановимся на них более подробно.

Коммуникативная сторона общения характеризуется:

- умением устанавливать психологический контакт;

- учетом особенностей коммуникативного воздействия;

- аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

- эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную(в качестве знаковой системы используется речь) иневербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:

- визуальная - это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временные организации общения, а также вспомогательные средства общения - подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы). Характер движений отображает эмоциональные реакции человека;

- акустическая - это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;

- тактильная - это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Интерактивная сторона (взаимодействие).

Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, но которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

- мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

- мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

- мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

- мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

- мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Соответственно существуют и различные тактики поведения во взаимодействии.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

- познание себя в процессе общения;

- познание и понимание собеседника;

- прогнозирование поведения партнера по общению.

Для эффективного общения очень важно понимать другого человека и уметь прогнозировать его поведение. Именно поэтому важно знать существующие закономерности, формирующие "рисунок" общения.

перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения – это процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Это означает, что люди относятся друг к другу отнюдь не как к источникам информации – имеется еще с десяток факторов, по которым они оценивают собеседника как личность.

Почему же диалог нельзя рассматривать с точки зрения простого обмена информации? Этому есть несколько причин.

Во-первых, диалог нельзя рассматривать лишь как отправление информации одним человеком и прием ее другим, ведь когда человек произносит какую-либо фразу, он в первую очередь (скорее, подсознательно) ориентируется на мотивы, цели и установки собеседника.

В процессе диалога или взаимодействия происходит активный обмен информацией. Ведь люди не просто сухо обмениваются значениями, но при этом стремятся выработать общий смысл. Недостаточно просто принять информацию, ее еще надо осмыслить и понять. В какой-то мере диалог – это совместный процесс выработки понимания или решения.

Во-вторых, два справочных автомата, обмениваясь информацией, не могут повлиять друг на друга, в то время как живые люди – могут. Почти каждая фраза имеет своей целью каким-либо образом воздействовать на собеседника.

Соответственно, эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие. В процессе диалога постоянно меняются типы отношений, чего точно не скажешь о справочных автоматах.

В-третьих, собеседники лишь тогда начнут влиять друг на друга, когда оба будут обладать единой системой кодификации и декодификации. Или просто – говорить на одном языке.

Для начала небольшая справка, которая пригодится в дальнейшем понимании: коммуникатор – это человек, отправляющий информацию, реципиент – принимающий ее. Важно обладать единой системой кодификации и декодификации, как минимум потому, что в процессе разговора реципиент и коммуникатор постоянно меняются местами. А это возможно лишь в том случае, если знаки и значения единиц информации понятны обоим участникам.

Примеры коммуникативных барьеров:

Прежде всего, стоит сказать, что информация, которая исходит от собеседника, может быть двух типов:

Однако так или иначе, коммуникатор использует речь. Она бывает вербальной и невербальной.

Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми без использования слов. Вербальная речь – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков.

Во время диалога коммуникатор кодирует информацию, а реципиент ее декодирует. Весь этот процесс можно пояснить на примере следующей цепочки:

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Желаем вам удачи!

Процесс коммуникации: компоненты и шумы

В статье Вы ознакомитесь с основами процесса коммуникации, узнаете, из каких компонентов он состоит, что такое символы и шумы в коммуникации, как происходит сам процесс коммуникации, на что следует обратить внимание, каких ошибок избежать.

Общение, что здесь может быть сложного? Мы все время разговариваем друг с другом, слушаем, отвечаем. Почему же тогда возникает недопонимание? Получается, не все так просто, как может показаться. Эффективная коммуникация возникает тогда, когда двое или более людей хорошо понимают друг друга. Изучение такого общения достойно отдельной дисциплины.

Что такое коммуникация и из каких компонентов она состоит

Общение — это процесс обмена информацией с использованием символов, в устной, письменной и/или невербальной форме, осознанно или неосознанно, намеренно или непреднамеренно, передача информации с контекстом, культурными различиями, по каналам связи и СМИ.

Процесс коммуникации включает в себя следующие компоненты:

1) отправителя информации;

3) канал, по которому передается информация;

Альберт Меграбян, профессор Калифорнийского университета, экспериментальным путем установил:

слова в процессе коммуникации занимают лишь 7%, а остальные 93% приходятся на невербальное общение.

Профессор не утверждал, что слова не имеют значения, конечно, нет. Все дело в том, что невербальное общение (взгляд, движения, мимика), оказывается, очень сильно влияет на то, как мы воспринимаем информацию.

Символы в коммуникации

Основа вербального общения — это слова, которые состоят из символов — букв.

Невербальное общение тоже включает символы, но это визуальные символы — в виде наклона головы, движения тела, осанки, они выступают в роли индикаторов наших мыслей.

То есть без знания и понимания, как вербальных, так и невербальных символов и знаков не обойтись.

Шум в процессе коммуникации

  • внешний;
  • внутренний;
  • семантический шум.

Внутренний шум — это наши мысли, идеи, чувства, которые возникают в момент общения с другим человеком и которые мешают восприятию информации. Иногда такие мысли появляются под действием услышанного. Но, кроме этого, причиной внутреннего шума могут быть самые разнообразные факторы: настроение в момент общения, плохое самочувствие или радостное событие.

Семантический шум — это внутренняя или внешняя реакция человека на слова. Допустим, Вы пришли на собеседование и потенциальный работодатель в конце встречи говорит, что свяжется с Вами в ближайшее время. Скорее всего Вы огорчитесь и накрутите себя, посчитав, что не подходите на эту должность, раз уж не получили ответ сразу.

Окружающая обстановка в момент общения

Еще одним фактором, влияющим на то, будет ли коммуникация эффективной является обстановка, окружение и среда в момент общения. Например, Вы проходите онлайн обучение, и фон позади лектора — белое полотно. Такой однотонный фон поможет Вам сконцентрироваться и внимательно слушать. А, пестрый и яркий фон, наоборот, будет только мешать.

Знание основ базовой модели коммуникации поможет в дальнейшем создать такую визуальную презентацию, которая будет понятна аудитории, легко и эффективно восприниматься, без лишних шумов и барьеров.

P. S.: Делитесь ссылкой в социальных сетях и обязательно добавляйте в закладки, если информация была Вам полезна.

Last updated on 03.12.2020

Post navigation

Previous Post

Сторителлинг в бизнесе: как и почему история работает. Сторителлинг как элемент брендинга

Читайте также: