Коммуникация и власть в группе сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации. Однако сам обмен информацией не гарантирует такого понимания и эффективного общения участвующих в обмене сторон. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее. Поэтому эффективные коммуникации требуют от каждой из сторон определенных коммуникативных навыков, умений, взаимопонимания.

Чтобы лучше понять процесс обмена информацией, условия его эффективности, назовем элементы и стадии процесса коммуникаций. В процессе обмена информацией выделяют четыре элемента.

3. Канал, средство передачи информации. С его помощью она направляется к заданному адресату. Каналами могут быть телефонная линия, радиоволна, воздух, передающий устную речь, компьютерные сети, каналы доставки письменной корреспонденции и т. д. Если канал в момент передачи или обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Этапами обмена информацией являются следующие:

2) кодирование и выбор канала. Кодирование – это преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан. Формами кодирования выступают речь, текст, рисунок, поступок, жест, улыбка, интонация и т. д. Отправитель также выбирает канал, совместимый с формой кодирования;

В идеале обратная связь должна быть сознательной, а поэтому планироваться заранее, облекаться в оптимальную форму, соответствующую ситуации, возможности восприятия партнером (а не собственному удобству), устанавливаться без промедления, в ответ на конкретный сигнал (особенно, если о ней просят) и характеризоваться доброжелательностью. Сигналами сознательной обратной связи при устной передаче информации бывают уточнение, перефраз, обобщение, выражение чувства. Поскольку такие сигналы могут быть достаточно слабыми, то за реакцией партнеров нужно внимательно наблюдать.

Переносчик – доставляет то, что получил без малейших изменений.

Существуют межличностные и организационные формы коммуникаций, последние в конечном счете тоже сводятся к межличностным. В зависимости от канала передачи межличностные коммуникации подразделяют на устные и письменные.

Устные коммуникации выступают в форме обсуждений, беседы, диалога, телефонного звонка, и символом кодирования информации здесь является устное слово, речь и невербальная информация (жест, мимика, выражение лица, улыбка, интонация и другая несловесная информация). У такой формы коммуникации два основных преимущества:

1) она проста для использования, не требует специальной подготовки и средств связи;

2) обеспечивает быструю обратную связь и обмен информацией между отправителем и получателем через заданный вопрос, высказанное согласие, жест, голос и другую невербальную информацию.

Эта информация передает мысли и ощущения гораздо более эффективно, чем любые, самым тщательным образом подобранные слова. Недостатками устных коммуникаций являются:

1) невозможность хранения информации, так как такие коммуникации не оставляют документов, записей, заметок;

2) возникновение определенных барьеров на пути устных коммуникаций, которые приведут к неточностям, ошибкам, непониманию.

В качестве таких барьеров назовем: разное восприятие, стереотипы, неумение слушать, семантические и невербальные.

Восприятие – это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку понимание реальности и ориентацию в ситуации. Восприятие влияет на ожидания людей. Люди реагируют не на то, что происходит в действительности, а на то, что воспринимается как происходящее.

На восприятие могут влиять: уровень образования, возраст, накопленный опыт, ценности, идеология, социально-психологический климат в коллективе. В атмосфере доверия растут информационные потоки и точность информации в обменах между людьми. И, наоборот, информация, противоречащая нашему опыту, ценностям, установкам, зачастую либо полностью отторгается, либо воспринимается частично, либо искажается в соответствии с опытом и представлениями. Помогает преодолеть этот барьер и активное слушание как способ доведения реакции на сообщаемую информацию (демонстрация интереса, задавание вопросов, краткий пересказ сказанного и другие формы обратной связи с отправителем для завершения коммуникационного цикла).

В управленческой литературе приводятся некоторые советы по эффективному слушанию:

1) перестаньте говорить, не перебивайте говорящего;

2) создайте говорящему непринужденную атмосферу, находите интересные темы;

3) покажите говорящему, что вы готовы слушать;

4) будьте терпеливы, отзывчивы;

5) задавайте вопросы, поддерживайте в собеседнике интерес;

Второй формой межличностных коммуникаций являются письменные коммуникации в форме отчета, доклада, письма, докладной записки, представления, приказа и др., где символом кодирования информации выступает письменное слово. Преимущества письменных коммуникаций:

2) возможность хранения информации. Недостатки в том, что они:

2) препятствуют установлению обратной связи и обмену информацией.

Для усиления преимуществ каждой их этих форм их можно комбинировать. Например, короткий телефонный звонок позволяет предупредить о времени совещания и получить немедленный ответ, а напоминающая записка о времени и повестке дня гарантирует, что получатель не забудет о совещании, подготовится к нему и придет. Новые средства связи: мобильные телефоны, факсы, компьютерные сети—стирают различия между устной и письменной формами коммуникаций и делают каждую более эффективной.

Формы организационных коммуникаций:

1) коммуникация с внешней средой;

2) вертикальные коммуникации в рамках организации;

3) горизонтальные коммуникации внутри организации;

4) неформальные коммуникации;

5) коммуникационные сети.

Каждая из этих форм предполагает использование устной или письменной форм коммуникаций.

Мечты и чаяния. Они отражают желания и надежды тех, кто инициирует возникновение слухов. Это наиболее позитивные слухи, так как они способствуют творчеству со стороны других лиц. Производственные проблемы часто решаются в результате того, что сотрудники выразили пожелание перемен. Такие улучшения иногда повышают эффективность работы некоторых подразделений организации. Хотя тон слухов позитивен, они тем не менее, свидетельствуют об озабоченности работников.

Финальный слух. Это слух о предвидении каких-то действий. Он возникает, когда сотрудники длительное время ожидали наступления событий. Возможно, до этого остался всего один шаг, что усиливает двусмысленность ситуации.

1) есть признанный лидер, который несет ответственность за работу сети. Здесь сильны связи между начальником и подчиненным;

3) позволяет быстро приступить к выполнению заданий, так как информацию и инструкции из центра можно послать одновременно всем участникам группы;

1) формирует более благоприятный морально-психологический климат в группе и обеспечивает более высокую-мотива-цию и активность ее участников;

2) воспитывает лидеров, так как способности каждого человека на виду, и он заинтересован в том, чтобы показать себя с лучшей стороны;

4) благоприятствует творческой работе;

5) имеет больше контрольных точек, так как информация поступает от всех участников сети.

2) возможный выигрыш в гибкости может угрожать стабильности и порядку;

3) возможный выигрыш от неполного просеивания информации и большего числа контрольных точек может достигаться за счет уменьшения контрольных функций каналов.


Рис. 1. Вторичные коммуникационные сети

Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети, и два малых.

Могут возникнуть информационные перегрузки. Трудности порождает ложная идея о том, что чем больше объем передаваемой информации и чем легче ее непосредственно обработать, тем лучше.

Управление организационными коммуникациями предполагает знание коммуникативных барьеров и способов их преодоления. Последние связаны с проектированием организации таким образом, чтобы обеспечить и поддерживать эффективные коммуникации как на уровне отдельного человека, так и на уровне подразделений, отделов организации. Такое проектирование включает и развитие индивидуальных навыков, опыта, умения общаться с людьми.

К основным коммуникационным барьерам на уровне подразделений организации относятся: различия в статусах и власти; разные цели и потребности подразделений; несоответствие коммуникативных сетей и задач и дефицит формальных каналов.

Различия в статусах и власти приводят к искажению информации, поступающей от нижних уровней организации вверх по иерархии.

Это связано с тем, что подчиненные, имеющие небольшую власть в организации, могут неохотно передавать информацию о проблемах, ошибках своим руководителям. Поэтому у последних возникает неверное, приукрашенное представление о состоянии дел на рабочих местах.

Различия целей и потребностей подразделений приводят к возникновению противоречий между ними, борьбе за организационные ресурсы, следованию в первую очередь локальным целям подразделений, а не целям организации в целом. Преодолеть данный барьер помогает совершенствование структуры организации, использование специальных команд, отделов, кураторов, дополнительных каналов связи, направленных на координацию, объединение усилий разных подразделений.

Дефицит формальных каналов. Отсутствие формальных каналов сокращает эффективность коммуникаций. В организации должно быть достаточно восходящих, нисходящих и горизонтальных коммуникаций в форме опросов работников, системы сбора предложений, информационных бюллетеней, политики открытых дверей и др.

Опрос работников – это вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов:

1) четко ли доведены до них цели их деятельности;

2) с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;

3) получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;

4) открыт ли их руководитель для предложений;

5) информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе.

Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем – снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.

Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения.

К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо нередко отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу.

Систему сбора предложений можно создать и по-иному. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности. Иногда на линии работают менеджеры, тут же отвечающие на задаваемые вопросы.

Ответы направляются либо непосредственно работникам (если вопрос не анонимный), либо печатаются в информационном бюллетене фирмы.

В современных исследованиях подчеркивается коммуникативный характер власти, которая трактуется не как одностороннее управленческое воздействие субъекта на пассивный объект, а как взаимодействие, взаимообмен общими кодами и символами относительно равноправных акторов коммуникативного процесса. Коммуникация в системе власти часто носит асимметричный однонаправленный характер и представляет собой воздействие на аудиторию с помощью смысловых посланий, при котором обратная связь либо не присутствует совсем, либо представляет собой иллюзию.

Ключевые слова: коммуникация, актор, агент, субъект, ресурс, капитал, обратная связь.

Contemporary researches highlight the communicative character of the power which is understood not as one-sided administrative influence of the subject on the passive object of the power but as the interaction, interchange of common codes and symbols relative to equal actors of the communicative process. The communication in power system is often of assymetric unidirectional character and represents the influence on the audience by means of semantic messages whеn feedback is either totally absent or an illusion.

Keywords: communication, actor, agent, subject, resource, capital, feedback.

Любая сфера человеческой деятельности изначально содержит в себе коммуникативное начало, которое проявляется в конкретных формах взаимодействия, взаимовлияния и взаимообмена коммуницирующих акторов. Одной из основных характеристик социума является его дифференциация на управляющих и управляемых, осуществляющих взаимодействие друг с другом, которое находится в динамике благодаря взаимообмену информацией коммуницирующих акторов, то есть коммуникативному характеру власти.

Во второй половине ХХ в. представления о коммуникативном процессе как об одностороннем процессе передачи информации изменились. Появились новые модели У. Шрамма, Б. Уэстли – М. Маклина, Д. Малецке, М. де Флера и др., согласно которым коммуникация стала рассматриваться как процесс, представленный в виде замкнутой цепи взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.

Современные подходы к понятию коммуникации трактуют ее как многоуровневый, многовекторный, разнонаправленный и динамичный процесс, компоненты которого постоянно взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в новых концепциях участники коммуникативного процесса трактуются не как активный субъект и пассивный объект, но как относительно равноправные акторы (агенты) социального пространства, каждый из которых конструирует реальность с учетом своих возможностей и имеющихся ресурсов.

В качестве акторов могут выступать как отдельные индивиды, социальные и политические институты, так и целые государства. В системе властного взаимодействия роль акторов могут выполнять органы государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной), общественные структуры и средства массовой информации. Каждый из субъектов социального поля старается занять нужную ему позицию в социальном пространстве и стремится оказать воздействие на субъектов других полей. Для этого акторы используют имеющиеся у них ресурсы или капиталы, от объема которых зависит их положение в социальном пространстве. Ресурс или капитал являются ценностью, которая характеризуется таким свойством, как ограниченность, и определяет доминантность позиций в социальных взаимодействиях.

Идея власти как средства упорядочивания социальной системы, берущая начало в античности, и сегодня присутствует в работах ряда авторов, которые считают, что поддержание социального порядка возможно при условии сотрудничества, совместных действий социальных акторов, субъекта и объекта властного взаимодействия. Так, основоположник структурно-функционального подхода Т. Парсонс и автор теории самоуправляющихся систем Н. Луман считают процесс властного взаимодействия конституирующим для социальной системы.

Т. Парсонс рассматривает власть как особое интегративное свойство социальной системы, генерализированного посредника, имеющего целью поддержание ее целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающего функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан[12].

Н. Луман, как и Т. Парсонс, считает коммуникацию средством поддержания целостности системы. Вслед за Т. Парсонсом Н. Луман говорит о необходимости существования так называемых генерализированных посредников, среди которых называет истину, деньги и власть. Благодаря таким средствам поддерживается коммуникация в отдельных общественных системах и обществе в целом, что позволяет ему отличать себя от внешней среды и, таким образом, продолжать существование. Назначение власти состоит в регулировании процесса социального взаимодействия путем редукции комплексности к ограниченному числу возможных действий, которые ограничивают пространство выбора у партнера по коммуникации[13].

2) Коммуникация достигает получателей. По мнению ученого, она возможна только в определенной системе взаимодействия; вне ее коммуникация разрушается.

3) Информация должна быть не просто понята, но и принята, а не отвергнута получателем.

Н. Луман, исследуя процесс коммуникации, отмечает его невероятность. Только при соблюдении приведенных выше условий невероятная коммуникация становится возможной. Преодоление невероятности процесса коммуникации и трансформация ее в вероятность является конституирующим для социальной системы[16].

Вторая стратегия, условно названная альтернативной, предполагает признание реципиентом легитимности доминирующих определений реальности, но с учетом социокультурного контекста и габитуса индивида, который пользуется собственными, укорененными в его субкультуре кодами, позволяющим видеть в событиях исключения из правил доминантной картины мира.

Таким образом, взаимодействие коммуницирующих акторов будет эффективно только в том случае, если они:

а) используют идентичную систему кодов;

Об обратной связи как о непременном условии существования власти пишут такие разные ученые, как К. Дойч и Э. Гидденс.

Э. Гидденс также подчеркивает важность обратной связи в процессе взаимодействия власти и общества. По его мнению, власть предполагает определенную зависимость между акторами в контексте социального взаимодействия. Однако все формы зависимости предполагают некоторые ресурсы, посредством которых те, кто подчинен, могут влиять на действия тех, кто подчиняет[27]. Гидденс называет этот процесс диалектикой контроля в социальных системах.

Обратная связь от аудитории к источнику информации (то есть к институтам власти в случае властного взаимодействия) характеризует общий эффект, полученный от совершившегося коммуникативного воздействия, который может выражаться в желаемой модели поведения объекта управления, а также в учете его требований и пожеланий.

По утверждению исследователей, коммуникация в системе власти часто носит асимметричный однонаправленный характер и представляет собой воздействие на аудиторию с помощью смысловых посланий, при котором обратная связь либо не присутствует совсем, либо представляет собой иллюзию.

Чаусов Н.Ю. указывает, что коммуникация — это обмен информацией, в соответствии с которой руководитель принимает управленческие решения и доводит их до сведения сотрудников организации.

Структура коммуникативного процесса обычно состоит из четырех основных элементов, к которым относятся:

ѕ Отправитель, человек, который генерирует идею или собирает и передает информацию.

ѕ Информационные каналы и средства передачи информации.

ѕ Получатель, человек, для которого предназначена информация и который ее интерпретирует.

Любая государственная власть — это социальная организация, которую, с точки зрения теории социального взаимодействия, следует определять как форму взаимодействия людей, направленную на выполнение определенной социально значимой функции. Такое взаимодействие обеспечивается и выражается:

(a) система официальных отношений, регулируемых правовыми нормами;

(b) распределение функций, которые вместе образуют горизонтальную специализацию

(в) подчинение должностей, что представляет собой вертикальную специализацию

(d) система коммуникации, которая включает средства и каналы передачи информации, движущиеся сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали.

Органы власти и государственные учреждения вступают в коммуникацию для информирования, влияния, убеждения или описания текущей ситуации для объекта коммуникации.

Таким образом, коммуникация в системе государственного управления — это обмен информацией через имеющуюся систему символов, социальное взаимодействие, которое обладает рядом свойств и признаков и направлено на регулирование поведения людей, работы государственных учреждений на благо достижения общей цели.

Понятие власти и ее роль в коммуникациях и менеджменте - Функции и виды коммуникации в системе государственного управления

Понятие власти и ее роль в коммуникациях и менеджменте — Функции и виды коммуникации в системе государственного управления

Функции и виды коммуникации в системе государственного управления

В системе государственного управления коммуникация выполняет специфические функции, которые разные исследователи характеризуют по-разному.

Так, наиболее популярным является разделение коммуникационных функций на две основные группы: Информационно-коммуникационная функция и Регуляторно-управленческая функция.

Особенностью информационно-коммуникативной функции общения является то, что информация не только передается — принимается — но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Благодаря информационно-коммуникативной функции происходит уравновешивание различий в исходной информации партнеров.

Функция регуляции-контроля выражается в том, что посредством этой функции можно регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей. Кроме того, с помощью этой функции можно координировать действия целого, становится возможной работа в команде и т.д.

Кроме того, научная литература, например, эта, показывает, что общение должно быть:

ѕ Обеспечить эффективный обмен информацией между субъектами и объектами управления.

ѕ Улучшить взаимоотношения между субъектами коммуникации разного уровня при обмене информацией.

ѕ Создавайте информационные каналы для обмена информацией между отдельными лицами и группами.

ѕ Регулировать и упорядочивать поток информации.

Кроме того, Громова Т.Н. выделяет такие функции общения, как:

ѕ Консервативная функция, направленная на поддержание статус-кво государственной системы и способствующая стабильному существованию социального организма;

ѕ Координационная функция, целью которой является обеспечение согласования результативных воздействий субъекта налогообложения в соответствии с параметрами объекта налогообложения и их возможными изменениями.

P a g e интеграционная функция, связанная с реализацией такой государственной политики, которая могла бы учитывать интересы всех элементов социальной системы и способствовала бы разработке и принятию согласованных управленческих решений;

ѕ мобилизующая функция, которая направлена на обеспечение легитимности существующего социального порядка путем получения общественной поддержки и одобрения принимаемых управленческих решений.

S социализирующая функция, которая связана с усвоением ценностей и традиций государства, социально-политических норм и т.д. в процессе обмена информацией.

Кроме того, ряд исследователей отмечают, что при характеристике функций коммуникации в государственном управлении необходимо говорить о ее идеологической функции, так как грамотная обратная связь с населением приводит к тому, что граждане доверяют действующей власти.

Коммуникации делятся на две группы: между организацией и ее окружением и между уровнями управления и отделами.

К первой группе относится коммуникация, которая представляет собой взаимодействие информации с внешней средой: СМИ, потребители, контроль качества продукции и т.д. Возникновение коммуникации внутри организации в виде собраний, обсуждений и т.д. являются ответом на воздействие внешней среды.

Вторая группа включает:

Связь власти с общественностью — важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как помощь государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В этом случае приоритетом является установление прямой и обратной связи с гражданами.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как помощь государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития, государственные службы должны совершенствовать и способствовать формированию гражданского общества, отдавая приоритет созданию прямой и обратной связи с гражданами.

Итак, основными функциональными задачами взаимодействия власти и общественности в системе государственного управления может быть участие в демократизации государственного управления — содействие формированию гражданского общества.

Классификация методов, форм и каналов общественной коммуникации может быть основана на различных основаниях. Известный исследователь политико-коммуникативных процессов Р.-Ж. выделяет следующие каналы:

Метод общения через неформальные контакты или межличностное общение является одним из самых древних и существовал еще в первобытных обществах.

Однако она по-прежнему играет значительную роль в современных политических системах с развитой сетью средств массовой коммуникации. В этом методе можно выделить два основных аспекта. Первый относится к ситуации, когда общение происходит посредством межличностной коммуникации как основного канала передачи или получения информации. Этот канал характеризуется большей эмоциональной связью между коммуникатором и адресатом, что иногда делает его гораздо более эффективным, чем, например, средства массовой информации.

Следующим средством общественной коммуникации можно назвать коммуникацию через организации. Связующим звеном между управляемым и управляющим здесь являются политические партии и группы интересов, которые опосредуют отношения между политической системой и окружающей средой. Эти институты называются привратниками, которые должны артикулировать и агрегировать групповые интересы.

  • Коммуникация через средства массовой информации.

Связи власти с общественностью (через СМИ) строятся с помощью PR-технологий, причем отличие PR как технологии формирования коммуникативных связей заключается в том, что он использует косвенное и потому слабое коммуникативное воздействие в отличие от прямого и сильного влияния, представляемого пропагандой.

Проблемы и пути совершенствования коммуникации в деятельности органов государственной

К сожалению, нынешняя ситуация такова, что связь между властью и обществом не налажена должным образом, что приводит к тому, что граждане не доверяют представителям власти.

Среди основных причин такого недоверия можно выделить следующие три основных блока:

Для решения вышеуказанных проблем путем применения и реализации определенного количества мероприятий со стороны государственного сектора необходимо

ѕ Устанавливать, поддерживать и развивать контакты с гражданами и организациями;

ѕ информировать общественность о решениях, принятых органами государственной власти;

ѕ изучать и анализировать общественное мнение

ѕ анализировать реакцию общества на действия чиновников и властей в целом

ѕ прогнозировать социально-политические процессы;

ѕ формирование благоприятного имиджа отдельного государственного органа, что способствует повышению доверия к органам власти в целом.

Коммуникации в системе государственного управления можно и нужно развивать и постоянно совершенствовать.

Для систематического и эффективного развития коммуникации в деятельности органов государственной власти необходимо соблюдать следующие принципы:

Процесс коммуникации в организации

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гост

ГОСТ

Групповые коммуникации

Групповые и командные коммуникации – это общение, основывающееся на взаимопонимании и осуществляемое в социальных организациях.

Коммуникация может представлять собой не только визуально воспринимаемую линию связи. Коммуникацией является и голосовая интонация, и мимика лица. Иногда подобные явления, выполняющие коммуникационную функцию, оказываются информативнее, чем произносимые слова (вербальная коммуникация). По мнению некоторых исследователей, большая часть успеха в деятельности определяется деловым общением, осуществляемым путем межличностных контактов. Поэтому столь важно, чтобы сотрудники владели технологиями осуществления деловых переговоров.

Под группой понимают относительно обособленное объединение некоторого количества людей (не менее двух), взаимозависимых, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга для того, чтобы достичь конкретных целей, координирующих совместную деятельность, выполняющих разные обязанности и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы могут быть классифицированы по разным признакам:

  • по размеру – большие и малые. Большими считаются группы, которые существуют в масштабах страны (общества в целом) и выделяются на основании таких типов социальных связей, которые не требуют обязательного личного контакта. В частности, к ним относятся нации, общественные объединения, религиозные конфессии, возрастные группы. Малые группы являются немногочисленными, в них люди объединяются совместной деятельностью, непосредственно лично общаются и взаимодействуют,
  • по сфере совместной деятельности – производственные и управленческие. Управленческие группы состоят из работников, осуществляющих управленческие функции. К таким группам относятся командные группы руководителей, в первую очередь – команды менеджеров высшего звена, а также различные комитеты. Главным в этих группах является коллективное (совместное) принятие решений. К производственным относятся группы работников, которые непосредственно занимаются производственной деятельностью и совместно выполняют конкретные производственные задания,
  • по уровню развития – слаборазвитые и высокоразвитые. Высокоразвитые группы отличаются наличием устойчивой системы отношений между членами, высокой сплоченностью, а слаборазвитые – недостаточным развитием или полным отсутствием психологической общности, распределения обязанностей, сложившейся структуры,
  • по реальности существования – условные и реальные,
  • по степени формализации – формальные и неформальные. Формальные группы создаются на основании решения руководителя в рамках организационной структуры в целях выполнения конкретных задач. Их деятельность направлена на то, чтобы достичь целей организации. Они функционируют в соответствии с официально утвержденными заранее установленными инструкциями, положениями и уставами. Неформальные группы создаются их членами самостоятельно исходя из взаимных антипатий, симпатий, общих интересов, одинаковых увлечений и привычек в целях удовлетворения социальных потребностей людей и общения,
  • по цели существования – проектные (целевые), функциональные, дружеские, по интересам. Проектные группы создаются для достижения конкретной цели. Когда цель группы достигнута, такая группа может быть расформирована или переведена на выполнение другого проекта. Функциональные группы создаются для долговременного выполнения определенных функций. Дружеские группы (группы по интересам) представляют собой объединения людей, интересных друг другу, обладающих общими увлечениями и поддерживающих отношения в дружеском формате. Часто они возникают на работе, а потом выходят за пределы рабочей деятельности. Такие группы являются неформальными,
  • по периоду функционирования – временные и постоянные. Временные формируются для того, чтобы выполнить краткосрочные разовые задачи, а постоянные – чтобы решать задачи в рамках своих должностных обязанностей. Постоянные группы придают устойчивость организации,
  • по характеру включения в группу индивидов – нереферентные (группы принадлежности) и референтные.

Готовые работы на аналогичную тему

Командные коммуникации

Важную роль в компаниях играет командная работа, поэтому большое внимание уделяется тимбилдингу. Члены команды вместе работают над одними и теми же задачами, поэтому от того, насколько они эффективно коммуницируют, зависит получаемый результат, степень удовлетворенности трудом. Как правило, исследование командных коммуникативных процессов посвящается одной из двух тем:

  • степень централизации коммуникаций,
  • природа задач команды.

Между этими аспектами существует взаимосвязь. Если сеть централизованная, то при решении проблем и принятии решений члены команды взаимодействуют с одним сотрудников. Если сеть децентрализованная, то между членами команды существует свободное общение, каждый из них равной степени может обрабатывать информацию и все они вместе принимают согласованные решения.

При проведении экспериментов для исследования эффективности решения простых проблем в рамках централизованных коммуникаций была установлена их высокая продуктивность. В таких командах участники просто передавали лидеру имеющуюся у них информацию, а он уже самостоятельно принимал решение. Децентрализованные сети оказались более медлительными, потому что информация должна была охватить всех участников, пока у кого-то не сложится полная картина. Однако по мере усложнения проблем все более ярко проявляется преимущество децентрализованных сетей. В них информация циркулирует за счет интенсивных коммуникаций, а не концентрируется у одного человека. Соответственно, каждый из членов команды может принять активное участие в принятии решения. Аналогичным образом изменяется и точность принятия решений: на простых задачах меньше ошибок допускают централизованные сети, а на более сложных – децентрализованные.

Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации. Однако сам обмен информацией не гарантирует такого понимания и эффективного общения участвующих в обмене сторон. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее. Поэтому эффективные коммуникации требуют от каждой из сторон определенных коммуникативных навыков, умений, взаимопонимания.

Чтобы лучше понять процесс обмена информацией, условия его эффективности, назовем элементы и стадии процесса коммуникаций. В процессе обмена информацией выделяют четыре элемента.

3. Канал, средство передачи информации. С его помощью она направляется к заданному адресату. Каналами могут быть телефонная линия, радиоволна, воздух, передающий устную речь, компьютерные сети, каналы доставки письменной корреспонденции и т. д. Если канал в момент передачи или обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Этапами обмена информацией являются следующие:

2) кодирование и выбор канала. Кодирование – это преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан. Формами кодирования выступают речь, текст, рисунок, поступок, жест, улыбка, интонация и т. д. Отправитель также выбирает канал, совместимый с формой кодирования;

В идеале обратная связь должна быть сознательной, а поэтому планироваться заранее, облекаться в оптимальную форму, соответствующую ситуации, возможности восприятия партнером (а не собственному удобству), устанавливаться без промедления, в ответ на конкретный сигнал (особенно, если о ней просят) и характеризоваться доброжелательностью. Сигналами сознательной обратной связи при устной передаче информации бывают уточнение, перефраз, обобщение, выражение чувства. Поскольку такие сигналы могут быть достаточно слабыми, то за реакцией партнеров нужно внимательно наблюдать.

Переносчик – доставляет то, что получил без малейших изменений.

Существуют межличностные и организационные формы коммуникаций, последние в конечном счете тоже сводятся к межличностным. В зависимости от канала передачи межличностные коммуникации подразделяют на устные и письменные.

Устные коммуникации выступают в форме обсуждений, беседы, диалога, телефонного звонка, и символом кодирования информации здесь является устное слово, речь и невербальная информация (жест, мимика, выражение лица, улыбка, интонация и другая несловесная информация). У такой формы коммуникации два основных преимущества:

1) она проста для использования, не требует специальной подготовки и средств связи;

2) обеспечивает быструю обратную связь и обмен информацией между отправителем и получателем через заданный вопрос, высказанное согласие, жест, голос и другую невербальную информацию.

Эта информация передает мысли и ощущения гораздо более эффективно, чем любые, самым тщательным образом подобранные слова. Недостатками устных коммуникаций являются:

1) невозможность хранения информации, так как такие коммуникации не оставляют документов, записей, заметок;

2) возникновение определенных барьеров на пути устных коммуникаций, которые приведут к неточностям, ошибкам, непониманию.

В качестве таких барьеров назовем: разное восприятие, стереотипы, неумение слушать, семантические и невербальные.

Восприятие – это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку понимание реальности и ориентацию в ситуации. Восприятие влияет на ожидания людей. Люди реагируют не на то, что происходит в действительности, а на то, что воспринимается как происходящее.

На восприятие могут влиять: уровень образования, возраст, накопленный опыт, ценности, идеология, социально-психологический климат в коллективе. В атмосфере доверия растут информационные потоки и точность информации в обменах между людьми. И, наоборот, информация, противоречащая нашему опыту, ценностям, установкам, зачастую либо полностью отторгается, либо воспринимается частично, либо искажается в соответствии с опытом и представлениями. Помогает преодолеть этот барьер и активное слушание как способ доведения реакции на сообщаемую информацию (демонстрация интереса, задавание вопросов, краткий пересказ сказанного и другие формы обратной связи с отправителем для завершения коммуникационного цикла).

В управленческой литературе приводятся некоторые советы по эффективному слушанию:

1) перестаньте говорить, не перебивайте говорящего;

2) создайте говорящему непринужденную атмосферу, находите интересные темы;

3) покажите говорящему, что вы готовы слушать;

4) будьте терпеливы, отзывчивы;

5) задавайте вопросы, поддерживайте в собеседнике интерес;

Второй формой межличностных коммуникаций являются письменные коммуникации в форме отчета, доклада, письма, докладной записки, представления, приказа и др., где символом кодирования информации выступает письменное слово. Преимущества письменных коммуникаций:

2) возможность хранения информации. Недостатки в том, что они:

2) препятствуют установлению обратной связи и обмену информацией.

Для усиления преимуществ каждой их этих форм их можно комбинировать. Например, короткий телефонный звонок позволяет предупредить о времени совещания и получить немедленный ответ, а напоминающая записка о времени и повестке дня гарантирует, что получатель не забудет о совещании, подготовится к нему и придет. Новые средства связи: мобильные телефоны, факсы, компьютерные сети—стирают различия между устной и письменной формами коммуникаций и делают каждую более эффективной.

Формы организационных коммуникаций:

1) коммуникация с внешней средой;

2) вертикальные коммуникации в рамках организации;

3) горизонтальные коммуникации внутри организации;

4) неформальные коммуникации;

5) коммуникационные сети.

Каждая из этих форм предполагает использование устной или письменной форм коммуникаций.

Мечты и чаяния. Они отражают желания и надежды тех, кто инициирует возникновение слухов. Это наиболее позитивные слухи, так как они способствуют творчеству со стороны других лиц. Производственные проблемы часто решаются в результате того, что сотрудники выразили пожелание перемен. Такие улучшения иногда повышают эффективность работы некоторых подразделений организации. Хотя тон слухов позитивен, они тем не менее, свидетельствуют об озабоченности работников.

Финальный слух. Это слух о предвидении каких-то действий. Он возникает, когда сотрудники длительное время ожидали наступления событий. Возможно, до этого остался всего один шаг, что усиливает двусмысленность ситуации.

1) есть признанный лидер, который несет ответственность за работу сети. Здесь сильны связи между начальником и подчиненным;

3) позволяет быстро приступить к выполнению заданий, так как информацию и инструкции из центра можно послать одновременно всем участникам группы;

1) формирует более благоприятный морально-психологический климат в группе и обеспечивает более высокую-мотива-цию и активность ее участников;

2) воспитывает лидеров, так как способности каждого человека на виду, и он заинтересован в том, чтобы показать себя с лучшей стороны;

4) благоприятствует творческой работе;

5) имеет больше контрольных точек, так как информация поступает от всех участников сети.

2) возможный выигрыш в гибкости может угрожать стабильности и порядку;

3) возможный выигрыш от неполного просеивания информации и большего числа контрольных точек может достигаться за счет уменьшения контрольных функций каналов.


Рис. 1. Вторичные коммуникационные сети

Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети, и два малых.

Могут возникнуть информационные перегрузки. Трудности порождает ложная идея о том, что чем больше объем передаваемой информации и чем легче ее непосредственно обработать, тем лучше.

Управление организационными коммуникациями предполагает знание коммуникативных барьеров и способов их преодоления. Последние связаны с проектированием организации таким образом, чтобы обеспечить и поддерживать эффективные коммуникации как на уровне отдельного человека, так и на уровне подразделений, отделов организации. Такое проектирование включает и развитие индивидуальных навыков, опыта, умения общаться с людьми.

К основным коммуникационным барьерам на уровне подразделений организации относятся: различия в статусах и власти; разные цели и потребности подразделений; несоответствие коммуникативных сетей и задач и дефицит формальных каналов.

Различия в статусах и власти приводят к искажению информации, поступающей от нижних уровней организации вверх по иерархии.

Это связано с тем, что подчиненные, имеющие небольшую власть в организации, могут неохотно передавать информацию о проблемах, ошибках своим руководителям. Поэтому у последних возникает неверное, приукрашенное представление о состоянии дел на рабочих местах.

Различия целей и потребностей подразделений приводят к возникновению противоречий между ними, борьбе за организационные ресурсы, следованию в первую очередь локальным целям подразделений, а не целям организации в целом. Преодолеть данный барьер помогает совершенствование структуры организации, использование специальных команд, отделов, кураторов, дополнительных каналов связи, направленных на координацию, объединение усилий разных подразделений.

Дефицит формальных каналов. Отсутствие формальных каналов сокращает эффективность коммуникаций. В организации должно быть достаточно восходящих, нисходящих и горизонтальных коммуникаций в форме опросов работников, системы сбора предложений, информационных бюллетеней, политики открытых дверей и др.

Опрос работников – это вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов:

1) четко ли доведены до них цели их деятельности;

2) с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;

3) получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;

4) открыт ли их руководитель для предложений;

5) информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе.

Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем – снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.

Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения.

К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо нередко отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу.

Систему сбора предложений можно создать и по-иному. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности. Иногда на линии работают менеджеры, тут же отвечающие на задаваемые вопросы.

Ответы направляются либо непосредственно работникам (если вопрос не анонимный), либо печатаются в информационном бюллетене фирмы.

Читайте также: