Коккинаки владимир константинович сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Российский летчик-испытатель. Дважды Герой Советского Союза.
Заслуженный летчик-испытатель Советского Союза. Рекордсмен. Генерал-майор авиации.

Владимир Коккинаки родился 25 июня 1904 года в городе Новороссийск, Краснодарский край. Сложное материальное положение семьи заставило его уже с двенадцати лет начать работать, а по ночам продолжал учиться самостоятельно, благодаря чему смог окончить девятилетку. В 1925 году молодой человек начал свою службу в Красной армии. Два года находился в пехоте, а затем направлен на обучение в Санкт-Петербургскую военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил, которую окончил в 1928 году. Далее еще два года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков.

Летая, Владимир выискивал новые возможности авиации, а вскоре занялся испытанием машин. За короткий срок Коккинаки проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.

В 1935 году назначен старшим летчиком-испытателем конструкторского бюро Сергея Ильюшина. В данной должности поднял в небо и провел испытания всех самолетов конструкции Ильюшина, выпущенных в эти годы: штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и опытных самолетов. Профессиональный рост летчика неразрывно связан с общим подъемом отечественной авиации.

Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, Владимир Константинович также занимался дальними и скоростными полетами, что всегда являлось одной из самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета Коккинаки. В 1938 году совершил беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, а через год: беспосадочный перелет Москва - США до острова Мискоу, что стало выдающимся достижением для того времени. Позднее данный маршрут использовался для регулярных беспосадочных перелетов Москва - Нью-Йорк и обратно.

В годы Великой Отечественной войны полковник Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Народного Комитета авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы. В 1943 году ему присвоено звание генерал-майор авиации. После окончания войны продолжил работу в Конструкторском Бюро. Последняя машина, на которой закончил работу летчик-испытатель в 1964 году стал самолет Ил-62.

Со следующего года генерал-майор авиации Коккинаки ушел в запас. Но после ухода с летной работы, продолжал трудиться инженером-методистом в том же конструкторском бюро. С 1968 года выступал ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. Параллельно с основной работой Владимир Константинович являлся вице-президентом ФАИ. Затем, до 1968 годах избран президентом, а затем стал почетным президентом.

Имя легендарного летчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего Владимиру Константиновичу принадлежит двадцать два мировых авиационных рекорда, из них семь рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и тринадцать рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.

Владимир Константинович Коккинаки умер 7 января 1985 года в Москве, оставшись одной из главных фигур в истории отечественной авиации XX века. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище столицы.

Мировые авиационные рекорды

17.07.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 500 кг - 11 294 метра
26.07.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 1000 кг - 11 402 метра
03.08.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 500 кг - 12 816 метров
07.09.1936 - рекорд высоты на самолете ЦКБ-26 с грузом 2000 кг - 11 005 метров
26.08.1937 - рекорд скорости полета на самолете ЦКБ-26 на 5000-км замкнутом маршруте без груза и с грузом: 500, 1000 кг - 325,26 км/ч (командир экипажа)
14.11.1958 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 15 000 кг - 12 471 метр (командир экипажа)
15.11.1958 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 10 000 кг - 13 154 метра (командир экипажа)
19.08.1959 - рекорд скорости полета на самолете Ил-18 на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000, 15 000 кг - 719,50 км/ч (командир экипажа)
25.11.1959 - рекорд высоты на самолете Ил-18 с грузом 20 000 кг - 12 118 метров (командир экипажа)
02.02.1960 - рекорд скорости полета на самолете Ил-18 на 5000-километровом замкнутом маршруте без груза и с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000 кг - 693,55 км/ч (командир экипажа).

Неофициальный и официальный мировой рекорд

21 ноября 1935 года на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров (неофициальный мировой рекорд).

Мировой рекорд выполнен в крайне неблагоприятных условиях. С самолета для снижения веса сняты почти все приборы, кроме альтиметра. Вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам летчик одет только в утепленную куртку с унтами и кислородную маску. Рекорд установлен при шестидесятиградусном морозе и в не герметичной кабине.

Зато 17 июля 1936 года, когда Владимир Коккинаки на самолете ЦКБ-26 поднял на высоту 11294 метра уложенные в бомболюки металлические болванки общим весом 500 килограммов, Международная авиационная федерация (ФАИ) зарегистрировала первый официальный советский мировой авиационный рекорд.

Именем летчика названы:

улица Коккинаки в городе Кривой Рог
Улица Коккинаки в Ростове-на-Дону
Улица Коккинаки в Москве.
Улица Коккинаки в Новокузнецке.
Улица Коккинаки в Алматы.
Улица Коккинаки в Первомайске, Николаевская область, Украина.
Улица Коккинаки в Бровары, Киевская область, Украина.
Улица Коккинаки в Славянске, Донецкая область, Украина.
Улица Коккинаки в Макеевке, Донецкая область, Украина.
Улица Коккинаки в Орловщине, Днепропетровская область, Украина.
Улица Коккинаки в Донском,Тульская область, Россия.
Улица Коккинаки во Владимире-Волынском,Волынская область, Украина.

Отец - Коккинаки, Константин Павлович (1861-1941);
Мать - Коккинаки, Наталья Петровна (1879-1959);

Братья:
Коккинаки, Георгий Константинович (1900-1973),
Коккинаки, Павел Константинович (1906-1991) - бортинженер,
Коккинаки, Константин Константинович (1910-1990) - летчик-испытатель,
Коккинаки, Александр Константинович (1914-1941) - летчик,
Коккинаки, Валентин Константинович (1916-1955) - летчик-испытатель;

Сестра - Коккинаки, Татьяна Константиновна (1902-1993);

Жена - Коккинаки, Валентина Андреевна (1911-2000);
Дочь - Коккинаки, Ирина Владимировна (1943-2004) - российский архитектурный критик.

Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки

В. Коккинаки у бомбардировщика СБ.

Как только подросток немного окреп, начал работать портовым грузчиком. Он был самым молодым в бригаде, но ему принадлежал рекорд по переноске тюка мануфактуры в восемнадцать пудов (295 килограммов). Новороссийцам молодой Коккинаки запомнился ещё и как спортсмен. Владимир прекрасно плавал, боксировал, был вратарём сборной города по футболу. Ему принадлежал рекорд Северного Кавказа по толканию ядра.

Взросление нашего героя совпало со временем становления советской авиации, и парень из портового города стал мечтать о небе. Он надеялся, что его грёзы сбудутся в красноармейских рядах. Но в армии, куда его призвали служить в 1925 году, Коккинаки оказался в 221-м стрелковом Черноморском полку, где стал инструктором по физкультуре. Два года он забрасывал своё начальство рапортами и просьбами о переводе в лётную часть. В конце концов летом 1927 года Владимира направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, по окончании которой он был направлен в знаменитую Борисоглебскую лётную школу.

Учимся летать

В. Коккинаки после испытательного вылета.

Окончив авиашколу, молодой лётчик становится пилотом истребительной авиации. Вскоре его переводят в Ленинград, в школу, которую он сам недавно окончил. Здесь в роли лётчика-инструктора Коккинаки обучает других и продолжает совершенствовать собственное мастерство.

В 1930-е годы советская промышленность в немалом количестве производила разнообразные летательные аппараты, которые необходимо было испытывать. Встал вопрос о безопасности полётов и прогрессе отечественной авиации. Самыми известными испытателями были в то время Михаил Громов и Валерий Чкалов, но продолжался и поиск новых, молодых, при этом уже опытных лётчиков, знакомых с техникой. Предложение стать лётчиком-испытателем получил и Владимир Коккинаки.

Мы учим летать самолёты

Герои Советского Союза СССР, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов, С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.

Герои Советского Союза СССР, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов, С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.

В 1935 году Коккинаки стал работать старшим лётчиком-испытателем ОКБ Ильюшина. Между лётчиком и авиаконструктором установился тесный контакт, они понимали друг друга с полуслова. Практически все разработки Сергея Владимировича Ильюшина прошли через руки Владимира Константиновича. Коккинаки присутствовал и на сборке самолётов, вносил коррективы, многие из которых были учтены в производстве.

Всё выше и выше…

Ил-2.

В 1936 году тяжёлый бомбардировщик с грузом под управлением Коккинаки достиг высоты 11294 метра. И это был первый рекорд советского лётчика, зафиксированный международной организацией. Знаменательно, что после этого покорять высоту стали и другие советские асы. Очень быстро вся таблица рекордов была заполнена именами наших покорителей неба.

И дальше…

В 1936 году Коккинаки обратил свое внимание ещё на одно перспективное направление авиации – дальние полёты. В этом ему помогал штурман Александр Бряндинский. Сначала они совершили перелёт Москва – Ейск – Москва, а чуть позже и беспосадочный перелёт Москва – Баку – Москва.

В. Коккинаки.

Лётчик на все времена

Начало Великой Отечественной войны Владимир Константинович встретил в звании генерал-майора авиации. И хотя известный всей стране герой неоднократно подавал прошения об отправке его на фронт, всегда получал категорический отказ. Коккинаки продолжил свою работу в качестве шеф-пилота авиаконструктора Ильюшина и продолжал испытывать новую технику. В годы войны такая работа не менее важна, чем подвиги в воздушных боях с противником.

Ил-62

Продолжилась его испытательная работа и после войны. В сентябре 1957 года Коккинаки становится дважды Героем Советского Союза.

В 1964 году карьера лётчика-испытателя была завершена. Последней испытанной им машиной стал знаменитый Ил-62, который также стал и последним творением конструктора Сергея Ильюшина. За свою долгую работу в небе Коккинаки установил 20 мировых рекордов.

Оставив лётную работу, Владимир Константинович не ушёл из авиации, он продолжал трудиться в конструкторском бюро Ильюшина. В 1967-1968 годах он возглавил Международную авиационную федерацию. Прославленный лётчик умер 7 января 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мечты о небе

Владимир Коккинаки родился в 1904 году в Новороссийске, в большой семье, корни которой восходят к понтийским грекам. Интерес к небу у мальчишек тех лет был настолько велик, что пятеро из братьев Коккинаки пошли по авиационной стезе, а с одним из них Владимиру даже пришлось позже летать в одном экипаже. В юности будущий рекордсмен отличался недюжинной силой, с охотой брался за тяжелую физическую работу, успешно занимался спортом. После окончания в 1930 году Борисоглебской военной авиационной школы летчиков командование отмечает способности Коккинаки и предлагает стать испытателем авиатехники.

Работа летчика-испытателя в те годы считалась высшей ступенью летного мастерства. Задача испытателя – помочь конструкторам довести новую машину до совершенства. Эта работа полна риска, требует высокой отдачи, огромного запаса знаний и умений.

В 1935 году Владимир Константинович приходит старшим летчиком-испытателем в КБ Ильюшина, и в следующие 30 лет все машины фирмы будут проходить через его руки. Примерно в это время Коккинаки увлекается фигурным пилотажем, максимально раскрывающим возможности самолета. Весной 1935 года он возглавляет первую пятерку истребителей-пилотажников для первомайского парада на Красной площади. А в апреле 1936 года Коккинаки первым в стране выполняет петлю Нестерова на двухмоторном самолете – опытном бомбардировщике ЦКБ-26. Росла и развивалась советская авиация, вместе с ней рос опыт Коккинаки, близилось время рекордов.

Покорение высоты

Высотные полеты заинтересовали Владимира Константиновича еще в 1932 году. Большая высота давала массу преимуществ: увеличение скорости полета, хорошую видимость, защиту от наземной артиллерии, широкие возможности для ведения боя и захода в глубокий тыл врага. В то время мировые рекорды по высоте полетов принадлежали иностранцам. Коккинаки, убежденный в качестве советских машин и уровне подготовки пилотов, ставит перед собой задачу сделать СССР новой родиной авиационных рекордов.

21 ноября 1935 года Коккинаки впервые покусился на международный рекорд высотного полета. До этого он уже преодолел отечественный максимум высоты. Для экономии веса горючее в самолет заправлялось только для взлета, спуск планировался с выключенным двигателем. Температура на высоте достигала –50 градусов, и, по словам пилота, последние 1,5 тыс. м самолет уже не подымался, а, можно сказать, медленно карабкался на четвереньках по воздушным ступенькам.

postcard-1.jpg

Тогда Коккинаки взлетел на невероятные 14 575 м, побив рекорд итальянца Донати на 142 м. Но международного достижения не вышло – на то время СССР не состоял в Международной авиационной федерации (ФАИ), и рекорд зафиксировать было просто некому. По мнению ученых, в этом полете Коккинаки достиг предела высотного подъема для человеческого организма, не защищенного скафандром или герметической кабиной. Выше должна наступить смерть от удушья.

Когда в 1936 году Советский Союз вступил в ФАИ, Владимир Коккинаки решил повторить свой рекорд, но уже с нагрузкой. Полеты с грузом более приближены к реальности, чем абсолютные рекорды высоты – они демонстрируют, что самолет с запасом горючего и, например, авиабомбами может выполнять сложные миссии на большой высоте.

17 июля 1936 года в ильюшинский моноплан ЦКБ-26, которому пилот верил как самому себе, загрузили полтонны груза. Коккинаки поднялся в небо и примерно через час уже был на земле, принимая поздравления с первым в СССР авиарекордом, признанным по международным стандартам. Владимир Константинович с 500 кг груза поднялся на высоту 11 458 м, побив на 1173 м рекорд французского пилота Синьерина. Но на этом Коккинаки не останавливается и в следующие два месяца ставит еще несколько мировых рекордов высоты с различными грузами. Победа Коккинаки вдохновила советских летчиков на новые рекорды, а сам он через двадцать лет еще раз обновит рекордную таблицу высот, уже на самолете Ил-18.

Покорив высоту, Коккинаки включается в борьбу за рекордную дальность полетов. Увеличение радиуса полетов, межконтинентальная связь, расширение возможностей бомбардировщиков − все это было очень актуальными задачами того времени. Летом 1937 года вместе со штурманом Бряндинским на том же самолете ЦКБ Владимир Константинович отправляется в полет по маршруту Москва — Севастополь — Свердловск — Москва. По словам Коккинаки, это был один из самых трудных рейсов в его практике. Средняя скорость полета составила 325 км/ч, благодаря чему было установлено три мировых рекорда скорости на участке 5000 км. С такой скоростью до Коккинаки еще никто не летал.

02.jpg

Экипаж Владимира Коккинаки встречают в Спасске-Дальнем, 28 июня 1938 г

После этого полета в народе появилась частушка, в которой вместе с Коккинаки упоминается военный министр Японии Садао Араки, призывавший к захвату советских территорий:

В отличие от межконтинентальных полетов Чкалова и Громова через Северный полюс, Коккинаки выбирает другой маршрут – через Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию и Северную Атлантику, над тысячами километров воды. 28 апреля 1939 года самолет стартовал из Москвы на запад. Из-за сильной облачности приходилось лететь на большой высоте, испытывая кислородное голодание. Американская непогода заставила посадить самолет не в США, а на небольшом канадском острове Мискоу. За 22 часа 56 минут, покрыв расстояние 8000 км (6516 км по прямой), Коккинаки и штурман Гордиенко проложили кратчайший маршрут между Европой и Америкой. В 1959 году этот воздушный путь стал официальным летным маршрутом регулярных рейсов Москва – Нью-Йорк.

Пионер розы ветров

В середине 1950-х годов Владимир Константинович испытывает один из первых советских турбовинтовых лайнеров – дальнемагистральный гражданский Ил-18. Изучая новый самолет, Коккинаки ставит новые рекорды. Примечательно, что в одном полете с ним работает бортинженером брат − Павел Константинович Коккинаки. В 1958 году уникальный экипаж ставит три рекорда высоты с грузами 5,10 и 15 т. 19 августа 1959 года, пролетев на Ил-18 по маршруту Москва — Мелитополь — Москва, Коккинаки поставил сразу пять мировых рекордов скорости полета на участке 2000 км с грузом в одну, две, пять, десять и пятнадцать тонн.

В 1964 году Владимир Константинович закончил карьеру испытателя. Его последним самолетом был межконтинентальный авиалайнер Ил-62, одновременно ставший и последней работой Сергея Владимировича Ильюшина, с которым Коккинаки связывали долгие профессиональные и дружеские отношения.

Родился 12 (25) июня 1904 года в городе Новороссийск Черноморской губернии (ныне Краснодарского края). Русский (этнический грек). Старший брат Героя Советского Союза Константина Константиновича Коккинаки. В 1921 году окончил 4-классное городское училище (позже экстерном сдал экзамены за курс школы 2-й ступени). С 1916 года трудился чернорабочим на виноградных плантациях, матросом (1920–1921) и грузчиком (1921–1922) в Новороссийском порту, проводником грузов и экспедитором Юго-Восточной транспортной конторы (1922–1924), вновь грузчиком в порту (1924–1925). В 1925 – начальник физкультурной работы 65-го стрелкового полка (город Новороссийск).

В армии с декабря 1925 года. Окончил полковую школу. До июля 1927 года служил командиром отделения и химинструктором 221-го Черноморского стрелкового полка 74-й Таманской стрелковой дивизии (город Новороссийск).

В декабре 1928 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в марте 1930 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 11-й истребительной авиационной эскадрильи (в Ленинградском военном округе). В апреле – декабре 1931 – лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.

В марте 1935 – октябре 1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы – штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.

20 апреля 1936 года впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). В июле – сентябре 1936 года установил на ЦКБ-26 четыре мировых авиационных рекорда грузоподъёмности. К этому времени СССР уже был принят в ФАИ, и эти рекорды стали первыми советскими мировыми авиационными рекордами.

В 1939 году В.К. Коккинаки поднял в воздух и провёл испытания машин, которые, уже через год с небольшим составили основу штурмовой и дальнебомбардировочной авиации страны. 21 мая 1939 года он поднял в небо ДБ-3Ф (Ил-4) – глубоко модернизированный ЦКБ-30 (ДБ-3), а 2 октября 1939 года – ЦКБ-55 – будущий Ил-2.

В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР (март 1943 – февраль 1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.

Летал до октября 1964 года, его общий налёт составил 7.463 часа (из них 2.752 часа – на реактивных самолётах).

Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936–1937 годах – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958–1960 годах – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.

С января 1966 года генерал-майор авиации В.К. Коккинаки – в запасе. После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ С.В. Ильюшина инженером-методистом, а с 1968 года – ответственным представителем Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.

Председатель Федерации авиационного спорта СССР в 1959–1967 годах. С 1961 – вице-президент, а в декабре 1966 – октябре 1967 – президент Международной авиационной федерации (ФАИ).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), Заслуженный мастер спорта СССР (1959), лётчик-испытатель 1-го класса (12.1940).

Жил в Москве. Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Почётный гражданин Новороссийска (1970).

Бронзовый бюст В.К. Коккинаки установлен в городе Новороссийск Краснодарского края. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в городах Москва, Ростов-на-Дону, Новокузнецк (Кемеровская область), Донской (Тульская область), Алматы (Казахстан), Тбилиси (Грузия), Макеевка (Донецкая область, Украина) и Славянск (Донецкая область, Украина), а также в станице Варениковская (Крымский район Краснодарского края). Бюсты установлены также в городе Борисоглебск Воронежской области и в аэропорту Анапы (Краснодарский край), носящем его имя.

Примечания:
1) Так в тексте Указа. На самом деле посадка была произведена в городе Спасск-Дальний (т.е. более чем в 150 км от Владивостока).
2) Единственный дважды Герой Советского Союза, получивший обе Золотые Звезды за испытания самолётов.

Воинские звания:
майор (28.02.1938)
комбриг (16.07.1938, внеочередное)
генерал-майор авиации (30.04.1943)

Сочинения:
Как мы летели. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1939;
Курс на восток. М.: Воениздат, 1939.

Читайте также: