Сообщение о толерантности и общении подростков

Обновлено: 02.07.2024

Анализ современных подходов к изучению понятия "толерантность".

ВложениеРазмер
formirovanie_tolerantnosti_u_podrostkov.docx 34.03 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

Толерантность (от латинского “tolerantia”) – терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Основная задача в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности подростков, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.

Педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Вот некоторые из них:

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины. (далее дети сами продолжают ряд).

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость… (далее дети сами продолжают ряд).

Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице – активен; вчера я был здоров, а сегодня – болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом – биология; с другом я добр, а с предателем. Предложить ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я – о'кей, ты – о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я – о'кей, ты – не о'кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я – не о'кей, ты – о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я – не о'кей, ты – не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Предложить ребенку сделать рисунок для каждой позиции.

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Вывод. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Методы диагностики толерантности можно поделить на специфические, т.е. которые направлены на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности). К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:

1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;

2. Индекс толерантности;

3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;

4. Диагностический тест отношения;

5. Культурно-ценностный дифференциал;

6. Тест личностных конструктов Дж. Келли (модификация);

7. Метод измерения социального расстояния;

8. Метод приписывания качеств;

9. Диагностика общей коммуникативной толерантности.

Неспецифические методы диагностики:

1. Направленность личности в общении;

2. Тесты на ассертивность;

3. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;

4. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;

8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;

9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;

10. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И. Киршбаум).

Принятие друг друга является залогом мирного сосуществования.

Толерантность рассматривается как высшая человеческая ценность для любой личности, тем более если мы говорим о подрастающем поколении. Она является важным компонентом в жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Толерантность связана с психологией синергетики, согласно которой каждый человек - относительно независимый элемент в сложной системе общественных взаимоотношений. Он может изменять эту систему, влиять на нее, но и оказывать на него влияние. Успешное развитие человека зависит от его готовности (включая мотивацию, волевые качества, умения) организовать вокруг себя позитивное пространство и реализовать свои возможности.

С точки зрения А. Г Асмолова, толерантность -понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность - это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках.

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее

время, хотя осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее -Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и др.

Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Вторая грань толерантности - в адаптации человека к окружающим. Под адаптацией подразумевают отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация является результатом активного приспособления индивида к условиям социальной среды и основана на том, что личность регулирует свое поведение, исходя из взаимодействия с другими людьми (принимает общественные нормы, действует в соответствии с ними, разделяет те или иные общественные ценности). Адаптация тесно связана с волевыми качествами, мышлением, системой ценностей личности. Толерантность является не только формой проявления успешной адаптации, но и ее условием.

Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу, конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Четвертое значение связано с понятием допущения, позволения. Толерантность означает признание того, что есть люди во многом отличные от нас, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, иные эмоциональные способы реагирования. Однако за этой трактовкой может скрываться пассивное терпение и безразличие, которое трудно назвать толерантностью.

Пятое значение: толерантность как принятие. В отличие от четвертого значения (допущение), принятие характеризуется направленностью на другого. Принятие - условие для продолжения взаимодействия.

Шестое значение: стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные

установки, мотивы, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это понимание толерантности как активного принятия многообразия, результатом которого становится сотрудничество, конструктивный диалог, помощь.

Р. В. Брислайн рассматривает толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

З. А. Кочергина утверждает, что толерантность -это равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды. И. Б. Гриншпун сформулировал толерантность как наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему.

Н. М. Лебедева считает, что толерантность - это наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. А. П. Садохин обосновал толерантность как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Проявление толерантности, созвучное уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Выделяются два аспекта толерантности:

- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

- внутренняя толерантность (как гибкость, отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, система взглядов, образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимости, как правило, ненавистны новшества, так как они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

Таким образом, определяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Исходя из этого, одной из главных психологопедагогических задач образовательных учреждений должно быть создание благоприятных условий для развития личности подростка.

При этом основными положениями педагогики толерантности должны быть следующие:

1) формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой - основой, образцом нравственного воспитания учащихся;

2) культура общения как постижение другого в диалоге, взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;

3) синергетическое мышление, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека;

В качестве основных принципов педагогики толерантности выделяют следующие:

- принцип доверительного сотрудничества - установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями и учащимися;

- принцип экологии взаимоотношений - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;

- принцип правоведения - формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;

- принцип синерегетизма, который обеспечивает развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;

- принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.

Сегодняшние дети и подростки живут в сложной ситуации: в школе и в учреждениях дополнительного образования им говорят о значимости нравственных качеств в жизни человека, семьи, общества. А за их стенами детей захлестывают книги, фильмы, телепередачи, желтая пресса, интернет.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.

Вот поэтому и возникает необходимость формирования правильной позиции детей по отношению к людям, которые их окружают, системы ценностей межличностного общения, приятия чужой культуры.

1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (ведение в проблему). М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 240 с.

2. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6. С. 124-129.

3. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 231 с.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 928 с.

5. Бюзелева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М., 2003. 374 с.

7. Кочергина З. А. Современные дискуссии по проблеме толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / отв. ред. С. К. Бондырева. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 40-50.

8. Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: сб. ст. М., 2002. С. 10-35.

9. Садохин А. П. Толерантное сознание: сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / отв. ред. С. К. Бондырева. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 20-30.

11. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Школьная пресса, 1994. 327 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

глазах сложный духовный мир – радость,
горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй,

как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека.
В.А. Сухомлинский

Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность.

Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. …

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В тоже время толерантность не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Можно рассматривать как социальную норму в которую входят следующие компоненты:
♦социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга.
♦признание равенства партнеров;
♦готовность другого принять таким каков от есть;
♦доверие, умение выслушать друг другого;
♦способность к сочувствию, сопереживанию
Другой подход к укреплению толерантности выражается в созданий условий, необходимых для укрепления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость реальную заинтересованность в культурных различиях, многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также конструктивно разрешать разногласия.
Толерантность –это условие нормального фукционирования гражданского общества и и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость формирования у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблеме культуры общения- одна из самых острых в школе, да и вообще в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым друг к другу, что очень непросто.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и отдельных его институтах. Не является исключением школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный: Деятельностный:

признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт,

опора на активность, сознательность и самостоятельность;

ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

признание права каждой личности
на свободу,
самоопределение, индивидуальность
и самовыражение;

В педагогической практике немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, дебатов, диспутов).
Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
В связи с этим педагог на предметных уроках, особенностях на классных часах, должен уделять патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам проживающих в Казахстане.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе его терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Процесс формирования толерантности будет эффективным, если:
-- рассматривать формирование толерантности в качестве приоритетной задачи;
-- учебно-воспитательный процесс строить на принципах междисциплинарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности;
-- планировать работу на основе определения критериев и выявления уровней сформированности толерантности;

В заключении своего выступления хочется сказать, что нам взрослым, необходимо подавать положительный пример своим детям и воспитанникам в отношении терпимости к другим людям. Лишь так мы добьемся результатов в стремлении к толерантному обществу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа

Воспитание толерантности

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Многолетний опыт работы в школе убеждает, что одной из проблем является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивает на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины. Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость. Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость (при условии, если это индивидуальная беседа).

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем. Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Что же такое толерантность?

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

-А что же объединяет эти определения?.

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь: у него сломана нога. Смотри: у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

-Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

-Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

-Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал ее. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Спасибо, леди, спасибо.

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

- Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

РАБОТА ПО ГРУППАМ

Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.


Я. А. Коменский видел в терпимости, взаимное прощение друг другу обид и накопленного вреда, способ прекращения бесчеловечности, вражды, ненависти, раздора [2].

В отечественной литературе так же рассматривается проблема толерантности: по Н. А. Бердяеву, — это уровень нравственной сознательности, Н. К. Рерих трактует терпимость как активную форму взаимодействия, а для Л. Н. Толстого — это смирение, непротивление злу насилием, для Серафима Саровского — умение любить [3].

В психологии толерантность — установка либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других.

Подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли, происходит становление ценностной сферы личности. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире [6].

Н. Л. Сомова выделяет следующие психологические предпосылки развития толерантного сознания [6, C. 57]:

2. Ответственность. Локус контроля толерантной личности — интернальный (принятие на себя ответственности за события, происходящие с ними). В отличие от этого, интолерантная личность обладает экстернальным локусом контроля, приписывая внешним событиям регулятивную роль в жизни (стремлением во всем обвинять других).

3. Потребность в личной независимости. Обнаружено, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. Такие люди стремятся к личной независимости. У интолерантных людей сильно выражено стремление принадлежать к тем или иным социальным группировкам.

4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Интолерантные личности в меньшей степени социально чувствительны и менее адекватны в оценках других людей.

5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как максимальное проявление социального порядка.

Цель исследования — развитие толерантности учащихся подросткового возраста.

Исследование проводилось на базе Лицей-интерната № 1 г. Владимира. В качестве испытуемых выступали учащиеся 8 класса в возрасте 14–15 лет, в количестве 10 девочек и 9 мальчиков.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

Индекс толерантности, находящийся в пределах нормы характеризует 60 % (12 чел.) респондентов; у оставшихся 40 % учащихся значение данного показателя находятся выше (20 %,4 чел.) и ниже (20 %,4 чел.) значения нормы в равных долях.

Данная программа представляет собой блок из трех занятий. В задачи первого занятия входило развитие чувства милосердия на основе примера, формирование бережного чувства счастья, соотношение положительных и отрицательных личностных качеств. Целью второго занятия было создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению). Отдельной задачей стало формирование негативного отношения к любого рода дискриминации. Заключительное занятие было направлено на развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других.

Для оценки эффективности программы О. А. Чебыкиной была проведена повторная диагностика, в результате которой были получены следующие результаты: количество респондентов, чей индекс толерантности находится в пределах нормы составляет 55 % (11 человек), значение показателя выше нормы характерно для 40 % (8 человек), показатели ниже нормы составляют 5 % выборки, то есть один учащийся характеризуется низкой толерантностью.

Таким образом, исследование показало, значимые позитивные сдвиги произошли в уровне толерантности подростков после посещения специальных коррекционных занятий. Количество респондентов, чей индекс толерантности остался в пределах нормы после проведения коррекционной программы, уменьшилось на 1 человека; так же уменьшилось и число респондентов, чьи показатели ниже нормы, на 3 человек; количество испытуемых, чей индекс толерантности выше нормы, увеличилось на 4 человека.

В результате проведенного исследования, нами была доказана гипотеза, а также достигнута цель работы. Мы можем достоверно говорить о том, что в подростковом возрасте представляется возможным формирование толерантности, как терпимости к чужим мнениям и поступкам, способности относиться к ним без раздражения и прекрасным для этого инструментом может выступать коррекционная программа.

2. Асмолов Г. А. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001. — № 11/12. — С. 32–35.

3. Белякова Я. С. Специфика проявления межличностной толерантности в ситуации конфликтного взаимодействия

4. Гульянова Н. А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ сер.14 Психология.- 2001. — № 3. — С. 68–75.

5. Жданова С. Ю. Отношение к другим в зависимости от отношения к себе // Вестник ЧГПУ сер.8 Начальное образование, 2001. — № 2. — С. 38–43.

6. Сомова Н. Л. Программа психолого–педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. — С. 56–58.

7. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб: Питер, 2001. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, индекс толерантности, коррекционная программа, толерантная личность, предел нормы, толерантность, личная независимость, локус контроля, повторная диагностика, проблема толерантности.

Похожие статьи

Социально-психологические особенности формирования.

подростковый возраст, подростковый период, позитивный образ, собственная этническая группа, толерантная личность, студент, личная независимость, социальная ситуация развития, нарушение зрения.

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале.

В связи с этим, толерантность необходимо формировать и развивать в юном возрасте, когда формируется личность.

Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость.

Формирование толерантности подростков в образовательном.

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование

Подростковый возраст является наиболее подходящим периодом для воспитания толерантности.

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами.

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, подростковый возраст, межэтническое общение.

Проблема толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения всегда была и остается актуальной в многонациональном российском.

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Устойчивость как свойство толерантности обосновывает психологическое понимание сущности толерантности как интегрального свойства целостной личности, характеризующееся системой психических

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков.

Особенности этнической толерантности подростков

Представления старшеклассников о толерантности

Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие — о толерантности как свойстве личности, третьи

Читайте также: