Календарная обрядность коми народа сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Обряды, праздники и традиции играют в становлении духовного развития человека огромную роль. Они во многом обуславливают и регулируют поведение людей, их настроение, психическое состояние, передают от одного поколения к другому все многообразие и богатство духовной культуры. К сожалению, необходимо признать, что многие традиционные сельские праздники безвозвратно ушли в прошлое, однако некоторые из них продолжают жить, составляя часть творческого наследия Республики Коми.

Этническая история любого народа – процесс сложный и многообразный. Народ коми имел длительные, устойчивые взаимоотношения с великим русским народом, с коми-пермяками и финно-угро-самодийскими родичами – вепсами, ханты, манси, ненцами и саами. Все эти взаимоотношения нашли свое отражение в культуре и в быте, во всей истории народа коми, который сделал немало заимствований из культуры соседей.

Праздники разнообразили и украшали жизнь коми крестьян, во время праздников они отдыхали от повседневных забот, обрядами завершали один трудовой цикл и готовили себя к новому. Календарные обряды коми, как и хозяйственные занятия: сев, сенокос, жатва, охота, рыболовство – напрямую зависели от церковного юлианского календаря.

В 14 веке с приходом христианской веры на территорию земли Коми появились праздники, связанные с церковными датами. Наиболее яркими и обрядово насыщенными были те праздники, которые отмечали сезонные рубежи: Святки (зимний солнцеворот), Масленица и Пасха (наступление весны), Иванов день (летний солнцеворот и наступление лета), Илля лун – Ильин день (наступление осени).

20 августа 2006 г. Республика Коми отмечала 85-летие своей государственности. В каждом городе республики прошли мероприятия, посвященные этому дню. Правительство объявило конкурс на лучший сценарий и лучшую организацию проведения празднования 85‑летия государственности Республики.

После сказочной постановки участники празднования, занимая под музыку и песни на карте соответствующее положение, создавали с помощью различных обрядов свой неповторимый образ и рассказывали таким образом о культурных особенностях своей местности.

Календарная обрядность коми, его весенне-летние циклы. Общие черты и локальная специфика. (в свете данных школьных фольклорно-этнографических экспедиций 1999 года)

Автор: Киселева Т., Республика Коми, г. Сыктывкар, Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением ряда предметов, г. Сыктывкар., 9 класс

Участвуя в школьной фольклорно-этнографической экспедиции в Удорский и Усть-Куломский район, опрашивая местных старожилов, автор доклада решил обратиться к теме весенне-летней календарной обрядности коми. Эта тема достаточно хорошо изучена, есть капитальные труды у Конакова Н.Д., Лимерова П.Ф., Рочева Ю.Г., Семенова В.А. и других авторов. Нам думается, что новые данные, полученные в ходе экспедиций должны пополнить имеющиеся знания по календарной обрядности и воззрениям коми населения. Некоторые данные стали подтверждением уже имеющихся и опубликованных материалов, другие на сегодняшний день являются уникальными.

Так, например, на Удоре многочисленны варианты описаний обрядов, связанных с сенокосом: "некса", "новишна". Интересен местный вариант празднования Благовещения - "чеччалан лун". В Усть-Куломе были получены интересные сведения об обрядах, связанных с оберегом животных, имевшим место на Великий Четверг. Интерес представляют, записанные на Удоре, обряды и приговорки, связанные с первым громом, началом ледохода, символизирующими пробуждение природы, жизни, очищение от всего плохого, что накопилось за год.

Праздников весенне-летнего цикла значительно больше, чем осенне-зимних. Практически все они связаны с сельскохозяйственными работами. Почти во всех обрядах и действиях отражается цикличность годовых процессов, цикличность движения солнца, в целом - цикличность времени. Это и качели, и скакание на доске, и катание с гор, движения "вверх-вниз" - все это как бы отражает в себе "жизнь-смерть-возрождение", "весна-лето - осень-зима". Символика этих действий достаточно глубока, она связана с представлениями о "той" и "этой" жизни, о границе между ними, о "древе жизни".
Все весенние обряды у коми направлены были на возрождение природы, преображению ее плодородных сил, возобновлению популяций диких зверей и птиц, успешному весеннему нересту рыбы. Во многих обрядах и действиях находит отражение идея победы возродившегося солнца, пробуждения природы.

Остановимся подробнее на тех обрядах и традициях, которые связаны были непосредственно с началом весны, полевых, сельскохозяйственных работ. На 7 апреля (нового стиля) приходится празднование Благовещения. Здесь образ Богородицы связывается с древней богиней плодородия, возрождения природы. Этот праздник знаменовал окончательную победу весны над зимой. В Благовещенье запрещалась любая работа, на Удоре говорили: "В Благовещенье девка косы не плетет, птица гнезда не вьет". На Удоре мы слышали известный вариант предания: "кукушка свила себе гнездо в этот день, и навек осталась без дома" (Глотово).

Интересно описание местного варианта празднования Благовещения, полученного в селах Большая и Малая Пысса: здесь упоминается праздник "чеччалан лун" В этот день ставились возле домов у стены чурки, на них клали доски и прыгали. Причем, прыгали целую неделю. Участвовали в этом действии дети, молодежь, незамужние молодые женщины. Соревновались - кто выше прыгнет и не упадет с доски. В этом обряде, видимо, тоже имелся какой-то определенный смысл, сравнение (прыгали как "птички"). На Благовещенье как раз птицы начинают возвращаться из далеких краев, веселятся, чирикают воробьи - природа оживает, веселится. В самом названии "чечча" - "вставать", "просыпаться" существует связь с природой. С образом птицы сравнивается судьба, душа человека. Подпрыгивая на доске, человек взлетает, опускается. "Вверх" - "душа" взлетает, природа оживает, "вниз" - замирает, опускается. Чем выше прыгаешь, тем длиннее и счастливее судьба, жизнь человека. Может и прыгали-то неделю удорцы так как хотели, чтоб урожай уродился большой, чтоб весна и лето были длинные и теплые, жизнь счастливая и долгая.

"Чеччалан лун" - день просыпания природы. И действительно, с Благовещенья начиналась активная подготовка к весенне-летним полевым работам.

Ближайшей временной вехой в годовом хозяйственном цикле был Егорьев день (6 мая нового стиля). Этот день был посвящен домашнему скоту. С него начинали выпускать на улицу скотину, предварительно осветив дверь в загоне для скота, или окурив животных, тем самым, очистив и предохранив от всевозможной скверны или порчи. Как правило, Егорьеву дню предшествовал большой праздник Пасха и Великий Четверг. Оба эти праздника так же напрямую были связаны с охранительными обрядами для скотины. Ночь на Великий Четверг считалась особо опасной, поскольку злые духи в это время перед своим исчезновением в христово Воскресенье, становились особо агрессивными. В Усть-Куломском районе нам поведали о некоторых обрядах и действиях, заклинаниях, производимым относительно домашнего скота, чтобы оградить его от злых духов: " Утром в Великий Четверг вставали рано, особенно женщины. Открывали печную трубу и выкрикивали в трубу, выкликая скотину: "Тайтэ, лок тайтэ, гортлан, лок тайтэ, лек.." (Попова Ия Ивановна, 1932 г.р., Усть-Кулом). Делалось это для охраны скотины, чтоб не терялась, когда ее выпустят на улицу. "В этот день вообще много внимания уделялось скотине. Следили за ней, боялись, что могут придти колдуны, незаметно выстричь клок шерсти, для того, чтобы навести порчу " (Попова Нина Афанасьевна,1935 г.р., Озъяг). "Скотину стегали вербной веточкой, взятой из-под образов, простоявшей там год, накануне Вербного воскресенья. Стегали, чтобы все плохое ушло, здоровое осталось." (Попова Нина Афанасьевна, 1935 г.р., Озъяг). Веточкой вербы стегали и людей, приговаривая: "Верба лачке, ме ог лачке. Лишь бы было на здоровье" - "верба сечет, не я секу" - этот довольно устойчивый текст встречается в рассказах старожилов сел Глотово, Пыссы (Удорский район). "Если заболеет скотина, или сглазят ее (корову, овцу) хозяйка пойдет, украдет что-нибудь маленькое, можно совсем небольшой кусочек. Красть надо у человека, которого подозреваешь в порче. Затем положить на блюдце, сжечь этот предмет и дымом окурить животное или дать ему понюхать этот дым. Читают молитву или заговор" (Есева Александра Ивановна, 1927 г.р., с. Носим, Усть-Куломский район). Она же сообщила: "Когда скотину отдавали кому, ноги (копыта) мыли, вытирали, чтобы род не ушел" ("Родыс медас лун"). Под этим подразумевалось, чтобы порода скота не вышла. Чтобы уберечься от колдунов, злых духов, накануне Большого Четверга крестят все входы, окна, отверстия в доме, закрывают трубу (Есев Николай Изосимович, 1931 г.р., с. Руч Усть-Куломский район).

Целая серия обрядовых действий, совершаемых в Великий Четверг, так же связаны с хозяйственной деятельностью человека. "Рано утром высыпали на стол мелочь и считали деньги. Чем больше мелочи, тем больше будет денег в этом году. Молились, просили бога о помощи" (Попова Ия Ивановна, 1932 г.р., с. Усть-Кулом). Она же вспоминает: "Мужчины задавали вопросы, обращаясь к богу насчет охоты - удачная ли она будет в этом году, молились за это". Есева Александра Ивановна, 1927 г.р., с. Носим Усть-Куломский район описывает игру, в которую играли утром в Великий Четверг: "Женщины, дети, молодежь играли. Таскали по улице сеть, или во дворе, накидывали ее на кого-либо и спрашивали, если кого поймают: "Сколько поймали?" - "Очень много" - такой ответ означал, что в этом году будет много рыбы". В этот день старались переделать все необходимые в крестьянском быту работы, чтобы они успешно шли в течение всего года.

С приходом весны всегда ассоциируется таяние снега, прилет птиц, ледоход, первая гроза. Вскрытие рек - это незаурядное событие годового природного цикла, которого очень ждали и радовались. Особенно радовались дети, которые бежали к реке с приговорками типа:

Йи кылало
Вад олало
Казна ыбос воляло
Марья, простит.
Иван воко, здорово
Кузь чышъяна Ликерья
Ола патка Одотья.

Лед идет
Вода колышется
Дверь казны раскрытая
Марья, прости.
Брат Иван, здорово
Гликерья в длинном платке.

(Записано в селе большая Пысса Удорский район)

Мимо взрослых данное событие так же не проходило. Они говорили: "Вековечный мост пошел. ("Вековечной мос модис")". Это записано было в селе Большая Пысса (ВФ 0504-14 ГЦНК). "Бросали кусок хлеба, когда лед тронется" (записано в Малой Пыссе), "Бросают что-нибудь старое, что на берегу валяется" (записано в Большой и Малой Пыссе), "Бросали щепки, палки, так, чтобы они попали на льдину и при этом приговаривали: "Плыви, плыви в море-океан, уноси с собой все плохое" (записано в селе Глотово, Будрина Мария Васильевна,1919 г.р.). "Когда идет ледоход, люди моют лицо" (записано в селе Чернутьево, Попова Глафира Григорьевна,1917 г.р.). Когда умывались водой при ледоходе говорили: "Чтоб вниз все пошло" (записано в селе Глотово, Шечева Татьяна Григорьевна,1924 г.р., АФ 0511-21 ГЦНК ).

Река в мировосприятии древних всегда воспринималась, как дорога в другой мир, как граница между двумя мирами. Освобождение ото льда, оживление реки возобновление животворящей силы символизировало возрождение жизни. Вместе со льдом, который "омертвил" реку, "сковал" жизнь, а теперь уходит должно уйти все плохое, недоброе. Это "плохое", "недоброе" вкладывалось в предметы, щепки, палки и должно было уйти, освободить место "новому", "хорошему". Хлеб здесь выступает как жертва, знак задабривания водной стихии. В целом, во всех этих действиях, прежде всего, проявляется окончательное прощание с зимой.

На первый гром и дети, и взрослые катались по земле, кувыркались, "чтоб спина не болела" (Будрин Александр Алексеевич,1923 г.р., Будрина Мария Федоровна, 1925 г.р., с. Глотово Удорский район АФ 0509-11 ГЦНК). Возможно, соприкосновение с землей, символом благополучия, плодородия, должно было дать здоровье и силу, так необходимую перед долгими и трудными весенне-летними полевыми работами. Но и перед осенне-зимними работами тоже нужна была определенная "подпитка" На Петров день (12 июля) утром по росе кувыркались, "чтоб здоровье было, чтоб спина не болела". при уборке хлебов и сена, "В первый выход на работу плели косу из колосьев или соломы, ею обвязывали поясницу, чтоб не болела или делали жгут или просто клок сена привязывали к пояснице" (записано в Озъяге Усть-Куломского района, Попова Нина Афанасьевна, 1935 г.р.). Здесь, колосья, солома, сено выступают как производные от Земли-матери и так же наделяются жизненной силой.

Во время первого грома, кувыркаясь, приговаривали: "Громи, не громи меня, дай здоровья" ( Будрина Мария Васильевна, 1919 г.р., с. Глототво Удорский район АФ 0509-27 ГЦНК). Иногда при этом говорили" "Чтоб урожай был хороший" ("Тыра йер по мед"), "Полный двор нагрохотало" (Павлова Александра Егоровна, 1925, с. Кучмозерье Удорский район). И снова видим прикосновение и обращение к Земле с просьбой об урожае, достатке в доме, силе, здоровье.

С Петрова дня начинался сенокос - самая жаркая страда, когда каждый день на счету. Говорили, что " до Ильина дня в сене пуд меду, после Ильи - пуд навозу". На Удоре во время сенокосной поры был обычай делать "нетсу" (такое название этого обряда бытовало на Вашке). У мезенских коми подобный обряд назывался “залазь”. Конаков Н.Д. описал этот обряд, сущность которого сводится к тому, что подросток, первый раз отправляющийся на сенокос, должен был оставить своеобразную “заметку” - сделать затес на вершине ели. Во время экспедиции на Удору мы получили много сведений относительно аналогичного обряда, но называли его жители немного по иному - “некта” (иной раз - “некса”). Связан был обряд, как с первым выходом человека на сенокос, так и с установлением первого стога. Приведем некоторые описания этого обряда: "Кто первый раз идет на сенокос делает "некту" ("нексу"). Парень залезает на ель до вершины и обрубает сучья”. "Некту" делали и в честь девушки, но “залазил на дерево при этом парень. Он обрубал топором ветки расстояние со стол (1-1,5 м)”. Если первый раз подросток идет на сенокос, пожилые его посылают: "вот первый раз пришел - иди делай "нексу". Так же, как первый стог поставят - вырубают "нексу" (записано в большой Пыссе, делали в д. Ыбул - часть Пыссы, а в самой Пыссе этого не делали).

С обрядом "новизно", встречающемся на Вашке (Конаков Н.Д.), перекликается "новишня", описанная старожилами села Большая Пысса: "Если пришел первый раз человек косить, с собой несет масло в туеске. Первый стог поставят, сварят кашу. Новенький открывает туесок и кладет масло в кашу. Мама давала из дома масло: "У тебя сегодня "новишню" просить будут" (Андрееве Пелагея Ивановна,1918 г.р., д. Небдин Пысского с/с, Логинова Мария Андреевна,1926 г.р., с. Большая Пысса Удорский район ВФ 0503-52).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что: праздники и обряды весенне-летнего цикла у коми очень многочисленны и разнообразны. Существует достаточно много описаний этих праздников и обычаев, но каждое новое воспоминание старожилов пополняет копилку знаний. Распространенные в разных районах Коми они, тем не менее, имеют между собой большую схожесть. Каждое новое свидетельство, полученное от стариков расширяет ареал бытования того или иного обряда. Многие обряды имеют несомненную схожесть с русскими обрядами. При этом встречаются самобытные, уникальные обряды, характерные для определенного локального круга. На Удоре к таким обрядам весенне-летнего цикла можно отнести праздник "чеччалан лун", "новишню", "некту". В Усть-Куломе можно отнести к ним обряды, связанные с оберегами животных ("мыть копыта") и т.д. Все обряды связаны с хозяйственной деятельностью человека. В них отражены многие природные явления. Четко прослеживаются космогонические представления: природа - человек, жизнь - смерть - возрождение, "живой мир" - иномиры. Во многих обрядах отражается победа возрождающейся природы, жизни. В праздниках, обрядах, традициях нашла отражение цикличность солнцеворота, природных явлений.

К сожалению, все меньше и меньше остается в живых пожилых людей, хранящих кладезь народной мудрости. Как много они могли бы еще рассказать, оставив память потомкам. И как хотелось бы их еще найти, расспросить, узнать, записать, сохранить в памяти.

Народные праздники и почитаемые дни были связаны с датами православного календаря. Значительное влияние на календарную обрядность коми-пермяков оказали и традиции соседнего русского населения. В то же время исследования показывают сохранность и архаичных пластов обрядности, сближающих коми-пермяков с другими финно-угорскими народами Поволжья и Приуралья.

В календарных праздниках и обрядах коми-пермяков наиболее значительным был пласт аграрных обрядов, в то же время в нем нашли отражение обычаи животноводческой и промысловой магии, культа предков, представления о природных явлениях.

Два периода народного календаря коми-пермяков были наделены символикой нового и содержали прогностические ритуалы, сохраняющие свое значение в течение всего года, – святочный и пасхальный. При этом святочный период соотносился с важной датой солнечного календаря – днем зимнего солнцестояния, а пасхальный связывался с началом нового природного цикла и хозяйственных работ. Святочный был главным празднично-обрядовым циклом зимнего периода. Святками Цветтем, Светтем называли период от Николина дня (19.12) до Крещения (19.01) либо с Рождества (07.01) Рошво, Розосво, Орошво до Крещения. Особо почитался и Рождественский сочельник, известный и как Куття вун.

В этот день готовили пресные сочни, три из них оставляли на божнице, а весной использовали при первом выгоне скота. На Рождество были известны обходы домов, в Косинском районе, например, носившие название "виноградья" (из-за исполняемых при этом текстов с припевом "Виноградье, красно-зеленое"). "Виноградья" известны у русских Европейского Севера, но почти не сохранились в русских традициях Прикамья. В то же время в коми-пермяцких традициях усвоенные у русских обычаи сохранялись значительно дольше. Это подтверждает высказанный неоднократно исследователями тезис о том, что коми-пермяки сохранили некоторые архаичные черты русской культуры, часто уже утраченные русскими в Прикамье. Рождественские славления и обходы были известны коми-пермякам не везде.

К Святкам приурочивались и многочисленные гадания о замужестве и будущем урожае, молодежные игрища, хождения ряженых. Ряженых в каждом районе называли по-разному: калян, маскар, вочотчом, чуды, модотчомосъ, силигуны, шулькуны, кульшуны. Характерными для коми-пермяков были представления о "выходе" на Святки этих мифологических персонажей. В завершение святочного периода в ночь на Крещение проводили изгнание чудов: чуддэзос тальны (чудов топтать), чуддэзос вашотлыны (чудов гонять).

Повсеместно были распространены поверья о необходимости "зачерчивать", "крестить" окна и двери жилых и хозяйственных построек (ставить мелом или углем крестики), чтобы нечистая сила не зашла в дом.

К Васильеву дню (13.01) было принято делать холодец из ног и голов животных.
Масленичная обрядность коми-пермяков включала несколько комплексов. Развитыми были действия, связанные с молодыми. На Масленичной неделе зять обязательно приезжал в гости к теще. При угощении зятя блинами в каждой деревне соблюдался свой ритуал. Например, в деревне Кунгур Гайнского района зять к теще приезжал в пятницу. Теща подносила зятю стопку вина, он выпивал ее и клал в стопку денежки – подарок теще. Теща брала подарок и целовалась с зятем. После этого смотрели, как молодой начинал есть блины: "Если невеста нечестная, тогда зять блин посередке откусывает и обратно кладет". На Масленицу готовился обильный стол. "Каждый пермяк приготовляет к Масленице брагу, пиво. А зажиточные покупают и вино, потом, начиная с сырного понедельника, ежедневно стряпают блины, оладьи, сырные, а некоторые и рыбные пироги, яичницы, селянки и варят уху". Существовал и особый порядок приготовления блюд на Масленицу в разные дни недели: оладьи, пироги, блины и т.п.
На Масленице было принято кататься с горок и угоров. Для катания использовали самодельные лотки, самокатки, скамейки, кобылки. В некоторых деревнях, скатившись парой с горы, парень целовал девку. Чтобы лен рос длиннее, в Косинском районе женщины прокатывались с горки на прялке. К Масленице приурочивалось и катание на конях.

При проводах Масленицы появлялись ряженые. Воскресенье через неделю после Масленицы было известно коми-пермякам как Маленькая Масленица, Сборное воскресенье или Сборно. К этому дню также приурочивались некоторые масленичные ритуалы. В селе Чураки Косинского района в этот день выходили кататься на катушке. На Маленькую Масленицу иногда разрешали есть высушенные пироги, оставшиеся от "большого" праздника.

Цикл пасхальных праздников включал Вербное воскресенье, Великий четверг и Пасху. В Вербное воскресенье совершались разнообразные действия с веточками вербы, в деревне Конопля Гайнского района, например, принесенными ветками вербы хлестали скот, "чтоб скотина домой приходила". Комплекс четверговой обрядности был одним из самых развитых, многочисленные прогностические ритуалы должны были способствовать достатку и благополучию в будущем году. Например, в селе Пятигоры Косинского района на Великий четверг совершали такие действия: накануне клали на божницу хлеб и соль, которые потом использовались для лечения, имитировали сбор грибов и ягод, наговаривая: "Тшакъяла, ягодала, ме боёк, ме боёк!" ("Грибы собираю, ягоды, я бойкая, я бойкая!"), изображали, что выгоняют куриц с огорода, чтобы курицы летом не портили огородных гряд, кричали в трубу домашний скот, чтобы он возвращался с пастбища домой. Пасху коми-пермяки, как и другие народы Поволжья и Приуралья, называли Великим днем – Ыджыт лун.

К Пасхе готовились заранее, мыли избы и делали соломенное украшение фонарик, панафадило, кольтьвидзан, которое подвешивали в переднем углу перед божницей. В селах на Пасху обычно старались сходить в церковь на всенощную. В случае если не было такой возможности, встречали Христа в доме, этот обычай в Кудымкарском районе получил название "гаркать Христа", в селе Верх-Юсьва его проводили так: хозяин с хозяйкой вставали перед божницей и трижды произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!" – "Воистину воскресе!", при этом полагалось держать открытыми печную трубу и двери дома.
На Пасху повсеместно красили яйца, одно или несколько яиц помещали на божницу. Молодежным пасхальным развлечением считались качели дюттян. Качели начинали готовить накануне, в деревне Сордва Кудымкарского района, например, в один из дней Страстной недели девушки собирались с горстями льна и прялками для приготовления веревки для качелей, так как на качели использовали только новую веревку. Качели строили парни. Качание на качелях обычно растягивалось на всю пасхальную неделю.

Большие гулянья устраивались в Троицкие праздники, на такие гулянья иногда собирались жители нескольких деревень, при этом исполнялись пляски, хороводы с особыми троицкими песнями. В разных районах проживания коми-пермяков бытовали разные обрядовые действия с троицкой березкой. В некоторых деревнях южных районов в Троицу совершали лишь гадания о замужестве по переплетенным веткам березы. В других деревнях березки было принято расставлять возле домов.

Часто березку украшали лентами, платками, цветами и ставили в центре деревни. Возле украшенной березки в таком случае и собирались на троицкие игрища. Часто атрибутом троицкой березки была и наряженная кукла. В деревне Секово Юсьвинского района маленьких куколок акань размещали на ветвях праздничного украшенного дерева. В северных районах в девичью одежду наряжали само деревце либо готовили куклу из березовых веток и помещали рядом с березкой. По окончании гуляний вечером либо через неделю после праздника совершали "проводы" березки, чаще всего ее выбрасывали в реку или оставляли на перекрестке дорог в северной стороне от деревни.

Следующий после Троицы Духов день был известен как My нимвун – день именин земли. С почитанием земли было связано то, что в этот день запрещались любые работы в поле и огороде. В Кочевском районе предписывалось в этот день ходить по земле в валенках, чтобы не топтать ее. В Юсьвинском районе в этот день выходили на поля, где проводили моления, чтобы обеспечить хороший урожай в этом году.
Период после Троицких праздников связывался с цветением трав и злаков и так же, как период Святок, получил название Светтё. От периода летнего Свеття зависел будущий урожай, поэтому именно с этим временем связывались многочисленные запреты. Считали, что в Светтё со скота надо снимать ботала и колокольцы, "они мешают цветению", не разрешали в это время свистеть, шуметь, хлопать вальком белье, "нельзя в поле ступать, чтобы цвет не опал". Среди летних праздников особо почитались Иванов день (07.07) и Петров день (12.07). При этом Петров день повсеместно считался началом сенокоса.

Началом осени считался Ильин день, с этого праздника можно было употреблять в пищу овощи и фрукты нового урожая. С Ильиным днем связывались запреты на сбор после него лекарственных трав, ягод земляники, а также запрет на купание. Ильин день выступал сроком, с которого начинали играть на дудочках (пэлянах).

Осенний период соотносился с тремя Спасами, днем Флора и Лавра, Семеновым днем, Воздвиженьем. Уборку полевых и огородных культур, а также полевой выпас скота завершали к Покрову. В Гайнском районе этот праздник получил название Пастух лун, так как к нему приурочивали угощение пастухов обрядовой кашей. Обряды сопровождали и осенние хозяйственные работы и связывались с началом и завершением жатвы, уборки льна и молотьбы. Первые сжатые колосья приносили в дом и ставили на божницу. По завершении жатвы южные коми-пермяки ставили божью бородку, оставляли на поле последние стебли ржи или ячменя. При этом бородка делалась в виде небольшого снопика. После завершения жатвы часто совершали в поле или дома и обрядовую трапезу обжинки. Завершение молотьбы также связывалось с праздником и обрядовым застольем, в деревне Подволошино Юсьвинского района этот праздник получил название богатый овин. Особый, девичий праздник проводился и по завершении уборки льна.

В календарном цикле коми-пермяков достаточно развитой была поминальная обрядность. Поминальными днями считались Крещение, Степанов день (09.05), Троицкая суббота, Троицкое заговенье, Петров день, Ильин день, Покровские и Дмитриевские субботы. Однако большие поминки проводили в Радоницу и Семик, при этом в Семик было принято обязательно посещать кладбище.

Рождество Богородицы, псковская икона XVI-XVII веков.jpg

21 сентября – церковный праздник Рождества Богородицы. Молодежь на верхней Вычегде в этот день уходила в лес, разводила костер и варила селянку (картофельную кашу с яйцами, маслом и молоком).

Особенно широко праздновали Богородицу в селе Богородске на реке Вишере. К этому дню в Богородск стекались толпы народов из всех близлежащих и даже дальних селений.

В прежние времена, согласно легенде, к празднику Богородицы сюда прибегал из леса олень (или, по другой версии, лось) в качестве добровольной жертвы. Потом олень приходить перестал, и его заменили жертвенным домашним скотом.

Праздник Рождество Богородицы начинается 20 сентября 2021 года и после длится еще в течение пяти дней. Именно в этот день, когда-то святые Иоаким и Анна стали родителями, – это и стало знамением скорого пришествия Иисуса Христа.

В православных храмах 21 сентября проходят различные празднества в честь Рождества Пресвятой Богородицы, включающие в себя проведение литургии, а также крестного хода вокруг церкви.

vJDeotXSb0Q.jpg

Источник:
Осенние календарные обряды // Традиционная культура народа коми : этнографические очерки / ред. П. М. Столповский. - Сыктывкар, 1994. – С. 194.

Читайте также: