Какое сообщение будет информативно для учителя информатики

Обновлено: 20.05.2024

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Арзгир

Арзгирского района Ставропольского края

Анализ деятельности учителя информатики

МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Андреевой Светланы Николаевны

за 2016-2018 учебные годы

Формирование культуры здоровья в системе образования

Только тот учитель и будет действовать

плодотворно на всю массу учеников,

который сам силен в науке,

ею обладает и ее любит.

Менделеев Дмитрий Иванович

Во все времена самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся. Давно известно, что здоровые дети учатся лучше, а здоровые учителя лучше учат. Ученикам приятнее общаться с бодрым, улыбающимся, здоровым учителем, чем унылым, уставшим и с плохим настроением педагогом.

По-разному приходят в школу учителя. Разные бывают пути. Кто-то претворяет в жизнь детскую мечту, кто-то продолжает семейную династию, а у кого-то это желание быть похожим на своего учителя.

Педагог обязан быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. Здоровье учителя, безусловно, зависит от него самого.

По окончании школы я сделал свой выбор: связала свою судьбу с информатикой. Да, именно с информатикой, так как изучение предмета информатика требует результатов, а значит, и постоянного развития.

Закончила в 2014 году Северо-Кавказский федеральный университет, а уже 2012 года работаю учителем информатики. За все эти годы не разочаровалась в выбранном пути. Занимаясь любимым делом, ставлю перед собой задачу заинтересовать, приобщить к ежедневным занятиям информатикой каждого школьника.

Цель моей работы - формирование потребности в здоровом образе жизни, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания в повседневной жизни.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.

Выполнение требований образовательной программы

Своей целью выполнения образовательной программы считаю создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков на уроках информатики.

К основным задачам учебной работы отношу:

формирование у обучающихся современного уровня знаний по предмету

формирование навыков здорового образа жизни, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Несмотря на сложность, предмет информатики вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Поддержанию познавательного интереса у учащихся способствует проектно-исследовательская деятельность.

Наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике. Уровень обученности во всех классах стабилен.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Календарно-тематическое планирование в 9-м классе составлено из расчета 2 часа в неделю на основе примерной программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для основной школы.

Календарно-тематическое планирование в11-м классе составлено из расчета 1 час в неделю на основе примерной программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для основной школы.

При изучении предмета используются цифровые образовательные ресурсы, проводятся компьютерные практикумы.

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;

физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;

создание психологически комфортной среды в процессе обучения;

использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих).

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

План по здоровьесбережению на уроках информатики

Компонент здоровья

Содержание материала по здоровьесбережению

Медиобезопасность Введение. Структура информатики.

Техника безопасности поведения в кабинете

Действие INTERNET на развитие человека

Процессы хранения и передачи информации

Анализ правил безопасного хранения информации

Роль технических средств.

Алгоритм – модель деятельности

Модель правильного поведения человека

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Многопроцессорные системы и сети

Влияние состояния информационных ресурсов на организм человека

Моделирование реальных объектов с помощью КП

При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты, исходя из таблицы №1. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы).

Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я.

Основные вредные факторы при работе за компьютером:

Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

Длительное неизменное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения.

Воздействие электромагнитного излучения.

Утомление глаз, нагрузка на зрение.

Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.

Перегрузка суставов кистей.

Стресс при потере информации.

Психические расстройства.
При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере.

На каждом уроке проводятся физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия тоже проводятся в виде игры и очень нравятся детям.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.

К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

прогулял школу – сидел за компьютером;

приходит домой и сразу садится за компьютер;

забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случаются и нервные заболевания.

Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

– ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;

– ложь членам семьи о своей деятельности, проблемы с учебой;

Всем хорошо известно о пагубном воздействии на психику подростков компьютерных игр. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывает играющий на компьютере, не находит разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни. Нарастает и потенциал агрессивности (т.к. к этому располагает тематика игр).

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз.

Дети очень любят этот предмет и от того, как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне как преподавателю и уроку.

Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

При составлении программ, используя такие формы работы, у ребят увеличивается количество шансов выполнить ее успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться. Во время их совместной работы оказание дозированной помощи при затруднениях создает дополнительную ситуацию успеха.

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, провожу динамические паузы, после объяснения нового материала.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

Хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.

Ожидаемые результаты

После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него. Применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Результативность формирования культуры здоровья у обучающихся

Главными элементами системы здоровьесберегающей педагогики, применяемой мною, являются использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательных технологий. Также обязательной является коррекция в соответствии с имеющимися данными, учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности и активности учащихся данной возрастной группы, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологий.

Так, за последние три года в нашей школе отмечается снижение процента часто болеющих детей:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптации к новейшим системам обучения. Использование современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения.

В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, ИКТ помогает и учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальным вопросом современного школьного образования.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

За урок учителю нужно успеть сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Урок обычно проходит в напряженном ритме. Здесь не обойтись без электронного помощника.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметом для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

- повысить мотивацию обучения;

- повысить эффективность процесса обучения;

- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

- совершенствовать методики проведения уроков;

- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

- планировать и систематизировать свою работу;

- использовать, как средство самообразования;

- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированным подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного обучения) могут дать очень хороший результат.

На уроках информатики мы используем различные виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, программные средства обучения и контроля (электронные учебники, электронные уроки, интерактивные тесты).

При подготовке и проведении уроков на различных этапах обучения используются различные формы ИКТ (примеры демонстрируются с помощью презентации,):

- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности.

- мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.

- использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board позволяет учителям и ученикам в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня электронные учебные пособия позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видео-изображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, составляет план урока исходя из его целей; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Вот примеры использования презентаций на уроках информатики:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования и совершенствования практических навыков. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета. Подобные уроки включают интерактивный мультимедийный контент, который позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на флэш-диске или через Интернет.

Так как на сегодняшний день недостаточно готовых УМК с мультимедийными приложениями, учителю необходимо самому создавать недостающие элементы урока. Компьютер при этом будет выполнять следующие функции: - как тренажер в процессе формирования умений и навыков; - как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности; - как источник учебной информации; - как средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся. Вообще компьютерный класс предоставляет множество дидактических возможностей, таких как: подача дозированной текстовой информации на экраны мониторов учащихся или на экран от проектора; постановка различных задач учащимся; организация коллективной мыслительной деятельности; демонстрация схем, чертежей и другой видеоинформации; контроль знаний; работа с электронными учебниками.

Предметный сайт учителя – современный инструмент обучения. Он позволяет обеспечить открытость, доступность и наглядность образования.

ВложениеРазмер
metodicheskiy_doklad_sayt.docx 899.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методический доклад: Образовательный сайт учителя информатики как важнейший инструмент повышения качества преподавания предмета.

Предметный сайт учителя – современный инструмент обучения. Он позволяет обеспечить открытость, доступность и наглядность образования.

Открытость образования может быть обеспечена за счёт размещения на сайте

  • учебных программ,
  • авторских разработок педагога,
  • некоторого дидактического материала,
  • творческих работ учеников,
  • информацию по используемым учебно-методическим комплектам,
  • дополнительную информацию (планы работы, конкурсы, мероприятия).

Доступность образования заключается в размещении на предметном сайте учителя

Наглядность образования заключается в представлении на сайте наглядных учебных пособий (схемы, графики, рисунки) и фотографий (с уроков, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий).


Структура сайта учителя информатики Чегарнова В.Ф. ориентирована, в первую очередь, на ученика, и только потом для коллег, административных работников различного уровня и родителей. В связи с этим структура сайта интуитивно понятна учащимся.

На предметном сайте представлены:

- программы, необходимые для выполнения заданий

- цифровые образовательные ресурсы

- информация о проведении аттестации в форме ОГЭ.

Теоретический материал представлен по классам (5- 9 классы) и структурирован как материалы к урокам и поурочное планирование:


Практический материал представлен файлами-заготовками и всеми практическими заданиями, реализуемыми в данном классе, а также инструкциями по выполнению


Тренажер для мыши (хвост)

Тренажер для мыши (поймай меня)

Решение задач табличным способом

Игра "ЛОГИКА" (перекладывание алмаза)

Open Office (текстовый, векторный редактор, создание презентаций)

Open Office (текстовый, векторный редактор, создание презентаций)

Клавиатурный тренажерЛогоМиры 2.0

Open Office (текстовый, векторный редактор)

Векторный редактор КОМПАС 3D

Open Office (текстовый, векторный редактор)

Windows Movie Maker

Методика использования предметного сайта учителя в образовательном процессе

Использовать предметный сайт учителя можно во время урока, во внеурочной деятельности, в домашних условиях.

Использование предметного сайта учителя на уроке

Для оптимального усвоения обучающимися учебного материала необходимо использовать разнообразные формы работы в рамках одного урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах, работа в парах .

Работа с сайтом предполагает работу за компьютером, а значит необходимо соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. Поэтом работа ученика с предметным сайтом учителя на уроке может относиться только к индивидуальной работе и занимать часть урока (10-15 минут).

Основной принцип учителя на уроке должен заключаться в том, что ученик обязательно должен почерпнуть что-то новое для себя. Усреднённую схему урока можно представить следующим образом ( Рисунок 1 ):

схема.JPG

Рассмотрим возможность использования предметного сайта на каждом этапе урока.

Это может быть сделано в виде опроса, решения кроссворда или задачи (поставленной проблемы) и т.д. Предметный сайт здесь может заменить опрос, если его представить в виде теста для самоконтроля. Кроссворд, выполненный, например, в виде flesh-приложения, так же может быть размещён на сайте.

Ученик, выполнивший задания первым, комментирует ответы на вопросы и получает оценку. Остальные учащиеся класса имеют возможность дополнить или скорректировать ответ.

Ученик самостоятельно читает конспект, представленный в виде текстового документа, тем самым изучая новый учебный материал. Этот вариант не являться эффективным, т.к. учащийся не сможет долгое время сосредоточиться и осознанно читать конспект. Здесь на помощь может прийти презентация.

Конспект, представленный в виде презентации, более наглядный, смена слайдов снимает проблему монотонности. Динамика объектов на слайде позволит сконцентрировать внимание на конкретном объекте. Здесь главное не переборщить, иначе ученик перестанет воспринимать учебный материал, а сосредоточится на анимации объектов, например, будет рассматривать как появляется, передвигается или исчезает объект, но не будет понимать зачем всё это происходит, смысловая линия будет утеряна.

Добавление звукового сопровождения позволит задействовать больше органов чувств, принимающих информацию, что повысит запоминание и понимание материала. Кроме этого, каждый учащийся сможет усваивать учебный материал в удобном для себя темпе. Ели нет возможности добавить звук, комментарий может давать учитель.

Видеоролик, размещённый на сайте, станет ярким моментом урока. Вероятность запоминания информации, представленной в видеоролике гораздо выше, чем в других случаях.

Эту же роль может выполнить интерактивный кроссворд, размещённый на сайте.

Необходимо обратить особое внимание на то, что категорически нельзя использовать предметный сайт учителя на всех этапах урока , это всего лишь одна из форм работы на уроке.

Использование предметного сайта учителя во внеурочной деятельности

Использование предметного сайта учителя во внеурочной деятельности будет определяться характером, проводимого мероприятия, и возможностью доступа к Интернет ресурсам.

На сайте педагога могут быть представлены задания для проведения мероприятий, информация, необходимая для выполнения заданий конкурса и многое другое.

Можно предложить некоторое командное состязание. На предметном сайте учителя размещаются тестовые вопросы одного конкурса, например, конкурса интеллектуалов, команда или представитель команды (капитан) отвечает на них. Результаты могут быть доступны сразу, если используется тест для самопроверки, или отправляются на адрес электронной почты учителя, если используется контролирующий тест. Учитель подводит итоги во время проведения следующих конкурсов, после чего оглашает их.

Возможно проведения спортивного состязания, состоящего из нескольких этапов. Для перехода на следующий этап, команда должна получить подсказку в виде ключевого слова. Ключевое слово может быть зашифровано на странице сайта учителя.

Вариантов использования предметного сайта может быть много. Его можно использовать и для размещения авторских разработок, сценариев внеурочных мероприятий.

Использования предметного сайта учителя в условиях дистанционного обучения

Неоценимую помощь предметный сайт учителя окажет ученикам, пропустившим занятия по каким-либо причинам, а также в условиях дистанционного обучения.

Просмотр учебного материала урока поможет как отсутствующим на уроке ученикам, так и присутствующим в качестве повторения. Особенно часто обращаться к этому ресурсу будут в случае интересного представления этого материала.

Прохождение тестов для самопроверки позволит структурировать и обобщить знания ученика по теме, тем самым подготовка к проверочной работе будет более продуктивной.

Хорошим помощником станет предметный сайт учителя при подготовке к внеклассному мероприятию: опыт прошедших мероприятий подтолкнет к новым идеям.

И, наконец, саморазвитие. Занимательные задачи, задачи повышенной сложности, кроссворды способствую развитию ученика. Мотивированное решение задачи с объяснением – возможность получения дополнительной оценки.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения предмета Информатика каждый ребенок должен научиться не только эффективно и с пользой работать на компьютере, но и научиться целенаправленно использовать возможности компьютера для познания и созидания окружающего нас мира.

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших компетенций деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, используя для этого весь набор современных средств и методов передовых технологий. Это добавляет к целям школьного образования ещё одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества.

Я работаю учителем Информатики в 7-9 общеобразовательных и в 10-11 в базовых и профильных группах.

В работе использую следующие формы деятельности: теоретические и практические занятия; организация индивидуальных занятий и консультаций для учащихся, проявляющих повышенный интерес к информатике, а также для отстающих; изучение дополнительного учебного материала; стимулирование самостоятельного изучения материала с последующим контролем; участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В последнее время актуальным стало и обучение с применением дистанционных технологий.

Как учитель, ставлю перед собою следующие цели педагогической деятельности:

формирование информационной культуры у учащихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

развитие у школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала с использованием для этого разноуровневого богатейшего компьютерного инструментария.

интеграция урочной и внеурочной деятельности для мотивации обучения при работе с детьми.

знакомство учащихся с понятиями система, информация, модель, алгоритм, языки программирования и их ролью в формировании современной информационной картины мира, учащиеся должны уметь давать определения этим понятиям, выделять на признаки и объяснять их, различать разновидности моделей, алгоритмов и т.д.;

раскрытие общих закономерностей информационных процессов в природе обществе, технических системах, объяснение сути информационных процессов, овладевать умениями измерять информацию;

формирование умения организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

формирование навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач и для будущей профессиональной деятельности;

формирование навыков безопасного использования сети Интернет

воспитания уважения к авторскому материалу.

Для реализации намеченных целей необходимо решить следующие задачи:

дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания информатики, сочетающих в себе разнообразные подходы к деятельности учащихся;

создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;

вызвать интерес к предмету у детей, научить их иметь собственное мнение.

При проектировании и осуществлении своей деятельности я руководствуюсь следующими концептуальными принципами:

1. Обучение информатики – это общение ребёнка с компьютером.

2. Учение есть не прямая производная обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.

3. Принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и способностями.

4. Опора на успех ребёнка в любой деятельности.

Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

● Формирование устойчивой мотивации у учащихся разной категории;

● Нахождение приёмов и методов формирования информационной культуры для разной возрастной категории учащихся;

● Включение учеников в социально значимую деятельность (олимпиады, конкурсы , работа над школьными проектами ).

Несмотря на внедрение новых форм обучения считаю урок основной формой учебных занятий, но тоже иду в ногу со временем - постоянно совершенствую методику его проведения. В своей практике использую различные формы уроков: лекции, семинары, практикумы по отработке навыков и закреплению теоретических знаний, элементы дидактической игры. Считаю, что успешное обучение - это обучение с помощью деятельности самого ученика. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению в кабинете накоплен богатый дидактический материал по всем классам, разделам, темам, который постоянно пополняется и обновляется. Наличие такого материала позволяет подобрать каждому ученику задание в соответствии с его способностями и, в то же время, в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольные, проверочные работы и задания для срезов знаний я стараюсь составлять в тестовом виде, внедряю электронные тестовые задания, что позволяет увеличить темп и объем выполняемых заданий на уроке, сосредоточить внимание учащихся на ключевых моментах, отработать навык выполнения тестовых заданий. Информатика дает учащимся умение применять свои знания не только в узком кругу предметов, инструменты информационных технологий позволяют выполнять интересные задания и по предметам гуманитарного цикла. Поэтому, большое количество умений и навыков, формируемых у учащихся на уроках информатики можно назвать надпредметными.

как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование);

для индивидуализации ученого процесса (можно дать двум учащимся задания, разграничив для этого поле интерактивной доски);

для организации коллективной и групповой работы ( выполнение проектов, которые потом защищаются представителями групп);для организации обратной связи (использую систему голосования SMART Board Response LE);

как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Применяя новые информационные технологии, я пришел к выводу:

у учащихся повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

можно легко осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

за один и тот же промежуток времени объем выполнения работы увеличивается;

автоматизируется процесс контроля и оценки знаний;

прививается культура учебной деятельности (планирование, самоконтроль, взаимоконтроль).

Работая с большим количеством технических устройств, важно понимать, что использование ИКТ не решит всех учебных проблем. Можно иметь все мыслимые и немыслимые дивайсы, но не видеть самого главного – ученика, который прежде всего в учителе видит наставника. У меня был пример, когда ученик, не имея дома компьютера, выигрывал муниципальный этап олимпиады по информатике. Поэтому считаю чрезвычайно важным для эффективной работы учителя и достижения высоких результатов оптимальный выбор методов обучения. При проведении уроков применяю разнообразные методы и приемы обучения. Для повышения внимания к изучаемому предмету использую словесные, наглядные методы, методы стимулирования учения. Большим подспорьем для этого служит инструменты интерактивной доски. Практические методы применяю для развития практических умений и навыков. Это лабораторные и практические, творческие работы. Если материал довольно сложный для простого восприятия, то вначале изучения материала не отказываюсь от репродуктивных методов, что позволяет учащимся с недостаточной мотивацией, продвигаться вперед. Если материал доступен для самостоятельного изучения, то для развития навыка самостоятельной работы, формирования навыков учебного труда применяю методы самостоятельной работы, например, работа с источником, в сети Интернет. Для развития мышления , творчества, креативности – метод проектов.

Работая учителем более 30 лет, я приш е л к выводу, чтобы стать хорошим учителем, нужно иметь не только отличные теоретические и практические знания по преподаваемому предмету, но и огромное желание работать с детьми, любить детей и отдавать детям все, что умеешь и знаешь.

Читайте также: