Как вывести сообщение в си

Обновлено: 02.05.2024

В этом уроке мы познакомимся с особенностями функции printf() и типами данных: целыми и вещественными числами, символами, массивами и строками. Это далеко не все допустимые в C типы. Есть еще указатели, структуры, объединения, перечисления, также в C есть возможность определять собственные типы данных.

Функция printf() и форматированный вывод

Вывод символов на экран, а точнее в стандартный поток вывода, осуществляется в языке C помощью функции printf(). Эта функция выводит на экран строку, переданную первым аргументом, предварительно заменив в ней специальные комбинации символов преобразованными в символы данными, переданными последующими аргументами. Следующие после первой строки данные могут быть строками, символами, целыми или вещественными числами, а также указателями. У каждого типа данных имеется свое обозначение — своя спецификация формата.

На прошлом уроке мы выводили строку "Hello World" вот так:

Однако то же самое можно было получить так:

Здесь %s — это спецификация строкового формата, т. е. вместо %s будет подставлен следующий аргумент, данные которого должны быть строкой. Вывод целого числа может выглядеть так:

Вместо числа 5 может стоять переменная целочисленного типа. Функция printf() может принимать произвольное число аргументов:

При выводе данные подставляются по очередности следования: 3 на место первой спецификации, dogs на место второй и т.д. То есть следует строго соблюдать соответствие форматов и последующих данных.

Под выводимые данные можно выделять больше знакомест, чем необходимо. Для этого между знаком % и буквой формата прописывается целое число, обозначающие ширину поля, например так: %10d. По умолчанию выравнивание происходит по правому краю. Для выравнивания по левому краю перед числом ставится знак минус.

Напишите программу, которая выводила бы на экране данные примерно так, как на картинке. При этом используйте возможность задать ширину поля, а также выравнивание по левому и правому краям.

Целочисленные типы

В языке C существует несколько типов целых чисел. Они различаются между собой объемом памяти, отводимым под переменную, а также возможностью присваивания положительных и отрицательных значений. От объема памяти, т. е. от количества выделяемых байтов под переменную, зависит, каким может быть максимально возможное значение, записанное в данную переменную. Следует отметить, что в языке Си объем памяти, выделяемый под конкретный тип, может зависеть от операционной системы.

Так, если под переменную какого-либо целочисленного типа выделяется 2 байта, что составляет 16 бит, и ей можно присваивать только положительные числа и ноль, то эти числа будут в диапазоне от 0 до 65535, т. к. 2 16 = 65536, но одна вариация забирается на нуль. Если же тип допускает отрицательные числа, то диапазон допустимых значений уже будет лежать в пределах от -32768 до +32767.

Часто в программах используется тип int. Вот пример, где происходит объявление и определение (присваивание значений) целочисленных переменных, а также вывод их значений на экран:

Обратите внимание, что в языке C присваивать значение можно при объявлении переменных.

Результат будет таким:

Чтобы понять, почему такое происходит, представьте себе числовую ось не в виде прямой, а в виде окружности. Когда мы достигаем конца, двигаясь например по часовой стрелке, то это значит, что мы пришли в начало. Поэтому, продолжая движение по часовой стрелке, следующее число, которое мы увидим за максимально возможным, – это самое минимальное. Данную особенность языка Си следует иметь в виду при выполнении арифметических действий.

То же самое с минимумом int. Если мы начнем из него вычитать, т. е. двигаться против часовой стрелки, то перескочим максимальную границу и будем идти в направлении уменьшения уже от нее:

Помимо типа int в языке программирования C существуют другие (модифицированные) целочисленные типы:

short — отводится меньше байтов, чем на int;

long — отводится больше байтов, чем на int (не всегда, зависит от системы);

unsigned — столько же байт как у int, но без отрицательных чисел; в результате чего знаковый разряд освобождается, и количество положительных значений увеличивается;

При выводе длинных чисел следует дополнять спецификацию формата буквой l перед буквой формата. Например:

Символы

Под символьный тип данных отводится 1 байт памяти. У каждого символа есть соответствующее ему целое число по таблице символов ASCII.

Тип char языка программирования C включает диапазон чисел от -128 до 127. Значения от 0 до 127 могут быть заданы или выведены на экран в виде соответствующих символов (на самом деле не все). Если значение переменной задается в виде символа, то символ заключается в одиночные кавычки, например, так: 'w'. Также в языке существует тип unsigned char с диапазоном чисел от 0 до 255.

С другой стороны, если переменная задана как int или short и ей присвоено значение в диапазоне, где оно может быть представлено символом, то значение можно вывести как символ. Соответственно целочисленной переменной можно присвоить символ.

Если в программе вы будете использовать целые числа со значениями до 127 или 255 и хотите сэкономить память, то объявите переменную как char или unsigned char.

Получается, что в программе символы — это числа, а числа — символы. Тогда как указать, что мы хотим видеть на экране: символ или число? Для вывода на экран символов используется спецификация формата вида %c.

Так программа, представленная ниже,

выдает такой результат:

Число 63 по таблице символов ASCII соответствует знаку '?'. Сначала мы выводим значение переменной ch в формате символа, затем – числа. Тоже самое с переменной uch, однако ее значение было задано через символ, а не число.

Вещественные типы данных

В языке C существует три типа чисел с плавающей точкой: float и double (двойной точности) и long double. Также существует три формата вывода вещественных чисел, причем они не связаны с типами, а связаны с удобством представления числа. Вещественные числа могут иметь высокую точность, очень маленькое или очень большое значение. Если выполнить функции printf() с такими параметрами:

, то на экране мы увидим следующее:

В первом случае (%f) выводится число в обычном виде. По умолчанию точность представления числа равна шести знакам после точки.

Во втором случае (%g) число выводится как обычно, если количество значащих нулей не больше четырех. Если количество значащих нулей четыре и больше, то число выводится в нормализованном виде (третий случай). Запись 5e-5 означает 5 * 10 -5 , что равно 0.00005. А, например, запись 4.325e+3 является экспоненциальной записью 4.325 * 10 3 , что равно 4325. Если с такой формой представления чисел вы сталкиваетесь первый раз, то почитайте дополнительные источники, например, статью в Википедии "Экспоненциальная запись".

Четвертый формат (%e) выведет число исключительно в нормализованном виде, каким бы это вещественное число ни было.

Если при выводе требуется округлить число до определенной точности, то перед буквой-форматом ставят точку и число-указатель точности. Например, printf("%.2f", 0.23) выведет на экран 0.23, а не 0.230000. Когда требуется указать еще и поле, то его ширину прописывают перед точкой, например, %10.3f.

Массивы

Переменные, содержащие массивы, в языке программирования C объявляются, например, так:

Если при указании количества элементов используется константа, она должна быть определена до своего использования следующим образом (чаще константы определяют вне функций):

Индексация массивов в языке программирования C начинается с нуля.

Присваивание значений элементам массивов можно произвести сразу или в процессе выполнения программы. Например:

Когда переменная-массив объявляется и сразу определяется (как в случае vowels), то размер массива можно не указывать, т. к. он вычисляется по количеству элементов, переданных в фигурных скобках.

Строки

В языке программирования С нет отдельного строкового типа данных, хотя формат вывода строки есть (%s). Строки в C – это массивы символов, последний элемент которых является первым (с номером 0) символом в таблице ASCII. В этом месте таблицы стоит "ничто", имеющее символьное обозначение '\0'.

С другой стороны, строки — это необычные массивы в том смысле, что работа с ними в языке программирования C несколько отличается от работы с числовыми массивами. В этом мы убедимся позже.

Выше мы объявили и определили массив vowels. Если бы мы его определили вот так:

то он был бы строкой. Во втором случае сами двойные кавычки "говорят" что это строка, и символ окончания строки '\0' записывается в память автоматом.

Массивы символов можно выводить на экран, просто указав имя переменной, а вот с массивами чисел такой номер не пройдет:

Функция sizeof()

Функция sizeof() языка C принимает в качестве аргумента константу, тип данных или переменную и возвращает количество байт, которые отведено под этот объект в памяти.

При выводе на экран значения, возвращаемого sizeof() используется формат %lu (длинное целое без знака). Примеры:

Напишите программу, выводящую информацию о количестве байтов, отводимых в памяти под типы данных, которые были изучены на данном уроке. При работе с массивами символов, определяемыми как строковые литералы (в двойных кавычках), обратите внимание, что размер массива больше на единицу, чем количество видимых символов.

Теги: Форматированный ввод, форматированный вывод, printf, scanf, fgets, getch, строка формата, спецификатор формата, флаги, управляющие символы.

Форматированный вывод

Сегодня мы рассмотрим две важные функции форматированного ввода и вывода. Устройство и работу этих функций полностью можно понять только после изучения работы с указателями и функций с переменным числом параметров. Но пользоваться этими функциями необходимо уже сейчас, так что некоторые моменты придётся пропустить.

Функция форматированного вывода printf получает в качестве аргументов строку формат и аргументы, которые необходимо вывести в соответствии с форматом, и возвращает число выведенных символов. В случае ошибки возвращает отрицательное значение и устанавливает значение ferror. Если произошло несколько ошибок, errno равно EILSEQ.
int printf (const char * format, . );

Функция проходит по строке и заменяет первое вхождение % на первый аргумент, второе вхождение % на второй аргумент и т.д. Далее мы будем просто рассматривать список флагов и примеры использования.

Общий синтаксис спецификатора формата
%[флаги][ширина][.точность][длина]спецификатор
Спецификатор – это самый важный компонент. Он определяет тип переменной и способ её вывода.

Таб. 1 Спецификатор типа.
Спецификатор Что хотим вывести Пример
d или i Целое со знаком в в десятичном виде 392
u Целое без знака в десятичном виде 7235
o Беззнаковое в восьмеричном виде 657
x Беззнаковое целое в шестнадцатеричном виде 7fa
X Беззнаковое целое в шестнадцатеричном виде, верхний регистр 7FA
f или F Число с плавающей точкой 3.4563745
e Экспоненциальная форма для числа с плавающей точкой 3.1234e+3
E Экспоненциальная форма для числа с плавающей точкой, верхний регистр 3.1234E+3
g Кратчайшее из представлений форматов f и e 3.12
G Кратчайшее из представлений форматов F и E 3.12
a Шестнадцатеричное представление числа с плавающей точкой -0xc.90fep-2
A Шестнадцатеричное представление числа с плавающей точкой, верхний регистр -0xc.90FEP-2
c Буква a
s Строка (нуль-терминированный массив букв) Hello World
p Адрес указателя b8000000
n Ничего не печатает. Аргументом должен быть указатель на signed int. По этому адресу будет сохранено количество букв, которое было выведено до встречи %n
% Два идущих друг за другом процента выводят знак процента %

Строка формата также может включать в себя следующие необязательные суб-спецификаторы: флаг, ширина, .точность и модификатор (именно в таком порядке).

Суб-спецификатор длины изменяет длину типа. В случае, если длина не совпадает с типом, по возможности происходит преобразование до нужного типа.

Таб. 5 Длина.
спецификаторы
Длина d, i u o x X f F e E g G a A c s p n
(none) int unsigned int double int char* void* int*
hh signed char unsigned char signed char*
h short int unsigned short int short int*
l long int unsigned long int wint_t wchar_t* long int*
ll long long int unsigned long long int long long int*
j intmax_t uintmax_t intmax_t*
z size_t size_t size_t*
t ptrdiff_t ptrdiff_t ptrdiff_t*
L long double

Форматированный ввод

Рассмотрим форматированный ввод функцией scanf.
int scanf(const char*, . )
Функция принимает строку формата ввода (она похожа на строку формата printf) и адреса, по которым необходимо записать считанные данные. Возвращает количество успешно проинициализированных аргументов.
Формат спецификатора ввода
%[*][ширина][длинна]спецификатор

Таб. 6 Спецификатор типа.
Спецификатор Описание Выбранные символы
i, u Целые Произвольное число цифр (0-9), возможно, начинающихся с + или -. Если число начинается с 0, то считывается в восьмеричном формате, если с 0x, то в шестнадцатеричном.
d Десятичное целое Произвольное число цифр (0-9), возможно, начинающихся с + или -.
o восьмеричное целое Произвольное число цифр (0-7), возможно, начинающихся с + или -.
x Шестнадцатеричное целое Произвольное число цифр (0-F), возможно, начинающихся с + или - и префикса 0x или 0X.
f, e, g Число с плавающей точкой Число, состоящее из набора цифр 0-9, возможно с десятичным разделителем (точкой). Возможно также представление в экспоненциальной форме. C99 позволяет также вводить число в шестнадцатеричном формате.
a
c Символ Если ширина не передана, то считывает один символ. Если ширина передана, то считывает нужное количество символов и размещает их в массиве БЕЗ терминального символа на конце.
s Строка Считывает все не пробельные символы. Если указана ширина, то не более n символов. Ставит на место n+1 символа терминальный.
p Адрес указателя Последовательность символов, трактуемая как адрес указателя. Формат зависит от реализации, но совпадает с тем, как выводит printf с ключом p
[символы] Множество символов Считывает только те символы, которые записаны в квадратных скобках, С99
[^символы] Множество символов Считывает только те символы, которые не указаны в квадратных скобках, С99
n Ничего не считывает Сохраняет число уже считанных символов по указанному адресу

Как и в printf, ширина, заданная символом * ожидает аргумента, который будт задавать ширину. Флаг длина совпадает с таким флагом функции printf.

Кроме функций scanf и printf есть ещё ряд функций, которые позволяют получать вводимые данные

int getch() [aka _getch(), getchar()] - возвращает введённый символ, при этом не выводит его на консоль.

char * fgets ( char * str, int num, FILE * stream ) - функция позволяет считывать строку с пробельными символами. Несмотря на то, что она работает с файлом, можно с её помощью считывать и из стандартного потока ввода. Её преимущество относительно gets в том, что она позволяет указать максимальный размер считываемой строки и заканчивает строку терминальным символом.

Это не полный набор различных функций символьного ввода и вывода. Таких функций море, но очень многие из них небезопасны, поэтому перед использованием внимательно читайте документацию.

Непечатные символы

В си определён ряд символов, которые не выводятся на печать, но позволяют производить форматирование вывода. Эти символы можно задавать в виде численных значений, либо в виде эскейп-последовательностей: символа, экранированного обратным слешем.

Таб. 7 Управляющие последовательности.
Последовательность Числовое значение Результат
\a 0x07 Звуковой сигнал
\b 0x08 Перевод каретки на одно значение назад
\f 0x0c Новая страница
\n 0x0a Перевод строки, новая строка
\r 0x0d Возврат каретки
\t 0x09 Табуляция
\v 0x0b Вертикальная табуляция
\" 0x22 Двойная кавычка
\\ 0x5с Обратный слеш

email

Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик

char *fgets(char *str, int num, FILE *stream) - читает до num-1 символов или пока не встретится '\n' или EOF из потока stream и помещает их в массив символов, на который указывает str. По окончании считывания в массив str сразу после последнего считанного символа помещается нулевой символ.

! Символ '\n' после чтения меньше чем num-1 станет частью массива str.

При вызове fgets(ptr, N - 1, stdin);

где объявлено char ptr[N];

int scanf(const char *управляющая_строка, . ); - читает и интерпретирует вводимые пользователем символы в зависимости от управляющей строки

и возвращает количество тех элементов данных, которым было успешно присвоено значение и в случае ошибки EOF.

Так как читает либо до первого разделителя (' ', '\n', '\t') либо заданное число символов

При попытке игнорировать разделители, например, scanf("%d\n", &n) ведет себя по-разному в зависимости реализации стандартной библиотеки, так в VisualStudio будет ждать первого отличного от разделителя (' ', '\n', '\t') символа , который также останется в очереди ввода и будет считан уже следующей функцией ввода.

Поэтому лишние символы ввода после scanf(..) для корректной работы нужно "забрать", например, fgets(str, N - 1, stdin);

и если уверены, что останется только один символ getchar();

Управляющая строка состоит из символов трех видов:

разделителей (пробел, перевод строки, табуляция),

других символов, не являющихся разделителями.

В отличие от scanf scanf_s требу ет , чтобы вы указали размеры буфера для некоторых параметров. Укажите размеры для всех параметров со спецификаторами %c , %C , %s , %S или набора элементов управления строкой [] . Размер буфера в символах передается как дополнительный параметр в функции scanf_s . Он следует сразу за указателем на буфер или переменную.

ИЛИ явно scanf_s("%1c", &c);

Для чтения целого числа используйте спецификатор преобразования %d или %i. A для чтения числа с плавающей точкой, представленного в стандартном или экспоненциальном виде, используйте спецификатор преобразования %e, %f или %g. (Кроме того, для чтения числа с плавающей точкой стандарт С99 разрешает использовать также спецификатор преобразования %a.)

Функцию scanf() можно использовать для чтения целых значений в восьмеричной или шестнадцатеричной форме, применяя для этого соответственно команды форматирования %o и %x, последняя из которых может быть как на верхнем, так и на нижнем регистре. Когда вводятся шестнадцатеричные числа, то буквы от А до F, представляющие шестнадцатеричные цифры, должны быть на том же самом регистре, что и литера-спецификатор. Следующая программа читает восьмеричное и шестнадцатеричное число:

Функция scanf() прекращает чтение числа тогда, когда встречается первый нечисловой символ.

Для ввода целого значения без знака используйте спецификатор формата %u. Например, операторы

выполняют считывание целого числа без знака и присваивают его переменной num.

Как уже говорилось в этой главе, одиночные символы можно прочитать с помощью функции getchar() или какой-либо функции, родственной с ней. Для той же цели можно использовать также вызов функции scanf() со спецификатором формата %c. Но, как и большинство реализаций getchar(), функция scanf() при использовании спецификатора преобразования %c обычно будет выполнять построчно буферизованный ввод. В интерактивной среде такая ситуация вызывает определенные трудности.

При чтении одиночного символа символы разделителей читаются так же, как и любой другой символ, хотя при чтении данных других типов разделители интерпретируются как разделители полей. Например, при вводе с входного потока "x y" фрагмент кода

помещает символ x в a, пробел — в b, а символ y — в c.

Для чтения из входного потока строки можно использовать функцию scanf() со спецификатором преобразования %s. Использование спецификатора преобразования %s заставляет scanf() читать символы до тех пор, пока не встретится какой-либо разделитель. Читаемые символы помещаются в символьный массив, на который указывает соответствующий аргумент, а после введенных символов еще добавляется символ конца строки ('0'). Что касается scanf(), то таким разделителем может быть пробел, разделитель строк, табуляция, вертикальная табуляция или подача страницы. В отличие от gets(), которая читает строку, пока не будет нажата клавиша , scanf() читает строку до тех пор, пока не встретится первый разделитель. Это означает, что scanf() нельзя использовать для чтения строки "это испытание", потому что после пробела процесс чтения прекратится. Чтобы увидеть, как действует спецификатор %s, попробуйте при выполнении этой программы ввести строку "привет всем":

printf("Вот Ваша строка: %s", str);

Программа выведет только часть строки, то есть слово привет.

Для ввода какого-либо адреса памяти используйте спецификатор преобразования %p. Этот спецификатор преобразования заставляет функцию scanf() читать адрес в том формате, который определен архитектурой центрального процессора. Например, следующая программа вначале вводит адрес, а затем отображает то, что находится в памяти по этому адресу:

printf("По адресу %p находится %c\n", p, *p);

Спецификатор %n указывает, что scanf() должна поместить количество символов, считанных (до того момента, когда встретился %n) из входного потока в целую переменную, указанную соответствующим аргументом.

Функция scanf() поддерживает спецификатор формата общего назначения, называемый набором сканируемых символов (scanset). Набор сканируемых символовпредставляет собой множество символов. Когда scanf() обрабатывает такое множество, то вводит только те символы, которые входят в набор сканируемых символов. Читаемые символы будут помещаться в массив символов, который указан аргументом, соответствующим набору сканируемых символов. Этот набор определяется следующим образом: все те символы, которые предстоит сканировать, помещают в квадратные скобки. Непосредственно перед открывающей квадратной скобкой должен находиться знак %. Например, следующий набор сканируемых символов дает указание scanf() сканировать только символы X, Y и Z:

При использовании набора сканируемых символов функция scanf() продолжает читать символы, помещая их в соответствующий массив символов, пока не встретится символ, не входящий в этот набор. При возвращении из scanf() в массиве символов будет находиться строка, состоящая из считанных символов, причем эта строка будет заканчиваться символом конца строки. Чтобы увидеть, как это все работает, запустите следующую программу:

char str[80], str2[80];

printf("%d %s %s", i, str, str2);

Введите 123abcdtye, а затем нажмите клавишу . После этого программа выведет 123 abed tye. Так как в данном случае 't' не входит в набор сканируемых символов, то scanf() прекратила чтение символов в переменную str сразу после того, как встретился символ 't'. Оставшиеся символы были помещены в переменную str2.

Кроме того, можно указать набор сканируемых символов, работающий с точностью до наоборот; тогда первым символом в таком наборе должен быть ^. Этот символ дает указание scanf() принимать любой символ, который не входит в набор сканируемых символов.

В большинстве реализаций для указания диапазона можно использовать дефис. Например, указанный ниже набор сканируемых символов дает функции scanf()указание принимать символы от А до Z:

Следует обратить внимание на такой важный момент: набор сканируемых символов чувствителен к регистру букв. Если нужно сканировать буквы и на верхнем, и на нижнем регистре, то их надо указывать отдельно для каждого регистра.

Разделитель в управляющей строке дает scanf() указание пропустить в потоке ввода один или несколько начальных разделителей. Разделителями являются пробелы, табуляции, вертикальные табуляции, подачи страниц и разделители строк. В сущности, один разделитель в управляющей строке заставляет scanf()читать, но не сохранять любое количество (в том числе и нулевое) разделителей, которые находятся перед первым символом, не являющимся разделителем.

Если в управляющей строке находится символ, не являющийся разделителем, то функция scanf() прочитает символ из входного потока, проверит, совпадает ли прочитанный символ с указанным в управляющей строке, и в случае совпадения пропустит прочитанный символ. Например, "%d,%d" заставляет scanf()прочитать целое значение, прочитать запятую и пропустить ее (если это была запятая!), а затем прочитать следующее целое значение. Если же указанный символ во входном потоке не будет найден, то scanf() завершится. Когда нужно прочитать и отбросить знак процента, то в управляющей строке следует указать %%.

Для всех переменных, которые должны получить значения с помощью scanf(), должны быть переданы адреса. Это означает, что все аргументы должны быть указателями. Вспомните, что именно так в С создается вызов по ссылке и именно тогда функция может изменить содержимое аргумента. Например, для считывания целого значения в переменную count можно использовать такой вызов функции scanf():

Строки будут читаться в символьные массивы, а имя массива без индекса является адресом первого его элемента. Таким образом, чтобы прочитать строку в символьный массив, можно использовать оператор

В этом случае str является указателем, и потому перед ним не нужно ставить оператор &.

Как и printf(), функция scanf() дает возможность модифицировать некоторое число своих спецификаторов формата. В спецификаторах формата моно указать модификатор максимальной длины поля. Это целое число, расположенное между % и спецификатором формата; оно ограничивает число символов, считываемых из этого поля. Например, чтобы считывать в переменную str не более 20 символов, пишите

Если поток ввода содержит больше 20 символов, то при следующем вызове функций ввода считывание начнется после того места, где оно закончилось при предыдущем вызове. Например, если вы в ответ на вызов scanf() из этого примера введете

то в str из-за спецификатора максимальной ширины поля будет помещено только 20 символов, то есть символы вплоть до Т. Это значит, что оставшиеся символы UVWXYZ пока еще не прочитаны. При следующем вызове scanf(), например при выполнении оператора

в str будут помешены буквы UVWXYZ. Ввод из поля может завершиться и до того, как будет достигнута максимальная длина поля — если встретится разделитель. В таком случае scanf() переходит к следующему полю.

Чтобы прочитать длинное целое, перед спецификатором формата поместите l (эль). А для чтения короткого целого значения перед спецификатором формата следует поместить n. Эти модификаторы можно использовать со следующими кодами форматов: d, i, o, u, x и n.

По умолчанию спецификаторы f, e и g дают scanf() указание присваивать данные переменной типа float. Если перед одним из этих спецификаторов будет помещен l (эль), то scanf() будет присваивать данные переменной типа double. Использование L дает scanf() указание, чтобы переменная, принимающая данные, имела тип long double.

Если в компиляторе предусмотрена обработка двухбайтовых символов [1] , добавленных в язык С Поправкой 1 от 1995 года, то модификатор l можно также использовать с такими кодами формата, как c и s. l непосредственно перед c является признаком указателя на объект типа wchar_t. А l непосредственно перед s — признак указателя на массив элементов типа wchar_t. Кроме того, l также применяется для модификации набора сканируемых символов, чтобы этот набор можно было использовать для двухбайтовых символов.

В Стандарте С99, кроме перечисленных, предусмотрены также модификаторы ll и hh, последний из которых можно применять к спецификаторам d, i, o, u, xили n. Он является признаком того, что соответствующий аргумент является указателем на значение, типа signed или unsigned char. Кроме того, к спецификаторам d, i, o, u, x и n можно применять и ll, этот спецификатор является признаком того, что соответствующий аргумент является указателем на значение типа signed (или unsigned) long long int.

scanf() может прочитать поле, но не присваивать прочитанное значение никакой переменной; для этого надо перед литерой-спецификатором формата поля поставить звездочку, *. Например, когда выполняется оператор

можно ввести пару координат 10,10. Запятая будет прочитана правильно, но ничему не будет присвоена. Подавление присвоения особенно полезно тогда, когда нужно обработать только часть того, что вводится.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ cout ДЛЯ ВЫВОДА ЧИСЕЛ

До сих пор созданные вами программы использовали сом/ для вывода символьных строк (букв и чисел, взятых в кавычки). Теперь вы узнаете, что сом/ можно также использовать для вывода чисел. Следующая программа 1001.СРР выводит число 1001 на ваш экран:

Откомпилируйте и запустите эту программу. На вашем экране будет отображено число 1001, как показано ниже:

Далее отредактируйте программу и измените оператор cout , чтобы вывести число 2002, как показано ниже:

Кроме отображения целых чисел (чисел без десятичной точки), сом/также позволяет вашим программам отображать числа с плавающей точкой, например 1.2345. Следующая программа FLOATING.CPP использует сом/для вывода числа 0.12345 на экран:

Как и ранее, откомпилируйте и запустите эту программу. На вашем экране появится следующий вывод:

ВЫВОД НЕСКОЛЬКИХ ЗНАЧЕНИЙ ОДНОВРЕМЕННО

Как вы уже знаете, двойной знак "меньше" является операцией вставки (эта операция вставляет символы в выходной поток для отображения). С помощью cout вы можете использовать несколько операций вставки в пределах одного оператора. Например, следующая программа 1001ТОО.СРР использует эту операцию четыре раза для отображения числа 1001 на вашем экране:

Когда вы откомпилируете и запустите эту программу, на вашем экране появится следующее:

Каждый раз, когда в C++ встречается операция вставки, число или символы просто добавляются к тем, что находятся в настоящее время в выходном потоке. Следующая программа SHOW1001.CPP с помощью cout выводит символьную строку и число:

Обратите внимание, что пробел, следующий за словом равно (внутри кавычек), служит для отделения числа 1001 от этого слова. Без пробела число сливается со следующим словом (равно 1001). Подобным образом следующая программа 1001MID.CPP отображает число 1001 в середине символьной строки:

Как и ранее, обратите внимание на расстановку пробелов до и после числа 1001.

Наконец, следующая программа MIXMATCH.CPP комбинирует строки, символы, целые числа и числа с плавающей точкой внутри одного и того же выходного потока:

Когда вы откомпилируете и запустите эту программу, на вашем экране появится следующий вывод:

С:\> MIXMATCH

В 20 лет мой оклад был 493.34

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ВЫВОДА

Все программы, созданные вами до сих пор, отображали свой вывод в виде одной строки. Однако большинство программ, которые вы создадите в дальнейшем, будут отображать несколько строк вывода. Например, предположим, что вы пишете программу, которая будет выводить адреса на экран. Вероятно, вы захотите, чтобы адреса появлялись в виде нескольких строк.

Если необходимо переместить курсор в начало следующей строки, можно поместить символ новой строки (\n) в выходной поток. В C++ вам предоставляется два разных способа генерации новой строки. Во-первых, вы можете поместить символы \n внутри символьной строки. Например, следующая программа TWOLINES.CPP отображает свой вывод в виде двух строк, используя символ новой строки:

Когда вы откомпилируете и запустите эту программу, символ новой строки обеспечит вывод двух строк, как показано ниже:

Если вы не выводите символьную строку, можете поместить символ новой строки внутри одинарных кавычек. Например, следующая программа NEWLINES.CPP выводит числа 1, 0, 0 и 1, каждое на своей собственной строке:

В дополнение к использованию символа новой строки для продвижения курсора в начало следующей строки ваши программы могут использовать символ endl (конец строки). Следующая программа ENDL.CPP иллюстрирует использование endl для продвижения курсора в начало новой строки:

Как и ранее, когда вы откомпилируете и запустите эту программу, на экране будет отображен вывод программы в виде двух строк:

C:\> ENDL

А теперь

Учимся программировать на языке C++

Наконец, следующая программа ADDRESS.CPP выводит адрес издательства "Jamsa Press" в несколько строк:

Другие специальные символы

В дополнение к символу новой строки, позволяющему вашим программам продвигать курсор в начало новой строки, вы можете использовать специальные символы, перечисленные в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Специальные символы для использования с cout.

Сигнальный (или звонок) символ

Символ возврата

Символ перевода страницы

Символ новой строки

Возврат каретки (не перевод строки)

Символ горизонтальной табуляции

Символ вертикальной табуляции

Символ обратный слеш

Одинарные кавычки

Двойные кавычки

Нулевой символ

Восьмеричное значение, например \007

Шестнадцатеричное значение, например \xFFFF

Замечание: При использовании специальных символов, перечисленных в табл. 3.1, вам следует располагать их внутри одинарных кавычек, если вы используете данные символы сами по себе, например '\n', или внутри двойных кавычек, если вы используете их внутри строки, например "Привem\nMup!".

Следующая программа SPECIAL.CPP использует специальные символы сигнала (\а) и табуляции (\t) для выдачи звука на встроенный динамик компьютера и затем выводит слова Звонок Звонок Звонок, разделенные табуляцией:

ВЫВОД ВОСЬМЕРИЧНЫХ И ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ

Программы, представленные в этом уроке до сих пор, выводили числа в десятичном виде. В зависимости от назначения ваших программ вам, возможно, потребуется выводить числа в восьмеричном или шестнадцатеричном виде. Для этого можно разместить модификаторы dec, oct и hex внутри выходного потока. Следующая программа ОСТНЕХ.СРР использует эти модификаторы для вывода значений в десятичном, восьмеричном и шестнадцатеричном виде:

Когда вы откомпилируете и запустите эту программу, на экране появится следующий результат:

С:\> OCTEX

Восьмеричный: 12 24

Шестнадцатеричный: а 14

Десятичный: 10 20

Примечание: Когда вы используете один из модификаторов для выбора восьмеричного, шестнадцатеричного или десятичного вывода, ваш выбор будет оставаться в силе до тех пор, пока программа не закончится или пока вы не используете другой модификатор.

ВЫВОД НА СТАНДАРТНОЕ УСТРОЙСТВО ОШИБОК

УПРАВЛЕНИЕ ШИРИНОЙ ВЫВОДА

Несколько предыдущих программ выводили числа на экран. Чтобы гарантировать правильное отображение этих чисел (с правильной расстановкой пробелов), программы включали пробелы до и после чисел. При выводе на cout или cerr ваши программы могут указать ширину вывода каждого числа, используя модификатор setw (установка ширины). С помощью setw программы указывают минимальное количество символов, занимаемое числом. Например, следующая программа SETW.CPP использует модификатор setw для выбора ширины 3, 4, 5 и 6 для числа 1001. Чтобы использовать модификатор setw, ваша программа должна включать заголовочный файл iomanip.h:

Когда вы откомпилируете и запустите эту программу, на экране появится следующий вывод:

С:\> SETW

Мое любимое число равно1001

Мое любимое число равно1001

Мое любимое число равно 1001

Мое любимое число равно 1001

Если вы указываете ширину с помощью setw, вы указываете минимальное количество символьных позиций, занимаемых числом. В предыдущей программе модификатор setw(3) указывал минимум три символа. Однако, так как число 1001 потребовало больше трех символов, cout использовал реально требуемое количество, которое в данном случае равнялось четырем. Следует отметить, что при использовании setw для выбора ширины, указанная ширина действительна для вывода только одного числа. Если вам необходимо указать ширину для нескольких чисел, вы должны использовать setw несколько раз.

Замечание: Предыдущая программа использует заголовочный файл IOMANIP.H. Вам, возможно, понадобится сейчас напечатать и исследовать содержимое этого файла. Как и в случае с заголовочным файлом IOSTREAM.H вы найдете данный файл внутри подкаталога INCLUDE, который находится в каталоге с файлами вашего компилятора.

ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Из этого урока вы узнали несколько способов использования cout для отображения вывода на экран. Все программы, которые вы создадите в процессе изучения оставшейся части книги, будут использовать cout для отображения вывода. Из урока 4 вы узнаете, как использовать переменные внутри своих программ для хранения значений, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Однако до изучения урока 4 убедитесь, что вы освоили следующие основные концепции:

Читайте также: