Как воспринял герой сообщение марии о своем замужестве облако в штанах

Обновлено: 02.07.2024

Поводом к созданию поэмы послужило знакомство Владимира Владимировича с Марией Денисовой и неразделённая любовь к ней.

Проблематика:

  • отрицание господствующего строя и всего, что с ним связано (искусство, отношения, образ жизни и пр.);
  • противостояние с Богом;
  • поэт и толпа.

Литературное направление: модернизм (футуризм).

Литературный жанр: поэма.

Время и место действия: место действия указано только в первой части — это город Одесса. Время действия — современность Маяковского.

Действующие лица

Краткое содержание

Вступление

Долой вашу любовь!

Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию. Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут. Он не может не кричать во весь голос.

Долой ваш строй!

Долой ваше искусство!

Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист). В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине). Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?

В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).

Долой вашу религию!

В этой части лирический герой снова говорит о девушке Марии. Он просит её любви, ведь жить так страшно: люди видятся ему отвратительными уродами, как уже съеденная еда, и ему не хочется для таких людей писать. Он повторяет имя Марии, зовёт её, но ответа нет. И тогда он обращается к Богу и предлагает превратить райские сады в публичный дом, уничтожить всё прекрасное — лишь бы избавиться от тех страданий, которые приносит любовь. Лирический герой упрекает Бога, он достаёт нож из сапога, чтобы убить Бога, угрожает ангелам, требует от мира признания своего величия.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В первой главе поэмы “Облако в штанах” рассказывается о том, как к лирическому герою не пришла возлюбленная. Он мучается и страдает на фоне неуютного декабрьского пейзажа. Благодаря экстравагантной лексике и каскаду причудливых метафор поэту как нельзя более удачно удавалось передать силу человеческих страданий, их порывистую динамику.

Ведь настоящее горе и отчаяние никогда не бывает утонченно красивым, как в сентиментальных романах восемнадцатого века. Это крик, вой, безудержный накал эмоций, лишь изредка прерываемый приступами

молчаливого отчаяния.
При помощи емких художественных деталей В. Маяковский создает обобщенные портреты персонажей. Лирический герой -“жилистая громадина”. Со стороны он выглядит мужественным и спокойным (“бронзовый”, “сердце – холодной железкою”).

На самом же деле душа его мучительно просит любви и ласки.
Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское, – В тоске признается он. Только очень талантливый писатель может так поэтично и в то же время откровенно рассказать об интимном. В этих метафоричных строках воплощена вся нечеловеческая боль одиночества.

герой, чувствует, что его предали, даже еще не зная об этом наверняка. Он уязвлен и беспомощен. Страдания от неразделенной любви усиливаются томительным ожиданием избранницы. Нетерпение лирического героя ярко и выразительно передает поступательный ряд числительных:
“Приду в четыре”, – сказала Мария. Восемь. Девять.

Десять.
Выразительны в этом отношении и глаголы (“стонет”, “корчится”, “горблюсь в окне”).
В. Маяковский не пишет: “Это было декабрьским вечером”. Он повествует так:
Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон, хмурый, декабрый.
И это мрачное описание еще более сгущает краски. Интересен звуковой состав подобранных слов: почти в каждом из них есть шипящие согласные. Они ассоциируются с шумом дождя и ветра и передают состояние непогоды. Таким образом, читатель догадывается о том, что делается за окном, еще задолго до того, как В. Маяковский прямо напишет об этом:
В стеклах дождинки серыеСвылись, Гримасу громадили, как будто воют химеры Собора Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери – величественное религиозное сооружение в самом сердце Парижа. В поэме много религиозных мотивов, обрамляющих исповедальный монолог “тринадцатого апостола”. Но в данном случае упоминание о соборе не только усиливает богоборческое звучание поэмы, но и срабатывает как эстетически удачное изобразительно-выразительное средство.

Сам собор имеет сложное и интересное архитектурное решение. На одном из ярусов его устрашающе возвышаются упомянутые В. Маяковским химеры, или гаргулии. Их жадно и хищно распахнутые волчьи пасти напоминают о каре небесной.

И сам готический архитектурный стиль, в котором выполнен знаменитый Нотр-Дам, призывает к суровому аскетизму и терпению. Вспомнить мрачную атмосферу Средневековья заставляют не менее жесткие строки:
Упал двенадцатый час, Как с плахи голова казненного.
Лирический герой, потеряв возлюбленную, ощущает себя на грани жизни и смерти. Он ищет сочувствия у дождя, но дождинки Серые лишь воют в ответ, “как будто воют химеры собора Парижской Богоматери”. Поэтическое сравнение лишь усиливает глубину страданий лирического героя, придает им вселенский масштаб.

Метафоры (“скоро криком издерется рот”) и сравнения (“как больной с кровати, спрыгнул нерв”) подчеркивают физический характер этой невыносимой боли – боли разбитого сердца. Картину скачущих бешеных нервов экспрессивно дополняет интерьер комнаты (“двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зубу).
Наконец возвращается возлюбленная, “резкая, как “нате!”. Сообщая лирическому герою о своем предстоящем замужестве, вся она воплощает в себе вызов, отторжение. Тот остается внешне спокойным.

Но безмерное горе его выражают метафоры (“вы – Джиоконда, которую надо украсть”) и сопоставления (“Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий”), в основе которых лежит обращение к известным культурно-историческим фактам. “Мона Лиза” (“Джоконда”) – картина итальянского художника Рафаэля, непревзойденный идеал загадочности и женственности.
Страшна и трагична сцена, изображенная на картине К. Брюллова “Последний день Помпеи”, на которой могучий вулкан Везувий низвергает свои гибельные потоки лавы на несчастный город.
Контраст большого и маленького, использованный в начале главы, сменяется в этой сцене противопоставлением внешнего покоя и внутренней, душевной бури.
В финале главы лирический герой сообщает маме, что у него “пожар сердца”. Далее эта метафора становится развернутой, и перед глазами проносится картина тушения этого пожара. Этот прием призван выразить налет легкой иронии, с которой лирический герой относится к своим страданиям.

Действительно, стоит ли так переживать из-за возлюбленной, которая променяла чистое искреннее чувство на выгодное замужество.
Ход художественного времени играет в первой главе поэмы большую роль. Его течение удачно передают выразительные метафоры. Каждая из них глубоко продумана автором: вечер уходит, полночь мечется с ножом, а ночь “по комнате тинится и тинится, из тины не вытянуться отяжелевшему глазу”. Эти фрагментарные описания передают смену душевного состояния лирического героя.

Сначала он тревожится, потом негодует и страдает, а затем от усталости у него начинают слипаться глаза.
Художественное время и пространство в поэме взаимосвязаны. Мучительно медленное во времени для лирического героя ожидание отягощается замкнутым художественным пространством.

Владимир Маяковский – поэт Серебряного века, воспевающий трагическую любовь. В его лирике легко соединяется две линии: любовная и социальная. Интересен такой факт поэтического мира автора: лирические ситуации, связанные с темой любви, достигают невероятных масштабов, становятся похожими на эпос.

Любовь Владимира Маяковского можно сопоставить с самой жизнью, такие яркие ее проявления, это спектр самых разнообразных переживаний и чувств. Лирический герой поэмы – молодой поэт двадцати двух лет от роду. В его душе нет седых волос, а это значит, что он находится в самом прекрасном возрасте для того, чтобы любить. Он еще способен делать это чисто и искренне. Молодость и любовь в душе молодого поэта не разделимы, и он с легкостью бросает вызов мелочности людей, их мечтам об эгоистичном отдельном счастье.

Последняя надежда теплится в сердце молодого человека: может, возлюбленная так шутит с ним? Но нет: сердце девушки украдено, как знаменитая картина из Лувра. Душа сгорела дотла, в ней поселился бродяга, у которого ничего не осталось. Он не живет теперь, он просто существует.

И от этого ощущения и нам, читателям, становится больно. Еще одна душа, терзаемая чувством любви, потухла, сгорел огонек. Даже самые великие сердца не застрахованы от этого…

Образ героя

В образе наблюдается построение контрастов, характеризующих его как довольно эмоциональную и яркую личность, не собирающуюся никогда терпеть человеческую ничтожность. Герой упорно кричит и борется за лучшее будущее и счастье как для себя, так и для остальных. Он пытается вести их за собой, обагряя сердца кровью собственного сердца, переживающего за судьбу Родины.

В то же время его образ сложно называть только бунтарским, так как им движут чувства к любимой женщине, к жизни, герой переживает огромнейший внутренний взрыв, ранящий глубоко его душу. Это означает, что автор действительно умеет любить, как никто из людей, которые его давно окружают.

Первая часть поэмы

Основная тема поэмы

Главной темой произведения является мучительная и безответная любовь. Но это не единственная тематика:

Маяковский начинает поднимать тему искусства,

Автор описывает людей, которые сегодня живут, а также их пролетарскую сущность, а великих поэтов (Гете, Гомера) авторитетами не признает: закончилось их время.

Я уверен — мучит гвоздь в моем сапоге намного ужасней, нежели фантазия у Гете.

Можно увидеть, что в каждой главе произведения основной темой является любовь, но это чувство дополняют другие мысли. Сначала персонаж разочаровывается в любимой, затем — в окружающем его искусстве, он не верит власти и религии.

Главная тематика произведения — это всё-таки разочарование. Маяковский устал от обстановки, которая его окружает, и хочет вызвать протест против нее, чем критикует все сферы жизни. Вероятно, любовный сюжет и был придуман им, чтобы отвести глаза цензоров от каждой буквы.

Трагическое известие

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Развитие темы любви во второй части

Сочинения

Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы. Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем. Его и проанализируем.

Маяковский: Облако в штанах

Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью. Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года. Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.


История создания

Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась. И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова. Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.

Жанр и композиция

В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.

Изучая работу и делая ее анализ, мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.

Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь. К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе. В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.

Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности. Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому. Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.

По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.

Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.

Главные герои

В поэме Маяковского Облако в штанах главным героем является двадцатидвухлетний человек, который был влюблен в девушку. Он получил удар от возлюбленной, которая решила выйти замуж за другого. А между тем, любовь героя была очень сильной. Он романтичен по своей натуре, ранимый и чуткий. Но это не говорит о его слабости. В нем мы видим очень сильного мужчину, который не собирается терпеть несправедливость и ничтожность людей. Это персонаж, который не боится бунта и прокричать слова: Долой любовь, долой ваше искусство, строй, религию.

Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.

Смысл произведения и названия

Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье. Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое. И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.

Говоря о смысле названия поэмы, то стоит упомянуть, что вместо Тринадцатого апостола автору пришлось дать своей работе название Облако в штанах. В противном случае поэма не прошла бы цензуру, а сам писатель мог попасть на каторгу. Смысл же второго названия в его легкости и воздушности. Дав название Облако в штанах, автор превратил стих в некое сочетание легкости вперемешку с грубостью. Под облаком мы понимаем внутренний мир героя, а штаны — это образ самого героя. Он хоть и противился установленным правилам, но не имел сил бороться с происходящим.

Послушать Облако в штанах

А какую оценку поставите вы?

Третья часть поэмы

Религиозные аллюзии

Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.

Главная тема четвертой части

Краткое содержание

Вступление

Долой вашу любовь!

Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию. Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут. Он не может не кричать во весь голос.

Долой ваш строй!

Долой ваше искусство!

Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист). В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине). Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?

В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).

Долой вашу религию!

В этой части лирический герой снова говорит о девушке Марии. Он просит её любви, ведь жить так страшно: люди видятся ему отвратительными уродами, как уже съеденная еда, и ему не хочется для таких людей писать… Он повторяет имя Марии, зовёт её, но ответа нет. И тогда он обращается к Богу и предлагает превратить райские сады в публичный дом, уничтожить всё прекрасное — лишь бы избавиться от тех страданий, которые приносит любовь. Лирический герой упрекает Бога, он достаёт нож из сапога, чтобы убить Бога, угрожает ангелам, требует от мира признания своего величия.

Финал поэмы

Читайте также: