Как трудились крестьянские дети 3 класс сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Недавно мы вспоминали, как возникли на Руси ПЛАТЬЯ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, а теперь немного о крестьянских детях.

С 6 — 7 лет у ребенка появлялись устойчивые хохяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, где его привлекали строго к мужским занятиям. Например, в Симбирской губернии в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 — пасти лошадей, в 9-10 бороновать, в 12 — пахать, а 16-17 полностью заменять отца во всех работах по дому, в поле и на охоте.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям не приходилось напоминать о них ребенку.

Привлечение мальчиков к работе на земле было одним из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Не владея ими, подросток не смог бы стать полноправным членом деревенского сообщества. В русской традиции занятие землепашеством воспринималось как основа полноценного мужского статуса.

Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах. При унаваживании земли: отец привозил навоз и раскидывал его большими кучами, сын растаскивал его по всему полю, а затем во время пахоты следил, чтобы комья земли и навоза не затрудняли работу плуга и не засыпали борозду. В бороновании: отец поручал сыну заборанивание поля после пахоты (в этой роли могли выступать и девочки, если сыновей в семье не было). Мальчик или вел под уздцы запряженную в борону лошадь, или ехал на ней верхом. Малолетних бороноволоков лошади возить было легче, а для взрослого человека водить лошадь целый день в поводу считалось тяжелой работой. Поэтому хозяева, не имевшие детей, нанимали подростка — бороноволока со стороны. Если земля была комковатой, отец усаживал сына поверх бороны, чтобы сделать ее тяжелее, а сам вел лошадь. К 10 — 12 годам мальчик-бороноволок уже брал на себя все заботы по боронованию поля.

В русской деревне рубежа XIX — ХХ в.в. вступление мальчика в трудовую жизнь семьи, овладение мужскими хозяйственными функциями, сопровождалось обязательным привлечением его к заботе о лошадях: он задавал им корм, подавал напиться, летом гонял на реку на водопой. С 5 -6 лет ребенок обучался управлять лошадью, сидя на ней верхом. С 8 — 9 лет мальчик учился запрягать лошадь, управлять ею, сидя и стоя в телеге. В этом возрасте его уже посылали в ночное — летний ночной выпас табунов деревенских лошадей.

На Русском Севере и в Сибири, где промыслы (рыболовство, охота и т.п.) имели в кругу хозяйственных забот важнейшее значение, ребят с раннего детства привлекали к промысловым занятиям.

К числу промысловых занятий относился также сбор ягод и добыча кедровых орехов. Подростки принимали активное участие в коллективных, включавших несколько семей, выездах на промысел. В ходе них они знакомились с природой, учились лучше ориентироваться на местности, перенимали опыт сооружения промысловых становищ. К 14-15 годам основные промысловые, навыки были переняты. Отправлявшийся весной на промысел отец не боялся оставить сына этого возраста промышлять в лесу одного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Это мы знаем Кто изображен на картине ? К какому времени относятся события, и.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Это мы знаем Кто изображен на картине ? К какому времени относятся события, и.

Это мы знаем Кто изображен на картине ? К какому времени относятся события, изображенные на картине? Аргументируйте свой ответ. Образ жизни крестьян не менялся многие годы. Только в XX веке в эпоху СССР крестьяне получили в пользование землю, стали полноправными хозяйственниками наравне с рабочими. О чём могли бы рассказать ребята, говоря о труде своих родителей?

Картинная галерея Зал 1

Картинная галерея Зал 1

Задание: заполнить таблицу, работая в паре Стр.97 Как трудились крестьянские.

Задание: заполнить таблицу, работая в паре Стр.97 Как трудились крестьянские дети Задание: составить рассказ-описание по картине возраст занятия мальчики девочки

Как трудились крестьянские дети Как трудились крестьянские дети возраст заня.

Как трудились крестьянские дети Как трудились крестьянские дети возраст занятия мальчики девочки возраст занятия мальчики девочки

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой.

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье? Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье?

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой.

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье? Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье?

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой.

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье? Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье?

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой.

Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье? Задание: составить рассказ-описание по картине План рассказа: Кто герой этой картины? Чем они заняты? Какую помощь они оказывают своей семье?

Так трудились крестьянские дети

Так трудились крестьянские дети

Так трудились крестьянские дети

Так трудились крестьянские дети

Так трудились крестьянские дети

Так трудились крестьянские дети

Так трудились крестьянские дети

Так трудились крестьянские дети

Картинная галерея Зал 2

Картинная галерея Зал 2

Картинная галерея Н.В.Неврев. Торг. Сцена из крепостного права Прочитайте наз.

Картинная галерея Н.В.Неврев. Торг. Сцена из крепостного права Прочитайте название картины. Почему она так называется? Кого продают? Как к этому относятся окружающие? Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

Как трудились в старину Раздел Труд крестьянина Труд ремесленника Труд рабоче.

Как трудились в старину Раздел Труд крестьянина Труд ремесленника Труд рабочего Изобретения и изобретатели Итог урока

Домашнее задание Стр.19,задания 41,42, 46 1. 2. Стр.92-103, подготовиться к.

Домашнее задание Стр.19,задания 41,42, 46 1. 2. Стр.92-103, подготовиться к проверочной работе




  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 387 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.04.2019 4441
  • PPTX 3.2 мбайт
  • 532 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Нелли Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Презентация создана для выступления дочери на уроке Окружающего мира. Создана самостоятельно по материалам и статьям взятым на страницах интернета.

Содержимое разработки

Что умели крестьянские дети 100 лет назад. Подготовила ученица 3 класса МОУ Лучинской СШ ЯМР Лобанова Евгения 2018 - 2019 учебный год

Что умели крестьянские дети 100 лет назад.

Подготовила ученица 3 класса

МОУ Лучинской СШ ЯМР

2018 - 2019 учебный год

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к труду: это было главным вопросом воспитания. Авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности детей. Поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли.

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к труду: это было главным вопросом воспитания. Авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности детей. Поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли.

Что умел мальчик 100 лет назад

Что умел мальчик 100 лет назад: работа на земле.

Что умел мальчик 100 лет назад: уход за скотиной. С 7 лет мальчики должны были кормить, убирать навоз, чистить животных под строгим руководством старших. Главной кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. С самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой.

Что умел мальчик 100 лет назад: уход за скотиной.

С 7 лет мальчики должны были кормить, убирать навоз, чистить животных под строгим руководством старших.

Главной кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. С самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой.

Что умел мальчик 100 лет назад: промысловые занятия.

Что умела девочка 100 лет назад Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой.

Что умела девочка 100 лет назад

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой.

Что умела девочка 100 лет назад: ткачество. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками ткачества, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или полотенце.

Что умела девочка 100 лет назад: ткачество.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками ткачества, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или полотенце.

Что умела девочка 100 лет назад: уборка в доме. В обязанности девочки-подростка входило поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Часто десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку.

Что умела девочка 100 лет назад: уборка в доме.

В обязанности девочки-подростка входило поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Часто десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку.

Что умела девочка 100 лет назад: пестунство.

Что умела девочка 100 лет назад. Девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. Трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших.

Что умела девочка 100 лет назад.

Девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. Трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших.

Радости крестьянских детей.

Считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением.

Используемые источники: https:// yandex.ru/images/search http:// storyfiles.blogspot.com/2016/07/100.html https:// fishki.net/2767095-chto-umeli-krestyjanskie-deti-100-let-nazad.html

Спасибо за внимание!


-75%

Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд

Сегодня ребенок считается радостью родителей, если он хорошо учится и планирует поступать в престижный вуз. Но буквально 100-150 лет назад излишняя книжная премудрость в большинстве крестьянских семей считалась баловством, а большую часть своего времени дети проводили за работой. Даже от простого перечисления их обычных ежедневных обязанностей у любого современного подростка может случиться нервный срыв.

Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.

Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд

Мальчики с детства осваивали основы мастерства

Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.

Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.

Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд

Дети в старину были гораздо более самостоятельными

Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.

Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.

Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд

Маленький пастух обычно справлялся не только со своими коровами, но и с соседскими

Читайте также: