Как сделать сообщение о рассказе прыжок

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор и эпоха:

Жанр произведения:

Рассказ. Т.к. действие происходит в короткие сроки (всего несколько минут описано) и маленькое количество главных героев: мальчик, толпа и капитан. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ - это правдивая история, быль.

Детство. Взаимоотношение детей и взрослых. Воспитание детей на своем примере (будучи сыном капитана, мальчик не мог позволить толпе смеяться над собой)

Дети часто стараются быть похожими на своих родителей, особенно таких которые занимают какой-нибудь важный пост. И стараются не ударить в грязь лицом и не подвести родителей.

Автор призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам толпы. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Прежде чем что-то делать, надо сопоставить цель с риском. Надо хорошо обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. Если случилась беда, то трезво оценить все и найти выход, спрятав на время свои переживания, эмоции. Как это сделал капитан.

Сюжет, его элементы:

Концентрический : все события разворачиваются вокруг одного конфликта (между толпой и мальчиком), все подчинено причинно-следственным отношениям.

Вот скажем если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

Кульминация: «В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

Развязка: «Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Композиция: линейная

Пространство и время: действие разворачивается на палубе парусного корабля, и происходит в течение нескольких минут.

Главные герои:

12-тилетний мальчик сын капитана корабля: Он хоть и маленький, но самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый. Полез спасать не свою шляпу. А защищать свои честь и достоинство. Сильно испугался, когда оказался на самом верху мачты. Но когда увидел отца испугался еще больше, поверив, что отец выстрелит в него из ружья. Это значит, что отец человек слова: сказал – сделал. Мальчик смог преодолеть свой страх и прыгнуть в воду.

Капитан - отец мальчика, решительный, находчивый, смелый. В критический момент смог верно и быстро оценить обстановку и принять правильное решение. Не поддающийся панике, но в тоже время любящий отец.

Народ -матросы на палубе, которыми овладело что называется стадное чувство, и они в пылу азарта потеряли рассудок и ради забавы рисковали жизнью человека. Не видя в нем ребенка, а только сына капитана. Они ждали его реакции. Никто, ни один из них не пошел против толпы. Никто не попытался его остановить, вразумить и заступиться за мальчика.

Второстепенные персонажи

Обезьяна: глупый зверек, который выступил катализатором случившегося события. В конце автор не говорит о ней ни слова. Это значит, что ее роль в произведении закончилась.

Речь: в рассказе всего несколько фраз, которые говорят мальчик и капитан

Фразы короткие, отрывистые. Это говорит, что оба героя были в эти моменты решительны и не собирались отступать ни смотря ни на что.

Язык писателя, тропы

Лексика: нейтральная.

Незнакомые слова:

Профессионализмы :

Палуба - горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне.

Мачта - Высокий столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения, сигнализации, боевого управления и т. п.

Каюты - помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей, а также различных служебных целей (буфет, кают-компания и проч.).

Пушечное ядро - снаряд для пушки в виде шара.

Аршин - старая рус. мера длины =71см

Разговорные слова:

Подманить - подозвать к себе, с помощью приманки

Раззадорился - ведет себя пылко, вызывающе.

Вдребезги – на мелкие кусочки, в данном случае насмерть

Стилистические фигуры:

Антитеза: все смотрели и смеялись - замерли от страха. смеяться ли ему или плакать.

Риторическое обращение: Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.

Градация : Мальчик покраснел , скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.

Инверсия : Секунд через сорок - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика.

Парцелляция : В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю. Раз, два.

Эллипсис : В воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю.

Олицетворение : корабль обошел

Эпитет : тихая погода

Гипербола : живо взобралась; громче стали смеяться; в одну минуту добрались до самого верха; не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море; очень раззадорился

Сравнение : Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море,

Метафора : вдребезги разбился; закричал, как будто его что-то душило,

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 1

Жанр произведения: рассказ-быль.

Главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.

Второстепенные герои отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мальчишка — ловкий и шустрый.

Так раззадорился, что чуть не лишился жизни.

Капитан — мудрый и сообразительный.

Обезьяна — проказница, баловница, шалунья.

На палубе корабля обезьяна веселила людей.

Она сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана.

Вместе со шляпой обезьяна забралась на мачту и стала рвать головной убор.

Мальчик бросился следом.

Он поднимался на мачту, а обезьяна отступала всё выше.

Наконец она повесила шляпу на перекладину, а сама села на верхушку мачты.

Мальчик выпустил из рук верёвку и ступил на перекладину.

Внизу кто-то крикнул от страха, мальчик зашатался.

Тут появился капитан с ружьём.

Он стал кричать сыну, чтобы тот прыгал, и мальчик нырнул с мачты.

Его вытащили и откачали.

А капитан плакал в каюте.

План рассказа:

  1. Проделки обезьяны.
  2. Похищение шляпы.
  3. Погоня.
  4. Верхняя перекладина.
  5. Испуг толпы.
  6. Приказ капитана.
  7. Спасение.

Детский рисунок-иллюстрация

Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.

Основная идея рассказа в том, что при опасности нужно действовать смело, быстро и неожиданно для противника.

Чему учит рассказ

Рассказ учит пониманию, что такое провокация и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.

Нужно учиться контролировать свои эмоции и не идти на поводу у зрителей.

Учит не паниковать и не поддаваться эмоциям.

Учит смелости и решительности.

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что наши собственные гордость и стремление казаться лучше других часто доставляют много хлопот.

Если бы мальчик не был слишком горд, он понял бы, что сравнивать себя с обезьяной глупо.

Это гораздо хуже, чем возможность показаться кому-то смешным.

В результате мальчик подверг ненужному риску себя и чуть не вогнал в гроб отца.

Это очень полезный для воспитания детей рассказ.

Автору удалось показать, как желание избежать насмешки может стать причиной опасности для жизни.

Мне не понравился мальчик, который был храбр, но глуп.

Ему хотелось быть лучше обезьяны, хотя это дано ему от природы.

Мне не понравилась обезьяна, хотя она не делала ничего, что противоречило бы её природе.

Мне понравилась решительность в трудную минуту капитана, который неожиданным приказом спас сына.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что насмешки тех, кто заведомо ниже нас по развитию, не могут обидеть.

Обижают лишь насмешки равных.

Пословицы к рассказу:

  • Всякую насмешку на себя не примеряй.
  • От глупого риска до беды близко.
  • Обезьянничай – но знай меру.
  • После смеха бывают слёзы.

Словарь неизвестных слов:

  • Мачта — высокий столб для парусов на корабле.
  • Задняя рука обезьяны — во времена Толстого считалось, что у обезьян четыре руки.
  • Пушечное ядро — снаряд для пушки в виде шара.
  • Чайки — морские птицы.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

О чем рассказ прыжок

Этот рассказ о мальчике, сыне капитана судна, который полез на мачту за обезьяной, укравшей его шляпу. Все на палубе страшно перепугались, что мальчик упадет, ведь обезьяна повесила шляпу на дальний край перекладины. Что бы забрать свою шляпу мальчику пришлось бы отпустить канат и идти без страховки. На шум вышел капитан, отец мальчика, с ружьём. Он приказал сыну нырять в океан или застрелит. Мальчик нырнул. Его спасли, а отец ушел в каюту скрывая слезы.

Как я поняла рассказ

  1. Я думаю, что автор хотел донести до нас несколько мыслей:
  2. Не стоит поддаваться на провакации других людей.
  3. Нельзя действовать необдуманно и рисковать своей жизнью из-за вещей и пустяков.
  4. Нужно рассчитывать свои силы и просить помощи, если понимаешь, что сам не справляешься.
  5. Родители всегда переживают и боятся за своих детей, хотят спасти их в любой ситуации.

Как я понимаю поступок отца

По-моему мнению, у мальчика было два выбора: пойти по перекладине, отпустив веревку и мачту. Один неосторожный шаг и мальчик разбился бы об палубу. Или дойдя до шляпы мог оступиться при развороте. Шансы на удачу были не высокие. Второй вариант - сыну капитана пришлось бы отступить и признать поражение. Это могло его опозорить и уронить в глазах окружающих. Могли пойти слухи, что он поддается на провакации, берется за дело, а потом пугается и отступает. Отец понял, что первый вариант убьет ребенка, а второй скажется на его самооценке и тоже опасен падением. Он решил спасти жизнь и честь своего ребенка. Он приказал прыгать, тем самым не оставил сыну шанса проявить трусость или упасть на палубу. Сын не мог ослушаться отца. Он прыгнул. Это охарактеризовали его как смелого человека и послушного сына. Отец очень испугался, но при этом он не мог поддаться чувствам - от его решения зависла жизнь мальчика и его честь. После благополучного окончания истории, отец дал волю чувствам. Он плакал от страха потерять ребенка и от любви к нему. Родители несут ответственность за своих детей, а детям нужно слушаться и любить родителей.

Я думаю что в произведение Л.Н.Толстого " Прыжок" главная мысль в том что нельзя даже в ярости и растерянности поддаватся чужим проделкам.

рассказ Льва Толстого Прыжок

Лев Николаевич Толстой: краткая биография

Отец писателя (1794 - 1837) - Николай Ильич Толстой, подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать - княгиня Волконская Мария Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).

Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.

В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 - 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале "Современник" напечатано первое произведение Толстого - "Детство". Участвовал в военных походах.

В 1857 - 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.

Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого "Прыжок". Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений - романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.

Лев Николаевич Толстой Прыжок

Широко известны произведения Толстого "Война и мир", "Севастопольские рассказы", "Анна Каренина", "Детство" и "Отрочество".

Поучительная история для детей

В 1880 году, в возрасте 52 лет, написал Лев Толстой "Прыжок". Жанр этого произведения - рассказ. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ - это правдивая история, быль. Герои рассказа - праздные матросы (толпа), 12-летний сын капитана, капитан судна и озорная обезьянка.

Текст состоит из 4 частей:

Прыжок Толстой краткое содержание

Рассказ "Прыжок" (Толстой): краткое содержание

Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан - отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой "Прыжок".

Характеры героев

В каждом своем произведении описывает интересные и неординарные людские характеры писатель Л.Н. Толстой. "Прыжок" - не исключение.

Так, матросы (народ, толпа) - недальновидные, любящие развлечения и насмешки. Мальчик - 12-летний сын капитана - гордый, смелый, юный, безрассудный, азартный, его психологический настрой - "я могу, мне все по плечу". Как сын капитана, мальчик чувствует свою значимость в социуме, боится подвести отца.

Капитан очень любит своего сына, способен на решительные действия. Это человек дела, он имеет очень быструю реакцию, умеет молниеносно сориентироваться и не боится принимать решения. Умный, гордый и независимый.

Толстой Прыжок

Выводы по тексту

Рассказ Толстого "Прыжок" - очень глубокомысленное и поучительное произведение. Если вдуматься, то станет ясно, что мальчишке вовсе не жаль было шляпы. Что же его подтолкнуло на столь безрассудный поступок? Это насмешки матросов и нежелание подвести отца. Он, гордый и смелый, неустрашимо ринулся защищать свое достоинство. Но совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. И только решительные действия капитана - любящего отца - предотвратили трагедию.

Неспроста написал для детей Лев Николаевич Толстой "Прыжок". Он призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам праздной толпы, сопоставлять цель с риском, обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Читайте также: