Как побороть бедность в россии сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Затем эстафету подхватил глава кабмина Дмитрий Медведев. На встрече с губернаторами он анонсировал запуск пилотного проекта по повышению уровня жизни граждан России. Для начала эта программа заработает в восьми регионах, а затем должна распространиться на всю страну. В краях и областях будут создаваться реестры бедных семей, разрабатываться индивидуальные программы по выводу из кризисных ситуаций, пояснил премьер.

Помимо этого, Медведев выступил с важным предложением: изменить сами критерии оценки бедности, подход к статистике. До сих пор бедными наше государство автоматически считало граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Таких в России, по данным Минтруда, около 20 миллионов человек, то есть 13,2% от общей численности населения. При этом в процессе подсчётов совершенно не учитываются расходы — и семей, и каждого отдельного человека. Между тем именно по уровню расходов бедность во многом рассчитывается в развитых странах. Специалисты полагают, что такой подход даёт более точные данные и более полную картину положения дел.

Где густо, а где пусто

Причём в собственности у них не по 5-10 бурёнок, а от 300 до 1000 голов мелкого рогатого скота. Если взять даже самую "бедную" отару в 250-300 овечек, то в пересчёте на деньги мы получаем хозяйство с капитализацией в районе полутора миллионов рублей. Такой доход в 10 раз превышает официально установленный уровень бедности,

Сетовали на несоответствие реалиям российских цифр и в Федеральной службе госстатистики. В конце января Росстат сообщил, что с 2020 года расчёты начнут проводиться по новой методике. До сих пор, пояснили в ведомстве, в статистику практически не попадали женщины, имеющие детей в возрасте от полутора до шести лет. Между тем именно эта категория людей зачастую находится в группе риска по бедности.

Государство стимулирует рождение детей, но социальная поддержка семей с детьми очень неравномерна по возрасту: она предоставляется семье до достижения ребёнком полутора лет, но затем резко происходит снижение доходов семьи. До школы продержаться сложно,

— прокомментировала ситуацию директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малеева.

Пока сложно сказать, уменьшится или увеличится российская статистика бедности, когда её начнут считать по-новому. Однако совершенно ясно, что картина её оценки станет в этом случае более полной и корректной. А это поможет государству выбрать верные векторы помощи: она будет оказываться тем, кто действительно нуждается.

Как бороться?

Прежде всего эффект должно дать внедрение дополнительных стимулов для создания производств и рабочих мест в малых городах. Дело в том, что как раз в малых городах и в сельской местности проживает наибольшая часть (70%) малоимущего населения России. Самым простым и логичным стимулом для развития малого и среднего бизнеса на этих территориях могут стать налоговые льготы. Неплохо было бы придумать и меры поддержки мобильности населения, чтобы люди, которым сложно найти работу в своём регионе, могли без особых проблем поехать в другие края и области, где имеется дефицит рабочей силы. В идеале было бы хорошо, если бы граждане могли переезжать семьями, иметь возможность устроить детей на новом месте в школы и детсады, получать от государства помощь с жильём, подобно той, что уже даётся по программам поддержки сельских учителей.

К слову, развитие системы детсадов, повышение их доступности, снижение оплаты за пребывание детей в дошкольных учреждениях — один из важнейших пунктов помощи тем самым семьям и мамам с детьми до шести лет, о которых упоминал Росстат. Очевидный факт: многим людям для того, чтобы начать жить лучше, вовсе не нужно сидеть на шее у государства. Они более чем способны обеспечить себя сами. Важно лишь иметь возможность и прежде всего время для того, чтобы выйти на работу или обеспечить себя самозанятостью, будучи уверенным, что дети сыты и ухожены, ждут маму в компании сверстников под присмотром грамотных и добрых воспитателей.

Не позади планеты всей

Мы привыкли годами кивать на благополучный Запад и ругать положение дел в собственной стране. Между тем во флагмане ЕС — благополучной Германии — уровень бедности почти 17%. В России, даже по слегка завышенным по сравнению с официальными, независимым оценкам, он в прошлом году составлял 14,2% от населения страны. В целом же по Евросоюзу, по подсчётам экспертов из Евростата, добрая четверть населения — 118,7 миллионов человек — живут на грани нищеты или социальной изоляции.

Тяжелее всего в финансовом плане приходится румынам, болгарам и грекам. В 2016 году в Болгарии больше трети населения находилось на грани нищеты (41,3%, и это по данным Евростата!), в Румынии — 37,3%, в Греции — 35,7%.

  • выплачивать ипотеку или снимать жильё;
  • оплачивать отопление дома;
  • хотя бы раз в год проводить недельный отпуск вне дома;
  • ежедневно или хотя бы через день готовить обед с мясом, рыбой или курицей либо их вегетарианскими аналогами;
  • иметь дома телефон, в том числе и сотовый;
  • купить цветной телевизор;
  • иметь стиральную машину;
  • владеть автомобилем;
  • отложить небольшой денежный запас на случай непредвиденных расходов.

Таким образом, подытоживаем мы, бедность — проблема отнюдь не только российская. С учётом того, что власти, судя по их риторике, настроены решительно, очень возможно, что ситуация в стране скоро начнёт меняться в лучшую сторону. И, может быть, через несколько лет уже не мы будем смотреть на европейцев, а они — перенимать качественный опыт восточных соседей.

В огромной России показатели бедности крайне неоднородны, особенно заметно они разнятся между городом и селом: в Москве или Петербурге уровень бедности ниже 8%, в то время как в Калмыкии он достигает 20%, а в Туве – 40%. Бедность разнообразна: так, молодая семья с тремя маленькими детьми в глухой сибирской деревне может испытывать финансовые затруднения из-за ограниченных возможностей трудоустройства и господдержки. Горожанину из Поволжья средних лет со средним же образованием может быть непросто сводить концы с концами, потому что он не располагает навыками и компетенциями, которые позволили бы ему найти нормальную работу. Одинокая жительница Подмосковья, ухаживающая за больными или нетрудоспособными родителями, может быть вынуждена выбирать между оплатой дорогостоящих медицинских услуг и квартплатой.

Мы знаем, что важнейшее условие сокращения бедности – экономический рост, хотя одного роста недостаточно. Благодаря высоким темпам роста в 2000–2011 гг. доля бедных сократилась с 30 до менее 11%, но с тех пор темпы сокращения бедности стагнируют.

Более того, в 2017 г. уровень бедности в России снова вырос до 13,2%. Согласно прогнозам Всемирного банка на основе данных Росстата, к 2024 г. он сократится лишь до 9,7%, что существенно меньше целевого показателя в 6,6%, которым оперирует правительство. По оценкам Всемирного банка, чтобы выйти на этот целевой уровень, темпы экономического роста должны подняться до 4%, что с учетом текущих прогнозов представляется маловероятным.

Бедность для огромного населения России – это даже не проблема, это жизнь. По состоянию на октябрь 2020 года, в России насчитывается около 20 млн человек, которые фактически выживают. По словам министра труда Антона Котякова, это почти 13,5% от всего населения страны.

В достижение амбициозной цели по борьбе с бедностью не верят не только эксперты, но и чиновники. Например, Счетная палата считает прогнозные темпы снижения бедности завышенными.

Что же делать?


Конечно, есть не самые плохие решения. Например, предоставление семьям ежемесячных денежных выплат в связи с рождением детей; содействие занятости женщин, воспитывающих детей, а также создания дополнительных мест в яслях и другие.

Социальный контракт – это панацея? Действительно ли это может вывести народ из нищеты?

Говоря о универсальном средстве, необходимо принять во внимание специфику бедности в России, а именно: большое количество работающих граждан фактически являются малоимущими. В стране более 5 млн человек трудятся, но при этом получают настолько маленькую зарплату, что влачат жалкое существование.

Например, если два родителя работают в бюджетных учреждениях, особенно в регионах, и имеют одного-двух детей, то у них почти на 100% будет катастрофа с финансами. Никакой социальный контракт им не поможет, они и так работают.

Кроме того, эффективность контракта, на мой взгляд, на сегодняшний день крайне низкая. И говорить о том, что социальный контракт сможет вывести народ из нищеты, даже не приходиться.

Дело в том, что помощь в рамках социального контракта – это, как правило, разовые субсидии, в виде единовременного пособия по социальному контракту, предоставляются на срок от 3 до 12 месяцев и не чаще одного раза в три или пять лет (зависит от региона). Для развития, например, личного подсобного хозяйства и денежного старта в качестве фермера говорить о таких сроках нельзя. В данном случае даже года мало. И таких примеров можно привести много.


Что нужно, прежде всего, сделать в России, чтобы бедности не было?

Я считаю, что главный способ борьбы с бедностью – создание государством условий, при которых люди трудоспособного возраста имели бы возможность найти работу с достойными доходами. Условий, при которых экономический рост и доходы казны позволяли бы государству платить пожилым людям достойную гарантированную пенсию. Условий, при которых само государство и бизнес любого калибра, в том числе малый и средний, а не только госкорпорации, создают новые рабочие места, чтобы максимально снизить безработицу.

Стране, входящей в мировые топы по запасам нефти и газа, обладающей недрами практически со всей таблицей Менделеева, просто стыдно иметь такой уровень бедности. И бесконечно списывать все на внешние факторы вроде санкций или, например, пандемии – нельзя. Сами виноваты.

Можно ли решить проблему с помощью выплат и пособий?


Есть ли примеры страны, где проблема решена? Что там было сделано?

Северная Европа – прекрасный образец того, как решается проблема бедности, насколько полезно может работать система, основанная на доверии граждан к государственной власти. Скандинавы сумели выстроить систему соцобеспечения благодаря однородности своих обществ. Они смогли устоять от соблазна превратиться в подобие Соединенных Штатов, то есть избежать чрезмерной либерализации экономики, что неизбежно привело бы к увеличению неравенства в обществе. Один из самых низких показателей расслоения между богатыми и бедными в мире в этих странах привел к тому, что все население пользуется услугами фактически одинакового качества.


Но самое главное, что выгодно отличает скандинавскую систему от многих других – беспрецедентные инвестиции государства и бизнеса в человеческий капитал. Уверенность необеспеченных слоев населения в завтрашнем дне влияет на тип их поведения. Мелкие и средние предприниматели, которые в сегодняшнее непростое время играют все большую роль в экономике, готовы рисковать, модернизировать производство. Скандинавские страны не распадаются на небольшое число успешных людей и огромную армию обездоленных.

Можно ли такой подход применить к России?

Уровень жизни граждан Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии – результат реальных действий со стороны государства, а не просто вложенные в очередной официальный документ слова, как это часто происходит у нас.

Хочется верить, что, хотя бы отдельные проявления эффективности скандинавской системы, станут своеобразным образцом, приблизиться к которому попытаются и в нашей стране, этого очень не хватает России.

Долгосрочные экономические и социальные последствия пандемии могут быть очень серьезными. Во всем мире резко сократились доходы населения. По оценкам Всемирного банка, в 2020 году из-за пандемии от 88 до 115 млн человек оказались в условиях крайней нищеты (то есть вынуждены были жить не более чем на $1,9 в день). В 2021 году их число может вырасти до 150 млн.

Глубина и скорость падения реальных доходов столь велики, что даже в развитых странах существующие меры социальной поддержки не справляются с новыми задачами.

Ошибки исключения

В 2000-2013 годах снижению бедности в России способствовал экономический рост и поэтапное увеличение пенсий. Начавшийся в 2014 году кризис приостановил эту тенденцию. Еще в 2018 году на федеральном уровне признали необходимость дополнительных механизмов по борьбе с бедностью, поскольку существующие исчерпали себя. Пандемия только усилила актуальность этой задачи.

Антикризисное пособие

Общим же решением проблемы, на наш взгляд, может стать внедрение программы минимального дохода, которая объединит денежные выплаты получателям с другими инструментами, прежде всего обеспечивающими мотивацию к труду. Состояние крайней бедности часто становится ловушкой, поскольку не позволяет трудоспособным членам семьи поддерживать и тем более повышать свои профессиональные навыки. Поэтому нужно помочь бедной семье в составлении плана достижения самообеспечения. При этом ежемесячные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум каждому члену семьи.

Такую программу, основанную на оценке нуждаемости по доходам и активам семьи, можно достаточно быстро развернуть в национальном масштабе. Положительный опыт есть как в странах Западной Европы, так и в крупных растущих экономиках, таких как Китай. Например, Испания отреагировала на падение уровня жизни из-за пандемии внедрением программы минимального дохода, охватившей 5% наименее обеспеченного населения. В Китае после кризиса 2008 года минимальным гарантированным доходом были дополнительно охвачены 62 млн человек. Стоимость такой программы может меняться в зависимости от ее дизайна или стадии экономического цикла.

Внедрение подобного механизма снизит риск того, что российские граждане окажутся уязвимыми во время экономического кризиса. Кроме того, как показывают исследования экономистов, расходы по таким программам имеют высокий мультипликативный эффект (на уровне или даже выше расходов на инфраструктуру), что позволяет рассматривать минимальный доход как антикризисную меру, способствующую восстановлению экономического роста.

Исследования не подтвердили опасений, что гарантированный доход снизит мотивацию к труду и стимулирует иждивенческие настроения. Особенно если не отменять выплаты сразу после восстановления доходов семьи, как это делают во Франции в рамках программы Revenu de Solidarité Active (rSa) (программа выплаты тем, чей заработок не достигает прожиточного минимума. — Forbes). На каждый дополнительный евро, заработанный получающим помощь домохозяйством, выплаты в рамках программы снижаются только на 38 евроцентов.

Гибкая помощь

В России ввести механизм минимального дохода можно на основе уже существующей программы социального контракта. Она также подразумевает поддержку граждан в их попытках вернуться на рынок труда. Однако ключевое отличие социального контракта в том, что он не обеспечивает гражданам выплаты в размере прожиточного минимума и, таким образом, не гарантирует сохранения минимальных стандартов уровня жизни. Для этого нужны единые федеральные стандарты, гарантирующие базовый набор услуг вне зависимости от региона проживания. В свою очередь, программа минимального дохода могла бы адресно реагировать на экономический шок, минимизируя его влияние на уязвимые группы населения, а в периоды экономического роста и повышения благосостояния граждан социальные расходы автоматически сокращались бы. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного Всемирным банком на основе данных Росстата, стоимость внедрения подобной программы составляет около 250 млрд рублей (0,3% от ВВП), что в будущем позволит сократить масштаб бедности примерно на 60%.

Сейчас Россия расходует порядка 3,2% ВВП на социальные пособия по сравнению с 2,2% в странах Восточной Европы и Центральной Азии, и достижения в снижении бедности не так велики, как могли бы быть, из-за меньшей адресности таких расходов. Внедрение современной программы социальной поддержки могло бы повысить эффективность государственных расходов на эти цели.

Читайте также: