Как отвечать на вопросы аудитории сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Во время публичных выступлений у оратора для любых вариантов вопросов должен быть свой алгоритм ответа.

У вас уже заготовлен хороший ответ, и вы, по всем правилам хорошего тона:

Вопроса как такового нет. Вместо вопроса, выступают сами слушающие, рекламируя себя, высказывают свои мнения. От вас не ждут конкретного ответа.

  • Если человек начинает выступать и говорит довольно долго, спросите его, в чем вопрос? Что он хочет узнать?
  • Если задают несколько вопросов, просить задавать вопросы по одному.
  • Если высказывают мнение, противоречащее вашему выступлению, скажите, что есть разные точки зрения, подходы, теории. Не пытайтесь спорить с людьми, задающими вопросы, и переходите к другим темам.
  • Если задают непонятные вопросы, то переспрашивайте, уточняйте, что они имеют в виду. Важно понять суть вопроса. Некоторые ораторы, увлекшись темой выступления, не всегда понимают суть вопроса и отвечают не по существу вопроса. Аудитория это понимает, и ваш авторитет падает.

Провоцирующие вопросы. От вас не ждут ответа по существу. От вас ждут вашу реакцию на провокацию, сумеете ли вы держать удар и овладеть ситуацией. Здесь работает следующий алгоритм:

Какие приемы словесной дуэли здесь уместно использовать?

Есть еще один вариант. Вы можете сказать, что вы раскусили провокацию и не хотите терять время на словесную пикировку и готовы отвечать на конструктивные вопросы по теме выступления.

Для многих ораторов серьезная проблема эффективно отвачть на вопросы аудитори. Многие из них не могут уверенно и по делу ответить, впадают в ступор, смущаются, теряются, несут ахинеию тем самым порят все свое выступление. Особенно сложно им отвечать, когда вопрос неожиданный, нет готового ответа. Отдельная тема провокационные вопросы, когда выступающего пытаются вызвать раздражение, агрессию, злобу.

Во время публичных выступлений у оратора для любых вариантов вопросов аудитории должен быть свой алгоритм ответа. Существует пять вариантов ответа в зависимости от ситуации и зараткера вопроса.

Вариант первый.

У вас уже заготовлен хороший ответ, и вы, по всем правилам хорошего тона:

· внимательно выслушиваете вопрос;

· спрашиваете имя человека, задавшего вопрос, и обращаетесь к нему по имени;

· благодарите за вопрос;

· дословно повторяете вопрос или слегка его перефразируете;

· отвечаете на вопрос коротко и по существу, при этом обращаясь ко всей аудитории (если обращаться только к человеку, задающему вопрос, вы теряете аудиторию);

Вариант второй.

.• Берем тайм-аут, попросив слушателя еще раз повторить его вопрос. Может, за это время вас осенит готовым ответом.

• Повторите его вопрос или перефразируйте. Перефразируя вопрос, вы можете выстроить его так, что он подведет к информации, которой вы владеете.

• Вы можете задать уточняющие вопросы к отдельным словам вопроса, чтобы получить больше информации для своего ответа.

• По возможности, коротко ответьте на вопрос – и сразу вновь зафиксируйте внимание участников на продолжении вашего выступления.

Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отвечать надо на все вопросы. Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно.

Отвечать на вопросы надо на равных. Это означает, что оратор должен продемонстрировать уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос аудитории как законный, правомерный. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса – любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

Отвечать кратко. Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали, минута-полторы – предел для ответа на вопрос.

чинающим ораторам. А. В. Стешов дает следующие рекомендации.

В дискуссии или в беседе вопросы задают в основном ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:

  • делать вопросы короткими;
  • убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;
  • исключить отгадывание;
  • избегать вопросов, требующих публичных откровений;
  • не отвечать самому на собственные вопросы.

Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:

  • позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;
  • предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;
  • поощряют немедленную обратную связь;
  • помогают более детально анализировать мнения и ценности;
  • проверяют степень понимания.

Закрытые вопросы применяются:

Задавать зондирующие вопросы труднее всего. Они могут включать в себя комплекс открытых, закрытых, рефлексивных, подтверждающих и гипотетических вопросов. Их преимущество состоит не только в том, что с их помощью можно получить недостающую информацию, но и в том, что они помогают осознать проблемы или факторы, не лежащие на поверхности.

Две следующие зондирующие техники являются основными в дискуссии и во время беседы:

Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:

О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.

С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение.

12 правил, способствующих успеху собеседников

3. Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.

4. Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:

  • попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно. Скорее всего, при повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше сформулирован. В то же время в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл. Ваша задача — незаметно помочь собеседнику самому разобраться в том, что его беспокоит и смущает, а уж потом отвечать;
  • повторите сами вопрос так, как вы его поняли (следование правилу 2), что заставит собеседника внести поправки в ваши поправки, и у вас окажется больше времени на то, чтобы подумать над ответом;
  • попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;
  • если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.

Можно дать ответ на вопрос таким образом, что он перевернет смысл того, о чем спрашивалось. Именно так поступил художник Диего Веласкес в пору, когда был живописцем при дворе короля Филиппа IV. Как известно, нет работы вреднее придворной: появляется масса завистников, распускающих слухи. Художник терпел их, пока они не коснулись его творений. Однажды король вызвал его к себе и озабоченно спросил:

Скажите, маэстро, что вы думаете о разговорах при дворе? Говорят, будто вы ничего, кроме голов, писать не умеете. Это так?

Своим вопросом ваше величество оказывает мне слишком большую честь. Я не встречал еще и не знаю человека, который умел бы писать головы так, как это делаю я.

Не следует отвечая использовать деструктивные техники, такие, как:

11. Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:

  • вежливый отказ от ответа;
  • отсрочка ответа;
  • переформулирование вопроса;
  • прямой ответ;
  • вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.

Помня эти правила, следует предусмотреть некоторые аспекты общения:

  • заранее составьте список возможных вопросов;
  • подготовьте и отрепетируйте на них ответы, чтобы быть твердо уверенными в своих фактах и аргументах;
  • всегда повторяйте или перефразируйте вопрос;
  • выявляйте суть каждого, пересказывайте именно эту суть.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

Koдин Baлентин, доцент кафедры практической психологии Boлогoдского государственного педагогического университета

Читайте также: