Как отдыхали и развлекались горожане во второй половине 19 века сообщение

Обновлено: 05.07.2024


Развлечения эпохи Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья и Ренессанса, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.

Развлечения эпохи Нового времени: были ли отличия от предыдущих эпох?

История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия нашей эры в первой своей половине развивалась не особо динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до XVIII столетия особо не менялся.

Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел песни и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в XVI столетии во Франции на городских праздниках, карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.

По-прежнему и в XVII веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и была травмоопасна. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришелье, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.

Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию и танцевальное мастерство чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.

Азартные игры. Источник: Wikimedia Commons

XVIII столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти XVIII века в Париже на праздниках гости французской столицы были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.

Досуг и развлечения: Россия после Петра

Если говорить о кардинальных переменах в развлечениях и досуге, то безусловно нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси формы досуга: например, гостевание.

После посещения европейских стран Петр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.

Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.

Русская знать играет в карты. Источник: Pinterest

Вплоть до начала XX века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной и развлекательной жизни были светские и церковные праздники.

Русская ярмарка. Источник: Pinterest

Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.

Карусель. Источник: Pinterest

Ближе к концу XIX столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней росли и запросы в плоскости досуга и развлечений.

Досуг и развлечения: популярные игры в XVIII-XIX столетиях

В XVIII столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.

Подвижные игры детей. Источник: Pinterest

Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.

Источники

  • Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
  • Глаголева, Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. -— М.: Молодая гвардия, 2014.
  • Дуков, Е. Развлекательная культура России ХVIII-Х1Х веков [Текст] / Е. Дуков - Спб., 2000.
  • Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Санкт-Петербург 'Искусство - СПБ' 1994.

Материалы по теме

Петр I, царь-реформатор, царь-революционер, при котором Россия получила статус империи, с первых дней своего правления не был похож на предшественников.

Досуг советский в 1920-е годы подражал царскому времени, разве что публика городских заведений несколько сменилась. А так – всё те же театры, кабаки и танцы.

Яйца Фаберже всегда ассоциировались с российской императорской семьей. Ювелирные изделия изготавливали специально для правящих монархов и украшали самыми дорогими камнями. Коллекция чудом уцелела после Октябрьской революции и дожила до наших дней практически в полном составе. Как началась история знаменитых яиц Фаберже и почему произведения искусства окутаны массой тайн?

А вот ещё:

Как в России появилось книгопечатание


Первый русский книгопечатник был дьяконом и печатал церковные книги. Но не все одобряли просвещение, и его типографию сожгли.

Некоторые печатные русские книги существовали – их изготавливали в иностранных (в частности, немецких и польских) типографиях еще с начала XVI века и продавали русским.

БОльшую часть книг составляли священные тексты для богослужений. Однако в рукописных списках было много искажений – чаще всего по вине как раз писцов. В это время царь Иван Грозный инициирует строительство большого количества новых церквей и монастырей – всем необходимы были свои богослужебные книги, причем единообразные и правильные версии.

Первая типография в Москве

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом "Москва и москвичи" - Валентин Черединцев/Sputnik

По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников - Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.

В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.

Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.

Московский печатный двор

Московский печатный двор - Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images

В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве - в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.

Изгнанный книгопечатник

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Сам же Федоров после поджога вынужден был спешно бежать в Великое княжество Литовское. Ему удалось захватить типографские принадлежности, шрифты и доски для гравюр. Некоторые историки выдвигают версии, что Федоров уехал по велению Ивана Грозного, который хотел наладить отношения с богатыми литовскими православными, послав к ним печатника.

Читайте также: