Как отдыхали и развлекались горожане во второй половине 19 века сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Развлечения эпохи Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья и Ренессанса, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.
Развлечения эпохи Нового времени: были ли отличия от предыдущих эпох?
История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия нашей эры в первой своей половине развивалась не особо динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до XVIII столетия особо не менялся.
Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел песни и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в XVI столетии во Франции на городских праздниках, карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.
По-прежнему и в XVII веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и была травмоопасна. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришелье, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.
Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию и танцевальное мастерство чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.
Азартные игры. Источник: Wikimedia Commons
XVIII столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти XVIII века в Париже на праздниках гости французской столицы были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.
Досуг и развлечения: Россия после Петра
Если говорить о кардинальных переменах в развлечениях и досуге, то безусловно нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси формы досуга: например, гостевание.
После посещения европейских стран Петр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.
Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.
Русская знать играет в карты. Источник: Pinterest
Вплоть до начала XX века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной и развлекательной жизни были светские и церковные праздники.
Русская ярмарка. Источник: Pinterest
Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.
Карусель. Источник: Pinterest
Ближе к концу XIX столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней росли и запросы в плоскости досуга и развлечений.
Досуг и развлечения: популярные игры в XVIII-XIX столетиях
В XVIII столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.
Подвижные игры детей. Источник: Pinterest
Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.
Источники
- Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
- Глаголева, Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. -— М.: Молодая гвардия, 2014.
- Дуков, Е. Развлекательная культура России ХVIII-Х1Х веков [Текст] / Е. Дуков - Спб., 2000.
- Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Санкт-Петербург 'Искусство - СПБ' 1994.
Материалы по теме
Петр I, царь-реформатор, царь-революционер, при котором Россия получила статус империи, с первых дней своего правления не был похож на предшественников.
Досуг советский в 1920-е годы подражал царскому времени, разве что публика городских заведений несколько сменилась. А так – всё те же театры, кабаки и танцы.
Яйца Фаберже всегда ассоциировались с российской императорской семьей. Ювелирные изделия изготавливали специально для правящих монархов и украшали самыми дорогими камнями. Коллекция чудом уцелела после Октябрьской революции и дожила до наших дней практически в полном составе. Как началась история знаменитых яиц Фаберже и почему произведения искусства окутаны массой тайн?
А вот ещё:
Как в России появилось книгопечатание
Первый русский книгопечатник был дьяконом и печатал церковные книги. Но не все одобряли просвещение, и его типографию сожгли.
Некоторые печатные русские книги существовали – их изготавливали в иностранных (в частности, немецких и польских) типографиях еще с начала XVI века и продавали русским.
БОльшую часть книг составляли священные тексты для богослужений. Однако в рукописных списках было много искажений – чаще всего по вине как раз писцов. В это время царь Иван Грозный инициирует строительство большого количества новых церквей и монастырей – всем необходимы были свои богослужебные книги, причем единообразные и правильные версии.
Первая типография в Москве
Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом "Москва и москвичи" - Валентин Черединцев/Sputnik
По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников - Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.
Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук
Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.
В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.
Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.
Московский печатный двор - Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images
В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве - в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.
Изгнанный книгопечатник
Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова
Сам же Федоров после поджога вынужден был спешно бежать в Великое княжество Литовское. Ему удалось захватить типографские принадлежности, шрифты и доски для гравюр. Некоторые историки выдвигают версии, что Федоров уехал по велению Ивана Грозного, который хотел наладить отношения с богатыми литовскими православными, послав к ним печатника.
Читайте также: