Как люди приходили к инакомыслию в советских условиях подготовьте сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Партнерские проекты:

Запись на событие

Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями Visa International и MasterCard WorldWide. Данные банковской карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются. По любым вопросам, связанным с переводом, вы можете написать нам на [email protected]

ДЛЯ ПЕРЕВОДА В РУБЛЯХ

ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
ОКПО: 00005888

Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г. МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225

ДЛЯ ПЕРЕВОДА В ЕВРО И ДОЛЛАРАХ

Исполнительному директору Международного Мемориала Е. Жемковой

Уважаемая госпожа Жемкова,
Информирую вас о том, что я сделал(а) частное пожертвование в сумме ХXX на уставную деятельность Международного Мемориала.
/Имя и фамилия, дата (не позднее даты отправки перевода)/

Мы предоставим это письмо нашему банку, чтобы получить пожертвование.

FOR TRANSFER IN US DOLLARS

SWIFT code SABRRUMM
SBERBANK (HEAD OFFICE – ALL BRANCHES AND OFFICES IN RUSSIA), MOSCOW, RUSSIA
UL.VAVILOVA 19, MOSCOW 117997, RUSSIA

40703840938040200872
MEMORIAL INTERNATIONAL
MALYI KARETNYI PEREULOK 12, MOSCOW 127051, RUSSIA

Details of Payment

Private target donation for the authorized activities of the organisation

SWIFT code IRVTUS3N
THE BANK OF NEW YORK MELLON, NEW YORK, NY, USA

FOR TRANSFER IN EURO

SWIFT code SABRRUMM
SBERBANK (HEAD OFFICE – ALL BRANCHES AND OFFICES IN RUSSIA), MOSCOW, RUSSIA
UL.VAVILOVA 19, MOSCOW 117997, RUSSIA

40703978538040200872
MEMORIAL INTERNATIONAL
MALYI KARETNYI PEREULOK 12, MOSCOW 127051, RUSSIA

Details of Payment

Private target donation for the authorized activities of the organisation

SWIFT code DEUTDEFF
DEUTSCHE BANK AG. FRANKFURT AM MAIN, GERMANY

Публичная оферта о заключении договора пожертвования

о благотворительном пожертвовании

г. Москва 1 апреля 2017 г.

1.Общие положения о публичной оферте

1.1. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.

1.2. Акцептом настоящей оферты является осуществление Благотворителем перечисления денежных средств на расчётный счёт Благополучателя в качестве благотворительного пожертвования на уставную деятельность Благополучателя. Акцепт данного предложения Благотворителем означает, что последний ознакомился и согласен со всеми условиями настоящего Договора о благотворительном пожертвовании с Благополучателем.

1.4. Текст настоящей оферты может быть изменен Благополучателем без предварительного уведомления и действует со дня, следующего за днём его размещения на Сайте.

1.5. Оферта действует до дня, следующего за днем размещения на Сайте извещения об отмене Оферты. Благополучатель вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.

1.6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечёт недействительности всех остальных условий Оферты.

1.7. Принимая условия данного соглашения, Благотворитель подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.

2.Предмет договора

2.1. По настоящему договору Благотворитель в качестве благотворительного пожертвования перечисляет собственные денежные средства на расчётный счёт Благополучателя, а Благополучатель принимает пожертвование и использует на уставные цели.

2.2. Выполнение Благотворителем действий по настоящему договору является пожертвование в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.

3.Деятельность Благополучателя

3.1. Целью деятельности Благополучателя в соответствии с Уставом является::

- содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;

- формирование общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;

- восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов;

- выявление, обнародование и критическое осмысление информации о нарушениях прав человека тоталитарными режимами в прошлом и прямых и косвенных последствиях этих нарушений в настоящем;

- содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, принятию государственных и других мер по возмещению нанесенного им ущерба и предоставлению им необходимых социальных благ.

4. Заключение договора

4.1. Акцептовать Оферту и тем самым заключить с Благополучателем Договор вправе только физическое лицо.

4.2. Датой акцепта Оферты и соответственно датой заключения Договора является дата зачисления денежных средств на банковский счёт Благополучателя. Местом заключения Договора считается город Москва Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным в письменной форме.

4.3. Условия Договора определяются Офертой в редакции (с учётом изменений и дополнений), действующей (действующих) на день оформления платёжного распоряжения или день внесения им наличных денег в кассу Благополучателя.

5. Внесение пожертвования

6. Права и обязанности сторон

6.1. Благополучатель обязуется использовать полученные от Благотворителя по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности.

6.2. Благотворитель даёт разрешение на обработку и хранение персональных данных, используемых Благополучателем исключительно для исполнения указанного договора.

6.3. Благополучатель обязуется не раскрывать третьим лицам личную и контактную информацию Благотворителя без его письменного согласия, за исключением случаев требования данной информации государственными органами, имеющими полномочия требовать такую информацию.

6.4. Полученное от Благотворителя пожертвование, по причине закрытия потребности частично или полностью не израсходованное согласно назначению пожертвования, указанному Благотворителем в платежном поручении, не возвращается Благотворителю, а перераспределяется Благополучателем самостоятельно на другие актуальные программы.

6.5. Благополучатель имеет право извещать Благотворителя о текущих программах с помощью электронных, почтовых и СМС-рассылок, а также с помощью телефонных обзвонов.

6.6. По запросу Благотворителя (в виде электронного или обычного письма) Благополучатель обязан предоставить Благотворителю информацию о сделанных Благотворителем пожертвованиях.

6.7. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.

7.Прочие условия

7.1. В случае возникновения споров и разногласий между Сторонами по настоящему договору, они будут по возможности разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры и разногласия могут решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.

8.Реквизиты сторон

Руководитель – Геннадий Валерьевич Кузовкин.

Программа основана в 1990 году, с момента создания и до 2008 года работала под руководством Александра Даниэля.

Самыми известными достижениями Программы стали:

Основные направления исследований Программы:

  • феномен Самиздата,
  • независимые общественные движения, правозащитная и культурная активность в позднесоветском обществе,
  • развитие правосознания,
  • репрессивная политика и политический контроль в послесталинскую эпоху,
  • источники по истории инакомыслия.

Исследовательские и издательские проекты Программы

Самиздатское чтение: цифровые технологии и ретросоциология

Биографический словарь диссидентов Центральной и Восточной Европы

Первый онлайн-справочник о Самиздате. До сих пор непревзойденный по контенту в Рунете – в Каталоге свыше 7000 записей. Стал основой для уникального банка данных Программы о Самиздате и материалах независимых общественных движений.
Редакторы-составители – Дмитрий Зубарев, Геннадий Кузовкин, Сергей Сигачев.
В проекте принимали участие Н. Васильева, Л. Еремина, В. Крахотин, Е. Лебедева, А. Макаров, Н. Петрова, Т. Хромова и др.

Содействие реабилитации и изучение репрессивной политики послесталинской эпохи

В рамках или при участии Программы также изданы следующие книги

Сотрудники Программы (в разные годы): Андрей Бахарев, Гульнара Бекирова, Дмитрий Ермольцев, Наталья Жаворонкова, Дмитрий Зубарев, Яна Зыкова, Алексей Коротаев, Николай Костенко, Наталья Кравченко, Сергей Лукашевский, Алексей Макаров, Николай Митрохин, Александр и Елена Паповян, Александра Резникова, Александр Черкасов.

Диссидентское движение в СССР пришлось на 60 - 80 годы ХХ века. Диссидент - несогласный, инакомыслящий, человек, обладающий иным мировоззрением, отличающимся от принятых норм идеологии, господствующей в стране. Сегодня стало очень модным все неудачи внешней и внутренней политики списывать на деятельность диссидентов, но это не соответствует действительности, поскольку большая часть этих людей искренне желала добра своей стране. Суть диссидентского движения заключалась в борьбе за права человека. Их представители никогда не говорили, что СССР это плохая страна или нужно провести революцию против действующей власти. Речь шла только о том, что действующая система управления внутри страны мешает эффективному развитию.

Для понимания сути достаточно даже взять пример с письмом 1970 года академика Сахарова руководству страны. Ведь в нём не говорится ничего кроме того, что действующая система управления мешает развитию гражданской науки и техники. Но даже если посмотреть на военную область, где СССР активно участвовал в гонке вооружения с США, то и там действующая система управления страной давала сбои. Много говорится о том, что гонка вооружений шла, и итоги ее сторон были примерно равны. Но никакой гонки вооружения в принципе быть не должно, поскольку еще в 60-е годы Челомей разработал несколько элементов стратегической обороны и наступления, которые позволяли обогнать западные страны в военном смысле лет на 40 лет. Но именно система управления времен Хрущева и Брежнева заблокировала эти идеи. Я привел данные пример для того чтобы продемонстрировать, что система управления страной действительно была неэффективной, и это рано или поздно должно была вылиться в ответную реакцию населения. Это и произошло в виде диссидентов, которые были незначительной группой людей по численности (не боле 100 тыс человек на всю страну), но которые видели недостатки своей страны, и предлагали эти недостатки решать, чтобы у людей в стране появились реальные права, а сама страна начала эффективно развиваться во всех направлениях.

Причины зарождения

СССР в 60 - 80 годы оставался страной, где по-прежнему господствовала одна идеология и одна партия. Любое отклонение от норм, принятых в Советском обществе, осуждалось, поэтому любые попытки демократических основ, даже самых минимальных, всегда пресекались. Диссидентское движение в СССР стало ответом на ужесточение позиций государства. С каждым годом, особенно это относится к брежневской эпохе, в СССР становилось всё больше проблем, но ответом государства было не решение этих проблем, а сглаживание их, прежде всего, путем ужесточении обстановке внутри страны. Это выражалось в подавлении любого инакомыслия. Собственно это и послужило причиной образования диссидентства, основные деятели которого говорили о необходимости решение тех многочисленных проблем, которые реально возникают перед государством.
Диссидентское движение никогда не было политическим. Оно было нравственным. Вокруг этого движение сегодня возникает множество споров, но важно понимать, что оно не было однозначным и однородным. Среди несогласных людей были предатели страны, но были и те, кто желал стране лучшего.

Диссидентское движение в ССССР

Этапы становления

Основные этапы развития диссидентства и инакомыслия в СССР:

  • 1964-1972 - Генезис.
  • 1973-1974 - Непосредственное зарождение. Первый кризис.
  • 1974-1979 - Получение международного признания, а также денег из заграницы.
  • 1980-1984 - Второй кризис. Разгром движения.

Генезис характеризуется зарождение в самой идеи, что советская идеология не является идеальной. Во многом это стало возможным из-за политики КПСС, которая после Хрущева фактически преследовала интересы правящей номенклатуры, а не государства в целом. Это привело в конечном итоге к застою, но застою не экономическому, а застою в плане развития.

Состав движения

Диссидентское движение в СССР в 60-80 годах прошлого века можно разделить на три большие категории:

  • Социал-демократы. Наиболее яркие представители Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. То есть они говорили, что происходящие в СССР не является социалистическим государством, и на самом деле Маркс имел совершенно другое в виду. Отчасти они были правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.
  • Либералы. Наиболее яркий представитель - академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые с научной точки зрения доносили свое видение проблем внутри страны. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и действующая система власти не позволяет стране развиваться и не позволяет развиваться прежде всего науке. В этом они были правы. Достаточно просто посмотреть на количество нобелевских лауреатов по техническим областям, чтобы всё стало на свои места. В 50-е годы у СССР 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы у СССР 3 лауреата по физике, никого по химии. В 70-е годы у СССР 1 лауреат по физике, никого по химии. В 80-е годы у СССР не было ни одного лауреата по физике и химии.
  • “Почвенники”. Яркий представитель Солженицын. Учениками можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности России. Именно с этих двух категорий они критиковали действующую систему.

В некоторых учебниках можно найти и четвертую категорию диссидентов - правозащитники. Это люди, которые выступали с защитой диссидентов, пострадавших от власти, а также выступали с защитой прав человека в СССр и с требованием о соблюдении действующей конституции, по которой в стране была свобода слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.

Правозащитники

Правозащитное направление диссидентского движения зародилось 5 декабря 1965 года. В этот день на Пушкинской площади в Москве состоялась небольшая демонстрация, ключевыми лозунгами которой была защита прав и интересов населения. Эта демонстрация мало где описывается, она была малочисленной и непродолжительной. Фактически через несколько минут после ее начала она была разогнанной милицией.

Академик Сахаров

Правозащитные организации действовали СССР примерно 15 лет, но существенных изменений в плане прав человека не достигли. Любая эффективная деятельность сопровождалось ответной реакцией властей. Именно это группа людей активно пыталась вовлечь в свою работу западные страны, в частности они постоянно обращались к западным газетам и правительствам с призывом о помощи.

Начало движения

Именно процесс над Синявским и Даниэлем, а также последовавшей после этого события, определили ход диссидентского движения в 60 - 80 годы - борьба с помощью литературы и открытых писем в органы управления страной. Одной из форм этого противостояния стало открытое письмо Сахарова, Турчина и Медведева Советскому руководству в 1970 году. В этом письме говорилось, что Советский Союз значительно отстает от Соединенных Штатов Америки по развитию гражданской науки и техники, и что существующая система управления тормозит общее развитие науки. Это на самом деле было так.

Суд над Синявским и Даниэлем

Еврейская проблематика диссидентства

У многих людей есть распространённое заблуждение, что диссидентство в Советском Союзе это исключительно еврейский вопрос. На самом деле это не так. Еврейская проблематика была частью диссидентского движения, но не охватывала его полностью. Заметьте, что в классификации, которую мы приводили в начале статьи, еврейского вопроса вообще нет. Потому что это был локальный вопрос и локальная проблема, которую ни в коем случае не следует раздувать до глобальных и государственных масштабов.

еврейские диссиденты

Нобелевские лауреаты

Александр Солженицын

Зачистки

Окончание диссидентского движения в СССР можно отнести к концу 1979 года, когда произошел ввод войск в Афганистан. Практически одновременно с этим событием был арестован академик Сахаров и отправлен в ссылку. После этого в Москве и других крупных городах СССР начались аресты видных деятелей диссидентского движения, большинство из которых в дальнейшем были осуждены. Примерно к концу 1983 года зачистка была полностью подавлено.

Примечательно, что второй этап зачистки диссидентского движения в восьмидесятые годы сводился либо к аресту людей, либо к ссылкам. Излюбленная тактика по помещению людей психиатрические больницы, которая активно применялась в 60 и 70 годах, на этот раз не использовалась.

Благодаря аресту видных деятелей, диссидентское движение в СССР было полностью подавлено.

Освещение на западе

Очень важным является то, как диссидентское движение преподносилась на западе. Сегодня принято говорить о том, что Запад всегда поддерживал диссидентские движения, а также защищал людей, пострадавших от советского режима. На самом деле это было не так, поскольку диссидентское движение было неоднородным. Запад в бесспорно поддерживал тех людей, которые занимали прозападные позиции, но этот же Запад абсолютно никак не реагировал, например, но преследование русских патриотов, к которым Советское правительство чаще применяла жестокие меры, чем в отношении прозападных агентов. Западные страны поддерживали только те движения внутри СССР, которые отвечали их интересам, и которые в глазах общественного мнения превозносили роль США и других западных стран.

КГБ и его роль

Для борьбы с диссидентами в КГБ был создан 5 отдел. Это важно отметить, поскольку это лишний раз подчеркивает, что проблема диссидентства в СССР была серьёзный, поскольку пришлось создавать целый отдел на базе КГБ. С другой стороны на определенном этапе развития государственности у КГБ появилась реальная необходимость в развитии диссидентского движения. Ведь этот Пятый отдел фактически мог существовать только при наличии диссидентов, и победа над ними означала автоматическое окончание работы данного отдела. Это важно понимать, поскольку это характерная черта советской действительности и советского аппарата управления. Людей назначают в пятое отделение, им назначается для работы целое направление внутри страны. То есть у людей появляется реальная власть. Как только они победят диссидентов, то есть выполнят ту задачу, ради которой и создавался отдел, их расформируют, а людей вернут на другие должности в другие отделы, которые работают по своим нормам и правилам, и где эти люди уже не будут обладать той властью, которая у них есть здесь и сейчас. Именно поэтому в семидесятые годы интересы КГБ и США фактически совпали - они поддерживали либеральный диссидентов. Почему именно их? Причины у каждого были свои:

  • США. Эта страна всегда поддерживает только тех, кто преклоняется перед ее системой.
  • КГБ. Диссидентское движение было 3 направлений в СССР: либералы, марксисты и ученые. Наименьшую опасность из них представляли либералы, поскольку марксисты критиковали государство с точки зрения идеологии, что было недопустимым, а ученые представляли элиту страны, получение критике от которой точно также было нежелательно. Поэтому развитие любого направления диссидентства, кроме либерального, вызвало бы отрицательную оценку работы КГБ со стороны партии. Поэтому курс был взят примерно следующий - марксистов и учёных будем приструнять, а либералов на время оставим в покое

Профессор Фурсов, например, говорит о том, что примерно половина всех диссидентов в СССР стучали друг на друга в КГБ. Поэтому при острой необходимости и желании работать, Комитет государственной безопасности Советского Союза мог уничтожить диссидентское движение достаточно быстро и безболезненно. Но таковой была Советская реальность и советская система управления, когда нежелательные элементы были вредны для государства, но борьба с ними противоречила интересам правящих кругов. Это и было главным итогом брежневского правления, когда правящая номенклатура преследовала свои интересы, а не государственные.

Как люди прибывали к инакомыслию в советских критериях? Подготовьте извещение на базе воспоминаний либо иных источников.

  • Миша Хабаклашев
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-30 10:50:53
  • 0
  • 2

Инакомыслие суждение в области морали либо публичной жизни, отличающееся от принятого в сообществе либо коллективе; а также открытое отстаивание данного суждения. В тоталитарных государствах и публичных структурах инакомыслие преследуется. Меры наказания варьируются от самых ожесточенных (убийство, смертная казнь, сожжение на костре, пытки) до относительно мягких: публичного порицания, административных наказаний.
Диссидентские течения и отдельные оппозиционные мыслители в Центральной и Юго-Восточной Европе осматривали их как матрицу соц новшеств и связывали с ними проекты трансформации государственности. Эти проекты были основаны на сочетании государственных государственно-исторических традиций и демократической системы ценностей как гарантии соблюдения общечеловеческих прав и свобод. Выводы содержат принципно новую для отечественной историографии концептуальную трактовку оппозиционных и диссидентских течений, что особо главно для осознания обозначенного парадокса не только в странах Европы, но и в других регионах мира.

Подготовьте известье на базе мемуаров либо иных источников.
Само слово диссидентство выдумали не мы, а зарубежные журналисты, которые увидели это явление. В сталинское время его не примечали, желая оно тоже было, но тогда все безмолвствовали, потому что было очень небезопасно. А после ХХ съезда признали его существование и окрестили своим словом dissent, то есть инакомыслие. Они начали равномерно употреблять это слово, а позже и мы сами.
Диссидентство довольно обширное понятие, значащее инакомыслие 1960-х годов. Инакомыслящие были различные: и монархисты, и верующие, и националисты, и правозащитники. Мы все друг друга знали и знали тех, кто размышлял по другому. И они нас, и мы их. Но если, скажем, анархизм, монархизм, религия были полностью классическими для русского общества формами инакомыслия, то защита прав человека и наше течение были чем-то абсолютно новым. В Рф насчет справедливости во все века очень волновались, а вот с правом это никогда фактически не связывали. Были, окончательно, какие-то исторические предтечи: Кистяковский, Трубецкой, кадеты В дореволюционной России что-то нарождалось, но не успело стать приметным публичным течением.
Мы, кто стал позже правозащитником, себя сначала вообщем никак не нарекали мы просто не знали, кто мы такие, и не знали ту часть нашей истории, которая могла считаться предтечей: в русское время все это убрали из библиотек, учебных курсов и из памяти людей. А если кто-то что-то помнил не шибко ведали. Предки тоже ничего не докладывали, чтоб мы где-то не ляпнули и не оказались бы вкупе с ними в таборе либо под расстрелом. Мы ничего этого не знали.
Правозащитное движение теснее существовало на Западе и вело свое начало с послевоенного времени, когда в Европе и Америке пробовали осмыслить катастрофический опыт 2-ух глобальных войн. Такого до этого не было в истории населения земли, и люди в страхе об этом задумались. В Страсбурге был сотворен институт Кассена, в котором размышляли над тем, где Европа споткнулась (что начались эти войны) и как сделать так, чтобы это больше не повторилось. В 1948 году плод этих раздумий был воплощен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций. Там речь шла об природных правах человека, которые должны уважать все режимы и все правители, о том, что человек от рождения имеет права и человеческое достоинство вне зависимости от того, в какой стране он родился и к какой расе и какому социальному классу принадлежит. Декларацию воспринимало все большее число государств, и даже Русский Альянс ее ратифицировал, но больше для внешнего мира, чтобы мы казались такой привлекательной демократической государством. В нашей стране даже сам текст декларации не распространялся. Я, историк с высшим образованием и человек, которого всегда заинтересовывали эти вопросы, не знала о существовании этого документа, да и все наше правозащитное движение понятия о нем не имело.
Единственный человек, который об этом знал и пробовал об этом говорить, Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. Для правозащитного движения он был как просветители для Французской революции. В этой совершенно не дающей никаких путеводных нитей для размышления советской реальности он прибывал сам к идеям, которые на данный момент кажутся простыми и логичными, а тогда были очень далеки от жизни и абсолютно в ней не воплощались. Рассуждением досужего ума казалось то, что закон обязан быть схож для всех, его обязаны соблюдать и граждане, и правители. 2-ое его рассуждение: законы надобно читать так, как они написаны, а не так, как их нам трактуют наши правители. Что занимательно, написаны они, даже сталинская конституция, были совершенно хорошо. Но у нас была такая шуточка: там написано свобода митингов, собраний и так далее

Диссиденты в СССР появились 60-х годах. Движущей силой движения стали деятели культуры и науки, несогласные с отсутствием в стране демократии. Граждане, протестующие против официальной государственной идеологии, предпринимали различные попытки заявить о себе, начиная с распространения листовок и заканчивая открытыми выступлениями. Но добиться результата, сходного с европейским, советским диссидентам не удалось.

Диссиденты в СССР: идеология и деятельность движения шестидесятников

Причины формирования оппозиционного движения

При правлении Н. С. Хрущева люди смогли получить немного больше свободы, поэтому политика Л. И. Брежнева, занявшего пост руководителя страны, спровоцировала агрессию со стороны граждан, возмущенных невозможностью свободно выражать свои мысли.

Идеология власти была основана на идее безжалостного подавления любого инакомыслия, в том числе и основанного на критике сталинизма. Многие люди присоединялись к тем, кто не боялся открыто возмущаться:

  • несбалансированностью экономики;
  • лишением граждан тех немногих свобод, что они получили в результате оттепели;
  • наличием конституционных прав гражданина только на бумаге, а не в реальности.

Диссиденты в СССР: идеология и деятельность

Причина возникновения диссидентского движения в СССР связана больше с нравственным конфликтом, а не с политическим. Идея организовать подобное общество зародилась среди представителей интеллигенции, семьям которых пришлось пережить ужас репрессий 30-х гг. Постепенно к инициаторам присоединились деятели науки и техники, желающие бороться за права человека:

Конституции СССР

  • соблюдение гражданских прав и свобод, прописанных в Конституции СССР;
  • отмену цензуры;
  • снятие железного занавеса;
  • предотвращение повторного террора, существовавшего в стране при И. В. Сталине.

Общее недовольство населения политикой нового руководства оформилось в оппозиционное движение в 1965 году.

Молодежные протесты приобрели агрессивную форму при выступлении против введения военных сил в Чехословакию. Единственное известное открытое выступление в официальных СМИ называлось не иначе как подрывной деятельностью спецслужб враждебно настроенных стран. О митинге сообщалось кратко, лидеров организации не называли.

Основные направления и методы

Граждане страны по-разному видели возможности достижения свободы, даже само это понятие в кружках и объединениях имело различные толкования. Постепенно активная деятельность диссидентов разделилась на 3 важных направления:

Активная деятельность диссидентов

  1. Гражданская оппозиция. Правозащитники пытались добиться смены политических приоритетов, позволяющей каждому использовать законодательство и другие легальные средства для защиты собственных прав и свобод. Члены движения призывали отказаться от вступления в политические объединения, с подозрением относиться к идее социального переустройства.
  2. Религиозные течения. Несогласные с официальной версией толкователей Библии были и среди верующих, что позволило им объединиться в различные группы. Так появились баптисты, шестидесятники, последователи средневековых рыцарей.
  3. Национальные объединения. На территориях стран, входящих в состав Союза, начали возникать митинги, призывающие уделить больше внимания традициям и языку коренного населения. Активней всего диссиденты работали на Украине, в Латвии, Эстонии, Грузии. Наибольшее число сторонников новая идеология находила среди заключенных лагерей.

В качестве основного инструмента для воздействия на общественные массы оппозиционеры использовали слово в машинописных или рукописных текстах. Для контакта с официальной властью применялся метод публичных обращений или отправка писем. Способом открыто заявить о своей силе и привлечь в число сторонников еще большее количество людей была организация различных митингов и демонстраций.

Обучение новых членов движения и разработка способов борьбы с политической идеей правительства происходили внутри групп. Цели нелегальных организаций не всегда совпадали:

Цели активной деятельности диссидентов

  • истинные коммунисты стремились очистить общество от искажения в марксистско-ленинской идее;
  • либералы утверждали, что людям уже пора повернуться к Западу и принять капитализм как единственно здоровый способ выживания;
  • националисты разделились на 2 лагеря: одни утверждали, что России уготован особый путь, и даже предлагали возродить монархию, другие же предлагали развалить Союз и позволить всем народам выживать самостоятельно;
  • эклектики поддерживали сразу несколько идей.

Методы воздействия в большинстве случаев подбирались в соответствии с агрессивностью главной идеи организации.

Этапы деятельности диссидентов

Формирование или период определения пришелся на 1965 год и последующие 7 лет. В это время были сформированы первые группы и кружки, основным инструментом воздействия для которых стало написание писем государственным служащим и политическим деятелям. Первые фонды, позволяющие поддерживать политзаключенных, создавались в этот же период.

В 1969 году появился Инициативный комитет по защите прав человека, который сразу попал под наблюдение КГБ как группировка политически вредная, но к его членам применялись в большинстве случаев профилактические меры или принудительное помещение в психиатрические клиники.

КГБ СССР

Ослабление движения произошло в 1973 году из-за ареста двух значимых фигур — В. Красина и П. Якира. Во время допроса они подписали документ о сотрудничестве с КГБ, выдали фамилии и адреса многих бывших единомышленников, что повлекло череду арестов, обысков в разных городах страны.

Реакция власти

Официального признания движение не получило. В прессе диссидентов называли отщепенцами, ставшими агентами Запада и ведущими подрывную деятельность в обмен на хорошее вознаграждение.

Ю. В. Андропов

Ю. В. Андропов официально заявил, что в стране идеологическое единство, а инакомыслящие — это агенты западных спецслужб, новой задачей которых является разрушение общества изнутри. Их целью становятся лица, недовольные властью. Андропов указывал, что подрывная деятельность обязательно велась за счет средств из-за рубежа. Публикации за границей изданий некоторых диссидентов только подтверждали подобное заявление о продажности активистов.

По уголовным статьям выносились приговоры о лишении свободы на срок 5—10 лет или 5 лет ссылки при рецидиве.

В список обвинений, предусматривающих законное преследование диссидентов, входили:

  • попытки изменить границы влияния церкви на общество;
  • формирование групп для причинения вреда жизни или здоровья граждан;
  • незаконное хранение оружия или наркотических средств (часто улики подбрасывались в процессе обыска).

С середины 70-х годов для предупреждения острой отрицательной реакции Запада относительно большого количества политзаключенных сотрудникам КГБ пришлось действовать более деликатно. Подозреваемые попадали под тотальную слежку, их карьера уничтожалась, в некоторых случаях применялось выселение на окраины.

Диссиденты в СССР

Максимальное внимание со стороны власти обеспечивалось деятелям культуры, поскольку они считались самым ненадежным слоем общества.

Результат инакомыслия

Диссиденты

Донести свою концепцию до большинства советских граждан активистам не удалось. Неугодные радиостанции подвергались глушению, а самиздатная литература выпускалась в ограниченных объемах, постоянно проводились рейды для ее выявления и уничтожения.

Зато на Западе работа диссидентов привлекла много внимания. Регулярно правительство получало требования освободить политических заключенных, а депортированных граждан встречали с уважением.

Освобождение из лагерей приобрело массовый характер только в 80-е годы при правлении Горбачева. Некоторые аналитики считают, что история инакомыслия в СССР имеет большое значение для психологической революции, благодаря которой началась перестройка.

Читайте также: