К помехам связанным со средствами сообщение относятся

Обновлено: 05.07.2024

Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя людьми и более.

Его основная цель – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В коммуникационном процессе выделяют четыре основных элемента:

Отправитель – лицо, передающее информацию;

Канал – средство передачи информации;

Получатель – лицо, которому предназначается информация и которое интерпретирует ее.

19) Проблемы в управленческих коммуникациях

Коммуникации имеют огромное значение для достижения успеха в деятельности предприятий и представляют одну из проблем менеджмента. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми.

К помехам, связанным с коммуникациями, относятся:

- Языковые вербальные (связанные с речью, словами). Это, прежде всего, семантические помехи, вызванные неправильным пониманием смысла слов (например, из-за плохого перевода), недостаточной профессиональной подготовкой (непониманием специальных терминов), плохим произношением и т. п.

- Языковые невербальные (связанные с языком жестов, тело­ движениями, выражением лица). Это помехи, возникающие приведении переговоров, когда разные стороны придают одним и тем же жестам различный смысл (например, кивок головы у болгар означает не согласие, как у нас, а отрицание).

- Логические помехи. Здесь барьером становится различная система доказательств, принимаемая сторонами, различное ви­дение одних и тех же обстоятельств, разные принципы и уста­новки. Так, логика богатого отличается от логики бедного, логика смелого — от логики осторожного, логика покупате­ля — от логики продавца и т.д.

- тщательной подготовкой к формированию, передаче и приему информации;

- обучением персонала организации коммуникационным процессам;

- созданием обстановки, благоприятствующей коммуникационной деятельности.

— соблюдением установленных и согласованных правил пред­ставления информации;

— исключением неоправданных промежуточных инстанций при передаче и приеме информация.

Плохая обратная связь или ее отсутствие. Это увеличивает риск искажения информации, лишает организацию возмож­ности контролировать процесс управления.

Запаздывание информации. Это резко снижает ценность ин­формации и эффективность ее использования.

- обязательным налаживанием постоянной и устойчивой обратной связи;

- обеспечением своевременности в передаче информации;

- тщательным подбором участников коммуникационного процесса;

- продуманным выбором времени и обстановки коммуни­кации.

Я проходил практику в такой-то компании. Заметила там некоторые коммуникационные проблемы в компании. Например, отсутствие менеджера по коммуникациям в компании очень заметно, так как региональные представительства почти ничего не знают о событиях в главном офисе в Москве.

Клиенты не были хорошо осведомлены о проводимых акциях в компании и улучшениях. Всю информацию компания размещает на корпоративном сайте, но его посещаемость оставляет желать лучшего.

После опроса сотрудников сложилось мнение, что каждый из них работает на себя, а не в интересах компании, так как зарплата менеджеров зависит только от продаж, а остальной персонал находится на фиксированных окладах и даже не надеется на рост жалования.

Наладить организационные коммуникации с отдаленными подразделениями компании

Наладить внутрикоорпоративную связь — сделать ее доступной и бесплатной для сотрудников

Создать коорпоративный ресурс для обмена новостями и мнениями

Предлагаю также уделять больше внимания эмоциональной составляющей. Люди следуют миссии, выполняя приказ руководства, но можно ожидать совсем иного результата, если руководитель имеет талант вдохновлять сотрудников.

Современные технические средства коммуникаций предоставляют широкие возможности для обмена информацией между сотрудниками.

Осуществлять коммуникации в компании следует, по крайней мере, несколькими способами, такими как:

• личная беседа с сотрудниками;

• распространение информации по электронной почте; телефон

• использование видео материалов.

Автоматизация производства, внедрение инноваций в управление, упрощение внутрикорпоративного оборота информации и общения, прозрачность и доступность информации - вот к чему должен стремиться менеджмент современных компаний, чтобы эффективно и наименее рискованно принимать решения!

Файлы: 1 файл

Ответы на экз. вопросы 30-35.doc

№ 30. Шумы в коммуникационном процессе.

Весьма важной характеристикой любой формы коммуникации является ее подверженность всевозможным помехам. Под помехами понимаются препятствия, барьеры, возникающие при формировании, передаче и приеме информации и нарушающие коммуникацию.

Возможные препятствия на пути коммуникаций представлены на рис. Известны многочисленные руководства и правила, направленные на обеспечение эффективного восприятия управленческой информации в процессе коммуникаций. Основной упор в них делается на то, чтобы снять все помехи и барьеры, относящиеся к поведению лиц, получающих деловую информацию. Ниже приводятся некоторые рекомендации, используемые в практике деятельности организаций разных типов и обращенные к руководителю, к которому поступает информация от подчиненных.

Получатель слышит то, что хочет услышать

Отправитель и получатель имеют разные индивидуальные особенности

Отправитель и получатель имеют разное восприятие

Слова имеют разный смысл

1. Языковые вербальные (связанные с речью, словами). Это прежде всего семантические помехи, вызванные неправильным пониманием смысла слов (например, из-за плохого перевода), недостаточной профессиональной подготовкой (непониманием специальных терминов), плохим произношением и т. п.

2. Языковые невербальные (связанные с языком жестов, телодвижениями, выражением лица). Это помехи, возникающие при ведении переговоров, когда разные стороны придают одним и тем же жестам различный смысл (например, кивок головы у болгар означает не согласие, как у нас, а отрицание).

3. Логические помехи. Здесь барьером становится различная система доказательств, принимаемая сторонами, различное видение одних и тех же обстоятельств, разные принципы и установки. Так, логика богатого отличается от логики бедного, логика смелого – от логики осторожного, логика покупателя – от логики продавца и т. д.

– тщательной подготовки к формированию, передаче и приему информации;

– обучения персонала организации коммуникационным процессам;

– создания обстановки, благоприятствующей коммуникационной деятельности.

2. Непривычность формы. Помехи появляются, например, тогда, когда распоряжение отдается нетрадиционным способом (например, в необычной формулировке).

– соблюдения установленных и согласованных правил представления информации;

– исключения неоправданных промежуточных инстанций при передаче и приеме информации.

1. Низкая оперативность передачи информации. Например, требуемое данным средством кодирование информации, вызывающее запаздывание ее передачи.

3. Несоответствие средства характеру передаваемой информации. Например, отсутствие видеоаппаратуры вынуждает ограничиваться лишь аудиотехникой, возможности которой существенно ниже.

4. Слабая помехозащищенность и низкое качество коммуникационных средств. Это приводит к нарушению коммуникационного процесса и резко снижает его качество.

1. Плохая обратная связь или ее отсутствие. Это увеличивает шансы на искажение информации, лишает организацию возможности контролировать процесс управления.

2. Запаздывание информации. Это резко снижает ценность информации и эффективность ее использования.

– обязательного налаживания постоянной и устойчивой обратной связи;

– обеспечения своевременности передачи информации;

– тщательного подбора участников коммуникационного процесса;

– продуманного выбора времени и обстановки коммуникации.

№ 31. Коммуникационные сети.

Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (Рис. 5). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

Рис. 5 Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.

Рис. 6 Образцы коммуникационных сетей в группах

Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

При организации коммуникационных сетей на предприятии, необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

№ 32. Невербальная коммуникация.

Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.

Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта дает нам сведения о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее.

В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Рассмотрим их:

Целью делового разговора обычно является достижение определенной договоренности по рассматриваемым вопросам, принятие соответствующих решений, проведение согласованных действий.

Деловая беседа предполагает более продолжительный по сравнению с деловым разговором контакт участников для обсуждения заранее запланированных проблем. Беседа, как правило, предполагает непосредственный контакт участни­ков, Беседа может проходить в форме монолога (один гово­рит, остальные слушают), в форме диалога (двое говорят по очереди), а также в форме многостороннего делового об­щения.

Беседа имеет целью проанализировать возникшую проблему или ситуацию, прозондировать настроение подчиненных, парт­неров или потребителей, выработать предложения для взаимо­приемлемых решений.

Беседа требует тщательной подготовки, включающей опре­деление места ее проведения, состава участников, регламента, постановки вопросов, а также требуемого результата.

Деловое совещание, в отличие от беседы, обычно носит офи­циальный характер. Совещание может проводиться как при не­посредственном контакте, так и при его отсутствии (диспетчерс­кое совещание, электронная конференция и т. п.).

Основной целью совещания является коллективная подго­товка управленческих решений по всему кругу управленческих задач: планированию, организации работы, изменению струк­туры организации, методам стимулирования, результатам конт­роля и учета, устранению недостатков. Совещание может быть также нацелено на решение экономических, финансовых, марке­тинговых проблем. Совещание тщательно готовится. При этом устанавливается время его проведения, регламент, состав участ­ников, повестка дня. Обычно заранее готовится проект решения совещания.

Деловые переговоры — это особая, специфическая форма со­вещания, отличающаяся следующими признаками:

- переговоры ведутся двумя или более сторонами, каждая из которых имеет свои интересы;

- целью переговоров является приемлемое для сторон со­гласование интересов;

- результат переговоров документально фиксируется в до­говоре сторон (контракте).

Симпозиум — это совещание по какому-либо значимому во­просу (обычно научного характера). Целью симпозиума является свободное творческое обсуждение важной для науки и практики проблемы, сближение позиций участников или, наоборот, выяв­ление противоречий в их подходах.

Участники симпозиума разделяются на выступающих и слу­шателей, причем слушатели могут принимать участие в обсуж­дении проблемы, в творческой дискуссии.

Применительно к менеджменту симпозиум может собирать­ся для рассмотрения и анализа отдельных теоретических и при­кладных проблем этой дисциплины.

Семинарские занятия сегодня широко применяются и для изучения менеджмента в высших учебных заведениях.

1.4. Коммуникационные барьеры.

Весьма важной характеристикой любой формы коммуника­ции является ее подверженность всевозможным помехам.

Под помехами понимаются препятствия, барьеры, возника­ющие при формировании, передаче и приеме информации и на­рушающие коммуникацию. Основными коммуникационными барьерамиявляются помехи, связанные:

1)Языковые вербальные (связанные с речью, словами). Это, прежде всего, семантические помехи, вызванные неправильным пониманием смысла слов (например, из-за плохого перевода), недостаточной профессиональной подготовкой (непониманием специальных терминов), плохим произношением и т. п.

2)Языковые невербальные (связанные с языком жестов, тело­ движениями, выражением лица). Это помехи, возникающие приведении переговоров, когда разные стороны придают одним и тем же жестам различный смысл (например, кивок головы у болгар означает не согласие, как у нас, а отрицание).

3)Логические помехи. Здесь барьером становится различная система доказательств, принимаемая сторонами, различное ви­дение одних и тех же обстоятельств, разные принципы и уста­новки. Так, логика богатого отличается от логики бедного, логика смелого — от логики осторожного, логика покупате­ля — от логики продавца и т.д.

- тщательной подготовкой к формированию, передаче и приему информации;

- обучением персонала организации коммуникационным процессам;

- созданием обстановки, благоприятствующей коммуникационной деятельности.

Непривычность формы. Помехи появляются, например, тогда, когда распоряжение отдается нетрадиционным способом (например, в необычной формулировке).

— соблюдением установленных и согласованных правил пред­ставления информации;

— исключением неоправданных промежуточных инстанций при передаче и приеме информация.

Низкая оперативность передачи информации. Например, запаздывание передачи информации вызвано необходимостью ее кодировать.

Плохая обратная связь или ее отсутствие. Это увеличивает риск искажения информации, лишает организацию возмож­ности контролировать процесс управления.

Запаздывание информации. Это резко снижает ценность ин­формации и эффективность ее использования.

- обязательным налаживанием постоянной и устойчивой обратной связи;

- обеспечением своевременности в передаче информации;

- тщательным подбором участников коммуникационного процесса;

- продуманным выбором времени и обстановки коммуни­кации.

Паблик рилейшнз сегодня — одна из важнейших форм дело­вого общения. Учитывая это обстоятельство, остановимся на данной форме деловых коммуникаций более подробно.

1.5. Паблик рилейшнз.

Частными целями (задачами)паблик рилейшнз являются.

-формирование имиджа фирмы,

-обеспечение связи фирмы со средствами массовой информации;

-работа с населением;

-работа с общественными организациями,

-работа с органами власти,

-работа с партнерами и конкурентами;

-зондирование общественного мнения;

-отслеживание (мониторинг) общественного мнения;

-преодоление кризиса фирмы;

Менеджмент ставит перед паб­лик рилейшнз общие и конкретные задачи, привязанные к определен­ным периодам деятельности фир­мы, обеспечивает единство орга­низации и управления. Маркетинг придает паблик рилейшнз направ­ленность на конечную цель дея­тельности фирмы — получение максимально возможной прибы­ли. Он берет на себя наиболее заземленную, рутинную часть этой работы. Паблик рилейшнз по отношению к маркетингу как бы играет роль разведки, своеобразного передового отряда, который призван готовить плацдарм, должен суметь закрепить­ся на нем, с тем, чтобы потом успешно развернуть там маркетин­говую деятельность. При этом паблик рилейшнз приходится брать на себя часть функций из сопредельных с маркетингом областей. Однако как средства, так и методы паблик рилейшнз существенно отличаются от соответствующих инструментов маркетинга.

Коммуникационная сеть -- это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис.5). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи -- это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.


Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Весьма важной характеристикой любой формы коммуникации является ее подверженность всевозможным помехам. Под помехами понимаются препятствия, барьеры, возникающие при формировании, передаче и приеме информации и нарушающие коммуникацию.

  • - обязательного налаживания постоянной и устойчивой обратной связи;
  • - обеспечения своевременности передачи информации;
  • - тщательного подбора участников коммуникационного процесса;
  • - продуманного выбора времени и обстановки коммуникации.

Объектом нашего анализа в данной теме будут коммуникационные отношения между индивидами, а не сами коммуникации. Мы рассмотрим результаты двух основных типов исследования сетей: лабораторных экспериментов с искусственно построенными сетями и социометрических обследований коммуникационных сетей в организациях. Оказывается, лабораторные исследования менее полезны при изучении коммуникации в организации, чем социометрические.

Сеть -- это структурированная группа, занимающая по своим размерам промежуточное место между индивидом и организацией. Если число индивидов в организации достаточно велико и им трудно вести общение одновременно со всеми остальными, то в скором времени сформируются коммуникационные сети. Существует естественная тенденция к формированию подсистем, в пределах одной из которых индивиды вступают в контакты друг с другом чаще, чем с индивидами других подсистем. Нет необходимости говорить, что в крупной организации, состоящей из тысячи индивидов, существует очень много сетей. Практически систему коммуникаций организации можно рассматривать как совокупность большого числа сетей, частично совпадающих и взаимосвязанных. Тогда система организационных коммуникаций представляет собой сеть, состоящую из меньших сетей.

1. Сеть полной системы, охватывающая устойчивые схемы коммуникации всех индивидов в системе, например в организации. В крупной организации эта сеть может объединять тысячи индивидов.

2. Сеть группы, определяемая как подсистема, элементы которой взаимодействуют друг с другом чаще, чем с другими элементами коммуникационной системы. Большинство групп обычно включают от 5 до 25 человек.

3. Личностная сеть, представляющая собой устойчивую схему коммуникационных потоков данного индивида с любыми другими индивидами. Каждый человек имеет личностную сеть, связывающую его с теми, с кем он постоянно контактирует по определенным вопросам. Личностная сеть частично объясняет поведение индивида.

Следует различать два типа личностных сетей: радиальные и взаимосвязанные. Радиальная личностная сеть -- это сеть, в которой индивид взаимодействует с не контактирующими между собой лицами. Взаимосвязанная личностная сеть -- это сеть, в которой те, кто связаны с индивидом, взаимодействуют также друг с другом. Большинство личностных сетей являются частично радиальными и частично взаимосвязанными (рис. 1).

Рис. 1, на котором с левой стороны изображена взаимосвязанная личностная сеть индивида 1, а с правой - радиальная.

Сформировавшиеся устойчивые коммуникационные связи во взаимосвязанной личностной сети способствуют эффективному обмену информацией между ее членами, но они могут образовать барьеры, препятствующие поступлению новых сведений в эту сеть . Близкие друзья редко сообщают друг другу что-то принципиально новое. Поэтому во взаимосвязанную личностную сеть поступает не много новой информации.


который демонстрирует, что новая идея передается большему числу индивидов и преодолевает большую социальную дистанцию, если проходит через слабые связи в радиальных личностных сетях (справа), а не через сильные во взаимосвязанных сетях (слева).

Исследование коммуникационной сети группы в лабораторных условиях было обычным подходом в 1950--60 годы. Ставились вопросы: как влияет структура группы на эффективность коммуникации, как влияет положение индивида в структуре группы на его поведение и удовлетворенность работой?


Эксперименты позволили выявить следующие особенности данных коммуникационных структур:

1. Сеть коммуникации в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. Она эффективна при выполнении нерутинных заданий, требующих творческого подхода.

3. Сеть в виде цепи характеризуется высокой точностью передачи информации, но достаточно средней скоростью такой передачи, а также средними показателями удовлетворенности работой.

4. Сеть в виде сильно связанного графа, наоборот, характеризуется средней точностью и высокой скоростью передачи информации.

Эксперименты с малыми группами привели к следующим выводам:

Недостатки экспериментов с малыми группами:

1. Индивидов помещали в условия эксперимента как совершенно незнакомых людей для выполнения далеких от жизни заданий. Условия экспериментов не отражали подлинных жизненных ситуаций в организациях.

Основное значение применения социометрического анализа заключается в том, что такие исследования межличностных контактов в организации привели к постепенному осознанию важной функции коммуникации в организациях, что явилось базой для перехода от обычного анализа, сконцентрированного на изолированных индивидах, к изучению отношений между ними, в том числе и коммуникационных.

Специфика социометрического анализа как метода исследования заключается в том, что анализ сетей требует новой процедуры сбора данных. Так, предполагается сбор данных от всех интересующих исследователя респондентов, в отличие от применявшихся ранее методов случайной выборки, основанных на анализе данных об отдельных индивидах как элементах более представительной генеральной совокупности. Это уменьшило возможность обобщения результатов, которую давали вероятностные методы, но позволило лучше понять взаимосвязи организационной структуры и коммуникации.

Общий подход к анализу сетей содержит следующие этапы:

2. Выявляют группы, в которых индивиды общаются преимущественно друг с другом. Для этого вычерчивают схемы коммуникации, строят социограммы и выделяют индивидов, взаимодействующих наиболее часто.

3. Выявленные группы сравнивают со схемой организационной структуры для определения степени их соответствия. Предполагается, что схема формальной структуры отражает ожидаемые схемы коммуникации, тогда как социометрические данные характеризуют истинное положение вещей.

Основные положения темы:

1. По сравнению с формальной системой коммуникации в организации неформальные сети коммуникации менее упорядочены, а следовательно, и менее предсказуемы.

3. Теория открытых систем привела к перемещению внимания исследователей организационной коммуникации с индивида как единицы анализа на парные или иные типы отношений, в которых коммуникационные связи являются основным объектом изучения, и на системные явления, часто включающие анализ сетей.

5. Лабораторные эксперименты по сетям коммуникации в малых группах дали некоторую информацию о влиянии структуры на потоки в коммуникационных сетях, однако точный характер связи между изучавшимися переменными остался в основном неясным.

6. Большинство членов неформальных групп в коммуникационной сети организации расположены в формальной иерархии сравнительно близко друг к другу, что указывает на частичное совпадение формальной и неформальной систем коммуникации в организации.

Кордонский М. Б., Ланцберг В. И. Технология группы. Мозырь, 1999.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 110-142.

Коммуникационные сети состоят из коммуникационных каналов, конфигурация которых и определяет типологию сети. Коммуникационные каналы различаются своими техническими характеристиками: пропускной способностью (объемом и скоростью коммуникационных действий, осуществляемых в единицу времени), величиной возможных потерь и сбоев. Важной характеристикой коммуникационных каналов является направленность коммуникаций. Кроме этого, коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными и неформальными.

Если коммуникационные каналы соединяют элементы управленческой структуры, принадлежащие к различным ее уровням, то они являются вертикальными, а если к одному, то горизонтальными. Коммуникационные каналы, связывающие элементы, относящиеся не только к разным уровням, по и к разным частям структуры, называются диагональными.

Коммуникационные каналы объединяются в сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое. Сети объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы, как дублирующие и дополняющие друг друга.

Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети - линейная (рис. 15.4). Элементы А и В этой структуры управления находятся в тупиках, а Б выполняет роль не только посредника коммуникаций, но может контролировать их. Такой тип сети иногда называют "Змея".

Рис. 15.4. Линейная сеть

Рис. 15.5. Сеть типа "Звезда"

Не всегда центральное звено А в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и довести их до исполнителей, поэтому появляется посредник Б, который конкретизирует команды и разделяет информацию между исполнителями В, Г и Д. представителем среднего уровня управления и играя вторые роли, на деле он получает огромную власть, так как контролирует информацию и может навязать свою первому лицу. Такая сеть получила название "Шпора".


Рис. 15.6. Сеть типа "Шпора

Для крупных многопрофильных функциональных структур свойственны иные коммуникационные сети (рис. 15.7). Основным типом такой сети является тип "Тент", а его модификации "Палатка" и "Дом" отличаются тем, что наряду с вертикальными допускается наличие и горизонтальных коммуникационных каналов, по которым подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руководству не отвлекаться на них, а сосредоточиться на главном. Отметим, что коммуникационная сеть типа "Дом" имеет замкнутый характер.

В целом открытые коммуникационные сети присущи бюрократическим организациям с жестким подчинением звеньев и преобладанием формальных связей. Однако


Рис. 15.7. Сети типа: а - "Тент"; б - "Палатка"; в - "Дом"

Основой замкнутых сетей является сеть типа "круг" (рис. 15.8). Такой тип в крупных организациях может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми. Отметим, такой тип коммуникационной сети характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом,


Рис.15.10.

Процесс коммуникации имеет свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой "Змеи" с использованием принципа "Соединительного звена".

Этот подход рассматривает не как таковых индивидов, а коммуникационные отношения, возникающие между ними. Коммуникационная сеть состоит из потоков сигналов или посланий между несколькими индивидами и концентрируется на отработанных образцах таких потоков в организации, а не на том, получилось ли передать смысл или значение послания. Однако она может повлиять и на сокращение или разрыв между посланным и полученным значением.

Модель межличностного коммуникационного процесса

Модель межличностного коммуникационного процесса, представлена на рисунке 1, основана на вовлечении лишь двух индивидов. В организации в большинстве случаев межличностная коммуникация строится между многими индивидами и группами их. Руководитель должен объединить информационными потоками множество различных людей внутри и вне организации (рис. 1).

Рис. 1. Коммуникационная сеть руководителей групп

Созданная руководителем сеть включает в себя вертикальные, горизонтальные и диагональные связи. Вертикальные связи построены по линии руководства – от начальника к подчиненному. Горизонтальные связи реализуются между равными по уровню индивидами или же частями организации (между заместителями; начальниками отделов; подчиненными). Диагональные связи представляют собой связи с другими начальниками или с другими подчиненными. Сеть таких связей определяет реальную структуру организации. Задачей формальной организационной структуры является придание коммуникационным потокам правильную направленность. Размеры подразделения в организации возможности развития коммуникационной сети ограничивают в подобных группах.

Образцы коммуникационных сетей

Существуют устоявшиеся шаблоны коммуникационных сетей для групп различной численности. На рисунке 2 точками описаны члены группы, а линиями - коммуникационные связи.

Так, к примеру, если в сети типа кружок, то есть возможность взаимодействовать только с теми, кто рядом с вами расположен. Для сети типа колесо, человек может взаимодействовать с членом группы, располагающимся в центре.

  • получает больше посланий;
  • часто признается прочими членами группы как лицо, выполняющее функции лидера;
  • выражает больше удовлетворенности по поводу своих задач;
  • оказывает большее социальное влияние на других членов группы; несет обычно большую ответственность за передачу информации;
  • от него больше всех ожидается окончательное решение проблем.


Рис. 2. Образцы групповых коммуникационных сетей

Перегруженность коммуникационных каналов

При децентрализации уменьшается число внутренних коммуникаций, хотя объемы внешних связей могут при этом расти, если каждое из подразделений имеет свой собственный рынок, свои общественные связи и т. п. А с другой стороны, централизация может существенно снизить стоимость информации, устраняя в документообороте дублирование.

Коммуникационная сеть - это соединение определенным обра­зом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помо­щью информационных потоков (рис. 2). В данном случае рассмат­риваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуни­кационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцахэтих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и получен­ным значением.

Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и получен­ным значением.

Рис. 2 Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы

В организации

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, гори­зонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной орга­низационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуни­кационным потокам правильное направление. Размеры подразделе­ний в организации ограничивают возможности развития коммуни­кационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметичес­кой прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникацион­ные сети, деятельность группы может отличаться большей или мень­шей эффективностью.

Рис 3. Образцы коммуникационных сетей в группах

Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для по­нимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

Читайте также: