Известные исполнители народной музыки башкортостана сообщение
Обновлено: 30.06.2024
Важнейшие события культуры на первой стадии связаны, прежде всего, с системой музыкального образования.
Другой областью творчества композиторов первой генерации стали театральные постановки в традициях фольклорных синтетических действ: народные комедии, пьесы первых национальных драматургов (С. Мифтахова, Г. Ахметшина, М. Гафури, Б. Бикбая и т.д.). Результатом интенсивного развития музыкальной культуры предвоенных лет явилась организация в 1940 году башкирского Союза композиторов, первым председателем которого стал М. Валеев.
Рубеж 40-50-х годов знаменовал собой переход ко второй стадии — профессиональному композиторскому творчеству, связанному с началом деятельности молодых музыкантов, выпускников Московской консерватории: Х. Ахметова, З. Исмагилова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Х. Заимова и некоторых других. Первым башкирским композитором, последовательно работавшим в жанре симфонии, был Р. Муртазин. А в первых рядах выдающихся деятелей культуры республики — народный артист СССР, лауреат государственной премии Российской Федерации имени Глинки, лауреат государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, башкирский композитор, педагог, общественный деятель Загир Гарипович Исмагилов, внесший неоценимый вклад в развитие и процветание башкирской национальной культуры.
Важную роль в дальнейшем росте музыкальной культуры Башкортостана сыграло открытие Уфимского государственного института искусств. Выпускники УГИИ и других музыкальных вузов страны составили новое поколение башкирских композиторов, активно участвующих в музыкально-общественной жизни, в создании произведений различных жанров. Успешно совмещают творческую и педагогическую деятельность композиторы Лейла Исмагилова, Ильдар Хисамутдинов, Азамат Хасаншин, Валерий Скобелкин, Салават и Айсылу Сальмановы, Рашит Зиганов, Игорь Бурдуков, Азамат Азнагулов, Раит Гайсин, Ринат Хафизов.
С 2005 по 2009 год председателем Союза был Салават Низамутдинов. Под его руководством часто проводились юбилеи, фестивали, концерты молодых композиторов. В октябре 2009 года был избран новый председатель – им стал Айрат Гайсин.
Активизацией культурно-музыкальной жизни республики отмечен рубеж второго-третьего тысячелетий. Возникают новые художественные коллективы: Национальный оркестр башкирских народных инструментов, Симфоджаз-оркестр при Башкирской государственной филармонии, открываются новые концертные залы.
Свидетельством роста музыкальной культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на международных конкурсах.
Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
Национальная музыкальная культура Башкортостана
1. Народная музыка вокальная и инструментальная.
2. Башкирские народные музыкальные инструменты.
3. Башкирский государственный театр оперы и балета.
Многие годы в республике живет и работает Башкирский государственный театр оперы и балета. Он был основан 14 декабря 1938 года. Его рождению предшествовали организация национальной оперной студии при Московской консерватории в 1932 году и башкирского отделения в Ленинградском хореографическом училище, спустя два года, где были воспитаны первые профессиональные кадры будущего театра.
4. Башкирская государственная филармония.
С именем Башкирской государственной филармонии тесно связана история развития и становления башкирской музыкальной культуры, открыта 20 января 1939 года.
В 30-х годах культурным центром Уфы был небольшой, но уютный и неизменно многолюдный парк имени Луначарского, которому недавно возвращено название сада Сергея Тимофеевича Аксакова. Здесь находился летний театр с замечательной акустикой. Не было ни дня, чтобы зал не заполнялся до отказа. В середине парка находились две эстрадные площадки - открытая и закрытая, а в деревянном здании располагалось концертно-эстрадное бюро. Оно и послужило истоком будущей Башкирской государственной филармонии.
5. Народная хореография башкир.
Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Тематика танцев была разнообразной: охотничьи, воинственные, трудовые, свадебные и прочее.
Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника. Степные боевые традиции кочевников закрепили в народной хореографии башкир воинственность, скульптурность поз, фиксированные жесты, мужественную осанку.
В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. Исполняя руками различные движения, женщины одновременно притопывали, мелко перебирая ногами. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.
Наиболее развитыми формами в башкирской хореографии были одиночные танцы: охотничьи, воинственные, эпические.
Широко были распространены и дуэтные танцы - соревнования, исполнявшиеся на праздниках и свадьбах.
По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:
6. Профессиональная хореография.
Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Файзи Адгамовича Гаскарова , создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 году. В 1956 году Файзи Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца имени Файзи Гаскарова.
Музыкальное искусство Башкортостана, опирающееся на богатое народное музыкальное творчество, сформировалось в первой половине 20 века. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое творчество.
В башкирском хореографическом искусстве много обрядовых, бытовых танцев. Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их никто не видел. В летнее время - это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство. Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза и курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.
Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемой в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса) - в женских танцах. В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.
История хореографии башкир имеет свою географию. Охотничьи, воинственные обрядовые танцы характерны для восточных башкир, игровые и бытовые танцы - для западных. Северо-восточные и зауральские башкиры имеют общие черты, такие, как чередование бесшумных, легких и плавных движений с сильными дробями, с неподвижным корпусом (основное движение - "переменный ход", удары пятками).
Настоящий экспериментатор на современной башкирской эстраде, он представляет публике все новые и новые музыкальные находки.
Что для нас музыка? Это инструмент, при помощи которого мы можем доносить свои идеи и мысли. Мы меняем мир к лучшему, и музыка – наш главный помощник.
Әллә ниндәй ярһыу һағыш, моңһоу саялыҡ сатҡылары сәскән тауышы йырҙарын да, уларҙы башҡарыр алдынан уҡыған шиғырҙарын да иҫ киткес моңло, тетрәндергес итә.
Читайте также: