Изобретение уральцев сообщение на тему 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

В 1818 году немецкий профессор Карл фон Дрез получил патент на устройство, которое сам он назвал Laufmaschine – " машина для бега ". Это был двухколёсный самокат, снабжённый рулём и выглядевший в целом как вполне себе современный велосипед, только без педалей. Самокат Дреза фактически стал прадедушкой нынешних велосипедов. Правда, до появления классической цепной передачи на заднее колесо оставалось ещё более полувека – лишь в 1884 году английский изобретатель Джон Кемп Старли изготовил первый велосипед Rover – " Скиталец ". С тех пор менялись материалы, совершенствовались отдельные узлы и детали, но компоновка велосипеда, предложенная Старли, сохранилась в целом неизменной вплоть до наших дней.

Эволюция велосипеда. Велосипеду Артамонова на этой схеме места не нашлось. По материалам из открытых источников

Эволюция велосипеда. Велосипеду Артамонова на этой схеме места не нашлось. По материалам из открытых источников

Однако на Урале вам обязательно расскажут совсем другую историю изобретения велосипеда. Ведь ещё в конце XVIII века крепостной Нижнетагильского завода Ефим Михеевич Артамонов изобрёл самокат, ставший прообразом современного велосипеда. Самокат Артамонова намного опережал своё время: он был собран на железной раме, имел руль и педальный привод на переднее колесо. Барин подивился изобретению крепостного мастера и отправил его в Петербург на коронацию Александра I. На велосипеде собственной конструкции Артамонов смог преодолеть немалое расстояние от Нижнего Тагила до Москвы и преподнес своё изобретение в дар императору. Велосипед Артамонова так удивил всех при дворе, что Артамонову даровали свободу от крепостной зависимости, а уральское чудо техники пополнило царскую коллекцию редкостей, где и было благополучно забыто. Вот и пришлось в середине XIX века всему миру в прямом и переносном смысле слова действительно заново "изобретать велосипед".

Аналогичный велосипед долгое время экспонировался в Нижнетагильском музее-заповеднике. Фотография из открытых источников

Аналогичный велосипед долгое время экспонировался в Нижнетагильском музее-заповеднике. Фотография из открытых источников

О крепостном изобретателе Артамонове впервые упомянул уральский экономист Василий Дмитриевич Белов в своей книге "Исторический очерк уральских горных заводов", изданной в Санкт-Петербурге в 1896 году – то есть, спустя почти сто лет после описанных событий. Без ссылок на какие-либо источники Белов отмечал следующее:

"Во время коронования императора Павла I, следовательно в 1801 году, мастеровой уральского Тагильского завода Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством".

Заслуги Василия Дмитриевича в теории бухгалтерского учёта и ныне никто не оспаривает, но вот историк-краевед из него вышел, если честно, так себе. Впрочем, потомки, благодарные Белову за раскрытие имени истинного изобретателя велосипеда, с легкостью простили ему явно бросавшуюся в глаза грубейшую ошибку – ведь в 1801 году короновался Александр I, а не Павел I, убитый 24 марта в Михайловском замке заговорщиками. Так Белов, без всякой задней мысли пересказавший быличку, возможно, слышанную им в детстве из уст мастеровых Нижнетагильского завода, откуда и сам он был родом, невольно открыл настоящий ящик Пандоры. Местным краеведам эта история так понравилась, что к 1922 году буквально из ниоткуда был изыскан вполне типичный для второй половины XIX века велосипед, выставленный в городском музее Нижнего Тагила в качестве того самого велосипеда Артамонова.

Василий Дмитриевич Белов, неосознанно ставший "прародителем" легенды о велосипеде Артамонова. По материалам из открытых источников

Василий Дмитриевич Белов, неосознанно ставший "прародителем" легенды о велосипеде Артамонова. По материалам из открытых источников

Бурное развитие эта история получила после Великой Отечественной войны, когда началась пресловутая борьба с космополитизмом, в ходе которой помимо прочего решено было по возможности отыскать русские приоритеты во всех областях науки и техники. В 1948 году уважаемый историк техники, академик Виктор Васильевич Данилевский издал книгу "Русская техника", в которую включил следующие сведения:

"Тогда же в Нижнем Тагиле трудился крепостной мастер Артамонов, о котором сохранились рассказы, как он приехал с Урала в Москву на коронацию Александра I на двухколёсном железном велосипеде, изобретённом им задолго до того, как на Западе пришли к подобной идее".

Примерно в то же время в биографическом словаре под редакцией свердловского профессора, доктора исторических наук Анатолия Григорьевича Козлова у Артамонова откуда-то "возникли" имя и отчество, а также даты жизни – Ефим Михеевич Артамонов родился в 1776 году, а умер в 1841 году, прожив, в общем-то, довольно долгую по тогдашним меркам жизнь. Примечательно, что в итоге Козлов официально отказался от этих своих сомнительных "находок", но было уже поздно – биография Артамонова стремительно обрастала подробностями.

Ефим Артамонов во время своего "велопробега" в представлении художника. По материалам из открытых источников

Ефим Артамонов во время своего "велопробега" в представлении художника. По материалам из открытых источников

В начале 1960-х годов особенно усердствовал на этом поприще пермский краевед Александр Кузьмич Шарц. Ещё при жизни коллеги называли его в лучшем случае " примечательным выдумщиком " и отмечали, что большинство его "исследований" удивительно точно соответствуют текущим политическим веяниям. Что касается нашей сегодняшней истории, Шарц счёл своим долгом уточнить, что ещё с ранних лет Артамонов был искусным строителем барок, а позже помимо велосипеда изобрёл насос по откачке воды с барок и некую паровую коляску-самоход – ни много ни мало, а прототип автомобиля. Шарц указал, что Артамонов был похоронен на кладбище Суксунского завода, и добавил, что лично видел на могиле изобретателя крест со схематичным изображением велосипеда. Этот факт порядком позабавил суксунских краеведов, которые на всякий случай проинспектировали свои "владения", но никакой могилы Артамонова, конечно же, не нашли. А в 1981 году благодаря писателю Сергею Дмитриевичу Охлябинину в биографии изобретателя появилось последнее немаловажное уточнение – хозяевами Нижнетагильского завода, поначалу не оценившими изобретение мастера по заслугам, Артамонов, оказывается, был отправлен в ссылку за своеволие и бесполезную растрату казённого железа.

Прибытие Артамонова на коронацию Александра I в представлении художника. По материалам из открытых источников

Прибытие Артамонова на коронацию Александра I в представлении художника. По материалам из открытых источников

Как ни странно, долгое время никто даже и не думал подвергать сомнению эту историю, тем более, что за многие годы она успела просочиться даже в авторитетную Большую советскую энциклопедию и кочевала из издания в издание, обрастая всё новыми подробностями. И это несмотря на то, что многочисленные "биографы" Артамонова уже сами начинали путаться в придуманных ими же фактах. Одни утверждали, что Артамонов прибыл в Санкт-Петербург, хотя коронация Александра I проходила в Москве (ошибся, видимо – чего возьмёшь с крепостного мужика?). Другие говорили, что он не только доехал на своём велосипеде до Москвы, но и вернулся на нём обратно на Урал (в подарок императору отдавать велосипед он, видимо, по пути передумал – ещё бы, такая практичная вещь). С уточнением дат первого в истории велопробега начали всплывать совершенно невероятные подробности: в частности, выходило, что Артамонов преодолел более пятисот километров от Нижнего Тагила до Перми всего за пять дней. В конце концов в описании путешествия утвердилась версия, немного преуменьшавшая подвиг Артамонова, но, несомненно, нисколько не преуменьшавшая его изобретательский талант – мол, от Нижнего Тагила до Москвы он всё-таки добирался речным транспортом, а своим ходом преодолел на велосипеде лишь расстояние от набережной Москвы-реки до Успенского собора.

Памятник велосипеду Артамонова в этнографическом парке-музее реки Чусовой. Фотография из открытых источников

Памятник велосипеду Артамонова в этнографическом парке-музее реки Чусовой. Фотография из открытых источников

Лишь в горбачёвскую эпоху гласности начали появляться первые робкие публикации, ставившие под сомнение сам факт существования крепостного мастера Артамонова. В частности, исследователи указывали на то, что сохранившиеся архивы не содержат о нём никаких сведений. Были скрупулёзно проверены и камер-фурьерские церемониальные журналы, и воспоминания современников о коронации Александра I, и архивы канцелярии президента Императорской Академии наук Николая Николаевича Новосильцева, которая занималась рассмотрением и регистрацией технических изобретений, и многие другие документы и мемуары, в которых потенциально мог найти отражение велосипед Артамонова. Всё впустую – как будто никакого крепостного мастера с этим именем и вовсе никогда не было.

Скепсиса добавили исследования, проведённые несколькими ведущими в области металловедения институтами, которые показали, что "велосипед Артамонова", экспонировавшийся в Нижнем Тагиле, сделан из мартеновской стали, выплавленной на кислом поду. А ведь подобный металл появился на Урале только в 1870-х годах. Датировка весьма убедительная, учитывая, что по своей конструкции велосипед очень уж похож на существовавшие как раз в это время английские образцы. Вскоре после этого знаменитый велосипед навсегда стыдливо скрылся в недрах запасников музея.

Памятник Ефиму Артамонову и его велосипеду на улице Вайнера в Екатеринбурге. По материалам из открытых источников

Памятник Ефиму Артамонову и его велосипеду на улице Вайнера в Екатеринбурге. По материалам из открытых источников

Однако в ходе всех этих изысканий всё же были обнаружены свидетельства об одной истории, которая, возможно, и стала прародительницей легенды о велосипеде Артамонова. Это рассказ о тагильском крепостном механике Егоре Кузнецове, который в конце XVIII века изобрёл "музыкальные дрожки". Примечательны они были тем, что на них были установлены верстомер оригинальной конструкции и духовой музыкальный инструмент, напоминающий орган. Кузнецова и вправду отправили вместе с его изобретением на коронацию Александра I, где он поднёс дрожки в подарок вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. За это высочайшим указом он вместе со всей семьей был освобождён от крепостной повинности. Заодно с ним вольную получил и его племянник, которого звали Артамон Кузнецов. Быть может, именно он и был изобретателем того самого велосипеда Артамонова? Навряд ли, иначе бы его освобождение из крепостной зависимости не вызвало бы возмущение среди мастеровых Тагильских заводов, которые говорили, что Артамон Кузнецов " никакого отличия против других равно с ним работы исправляющих не делал ".

Музыкальные дрожки механика Егора Кузнецова до сих пор экспонируются в Эрмитаже. Фотография из открытых источников

Музыкальные дрожки механика Егора Кузнецова до сих пор экспонируются в Эрмитаже. Фотография из открытых источников

До сих пор не найдено ни одного научного доказательства, что в начале XIX века на Урале проживал крепостной мастер Ефим Артамонов. И уж тем более – что он изобрёл первый в мире велосипед, на котором и устроил поистине невероятный велопробег. Этот факт, впрочем, не умаляет заслуг настоящих уральских народных умельцев, существовавших в действительности – таких, как семья Черепановых, Иван Ползунов или Козьма Фролов. Историческая фальсификация налицо, однако это не помешало властям Екатеринбурга и Перми уже в начале XXI века установить памятники Артамонову и его велосипеду на городских улицах. Что уж говорить о просторах Интернета, на которых многие до сих пор увлечённо доказывают правдивость этой истории, в качестве аргументов в дискуссиях, впрочем, неизменно приводя лишь ссылки на советские публикации и свой бравый ура-патриотизм. Спорщики не задумываются о том, что уральским мастерам и без того есть, чем гордиться. И изобретать велосипед для этого им ни в прямом, ни в переносном смысле никогда не требовалось.

Братья фон Сименс открыли первую трамвайную линию в Берлине в 1881 г., воспользовавшись изобретением Фёдора Пироцкого.

Модель приемной электронной телевизионной трубки, созданной Борисом Розингом.

Колесо

В конце 1980-х на юге Урала был найден древний город Аркаим. Это поселение намного старше Древнего Рима и Трои, оно существовало на рубеже III–II тысячелетий до н. э. и является ровесником египетских пирамид.

При раскопках в породе были обнаружены отпечатки колёс со спицами. Их залили и получили модель колеса – самого древнего в мире на сегодня! Ранее считалось, что в эпоху бронзы использовалось колесо из цельного деревянного диска. Но изделие со спицами гораздо легче, манёвреннее и прочнее. Так что можно смело говорить, что колесо в том виде, в каком оно привычно современным людям, изобрели наши предки. Ведь Аркаим – прародина славян.

Там же были найдены следы боевых колесниц. Получается, что уже с Урала эти средства передвижения проникли на Ближний Восток и в Китай.


Напёрсток

Эти предметы находят на территории Турции, Венгрии, Китая. Самый старый напёрсток на территории России обнаружен в раскопе под Владимиром рядом с одеждой кроманьонца, на которой хорошо заметны следы швейной работы. Детали этой одежды были сшиты при помощи костяных игл. Рядом лежал и предмет, которым эти иглы, по всей видимости, проталкивали. Возраст напёрстка – 32 тыс. лет. Известен и напёрсток с древней стоянки Сунгирь возрастом 25 тыс. лет.

Выглядели эти предметы как костяное широкое плоское кольцо, надеваемое на палец при шитье. Находки позволяют утверждать, что первые напёрст­ки в истории человечества были изобретены именно на территории современной России.

Шагающий робот

Действующая модель стопоходя- щей машины Пафнутия Чебышёва, 1878 г.

Модель своей машины Чебышёв представил на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Европа ахнула – там решили, что русские создали вечный двигатель! Это был первый в мире шагающий механизм.

Гусеничный трактор

Гусеница – такое же гениальное изобретение, как и колесо. В разных вариантах её придумывали неоднократно. Но использовать гусеничный ход в качестве движителя для повозки впервые предложил механик Волжского пароходства Фёдор Блинов. Эта идея, позволяющая во много раз уменьшить удельное давление на грунт, пришла ему в голову в 1878 г.

Изобретения российских ученых славятся во всем мире.

Трамвай

Русский инженер, штабс-капитан Фёдор Пироцкий первым в мире построил моторный трамвайный вагон. Он испытал его в сентябре 1880 г. на улицах Санкт-Петербурга и даже начал перевозить пассажиров, несмотря на протесты владельцев трамваев на конной тяге – пресловутых конок.

Но для дальнейшего совершенствования конструкции у Пироцкого не было средств. Зато они были у немецких промышленников и изобретателей – братьев фон Сименс. Они лично знали Фёдора Аполлоновича, консультировались с ним. И уже через год открыли электрическую трамвайную линию в Берлине. Конструкция их вагонов совпадала с той, что предложил Пироцкий. Тем не менее официально считается, что первый в мире трамвай поехал в Германии, а не в России.

Киноаппарат

Слава родоначальников кинематографа досталась предприимчивым французам братьям Люмьер. Мало кто знает, что почти на два года раньше их первое кино было показано у нас, в Российской империи.


По неизвестной причине изобретение отложили на полку, так и не дав ему хода.

Мультфильм

Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, в 1906 г. создал первый в мире кукольный мультфильм. В нём 12 фигурок танцуют на фоне неподвижных декораций. Фильм был снят на 17,5-миллиметровую плёнку, на его постановку ушло три месяца.

С 1906 по 1909 г. Ширяев сделал несколько мультипликационных лент, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Свои работы он показывал лишь знакомым и студентам в образовательных целях, поэтому в советское время о них почти забыли. В 1990-е фильмы были обнаружены в архиве танцовщика. Современные мультипликаторы изумляются: куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают, и крутятся в воздухе.

Парашют

На инженера (тогда ещё актёра) Глеба Котельникова тягост­ное впечатление произвела гибель известного лётчика Мациевича, произошедшая на его глазах, – сорвавшись с сиденья, тот вылетел из самолёта и разбился. Вскоре Котельников взялся за разработку спасательного приспособления, которое должно было обезопасить пилотов.

Павел Яблочков.

Это был первый в мире ранцевый парашют. Все современные модели созданы по этой принципиальной схеме.

Смайлик

По стопам Левши: уральские изобретатели в погоне за мечтой

Первый велосипед , паровой двигатель , лекарство от гриппа — список гениальных изобретений наших земляков немал. Но прославиться Екатеринбургу как краю технического креатива мешает скромность , считает ЕТВ.

Екатеринбург — город романтиков , наплевавших на мирскую славу. Как иначе объяснить тот факт , что о поистине грандиозных изобретениях , родившихся на Урале , многие даже не имеют представления. В XVIII веке крепостной Егор Кузнецов придумал астрономические часы , показывающие восход и заход Солнца и Луны. Его талантливый племянник на стыке XVIII–XIX вв. стал создателем первого двухколесного педального самоката или уральского велосипеда. Теплотехник Иван Ползунов подарил миру первую в мире машину универсального парового двигателя — двухцилиндровую машину непрерывного действия.

А еще именно рабочий Екатеринбург 15 мая 1837 года придумал первый в России детский сад , где содержалось 112 детей. Этот пример так вдохновил правительство , что детсады стали появляться по всей стране. А теперь — вопрос: много ли вы видели велосипедных дорожек в городе , фактически являющемся родиной велосипеда? Есть ли свободные места в детских садах вашего района? Изобретатели на Урале меж тем не переводятся и все еще , бывает , отдают последнее в погоне за мечтой.

Гравитон инженера Сомова

Со стороны кажется , что грант — приличный бонус , но на самом деле его едва хватило , чтобы погасить долги. Работает команда Максима почти как в классическом стартапе: лаборатория находится в гараже , люди часто не выходят оттуда неделями , но всеми движет идея. А идея — вывести на рынок комплексную систему безопасности для нужд армии и промышленных предприятий , а через два года достигнуть годового оборота в 1 $ млн.

По стопам Левши: уральские изобретатели в погоне за мечтой

Биомикрогель для очистки воды от нефтепродуктов с возможностью регенерации как нефтепродуктов , так и микрогеля.

Биомикрогель для очистки воды от нефтепродуктов с возможностью регенерации как нефтепродуктов , так и микрогеля.

Инфографика: Виталий Калистратов , ЕТВ

Есть что предложить миру

Юрию Бурову , изобретателю Сubic Robotics, удалось воплотить в жизнь идею электронного ассистента с голосовым управлением для умного дома или офиса. Уникальность заключается в том , что машина может управлять разными устройствами , не наделенными ни процессорами , ни подключением к интернету. При этом кубик запоминает пристрастия и вкусы хозяина , отвечает на вопросы, зачитывает прогнозы погоды с нужных сайтов и многое другое. Молодой ученый привлек внимание частного инвестора в США , получив 500 000 $ на разработку продукта.


Что за привилегии?

Патенты наших земляков

Наш край не был самым активным в деле подачи заявок на получение привилегий на изобретения и усовершенствования, но тем не менее, какое-то количество изобретений патентовали и местные жители.

Так, один из жителей станицы Кособродской получил привилегию на… очаг. То есть обычную печь с плитой, какие до сих пор стоят во многих домах в сельской местности и на окраинах городов. Единственное отличие запатентованного варианта – отсутствие дверки в топочное отделение. Дрова или уголь надо было загружать через отверстие передней конфорки. То есть устройство вполне себе обычное, но с небольшими изменениями.

Защита носа корябля

Золотодобыча

106 лет электрическому самовару

Читайте также: