Изображение бородинской битвы в стихотворении бородино м ю лермонтова сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе
в 5 классе

Тема урока. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова

1)наблюдение за развитием сюжета и поведением героев; обзор исторических событий, которые легли в основу этого стихотворения; выделение ключевых мотивов для характеристики текста;

2)развитие творческого воображения, умения самостоятельно мыслить, доказательно высказывать своё мнение;

3)воспитание патриотических чувств в детях, уважения к великому прошлому России и героям- защитникам.

Эпиграф: Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.

– О каком историческом событии мы говорили на предыдущих уроках? (Об Отечественной войне 1812 года.)

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(Учащиеся записывают в тетрадь тему и эпиграф урока)

Бабушка заботилась о воспитании и образовании внука и приглашала к нему лучших учителей. В детстве Лермонтов любил слушать рассказы и песни о волжских разбойниках, о войне с французами, о пожаре в Москве. Гувернёром мальчика был француз Жан Капэ, который часто вспоминал о походах Наполеона, интересно рассказывал об исторических событиях 1812 года.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, бабушка решила переехать в Москву, чтобы подготовить внука к вступительным экзаменам в университет. Лермонтов был потрясён красотой Москвы и сразу полюбил этот город. Особенно мальчика поразил Кремль – живописные соборы, дворцы и старые башни с зубчатыми стенами. Во всём чувствовалось дыхание старины и истории великого народа.

В 19 лет Лермонтов поступил в Московский университет, но не закончил его, он переехал в Петербург и, окончив военную школу, стал офицером гвардейского полка.

Писать стихи Лермонтов начал рано – примерно в 13 лет. Но очень долго мальчик-юноша не хотел печататься – ему все казалось, что он ещё не написал ничего хорошего.

На прошлом уроки мы разделились на три группы: историки, лингвисты и литературоведы. Домашнее задание вы также получили по группам. Давайте послушаем доклад историков о Бородинской битве. Во время прослушивания обратите внимание на иллюстрации, которые будут на экране

– Что еще вам известно об этом событии из курса истории?

В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились.

Чем дальше заходил он в глубь страны, тем меньше у него оставалось войск, а разгромить русских так и не удавалось. Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией Кутузов решил дать бой.

Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов не случайно выбрал бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нём могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву – обе смоленские дороги (обращение к карте).

Русских было 120 тыс. человек и 624 орудия против 135 тыс. человек и 587 орудий у Наполеона. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Кутузов готовил оборонительное сражение. Надо было нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу.

Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н.Н.Раевский. потому её называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семёновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления – флеши. Которые защищали солдаты генерала П.И.Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.

Именно Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило её наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.

Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа.

7. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.

В тексте стихотворения вам встретятся слова, значение которых я просила вас выяснить дома, пользуясь словарём. В основном это слова иноязычного происхождения, слова военной терминологии, ведь речь пойдёт именно о военных событиях1812 года. (Учитель демонстрирует иллюстрации к словам, показывает, как выглядела русская армия и армия французов).

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

уланы, драгуны – солдаты конных полков.

8. Просмотр видеозаписи стихотворения в исполнении артиста Валерия Баринова.(Дети следят по учебнику).

9. Анализ стихотворения. Вопросы на восприятие.

А теперь давайте проследим за сюжетом произведения, выделим значимые

смысловые части и вместе с тем сами еще раз обратимся к славным страницам истории России. На доске написаны пункты плана. Ваша задача -сопроводить цитатами эти пункты

1.Отступление ( « Мы долго молча отступали…)-3 строфа

Почему русские войска отступали? Вынуждены были отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления. Какие чувства испытывали русские воины? Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух.

Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою. А как ведут себя французы и почему? Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями.

Что обещали русские солдаты своему командиру? Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте.

– Для чего старый солдат так подробно описывает бой молодому солдату? (Ветеран войны, вынесший суровые испытания великой битвы, хочет показать, как в его время любили и защищали родину. Этот рассказ старика звучит как завещание молодым солдатам и нам с вами любить Родину и не жалеть жизни за свободу своего Отечества.)

– Найдите строчки, которые доказывают, что и молодые солдаты, и новые поколения не забудут подвиги русского народа в Отечественной войне 1812 года. (Обращение к эпиграфу)

– Понравилось ли вам стихотворение? (Да.)

– Чему оно учит? (Быть патриотами, помнить историю России, извлекать уроки из исторического прошлого страны.)

11. Работа с произведениями живописи, посвященными Бородинскому сражению.

13. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Герои Бородинской битвы. Они богатыри? Да. Они богатыри. Эти люди обладали огромной моральной силой. Богатыри – мужество, храбрость, отвага, удаль, героизм, патриотизм.

Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

План урока:

Рассказ о начальном этапе творчества Лермонтова

Михаил Лермонтов родился в дворянской семье 15 октября 1814 г. Он рано потерял мать, умершую в 22 года от чахотки, отец с ним почти не общался по настоянию бабушки, которая вырастила внука в своем имении Тарханы. Мальчик получил домашнее образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, музыке и живописи. Литературным творчеством Лермонтов увлекался с самых юных лет.В 14 лет был отдан в Московский благородный пансион при университете, в котором после окончания пансиона проучился два года. В 18 лет решил стать офицером и поступил в военное учебное заведение в Петербурге. В 1834 г. был определен в гусарский полк, расквартированный в Царском селе.

Картины Бородинского сражения. Образ войны

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды. В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер [3] избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.

Образ безымянного рассказчика

Патриотический пафос стихотворения. Тема героизма русского солдата

Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный разбор и краткий анализ “Бородино” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бородино.

История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.

Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий.

Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода.

Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.

Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832–34 годах. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении. Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “ булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: “Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Полной картину боя делают эпитеты: “ “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Встречаются в произведении олицетворения “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны” . Они создают эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени” подчёркивают масштабность действия.

Читайте также: