Ixtoc i авария сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.


3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.


V. BOGOYAVLENSKY, Oil and Gas Research Institute of Russian Academy of Sciences, Gubkin Russian State University of Oil and Gas P. BARINOV, Oil and Gas Research Institute of Russian Academy of Sciences I. BOGOYAVLENSKY, Oil and Gas Research Institute of Russian Academy of Sciences, Gubkin Russian State University of Oil and Gas

Начало ХХ века ознаменовалось активным ростом нефтяной индустрии Мексики. На ряде скважин к северо–востоку от г. Мехико, вблизи западного побережья Мексиканского залива, с небольших глубин (500 – 600 м) нефтегазоносного бассейна (НГБ) Tampico–Misantla были получены мощные фонтаны преимущественно тяжелой нефти высотой до 60 – 80 м и дебитом до 80 – 260 тыс. барр/сут.
По объемам образовавшихся разливов нефти некоторые из неконтролируемых фонтанов можно отнести к катастрофическим, при этом нефть с суши попадала и в Мексиканский залив, загрязняя побережье. На площади San–Diego de la Mar (Dos Bocas) сформировался гигантский кратер диаметром более 300 м, грифонообразование в котором продолжается около 110 лет.


О НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНДУСТРИИ МЕКСИКИ


Бурение первых скважин на нефть в Мексике началось в 1869 – 1872 гг., не принесших крупных открытий. Начало ХХ века ознаменовалось активным ростом нефтяной индустрии Мексики. На ряде скважин к северо-востоку от г. Мехико, вблизи западного побережья Мексиканского залива, с небольших глубин (500 – 600 м) нефтегазоносного бассейна (НГБ) Tampico-Misantla были получены мощные фонтаны преимущественно тяжелой нефти высотой до 60 –
80 м и дебитом до 80 – 260 тыс. барр/сут (11 – 35 тыс. т/сут – здесь и далее пересчет из баррелей осуществлен с коэффициентом 7,33 барр/т): La-Pas-1 в 1904 г., San-Diego de la Mar-3 в 1908 г., Potrero Del Liano-4 в 2010 г., Cerro Azul-4 в 1916 г. и др. [7]. По объемам образовавшихся разливов нефти некоторые из неконтролируемых фонтанов можно отнести к катастрофическим, при этом нефть с суши попадала и в Мексиканский залив, загрязняя побережье. На площади San-Diego de la Mar (Dos Bocas) сформировался гигантский кратер диаметром более 300 м, грифонообразование в котором продолжается около 110 лет.
Столь мощные притоки нефти на ряде месторождений показали всему миру высокие перспективы мексиканских недр, которые привлекли внимание лидеров нефтегазовой индустрии (Standard Oil и др.). Первый экспорт нефти начался в 1911 г. из порта Тампико. Уже в 1918 г., несмотря на произошедшую революцию и многолетнюю гражданскую войну (1910 – 1917 гг.), Мексика стала одним из лидеров по объемам добычи. В 1921 г. был достигнут локальный пик годовой добычи нефти в 193,4 млн барр. (около 26,4 млн т), после чего началось снижение добычи нефти, обусловленное дестабилизацией ситуации в стране (рис. 1) [8, 9]. В 1938 г. нефтяная индустрия была национализирована и сосредоточена в созданной в июне компании PEMEX (Petrоleos Mexicanos), что привело к бойкоту Мексики рядом пострадавших международных неф­тяных компаний (Shell, Standard Oil и др.). В 1942 г. Мексика после торпедирования нескольких ее нефтяных танкеров немецкими подводными лодками была вынуждена вступить во Вторую мировую войну.


Бурный рост нефтегазовой индустрии Мексики в 1970-х гг. (рис. 1) связан с открытием и освоением крупных и уникальных месторождений в мезозойских (в основном нефть) и кайнозойских (нефть и газ) отложениях НГБ Sureste на суше и в южной части шельфа Мексиканского залива, называемой залив Кампече (Bay of Campeche или Bahia de Campeche). Первая разработка месторождений углеводородов на шельфе началась в северо-восточной части залива Кампече в 1979 г. на гигантском комплексе Cantarell, за которой последовала разработка соседней площади KMZ (Ku-Maloob-Zaap) [9]. Пик в неф­тедобыче 1402 млн барр. (191 млн т) был достигнут в 2004 г. (рис. 1) и обеспечил около 5 % мирового уровня и 10-е и 12-е места в ряду стран-производителей нефти и газа в 2013 г. (Oil and Gas Journal, 9.03.14). Основной объем добычи в стране осуществляется компанией PEMEX, входящей в десятку основных неф­тегазовых компаний мира.

С учетом официальных данных компании PEMEX, в 2004 и 2016 гг. в суммарном объеме нефтедобычи Мексики шельфовая составляющая достигала 85,6 и 81,6 %. По состоянию на конец 2016 г. накопленная добыча нефти с конденсатом в Мексике вплотную приблизилась к 6,8 млрд т, из которых доля шельфа – 64,9 % (около 4,4 млрд т). Комплекс Cantarell обеспечил почти 2 млрд т – 44,6 % морской и 28,9 % от общей добычи страны. При этом усредненный коэффициент извлечения нефти на комплексе превысил 40 %.

С учетом официальных данных компании PEMEX, в 2004 и 2016 гг. в суммарном объеме нефтедобычи Мексики шельфовая составляющая достигала 85,6 и 81,6 % [9, 10]. По состоянию на конец 2016 г. накопленная добыча нефти с конденсатом в Мексике вплотную приблизилась к 6,8 млрд т, из которых доля шельфа – 64,9 % (около 4,4 млрд т). Комплекс Cantarell обеспечил почти 2 млрд т – 44,6 % морской и 28,9 % от общей добычи страны. При этом усредненный коэффициент извлечения нефти на комплексе превысил 40 %.

Первые три десятилетия (1979 – 2008 гг.) около 93 % нефтедобычи Cantarell обеспечил блок Akal (94,8 % в 2000 – 2007 гг.). В 2010 и 2013 гг. его доля снизилась, соответственно, до 66,3 и 46,1 %. По состоянию на 2013 г. блок Ixtoc, разрабатываемый с мая 1984 г., обеспечил лишь около 1,1 % накопленной добычи Cantarell, но в 2013 г. его доля достигла 6,6 %.


В последние годы в Мексике продолжают открывать крупные месторождения. В частности, в 2017 г. в южной части Мексиканского залива в 60 км от побережья (НГБ Sureste) в подсолевых отложениях верхнего миоцена было открыто очередное месторождение нефти – Zama (принадлежит компании Talos) с запасами более 1 – 1,5 млрд барр., свидетельствующее о больших перспективах региона (Offshore-Mexico, 16.11.17).


Нефтегазовая геология месторождения Ixtoc комплекса Cantarell


Морское месторождение Ixtoc является частью крупнейшего в Мексике супергигантского месторождения (комплекса месторождений) Cantarell компании PEMEX. Оно расположено примерно в 100 км северо-западнее портового и курортного города Сьюдад-дель-Кармен (Ciudad del Carmen) на побережье полуострова Юкатан (рис. 2). Комплекс Cantarell включает группу соседствующих месторождений (блоков): Akal, Balam, Chac, Ek, Ixtoc, Kutz, Nohoch, Sihil, Takin, Kambesah, Utan [11], суммарные геологические запасы которых составляют 35 млрд барр. (около 4,7 млрд т нефти.) За исключением относительно легких нефтей блоков Ixtoc и Kambesah нефть Akal и других блоков комплекса Cantarell тяжелая, имеет плотность 0,91 – 0,986 г/см 3 (12 – 24 °API) и большое содержание серы и металлов [11].
В основе морских открытий в Мексике лежит обнаружение рыбаком Rudecindo Cantarell нефтяных пятен (сипов) на поверхности воды, свидетельствующих, по его мнению, о наличии нефтяных месторождений на шельфе. Эту информацию после длительных стараний он довел до руководства компании PEMEX. В 1976 г. после проведения сейсморазведки PEMEX пробурила на самом крупном поднятии в мезо-кайнозойских отложениях Akal первую скважину (Akal-1), давшую приток тяжелой нефти плотностью 0,92 г/см 3 (22 °API). Заслуги рыбака увековечены в названии месторождения Cantarell.
На комплексе Cantarell продуктивными являются отложения мезозоя и кайнозоя (мел и палеоцен) [12]. По кровле основной продуктивной верхне-меловой толщи комплекс представляет собой тектонически экранированные нефтегазоносные блоки на своде поднятия Reforma-Akal, разбитого серией разломов преимущественно субмеридиональной ориентации. Блок Akal расположен в восточной части комплекса и является самым приподнятым и высокоамплитудным (глубины 1100 – 2500 м). Блок Ixtoc расположен в центральной части и залегает значительно глубже (свыше 3500 м). Основным резервуаром комплекса Cantarell является высокопроницаемая (до 3 – 5 Д) мощная (до 300 м) толща доломитизированной брекчии известняка [12]. Формирование этого резервуара связывается рядом геологов с супермощным ударом метеорита Chicxulub диаметром около 10 км, упавшего на побережье современного полуострова Юкотан примерно 65 млн лет назад [12]. Генетически местная нефть относится к верхне-юрской нефтегазоматеринской толще, из которой она мигрировала в миоценовое время в резервуары мела и палеоцена.
23 июня 1979 г. началась добыча нефти на месторождении Cantarell на основном по запасам блоке Akal. На пике добычи в 2003 – 2005 гг. со всех блоков оно давало 2,04 – 2,14 млн барр/сут (около 101 – 107 млн т в год), что соизмеримо с объемом добычи в Кувейте. Морские скважины Cantarell давали до 3 – 4 тыс. т/сут, что почти на порядок больше, чем на суше. В итоге в эти годы вклад Cantarell в объем нефтедобычи Мексики в 4 раза превышал вклад всех месторождений суши, составляя 61 – 63 % от совокупной добычи страны и 74 – 75,5 % от добычи на море [13]. В 2004 – 2005 гг. добыча нефти на месторождении Cantarell и на всех шельфовых месторождениях Мексики превышала суммарную добычу США в Мексиканском заливе, соответственно, в 1,7 и 2,5 раза. Начиная с 2005 г. добыча на комплексе стала резко снижаться до 228 тыс. барр/сут (около 30 тыс. т/сут) в 2015 г.
Первые три десятилетия (1979 – 2008 гг.) около 93 % нефтедобычи Cantarell обеспечил блок Akal (94,8 % в 2000 – 2007 гг.) [11]. В 2010 и 2013 гг. его доля снизилась, соответственно, до 66,3 и 46,1 %. По состоянию на 2013 г. блок Ixtoc, разрабатываемый с мая 1984 г., обеспечил лишь около 1,1 % накопленной добычи Cantarell, но в 2013 г. его доля достигла 6,6 %.

В 1979 г. нефтяная скважина Ixtoc–1 (первая на блоке Ixtoc) компании PEMEX вошла в историю шельфовой добычи за счет катастрофы с рекордным объемом разлитой в море нефти. В период с начала разлива 3 июня 1979 г. до его ликвидации 23 марта 1980 г. (более 9,5 месяцев) в море попало около 476 тыс. т нефти


КАТАСТРОФА НА МЕСТОРОЖДЕНИИ IXTOC

В результате разлива в море образовалось нефтяное пятно площадью около 12 тыс. км 2 , которое двинулось по заливу в северо–западном направлении и загрязнило пляжи Мексики и штата Техас. Выброшенная нефтяная эмульсия на мексиканских пляжах достигала 3 м ширины и 30 см толщины. Берегов Техаса она достигла через два месяца после начала разлива. В итоге, в Техасе было загрязнено всего лишь около 165 миль побережья, благодаря урагану и развороту течения, погнавшим пятно обратно к Мексике.

Во время борьбы с разливом нефти Ixtoc на море было применено 9 тыс. т диспергентов, включая 6,75 тыс. т Corexit. Применение заградительных бонов и скиммеров позволило собрать с поверхности моря только 4 – 5 % от общего количества нефти при теоретической способности в 20 %.


БОРЬБА С РАЗЛИВОМ НЕФТИ

Можно утверждать, что даже в благоприятных субэкваториальных курортных условиях на море удается обезвредить (собрать/сжечь) от 6 до 22 % разлившейся нефти, а с основной частью вынуждена справляться природа. Очевидно, что в субарктических условиях даже менее масштабные разливы приведут к большим негативным последствиям для региональной, а, возможно, и для глобальной экосистем.


1 Апреля 2015 года в мексиканском заливе у города Кампече на нефтедобывающей платформе Abkatun Alfa произошел пожар, в результате которого погибло 4 и пострадало 45 человек. В остальном все хорошо, пожар потушен и очередной экологической катастрофы не произошло. Но это повод поговорить о безопасности нефтяных платформ, морской нефтедобычи и, разумеется, экологии.

Сказанное выше к промышленным объектам относится сугубо, и трегубо — к промышленным объектам во враждебной среде. Следовательно, всякий раз, когда тонет платформа, есть конкретный виновный, который либо неправильно рассчитал максимальную высоту волны, как это было с платформой Ocean Ranger, либо сэкономил на замене проржавевшей арматуры, как в случае с жилой платформой Jupiter в Апреле 2011 года, либо просто поленился дойти до урны.

Ну и хватит лирики. Вернемся к нашим платформам.

Sea Gem

_41249623_seagem238

Достоверно неизвестно, когда произошла первая авария на нефтяной платформе. Оффшорное бурение практикуется как минимум с 1887 года (первая платформа в США) и, разумеется, время от времени платформы горели, разрушались и тонули. Первая катастрофа, которую нам удалось раскопать произошла на платформе Sea Gem в Северном море 27 декабря 1965 года.

В результате аварии погибло 13 членов экипажа. В результате расследования все свалили на усталость металла, а надо бы на того инженера, который эту усталость не предусмотрел.

Piper Alpha

pasted-image

Самая кровавая катастрофа произошла 6 Июля 1988 года в Северном море на платформе Piper Alpha. В результате утечки газа и возгорания погибло 167 человек, а платформа полностью разрушена. Разумеется, снова виноват человеческий фактор.

Насколько можно реконструировать события, а это сложно, поскольку платформа полностью разрушена, дело было так

В 21:55 дежурный менеджер включил первый насос. Из-за отсутствия предохранительного клапана давление резко начало расти, Бах! Заглушку выбивает. Где-то заискрило и — Бах! Взрыв. А мы ведь помним, что это изначально нефтедобывающая платорма, да? И брандмауэры на ней были рассчитаны на возгорание, не на взрыв. Бах! Брандмауэр не выдерживает, обломками брандмауэра пробивается еще один газопровод и — Бах! Второй взрыв.

Ну и вишенка на торте. Нет, две вишенки.

К часу ночи все было кончено. 165 человек из 226 находившихся на платформе погибли. Еще двое погибли на резервном судне Sandhaven.

Alexander L. Kielland

alexander-l-kielland

В Северном море тонут не только британские платформы. 27 Марта 1980 года буровая платформа Alexander L. Kielland, принадлежавшая Philips Petroleum (вошла в ConocoPhillips) затонула аккурат посередине между Шотландией и Норвегией. Непосредственной причиной стали погодные условия: ветер 40 узлов и 12-ти метровые волны.

В результате катастрофы погибло 123 человека из 212 находившихся на платформе. Люди спасались на лодках, спасательных плотах и даже вплавь до соседней платформы. Что характерно, резервное судно, которое как раз на такой случай с 1965 года должно болтаться неподалеку не спасло ни одного человека — у него ушел час на то, чтобы добраться до места катастрофы.

Ocean Ranger

ocean_ranger_2

Похожая история случилась двумя годами позже, 15 февраля 1982 года с полупогружной платформой Ocean Ranger у берегов Ньюфаундленда. Все было проще и печальней, чем в предыдущем случае. Во время шторма волной выбило иллюминатор и морская вода залила контрольную панель системы балласта. В результате короткого замыкания или какой-то другой неисправности открылись клапаны нескольких балластных цистерн. Платформа дала крен. Есть версия, что клапаны были открыты экипажем платформы самостоятельно, поскольку последний был введен в заблуждение данными неисправной системы контроля балласта.

Ocean Ranger Monument at Confederation Building

В 00:52 экипаж подал сигнал SOS, в 1:30 сообщил, что покидает платформу, а в 3:07-3:13 платформа перевернулась и затонула. Никто не спасся. Эта трагедия унесла жизни 84 членов экипажа.

Р-36 Petrobras

petrobras

Может сложиться впечатление, что платформы тонут исключительно в холодных морях. Это не так. Платформы тонут там, где они есть. Хотя, конечно, в холодных морях обычно бывает больше жертв и меньше выживших. Океан и так-то враждебная среда, а в высоких широтах и подавно. Предыдущий пример как раз об этом — 84 человека погибли не в огне взрыва, не захлебнулись в трюмах, а пали жертвой банальной гипотермии. Замерзли, проще говоря.

Ближе к экватору море добрее, но в остальном также опасно.

Полупогружная платформа Petrobras P-36 на момент своей гибели считалась крупнейшей в мире. 15 марта 2001 года произошел взрыв у правой кормовой опоры платформы, затем второй. Взрывы унесли жизни 11 человек. Платформа дала крен в 16 градусов, и после пяти дней борьбы за плавучесть перевернулась и утонула. Причиной взрыва считается превышение допустимого давления в аварийном дренажном баке, в который поступала нефтеводяная смесь.

Enchova Central

Первый инцидент произошел 16 августа 1984 года и унес жизни 42 человек. По иронии судьбы, главным убийцей стал не взрыв и не пожар, а неудачно проведенная эвакуация персонала. 36 человек погибли в спасательной шлюпке, когда она сорвалась с опоры, и камнем ушла под воду.

Если первый выброс платформа пережила, то второй, 24 апреля 1988 года, её добил. Это произошло в тот момент, когда платформу пытались переориентировать с нефти на газ. Произошел выброс, превентор не сработал, и потоком газа трубы вышибло из скважины, как пробку из бутылки. Труба ударилась об опору, прошла искра, которая и подожгла газ из скважины.

Платформа горела 31 день. Вся надводная часть пострадала настолько, что восстановление платформы было признано нецелесообразным. Одно хорошо: в этот раз обошлось без жертв.

А платформа, что любопытно, до сих пор функционирует.

Sedco 135F

sedco135f

Этот инцидент больше известен как IXTOC I, по скважине, но раз уж мы говорим о платформах, то и назовем его по платформе. В 1979 году полупогружная трехопорная платформа Sedco 135F бурила скважину IXTOC I в мексиканском заливе для соплеменной (мексиканской) госкомпании PEMEX. Пробурились на глубину 3657 метров, когда в скважине нарушилась циркуляция бурового раствора. Было принято решение бур убрать, а скважину закрыть. Без гидравлического давления бурового раствора нефть и газ из скважины вырвались на поверхность, пока буровики осуществляли работы по закрытию скважины. Превентор не справился с напором. Углеводороды воспламенились, платформа загорелась и обрушилась, завалив дно и устье скважины громоздкими обломками вроде буровой вышки и трех километров труб, что а дальнейшем сильно осложнило борьбу с разливом.

Дебит скважины составил по началу 30000 баррелей в день, позднее снизился до 10000 баррелей в день. Чтобы хоть как-то снизить давление, пришлось пробурить две дополнительные скважины. В итоге скважину удалось закрыть только девять месяцев спустя, 23 марта 1980 года.

Размер нефтяного пятна составил 180 на 80 километров, всего утекло 3,5 миллиона баррелей нефти, что на долгих три десятилетия сделало PEMEX рекордсменом по загрязнению морей.

Deepwater Horizon

deepwater-horizon

И, наконец, самая известная, самая свежая из экологических катастроф, связанных с оффшорным бурением. Взрыв в мексиканском заливе у побережья Луизианы нефтяной платформы Deepwater Horizon, компании British Petroleum. Эта трагедия происходила практически в прямом эфире и на глазах у большинства наших читателей, поэтому ограничимся лишь самыми основными фактами.

20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошёл взрыв, затем пожар. Попытки потушить пожар в течение 36 часов ни к чему не привели и 22 апреля 2010 года платформа затонула. В результате взрыва и спасательных мероприятий погибло 11 человек.

С первой минуты скважина начала фонтанировать нефтью, однако, поскольку бурение осуществлялось на глубине 1500 метров размер бедствия стал ясен совсем не сразу. Первоначально объем выбросов предполагался в размере 5000 баррелей в день, затем подняли до 10000 и лишь в 20 июня 2010 BP пришлось признать, что ежедневный дебит скважины может составлять до 100000 баррелей.

Всего за 152 дня борьбы с разливом в воды Мексиканского залива утекло до 5 миллионов баррелей нефти, а нефтяное пятно достигло размера свыше 900 километров в диаметре. Все это делает BP самой грязной компанией в прямом смысле, а попытки скрыть, исказить и замолчать информацию — еще и в переносном.

Мы обязательно подготовим и опубликуем большой редакционный материал, напомним все версии и детально восстановим ход событий к годовщине трагедии.

Что у нас?

Мы рассмотрели девять случаев аварий на платформах, и все зарубежные. А что же Россия? Или, если брать весь период активного оффшорного бурения, что же СССР и Россия?

page28image17656

8 сентября в 5 часов утра скважина перешла в открытое фонтанирование и к 7 часам утра поток фонтанирующей жидкости достиг высоты 10 метров. К 9 часам фонтанирующий водогазовый поток вырос до 45-50 метров.

9 сентября в результате размыва грунта под опорной колонной, платформа дала крен. Затопление понтона и образовавшийся крен привел к деформации нижней части опор, которые не выдержали увеличившуюся массу конструкции, и платформа стала заваливаться в южном направлении. Между 21 и 22 часами буровая платформа затонула на глубине 41-43 метров. Юго-западная опора с небольшим креном осталась торчащей на поверхности моря.

Есть надежда, что на этот, последний вопрос скоро будет получен ответ. 12 марта сего года, спустя четыре года после аварии, дело наконец передано в суд.

20 апреля 2010 года взрыв установки глубоководного бурения привел к колоссальному выбросу нефти в воды Мексиканского залива. Фото с сайта www.phongpo.com

Прежде всего Сафина напоминает хронологию самой катастрофы.

Платформа с буровой установкой до взрыва. Фото с сайта visual.merriam-webster.com

Несмотря на такую гигантскую глубину, диаметр скважины составлял всего 1,72 м, а диаметр дна скважины — 1 м. Стенки скважины укреплялись стальными кольцами длиной 600 м; по мере углубления колодца кольца спускали вниз — более узкое проскальзывало вниз сквозь более широкое и скреплялось цементом. Все цементные работы осуществляла компания Halliburton, взявшая подряд от BP. Сверху скважины был установлен предохранитель — 12-метровая система клапанов, которые при развитии неконтролируемой ситуации должны были полностью перекрыть и закупорить скважину.

В скважине, как и положено, по затрубу — пространству между бурильной трубой и стенками скважины — циркулировал буровой раствор. Эта тяжелая жидкость должна не только выносить наверх частицы раздробленной породы, но и укреплять стенки скважины и, главное, сдерживать напор газа, высвобождаемого при бурении. Буровая жидкость — это дорогостоящий материал, его стоимость при глубоководном бурении составляет около полумиллиона долларов. В данном случае в буровой раствор добавляли особый полимер, который уменьшал проницаемость породы — иначе сквозь стенки скважины просачивалось изрядное количество дорогостоящего бурового раствора. Этого полимера заказали с большим излишком, остатки девать было некуда, так как его транспортировка на сушу и последующее захоронение (а это химически агрессивный вредный материал) влетело бы компании в копеечку. Излишки решено было оставить и использовать так или иначе в дальнейшем.

В середине апреля 2010 года бур достиг крупного нефтегазоносного резервуара, скважину решено было законсервировать, чтобы впоследствии начать коммерческую добычу. Началась подготовка к консервации.

20 апреля рабочие должны были, во-первых, установить мощный цементный стопор или затвор, который перекрыл бы скважину, и, во-вторых, перехватив буровой раствор, заменить его на морскую воду. В этих работах использовали специально изготовленный цемент, такой, чтобы выдерживал высокие давления и высокие температуры, характерные для глубоких скважин.

Скважину перекрыли цементной пробкой, начали закачку морской воды, а чтобы отметить границу бурового раствора и воды, использовали излишки вяжущего полимера. Далее необходимо было отслеживать динамику изменения давления над цементным затвором. Оно не должно было увеличиваться. Контрольно-измерительные приборы показывали разные значения. Один из приборов показывал нормальные величины и отсутствие динамики, другой, напротив, демонстрировал рост давления. Какие показания верны? Решено было, что те, которые показывали норму.

В действительности, как раз этот прибор был неисправен, так как вяжущий полимер, закачанный между буровым раствором и водой, остановил весь его рабочий механизм. На самом деле давление над цементной пробкой увеличивалось, а это означало, что цемент не выдержал и газ снизу начал поступать в скважину.

Далее рабочие должны были избавится от той самой полимерной жидкости, маркирующей границу бурового раствора и воды. На это время отключили запасные измерители давления. Если бы не это, приборы могли бы предупредить о возникшей опасности. Когда же ситуация стала очевидна, начальство растерялось и не среагировало оперативно. Закачку тяжелого бурового раствора, который всё еще мог бы остановить выброс газа, произвели слишком поздно, газ уже поднялся к поверхности. Один из рабочих, поняв, что нужно срочно отключить генераторы, не сделал этого, так как побоялся взять на себя ответственность. А ответственные лица, опять же, оказались слишком медлительны. Генераторы засосали газ, и произошел взрыв. Главный электрик буровой установки утверждал, что, чтобы сработала автоматическая предохранительная система, нужно было отключить сигнал тревоги, а этого никто не решился сделать.

При взрыве погибли 11 человек, на платформе начался пожар. Взрывом и огнем повредило систему предохранительных клапанов, перекрывающих и закупоривающих скважину наглухо. Скважина, снабженная практически неограниченным количеством топлива, превратилась в ад. Всё пылало. Около ста человек спаслись на надувных лодках, некоторые успели прыгнуть в воду и уплыть. Платформа горела двое суток, потом затонула.

Каковы экологические последствия этого нефтяного выброса — реальные, а не те панические предсказания, что циркулировали в средствах массовой информации после катастрофы?

Публика, памятуя о колоссальной смертности птиц, тюленей, каланов и китов после разлива нефти с танкера Exxon Valdez, ожидала столь же массовой гибели морской и прибрежной живности. Тут, однако, повезло — если такое выражение употребимо по отношению к катастрофе. В отличие от акватории пролива Принца Вильгельма у южного побережья Аляски, где расположены естественные местообитания различных животных и птиц, в Мексиканском заливе ничего такого нет. Поэтому никакой массовой гибели животных и птиц на самом деле не наблюдалось. Гибель птиц оценивалась первой тысячей, не больше. Птицы и морские млекопитающие в неблагоприятный период откочевали в безопасные для себя места. Наибольшему риску подверглась популяция исчезающих черепах — атлантических ридлей (Lepidochelys kempii).

Что же касается гибели рыбных запасов в водах залива, то тут ситуация совсем не катастрофическая. После введения запрета на лов, запасы неизменно и очень быстро восстанавливаются. Так было после гибели рыбных популяций, произошедшей после катастрофы Exxon Valdez — будет, по всей вероятности, и теперь.

При этом отмечается, что нефтяная пленка, покрывшая донные осадки в некоторых частях залива, послужила причиной гибели донной инфауны и глубоководных морских кораллов.

То гигантское количество нефти, которое вылилось в воды залива, при относительно высокой среднегодовой температуре воды должно быть очень быстро переработано бактериальной микрофлорой и превращено в углекислоту. Так что бактериальные процессы должны сильно уменьшить последствия загрязнения.

Самые серьезные опасения вызывает судьба заливных лугов дельты реки Миссисипи.

Река несет огромное количество осадка, сформировав за 4–5 тысяч лет территорию дельты, выдающуюся в море на десятки километров. Протоки дельты меняют свой маршрут, высокая влажность и продуктивность почв создают благоприятные условия для растительности, биоразнообразие в дельте ошеломляюще высоко. Поэтому загрязнение этих территорий действительно грозит серьезными потерями биоразнообразия.

Цифры же таковы: в результате катастрофы из 18 000 км 2 заливных лугов нефтяными пятнами покрыто 9 км 2 . На этих загрязненных площадях к концу лета уже возобновилась нормальная вегетация. 9 км 2 — много это или мало? Для сравнения приведены данные антропогенного разрушения территории дельты: за время эксплуатации дельтовых земель площади сократились на 5 тыс. км 2 ; ежегодные темпы сокращения площадей оцениваются в 100–200 км 2 . Так что 9 км 2 нефтяных пятен выглядят не слишком впечатляюще на фоне остальных экологически агрессивных факторов.

Основными причинами сокращения территорий дельты считаются зарегулирование стока, нарушающего естественный терригенный снос, который восполняет вымывание дельты морскими водами, и опускание фрагментов суши вследствие добычи нефти на этих территориях.

Именно эта катастрофа, по всей видимости, не была. Нейтрализуя человеческую нерасторопность и недальновидность, обстоятельства случайно сложились в пользу природы: массовые поселения птиц и млекопитающих находились далеко к северу, большая часть нефти всплыла на поверхность, не достигнув донной фауны, а голодные бактерии переработали нефтяные озера. Всё могло бы быть гораздо, гораздо хуже.

Но, как отмечает автор обзора, хуже всего то, что основной урок из этой катастрофы касается не сиюминутных мер по соблюдению экологической безопасности, а общей политики энергодобычи. Глубоководное бурение, на которое сейчас возлагают серьезные надежды многие топливные компании, а вместе с ними и правительства нефтедобывающих стран, — это чрезвычайно опасное мероприятие. Человеческая техника, человеческая психология и профессиональная подготовка еще не готовы справляться с рисками глубоководной нефтедобычи. И вряд ли в обозримом будущем справятся. Следует переориентировать технологический поиск на альтернативные задачи, творческие и сырьевые. Но Карл Сафина имеет серьезные и обоснованные опасения, что государственные деятели такой дальновидностью не отличаются.

Источник: Carl Safina. The 2010 Gulf of Mexico Oil Well Blowout: A Little Hindsight // PLoS Biology. 2011. 9(4): e1001049.

Елена Наймарк

virta 11.05.2011 09:04 Ответить

Уж и не знаешь, радоваться или огорчаться: с одной стороны, слава богу, что все обошлось без страшных потерь; а с другой - может быть более серьезные последствия катастрофы заставили бы властьпридержащих задуматься покрепче. А то решат теперь, что авось и в следующий раз пронесет. (

May_Day 11.05.2011 10:48 Ответить

Умильно.
Помнится, были картинки с загрязнением по течению Loop Current с выносом пятна к северному побережью Кубы и, в меньшей мере, югу Флориды. Но Министерство Правды утверждает, что этого не было.

Ingvarr 11.05.2011 12:52 Ответить

А ещё через год появится статья утверждающая, что авария на Фукусиме не нанесла вред экологии, а радиоактивные изотопы переработаны микроорганизмами. Где вы найдёте смельчака (самоубийцу), который напишет статью с данными, неугодными нефтяной корпорации?

naimark Ingvarr 11.05.2011 14:08 Ответить

Думается, что автору статьи Карлу Сафине можно верить. Он не ангажирован ни политически, ни экономически, и если бы все было ужасно, он бы так и написал. По его мнению (я повторю основной вывод статьи), ужасно, прямо-таки смертоубийственно, то, что мировая экономика и правительственные структуры всего мира не готовы перевести вложение средств с нефти, на что-то другое.

gres naimark 11.05.2011 17:17 Ответить

На что другое они могут перевести вложения средств? Кушать вы что будете пока это "нечто" начнет работать? По факту нет ничего что работало бы столь же эффективно как нефть, но процесс все же идет, ведутся работы в других направлениях энергетики.

PavelS naimark 12.05.2011 21:09 Ответить

Вы про нефть или энегетику в целом? Если пересадить американцев на метро, то нефть не нужна уже сейчас. Энергии будет достаточно. Проблема не в том, что энергетический кризис, а в том, что нужен бензин и ничто другое. Т.к. автопром нацелен на бензин, потребители тоже не хотят никаких электромобильчиков.

Про вложение денег правительствами: это гос. буровая или коммерческая? Вкладывает бизнес, и вкладывает в то, что даёт отдачу, а не десятки лет ожиданий как к примеру мечты о термоядерной энергетике.

gres PavelS 15.05.2011 09:20 Ответить

Я почти уверен что с массовым развитием электромобилестроения мы столкнемся с куда еще большими проблемами в экологии чем оно было при бензиновых двигателях. Не нужно забывать какой состав находится в "баке" электромобиля, и все это будет необходимо добывать и утилизировать. И электричество для элеткромобилей тоже как то нужно добывать, гидроэлектростанции не вариант, ТЭЦ, тоже не экологично, может ядерные электростанции будут лучшим, экологичным, выбором?
Да и вообще ситуация с электромобилем мне напоминает ситуация с солнечными элементами, да когда они работают то экологичны. Но вот в Китае, где их производят, выделяется столько всего нехорошего, что в целом можно забыть про экологично. Впрочем травятся китайце а не люди из золотого миллиарда. Тоже самое будет при массовом производсте аккамуляторов для электромобилей.

May_Day naimark 12.05.2011 23:37 Ответить

В таком случае, можно продолжать бурить м на шельфе Северного Ледовитого океана - бактерии сожрут новые разливы нефти. Руководитель этого безобразия в Мексиканском заливе теперь работает в России на высоком посту, а не сидит в тюрьме, как ни странно и как бы было с менее высокопоставленным виновником. Каким - нибудь водителем бензовоза, вылившим бензин в пруд или капитаном танкера.

gres 11.05.2011 13:50 Ответить

Перевод буровых терминов просто ужасен. Впрочем, нам буровикам, не хватает переводчиков владеющих терминологией, так что не удивительно, но все же. Просто для информации, скважины не бурятся буром, они бурятся долотом. Оно именно так и называется - долото (the bit). Бур это исключительно журналисткое.

naimark gres 11.05.2011 14:04 Ответить

gres naimark 11.05.2011 17:11 Ответить

статья: дистанция от бура до морского дна составляла 1.6 км.
оригинал: The distance from the rig to the sea floor was just under 1.6 km (1 mi) (прим. rig=буровой станок, буровая, в данном случае буровая платформа так как в море)
перевод: дистанция от буровой площадки (прим. расстояние до дна измеряется от буровой площадки, которая в свою очередь находится на буровй. Подозреваю что тут автор статьи и сам мог этого не знать ) до морского дна составляла 1.6 км

оригинал: the well's top was just 1 meter across, its bottom merely 172 mm (7 in)
статья: диаметр скважины составлял всего 1,72 м, а диаметр дна скважины — 1 м.
перевод: диаметр устья скважины (прим. самый верх ея) около 1 метра, забой (прим. то что у буржуев называется дном скважины, если дословно переводить) 172 миллиметра/ 7дюймов (1.72 СМ, но технически правильно дать миллиметры и дюймы)

оригинал: with steel casing assembled at the surface and sent down the well. Some sections reach ≈600 m (2,000 ft) long. As drilling continues and the well deepens, narrower sections are slid through existing sections and cemented into place.
статья: Стенки скважины укреплялись стальными кольцами длиной 600 м; по мере углубления колодца кольца спускали вниз — более узкое проскальзывало вниз сквозь более широкое и скреплялось цементом.
перевод: стенки скважины укреплялись обсадной трубой. Некоторые секции достигали ≈600 м. в длину. В течении буровых работ, по ходу углубления скважины, секции обсадной колонны становились уже, так что следующая секция проходила в предыдущую и цементировалась в нужном месте. (прим. тут автор несколько недопонимает процесс бурения, и судя по длине секции 600 м описывает хвостовики=liners , но это не суть важно)

оригинал: Sitting atop the well is the failsafe, the blowout preventer, a 12 m (40 ft) high stack of valves that can squeeze or cut and seal the drill pipe if upward-gushing oil and gas threaten to become uncontrollable.
статья:Сверху скважины был установлен предохранитель — 12-метровая система клапанов, которые при развитии неконтролируемой ситуации должны были полностью перекрыть и закупорить скважину.
перевод: Сверху скважины был установлен превентер (прим. да он звучит по русски так же как и по буржуйски) — 12-метровая система клапанов, которые при развитии неконтролируемой ситуации должны были полностью перекрыть фонтан газа или нефти из затрубного пространства или полностью срезав трубу перекрыть скважину.

статья:раздробленной породы
перевод: все же у нас говорят "разбуренной породы", но думаю ваш вариант более понятен.

оригинал: The Macondo well's problems included loose walls, through which much pressurized drilling fluid escaped. Engineers dealt with this by mixing a special batch of viscous fluid designed to seal the porosity in a way analogous to sealing a leak in a flat tire with a spray.
статья:В данном случае в буровой раствор добавляли особый полимер, который уменьшал проницаемость породы — иначе сквозь стенки скважины просачивалось изрядное количество дорогостоящего бурового раствора.
перевод: В данном случае в буровой раствор добавляли особый полимер, который уменьшал проницаемость жидкости в породу — иначе сквозь стенки скважины просачивалось бы изрядное количество дорогостоящего бурового раствора. Принцип работы полимера схож с тем что выделает когда заделываете дыры в спущенной автомобильной шине при помощи специального спрэя.

оригинал: To see whether the cement job succeeded, the rig team lessened pressure on the well by displacing some of the heavy drilling fluid with seawater. Between the fluid and water they used as a spacer the viscous fluid they wanted to dispose of—doing so was highly unusual.

статья: Скважину перекрыли цементной пробкой, начали закачку морской воды, а чтобы отметить границу бурового раствора и воды, использовали излишки вяжущего полимера. Далее необходимо было отслеживать динамику изменения давления над цементным затвором. Оно не должно было увеличиваться.
перевод: Для того чтобы проверить качество цементажных работ, буровая бригада уменьшила давление в скважине, заменив часть тяжелого бурового раствора морской водой. При этом между тяжелым раствором и морской водой был использован буфер из вязкой жидкости который они хотели бы утилизировать, что редкость в буровых работах.

оригинал: Because they intended to discard the spacer, when they returned it up to the rig they shunted it overboard, thereby temporarily bypassing other pressure gauges that could have provided further warning.
статья: Далее рабочие должны были избавится от той самой полимерной жидкости, маркирующей границу бурового раствора и воды. На это время отключили запасные измерители давления. Если бы не это, приборы могли бы предупредить о возникшей опасности.
перевод. Так как буровая бригада планировала убрать буферный вязкий раствор из циркуляционной системы, они временно запараллелили датчики давления (прим. видимо пока сливали буферную жидкость в ёмкастя подключили циркуляционную систему так что все датчики встали в параллель, как я это понял из статьи) из-за чего другие датчики не смогли показать корректные данные.

Что заметил перевел. Искал в вашем, русском, тексте все то что звучит криво и непонятно,т.е. в принципе в английском варианте текста больше.Кое что еще нужно литературно причесать, но тут я пасс. То что выше автором я называю автора оригинальной буржуйской статьи.
Про bit в статье ничего нет, это я так прочитав статью понял про расстояние до дна. Т.е. расстояние иногда измеряют от долота до забоя, вот у меня в голове чего то такое и перемкнуло.

Krasilnikov 11.05.2011 19:36 Ответить

Возникает вопрос: есть ли какие-то международные механизмы воздействия на такие объекты, как буровые или АЭС? Что-то посерьезнее бумажных договоров, например Совбез ООН мог бы вмешиваться. Заставлять компании делать не так, как им кажется и минимизировать их потери, а так, чтобы наверняка без последствий для экологии и соседних государств. Какие могут коммерческие тайны при разливе нефти или выбросе радиации?! Почему японцы не давали работать МАГАТЭ, а уверяли, что владеют ситуацией и сами справятся?

May_Day Krasilnikov 12.05.2011 23:29 Ответить

Ingvarr Krasilnikov 16.05.2011 13:53 Ответить

ООН уже давно ничего не контролирует, а делает лишь то, что выгодно крупным корпорациям. Помните про ядерное оружие в Ираке? Оружие не нашли, нефть прибрали к рукам, а человеку, заварившему всю эту кашу, дали Нобелевскую премию мира.


Ixtoc I — бывшая нефтяная скважина, созданная полупогружной нефтеразведочной платформой Sedco 135F [1] . Находилась в заливе Кампече на юге Мексиканского залива, около 100 км к северо-западу от города Сьюдад-дель-Кармен, на глубине около 50 метров. Авария на скважине 3 июня 1979 года привела к одному из крупнейших нефтяных разливов в истории [2] .

Содержание

Авария

Компания Pemex (Petróleos Mexicanos), принадлежащая правительству Мексики, производила бурение нефтяной скважины на глубине более 3 км, когда в буровой установке Sedco 135F остановилась циркуляция (давление в стержне) бурового раствора. В современных системах роторного бурения, буровой раствор прогоняется вниз бурильной скважины и обратно. Целью этого является поддержание давления в буровом валу и контроль возврата раствора вытесняющего газ из пласта.

Из-за произошедшего из месторождения под напором прорвалась нефть, что привело к её возгоранию на поверхности моря, и платформа Sedco 135F загорелась и рухнула в море.

Утечка


На начальном этапе разлива из скважины вытекало около 30 000 баррелей (5 000 м³) нефти в сутки. В июле 1979 года, с помощью закачки бурового раствора в скважину выброс снизился до 3000 м³, а в августе — до 2000 м³ в сутки. Для уменьшения загрязнения производилось распыление химических диспергаторов (Корексит). Окончательно остановить утечку удалось только к марту 1980 года при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной.

Борьба с загрязнением

Несмотря на то, что авария произошла близ берегов Мексики, преобладающие течения несли нефть в направлении побережья Техаса. У правительства США было два месяца, чтобы установить боновые заграждения и принять другие меры для защиты. Pemex потратила около $100 млн на очистку нефти во избежание больших исков по компенсации ущерба.


Влияние на экологическую обстановку

Нефтью, которая вытекла из аварийной скважины, была загрязнена значительная часть прибрежной зоны в Мексиканском заливе, а также обширные прибрежные зоны, которые в основном состоит из песчаных пляжей и множество малых островов, ограждающих обширные мелководные лагуны.

По приблизительным подсчетам на мексиканские пляжи к началу сентября 1979 г. было выброшено около 6000 тонн нефти. Исследования на побережье штата Техаса показали, что на нём осело около 4000 тонн нефти, или около 1 % от общего выброса скважины. Приблизительно 120 000 тонн или 25 %, опустилось на дно Мексиканского залива.

Нефть оказала сильное воздействие на прибрежную фауну. Так, например, популяции крабов-призраков Ocypode quadrata, были почти полностью уничтожены на больших территориях. На грани исчезновения оказались места гнездования птиц. Погибло множество морских черепах и кладок их яиц на побережье.

См. также

Напишите отзыв о статье "Разлив нефти с платформы Ixtoc I"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Разлив нефти с платформы Ixtoc I


Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.

Читайте также: