История появления синтезатора краткое сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Синтезаторы уже давно стали привычными и обыденными. Практически все современные композиторы, исполнители и саунд-продюсеры (если не брать в расчет академическую классику) так или иначе используют их. При этом огромный теоретический и практический вклад людей, благодаря усилиям которых музыканты и композиторы имеют почти неограниченные возможности, остается несправедливо забытым.


В этом материале я хочу обратить внимание читателей на неизвестные, но крайне значимые изобретения и их создателей. На тех, чьи усилия повлияли на историю музыки, развитие музыкального оборудования, индустрию производства электронных инструментов, оставили значительный след в культуре, подарив музыкантам и композиторам новые возможности. Кроме того, будут рассмотрены и не совсем удачные попытки создания прообразов синтезатора, которые достойны внимая уже потому, что идеи, заложенные в этих обреченных на неудачу стартапах прошлого, дали мощный толчок к развитию.

В этой статье описаны лишь некоторые разработки, появившиеся с 1850-го по 1964-й год. В связи объёмностью темы мы решили разделить материал на несколько частей.

Опыты Гоменгольца – синтезатор Фурье


Аппарат, в последствии названный синтезатором Фурье, был оснащён десятью электрически возбудимыми камертонами, расположенными рядом с отверстием резонатора. Эти камертоны были настроены на частоту резонатора. При включении они звучали все сразу при этом издавая тихий звук. При нажатии на клавишу, заглушка соответствующего резонатора отклонялась от отверстия и громкость звука увеличивалась. Вибрация резонаторов гасилась при помощи специальной каучуковой прокладки.Составляющая каждой гармоники варьировались путём изменения силы нажатия на соответствующую клавишу.


Элиша Грей – музыкальный телеграф

Передатчик, изначально способный создавать 2 тона, после модернизации превратился двух октавное устройство, которое было способно генерировать и передавать уже 24 звука разной высоты (две октавы) по телеграфной линии.


Некоторые историки считают, что именно изобретение Грея является первым прообразом современного синтезатора, хотя устройство, скорее было побочным продуктом деятельности его создателя и не получило признание как музыкальный инструмент.

Телармониум Тадеуша Кехилла – крах органных концертов по телефонным линиям


Громоздкое устройство весило 200 тонн объединив в себе 145 генераторов, вырабатывающих переменный электрический ток различных частот, сложную систему индукторов, позволявших производить аддитивный синтез звука. Управление инструментов осуществлялось при помощи трёх семиоктавных клавиатур.


Интересный факт – теллармониум был первым электромузыкальным инструментом с динамической клавиатурой, где амплитудная характеристика сигнала зависела от силы нажатия клавиш. За воспроизведение звука в первых вариантах инструмента отвечали гигантские рупорные громкоговорители, в последствии звук инструмента стали передавать непосредственно по телефонным линиям.



Всего было построено 3 теллармониума, третий самый большой и самый мощный увидел свет 1911-м году. Связавшись с New England Electric Music Company после кратковременного презентационного успеха, Кэхилл планировал транслировать музыку инструмента повсюду, где есть телефон.



Планам изобретателя не суждено было сбыться. Аппарат подавал в каждый телефонный аппарат сигнал с силой тока около одного ампера, это позволяло прослушивать музыку даже не поднося трубку к уху, но крайне губительно воздействовало на телефонные линии того времени. В итоге, в место повсеместного распространения концертов первого синтезатора он получил внушительный иск от телефонной компании, а также бурю недовольства от пользователей телефонных сетей, так как концерты инструмента сопровождались серьёзными помехами. Концерты теллармониума окончательно прекратились в 1916-м году, а изобретатель на годы опередивший свою эпоху, умер в нищете в 1932-м году.



Звезда Льва Термена – рождение электронной музыки

Успех русского физика, изобретателя и музыканта Льва Термена в 1921-м создавшего, первый электромузыкальный инструмент – терменвокс, стал катализатором развития исследований по созданию ЭМИ. Подробное описание его изобретений вы можете найти в одном из наших материалов.



Волны Мартено – чудеса звукоизвлечения

Электрофон или по-иному Волны Мартено́ (фр. Ondes Martenot) – это монофонический электронный музыкальный инструмент, созданный 1928 году французским виолончелистом и педагогом Морисом Мартено. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, благодаря которой можно также извлекать звуки.



Кроме того, инструмент был оснащён переключателями тембров и режимов исполнения (клавиатура/нить). В последствии создатель инструмента создал более совершенную клавиатуру, которая позволяла получить интервалы в 1/12-ю тона.
Характерно, что музыкант заложил в конструкцию несколько необычных приёмов звукоизвлечения, характерных для струнных инструментов, например, вибрато получалось смещением клавиши в сторону, а глиссандо при плавном перемещение пальца с кольцом вдоль клавиш.


Волны, не смотря на ограниченный коммерческий успех, оказались долгожителями. Инструмент несколько раз модернизировался, в 70-е появилась транзисторная версия, в 90-е, благодаря группе Radiohead, был выпущен цифровой аналог устройства. Коллектив дал инструменту вторую жизнь, впервые исполнив с его помощью композицию How To Disappear Completely в 2000-м году.


Забытый вклад: СССР, 30 – 50-е годы прошлого века

Советские разработки электромузыкальных инструментов, плоть до конца 50-х, начала 60-х годов остаются в тени, но при этом вклад советских конструкторов в идею советского синтезатора сложно переоценить. В тридцатые был разработан целый ряд инструментов, работа над которыми сформировала теоретический и практический базис для более чем существенных успехов в этой области в послевоенное время.




Каждый из этих инструментов вносил с вой в вклад в дело создания полноценного синтезатора. Инструменты проектировались на основе радиоламп и осцилляторов, обладали достаточно интересными возможностями управления тембральной окраской звука. Модели были скорее экспериментальными, но практическая база нарабатывалась именно при их создании.






Траутониум – триумф Фридриха Тортвейна и Оскара Сала

В 1930 году Фридрих Тротвейн создал один из известнейших электроинструментов того времени – Траутониум. Аналоговый синтезатор, построенный на базе нескольких ламповых генераторов и колебательного контура. Вместо клавиатуры, траутониум был оснащён чувствительными резистивными полосами, выполняющими функцию реостата.


Наиболее существенным преимуществом инструмента была невероятно богатая палитра звуков, которая формировалась за счет большого количества генераторов, регуляторов, а также специальных фильтров, влияющих на форму сигнала. Первая версия инструмента была выпущена легендарной компанией Telefunken.


Модернизированные модели траутониума, созданные немецким физиком и композитором Оскаром Сала по праву считаются лучшими аналоговыми синтезаторами 40-х. В поздних моделях устройства к резистивным полосам были добавлены специальные металлические застёжки, которые позволяли отмечать расположение тех или иных тонов.




Студийный синтезатор АНС – луч света Евгения Мурзина


По сути, АНС представляет собой оптический многоголосый секвенсор, позволяющий воспроизводить произведение, заранее записанное на прозрачной пластине. Запись осуществлялась путём стирания с неё непрозрачного слоя и представляет собой своеобразную спектрограмму записанного в партитуре звука. В процессе воспроизведения электропривод перемещает пластину перед щелью. Луч света, модулирующийся с использованием 4-х прозрачных дисков с определённым рисунком, через щель попадает на участок партитурной пластины, после чего на фотоэлементы. Положение просвета в пластине определяет высоту тона(частоту), а ширина громкость(амплитуду).


Уникальность и революционность этой разработки, как во многих случаях с советскими изобретениями, не стала достаточной причиной для серийного производства инструмента. Несмотря на это аппарат пользовался большой популярностью среди советских композиторов, в числе которых такие имена как: Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, Александр Немтин.


Синтезатор – электронный музыкальный инструмент, создающий различные звуковые волны при помощи нескольких встроенных генераторов. Его богатая история, начинается с XIX века. Рок, поп, джаз, панк, электронную и даже классическую музыку сегодня сложно представить без этого инструмента. На самом деле, огромный спектр жанров музыки, удобные габариты и сравнительно не высокая цена – те факторы, которые позволили инструменту занять значимое место в музыкальной культуре.

Первое появление синтезатора

Телармониум

Первый прототип синтезатора был создан в далеком 1876 году. Американский инженер Элиша Грей представил миру музыкальный телеграф – инструмент выглядел как обычный телеграф, клавиши которого были поочередно соединены с динамиками. Играть на таком инструменте можно было лишь две октавы, особого успеха на музыкальном рынке аппарат не сыскал, но именно его концепция была положена в основу создания первого синтезатора.

Эпоха транзисторов

  • Виолена (СССР);
  • Ильстон (СССР);
  • Волны Мартео (Франция);
  • Сонар (СССР);
  • Траутониум (Германия);
  • Вариофон (СССР);
  • Экводин (СССР);
  • Электроорган Хаммонда (США);
  • Эмиритон (СССР);
  • AHC (СССР).

У каждого прототипа были как достоинства, так и недостатки, многие из них разработаны лишь в одном экземпляре. Самая популярная модель – электроорган Хаммонда, изобретенная американцем Робертом Вудом в 1960-е годы разошлась по всему миру. Синтезаторы часто использовали как в церквях, вместо органов, так и на рок концертах известных групп.

Вторая половина XX века


Синтезатор – музыкальный электроинструмент, звук которого создается при помощи генераторов звуковых волн. Бывают синтезаторы аналоговыми и цифровыми. В первых происходит изменение свойств электрического сигнала, во вторых необходима настройка центрального процессора.

Путь к созданию синтезатора


Самым первым вариантом электронного музыкального инструмента и прародителем синтезатора был изобретенный в XIX веке музыкальный телеграф Элайша Грея. Он состоял из клавиатуры и встроенных динамиков. Это была скорее экспериментальная модель, нежели музыкальный инструмент. Настоящий электронный инструмент изобрел чуть позже Тадеус Кахилл, и назывался он Телармониум. Этот аппарат весил несколько тонн и занимал несколько метров. Прожил инструмент недолго, так как на тот момент еще не были изобретены усилители звука, которые могли бы обеспечить ему должное звучание.Еще одним важным этапом развития и становления электронных инструментов стал орган Хэммонд – первый промышленный клавишный электроинструмент. Принцип его действия был заложен в электрических колебаниях, возникавших в магнитных катушках, рядом с которыми вращались металлические диски под воздействием электродвигателя. Фирмой Хэммонд была выпущена целая серия органных синтезаторов, которые стали очень популярными во времена развития рок-культуры. Многие всемирно известные группы использовали их звучания при записях своих легендарных альбомов.

Немаловажную роль в истории создания синтезатора сыграл учитель музыки и изобретатель Гарольд Родес. Он изобрел инструмент под названием Pre-Piano, в котором звук преобразовывался при помощи камертонов, также в него был встроен звукосниматель, усилитель, и оснащен он был громкоговорителем. Из-за невысокого качества звучания модель не особо пользовалась спросом. Тогда создатель электрогитар и усилителей Лео Фендер предложил Родесу сотрудничество, результатом которого стало появление на свет Rhodes Piano – усовершенствованного Pre-Piano. Музыкальный инструмент стал переломным моментом в музыкальном мире.

Первые модели синтезаторов


Наконец-то, в 1970 году удалось сделать прорыв в мире электронной музыки, и в свет вышла первая модель синтезатора Minimoog, стоимость которой была всего лишь 1,5 тыс. долларов. Вместе с тем инструмент был достаточно компактным и удобным, а звучание было на хорошем уровне.

В 80-х годах появились так называемые ромплеры – это были синтезаторы без генераторов, воспроизводящие заранее записанные семплы. Добавлялись различные формы волн, многие из них позволили синтезатору копировать звук живых инструментов.

В 90-х годах появились цифровые синтезаторы. Первым был Nord Lead от компании Clavia. Внешне он был схож с аналоговыми предшественниками, а одним из главных достоинств было наличие процессора и операционной системы, благодаря которым можно было не только записывать, но и хранить банки с пресетами.

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Synthesizers

Обыватели обычно связывают синтезаторы с поп-музыкой 80-х. Естественно, это не совсем так.

Синтезаторы оформили большое количество музыкальных жанров и и повлияли на сферу саундтреков для теле- и кинофильмов. Без синтезаторов современная музыка звучала бы совершенно по-иному.

Начало

История синтезаторов уходит в 19-й век. Первым подобием электронного клавишного инструмента стал телармониум или динамофон — огромный электроорган, разработанный инженером Таддеусом Кэхилом в 1897 году.

Кроме обрывочных архивных данных о синтезаторе не осталось ничего, в том числе и записей звука самого инструмента. Для революции в мире музыкальных инструментов было еще слишком рано — по словам очевидцев концерта-демонстрации нового инструмента, телармониум давал невероятное количество помех, перегружал телефонные линии (с помощью которых он работал) и был крайне неудобен для игры.

Следующая веха — 20-е годы и наш соотечественник Лев Термен со своим легендарным терменвоксом.

Работа Дафны Орам и Делии Дербишир

Мир синтезаторов двигался вперед экспериментами со звуком и методами работы с ним. Одними из пионеров в этой области стала компания BBC и ее студия Radiophonic Workshop. Начиная с 1940-х годов, сооснователь студии Дафна Орам занималась синтезом новых звуков с помощью различных осцилляторов и монтажа полученного материала на пленке, а итоговые коллажи использовались в качестве подложек на теле- и радиовещании. Ранние эксперименты на Radiophonic Workshop полностью изменили подход к созданию аудио для ТВ, а авторский метод синтеза формы волны под названием Oramics System стал предтечей настоящих синтезаторов.

Синтезаторы и мейнстрим

Однако распространяться среди музыкантов синтезаторы стали уже в следующем десятилетии. Они стали основой и центром немецких электронщиков 1970-х в духе Kraftwerk и Tangerine Dream, открывших совершенно новый саунд. В 1974 году с помощью синтезаторов Kraftwerk на своем треке Autobahn воссоздали атмосферу поездки через Германию с пролетающими мимо пейзажами и автомобилями. В Англии в это же время Брайан Ино активно выпускал релизы с повсеместным применением Minimoog, впервые произведенного в 1970-м году.

В течение 1970-х электронные клавишные инструменты вошли в мейнстрим силами компаний Moog, Korg, Yamaha и многих других. Аналоговые синтезаторы захватили рынок музыкальных инструментов. В ту же эпоху Инженер Боб Муг и авангардный композитор Герберт Дойч создали первую модульную систему Moog Modular Synthesizer.

А вслед за порой смелых экспериментов наступила эпоха синтипоп-музыки, пик которой пришелся на конец 1970 - середину 1980-х годов. В этот период синтезаторами начали пользоваться даже Judas Priest. Артисты в духе Human League, Ultravox и Гари Ньюман смешивали футуристичный саунд с поп-припевами и возглавляли чарты по всему миру. Без ньювейв-движения сегодняшняя популярная музыка не звучала бы так ярко и смело. Влияние 80-х до сих пор можно услышать у команд La Roux, CHVRCHES, и даже на первых релизах Леди Гаги.

Синтезаторы повлияли не только на синтипоп. Их стали использовать артисты в разных жанрах — от прог-рока и соула до хип-хопа и грайма.

Например, Рик Уэйкман из Yes известен своей любовью к MiniMoog и иногда на концерте использовал до 30 синтезаторов; на альбоме Dark Side of the Moon группы Pink Floyd активно используется синтезатор EMS VCS3. Исключением не стал и гениальный соул-артист Стиви Уандер. Фанк вобрал в себя синтетические тембры Minimoog благодаря Джорджу Клинтону и его коллективам. А в засемплированных отрывках фанковых и диско-песен синтезаторы проникли в хип-хоп.

Уже в виде программных плагинов синтезаторы оформили стиль грайма: многие ранние релизы делались во FruityLoops с помощью штатных синтезаторов. Оттуда пошел и темп 140 bpm – темп по умолчанию во FruityLoops.

Синтезаторы и саундтреки

Синтезаторы и саундтреки

Наверное, не тот год

Синтезаторы и сейчас становятся причиной ярких музыкальных событий. Здесь и мода на модульные решения, и карманные синтезаторы, которые любят использовать синтвейв-артисты вроде Mitch Murder.

Ну а самое интересное еще только должно произойти — на стыке музыки и IT-индустрии. Как когда-то в 40-50-х, все начинается с экспериментов. Естественно, не обходится и без маркетинга, когда с помощью модной аббревиатуры AI пользователям сбывают VST-инструменты.

Но уже появляются первые концепции, которые в будущем могут вырасти во что-то интересное и используемое. На данный момент идеи в этой сфере вращаются вокруг рандомизации и использования сложных алгоритмов для производства музыкальных отрывков.

Уже есть пример сервиса генерации джинглов для видео, что подойдет видеопродюсерам и поможет снизить издержки на продакшн.

А демонстрационная программа AI Duet когда-нибудь вырастет в интерактивный учебник по импровизации и фразировке. А то и заменит такого педагога.

Пока что опыты с машинами выглядят очень хрупко, но уже через десяток лет AI-сервисы разовьются в нечто такое же незаменимое и обязательное для музыканта, как и DAW-программы. А некоторые сервисы уже сейчас подходят для типовых задач, например мастеринга незатейливых хип-хоп-минусов.

В Google вовсе действует целое подразделение, которое пытается применить машинное обучение к генерации музыкального материала и звуков. Есть большая вероятность, что эти наработки через несколько лет встретятся в аппаратных синтезаторах.

Читайте также: