История орловской духовной семинарии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Орло́вская духо́вная семина́рия — среднее учебное заведение Орловской епархии Русской православной церкви, готовившее священно- и церковнослужителей. Существовала в 1788—1918 годах.

Содержание

История

В 1788 году в связи с учреждением Орловской епархии Севская духовная семинария, открытая в 1778 году, была переименована в Орловскую, но по-прежнему оставалась в Севске.

Духовная Семинария была переведена в Орёл лишь в 1827 году. Строительство кирпичного трёхэтажного здания для неё велось в Орле с апреля 1824 по ноябрь 1826 года (архитектор Ф. И. Петонди). Его открытие состоялось 8 (20) мая 1827 года.

В сентябре 1849 года построен подвальный этаж здания, где разместились кухня, пекарня, кладовые и мастерские. В 1850 году за семинарской оградой был разбит сад и устроен огород. В 1851—1855 гг. главный корпус реконструирован: произведена его внутренняя перепланировка.

В мае 1855 года окончено строительство кирпичного двухэтажного с Г-образным планом больничного корпуса.

С именем Александра Богданова связано полное переустройство семинарии. Из трехклассной она была преобразована в шестиклассную. Сами здания были перестроены, главный корпус расширен пристройкой (1872), произошёл капитальный ремонт и обновление семинарской церкви (1874).

С 1894 года в семинарии существовало древнехранилище, где сосредотачивались вещественные и письменные памятники церковной старины.

В 1918 году Семинария была упразднена большевиками.

В 1926 году в здание Семинарии переведен Орловский железнодорожный техникум.

Ректоры

  • Досифей (Ильин) (1788 — ?)
  • Дионисий (Цветаев) (25 октября 1805 — ?)
  • Гавриил (Городков) (1817—1819)
  • Амвросий (Морев) (1822)
  • Иаков (Вечерков) (1822—1823)
  • Гавриил (Воскресенский) (1825—1827)
  • Арсений (Москвин) (23 августа 1827 — 24 августа 1829)
  • Исидор (Никольский) (24 августа 1829—1833)
  • Софония (Сокольский) (10 мая 1835—1839)
  • Климент (Можаров) (1839—1843)
  • Платон (Фивейский) (3 мая 1843 — 30 апреля 1844)
  • Парфений (Попов) (20 апреля 1844—1845)
  • Антоний (Смолин) (10 января — декабрь 1858)
  • Вениамин (Павлов) (4 декабря 1858 — 10 марта 1861)
  • Феогност (Лебедев) (25 апреля 1861—1864)
  • Палладий (Пьянков) (15 июля 1864—1869)
  • протоиерей Александр Богданов (23 февраля 1870—1889)
  • Варсонофий (Курганов) (3 февраля 1889 — февраль 1891)

Некоторые воспитанники

  • 1809 — Алексей Ильинский (математик)
  • 1819 — Иван Борисов (епископ Иннокентий)
  • 1819 — Иродион Соловьёв (епископ Иеремия)
  • 1835 — Егор Амфитеатров (богослов)
  • 1837 — Георгий Говоров (епископ Феофан)
  • 1863 — Иван Казанский (епископ Иоанникий)
  • 1869 — Геннадий Покровский (епископ Гедеон)
  • 1881 — Афанасий Булгаков (историк церкви)
  • 1882 — Иван Вуколов (епископ Иона
  • 1887 — Иван Андреев (историк церкви)
  • 1900 — Иван Померанцев (епископ Иерофей)
  • 1908 ? — Сергей Волков (краевед)
  • 1911 Николай Поликарпов (авиаконструктор)

Напишите отзыв о статье "Орловская духовная семинария"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Орловская духовная семинария

– И жизнь и имущество возьми, ваше величество!
Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что все ему нипочем и что он всем готов жертвовать. Как упрек ему представлялась его речь с конституционным направлением; он искал случая загладить это. Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдает тысячу человек и их содержание.
Старик Ростов без слез не мог рассказать жене того, что было, и тут же согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его.
На другой день государь уехал. Все собранные дворяне сняли мундиры, опять разместились по домам и клубам и, покряхтывая, отдавали приказания управляющим об ополчении, и удивлялись тому, что они наделали.

Революция и оккупация
В предреволюционные годы в учебном заведении нередко ходили по рукам революционные прокламации и книги. Среди семинаристов наблюдалось причудливое смешение идей революционной романтики, нигилизма, либерализма и особенно социализма. В 1918 году семинария была закрыта.
В период Гражданской войны в бывшем семинарском здании находился госпиталь для бойцов Красной армии. С конца 1920-х в нем разместилась эксплуатационная профессионально-техническая школа, основанная как путейский техникум в 1922 году и преобразованная в 1930-м в железнодорожный техникум. Здесь же располагались и другие учебные заведения и учреждения.
В период оккупации Орла в 1941–1943 годах здание было сильно разрушено. Восстановительные работы были закончены в 1951-м. При этом в центре фасада построен большой шестиколонный коринфский портик (архитектор С.А. Мхитарян). Здание в основном сохранило характер прежней постройки. Его фасад обладает строгой торжественностью, присущей композициям классицизма. Внутри его от старого интерьера сохранились вестибюль, часть церковного помещения (актовый зал), винтовая лестница, ведущая из него вниз, и столовая. В северо-восточном углу ограды сохранился бывший больничный корпус, используемый под жилье.
Сохранились сторожка и часть кирпичной ограды. В здании в настоящее время размещается Орловский техникум железнодорожного транспорта.

Содержание

История

В 1788 году в связи с учреждением Орловской епархии Севская духовная семинария, открытая в 1778 году, была переименована в Орловскую, но по-прежнему оставалась в Севске.

Духовная Семинария была переведена в Орёл лишь в 1827 году. Строительство кирпичного трёхэтажного здания для неё велось в Орле с апреля 1824 по ноябрь 1826 года (архитектор Ф. И. Петонди). Его открытие состоялось 8 (20) мая 1827 года.

В сентябре 1849 года построен подвальный этаж здания, где разместились кухня, пекарня, кладовые и мастерские. В 1850 году за семинарской оградой был разбит сад и устроен огород. В 1851—1855 гг. главный корпус реконструирован: произведена его внутренняя перепланировка.

В мае 1855 года окончено строительство кирпичного двухэтажного с Г-образным планом больничного корпуса.

С именем Александра Богданова связано полное переустройство семинарии. Из трехклассной она была преобразована в шестиклассную. Сами здания были перестроены, главный корпус расширен пристройкой (1872), произошёл капитальный ремонт и обновление семинарской церкви (1874).

С 1894 года в семинарии существовало древнехранилище, где сосредотачивались вещественные и письменные памятники церковной старины.

Семинария (от латинского seminarium – рассадник) была учебным заведением, дававшим неплохое общее образование. Достаточно сказать, что программа курса духовной семинарий (вместе с предварительной подготовкой в духовном училище) содержала в себе полный курс классических гимназий. В начале XX в. в 58 православных семинариях обучалось свыше 20 тыс. чел.[2].

В конце XIX – начале ХХ вв. круг изучаемых предметов в семинариях был расширен. Помимо специальных дисциплин: катехизиса, церковной и библейской истории, литургики, богословия – в программу были включены физика, математика, логика, психология, а также начальные знания по философии, её краткая история. Большое внимание уделялось изучению языков, в систему обучения входило пять языков: латинский, греческий, французский, немецкий и древнееврейский.

В некоторых семинариях к этому присоединялось преподавание медицины и сельского хозяйства. Знания по последнему предмету были нужны, поскольку значительная часть выпускников становилась сельскими священниками. Агрономические сведения должны были не только помочь им вести собственное хозяйство, но и способствовать повышению культуры земледелия окрестных крестьян.

Мотивы поступления в семинарию были различные и нередко весьма прозаические. Например, это учебное заведение давала льготу по воинской повинности – её получали после двух лет обучения. Дети сельских священников нередко шли в семинарии с намерением поднять свой социальный статус – после окончания четырех классов они получали право поступить в университет, могли получить и чиновничье место. Чиновничья карьера привлекала их довольно часто больше, чем карьера сельского священника[3].

В Орле духовная семинария обосновалась в 1827 г. после перевода её сюда из ещё более провинциального Севска. Располагалась она на Казначейской улице (позднее улицу переименовывали дважды: первый раз – в Разночинскую, а второй – в Студенческую). Здание семинарии сохранилось и сейчас: ныне в нём располагается колледж железнодорожного транспорта. Сегодня строение даже внешне выглядит иначе, чем в начале века. Уже в советское время к зданию были пристроены колонны, придавшие ему более торжественный вид. Сохранился старый парк, в котором когда-то гулял со своими друзьями Борис Леонов.

Как видим, Орловская семинария открывала разнообразные пути для развития личности. В конце XIX – начале XX вв. многие из семинаристов мечтали не о церковной карьере или поступлении в духовные академии, а о продолжении образования в светских учебных заведениях. Борис Леонов в этом смысле не был исключением. Думаю, вряд ли его прельщала карьера священника: детские и отроческие воспоминания были омрачены неудачным примером отцовского священства. Борис, будучи ребёнком впечатлительным и прилежным, в детстве, полагаю, в Бога верил. Но дальше произошло разочарование и принятие безбожия. Почему? Судя по тому, что мне удалось узнать, его детская вера была разрушена сначала вечно нетрезвым отцом, облачённым священническим саном, а затем либерализмом и нигилизмом предреволюционного времени. Уже в семинарии, где в этот период либеральные и социалистические идеи были достаточно распространены, Борис окончательно расстался с верой.

Благодаря помощи известного орловского краеведа В.Г. Сидорова, мне в руки попал альбом с фотографиями семинарии 1914 г.[12]. Издан этот уникальный альбом был в Париже (дата издания неизвестна). В издании представлены не только фотографии учителей, но и коллективные фотографии всех классов. Семинаристы, как и их наставники, в форменной одежде, священники, естественно, – в рясах. Вдоль стен кабинетов семинарии развешаны фотографии и портреты знаменитых людей (по большей части духовного звания, судя по одежде). Среди них, наверняка, и выпускники Орловской семинарии.

Все семинаристы носили форму. Ежегодно они получали две суконные курточные пары и пояс, фуражку, три пары белья, две пары сапог, галоши. Один раз в два года – драповое пальто. В шестом классе вместо курточной пары с поясом выдавалась сюртучная пара, что выделяло выпускников в общей массе семинаристов[14].

В жизни семинарии в 1914 г. произошли уже заметные перемены. В связи с началом войны с Германией и её союзниками часть здания семинарии была отведена под госпиталь для раненых воинов[16]. Для города, находившегося в ближнем тылу, такое положение было типично. Огромный поток раненых с фронта заставил отдать под лазареты многие учебные заведения и учреждения. Первое и второе духовные училища Орла стали заниматься в одном здании. Женское епархиальное училище проводило занятия в здании коммерческого училища. Часть помещений семинарии также отошла под лазарет.

Для руководства семинарии остро встал вопрос: как организовать занятия? Вести учебный процесс в оставшихся помещениях для 632 воспитанников было невозможно. Кроме того, из-за большого потока беженцев произошло резкое удорожание стоимости жилья в Орле. Выходцы из бедных семей (и тем более сироты) не могли уже оплачивать проживание. В свою очередь, семинария уже не могла вносить плату за проживание всех казённокоштных учеников.

Нравы в семинарии начала ХХ в., по свидетельству ряда современников, действительно оставляли желать лучшего. Нередки были драки, порой старшие воспитанники обижали младших. Руководство семинарии фиксировало не только случаи пьянства, курения, но и факты равнодушия к вере, а порой и богохульства: не явились к причастию, пропустили исповедь, порвали церковные книги и т. п. Жандармское ведомство также отмечало грехи семинаристов: пели непристойные песни в престольный праздник перед храмом, выбрасывали из отцовского дома иконы.

1. Никто из бастующих не должен подвергаться дисциплинарным взысканиям.
2. Предоставление свободного доступа по окончании четырёх классов семинарии во все университеты без дополнительных испытаний.
3. В связи с этим расширение курса общеобразовательных наук в первых классах семинарии: а) обязательное преподавание тригонометрии; б) лучшая постановка алгебры, геометрии, физики и новых языков; в) сокращение преподавание в 4-м классе богословских наук.
4. Введение преподавания новых языков в духовных училищах.
5. Уничтожение переходных экзаменов.
6-й и 7-й пункты. Увольнение одного из преподавателей и вежливое обращение с учениками со стороны воспитателей и преподавателей.
8. Ослабление внеклассного надзора.
9. Свободный выбор квартир.
10. Свободное посещение театров, концертов, лекций.
11. Передача ученической библиотеки и читальни в руки воспитанников.
12. Разрешение литературных, философских и драматических кружков.
13. Необходимое участие представителей от воспитанников в распределении пособий между недостаточными учениками.
14. Разрешение воспитанникам давать концерты в общественных зданиях.
15. Свобода заработка, как-то: пение в приходских церквах и репетирование в частных домах.
16. Улучшение экономического быта корпусных воспитанников: улучшение стола и улучшение обуви и одежды[20].

Такое заключение педагога отнюдь не случайно. И оно заставляет подробнее коснуться важнейшего вопроса о духовных и общественных устремлениях семинаристов.

О кризисном состоянии веры в предреволюционном российском обществе писал известный деятель Русской православной церкви митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961). Он родился в крестьянской семье, окончил духовное училище и семинарию в Тамбове. В 1903 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество.

Конечно, в годы учёбы митрополита Вениамина в семинарии (конец XIX в.) духовная ситуация в учебных заведениях этого типа ещё была более стабильна, но в последние предреволюционные годы традиционные духовные скрепы ещё более ослабли.

А Писание, как я уже писал, было лишь учебником и притом – холодным. И мы тоже не питались им.

Итак, вероятно, успехи науки и промышленности XIX в. настолько повлияли на образованное русское общество, что уже в конце того же века рационализм занял едва ли не ведущие позиции даже в семинариях, оттесняя на второй план религиозную веру. Одним из последствий этого стал заметный рост нигилизма, атеистических и социалистических настроений в российских семинариях этого времени. Учащиеся становились предметом внимания со стороны различных радикальных организаций. Среди семинаристов второго десятилетия ХХ в. были уже убеждённые сторонники разного рода социалистических идей, которые в будущем приняли активное участие в революционных событиях.

Наряду с распространением либеральных, социалистических и атеистических настроений семинаристов существовали и иные настроения, например патриотические. Семинаристы были ещё весьма юными людьми, поэтому активно откликались на общественные изменения.

Начало войны с Германией, к примеру, вызвало огромный национальный подъём. 22 ноября 1914 г. (по старому стилю) Орёл посетил император Николай II со своей семьёй. Этот день запомнился Борису. Вместе с другими горожанами он следил за тем, как двигался кортеж царя по главной улице города – Болховской. Борис, охваченный патриотическим чувством, вместе с многотысячной толпой поёт, напрягая связки, гимн:

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам![25]

На следующий день состоялась грандиозная манифестация воспитанников семинарии, которые с портретами Государя и торжественным пением гимна прошли по этажам семинарии, посетив находившийся здесь госпиталь[26]. Таков был патриотический подъём первых месяцев войны. И, что характерно, это были в большинстве своём те же самые воспитанники, которые читали либеральные и социалистические книжки. Правда, по мере затягивания войны патриотические настроения заметно слабели, а нигилизм возрастал.

Эти подсчёты, конечно, приблизительны, но они ярко свидетельствуют не только об активном желании поповичей участвовать в политике, но и о заметном радикализме их устремлений: эсеры и большевики явно предпочитаются кадетам. Падение монархии многие молодые люди восприняли с одобрением.

[1] Гомелетика – церковно-богословская наука, изучающая правила церковного красноречия и проповедничества. ** Литургика – церковно-богословская наука, изучающая церковное богослужение. [2] Все выделения в данной цитате сделаны митрополитом Вениамином. * Как тут не вспомнить, что И. В. Сталин, А. И. Микоян, П. А. Сорокин, Н. Д Кондратьев и некоторые другие политические деятели России тоже были когда-то семинаристами. А сколько сыновей и внуков священников (поповичей) было среди революционеров-демократов!

Читайте также: