Сообщение о звуках речи 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Людмила Людвиговна.

2. Актуализация знаний.

3. Формулирование темы и цели урока.

4. Повторение изученного материала в начальной школе.

- Сегодня на уроке мы окунёмся в мир звуков. При выполнении заданий вы непременно будете обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесённого и слова записанного.

- Ваши знания о звуках речи пригодятся нам для работы на сегодняшнем уроке.
- Вспомните, на какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Охарактеризуйте согласные звуки. (Какими они бывают?) (звонкие и глухие; твердые и мягкие)

4.2. Опрос по теории (работа в группах)

- Как же отличать все эти звуки: гласные от согласных, звонкие от глухих? У вас на столах лежат задания. Обсудите в группах и ответьте на теоретические вопросы. Время подготовки – 2 минуты.

1 группа (идет обсуждение задания в группе и один учащийся отвечает)

Задание: Назовите отличие в образовании гласных и согласных звуков. Приведите примеры.

2 группа.

Задание: Какие гласные называются ударными, а какие – безударными? Приведите примеры

3 группа.

Задание: Назовите способ образования звонких и глухих согласных. Приведите примеры.

4 группа.

Задание: В чём различие твёрдых и мягких согласных. Приведите примеры.

- Молодцы, теорию знаете хорошо. Теперь с помощью теста давайте определим, как вы умеете применять знания на практике.

4.3. Определяющий тест (Слайд 7)

Ответь на вопросы и выполни задания (работа в парах)

1. Выдели слово, в котором все согласные – глухие:

2. В каком слове все согласные – мягкие:

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

- Что помогло нам в выполнении этого задания? (знание звуков речи)

5. Изучение нового материала

5.1. Понятие о фонетике и фонеме.

Давайте правильно произнесем это слово вслух.
- Знаете ли вы, ребята, что звуки речи - самые маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое. (Слайд 9: дым – дом - том) Какими звуками различаются слова дом и дым, а слова дом и том?

Закричал охотник:
- ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

5.2. Понятие о транскрипции.

- Да, много секретов скрыто в звуковом многообразии родной речи. Вот еще один секрет: (слайд 19) [как аукн’ица так и аткл’икн’ица], Как аукнется, так и откликнется. ). Прочитайте эту запись шепотом. А теперь, …, прочти вслух. Легко вам было читать? Почему?

Появляется вторая запись.

- Сравните эти записи. Какая из них является предложением? Запомните, что звуки на письме всегда заключаются в квадратные скобки! Давайте, ребята, знание этого способа слова звуками применим при отгадывании загадок

1.

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.
(шар – жар)

(Слайд 21)

2.

Со звонким – в нём мы обитаем,
С глухим согласным мы его читаем.
ом – дом)

(А. Арсирий)

- Произнесите звуки-смыслоразличители. Как по-другому их называют? (фонемы) (слайд 22)

6. Развитие речи. Сочинение-миниатюра

- Там, где живут звуки, рождается музыка. Ее приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии.
- Я предлагаю вам послушать музыку. А что услышите вы в этой волшебной музыке? (слайд 23 ) (Слушают)
- Вам понравилось? А вы знаете, что звуки – это краски языка, которые часто используют поэты и писатели? Вот послушайте:

Хорошо в застенчивой прохладе
Слушать шелест дальних голосов…

(Инд. работа - сочинение-миниатюра).

- Послушаем, что у нас получилось? (читают свои сочинения)

- Я уверена, что все ребята успешно справились с заданием.
- Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по – настоящему прекрасным. Вы сейчас продемонстрировали, что умеете

  • вдумчиво и внимательно слушать,
  • правильно произносить слова и
  • создавать красивые тексты. (слайд 24)

Рефлексия.

- Попробуем оценить наш урок? Я думаю, что урок был занимательным. Вы согласны со мной? (слайд 25)
- Как мы научились слушать звуки? (внимательно)
- У нас с вами все получилось. Значит, мы работали как? (успешно)
- Мы работали в парах, в группах – вместе, т.е. …? (коллективно)
- А на уроке мне с вами и , надеюсь, вам со мной было… (интересно) (приложение звуки речи.pptx)

Домашнее задание:

- Переверните листок с опорными словами. На обратной стороне записано ваше домашнее задание. Дополните таблицу своими примерами. (приложение Домашнее задание.)

Литература: Русский язык, 5 кл. : пособие для учащихся/ С.И. Львова. - М. : Дрофа, 2007. – (За страницами школьного учебника)

Русский язык – один из самых выразительных и красиво звучащих языков на земном шаре. Это связано с тем, что целые столетия наш язык существовал без письменности, в устном виде. В древних сказках и былинах описывались сражения и победы, подвиги богатырей и воинов. Народные певцы исполняли песни и были, сохраняя культуру русского народа и передавая ее следующим поколениям. Предшественница русского алфавита кириллица появилась только в IX-X веках нашей эры, а современный алфавит был принят в начале XX века. В русском языке букв меньше, чем звуков. Букв в алфавите 33, а звуков гораздо больше – 42. Звук – это самая маленькая и удивительная часть речи. Чем же они различаются? Главное отличие звука от буквы: звук можно сказать и можно услышать, а букву – написать и увидеть.

Согласных звуков в русском языке в три раза больше, чем гласных. Может быть поэтому, многие иностранцы не могут произнести наши согласные правильно. При образовании согласных губы и зубы немного мешают звукам, образуя преграды. А согласные звуки в русском языке могут глухими и звонкими, твердыми и мягкими, шипящими и сонорными. Согласные бывают парные и непарные.

Наши звуки очень интересны и некоторые из них похожи на природные явления. Шипящие согласные звуки [ш] и [щ] очень похожи на шелест листьев и шум ветра. Звонкие звуки [з] и [ж] напоминают жужжание пчелы возле цветка. А сонорный звук [р] близок рычанию тигра и рокоту грома. Звуки очень важны, иначе человек не смог бы различать слова и слоги. Всего один звук способен придать слову другой смысл: [кот] - [рот] или [пел] - [пол]. Звуки похожи на кирпичи, с помощью которых мы строим слова и делаем нашу речь благозвучной.

В предыдущем уроке мы узнали, что речь бывает устная и письменная. Устная речь состоит из потока звуков. Когда человек произносит слово, возникают звуковые колебания, которые через воздушную среду добираются до другого человека и воспринимаются его органами слуха. Звук речи возникает тогда, когда человек выдыхает.

Звуковые единицы языка и саму звучащую речь изучает фонетика.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй.

Фонетическая транскрипция

В русском языке не все слова читаются так же, как и пишутся. Сравни:

Чтобы записать произношение слова мы используем транскрипцию.

Транскрипция – запись слов в полном соответствии с их звучанием.

Транскрипция нужна для того, чтобы понять произносительную норму языка.

В транскрипции используются особые символы:

Звуки. Для чего они нужны?

Звуки речи нужны для того, чтобы мы могли отличать одно слово от другого. Сравним: кот – код, жил – шил, луг – лук, жар – шар, уголок – уголёк.

В русском языке насчитывается 33 буквы и 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Это происходит потому, что не каждому звуку соответствует буква. Так, все звуки можно разделить на несколько групп.

Гласные звуки

Гласные состоят из голоса. Десяти гласным буквам (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) соответствует 6 гласных звуков (а, э, и, о, у, ы). Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука при условии:

  1. если они стоят в начале слова (яма –[йама], ёлка –[йолка]);
  2. если они стоят после гласной (каюта –[кайута]);
  3. если они стоят после разделительных Ъ и Ь (ателье –[атэл’йэ]).

Согласные звуки

Согласные звуки могут состоять из шума и голоса и называться звонкими, а могут состоять только из шума и называться глухими. В русском языке существует 12 парных и 8 непарных звуков по глухости звонкости.

Кроме того, согласные звуки могут образовывать пары по твердости-мягкости. Не имеющими пару всегда твердыми являются ж, ш, ц, а всегда мягкими – ч, щ, й.

От особенностей звучания и образования звуков, входящих в них, согласные делятся на:

Иногда в словах встречаются долгие звуки: касса – [каса], сжать – [жать].

Все эти знания крайне важны, поскольку они являются базой для выполнения фонетического разбора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка 5 класс

Тема: Звуки речи и звуки речи. Гласные и согласные звуки

Цель: ознакомить учащихся с предметом изучения таких разделов науки о языке, как фонетика и графика; углубить знания о звуках речи, о разделение их на гласные и согласные; формировать умение передавать слова фонетической транскрипцией, развивать фонематический слух, внимание, память, обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ИИ. Актуализация опорных знаний.

* В чем разница между звуком и буквой?

• Чем человек начал пользоваться раньше - звуками или буквами?

• Как образуются звуки человеческой речи?

• Или всякое сочетание звуков речевым аппаратом человека, является словом?

*Прослушать слова. Какими звуками различаются слова каждой пары? Повлияла ли замена звука на значение слова?

И. Сад – суд; сон – сын; ульи – волы; луг – лук; мыла – шила; кочан – казан.

ИИ. Играть – братья; гриб – грипп; гай – рай; жить – жать;

III. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.

Проработка теоретического материала учебника (с. 122-123).

* Работа у доски. Прочитать слова, заранее переданные на доске звукописью (фонетической транскрипцией). Записать эти слова буквами. Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Какой-буквы (знаки письма)?

[учен’], [ш’ а р], [с’ и л’], [шчока], [йашчик], [йаблун'а], [йіжак], [йедн'іс'т’], [прийаз'н’], [пйатниц'а].

* Работа у доски. Поданные слова передать звукописью (фонетической транскрипцией). Что является предметом изучения фонетики? Графики?

[йулъийа], [имйа], [мйакъис'ТЪ].

День, дождь, орешник, яблоко, поезд, Юлия, имя, мягкость.

IV. Выполнение упражнений на закрепление.

* Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 222, 226

*Объяснительный диктант. Выделенные слова передать звукописью (фонетической транскрипцией).

[съегодънъи], [гъилъ:ачки], [румйане].

Дед Мороз всю ночь не смыкал сегодня один. А как утро зазоров, целую стаю снегирей он для Бабы Снежной, что во дворе стоит с метлой, где-то в небе насобирал, снігурами украшал. Брови у Бабы – веточки. Глаза у бабы-уголечки. Нос у бабы – это морковка. Уши – листья капусты. У бабы веник в руках и румянец на щеках. Заметает Баба снег с небес летит к ногам. Подмести готова и ночь, которая уже ютится к лицу.

V. подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание. П. 20, упражнение 227.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 063 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2022 40
  • DOCX 13.6 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фильчанова Алла Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Решение

Я узнал, что звуки русской речи делятся на гласные и согласные.
Насчитывается 6 гласных звуков. Они состоят из голоса и бывают ударными и безударными. Под ударением различаются все шесть звуков, а в безударном положении различаются не все гласные.
В русском языке 36 согласных звуков, которые бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Звонкие состоят из голоса и шума, а глухие − только из шума. Согласные звуки чаще всего образуют пары по глухости−звонкости и твёрдости−мягкости.
Существуют сонорные согласные звуки, которые образуются с помощью голоса и незначительного шума, а также носовые согласные, при образовании которых воздух проходит через носовую полость. Остальные звуки речи называются ротовыми. Иногда в словах встречаются долгие согласные звуки.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Читайте также: