История омского органа сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Восторженные слова об омском органе мы слышим от всех гостей I Сибирского международного фестиваля органной музыки

Первый органный концерт в Омске 19 ноября 1983 года сыграл Гарри Гродберг, принимавший новые органы во всех городах страны. Известный музыкант очень хвалил наш инструмент, говорил, что он лучше свердловского, красноярского — вообще, самый мощный на Урале и в Сибири. А по возможностям исполнения на нем музыки разных направлений даже превосходит знаменитый орган Донского собора. Рижский орган идеален для романтической музыки, нашему подвластна любая, он уникален.

Прошло 20 лет, и высокие слова об омском органе мы слышим от всех гостей 1 Сибирского международного фестиваля органной музыки. Год назад на концерте-презентации инструмента на новом месте, когда зал аплодировал Андрею Чуловскому, сам музыкант аплодировал инструменту. Но у лучшего органа и биография уникальная, как ни у одного из его собратьев.

НЕПРОСТОЕ НАЧАЛО БИОГРАФИИ

В 1991 году тот же музыкант, что открывал Органный зал, — Гарри Гродберг — сыграл последний концерт в Свято-Никольском казачьем соборе, где уже вновь после 50-летнего перерыва шли церковные службы. В День 275-летнего юбилея города подняли на звонницу колокола. Стало очевидно, что орган пора готовить к переезду. Но прошло несколько лет горячих споров, коллективных писем в защиту инструмента и казачьих страстей, прежде чем конфликт разрешился.

ТРИ ЗИМЫ РИСКА И ПОДВИГА

Омскому органу теперь предстояло спасти это бесхозное здание 1916 года рождения, возведенное по проекту автора лучших омских зданий начала XX века Илиодора Хворинова.

В День города 1998 года по желанию «мэра В. П. Рощупкина был дан органный концерт. И инструмент замолчал на три года.

Самое страшное было пережить три зимы. Показушно открытый Органный зал был оставлен без центрального отопления. Чтобы спасти инструмент от замерзания, у строителей одолжили калориферы и таскали шланги вокруг органа, направляя струю теплого воздуха поочередно в разные стороны. Три года незаметного подвига хранителя органа из-за чьей-то нераспорядительности.

Не было отопления, но зато у неработавшего Органного зала оказалось два директора. Мэрии очень хотелось иметь своего. Пока городские власти отстаивали право на собственность нового Органного зала, он чуть не развалился. Стена, выходящая на улицу Партизанскую, оказалась ничем не связанной с поперечными стенами, отклонилась на 15 см, то есть могла бы упасть. Оказалось, что фундамента под зданием вовсе нет. Здание после ремонта вполне могло рухнуть.

Через три года на руинах прошло совещание губернатора Л. К. Полежаева и мэра Е. И. Белова. В 2001 году начали уже не реставрацию, а реновацию здания.

Под стены подвели края бетонной чаши. Стены усилили, поменяли перекрытия. Пришлось снять старинную лепнину и делать заново, по образцам к фотографиям. В период бесхозности многое было просто потеряно. Например, лестница-красавица. Ее демонтировали, а потом… не нашли.

И среди всего этого хаоса терпеливо ждал справедливости величественный инструмент.

ЗВУК ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ПАРИЖЕ

Да, у нас под планшетом сцены в специальные короба засыпано 6 тонн битого бутылочного стекла.

Акустику зала рассчитал руководитель проекта восстановления Органного зала главный архитектор города Альберт Каримов.

— Акустическим расчетам была посвящена моя кандидатская диссертация, — рассказывает Альберт Михайлович. — Тут не может быть мелочей, приблизительности. Имеет значение, например, форма зала. Она в бывшем кинотеатре очень удачная для звука — трапециевидная. Затем нужно учесть, как будут отражать звук колонны, лепнина. Мы сделали подвесные потолки над боковыми балконами, они играют роль резонаторов. И нужно было точно соотнести звукопоглощающие и звукоотражающие материалы в отделке зала. Переборщишь с одним — будет глухой звук, с другим — появится ненужное долгое эхо.

— Неужели сразу рассчитали все безукоризненно?

— Была ошибка с мягкой мебелью зала. Она создала слишком большой коэффициент звукопоглощения. Те стулья поставили в зал заседаний Горсовета, а в Органный зал привезли новые. Впрочем, любой акустический расчет должен подкрепляться интуицией. Пробы обязательны, и ошибки возможны. Так было в старину, так и сегодня.

Итак, орган спас два здания, подарил омичам зал с уникальной акустикой.

Но и этого мало. Благодаря инструменту в Омске появился и скоро будет завершен Концертный комплекс. Тут хватит места и музею музыки, и лекторию для детей, и новому академическому хору, который будет создан в филармонии.

Отныне постоянным будет Сибирский фестиваль органной музыки, который, по мнению директора Омской филармонии В. И. Евстратенко, заслужили наш король инструментов и наш город.

Наконец-то чудесный омский инструмент причастен только к праздникам, а его злоключения позади.

Памяти органных мастеров посвящается - http://www.biletomsk.ru/

Судьба омского органа сложна и на определенном этапе была весьма драматична. Но благодаря стараниям, самоотверженному и часто скрытому от постороннего взора труду органных мастеров – отца и сына Виктора (1933-2007) и Александра (1964-2016) Якшиных, инструмент преодолел все испытания и теперь его голос торжественно звучит в Органном зале филармонии.

12 июня омский орган будет звучать в память о своих непревзойденных мастерах. Начало концерта в 19.00.

Благодаря Виктору Якшину оказалась возможной уникальная операция – перенос органа из одного здания в другое. Сложнейший демонтаж, перенос труб и деталей, установка инструмента на новом месте – для всего этого необходимо глубокое знание устройства органа, ювелирная точность, самозабвенная любовь к музыке и Королю инструментов. И всем этим обладал Виктор Сергеевич. На протяжении нескольких лет, пока в историческом архитектурном комплексе по адресу Партизанская 4, ставшим новым Органным залом филармонии, проводилась полномасштабная реконструкция, Виктор Якшин день и ночь проводил с инструментом, создавая необходимые для него условия. В 2010 году в честь первого в нашем городе органного мастера на омском органе была установлена памятная доска.

Вместе с Виктором Сергеевичем работал его сын Александр, который овладел профессией отца и унаследовал от него огромную любовь к искусству. Труд династии Якшиных – невосполним, это подлинное служение искусству.

В предстоящем концерте орган будет звучать в каждом произведении и продемонстрирует свои многообразные звуковые возможности. Меломаны услышат сольное величественное звучание органа, а также в ансамбле с роялем, саксофоном и человеческим голосом. Слушателей ждет настоящий праздник органной музыки. И в том, что сегодня он возможен, – колоссальная заслуга Александра и Виктора Якшиных – удивительных и неповторимых людей!

Информационная справка:


2000 год можно считать поворотной точкой в судьбе Зала органной и камерной музыки и самого органа: в их судьбу напрямую вмешался Губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев, принявший решение ускорить реконструкционные работы.

Органный зал

Органный зал

Торжественное открытие Зала состоялось в 2002 году, публике был представлен сам Органный зал (246 мест), Камерный зал (80 мест), красивое фойе. Сегодня в этих залах выступают солисты филармонии, органисты Оксана Кулешова и Кирилл Янковский, а также звезды мировой академической сцены. С особой гордостью Органный зал принимает в своих стенах участников традиционного Cибирского международного фестиваля органной музыки.

Но стоит взглянуть на всю историю Омской филармонии, на ее достижения, чтобы понять, что на смену становления пришла зрелость, а впереди еще долгие годы созидания на благо развития и процветания культуры Омской области.


Автор: Алёна Журова

Профессор Борис Коников рассказывает об уникальном памятнике архитектуры в центре города.

В новом выпуске видеоблога "Короче, Омск" (16+) кандидат исторических наук, профессор Борис Коников рассказал нам историю создания Органного зала.

Скотопромышленник Григорий Грязнов во время Первой мировой войны входил в пятёрку богатейших людей Омска. Он купил здание гостиницы "Россия" у разорившегося купца Терехова (историю её появления мы рассказывали в одном из прошлых материалов). Новый владелец решил открыть синематограф. "Кристалл-Палас" готовили к открытию два года - с 1914 по 1916 годы. Причём заработал не только кинотеатр, в помещениях расположились концертные и танцевальные площадки, рестораны и прочие помещения для приятного времяпрепровождения.

- Форма крыши и расстекловка окон выполнены в стиле модерн. Много элементов классицизма, орнаменты барокко. Особенное внимание было уделено внутреннему убранству. Вписанные в интерьер декоративные детали изображают лицо молоденькой девушки. Посетители Органного зала обязательно должны обратить внимание. Легенда гласит, что это изображение утонувшей в реке дочери владельца строения. С 1916 по 1980 годы здесь всегда звучала живая музыка, как ни в одном среди прочих кинотеатров. А сейчас орган - это мостик между прошлым и настоящим, - говорит Борис Коников.

Ещё больше интересных подробностей смотрите в видеоблоге "Короче, Омск" прямо сейчас.

Читайте также: