История хомы брута сообщение

Обновлено: 07.07.2024

В верстах пятидесяти от Киева, в местах благочестивых, красивых до крайности и такоже до крайности изобильных росла себе панночка. Росла панночка без матери, отец был её единственным воспитателем. Отец сотник - хозяин окрестных земель - в ней души не чаял. Исполнял любое ее желание; красавица отвечала отцу искренней дочерней любовью, послушанием и добродетельным поведением. Приветлива была и к козакам, при сотнике состоявшим, и к дворовым и ко всем окрестным поселянам. Крестьяне, зная и не раз ощущая на себе жёсткий характер пана сотника, отвечали панночке взаимностью; понимали, что лишь она в состоянии смягчать крутой нрав отца. Не раз бывало, что под её взглядом суровый батько таял, как воск на жаре, и вполне достойный розг работник уходил со словесным выговором, тихой скороговоркой благословляя милосердие панской дочери. Панночка была в меру набожной, знала умные церковные книги. По тогдашней моде состоятельный отец нанимал ей время от времени учителей из семинарии, щедро одаривая ректора просом, яйцом и осетриной. Да и сами учителя - бурсаки старших ступеней, приходившие на вакансии, - обижены никогда не были. Возвращались в семинарию в новых сапогах и свитках, сытые, да и с червонцами золотыми в кармане - первым делом бросались к ректору со словами благодарности за протекцию.

Не лишне добавить - для ревнителей нравственности:

Как оказалось позднее - очень зря.

Итак, на пороге хозяйского дома появился философ Хома. Пожилой казак - судя по внешности и замашкам, доверенный человек пана сотника - привёл его к крыльцу и приказал дожидаться. Отчего ж не подождать, коль солнце светит приятно, настроение приятное и перспективы приятные уму и желудку? А кроме всего прочего, приметил бурсак на подворье несколько улыбающихся женских лиц. Ну так, случайно заприметил.

Вчерашним вечером он сбился с дороги, заплутал в вечернем тумане среди групп дубов и орешника, невысоких круглых гор, густо покрытых травой и кустарником. Но ему свезло, почти в полной темноте он набрел на хутор. Недовольная старуха - единственная обитательница нечаянного ночного приюта - сменила гнев на милость, едва узнав, куда и к кому он идёт. Добрая женщина угостила Хому вином, впрочем, в количествах весьма скромных; зато до отвала накормила кулешом и рассказами о суровом сотнике и его ангельской дочери. Под негромкое недовольное похрюкивание свиней, бурсак добре выспался в хлеву, и с утра, вследствие плотного завтрака, находился в очень хорошем расположении духа. Предстоящие вакансии сулили ему сытное времяпровождение, и по дороге Хома размечтался о размерах панской благодарности, доводя её в уме до каких-то немыслимых размеров. Как говорится, думы думкой не испортить.

Сотник, суровый мужчина лет пятидесяти, оценил бурсака пронзительным взглядом:

- Кто ты, добрый человек, откуда и каких званий?

- Хома Брут, вельможный пан. Философ. Из семинарии.

- Родители живы ли?

- Отца и мать своих не ведаю, вельможный пан.

- Хорошо ли науками владеешь?

- Хорошо, вельможный пан, - соврал Хома и, памятуя наставления ректора, добавил: - Пан ректор велел кланяться и сказать: одного из лучших учеников посылаю тебе с превеликим уважением.

и тоном, не терпящим возражений, провозгласил:

- Наукам вашим будешь учить мою ясочку. До обеда. После обеда - помогать попу, ежели потребуется. Будет довольна доченька учением - будешь доволен и ты моей наградой.

- Благодарствую, пан сотник.

Хозяин же, переведя взгляд на стоящего рядом козака, добавил не повышая голоса:

Дорош - а это был доверенный пана сотника козак Дорош - кивнул с достоинством и почтением (более с почтением, нежели с достоинством), а затем положил руку бурсаку на плечо:

- Пошли, пан философ.

В этот день занятий не предвиделось, панночка в селе отсутствовала. И после обеда Хома двинулся к церкви. Пану философу после трапезы конечно хотелось полежать - под старой грушей на мягком ковре из спорыша. Но Дорош настоятельно посоветовал познакомиться с попом, указав берёзовой веткой направление:

- Иди, пан философ.

Церквушка, странное дело, стояла на отшибе и снаружи производила впечатление удручающее. Густо облепленная мхом, деревянная - старого почерневшего дерева, со слегка покосившимися куполами. Вокруг, правда, было прибрано, но без излишеств.

Прошло не очень много времени, как сквозь летний душный сон в сознание Хомы откуда-то издалека проник чистый звонкий колокольчик. Бурсак беззлобно поморщился во сне, как-будто от дуновения свежего ветерка, а через секунды ласковый звоночек прозвенел ещё раз. Открыв глаза, Хома увидел три силуэта на дороге от села и вновь услышал завораживающий девичий смех. Силуэты - два светлых и тонких девичьих и один темный, с саблей на боку, мужской - приближались. Рядом засопел поп и с прыткостью, никак не присущей его необъятному телу, подскочил. И уставился на Хому:

- Ты кто такой ещё? - но окончательно сбросив с себя остатки сна, ответил сам себе, - а-а-а, из Киева бурсак. Как звать?

Хома назвался, но батюшка уже резво огибал церковь для встречи гостей. Это была панночка в сопровождении сельской девушки и пожилого козака. И это был не Дорош.

Юная поселянка, оказавшаяся дочерью священника, принесла ему еды в большой корзинке. В очень большой корзинке.

Явтух - а это был ещё один доверенный пана сотника козак Явтух - не торопясь присел на чёрную от старости дубовую колоду, отполированную до блеска за десятки лет использования в качестве скамьи, приладил саблю и начал набивать себе люльку.

- Вельможная пани, рад вашему посещению. Спаси Христос вас и вашего батюшку, - поздоровался поп и перекрестился, - здоровы ли вы, дочь моя? Всё ли ладно у благодетеля нашего?

Панночка открыто улыбнулась священнику, кивком головы отпустила обоих - отца и дочь - по своим делам. После чего повела взглядом поверх головы философа, и тот скороговоркой заговорил о себе и о наставлениях ректора.

Поп с усердием превеликим принялся за трапезу.

Явтух закончил набивать трубку и, прикрыв глаза, закутался в облако табачного дыма.

Что сказать? День был прекрасен. Погода была прекрасна. Природа была прекрасна. Дочка пана сотника была прекрасна. Но Хома не первый год жил на этом свете, поэтому юную красоту лика и фигуры вельможной пани он отметил чисто механически - как красоту иконы. Только иконы, как правило, не разговаривают, а тут ещё и голос ангельский впридачу:

- Завтра и приступим. И книги покажешь, кои ректор для батюшки переписал.

Если б я был малороссийским Ги де Мопассаном, то безусловно увлёк бы читателя в неспешное путешествие - туда, где рождается большое чувство, где оно разбивает преграды на пути, и где само разбивается о неприступные человечьи предрассудки.

Увы мне, но я не Ги.

Дорош, вымочив парочку кожаных канчуков и попеременно вспрыскивая их горелкою, отделал пана философа так, что тот еле до Киева добрался. Где ко всем невзгодам и неустроениям ощутил на себе ещё и гнев ректора, который не только не получил обещанного Хомой, но и на какое-то время был отлучён от продовольственных милостей пана сотника. Да и дело было не только в мешках с просом! На кону оказался авторитет ректора. Такое не прощают.

Изгнанный из бурсы, Хома затаил злобу на весь белый свет. Злобу эталонного чёрного цвета. И по всем злачным местам начал излагать жуткие мысли про имение пана сотника в пятидесяти верстах от Киева, про самого пана сотника, про его дочь-ведьму, про жирного беса-священника и вурдалаков Дороша с Явтухом. Доставалось в его рассказах и старушке с хутора и поповской дочке и. Чем сильнее закипала в нем ненависть, чем ярче горели глаза заинтересованных слушателей, чем полнее наполнялась горелкою кружка - тем злее и фантастичнее были брутовы истории.

Поздние вариации этих бурсацких былей, видимо, и услыхал маленький Коленька Яновский. И запомнил. А впоследствии - мастерски представил их, эти истории, жаждущей новых литературных ощущений петербургской публике. Одно не ясно - откуда в этих историях Вий взялся?

Сюжет повести

Трое студентов киевской бурсы летом отправляются на каникулы. Их дорога пролегает по бескрайней степи. Ночью юноши сбиваются с дороги и забредают на первый попавшийся хутор, где просят хозяйку о ночлеге. Она размещает всех бурсаков в отдельные помещения: хлев, дом, кладовую.

Имена путешественников:

  • богослов Халява;
  • философ Хома Брут;
  • риторий Тиберий Горобець.

Ночью к Хоме в хлев приходит приютившая его старуха

Ночью к Хоме в хлев приходит приютившая его старуха. Она оказывается ведьмой и оседлав философа скачет по полям и оврагам. Измученный студент совершает молитву против нечистой силы и сам взбирается на спину страшному созданию, а затем избивает его поленом. Во время расправы бабушка внезапно превращается в прекрасную девушку — панночку. Эта метаморфоза безумно шокировала Хому. Задрожав подобно осиновому листу, он моментально бросился наутёк.

Герой принимает решение о возвращении в пустующее общежитье киевской бурсы. Однако вскоре получает приказ от ректора — отправится к богатому сотнику для чтения молитв над, находящейся при смерти дочке. Несмотря на сопротивления, философа силой доставляют в усадьбу к вельможе.

Прибыв на место, Хома узнаёт, что прекрасная дочь сотника уже умерла. Люди рассказывают, что панночка однажды вернулась под утра вся избитая и слегла в постель умирать. Ещё ходят слухи о том, что она была связана с нечистой силой. Философ обязан читать над телом умершей заупокойную службу в течение трёх ночей подряд.

Мистические события, произошедшие в церкви во время чтения молитв:

В первую ночь тело вышло из гроба и принялось искать философа

  1. В первую ночь тело вышло из гроба и принялось искать философа. Догадливый бурсак мелом чертит вокруг себя круг и становится невидимым для нечисти.
  2. Во вторую ночь ведьма зовёт на помощь множество адских чудовищ, которые продолжают поиски чтеца. К счастью, священный круг вновь помогает незадачливому бурсаку. Хома настолько испугался, что утром вышел из храма полностью седой.
  3. На третью ночь в церковь является Вий — главный повелитель нечисти с невероятно длинными, достающими до пола веками. Юноша не должен был смотреть на него, но утратил самообладание и был замечен чудовищем. Вся нечистая сила вмиг набросилась на чтеца. Хома тотчас же испустил дух. Внезапно прозвучал второй крик петуха и все монстры бросились вон, но застряли в церковных окнах.

Поутру к храму пришли люди. Увидев подобное непотребство, они быстро разошлись по домам и навсегда забыли дорогу к этому про́клятому месту.

Философ Хома Брут

Философ Хома Брут

Весёлый и жизнерадостный молодой человек обожает шумные компании, его возлияния не обходятся без музыкантов. Любимое занятие философа — это беззаботное лежание на спине с трубкой в зубах. Нет ничего удивительного в том, что за свой легкомысленный нрав студент неоднократно подвергается наказаниям со стороны преподавателей.

Гоголь сумел создать уникальный образ борца со злом, вобравший в себя множество малороссийских черт и наполненный национальным колоритом. Даже поняв, что ему грозит смертельная опасность от мёртвой панночки, Хома продолжает веселиться и пьянствовать. Оптимизму и невозмутимому спокойствию главного героя можно только позавидовать.

Бурсак и философ в повести сталкивается с невероятными и страшными событиями, но не утрачивает флегматичности и быстро успокаивается. Даже посидевший после второй ночи, понимая, что этот день может оказаться последним, он пирует, пьёт и устраивает безумный пляс.

Несмотря на мистицизм и сказочность повести, все герои выполнены с невероятным реализмом. Портреты дополнительных персонажей, несмотря на некоторую беглость предельно чёткие, словно написанные большими буквами, а это выдаёт руку настоящего мастера.

Другие персонажи:

Богослов Халява

Вий — один из самых страшных созданий украинской демонологии

Трактовка образа Вия весьма неоднозначна. Как и прочей нечистой силе ему приписывается слепота, что указывает на принадлежность монстра к загробному миру. Можно допустить, что это дух ветра, с которым связывали происхождение вихрей и смерчей.

Согласно некоторым исследованиям, прообразом персонажа был половецкий хан Боняк. совершивший набег на Киев в 1069 году.

Есть мнение, что, как отдельный персонаж, Вий не существовал. Он был придуман Гоголем. Писатель смешал различные народные мотивы и создал свой аутентичный образ, выдав его за героя народных поверий. На это указывает излишнее количество признаков, присущее потусторонним существам, а также упоминание гномов (являются персонажами западноевропейской мифологии).

Слуги Вия скорее напоминают монстров с картин Босха, нежели представителей народной демонологии. К тому же в произведении главного героя убивает не взгляд демона, а собственный страх.

Необычные имена персонажей

Стоит понимать, что имена всех героев повести несут смысловую нагрузку и помогают лучше раскрыть авторский замысел. К примеру, прозвища трёх бурсаков, отправившихся в путешествие, отличаются колоритностью и были выбраны неслучайно. При помощи имени Гоголь даёт читателю краткую индивидуальную характеристику героя.

Персонаж Горобец

Горобец имеет совсем неукраинское имя, которое носил один из самых известных противников христианства — Римский император Тиберий. Фамилия богослова весьма несозвучна с его статусом, однако, она точно описывает воровскую наклонность студента.

Имя главного героя просто великолепно. Хома сразу же вызывает ассоциации с апостолом Фомой неверующим, который усомнился в воскресении Христа. Брут был одним из друзей Юлия Цезаря, возглавивший заговор против Римского императора.

Таким образом, бурсак Фома — это человек усомнившийся в родной вере и предавший её. Он совершил смертный грех, расплатой за который стала его гибель в лапах адских монстров.

Тематика и основная мысль

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им. По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно. Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ. Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы. Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.


  • Халява — богослов;
  • Хома Брут — философ;
  • Тиберий Городец — ритор.

В первой же избе старуха разрешила переночевать бурсакам, но поместила их в разные места. Бруту достался овечий хлев. Ночью к нему приходит старуха-ведьма, вскакивает на плечи, и вот уже они летят по звездному небу. Хома пытается читать молитвы, когда от них старуха ослабела, он выворачивается, садится на нее и начинает охаживать поленом. Ведьма в изнеможении падает на землю и превращается в красивую молодую девушку. Герой в страхе убегает, думая, что на этом все закончилось.

Но не тут-то было. Приступив к занятиям в семинарии после каникул, Хома Брут был вызван к ректору для беседы. Тот ему сообщил, что богатый сотник прислал за ним кибитку и 6 казаков для сопровождения бурсака на дальний хутор. У сотника случилась беда — его единственная дочь некоторое время назад вернулась домой с прогулки вся избитая и через некоторое время умерла. И теперь требуется 3 дня читать над ней молитвы, таково последнее желание панночки.

Когда Хому привозят к сотнику, в молодой покойнице он признает старуху-ведьму, избитую им на заброшенном хуторе. За ужином жители своими рассказами подтверждают бесовское поведение панночки. И теперь три ночи бурсаку придется остаться с ней наедине для чтения заупокойных молитв.

Поздно вечером семинариста запирают в церкви с гробом девушки, он очерчивает меловой круг вокруг клироса, встает в него и начинает чтение. Как только пробило полночь, ведьма встала из гроба и до утра ходила в поисках Хомы. С первым криком петуха вновь улеглась в домину.

Не желает герой идти в церковь во вторую ночь, просит отпустить его и даже пробует убежать. Но его ловят и вновь запирают на ночь в церкви. Еле успел он очертить меловой круг, панночка уже ищет Брута и зовет на помощь разную нечисть. Семинарист продолжает читать молитвы, а защитный круг все еще охраняет его. С первым криком петуха все закончилось, главный герой вышел из церкви весь седой.

Настала 3 ночь. Нечисть и ведьма лютуют и призывают Вия. Тот указывает на Хому, все бросаются к нему, герой тут же испускает дух. Но т. к. первый крик петуха никто не слышал, звучит второй — ни черти, ни бесы уйти из церкви не успели. Так и осталась церковь с застрявшими в щелях вурдалаками.

Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.

Главные герои

Хома неверующий

По неписаным правилам классической литературы того времени все имена героев должны были нести скрытую смысловую нагрузку. Гоголь практически во всех произведениях придерживался этих правил. Главного героя звать Хома Брут. Объяснение такому выбору несложное:

  1. ​Хома — писатель заменил первую букву, проведя параллель с библейским апостолом Фомой. Именно его упоминают, когда хотят сказать о неверии, т. к. этот ученик Иисуса усомнился в божественном происхождении своего учителя и в возможности его будущего воскрешения. Мораль очевидна — бурсаку семинарии не хватает веры.
  2. Брут — фамилия еще одной исторической личности, убившей Цезаря. Является символом предателя и отступника, погубившего внутри себя все духовные ценности.

Гоголевский Хома Брут — семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Профессия престижная, это дает ему некоторые поблажки от общества: подрабатывать репетиторством, пить, курить и носить усы. Что герой и делает, снимая все стрессы горилкой.

В какой-то момент читатель начинает верить, что богослов не совсем отвернулся от веры. Ведь начал же он читать молитвы, когда при первой встрече ведьма запрыгнула ему на спину. Но урок не пошел на пользу. Именно тогда, когда вера была ему крайне необходима, Хома начинает мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь за помощью к Богу, а чертя языческий круг. Ничем хорошим это не закончилось. Хома Брут умер.

Панночка — девушка, старуха, ведьма

  • чело нежное, белое как снег или серебро;
  • брови черные, тонкие;
  • ресницы, как стрелы;
  • щеки жаром пылавшие;
  • уста, как рубины.

При этом она с легкостью оборачивается и старухой, и собакой, да еще и может призывать и властвовать над разными бесовскими сущностями.

Мифическое чудовище Вий

Еще одно главное действующее лицо книги — мифический персонаж, чудовище Вий. Персонаж опасный и страшный. Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землей, с огромными веками, ниспадающими до земли. Древнее чудовище не в состоянии самостоятельно передвигаться, его тащат вурдалаки, да и веки поднять сам не в силах. Это сосредоточение ненависти и вселенского зла.

Сам же Гоголь в собственноручно написанном примечании поясняет, что Вий, глава гномов — создание колоссального простонародного воображения. В любом случае после того, как петух пропел во второй раз, чудовище тоже умерло.

Тематика и основная мысль

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им. По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно. Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ. Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы. Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.

Экранизация великого произведения

И только в 1967 г. свет увидела самая удачная и самая любимая многими экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Проект получился не просто удачным, а незабываемым. Несмотря на отсутствие, по понятным причинам, компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Ее любят не только поклонники старого кино, но, как ни удивительно, нынешние молодые люди. Главные роли исполнили Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Современный сканворд предлагает вопросы именно из этого фильма.

В книге много странностей. Взять хотя бы церковь. Она стоит на окраине хутора, в запущенном состоянии. И негде жителям отпевать покойников, крестить детей, венчаться и причащаться. Ну а раз так, то со временем богоугодный храм превратился в капище, где вольготно чувствует себя всякая нечисть. И ведьма, и вурдалаки не боятся святого места.

Николай Васильевич Гоголь - уникальнейший писатель. Он стоит особняком даже в ряду самых ярких русских классиков и не теряет интереса читателей, несмотря на то что со дня его смерти прошло более ста пятидесяти лет. Читая Гоголя, ты попадаешь в мир, где покойники бродят рядом с живыми, где в ночь цветения папоротника из воды выходят русалки, а перед Рождеством, поймав черта за хвост, можно слетать в столицу за черевичками. Сказка и реальность, мифология и обыденность не просто существуют рядом на страницах произведений, они тесно переплетены, равноправны и так естественны, что абсолютно веришь, что так оно и было. Мифология, легенды - живая часть родного писателю малороссийского народа. Мистика отправилась вслед за Гоголем и прочно поселилась в северной столице. То ковалевский нос оставил хозяина и как ни в чем не бывало принялся разгуливать по Невскому, то тень несчастного Акакия Акакиевича примерещится запоздалому прохожему.

Что это? Первый русский ужастик? Многие так и думают. Но нет и еще раз нет. Хотя сам автор говорил о "Вие", что "вся эта повесть есть народное предание", "Вий" - глубокое социально-философское и очень современное нам произведение.

Давайте попробуем разобраться.

Три ночи предстоит Хоме отпевать мертвую панночку в церкви. Отец ее уверен, что то честь за святые дела, а Хома знает, что это наказание за грехи. Выбор прост: или деньги, или батоги.

Как приступает Хома к священному таинству? Вкусно и сыто обедает, запивая страх горилкою (даром, что пост на дворе). Да и в самой церкви слова молитвы сначала звучат не очень убедительно. Нет в них веры. И почему бы табачок не понюхать? На чих просыпается ведьма и слепыми глазами начинает искать Брута. Только страх заставляет Хому душу вкладывать в молитвы. Только страх, доведенный до состояния животного, пробуждает истинную веру. Чем жутче страх, тем сильнее упование.

Но пропели петухи. Страх ушел. Вместе с ним ушла и вера. Хома снимает стресс обильным возлиянием, безумными плясками. А вместе с ним пирует и ликует все село.
Так прошло три ночи. После второй Хома поседел. А на третью был убит. Нежить все-таки победила его.

Как такое могло случиться? Как ведьма могла попасть в церковь? Как нечистая сила там оказалась?. Нечистая сила в церкви. Только при условии, что не было настоящей святости ни у священников, служивших в ней службы, ни у прихожан молящихся.

Говорят, бог не в здании. Он в душах людей. И не будет место намоленным, если молитвы были без веры.

Хома всего лишь один из тех, кто воспринимает веру, как свод законов и правил, способ бытия. Это религия. А вера – это способ сознания. Друзья Хомы, будущие священники, уверены, что Хома погиб, потому что посмотрел в глаза Вию, а не потому что слаб был духом. Какое ж это христианство?

При написании данного текста мы опирались на труды известного исследователя творчества Н.В. Гоголя Ю.В. Манна

Хома Брут в церкви.jpg

Наконец выследив ведьму Ульяну в селе Диканька, Хома заходит к ней в дом и закалывает осиновым колом, что-то говоря на Тёмной латыни. Когда заходит Гоголь, поспешно сбегает.

Когда ведьму перемещают в сарай Бомгарта, Брут идёт туда позже, чтобы завершить обряд очищения, но, попадает в засаду, устроенную Гоголем и Бинхом. Убийца оказывает сопротивление, но проигрывает в силе.


Заперевшись в церкви с мёртвой ведьмой и Гоголем, Хома говорит последнему, что Вий – это подземный демон, из-за которого он и получил протез, а Ульяна – сильная ведьма, способная его призвать. Начертив на полу мелом круг, экзорцист встаёт в него вместе с Николаем. Не обращая внимания на ожившую ведьму, Хома читает заклинания на Тёмной латыни, но, так и не дождавшись прибытия Вия, вскоре погибает от зубов Ульяны, которой удаётся вытянуть его из круга. Позднее, мёртвые тела Гоголя, Ульяны и Хомы обнаруживаются освобождённым Бинхом.

Список появлений [ ]

    (упоминание) (глава 6) (первое и последнее появление в фильме, позже в сериале)

Цитаты [ ]

Меня зовут Хома Брут. По образованию богослов, по призванию экзорцист. [src]

Да выживет каждый из нас, несмотря ни на что. [src]

Читайте также: