Исторические песни 8 класс литература сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Как можно услышать голос истории? Как в его оттенках, эмоциональном строе ощутить неуловимое, почувствовать сокровенное? Таким истоком народной памяти является историческая песня — древняя, прошедшая сквозь различные века и эпохи, отразившая различные события и судьбы.

Исторические песни и летописи

Исторические песни — жанр народно-поэтического творчества. Они возникли в период борьбы с монгольским нашествием, о чём свидетельствует одна из наиболее ранних песен такого рода — песня о Щелкане.

Историческая песня о Щелкане и близка летописному рассказу, и во многом от него отличается. Летописная запись последовательна и строга в отборе фактов и их описании. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряжённый, драматический. Летописец неуклонно подводит к основному выводу: обиды, которые чинятся татарами тверским жителям, неизбежно должны привести людей к возмущению, взрыву.

В песне такой конфликт также присутствует:

Исторические песни и былины

Исторические песни появились позже былин. От былин они отличаются тем, что основой их сюжета служат действительные события, важные социальные и внешнеполитические конфликты. Многие исторические песни, подобно былинам, передавались из поколения в поколение не только потому, что они были своеобразным воспоминанием о минувших событиях, но и потому, что оказывались созвучными каждой новой эпохе. В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболированы. Герой исторической песни — чаше всего реальный человек. В ранних исторических песнях особенно заметно влияние былин. В них проявляется присущий былинам гротеск в изображении врага. Вместе с тем, в отличие от былин, в них действуют не богатыри, наделённые сверхчеловеческой силой, а обыкновенные люди. Так, в наиболее ранней песне о Щелкане основной силой является простой тверской люд.

Собиратели и исследователи

Исторические песни активно собирали и записывали в XVIII— XIX веках. Наиболее известными и крупными собирателями были:


Древняя Русь. Закрываешь глаза, и представляется такая картина: старец - сказитель с гуслями за спиной, идущий вдаль, в длинной посконной рубахе, подпоясанной узорным шнуром, рядом с ним мальчик - поводырь. Сухой ветер колышет ковыль, а они движутся по степи навстречу дружине, перед которой будут напевать величавые тонические стихи, с запевом и исходом, славя могучих богатырей, поднимая воинский дух. А потом пойдут дальше, разнося вести о величии ратных дел защитников родной земли. А еще - Илья Муромец на богатырском трехцветном коне, стоит, как скала против супостатов Земли Русской. Один против несметной рати, против нечисти такой, как Соловей Разбойник, Идолище, Тугарин.

что такое историческая песня

Исторические песни: 8 класс

Данная тема входит в программу общеобразовательных учреждений в разделе "Литература" для 8 класса. Поэтому данная публикация будет полезна для учителей и учеников. Основные вопросы, которые будут рассмотрены в статье:

  1. Истоки исторической песни: былина.
  2. Что такое историческая песня.
  3. Жанровая принадлежность и особенности. Отличие песен от былин.
  4. Соотнесенность исторических процессов и содержания песен.
  5. Основные циклы.

исторические песни 8 класс

Былина - предтеча исторической песни

Кто-то, возможно, удивленно спросит: "А причем здесь былины, ведь статья о том, что такое историческая песня?". Ответ прост: именно былины, с их напевностью, особым стихосложением, называемым былинным, их, как это ни парадоксально, мифологичностью, предвосхитили развитие более позднего вида народного творчества - исторической песни. У них много общего, например, форма стихосложения, строение с запевами и повторами, особенно в ранних вариантах песен, да и относятся они к одному и тому же разделу литературы - к устному народному творчеству. Почему же их принято разделять на два различных жанра? Приглашаем на виртуальный урок "Исторические песни: истоки и развитие", попробуем разобраться вместе.

Определение

Что такое историческая песня? Определение следующее: лиро-эпические устные народные песни, посвященные историческим событиям. По сравнению с былинами они меньшего размера. В отличие от былин, лишены элемента мифологизации образов героев. Но в период их зарождения и развития оба этих жанра назывались одинаково: "старинами". Первые исторические песни датируются первой половиной XIV века. Ранние песни были о нашествии татаро-монголов на Русь и притеснении народа, которое творили завоеватели. Например, рассказ о татарском плене в "Авдотье-Рязаночке".

что такое историческая песня определение

Жанровые особенности

Что такое историческая песня в литературе - определение, до сих пор остающееся условным: филологи до сих пор спорят о том, являются ли эти произведения народного творчества отдельным жанром. Есть среди ученых такие, которые считают, что исторические песни просто разножанровые произведения, объединенные одной тематикой. Компромиссным стало следующее определение: это единый жанр с разными группами песен, не похожих друг на друга по структуре. Ведь развивались они на протяжении периода длиной в четыре столетия: с XIV по XIX века. Поэтому исторически песни, называемые сейчас "ранние песни", существенно разнятся с тем, что слагали в XIX столетии по тематике и по форме.

исторически песни

XIV-XV столетия

Толчком, послужившим к развитию жанра исторической песни, явились захват Руси ордами кочевников и нелегкая жизнь под гнетом чужаков, которые убивали, грабили, угоняли люд в плен.

Создается песня "Щелкан Дудентьевич", в которой поведано о восстании жителей Твери против татарского Чол-хана и его орды, и цикл о взятии ханом Батыем Рязани.

что такое историческая песня в литературе определение

XVI век

В этот период историческая песня становится основным музыкальным жанром. Помните сцену из комедии "Иван Васильевич меняет профессию"? Певчие, поющие о "собаке - крымском хане" во время пира - это обычное явление того времени, и песня эта - реально существующее вокальное произведение "А не сильная туча затучилась", в котором повествуется о набеге татар и о битве при Млодях.

Становление молодого, централизованного государства, колоритный царь Иван Грозный, его деятельность: прогрессивная международная и жуткая, деспотичная внутренняя, покорение Ермаком Сибири - это то, о чем тогда пели люди.

Циклы исторических песен XVI столетия: "О взятии Казани", "Об убийстве царевича Иваном Грозным" , "О Ермаке"

урок исторические песни

XVII век

Начало XVII века в истории называется "Смутными временами". В этот период российской истории происходит масса трагических событий: Польша нападает на Русь, умирает Иван Грозный, начинается битва за российский трон, появляется череда самозванцев. Наиболее известный из них - Лжедмитрий, Григорий Отрепьев. В довершение ко всему происходит мощное народное восстание, которое возглавил Разин.

Исторические песни этого периода как зеркало отражали все перипетии истории. Впервые люди запели об освобождении от власти несправедливого царя, зазвучала надежда на лучшее будущее. Сформировался цикл песен о Разине.

Кроме того, в песнях звучит тема защиты южных границ Руси от янычаров и татар: "Азовский пленник", "Оплошность казаков". Возвеличивается подвиг простых людей, боровшихся с "врагами земли Русской": песни о Минине и Пожарском.

Лжедмитрий

XVIII век

В России VIII века реформы Петра I полностью меняют жизненный уклад многих людей. Неоднозначно отношение народа к происходящему в стране: введение европейских обычаев, непонятных и чуждых, увеличивается нагрузка на простой люд, который массово отправляют работать на верфи и строительство Северной Венеции, вводятся новые каноны веры, жестоко подавляют любую попытку поднять бунт: жалка участь взбунтовавшихся стрельцов. Но в то же время появляются выходцы из простого сословия, которые стали приближенными царя, "выбились в люди". Русское государство вырастает в Российскую империю и становится сильной страной, могущей постоять. Позже, после череды дворцовых переворотов, начинается блестящая эпоха Екатерины, во время правления которой вспыхнула крестьянская война под руководством Пугачева.

Соответственно, все это нашло отражение в исторических песнях. Особенно популярны песни "О царе-Петре". Показательно то, что о Петре I слагают сказки.

Потрясение от крестьянской войны вылилось в песенный цикл об Емельяне Пугачеве.

Яркая воинская звезда Суворова также послужила созданию множества сказаний и песен об этом полководце. Приобрели популярность песни о солдатах, их доблести.

Петр, битва под Полтавой

XIX век

Однако именно в XIX веке древнерусский эпос начали активно записывать и изучать ученые-фольклористы, появилось определение, что такое историческая песня, и классификация по темам. В начале XX века благодаря усилиям исследователя-энтузиаста Миллера и Академии наук увидел свет первый песенный сборник, куда вошли произведения 16-17 века.

Роль исторических песен в культуре

Эпическое наследие Руси, в частности исторические песни, огромный пласт самобытной культуры. Во-первых, они имеют истинно народную душу, а это немаловажно для сохранения памяти о своих корнях. Во-вторых, песни представляют большой интерес для историков и филологов, так как помогают точнее представить события давних времен, выяснить, какие изменения претерпел русский язык за многие сотни лет, исследовать старинные стихотворные формы.

Заключение

Для лучшего усвоения объемной литературной темы "Исторические песни" 8 класс необходимо настроить на повторение изученного на уроках истории. Идеальный вариант проведения занятий по данной теме - интегрированные уроки " Литература - история", "Литература - музыка".

Историческая песня – фольклорный жанр, который оформился, предположительно, в 13-15 веках. Историческая песня называется так потому, что отражает реальные исторические события, происходившие в жизни народа. Исследователи полагают, что исторические песни возникли на основе былин. Они отличаются от былин тем, что в них повествуется о событиях более поздней эпохи, а действующими лицами являются не былинные богатыри, а реальные исторические персонажи.

Возникновение исторических песен на Руси

Ранние исторические песни сложились в период монголо-татрского ига. Они повествуют о восстании против татарского наместника в Твери Щелкана. Это восстание было в 1327 году. Существуют песни, в которых раскрывается героический подвиг русичей, боровшихся против татар и победивших их на Куликовом поле.

Позже народ сложил песни о кровожадном правителе Иване Грозном, который правил в 16 веке. Песни рассказывали о завоеваниях Руси в этот период, о взятии Казани, о смерти царя, о набегах крымского хана. Отдельно существует цикл песен о крестьянских войнах и восстаниях под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева. Отдельную тематическую группу представляют исторические песни о покорителе Сибири казацком атамане Ермаке.

Объекты исторических песен

В основном массиве исторических песен отражены реальные исторические события, касающиеся борьбы народа с иностранными захватчиками. В частности множество песен посвящено эпохе так называемого Смутного времени, убийству царевича Дмитрия, правлению Бориса Годунова, освобождению русской земли от польских и литовских интервентов, которым руководили Козьма Минин и Пожарский.

В эпоху правления Петра Первого исторические песни прекратили свое развитие как жанр. Разумеется позже появлялись песни о смерти Петра Первого, о Екатерине Второй, даже о войне 1812 года с Наполеоном, но особой выразительностью и художественностью, которая была присуща ранним образцам этого жанра народного творчества, поздние песни не отличались. Упадок исторической песни случился потому, что в эпоху Петра Первого было сильно влияние западного искусства, на которое и стал ориентироваться русский народ.

Влияние идей и образов исторических песен на формирование культуры народа. Возникновение и развитие русской исторической песни. Выражение в песне отношения народа к Самозванцу. Связь исторической песни о Г. Отрепьеве с трагедией Пушкина "Борис Годунов".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.01.2017
Размер файла 45,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

исторический песня пушкин годунов

1. Исторические песни

2. Отношение народа к самозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившееся в песне

Литература - это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства - устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы.

В последние годы значительно возрос интерес к фольклору как к ценному источнику изучения жизни, быта, художественной культуры народа. Издай ряд сборников по различным жанрам устного народного творчества, публикуются новые материалы и исследования, посвященные актуальным проблемам современной фольклористики.

Фольклор - предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы - хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества - театроведы, народное декоративно-прикладное искусство - искусствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее.

Особое место в фольклоре занимают исторические песни, события которых посвящены реальным лицам и реальным историческим событиям. Идеи и образы народных исторических песен, через призму их изучения входят в наше сознание, становятся частью нашей культуры. Говоря о месте исторических песен в фольклоре, следует выделить его особенность. Историческая песня может быть воспринята лишь в условиях непосредственного исполнения. Дело в том, что каждый народный певец в момент исполнения ориентируется на вполне определенную и реальную аудиторию, будь то один человек или целая группа людей. Он чутко прислушивается к тому, как аудитория реагирует на те или иные фрагменты произведения, и в зависимости от этого часто на ходу импровизирует: подробно развивает один мотив, образ, эпизод, вскользь упоминает о другом и полностью опускает третий. Важно отметить, что фольклор рождается и живет в процессе активного, непосредственного соучастия слушателей в творческом процессе, их сопереживания исполнителю. Эта активность восприятия и делает фольклор искусством живой импровизации, способствует изменению содержания произведений, появлению новых вариантов песен, сказок, былин и т.д.

В данной работе мы рассмотрим исторические песни, занимающие огромное место в фольклоре.

1. Исторические песни

Воспроизведение действительности в исторических песнях отличается некоторыми особенностями. Наряду с исторически верным отражением событий, Отдельные явления общественной и политической жизни изображаются в этих произведениях не так, как они происходили на самом деле, а так, как они представлялись воображению народа. Поэтому в исторических песнях всегда необходимо иметь в виду соотношение вымысла, народной фантазии и реальных, действительных фактов, послуживших основой для создания песен. Народ стремился за отдельным историческим фактом увидеть общие закономерности, основные коллизии эпохи. Вот почему тот или иной конкретный факт истории в народном творчестве мог подвергнуться изменению, вступить в соединение с художественным вымыслом.

Своеобразие исторических песен заключается не только в характере изображения действительности, но и в оценке ими отдельных событий, явлений, исторических деятелей. Речь при этом идет об отношении к ним как народа в целом, так и определенных социальных групп.

Не исключается в исторических песнях наличие общенародных представлений, идеалов, настроений, симпатий и антипатий. Освободительные движения, восстания трудящихся масс против угнетателей, против царя, князей и бояр, помещиков, войны с иноземными захватчиками за национальную независимость неизменно находили сочувственный отклик в народе, вызывали общие для всех социальных групп и классов трудового народа чувства и переживания.

Возникновение русской исторической песни относится к XIII-XIV векам. Естественно, что на первых этапах своего развития она испытала на себе влияние смежных жанров: былин и народных баллад. Особенно сильным и плодотворным было воздействие художественных традиций героического эпоса, который на протяжении длительного времени был основным жанром историко-песенного фольклора. Не последнюю роль в становлении жанра исторической песни сыграли поэтические традиции лирических песен, народных причитаний и сказок.

Период расцвета исторических песен - XVI, XVII и XVIII вв. В это время образовались их циклы вокруг исторических лиц или событий. В XVI и XVII вв. историческая песня существовала как крестьянская и казачья, а с XVIII в. также и как солдатская, которая постепенно сделалась основной.

В исторической поэзии большое место заняли военно-героическая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечатлениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в песнях возникала неточная трактовка событий, оценка исторических лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - историческое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое сознание.

Как и в былинах, в исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Однако песни лаконичнее былин, их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В композиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Манера исполнения исторических песен также отличается от былинной: чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию. Стих исторических песен, как и былин, акцентный, но короче (обычно двухударный). С середины XVIII в. в городской и солдатской среде появились исторические песни с литературными признаками: с чередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением; а в XIX в. песни с историческим содержанием стали распеваться как походные, под шаг солдатского строя (чему соответствовали двусложный размер, рифмовка, четкое отделение строк друг от друга).

Распространялись исторические песни более всего в тех местах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. (записи для Р. Джемса) и записывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизированы (вместе с былинами) в собрании П.В. Киреевского.

Сборники свидетельствуют о том, что исторические песни - значительное явление в русском фольклоре. Тем не менее исследователи не пришли к единому мнению относительно времени их происхождения, а также об их жанровой природе. Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер и современный ученый С.Н. Азбелев рассматривали исторические песни как явление, существовавшее ранее ХШ в. и сделавшееся источником героического эпоса.

Иное, более распространенное мнение сводится к тому, что исторические песни - явление, зародившееся после золотоор-дынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отличный от осмысления, отраженного былинами.

Повод для разных точек зрения подают сами исторические песни, которые по своим поэтическим формам столь различны, что не соответствуют обычным представлениям о фольклорном жанре. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (исторические песни рассказывают о событиях то в форме баллады, то в форме лирической песни или причитания).

2. Отношение народа к Самозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившееся в песне

Сослал нам, боже, прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева,

Ужели он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем,

Царем Дмитрием Ивановичем Углецким.

Самозванец обвиняется главным образом в попрании русских национальных обычаев, в нарушении религиозных запретов. Как и в песне о Кострюке, одним из основных эпизодов здесь является эпизод женитьбы русского царя на невесте-иноземке, в данном случае - Лжедмитрия на Марине Мнишек. Но если Грозный в песне о Кострюке заодно с народом радуется - посрамлению чужеземца, то Отрепьев, напротив, все делает в угоду Марине и полякам, которые, как и он сам, ведут себя в Москве подчеркнуто вызывающе, позволяют себе надругательство над русскими обычаями. Ненависть народа к враждебным Руси силам, к интервентам проявляется и в изображении Марины Мнишек, которая наделена в песне чертами чародейки, злой колдуньи. Была распространена даже легенда, что после убийства Самозванца Марина обернулась сорокой и улетела из Москвы. В конце песни взбунтовавшиеся стрельцы свергают Отрепьева и предают его смерти.

События, изображенные в песне о Лжедмитрии, предстают в виде ряда хронологически последовательных действий и эпизодов, главными из которых являются женитьба и кощунственное поведение Самозванца и Марины. Установка на подлинность, на хроникальность приводит к сюжетной неорганизованности песни, к тому, что все эпизоды и события слабо связаны между собой, не обнаруживают внутреннего единства. Певцы стремятся запечатлеть в песне как можно больше реальных фактов, отразить все политические и морально-этические обвинения в адрес Самозванца. И от этого песня проигрывает в композиционном плане, в стройности построения, выигрывая в то же время в публицистичности, в изображении острых политических конфликтов и коллизий. Такая остановка на хроникальность, на охват все большего и большего количества фактов и событий в одном произведении является новым качеством исторической песни, качеством, которое не раз проявится в дальнейшем развитии жанра.

После смерти Ивана Грозного (1584 г.) его малолетний сын царевич Димитрий (род. в 1582 г.) вместе с матерью Марией Нагой и ее родственниками был выслан боярским советом из Москвы в Углич. В 1591 г. царевич погиб в Угличе. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. царем стал Борис Годунов.

Кроме двух этих фигур, на которых недвусмысленно акцентирует внимание сам Пушкин, следует отметить еще один образ, представленный в трагедии. Это царевич Димитрий, сын Ивана Грозного, убитый в Угличе.

Образ Бориса - опереточного злодея достаточно часто эксплуатировался в исторической драме и в исторических повестях и песнях. Все неудачи Бориса на троне, народная к нему ненависть и его скоропостижная смерть в таком случае объяснялись совершенно заслуженным наказанием - негодяю и не мог достаться иной удел, зло всегда должно быть наказано.

Где-то посредине между двумя полюсами - положительным и отрицательным - лежит еще один вариант истолкования личности Бориса, который выглядит следующим образом - воздается должное государственной деятельности Бориса и его способностям правителя, однако отмечается, что этот человек повинен во многих преступлениях и не может быть прощен, несмотря на наличие у него некоторых положительных качеств.

Изначально грехи Годунова так велики, что последующее его положительное поведение ничем помочь не может - после совершенного преступления Борису уже не оправдаться, как бы образцово он себя ни вел.

Годунов - личность незаурядная, в которой намешано и хорошее и плохое. На престоле он всеми силами старается заслужить народную любовь, однако все попытки его напрасны - на совести у Бориса лежит тяжкий грех убийства, в связи с чем вся жизнь его представляет собой трагедию неуспокоенной совести и сама смерть - следствие того, что он не выдерживает внутренней борьбы. Борис пришел к власти через преступление и все его, в отдельности столь прекрасные и уместные действия, равно как и положительные качества, не способны искупить его вину. Он может быть идеальным правителем, примерным семьянином, делать много добра, но он изначально не прав, поскольку, чтобы получить трон, убил ребенка.

Пушкин не воспользовался существовавшей теорией Бориса-злодея, поскольку чистокровный злодей не может испытывать муки совести и для него исключена трагедия, подобная представленной в драме, что совершенно уничтожило бы весь авторский замысел. Злодей скорее будет оправдывать себя, а не казнить мысленно, как это делает Годунов. Это тоже сюжет, достойный изображения, но он Пушкина не интересовал. Вариант Бориса-идеального царя также не вписывался в общую концепцию - Борис должен быть виновен, иначе разрушилась бы сама идея трагедии. То, что участие Бориса в убийстве царевича не подкреплено доказательствами, Пушкин оставил в стороне. В его трагедии Годунов несомненно виновен - он сам об этом говорит, об этом говорят окружающие.

В свою очередь народная историческая песня так отозвалась на облик Годунова:

Ох, было у нас, братцы, в старые годы

Как преставился-то наш православный царь

Фёдор Иванович,

Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,

Злодейским рукам, боярам-господам.

Появилась-то из бояр одна буйна голова,

Одна буйна голова, Борис Годунов сын,

Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.

Уж и вздумал полоумный Россеюилкой управлять,

Завладел всею Русью, стал царствовать в Москве.

Уж и достал он царство смертию царя,

Смертию царя славного, святого Дмитрия царевича.

В 1605 г. Борис Годунов скончался. Летом того же года в Москву вступил Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев). Фольклор сохранил два плача дочери царя Бориса Ксении Годуновой, которую самозванец постриг в монастырь: ее везли через всю Москву, и она причитала. То, что Ксения - дочь ненавистного народу царя, не имело значения для идеи произведения; важным оказалось лишь то, что она жестоко и несправедливо обижена. Сочувствие горестной судьбе царевны одновременно было осуждением самозванца.

Поэтические традиции народной причети использованы в песнях о Ксении Годуновой, сохранившихся в записях 1619-1620 годов. Построены они в форме лирического монолога, повествующего о горькой и трагической судьбе дочери Бориса Годунова.

В одном из вариантов песни об этом рассказывается следующим образом:

Сплачетца на Москве царевна:

«Охти мне, молоды, горевати,

Что едет к Москве изменник,

Ино Гриша Отрепьев Рострига,

Что хочет меня полонити,

А полонив меня, хочет постричи,

Некоторые исследователи этих песен считают, что их образность и стилистика восходят к свадебным причитаниям, к семейной обрядовой поэзии. Однако отдельные ситуации, художественные приемы и символические образы плачей царевны связаны с традициями лирических песен о насильственном пострижении. Вместе с тем лирический характер разработки сюжета и основного образа песен не затушевывает их исторического содержания. Через изображение горестей и страданий Ксении Годуновой, ставшей жертвой Лжедмитрия, народ выразил свое резко отрицательное отношение к Самозванцу, осудил его не только с политических, но и с нравственно-этических позиций.

1. Зуева Т.В., Кирдман Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 2000 г.

2. Джанумов С.А. Фольклор. Традиции и новаторство. М.э 1973.

3. Криничнач К.А. Народные исторические песни начала XVII века, Л. 1973.

4. Путилов Б.Н. Русский историческо-песенный фольклор ХШ-XVI вв. Л., 1960.

5. Соколова В.К. Русские исторические песни XVI-XVIII веков. М., I960 г.

Подобные документы

Понятие исторических песен, их возникновение, особенности и тематика, место в русском фольклоре. Отношение народа к Самозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившееся в песне. Связь народной исторической песни с трагедией А.С. Пушкина "Борис Годунов".

контрольная работа [20,3 K], добавлен 06.09.2009

Песни как своеобразная поэтическая летопись борьбы и протеста. Репертуар русской рабочей песни. Идейное содержание рабочей поэзии. Специфическое отличие рабочих песен от основных традиционных крестьянских. Влияние крестьянской традиционной лирики.

реферат [53,9 K], добавлен 03.09.2010

Феномен Высоцкого. Hародный поэт. Поэзия. Первые песни. Песни о дружбе. Военные песни. Песни-роли. Голос исполнения. Песни о России. Высоцкий-лирик. Hародный философ. Hародный артист.

курсовая работа [162,9 K], добавлен 12.06.2003

Православная концепция происхождения царской власти в древнерусской культуре и истоки самозванчества. Сакрализация монарха в России на разных исторических этапах. Основные герои произведения великого русского писателя А.С. Пушкина "Борис Годунов".

реферат [58,8 K], добавлен 26.06.2016

Этапы формирования авторской песни, ее черты и символизм. Представители направления авторской песни. Творчество Булата Окуджавы, Александра Галича, группы "Белая Гвардия", Владимира Высоцкого, Татьяны и Сергея Никитиных. История Грушинского фестиваля.

Читайте также: