Истоки и современное развитие промысла изо 5 класс сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Общая идея урока: единство воспитания, обучения и развития.

Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

  • познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи;
  • формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные по характеру;
  • учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);
  • учить насыщать кисть краской, набирая её на одну сторону кисти; или используя прием набора двух красок ( с одной стороны белила, с другой – кобальт);
  • развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель);
  • воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Тип урока: урок-восхождение

Особенность урока: использование ИКТ на уроке

Зрительный ряд: Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, схемы-таблицы с изображением Гжельских узоров.

Презентация "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие". Не совсем понятно для какой возрастной категории уч-ся выполнена эта презентация? Если для уч-ся младшего школьного возраста, то очень много текста в презентации. Если для старшекласников и студентов, хотелось бы увидеть чем отличаются произведения современных мастеров от старинных работ,и как сейчас развиваются промыслы?

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Народные промыслы.Их истоки и современное развитие.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы.Их истоки и современное развитие.

Народные промыслы.Их истоки и современное развитие.

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала о.

Народное искусство.Народное искусство изначально связано с трудовой деятельно.

Народное искусство.Народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека.Развивается на основе традиций и преемственности.В основе народного искусства лежит декоративно-прикладное искусство. Царская посуда

В декоративно-прикладном искусстве ярко отображаются традиции народных промыс.

В декоративно-прикладном искусстве ярко отображаются традиции народных промыслов.Декоративно-прикладное искусство-это художественно оформленные предметы,которые человек использует в быту:оружие и доспехи,посуда,мебель,ткани,ювелирные изделия,игрушки..

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивалис.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались,постепенно достигая оптимального состояния.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных пр.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процвет.

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

В наши дни народное искусство не исчезло,оно во многом перешло в другую сферу.

Мезенская роспись. Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях ре.

Мезенская роспись. Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области.Ею расписывали различную домашнюю утварь-прялки,ковши,короба,сундуки,шкатулки.

Истоки творчества наших предков Вдоль реки Мезень, протекающей по территории.

Истоки творчества наших предков Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи

Орнаменты:Спецификой рисунка мезенских художников искусствоведы называют прис.

Орнаменты:Спецификой рисунка мезенских художников искусствоведы называют присутствие трех содержательных ярусов.Каждый из них представляет миры-небесный,земной и подземный.На нижнем ярусе нарисованы кони и олени,в среднем к ним присоединяются птицы,а верхний ярус заполнен изображениями одних пернатых. Возможно,присутствие коней и оленей в нижнем ярусе обозначает,что это мир не только живых,но и мертвых.Кони у древних народов были связаны с погребальным культом. Границами ярусов являются горизонтальные полосы,внутри которых располагаются узоры. Изюминка этих узоров-геометрические фигуры,которыми и отличается мезенская роспись.

Отголоски язычества.Ученые предполагают,что раньше художники пользовались не.

Отголоски язычества.Ученые предполагают,что раньше художники пользовались не кистью,а резцом.Этим и объясняется геометрический характер орнамента. Поскольку в резьбе по дереву орнаменты более несли идею оберега,нежели украшения,они могли выражать языческую символику.Стихии и светила наши предки возводили в ранг божеств,немудрено, что присутствие этих знаков на ритуальных предметах и предметах быта обозначало нечто большее,чем просто радующий глаз рисунок

Символика животного и растительного мира.Другие значимые образы мезенской рос.

Символика животного и растительного мира.Другие значимые образы мезенской росписи-деревья,птицы,лоси,кони,олени,снег и холод,который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.

Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снаб.

Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась штрихами-ветвями, нередко они были изогнуты плавными дугами, дерево всегда изображали либо с корнями, либо растущим на земле. Холод художник мог условно изобразить вертикальной линией, на которую часто были нанизаны перпендикулярные короткие штрихи. И, конечно, в ходу были разнообразные снежинки.

Птицы – предвестники счастья.Птицы в народной культуре обещают богатство и бл.

Птицы – предвестники счастья.Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок.

Лошади и олени.Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет.

Лошади и олени.Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Так же в наше время большой интерес уделяется росписи предметов:Хохломская ро.

Так же в наше время большой интерес уделяется росписи предметов:Хохломская роспись,Гжельская роспись,Жостовская роспись,Городецкая роспись,Палехская и Федоскинская миниатюра.Популярностью пользовалось:Вологодское,Елецкое,Мценское и Вятское кружево и известный на весь мир Оренбургский пуховый платок.

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных народных промыслов России (Мезеньская роспись) знакомит детей с историей возникновения Мезеньской росписи, с основными элементами и их значением. а также с последовательным выполнением росписи доски в стиле Мезеньских мастеров.

ВложениеРазмер
mezenskaya_rospis.pptx 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок в 5 классе по теме: Мезеньская роспись Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара А натольевна ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт-Петербурга

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки

Истоки творчества наших предков Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи

Главная среди вещей Самыми популярными предметами для росписи у местных мастеров были прялки. Изящные и тонкие, они целиком вырезались из дерева – березки или ели с загибом ствола. Поверхность прялки не грунтовали, по коричнево-золотистому цвету писали красные фигурки, заключая их в тонкий черный контур.

Мезенская роспись: орнаменты Спецификой рисунка на знаменитых прялках мезенских художников искусствоведы называют присутствие трех содержательных ярусов. Каждый из них представляет миры – небесный, земной и подземный. На нижнем ярусе нарисованы кони и олени, в среднем к ним присоединяются птицы, а верхний ярус заполнен изображениями одних пернатых. Возможно, присутствие коней и оленей в нижнем ярусе обозначает, что это мир не только живых, но и мертвых. Кони у древних народов были связаны с погребальным культом. Границами ярусов являются горизонтальные полосы, внутри которых располагаются узоры. Изюминка этих узоров – геометрические фигуры, которыми и отличается мезенская роспись.

Отголоски язычества Ученые предполагают, что раньше художники пользовались не кистью, а резцом. Этим и объясняется геометрический характер орнамента. Поскольку в резьбе по дереву орнаменты более несли идею оберега, нежели украшения, они могли выражать языческую символику. Стихии и светила наши предки возводили в ранг божеств, немудрено, что присутствие этих знаков на ритуальных предметах и предметах быта обозначало нечто большее, чем просто радующий глаз рисунок

Значимость солнца Солнце в художественном пространстве, присутствие солнечных знаков имело значение амулета. Миры-ярусы на прялках мезенской росписи содержали изображение солнца во всех трех рядах. Его изображали в виде заключенного в окружность крестика. Для того чтобы передать на рисунке ход солнца по небосклону, ряд кружочков с крестом внутри соединяли плавными диагональными линиями, иногда впечатления движущегося солнца достигали при помощи вписанных в окружность дугообразных черточек-спиц.

Земля-кормилица Символом плодородия были земля и семена. Ромбики, треугольники и квадраты, пустые внутри, обозначали вспаханную землю, а символом засеянной земли были помещенные внутрь полых фигур точки и овалы. Иногда ромбики и квадраты расчерчивали на четыре и больше частей, украшали различными элементами в виде черточек и завитушек. Зернышки имели вид почти круглой маленькой фигурки либо вытянутого эллипса, полого, закрашенного или разделенного посередине линией. Прорастающее зерно рисовали как каплю, окруженную с обеих сторон изящными завитушками. Нередко в мезенской росписи можно увидеть изображение земли, прогретой солнцем и напитанной влагой, с ростками семян – все эти графические знаки умещались в искусно созданный квадрат либо ромб.

Водная стихия Вода издавна считается олицетворением очищающей и одаривающей стихии. Не только в орнаментах, но и в сюжетных изображениях встречаются разбросанные вокруг объектов капли воды. Воду принято было изображать волнистой линией, завитками и перышками. Она могла находиться и в наполненном влагой небе, тогда над прямой горизонтальной линией, обозначавшей небесную твердь, вилась волнообразная линия воды, а дождь рисовали в виде вертикальных или диагональных волнистых палочек. Если хотели передать интенсивность дождевых потоков, то просто рисовали прямые диагональные черточки.

Символика животного и растительного мира Другие значимые образы мезенской росписи – деревья, птицы, лоси, кони, олени, снег и холод, который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.

Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась штрихами-ветвями, нередко они были изогнуты плавными дугами, дерево всегда изображали либо с корнями, либо растущим на земле. Холод художник мог условно изобразить вертикальной линией, на которую часто были нанизаны перпендикулярные короткие штрихи. И, конечно, в ходу были разнообразные снежинки.

Птицы – предвестники счастья Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок. Ее рисовали в виде слегка вытянутого круга с более короткой петелькой-шейкой

птицы . Туловище птиц представляло собой в росписи ярко-красный густой мазок с волнистыми штрихами, обозначавшими обобщенно хвост. В мезенских творениях уточка часто соседствует с лошадью, тоже связанной с обожествлением солнца. Конь, по фольклорно-языческим представлениям, утром возводит солнышко на небосвод .

Лошади и олени Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Олени и лоси Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст.


Презентация по изобразительному искусству для 5 класса "Городецкая роспись" по программе Б.М.Неменского

Презентация обобщает представления детей о своеобразии городецкого промысла, который отличается яркой праздничной росписью, насыщенным богатством красок русского лета. Роспись отличается пышной .


Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Конспект занятия изостудии "Радуга", для детей первого года обучения, возраст 7-9 лет.

Презентация знакомит с основами цветоведения и изобразительной грамоты, помогает учителю наглядно рассказать о классификации цветов, их свойствах и приемах поиска новых цветов на основе анализа цветов.



Тема: Животные - братья наши меньшие.


Конспект урока и презентация по изобразительному искусству 5 класс "Филимоновская игрушка", по программе Б.М.Неменского

Конспект может быть использован, как разработка урока, так и как мероприятие. Урок разработан в соответствии стандартам второго покаления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно-прикладномискусстве, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №10
им. Героя России А.Р. Савченко

Конспект урока по изобразительному искусству в 5-м классе

Подготовила и провела:

учитель Абакумова Т.Н.

Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла.

Задачи:

Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ. Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Планируемые результаты:

Предметные

Умение видеть форму изделия.

Умение давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов.

Умение выполнять базовые элементы кистевой росписи.

Творческое оформление объекта народного промысла.

Метапредметные

Знакомство с новым видом народного промысла, с терминами, характеризующими определённую группу народных промыслов.

Личностные

Формирование позитивной самооценки.

Осознание принадлежности к культуре России.

Развитие учебной мотивации.

Формирование эстетических чувств, основных моральных норм.

Коммуникативные

Осуществление коммуникативной деятельности в процессе усвоения нового материала.

Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Умение давать определение изученных понятий.

Регулятивные

Умение организовывать самостоятельную учебную деятельность.

Умение последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий).

Осознавать необходимость применения тех или иных художественных приёмов для достижения желаемого результата.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: индивидуальная деятельность.

Материалы и оборудование:

Организационная часть (2 мин.)

Объяснение нового материала (10 мин).

Практическая работа (20 мин.)

Рефлексия (5 мин)

Подведение итогов (4 мин.)

Домашнее задание(1 мин.)

1. Организационный момент.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Добрый день ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Вы готовы? Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Мы начинаем урок.

Ученицы поочередно рассказывают заранее подготовленные стихи о каждом народном промысле.

1.Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

2.Хохломская роспись:
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

3. По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

4. На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.

Постановка проблемы и поиск темы урока учащимися

Учитель: Посмотрите внимательно на предметы и предположите, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Ответы учащихся.

Учитель: Тема нашего урока - Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Более подробно мы с вами рассмотрим народный промысел Гжель.

Учитель: Как вы думаете, что станет целью сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся.) Какие задачи мы перед собой поставим? (Ответы учащихся.)

3. Объяснение нового материала

Народные про́мыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. Народное ремесло берет некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости.

По толковому словарю Ожегова - 1. Начало, зарождение чего-либо. 2. Причина, основа чего-либо.

Учитель:Какие вы знаете народные промыслы? (ответы учащихся).

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.

Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Иногда их добавляет зеленый, коричневый, желтый, оранжевый и даже применяют голубой и синий цвет. Но фон является главным. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город-крепость. Здесь давным–давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Так же рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.

В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.

ДЕРЕВЯННАЯ ТОЧЕЧНАЯ ИГРУШКА МАТРЕШКА

СЕМЁНОВСКАЯ - на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

ПОЛХОВО – МАЙДАНСКАЯ - матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый, цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди.

СЕРГИЕВО ПОСАДСКАЯ (ЗАГОРСКАЯ) -одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана,черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица

Жостово - небольшая деревенька в 30 км. от центра Москвы (Мытищинский район). Население деревни составляют около 500 жителей.

Деревня Жостово прославилась на весь мир зародившимся там народным промыслом. Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу.

Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях супруги президента США Джорджа Буша Лоры Буш, бывшего президента Франции Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства.

В XVIII веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Жостово славилось кузнецами, поэтому идея металлического лакированного подноса подноса попала на благодатную почву.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Сами гжельцы любят говорить, что у них, как нигде в России сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

4. Практическая работа

Тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.

Начнем с самых простых элементов гжельской росписи:

Линии, штрихи и точки - прямые, волнистые, спиралевидные, округлые - выполняются кончиком тонкой кисти свободным движением руки.

Капельки - выполняются примакиванием кисти (тонкой кистью - маленькая капелька, широкой кистью - капелька побольше)

Бордюры (эти узоры используются для украшения краев изделий) - добавим капельки к линиям

Мазок-пятно. Такой прием росписи называют мазок на одну сторону или мазок с тенями в нем можно различить переход от светлого к темному.

Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному.

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти. Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда.

Учитель на доске показывает выполнение всех элементов.


К какому выводу, ребята, мы пришли? Какие элементы используют гжельские мастера в своей работе? (ответы учащихся).

Творческое задание на составление орнамента

Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма.

Для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? (Расположение рисунка на изделии.) Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Бордюр – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало.

Верьте в себя! И у Вас все получится. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. А еще вы сможете услышать голос Гжели.

Во время практической работы - целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

5. Рефлексия

Учитель: Чем отличаются народные промыслы друг от друга?

Чтобы понять, как вы усвоили урок, отгадайте загадки.

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Чудо на фарфоре –

Просто роспись… (Гжель.)

Вот куски металла

Разной формы, цвета,

А на них кусочки

Всё увидел мастер, красками нанёс.

Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)

6. Подведение итогов

Законченные работы выставляются на доске. Производится анализ работ, сравнивая с настоящими изделиями. Выставляются оценки за работу на уроке.

Учитель:Итак, ребята, столкнулись ли вы с трудностями при выполнении задания? (тяжело выполнить работу аккуратно и сохранить похожесть, стиль росписи) Конечно, за одно занятие мастерами росписи нам не стать — эти навыки достигаются долгой, упорной и кропотливой работой. И я считаю, что все вы справились!

Учитель: Ребята достигли мы цели урока, выполнили поставленные задачи?

Учитель: Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Учитель: Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)

Учитель: Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)

Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:

Творенья русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных,

И чем-то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

7. Домашнее задание

Используя полученные знания и умения изобразите синюю птицу — символ удачи, вдохновения и творчества.

Читайте также: