Источник канал сообщение получатель это четыре основных компонента модели

Обновлено: 02.07.2024

Организационная коммуникация — это процесс социального взаимодействия и обмена информацией в организации. Организационная теория рассматривает коммуникацию как средство достижения устойчивого взаимодействия — основу организационной структуры.

Коммуникационная структура является необходимым условием для принятия решений. Барнард называл системы связи объективной энергетической системой.

Организационная коммуникация рассматривается по-разному в контексте фундаментальных наук об управлении. В частности, трактовка коммуникации отличается в контексте организационной теории и организационного поведения.

Для теории организационного поведения коммуникация — это процесс обмена информацией между индивидами, т.е. процесс понимания. Сама организация — это только один возможный контекст.

Для организационной теории, организационная коммуникация является устойчивым взаимодействием, которое лежит в основе социального порядка. Первоначально коммуникация в этом контексте рассматривалась по отношению к формальной структуре, которая является основой коммуникации. Последнее здесь рассматривалось как линии связи между позициями. Взаимодействие формальных и неформальных структур также представляло интерес в контексте проблемы обмена информацией.

Коммуникация представляет собой динамическое взаимодействие набора элементов, описываемых несколькими параметрами. Рассмотрим чуть более подробно модель коммуникации, состоящую из шести элементов , наиболее полную из упомянутых сегодня моделей:

Модели коммуникации

Рассмотрев изолированный процесс коммуникации, мы переходим к моделям, разработанным для понимания коммуникации в организациях.

Линейные модели коммуникации значительно упрощают сам процесс и уводят нас подальше от реальных ситуаций (эти модели относятся к модели коммуникационного процесса без учета обратной связи). Хотя такой подход позволяет улучшить информационные потоки в организациях, изучить процессы социальной коммуникации и принятия решений, он ограничивает анализ, поскольку, во-первых, в данном случае рассматривается в основном однонаправленная коммуникация; во-вторых, анализируются не сетевые, а парные каналы связи; в-третьих, передача информации рассматривается по постоянным каналам, а не в спонтанно возникающих, саморазвивающихся системах связи.

В конце 1960-х годов произошел переход от теории линейных моделей к системному подходу.

В рамках модели сетей связи в организациях была разработана типология сетей. Например, были выделены следующие типы сетей:

1) циклический;
2) централизованный;;
3) последовательный;
4) многосторонний
Однако индивидуальные модели коммуникации не отражают всю сложность коммуникационного процесса в организации, где коммуникация осуществляется в рамках всей организационной структуры. Именно сложность организационной структуры, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие большого количества людей, занимающих конкретные должности, определяет сложность коммуникации.

Типы связи. Существуют различные типологии коммуникаций, которые построены на разных основаниях:

  • По субъектам (внутриличностным, межличностным, внутригрупповым, межгрупповым, межорганизационным);
  • ориентацией организации на внутреннее или внешнее пространство (внутреннее и внешнее);
  • по степени формализации (формальная, неформальная);
  • по направлениям внутри организационной структуры (вертикальные — восходящие и нисходящие — и горизонтальные) и т.п.
    Особое внимание мы уделим формальным коммуникациям и направлениям коммуникации, которые напрямую связаны с проблемами организационной теории.

Формальные основы организационной коммуникации: предыстория

Формальная коммуникация — это тип коммуникации, который соединяет элементы организационной структуры, направлен на достижение организационных целей, и опирается на внутренние правила и нормы.

По словам Барнарда, система коммуникации позволяет принимать решения и внедрять их, когда учитываются следующие факторы:

Конечно, Барнард сосредоточился в основном на формальном общении. Но он также анализирует проблему взаимодействия формального и неформального общения. И, как уже упоминалось, подчеркивает функциональность организационных слухов. Действительно, информация предусматривает воспроизведение организационного порядка. Но не вся информация, необходимая для такого воспроизведения, может передаваться по формальным каналам. Неформальная коммуникация объединяет представителей различных подразделений и уровней иерархии, тем самым интегрируя организацию. Внутригрупповое неформальное общение восстанавливает личную целостность и значение для отдельных людей.

Далее мы проанализируем каналы связи внутри организационной структуры.

Вертикальная и горизонтальная связь

Поток связи может перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, делится на нисходящее и восходящее (рис. 12.3).

Другой особенностью централизованных структур является высокая степень специализации, стандартизации и формализации. Это обеспечивает такие особенности вертикальной связи, как ясность, точность информации, точность адресата.

Вниз. Поток коммуникации, который переходит с одного уровня в группе или организации на другой, более низкий уровень, идет сверху вниз. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работы, информирования о процедурах, выявления проблем, требующих внимания, предоставления возможности обратной связи по результатам работы.

  1. информация о том, что и как делать (рабочая инструкция). Такая информация может быть в форме приказов, инструкций, обучения, должностных инструкций и т.д. Чем выше квалификация персонала, тем менее конкретными должны быть инструкции.
    Обоснование задачи и ее связь с общей организационной деятельностью. Насколько полное обоснование зависит как от политики компании, так и от характеристик сотрудников. Важность коммуникации в организации заключается в том, чтобы сделать взаимодействие и деятельность более предсказуемыми и безопасными. Поэтому все, что снижает безопасность и нарушает предсказуемость, должно быть исключено из жизни организаций. Если набор навыков сотрудников не позволяет адекватно оценивать и использовать информацию в интересах организации, объем информации должен быть минимальным. Если информации слишком мало, это может быть демотивирующим фактором, потому что сотрудники не видят важности своей работы для организации в целом, что может сделать работу бессмысленной.
  2. информация, касающаяся процедур и традиций. Этот элемент считается довольно простым и неконтролируемым, как и простые инструкции.
  3. обратная связь человека, выражающая оценку его поведения и характеристик. Согласованность этой информации обеспечивается наличием критериев оценки работы персонала. Если нет отклонений от утвержденного поведения, не может быть обратной связи, за исключением обычных вознаграждений.
  4. информация, направленная на повышение доверия персонала к организации и принятие целей компании (или целей подразделения^.

Частые коммуникационные проблемы в организационных структурах

Критерием оптимальной коммуникации является одинаковое понимание содержания информации источником и получателем. Однако в любой организации существует множество проблем. В науке коммуникации их традиционно называют шумом — эго, которое разрушает понимание, нарушает не только коммуникацию, но и принятие и реализацию организационных решений.

Психологический подход к исследованиям в области коммуникации, рассматривающий этот процесс в отрыве от организационного контекста, фокусируется на психологических источниках искажения восприятия.

В организационной теории выделяются группы источников ошибок (вмешательства) в принятие решений, вызванных перцептивным смещением. По словам Г. Саймона, есть три группы ошибок. Во-первых, есть технические ошибки (смещения, вызванные, например, ошибками в расчетах). Во-вторых, существуют социально-психологические ошибки, вызванные личностными характеристиками восприятия. В-третьих, это ролевые ошибки, вызванные положением человека в организационной структуре. Саймон утверждает, что в то время как технические ошибки могут быть устранены, социально-психологические и ролевые ошибки не могут.

Наибольший интерес для организационной теории представляют нарушения в коммуникации, вызванные организационной структурой.

Существует три типа организационных нарушений коммуникации: разрыв, искажение и перегрузка. И пробелы и искажения могут быть вызваны как личными, так и организационными факторами, в то время как перегрузки в общении, как правило, имеют структурную причину.

Структурные разры наиболее выражены в вертикальной коммуникации. Иерархическая структура подразумевает меньшее количество людей на каждом более высоком уровне и, следовательно, меньшее количество взаимодействий. Таким образом, количество информации, циркулирующей на каждом уровне, также уменьшается с ростом уровня в иерархии.

Эта предвзятость не может быть полностью устранена. Однако Г. Саймон предложил ряд мер по смягчению негативных последствий дивергенции целей:

  • Централизация управления;
  • Вовлечение представителей различных подразделений в подготовку стратегических решений;
  • Подбор специалистов различной профессиональной направленности и специализации в специализированные подразделения.
    Структурные образования, такие как комитеты и советы, также нацелены на выработку общего понимания проблемы и поиск общего решения. Однако их использование должно быть оправданным. Это происходит потому, что, когда они становятся постоянной опорой в организации, они обеспечивают параллельную карьерную лестницу к карьерной лестнице в рамках функциональной специализации. Наличие двух карьерных лестниц может создать дополнительные основания для конфликтов и подорвать лояльность сотрудников к организации.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Она является весьма упрощенной концепцией коммуникации, но может быть полезна в качестве отправного пункта нашего рассмотрения. На рис.14. представлен каждый из этих элементов, а также обратная связь. Расширенная модель процесса коммуникации показана на рис.15.


Рис.14. Модель ИСКП с обратной связью


Рис.15. Расширенная модель процесса коммуникации

С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее значение, чем положительная. И тем не менее из-за ее разрушительного действия инициатор такой связи, вероятнее всего, останется непоощренным или даже будет наказан. Попробуйте сказать начальнику, что предложенная и ценимая им идея не работает!

Любая модель как путь познания – это попытка отразить явления реального мира в понятиях абстрактной теории. Модель должна отражать определенные стороны оригинала, поэтому построение моделей подчинено задаче наиболее точного отображения его свойств.

Моделирование социальных систем предполагает определенное абстрагирование, идеализацию и применение их в комплексе с другими общенаучными и специальными методами. Моделирование коммуникационных систем также подчинено определению или улучшению характеристик интересующего исследователя объекта. Конструирование и изучение моделей реально существующих явлений осуществляется на предметной, знаковой, структурной, поведенческой основе.

Предметные модели предполагают воспроизведение определенных функциональных характеристик объекта. В частности, в аналоговых моделях оригинал описывается определенными соотношениями. В знаковых моделях, построенных на основе естественного или искусственного языка, главным является преобразование знаковых конструкций и их понимание. Моделированию подвергается либо структура объекта, либо его поведение.

Лавинообразное развитие информационно-коммуникативных систем различного уровня (от локального до глобального) требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.

Исследователи структурируют модели коммуникации по различным основаниям (социологические, психологические, семиотические). Г. Почепцов выделяет марксистские, литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, вещественные, деконструктивистские, постструктуралистские, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические и другие коммуникации. Очевидно, что все отмеченные модели коммуникации, кроме как по отмеченным основаниям, можно структурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам.


В модели обязательно наличие пяти компонентов коммуникации:

- информационного канала (средства доставки);

Обратная связь привнесена в схему Шеннона немецким исследователем М. Дефлером в качестве существенного элемента коммуникации, отвечающая за управляемость процесса (рис. 6.2).


Рис. 6.2. Модифицированная модель Шеннона

Таким образом, приобретя элемент обратной связи, схема стремится к реверсии, при которой участники информационного обмена в ходе коммуникации могли бы меняться ролями, что абсолютно справедливо для любой сугубо утилитарной коммуникативной системы.



Рис. 6.4. Первоначальная схема коммуникации У. Шрамма


Следующий шаг в развитии теории сделал Ч. Осгуд, введя в коммуникативную цепочку такие элементы, как понимание и интерпретация, реализовав распространенный когнитивный подход к описанию коммуникативного акта (рис. 6.6).


Рис. 6.6. Модифицированная циркуляционная модель

Это дополнение существенно изменило картину информационного обмена, так как важно наличие не просто информации в количественном смысле, но и определенного контента, содержания, доступного для восприятия и могущего быть интерпретированным, устанавливая личностную значимость обеих сторон общения.



Рис. 6.8. Генеральная модель Дж. Гербнера

В кибернетической линейной модели коммуникационного процесса Н. Винера управленческая информация, возвращаясь к источнику, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей. Винер рассматривает стабилизирующиеся системы не только на техническом, но и общественном уровне. Общественная система также функционирует оптимально, если по каналу обратной связи на ее вход возвращается достоверная информация, способная вызвать противодействие нежелательным отклонениям.

Ю. Воронцовым предложена линейная модель коммуникационного процесса, состоящая из пятнадцати основных компонентов, включая различные фильтры и поля:

1. Источник коммуникации.

4. Коммуникационный канал.

7. Источник механических помех.

8. Источник семантических помех.

9. Классовые и социальные фильтры.

10. Личностно-индивидуальные фильтры.

11. Семантические поля.

12. Поля коммуникационной обстановки.

13. Потери информации.

Барьеры коммуникации:

- инерция включенности восприятия, отвлечения;

- языковой барьер на уровне понятийного мышления;

- профессиональное неприятие в случае некомпетентного вторжения коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

- неприятие имиджа коммуникатора.

Соответственно линейные модели в большинстве случаев не отражают реальное состояние системы. На практике протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, но и их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое другое, т.е. между коммуникантами располагается актуальная социальная ситуация.

Среди нелинейных моделей коммуникации наибольшее распространение получила модель Т. Ньюкомба. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация (рис. 6.9). Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой. Если коммуниканты сориентированы друг к другу положительно, они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать.


В нелинейной модели Уэстли–МакЛина, учитывающей различия отдельных ролей, четвертая вершина геометрической фигуры отражает редакторскую функцию коммуникации. Учеными выделено особое значение обратной связи и обмена информацией с внешней общественной средой как дополнительной функции, что делает модель циркулярной.

В моделях коммуникации циркулярного типа, в отличие от линейного типа, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. В результате такого способа построения линейная модель трансформируется в непрерывный процесс коммуникации. Впервые в научной среде циркулярная модель коммуникации представлена немецким исследователем Г. Малецке.

Вместе с тем ученые обратились к разрешению проблемы, когда на практике передача информации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Раньше, чем масса людей, принимают и осмысливают информацию лидеры в силу обладания рядом качеств. На следующей ступени уже лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди общественности. В результате на первой ступени осуществляется передача информации, а на второй – передача влияния.

Дж. Клеппером, американским теоретиком коммуникации, привнесены недостающие звенья в исследование особенностей восприятия.

Предположив, что процесс коммуникации носит ступенчатый характер и происходит через группу условий, названных факторами-посредниками, он выделил:

- предрасположенность человека к определенной информации (идее, ценностям, знаниям);

- принадлежность человека к определенной социальной группе со специфическими нравственными и социальными установками;

Реципиент рассматривается как часть социальной группы, что позволяет соотнести индивидуальные реакции каждого индивидуума в отдельности с поведением обобщенной аудитории. Величина аудиторной группы может быть сколь угодно велика, поскольку разнообразие посредников позволяет им влиять практически на каждого члена социальной группы за счет естественного статистического усреднения их индивидуальных особенностей, оказывая однородное по результату влияние на разнородные сознания отдельных личностей. По мнению Клеппера, восприятие информации идет по пути безусловной адаптации сведений, совпадающих с установками индивидуума, и первичного отторжения сведений, противоречащих им.

Среди моделей коммуникации существует объемный тип, к числу которых относится мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, соприкасающихся четырьмя гранями, которые соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Другую модель объемного типа представляет спиральная модель Ф. Дэниса, в которой коммуникационный цикл не замыкается; коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.

Э. Роджерс разделил реципиентов по степени восприимчивости инноваций на пять типов:

Рассматриваемые нами концепции и модели позволяют определить сферу поиска обобщений и дают ключевые точки, на основе которых можно прийти к определенным формулировкам и выводам относительно современных процессов, затрагивающих социальную коммуникацию. Особенно важно понимание того, что же в действительности происходит с современными коммуникативными средствами и каково в целом воздействие коммуникации на общество. Эта задача требует рассматривать не один какой-то аспект изолированно, а весь комплекс проблем в совокупности. Объективные законы развития систем явственно свидетельствуют о том, что лавинообразное нарастание темпов прироста качественных характеристик системы приводит к перерождению ее в новое состояние, иерархически более высокое.

Компоненты модели коммуникации Берло

И — Источник

К-Канал

П — Получатель

  • Коммуникативные навыки
  • Установки
  • Знания
  • Социальные системы
  • Культура

С помощью этой деловой игры игроки изучают основные принципы и конкретные шаги по предоставлению конструктивной обратной связи Узнайте детали


Критика модели коммуникации Берло

Модель коммуникаций Берло — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.

Читайте также: