Исследование луны советскими автоматическими станциями луна сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Все основные характеристики этой ракеты-носителя указаны в статье на Википедии. Чтобы не повторяться, в данном разделе будут показаны наглядные (и не очень) схемы ракеты-носителя, а также лунного модуля.

Теперь предлагаем к просмотру фото кк ЛОК и рн Н1, созданные с помощью компьютерной графики.

Лунная программа

Мы слишком сильно увлеклись иллюстрациями и пилотируемым полётом к Луне. Настало время рассказать о том, что из себя представляет советская Лунная программа. По сути она состояла из программы пилотируемых полётов и беспилотных. Удачно завершена лишь беспилотная часть лунной программы, о которой и пойдёт речь в этом разделе.

Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом советской космической программы и длительное время была важнейшим проектом по своему значению и приоритетности.

Советские лунные станции первого поколения

Советские лунные станции второго поколения

Советские лунные станции третьего поколения

Следующим этапом лунной программы СССР являлись станции третьего поколения. Они должны были снабдить учёных первыми научными данными о Луне. Данный раздел будет разделён на отдельные миссии.

Лирическое отступление:
Луна, несмотря на то, что является спутником Земли, является планетой, в связи с чем термин АМС (Автоматическая Межпланетная Станция) применим к лунным аппаратам.

Дата запуска: 12 сентября 1959.

Размеры: Полная длина составляла 5.2 метра. Диаметр самого спутника 2.4 метра.

РН: Луна (модификация Р-7)

ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

ЛУННАЯ ГОНКА

Но выиграть в такой игре можно было, лишь уничтожив команду противника, физически или морально. Американцы же уничтожаться не собирались. Напротив - еще в 1961-м году, сразу после полета Юрия Гагарина, НАСА с благословления свежеизбранного Кеннеди взяла курс на Луну.

В подборке — документы правительства, протоколы совещаний конструкторов, отчеты о проделанной работе и анализе лунного грунта. Материалы можно посмотреть на сайте госкорпорации "Роскосмос" в разделе "Луна на ладони"

Роскосмос к юбилею первой доставки лунного грунта на Землю межпланетной автоматической станцией ("Луна-16") впервые опубликовал рассекреченные документы по советской лунной программе.

"Сегодня госкорпорация "Роскосмос" предлагает вашему вниманию новый комплект рассекреченных документов, рассказывающих о подготовке этой ["Луна-16"] исторической миссии", — говорится на сайте госкорпорации.

В подборке размещены документы правительства, протоколы совещаний конструкторов, описания систем и агрегатов ракетно-космического комплекса, а также отчеты о проделанной работе и анализе лунного реголита.

О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС.

12 суток до Луны и обратно

Советская лунная программа зарождалась в условиях космической гонки между СССР и США. В то время как Соединенные Штаты развивали программу "Аполлон" по высадке человека на Луну, Советский Союз воплощал собственную программу по освоению спутника.

Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. Второй этап подразумевал экспедицию космического комплекса "Л-3" на Луну и высадку на поверхность одного космонавта в 1969–1970 годах.

В задачи "Л-3" входило "осуществление посадки на поверхность Луны лунного аппарата с космонавтом, проведение комплекса работ на поверхности Луны по исследованию свойств поверхности, фотографированию района посадки, научным наблюдениям и сбору пород лунного грунта", говорится в документе. Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток.

Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них.

Люди, базы и челнок

Развитие лунной программы в 1970–1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15–20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т.д.".

Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете.

В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972–1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования.

Макет ракеты-носителя Н-1 в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения, 1993 год Альберт Пушкарев/ТАСС

Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" (модернизация "Л-3"), который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной (в составе экипажа три человека) и орбитальной (экипаж — два человека). Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1".

"Создание на Луне баз с длительным временем существования предположительно можно отнести к периоду 1980–1985 годов", — говорится в отчете.

Реализованные миссии

Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли ("Луна-1") была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца.

Автоматическая станция

Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. "Луна-13" первой в истории провела инструментальное исследование плотности и прочности поверхностного слоя лунного грунта, а "Луна-16" не только достигла поверхности небесного тела, но и доставила на Землю лунный грун (реголит) — 101 г.

Лунный грунт, доставленный автоматической станцией

Последняя советская автоматическая станция на Луну ("Луна-24") была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта.

В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности.

Современная лунная программа

В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами. Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз.

Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования.

После этого планируются регулярные миссии на Луну и развертывание там постоянной базы. Правда, если в программе СССР их должно было быть несколько, то сейчас РФ рассматривает только одну и развернуть ее планирует к 2035 году. Во время регулярных миссий на поверхности естественного спутника Земли будут размещены "ретрансляторы, энергетические модули, роботизированные системы", говорится в материалах, представленных ЦНИИмаш.

Еще одна инициатива Роскосмоса, которая необходима для обеспечения работы обитаемых баз, — своеобразный симбиоз советского "парома" и "челнока" — лунный лифт. Как пояснил ранее генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин, это будет аппарат, который отделяется от корабля, находящегося на лунной орбите, обеспечивает безопасную мягкую посадку, а по окончании миссии взлетает с поверхности, выходя на орбиту Луны, производит стыковку с кораблем, разгон и отрыв от орбиты Луны и возвращение на Землю.

Также российские ученые предлагают в конце 2020-х — начале 2030-х годов начать строительство на Луне астрофизических обсерваторий. В апреле 2019 года Рогозин предположил, что наилучшим местом для размещения научной базы является обратная сторона Луны, поскольку "там полный ноль индустриальных шумов". Как следует из опубликованных на сайте госкорпорации материалов, Советский Союз также собирался размещать научную базу на естественном спутнике Земли.

В этот раз вести освоение Луны РФ собирается не одна. В конце июля генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин отметил, что Россия будет вести освоение Луны и строительство научной базы на естественном спутнике Земли вместе с Китаем.

Открытие Луны Галилеем. Изучение спутника Земли автоматическими станциями и космическими аппаратами. Советская и американская лунная программа. Работа над программой "Человек на Луне". Состав лунного грунта, реголита. Полеты космических кораблей.

Рубрика Астрономия и космонавтика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2010
Размер файла 22,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство транспорта РФ

ГМА им. Адм. С.О. Макарова

Реферат

на тему: Исследование Луны

выполнил: к-т. гр. 341

Мамонов А.Р.

Санкт-Петербург 2007г.

Содержание

Введение

1. Советская лунная программа

2. Американская лунная программа

3. Человек на Луне

4. Лунный грунт

Список литературы

Полеты космических кораблей “Аполлон”

луна галилей реголит

Введение

Первым человеком, посмотревшим на Луну в телескоп, был Галилей. Ему же, соответственно, принадлежит и открытие лунных гор и кратеров. Это открытие теперь каждый может повторить с помощью простого бинокля.

Луна начала изучаться автоматическими станциями еще до появления человека в космосе. 4-го октября 1959-го года советская автоматическая станция "Луна 3" впервые сфотографировала обратную сторону Луны, на которой почти не оказалось морей. Советская же станция "Луна 9" 31-го января 1966-го года первой совершила удачную мягкую посадку на Луну в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марат. Были произведены снимки Луны с разных высот и круговая панорама на самой поверхности. "Луна 10" первой стала искусственным спутником Луны 3 апреля 1966-го года, оставаясь им в течение 57-ми дней. Другая советская станция "Луна 16 "первой доставила образцы лунного грунта на Землю 24-го сентября 1970-го года. Станцией "Луна 17", запущенной 10-го ноября 1970-го года, на Луну был доставлен самоходный аппарат "Луноход 1", представлявший собой комплексную лабораторию. Аппарат проделал по поверхности спутника Земли путь длиною 10 540 метров. "Луноход 2" был доставлен 16-го января 1973-го года станцией "Луна 21". По восточному краю Моря Ясности самоходный аппарат прошел маршрут, протяженностью 37 км. Последней "Луной" была "Луна 24", в августе 1976-го года доставившая на Землю двухметровую колонку лунного грунта. 4 отечественных станции типа "Зонд" проводили разнообразные исследования в окололунном пространстве и возвращались на Землю.

1. Советская лунная программа

Неудивительно, что первый полет космического аппарата выше околоземной орбиты был направлен к Луне. Эта честь принадлежит советскому космическому аппарату "Луна-l", запуск которого был осуществлен 2 января 1958 года. В соответствии с программой полета через несколько дней он прошел на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны. Позднее в том же году, в середине сентября подобный аппарат серии "Луна" достиг поверхности естественного спутника Земли. Еще через год, в октябре 1959 года автоматический аппарат "Луна-3", оснащенный аппаратурой для фотографирования, провел съемку обратной стороны Луны (около 70 % поверхности) и передал ее изображение на Землю. Аппарат имел систему ориентации с датчиками Солнца и Луны и реактивными двигателями, работавшими на сжатом газе, систему управления и терморегулирования. Его масса 280 килограмм. Создание "Луны-3" было техническим достижением для того времени, принесло информацию об обратной стороне Луны: обнаружены заметные различия с видимой стороной, прежде всего отсутствие протяженных лунных морей. В феврале 1966 года аппарат "Луна-9" доставил на Луну автоматическую лунную станцию, совершившую мягкую посадку и передавшую на Землю несколько панорам близлежащей поверхности - мрачной каменистой пустыни. Система управления обеспечивала ориентацию аппарата, включение тормозной ступени по команде от радиолокатора на высоте 75 километров над поверхностью Луны и отделение станции от нее непосредственно перед падением. Амортизация обеспечивалась надувным резиновым баллоном. Масса "Луны-9" около 1800 килограмм, масса станции около 100 килограмм.

Следующим шагом в советской лунной программе были автоматические станции "Луна-16, -20, -24" , предназначенные для забора грунта с поверхности Луны и доставки его образцов на Землю. Их масса была около 1900 килограмм. Помимо тормозной двигательной установки и “четырехлапого” посадочного устройства, в состав станций входили грунтозаборное устройство, взлетная ракетная ступень с возвращаемым аппаратом для доставки грунта. Полеты состоялись в 1970, 1972 и 1976 годах, на Землю были доставлены небольшие количества грунта. Еще одну задачу решали "Луна-17, -21" (1970, 1973 года). Они доставили на Луну самоходные аппараты - луноходы, управляемые с Земли по стереоскопическому телевизионному изображению поверхности. "Луноход- 1 " прошел путь около 10 километров за 10 месяцев, "Луноход-2" - около 37 километров за 5 мес. Кроме панорамных камер на луноходах были установлены: грунтозаборное устройство, спектрометр для анализа химического состава грунта, измеритель пути. Массы луноходов 756 и 840 кг.

2. Американская лунная программа

Космические аппараты "Рейнджер" разрабатывались для получения снимков во время падения, начиная с высоты около 1600 километров до нескольких сот метров над поверхностью Луны. Они имели систему трехосной ориентации и были оснащены шестью телевизионными камерами. Аппараты при посадке разбивались, поэтому получаемые изображения передавались сразу же, без записи. Во время трех удачных полетов были получены обширные материалы для изучения морфологии лунной поверхности. Съемки "Рейнджеров" положили начало американской программе фотографирования планет. Конструкция аппаратов "Рейнджер" сходна с конструкцией первых аппаратов "Маринер", которые были запущены к Венере в 1962 году. Однако дальнейшее конструирование лунных космических аппаратов не пошло по этому пути. Для получения подробной информации о лунной поверхности использовались другие космические аппараты - "Лунар Орбитер". Эти аппараты с орбит искусственных спутников Луны фотографировали поверхность с высоким разрешением. Одна из целей полетов состояла в получении высококачественных снимков с двумя разрешениями, высоким и низким, с целью выбора возможных мест посадки аппаратов "Сервейор" и "Аполлон" с помощью специальной системы фотокамер. Снимки проявлялись на борту, сканировались фотоэлектрическим способом и передавались на Землю. Число снимков ограничивалось запасом пленки (на 210 кадров). В 1966-1967 годах было осуществлено пять запусков "Лунар орбитер" (все успешные). Первые три "Орбитера" были выведены на круговые орбиты с небольшим наклонением и малой высотой; на каждом из них проводилась стереосъемка избранных участков на видимой стороне Луны с очень высоким разрешением и съемка больших участков обратной стороны с низким разрешением. Четвертый спутник работал на гораздо более высокой полярной орбите, он вел съемку всей поверхности видимой стороны, пятый, последний "Орбитер" вел наблюдения тоже с полярной орбиты, но с меньших высот. "Лунар орбитер-5" обеспечил съемку с высоким разрешением многих специальных целей на видимой стороне, большей частью на средних широтах, и съемку значительной части обратной с малым разрешением. В конечном счете, съемкой со средним разрешением была покрыта почти вся поверхность Луны, одновременно шла целенаправленная съемка, что имело неоценимое значение для планирования посадок на Луну и ее фотогеологических исследований. Дополнительно было проведено точное картирование гравитационного поля, при этом были выявлены региональные концентрации масс (что важно и с научной точки зрения, и для целей планирования посадок) и установлено значительное смещение центра масс Луны от центра ее фигуры. Измерялись также потоки радиации и микрометеоритов. Аппараты "Лунар орбитер" имели систему трехосной ориентации, их масса составляла около 390 килограммов. После завершения картографирования эти аппараты разбивались о лунную поверхность, чтобы прекратить работу их радиопередатчиков. Полеты космических аппаратов "Сервейор", предназначавшихся для получения научных данных и инженерной информации (такие механические свойства, как, например, несущая способность лунного грунта), внесли большой вклад в понимание природы Луны, в подготовку посадок аппаратов "Аполлон". Автоматические посадки с использованием последовательности команд, управляемых радаром с замкнутым контуром, были большим техническим достижением того времени. "Сервейоры" запускались с помощью ракет "Атлас-Центавр" (криогенные верхние ступени "Атлас" были другим техническим успехом того времени) и выводились на перелетные орбиты к Луне. Посадочные маневры начинались за 30 - 40 минут до посадки, главный тормозной двигатель включался радаром на расстоянии около 100 километров до точки посадки. Конечный этап (скорость снижения около 5 м/с) проводился после окончания работы главного двигателя и сброса его на высоте 7500 метров. Масса "Сервейора" при запуске составляла около 1 тонны и при посадке - 285 килограмм. Главный тормозной двигатель представлял собой твердотопливную ракету, массой около 4 тонн Космический аппарат имел трехосную систему ориентации. Прекрасный инструментарий включал две камеры для панорамного обзора местности, небольшой ковш для рытья траншеи в грунте и (в последних трех аппаратах) альфа-анализатор для измерения обратного рассеяния альфа - частиц с целью определения элементного состава грунта под посадочным аппаратом. Ретроспективно результаты химического эксперимента многое прояснили в природе поверхности Луны и ее истории. Пять из семи запусков "Сервейоров" были успешными, все опустились в экваториальной зоне, кроме последнего, который сел в районе выбросов кратера Тихо на 41° ю.ш. "Сервейор-6" был в некотором смысле пионером - первым американским космическим аппаратом, запущенным с другого небесного тела (но всего лишь ко второму месту посадки в нескольких метрах в стороне от первого). Пилотируемые космические аппараты "Аполлон" были следующими в американской программе исследований Луны. После "Аполлона" полеты на Луну не проводились. Ученым пришлось довольствоваться продолжением обработки данных от автоматических и пилотируемых полетов в 1960 - е и 1970 - е годы. Некоторые из них предвидели эксплуатацию лунных ресурсов в будущем и направили свои усилия на разработку процессов, которые смогли бы превратить лунный грунт в материалы, пригодные для строительства, для производства энергии и для ракетных двигателей. При планировании возвращения к исследованиям Луны без сомнения найдут применение как автоматические, так и пилотируемые космические аппараты.

3. Человек на Луне

4. Лунный грунт

Всюду, где совершали посадки космические аппараты, Луна покрыта так называемым реголитом. Это разнозернистый обломочно-пылевой слой толщиной от нескольких метров до нескольких десятков метров. Он возник в результате дробления, перемешивания и спекания лунных пород при падениях метеоритов и микрометеоритов. Вследствие воздействия солнечного ветра реголит насыщен нейтральными газами. Среди обломков реголита найдены частицы метеоритного вещества. По радиоизотопам было установлено, что некоторые обломки на поверхности реголита находились на одном и том же месте десятки и сотни миллионов лет. Среди образцов, доставленных на Землю, встречаются породы двух типов: вулканические (лавы) и породы, возникшие за счет раздробления и расплавления лунных образований при падениях метеоритов. Основная масса вулканических пород сходна с земными базальтами. По-видимому, такими породами сложены все лунные моря. Кроме того, в лунном грунте встречаются обломки иных пород, сходных с земными и так называемым KREEP - порода, обогащенная калием, редкоземельными элементами и фосфором. Очевидно, эти породы представляют собой обломки вещества лунных материков. “Луна-20” и “Аполлон-16”, совершившие посадки на лунных материках, привезли оттуда породы типа анортозитов. Все типы пород образовались в результате длительной эволюции в недрах Луны. По ряду признаков лунные породы отличаются от земных: в них очень мало воды, мало калия, натрия и других летучих элементов, в некоторых образцах очень много титана и железа. Возраст этих пород, определяемый по соотношениям радиоактивных элементов, равен 3 - 4.5 млрд. лет, что соответствует древнейшим периодам развития Земли.

РОСКОСМОС-СПОРТ




Картина А.Леонова и А.Соколова "Луна-16"

12 сентября 1970 года комплекс, состоящий из посадочной платформы, буровой установки и возвратной ракеты со спускаемым аппаратом был отправлен к Луне, и спустя 8 дней произвел мягкую посадку в районе Моря Изобилия.

Автомат пробурил поверхность Луны на глубину 35 см, вложил полученную колонку образцов внутрь герметичной капсулы, и 24 сентября ценный груз был доставлен на Землю. В руках советских ученых оказалось 101 г лунного грунта!


Приказ Министра общего машиностроения за №221

Предложения о создании лунной астрономической обсерватории на базе комплекса 8К82К-Е-8

Документ ЦНИИМаша содержит обоснование проекта плана работы отрасли на 1968 – 1975 годы. В нем приведен интереснейший анализ задач и средств научных исследований, проведенных в период 1957-1966 гг., а также перспективной космической программы на 1968 – 1975 годы.

Выдержки из документа, одобренного на заседании Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР (МНТС по КИ при АН СССР), рекомендованного в качестве основы для разработки плана научных исследований и подготовки дальних космических аппаратов научного назначения.

Документ подписан председателем МНТС по КИ при АН СССР академиком М.В.Келдышем и завизирован ученым секретарем Совета М.Я.Маровым

Приказ Министра общего машиностроения за №78 об обеспечении выполнения работ по ракетно-космическому комплексу 11А52-Л3 и изделиям Е-8, В-69, М-69 в заданные сроки

Приказ Министра общего машиностроения за №104

Приказ Министра общего машиностроения за №131

Приказ Министра общего машиностроения за №297

Приказ Министра общего машиностроения за №363

Постановление предусматривает запуски:

Приказ Министра общего машиностроения №13

Приказ Министра общего машиностроения №20

Приказ Министра общего машиностроения за №21

Приказ Министра общего машиностроения за №90

Письмо директора Института геохимии и аналитической химии им.В.В.Вернадского академика А.П.Виноградова в адрес Председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР академика М.В.Келдыша и главного конструктора ОКБ Завода им.С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакина

Приказ Министра общего машиностроения №115

Пуск намечен на 14 июня.

Письмо директора ЦНИИМаш Ю.Мозжорина председателю МНТС по КИ при АН СССР М.Келдышу

Приказ Министра общего машиностроения за №167

Выписка из протокола совещания у Председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР

Приказ Министра общего машиностроения за №176

Документ определяет виновных в возникновении аварийной ситуации, а также предписывает принятие организационно-технические мер для НИИ и КБ, занимающихся разработкой космической техники, и, прежде всего, включенных в разработку проекта Е-8.

Копия письма ученого секретаря Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР М.Я.Марова директору Института космических исследований (ИКИ) АН СССР академику Петрову Г.И.

Письмо ученого секретаря Астрономического совета АН СССР О.Б.Длужневской ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР

Письмо председателя рабочей группы академика А.П.Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им.С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакина, начальника СКБ И.Г.Комиссарова, директора ИКИ АН СССР Г.И.Петрова и ученого секретаря МНТС по КИ при АН СССР М.Я.Марова

Письмо заместителя Министра общего машиностроения СССР В.Я.Литвинова председателю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Келдышу М.В.

Ответ на запрос председателя комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам Смирнова Л.В.

Письмо президенту АН СССР академику Келдышу М.В. за №3/2267с

Письмо директора Института космических исследований АН СССР Г.И.Петрова председателю МНТС по КИ при АН СССР Келдышу М.В. и главному конструктору завода им.Лавочкина Бабакину Г.Н.

Письмо главного инженера 3 Главного управления Министерства общего машиностроения СССР Ю.Труфанова ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Марову М.Я.

Копия письма М.Келдыша и С.Афанасьева председателю комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам т.Смирнову Л.В.

Приказ Министерства общего машиностроения СССР №43

Приказ Министерства общего машиностроения СССР №102

Предложение по использованию объектов типа Е8 для исследования Луны и окололунного пространства в 1977-1980 гг.

Чрезвычайно интересный документ, утвержденный главным конструктором НПО имени С. А. Лавочкина С.С.Крюковым, описывает пути решения задач, поставленных перед предприятием, в том числе до 1983 г. посадку автоматических космических аппаратов на невидимую сторону Луны с последующей доставкой образцов грунта на Землю.

Для решение этой задачи проектанты НПО имени С. А. Лавочкина предлагали создать новые автоматические станции на базе материальной части испытанных в полете изделий типа Е-8 с использованием перспективных комплектующих систем.

Читайте также: