Проблемы и перспективы сотрудничества россии и китая в 1 й пол 21 века сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Экономические отношения между РФ и КНР, на наш взгляд, следует отнести к сложным, неоднозначным, до конца нерешенным проблемам российско-китайских отношений на современном этапе. Их развитие за последние годы было теснейшим образом связано с качественными сдвигами как в развитии наших двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени. Преодолев многие проблемы, долгие годы мешающие налаживанию нормальных связей наших двух стран, лидеры РФ и КНР в конечном счете пришли к выводу о необходимости развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Эта фундаментальная парадигма о стратегическом взаимодействии и соразвитии была зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в июле 2001 г. на 20 лет.

В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. В настоящее время бурно развивающийся Китай (3-е место в мире по объемам ВВП и внешней торговли, 1-е – по масштабам золотовалютных резервов) позиционирует себя как сила, набирающая глобальную значимость. Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности. В этом плане стратегическое партнерство с Россией помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада позиционированию Китая в мире.

В свою очередь Россия после распада СССР свою экономическую и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имеджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Она позиционирует себя как глобальная держава, заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов. В этом плане одним из самых слабых звеньев российской геополитики был Азиатско-Тихоокеанский регион, ставший одной из важнейших составляющих мирового сообщества, в котором Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (крайне низкий уровень экономического, а наряду с этим и политического присутствия).

В то же время изменения, вызванные крушением биполярного мира и возросшей значимостью отношений на региональном уровне, обусловили необходимость для России найти новое место в АТР, и в особенности в Северо-Восточной Азии, представляющих сферу жизненно важных интересов для России. Национальным интересам России, подчеркивалось в Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 г., отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами АТР.

В настоящее время восточное направление внешней политики и внешнеэкономической деятельности приобрело для России важное самостоятельное значение. Прорыв в азиатско-тихоокеанском направлении связан для России прежде всего с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Выход России на стратегическое партнерство с Китаем – одно из немногих серьезных внешнеполитических успехов РФ за последние годы. Этому направлению нашей внешней политики не должно и не может быть альтернативы, хотя вполне естественна адаптация к меняющимся внешнеполитическим и внешнеэкономическим условиям.

Совпадение, сходство и резонансность коренных национальных интересов наших двух стран может стать одним из главных факторов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и укрепления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к КНР. Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока по многим показателям: наличие взаимодополняемости экономик – энергоресурсы, тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность – у России, легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов – у КНР.

В поисках своего нового места в АТР Россия стремится усилить свое экономическое присутствие в регионе. Это связано, в частности, с огромным ресурсным потенциалом его российской части, который (потенциал) может стать генератором экономического продвижения России в этот регион.

Прорывом в этом направлении стало заключение энергетического союза между Россией и Китаем в марте 2006 г. (речь идет о строительстве грандиозных веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай). Китай получает возможность решать свои энергетические проблемы. Россия, в свою очередь, выстраивая своего рода энергетический мост через Китай в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает реальный шанс равномерно распределять свои транзитные и потребительские риски и продвинуть развитие своих сибирских и дальневосточных регионов. (Пока же до 85% нашей экспортной нефти идет в Европу.)

В настоящее время для Китая особое значение имеет обеспечение энергетической безопасности, диверсификация источников поступления в страну энергоресурсов за счет активизации северного (российского) направления. С учетом возможных трудностей в области раздела потоков мировых энергоресурсов эта задача особенно важна для КНР. Ослабляющим энергетическую безопасность страны китайские аналитики считают тот факт, что 70% поставок в Китай сырой нефти идет из нестабильных регионов Ближнего Востока и Африки. В этой связи на Россию возлагаются самые большие надежды – довести российский нефтяной поток в Китай до 20% всей импортируемой в КНР сырой нефти с перспективой возрастания этого объема. Важно, что китайская сторона считает характер этого направления стабильным и надежным.

В 2006 г. Россия поставила Китаю почти 16 млн т сырой нефти. Пока эти поставки идут по железной дороге (между нашими странами пока нет трубопровода). Когда заработает нефтепровод от Сковордино до Дацина, объем поставок сырой нефти из России в Китай может удвоиться и возрасти до 30 млн т в год. Кроме того китайцы выражают желание вкладывать деньги в разработку нефтяных месторождений в Россию, сотрудничать и в деле переработки у себя нефти, и в области распределения нефтепродуктов. Не исключено, что именно с этим направлением будет связан возможный рост китайских инвестиций в экономику РФ. Правда, Ковыктинское месторождение, которое могло бы стать основой для формирования канала экспорта природного газа в Китай, пока заморожено в связи с разногласиями по цене поставок.

Разумеется, нельзя закрывать глаза на то, что за последние 15 лет соотношение экономических потенциалов наших двух стран существенно изменилось в пользу Китая. Если исключить из сравнительного анализа производство углеводородного топлива, где наше преимущество огромно (скажем, нефти мы добываем в 2,5 раза больше, чем КНР; газа – в 11 раз больше), если также не касаться нашего преимущества в производстве вооружения, в области атомной энергетики, ракетной и авиационной техники, сравнение многих других областей экономики окажется не в нашу пользу. Например, в Китае угля добывают в 7 раз больше, чем в России, электроэнергии производят в 3 раза больше, стали выплавляют в 6 раз больше, а станков производят в 100 раз больше, чем в РФ!

Естественно, разрыв в экономической мощи и смена ролей в российско-китайском обмене продукцией новых и высоких технологий больно бьет по нашему самолюбию и является определенным вызовом России, по крайней мере ее производителям. Естественным российским ответом на этот серьезный вызов может и должно стать только наше развитие – и экономическое, и научно-техническое.

Конечно, Китай не простой, а порой трудный партнер. И проблем в наших российско-китайских взаимоотношениях вполне достаточно. Хотелось бы обозначить некоторые из них.

Серьезным пробелом в российско-китайском сотрудничестве является научно-техническая сфера. Ныне, к сожалению, экономическая и научно-техническая составляющая российско-китайского сотрудничества составляет, при всей ее важности, лишь 1/7 объемов китайско-американского сотрудничества. Создание совместных технопарков, совместных НИОКР продвигается крайне медленно. В России в сознании определенных кругов сохраняется предвзятость в отношении Китая, недооценка значения сотрудничества с КНР; в Китае, в свою очередь, недооценка интеллектуального потенциала России, ориентация на взаимодействие с нами прежде всего в тех областях, где США и Запад в целом не желает сотрудничать с Китаем.

Пока экономики России и Китая практически не соприкасаются на мировом рынке - мы не конкурируем друг с другом (кроме металла). Правда, некоторые политологи уже сегодня начали задумываться над перспективой, когда политический задел российско-китайского партнерства будет насыщаться экономической парадигмой (т.е. как повлияет на наши политические отношения с КНР возможная конкуренция с китайцами на мировых рынках).

В конце 1990-х гг. – начале ХХ века стратегическое партнерство России и Китая в основном сформировалось как вызов глобальной американской гегемонии. Это было отчасти вынужденное сближение двух более слабых государств для противодействия более сильному. Однако по мере роста их совокупной мощи и достижения декларируемой обеими странами многополярности роли РФ и КНР в мире вполне могут приобрести конкурентный и даже соперничающий окрас. Кирпичный забор своими руками.

Гипотетически нельзя исключить в краткосрочной перспективе появления в российско-китайских отношениях отдельных конфронтационных элементов. Необходимо учитывать, что определенная часть китайской элиты традиционно настроена по отношению к России достаточно сдержанно, а иногда и недружелюбно. В случае отсутствия глубокого понимания и доверия между руководством и значительной частью населения обеих стран внезапное обострение противоречий по какому-либо нерешенному или не до конца решенному вопросу может оказаться чреватым всплеском необоснованных антироссийских настроений в Китае и антикитайских – в России. Например, на саммите ШОС в августе 2007 г. в Бишкеке выяснилось, что стороны не вполне симметрично смотрят на основные задачи организации: Председатель КНР Ху Цзиньтао делал упор на экономическое сотрудничество; В.В.Путин ключевой задачей организации назвал укрепление безопасности.

Взаимодействие с таким неоднозначным партнером как Китай, безусловно, требует учитывать особенности китайской национальной психологии, чрезмерно развитую реактивность на любую попытку ущемить национальное достоинство и самостоятельность страны, во всяком случае, проявляя уважение к партнеру, заранее предупреждать его о возможных коррективах реализуемого курса.

В нынешних российско-китайских отношениях встает и острая проблема геоэкономического тяготения. Россия и Китай нужны друг другу. Но как поддержать политический паритет с Китаем и постараться не оказаться его младшим партнером или сырьевым придатком? Между тем, некоторые политологи не исключают такую перспективу для России.

Естественна необходимость упорядочения притока китайской рабочей силы на контрактных основах, например, для возделывания сельскохозяйственных угодий, строительства российских дорог, как шоссейных, так и железных. А строить скоростные шоссе и железнодорожные магистрали китайцы научились отменно. Например, при строительстве железной дороги, прорубленной в горах к столице Тибета Лхасе (магистраль вступила в строй в 2007 г.), преодолевались перевалы на высоте 5 км. При этом стоит отметить, что экспорт рабочих рук в Китае находится в компетенции государства. На этом специализируются лицензированные рекрутерские фирмы. Опыт такого рода насчитывает почти столетие. Напомним, что еще в годы Первой мировой войны 150-тысячный китайский трудовой отряд строил Мурманск, мурманский порт и стратегическую железнодорожную ветку до Петрограда. С ростом потребности России в дополнительной рабочей силе рекрутерство в Китае стало важной частью государственной политики. При этом необходимо принимать во внимание, что китайцы на территории России как правило не желают принимать российское гражданство со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Они предпочитают селиться компактно (это в традиции у китайцев - жить на чужбине рядом друг с другом), создавая анклавы на нашей территории, что часто становится раздражающим фактором для местных жителей, мешая им сохранить по отношению к чужакам дружелюбный нейтралитет. Конечно, если не допускать появления таких анклавов и нарушения китайскими гражданами российских административных и хозяйственных норм, вполне возможно сформировать отношения, которые будут удовлетворять Россию и с которыми придется считаться китайской стороне.

Неоднозначно воспринимается в определенных кругах России и проблема экономического и политического возвышения Китая, что вызывает определенную настороженность, а иногда и негативное отношение к этому процессу. Сказывается определенный психологический дискомфорт у части российского общества от различия в масштабах населения и экономики двух стран, боязни превращения России в сырьевой придаток Китая, возобновление с его стороны территориального спора с Россией и т.п.

Нашим народам необходимо преодолевать инерционный негативный менталитет в восприятии друг друга. Нынешние образы России в Китае и Китая в России все еще сохраняют в массовом сознании дефиниции прошлого. К сожалению, конфликтная среда 60 – 70-х годов ХХ века пока не ушла из памяти поколений: стереотипы массового сознания меняются не так быстро, как политическая ситуация. Необходимо увеличивать масштабы нашего общения, развивать туризм, студенческий и научный обмен и т.д. Проведение в 2006 – 2007 гг. Года России в Китае и Года Китая в России – чрезвычайно своевременное и полезное для углубления взаимопонимания двух народов мероприятие, но безусловно нуждающееся в продолжении и развитии.

Естественно, стратегическое партнерство России и Китая следует рассматривать сквозь призму долгосрочных национальных интересов обеих стран. Для каждой из сторон необходимо внятное понимание проблемы - что есть Китай для России и что есть Россия для Китая, какое место мы будем занимать во внутренней и внешней политике друг друга. России и сегодня, и в будущем придется иметь дело с Китаем, а Китаю – с Россией. Партнера всегда придется воспринимать таким, каков он есть.

Говоря о перспективах российско-китайского партнерства, гипотетически нельзя исключить понижения места России в стратегических приоритетах Китая и места КНР в российских приоритетах, вплоть до появления в краткосрочной перспективе, как уже говорилось, даже конфронтационных элементов в наших отношениях. Однако наиболее вероятной и оптимальной представляется перспектива экстраполяции в будущем нынешнего уровня российско-китайского партнерства, его развитие и углубление, более того – переход к модели реального соразвития двух стран. Конечно, это требует усилий обеих сторон.

Сдерживающими факторами развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества являются следующие препятствия:

1. Незнание китайскими и российскими предпринимателями законодательства и условий деловой деятельности в наших странах, что проявляется в чрезмерной осторожности китайских предпринимателей.

3. Негибкость российского законодательства, которое ущемляет интересы иностранного капитала, не гарантирует его сохранность и безопасность.

4. Высокие ставки налогообложения в РФ по сравнению с более низкими сиавками в КНР не стимулируют иностранное предпринимательство в России.

5. Несовершенство, сложность решения административных проблем, чрезмерная забюрократизированность процедур создания совместных предприятий.

7. Социально-психологические моменты, связанные с давлением в прессе на население по поводу так называемой китайской угрозы.

Для нас важно осознать, что главный урок, который извлекли китайцы из XX века – необходимость мирного стабильного развития. Несмотря (а может быть и вопреки) нашему российскому проевропейски настроенному, отлаженному вековой историей менталитету, который упорно тянет нас к Европе, нам нужно понять место и роль Китая в стратегической перспективе нашего исторического развития. Одним словом, российско-китайское партнерство требует новых горизонтов. Процесс этот, однако, вряд ли будет быстрым.

Конечно, Китай – это сложный партнер. Трудности в двусторонних отношениях, естественно, возникают и будут возникать, ибо каждая из сторон стремится защищать прежде всего свои национальные интересы, исходя из собственного представления о них.

Основой стратегии нашего партнерства должны стать стремление наших народов к лучшей жизни, возможность взаимоучастия, совместной деятельности россиян и китайцев в достижении этой непростой задачи.

Российско-китайское сотрудничество является одним из наиболее перспективных направлений внешней политики обеих стран. В данное статье рассмотрены ключевые аспекты данного сотрудничества.

КНР в новейшей истории становится всё более мощным геополитическим игроком в мире. Китай старается принять как можно более активное участие в мировых делах. Участие КНР в таких организациях, как: ООН, АТЭС, ШОС, БРИКС и т.д. позволяет ей реализовывать свои национальные интересы.

Так же как и Китай, значимую роль в мире играет и Российская Федерация. По сути, недавний игрок на геополитической арене мира, Россия достигла немалых успехов в укреплении своего влияния в мире, в том числе и за счёт установления крепких российско-китайских отношений.

Эти взаимоотношения играют значимую роль в геополитической конъюнктуре России. Данное межгосударственное сотрудничество особенно актуально в связи с обострившимися отношениями между Россией и странами Запада.

КНР, являясь мировой торговой державой и опираясь на свой потенциал и свою усилившуюся роль на мировой арене, формирует новую внешнюю политику. Эта политика оказывает возрастающее влияние на международно-политические и мирохозяйственные процессы, непосредственно затрагивающие не только ее ближайших соседей, но и все уголки земного шара. Именно поэтому внешняя политика КНР интересует многих исследователей в области международных отношений.

В условиях трансформации современной системы международных отношений Россия также исходит из национальных интересов, сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, вступившей в силу 12 мая 2009 года. Они заключаются, в частности, в упрочении позиции России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями. Реализация национальных интересов Российской Федерации в международной сфере по линии взаимоотношений с китайским партнером актуализирует вопрос о характере изменений происходящих как в мире, так и во внешней политике КНР.

В настоящее время Китайская Народная Республика (КНР) – одно из потенциальных сверхдержав, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд человек), занимает третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде.

Китай – вторая экономика в мире. ВВП на 2013 год составлял 7,318 трлн долл., а в декабре 2014 года по паритету покупательской способности вышел на первое место, обогнав США. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами – 803 млн 300 тыс. чел., опережая по этому показателю Индию, весь ЕС, США и Россию. Золотовалютный резерв КНР на 2012 год также превышает резервы всех других стран – 2,45 трлн долл[1].

Китай – четвертый в мире импортер (1204 млрд долл. в 2010 году) и второй крупнейший экспортер (после Германии) – в 2010 году доходы от экспорта составили 1581 млрд долл.

Этой стране присуще стремление занять ведущую роль не только в экономике, но и в политике. КНР в настоящее время проводит внешнюю политику, способствующую укреплению роли Китая в мировой политике, при этом придерживается сравнительно нейтральной позиции. Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие.

Высока вероятность, что Китай будет продолжать занимать выгодную для США позицию в отношении северокорейской ядерной проблемы взамен на негативное отношение США к идее независимости Тайваня.

Несмотря на рост экономического сотрудничества между Китаем и Японией, в краткосрочной перспективе не стоит так же ожидать реального политического сближения Пекина и Токио. Тормозящий эффект на динамику двусторонних отношений продолжают оказывать нерешенные исторические и территориальные споры, негативное восприятие китайцами и японцами друг друга, соревнование Пекина и Токио за лидерские позиции в Восточной Азии, а также отрицательное отношение Пекина к повышению статуса Токио в СБ ООН.

По заявлению председателя КНР Си Цзиньпина следует, что первоочередной задачей внешнеполитической деятельности Коммунистической партии Китая является создание мирного и благоприятного международного климата для развития страны в течение первых 20 лет XXI века.

Главными целями внешней политики КНР являются:

  • Налаживание отношений и сотрудничества с ведущими странами мира – Российской Федерацией, США, Японией и странами Евросоюза;
  • Увеличение влияния на страны с развивающейся экономикой (Венесуэла, Бразилия, Саудовская Аравия, Казахстан, Египет);
  • Становление КНР как сверхдержавы и усиление своего влияние (дипломатического, военного и политического) в мировом сообществе;
  • Расширение влияния КНР в Юго-Восточной Азии и вытеснение из данного региона США;
  • Нахождение компромисса с Китайской Республикой, под контролем которой на данный момент находится остров Тайвань и ряд прилегающих островов. По конституции КНР данная территория находится под китайской юрисдикцией, и она должна быть возвращена в границы КНР;

Таким образом, можно сделать вывод, что КНР будет и дальше способствовать расширению своего влияния в мире посредством усиления её роли в ведущих международных организациях.

В конце XX века произошло крупнейшее геополитическое событие – распад СССР и коммунистической системы. Между возникшем на его руинах Российской Федерацией и КНР наметилось заметное улучшение отношений. Были решены ряд территориальных споров: так, в 2005 году состоялась ратификация Государственной думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР— многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.

На современном этапе российско-китайское взаимоотношение характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях, таких как ШОС, АТЭС и БРИКС.

Подтверждением явно улучшающихся отношений между РФ и КНР стали частые визиты глав государств и внешнеполитических ведомствам друг к другу. Так, на празднования 70-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне в Россию приезжает Си Цзиньпин [4]. В ходе визита планируются обсуждение ситуации в мире. Так же на празднование окончания Второй Мировой Войны визит в Пекин планирует Владимир Путин. Так же Китай – естественный союзник России в её бескомпромиссной борьбе против переписывания истории минувшей войны. Пока полтора миллиарда россиян и китайцев помнят об этой страшной трагедии и напоминают о ней другим, ужасы войны и подвиг наших народов не будут забыты [5].

Основными направлениями сотрудничества между РФ и КНР являются:

После многолетнего перерыва возобновилось и военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем. Оно основывается на положениях межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 года, и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года.

В соответствии с соглашением была образована российско-китайская комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине.

Важный шаг по пути развития двусторонних военных отношений России и Китая был сделан 11 ноября 1993 года, когда было подписано Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран.

Нормативно-правовой базой российско-китайских связей стало подписание 16 июля 2001 года в Москве президентом РФ и председателем КНР Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который охватывает все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества и заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.

Российско-китайское научно-техническое сотрудничество (НТС) осуществляется на основе подписанного 18 декабря 1992 г. соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом и военном сотрудничестве (в 1997 г. срок его действия автоматически продлен до 2002) Российские и китайские ученые проявили интерес к различным формам сотрудничества (СП, обмен технологиями, совместные научные и опытно-конструкторские разработки) в области производства приборов и оборудования по очистке жидкостей и регенерации масел, экологически чистой переработке с/х продукции и производству экологически чистого гумуса, освоению электродиализных опреснительных установок, низкотемпературных плазменных технологий, тепловизионной аппаратуры и лазерной техники, в том числе для утилизации отходов, к производству фотохимикатов, лазерных принтеров, множительной техники.

Китай заинтересован в получении доступа к результатам фундаментальных отечественных и прикладных исследований. При осуществлении НТС с китайскими партнерами российская сторона проводит линию на активное освоение китайского рынка наукоемкой продукции посредством перехода от отдельных научно-исследовательских разработок к организации современных производств в областях представляющих взаимных интерес.

Продолжается сотрудничество РФ и Китая и в области авиастроения. Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения. В их числе более ста боевых самолетов и вертолетов различных типов. В том числе истребители СУ-27 производства авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, а также их модификация СУ-30МКК. Кроме того, российской стороной переданы Китаю лицензии на производство СУ-27Российские специалисты участвовали в проектах китайских истребителей J-10, JF-17, учебного самолета L-15.

Проведя анализ взаимоотношений между России и КНР можно прийти к выводу, что сегодня созданы все условия для эффективного двустороннего сотрудничества:

  • в результате подписания ряда межправительственных соглашений заложены политико-правовые и финансово-экономические основы отношений;
  • решен пограничный вопрос;
  • укрепляется реальное антитеррористическое и военное сотрудничество, включая проведение совместных учений;
  • сформированы механизмы двустороннего диалога, в том числе по наиболее чувствительным проблемам – экология, миграция, структура торговли.

Определение основных направлений оптимизации стратегического партнёрства России и Китая следует проводить с учетом необходимости реализации концепции соразвития. Таковыми направлениями могут стать:

  • дальнейшее развитие и укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества России и Китая по линии Организации Объединенных Наций (ООН) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), превращения ШОС в наиболее влиятельный международный институт, гаранта мира и стабильности в Евразии;
  • активизация регионального сотрудничества под эгидой ООН и при активном участии ШОС, направленного на противодействие терроризму, незаконному обороту наркотиков и трансграничной организованной преступности;
  • углубление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) и придание нового импульса укреплению договорно-правовой базы РАТС, насыщение антитеррористического взаимодействия новым практическим содержанием, что обеспечивает успешное решение Россией вопросов своей военной безопасности, снижает риск возникновения региональных конфликтов на южных и восточных рубежах нашей страны;
  • активизация взаимодействия России и Китая по вопросам международной безопасности, экономического сотрудничества в рамках таких международных организаций, как Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка (БРИКС) и Россия-Индия-Китай (РИК). БРИКС и РИК выступают сегодня важным механизмом согласования подходов к решению актуальных проблем мирового развития, институтом сотрудничества по направлениям, представляющим общий интерес мировых держав;
  • развитие архитектуры международных институтов по предотвращению распространения ядерного оружия, созданию глобальных и региональных систем ПРО, направленных против России и Китая;
  • активное сотрудничество России и Китая в рамках таких региональных организаций, как Азиатско-Тихоокеанская организация экономического сотрудничества (АТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ) и других.

Политическая интеграция и регионализация России и Китая и партнёрские отношения со странами-участницами АСЕАН содействуют укреплению мира и безопасности, стабильности и процветания в АТР (Азиатско-Тихоокеанском Регионе). Активное участие в выработке механизмов урегулирования национальных, конфессиональных, этнополитических конфликтов, содействие развитию совместных механизмов превентивной дипломатии, двусторонние контакты на разных уровнях, международный вес и авторитет двух стран могут оказать положительное влияние на формирование дуги стабильности на жизненно важных для них территориях, на выявление, минимизацию и устранение угроз региональной безопасности.

Архивное фото

Введенные рядом стран ограничительные меры против России из-за военной спецоперации в Донбассе коснулись различных сфер экономики страны. Востоковед считает, что поддержка Китая играет важную роль в противостоянии санкциям.

Китай высказался о происходящем на Украине

Китай призвал предотвратить гуманитарный кризис из-за ситуации на Украине

МИД КНР уже заявил, что санкции против России не могут решить существующие проблемы, а лишь порождают новые. Это касается не только экономики, но и мирного урегулирования ситуации вокруг Украины, заявил представитель китайского внешнеполитического ведомства Ван Вэньбинь.

По мнению Алексея Маслова, ключевой момент поддержки Москвы со стороны Пекина тоже связан с украинским вопросом.

Было бы хорошей поддержкой решающее слово Китая по Крыму. Это сразу же напитает южные регионы России и Крым инвестициями, поставками и много чем другим

Чтобы помочь Москве, Пекин может открыть свои рынки для российской сельхозпродукции, начать развитие инвестиционного сотрудничества, устранить любые таможенные и тарифные платежи для удешевления продукции. Однако у китайской стороны есть свои интересы, уверен эксперт.

Он считает, что Пекин наверняка станет просить поддержки военной операции против Тайваня, если такая состоится, а также будет заинтересован в покупке акций ключевых российских компаний в области нефти и газа. Скорее всего, Китай уйдет в долгие переговоры с Россией, заключил Маслов.

Der Spiegel: Россия и Китай намерены защищать свои экономические отношения

Когда Владимир Путин в минувшем феврале посетил Китай во время церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине, он с китайским лидером Си Цзиньпином опубликовал совместное заявление, которое выглядит как общий манифест по взгляду на мир, пишет Der Spiegel. В заявлении, в частности, содержались претензии Китая на Тайвань и неприятие расширения НАТО на Восток.

По мнению американского политолога Эвана Фейгенбаума, сейчас Китай стремится сохранить внешнеполитический баланс: стратегическое партнёрство с Россией, приверженность своим основным внешнеполитическим принципам (таким как территориальная целостность и невмешательство), а также желание избежать побочного ущерба от санкций со стороны США и ЕС.

Возможность сотрудничества китайских банков с попавшими под санкции российскими банками будет зависеть от объёма их сделок с США и ЕС, пишет Der Spiegel. Отмечается, что такие банки, как China Development Bank и Export-Import Bank, имеют не так много транзакций в долларах. Кроме того, для сотрудничества с Россией Китай может привлечь менее крупные банки. Также в распоряжении у Китая есть система, аналогичная SWIFT.

В общем и целом, несмотря на трудности, Москва и Пекин намерены защищать свои экономические отношения, пишет Der Spiegel. Издание отмечает, что Китай является важнейшим торговым партнёром России: в 2021 году объём взаимной торговли составил $147 млрд.

Читайте также: