Использование графиков диаграмм схем для представления информации сообщение

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Западно-Казахстанская область, район Байтерек

Раздольненская средняя общеобразовательная школа

Тема исследовательской работы:

Автор работы: Кононова Ангелина

ученица 5 класса

Руководитель : Рязанова Ю.С.

Введение. Актуальность, цель и задачи проекта

История появления диаграмм

Анализ печатных изданий. Представление данных в графической форме

Введение. Актуальность, цель и задачи проекта

21 век – это век новейших технологий, и, как следствие, информационный век. Ежедневно мы пропускаем через себя огромный поток информации. Каждому из нас очень важно не потеряться в этом потоке, а для этого необходимо научиться быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой. В частности, школьникам в течение дня нужно усвоить материал по нескольким учебным предметам одновременно. Как же представить информацию, чтобы легче ее запомнить и в дальнейшем пользоваться ею? Ответ на свой вопрос я нашла на одном из уроков математики, когда учитель познакомил нас с диаграммами.

Я считаю, что современному человеку просто необходимо уметь читать такие источники информации, как диаграммы. Тем более что такие данные легче запоминаются. Кроме того, они развивают память, логику и воображение, что очень важно для подрастающего поколения.

Цель моего проекта: рассмотреть диаграммы как самостоятельный источник информации определить основные области их применения. Вторая цель – научиться читать и строить диаграммы.

изучить историю диаграмм, виды и современные области их применения;

исследовать учебники на наличие диаграмм в школьных темах;

представить полученные данные в графической форме.

Гипотеза: современный мир невозможно представить без такого источника информации, как диаграмма.

Основная часть

История появления диаграммы

На сегодняшний день в разных источниках даются следующие определения диаграммы:

графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин

графическое изображение статистических данных при помощи геометрических фигур, необходимое для наглядности и анализа массива данных.

Словарь Даля и словарь Ушакова

графическое изображение, наглядно показывающее линейными отрезками или геометрическими фигурами соотношение между разными величинами.

Словарь математических терминов

графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Используется множество разнообразных типов диаграмм.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

так называется кривая линия, вычерчиваемая самопишущим прибором, предназначенным для измерения какой-либо величины, изменяющейся с течением времени.

Исходя из данных определений, следует, что диаграмма представляет собой разновидность графики, то есть самого древнего вида изобразительного искусства.

Первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениям функций. Идеи функциональной зависимости использовались в древности. Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объёма геометрических фигур. Вавилонские учёные, таким образом, несознательно установили, что площадь круга является функцией от его радиуса 4—5 тыс. лет назад. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.  В XVII веке французские учёные Франсуа Виет и Рене Декарт заложили основы понятия функции и разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Также геометрические работы Декарта и Пьера Ферма проявили отчётливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат — вспомогательных элементов всех современных диаграмм.

Виды диаграмм

В наши дни диаграммы используются регулярно для графического представления информации. Всего насчитывается более ста типов и подтипов различных диаграмм и графиков. Основные их виды:

Графики (диаграммы-линии)

это тип диаграмм , на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями .

Диаграммы-области

это тип диаграмм , схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом или оттенком

Гистограммы (столбчатые и линейные)

способ графического представления табличных данных. Количественные соотношения некоторого показателя представлены в виде прямоугольников, площади которых пропорциональны

hello_html_m389d51e5.jpg

Секторные (круговые)

Это круги, разделенные на секторы, которые применяются для наглядного отображения удельного веса составляющих частей единого целого

Радиальные (сетчатые)

Это диаграмма , имеющая более двух осей, по каждой из которых производится отсчет от начала координат, находящегося в центре.

Биржевые диаграммы

наиболее часто используется для иллюстрации изменений цен на акции; каждая группа данных отображается в виде вертикального штриха.

hello_html_62f48ff4.jpg

Пока я хорошо разобралась с такими видами диаграмм, как график, гистограмма и круговая диаграмма; научилась читать по ним информацию стоить подобные диаграммы в программе Excel .

Анализ печатных изданий. Представление данных

в графической форме.

В поисках доказательства своей гипотезы, что диаграмма – это незаменимый источник информации в современном мире, я провела собственное исследование.

На первом этапе я опросила учащихся и учителей своей школы, а также родственников. Вопросы, заданные мной:

- знакомы ли вы с диаграммами?

- знаете ли вы, кто изобрел диаграмму?

- умеете ли вы считывать информацию, представленную в диаграммах?

- используете ли диаграммы?

- часто ли вы встречаетесь с диаграммами?

Ответы 50-ти респондентов представлены ниже в круговых диаграммах.

Знакомы ли вы с диаграммами? Знаете ли вы, кто изобрел диаграмму?

Умеете ли вы считывать информацию, представленную в диаграммах?

Используете ли диаграммы? Часто ли вы встречаетесь с диаграммами?

География (5-11 классы )

Физика (7-11 класс)

Математика (5-6 класс)

Алгебра (7-11 класс)

В ежедневных выпусках новостей диаграммы используют в качестве наглядного пособия, например, когда необходимо сравнить экономические показатели – цены на нефть, курсы валют и прочее. При этом часто используются именно гистограммы, графики и секторные диаграммы.

Руководитель: Чаплыгина Елена Владимировна

Тема: Графики и диаграммы, как один из лучших способов наглядного отображения информации.

Актуальность : Требования к обучению в школе сводятся не только к заучиванию материала, но и к у мению преобразовывать информацию, в более удобный способ для демонстрации или запоминая.

Ситуация предшествующая проекту: На уроке географии, столкнувшись с информацией в виде лепестковой диаграммы, мне захотелось научиться преобразовать текстовую информацию в графическую.

Проблема: Предусмотренное в текстовом редакторе построение графиков и диаграмм не возможно без знания и умения работы в программе табличного редактора М S Excel .

Целевая аудитория: Учащиеся 4-11 класса

Людей работающих с компьютерами

Людей использующих таблицы в работе.

Цель: Научиться строить графики и диаграммы в табличном редакторе Microsoft Excel .

1)Узнать, что такое графики и диаграммы и найти различие между ними.

2) Познакомиться с окном программы Microsoft Excel

3)Научиться работать с программой Microsoft Excel

4)Научиться создавать таблицы, а данные в таблице преобразовывать в графики или диаграммы.

Ожидаемый результат : Данная работа предполагает расширение кругозора и развития устойчивого навыка работы и с компьютером, и с табличным редактором.

Механизм реализации:

Самостоятельное изучение программы MS Excel .

Узнать, что такое графики и диаграммы и найти различие между ними

Изучить рабочую область MS Ex с el

Научиться строить таблицы в табличном редакторе

Преобразовать таблицы в графики и диаграммы.

II. Учебно-образовательный проект 1.Что такое диаграмма?

Для наглядного представления разных числовых данных используются диаграммы.

Диаграмма -это графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.

С помощью графиков и диаграмм можно легко отобразить большие объёмы информации для того, чтобы легко запомнить или понять.

Выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаём:

Гистограмма — способ графического представления табличных данных. Количественные соотношения некоторого показателя представлены в виде прямоугольников, площади которых пропорциональны.

t1581319992aa.jpg

Круговые диаграммы - это наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то образуют круговые диаграммы.

t1581319992ab.jpg

Линейчатая диаграмма – это график, показывающий различные категории данных в виде прямоугольных полос (линеек), длины которых пропорциональны величинам элементов данных, которые они отображают.

t1581319992ac.jpg

Точечная диаграмма показывает отношения между численными значениями в нескольких рядах данных или отображает две группы чисел как один ряд координат x и y. Точечная диаграмма имеет две оси значений, при этом одни числовые значения выводятся вдоль горизонтальной оси (оси X), а другие — вдоль вертикальной оси (оси Y). На точечной диаграмме эти значения объединяются в одну точку и выводятся через неравные интервалы или кластеры.

t1581319992ad.jpg

Диаграмма с областями – это линейчатая диаграмма с заполненными цветом областями. Используйте диаграмму с областями и накоплением для отображения вклада каждого значения к общему по времени или по категориям.

t1581319992ae.jpg

Данные, расположенные в столбцах или строках листа в определенном порядке, можно представить в виде биржевой диаграммы .

t1581319992af.jpg

Образующие поверхности столбчатых и линейных диаграмм могут представлять собой не только прямоугольники, но также квадраты, треугольники, трапеции и т. д. Круговые (секторные) диаграммы.

t1581319992ag.jpg

Пузырьковая диаграмма — двумерная диаграмма для сравнения трех и более наборов значений или пар данных.

t1581319992ah.jpg

Лепестковая диаграмма - особенная диаграмма это лепестковая так как у неё для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы.

t1581319992ai.jpg

График - это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от друг(например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

t1581319992aj.jpg

2.Рабочая область графического редактора Microsoft Excel:

Из чего состоит окно табличного редактора MS Excel :

t1581319992ak.jpg

Строка заголовка-

t1581319992al.jpg

Вкладки меню-

t1581319992am.jpg

Панель инструментов-

t1581319992an.jpg

Рабочая область-

t1581319992ao.jpg

t1581319992ap.jpg

t1581319992aq.jpg

t1581319992ar.jpg

8. Диапазон-

3.Построение таблиц в табличном редакторе MS Excel

Таблица – простая и удобная форма представления информации.

Как правило, любая таблица состоит из следующих частей:

- головки (заголовка столбцов);

- боковика (заголовка строк);

t1581319992as.jpg

Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек.

Рабочая область окна табличного редактора оформлена в виде строк и столбцов:

t1581319992at.jpg

- Оформляем заголовок таблицы;

1. Выделение нужного диапазона и объединение ячеек

t1581319992au.jpg

2. Пишем заголовок

t1581319992aw.jpg

t1581319992ax.jpg

- выполняем выравнивание данные в ячейках,

t1581319992ay.jpg

-измеряем размер ячеек

t1581319992az.jpg

-оформление границ таблицы

t1581319992bb.jpg

t1581319992bc.jpg

Для того чтобы создать диаграмму нужно:

Зайти в табличный редактор MS Excel

Внести данные в ячейки и создать таблицу

t1581319992bd.jpg

t1581319992be.jpg

Пример готовой диаграммы

В виде круговой диаграмме:

t1581319992bf.jpg

t1581319992bg.jpg

В виде линейчатой диаграмме:

t1581319992bh.jpg

В виде биржевой диаграмме:

t1581319992bi.jpg

В виде графика :

t1581319992bj.jpg

В виде пузырьковой диаграмме:

t1581319992bk.jpg

Ввиде диаграмме с областями :

t1581319992bl.jpg

В виде столбчатой диаграмме:

t1581319992bm.jpg

В виде поверхности :

t1581319992bn.jpg

В виде лепестковой диаграммы:

В виде круговой диаграммы:

t1581319992bo.jpg

Выбранная тема дала возможность ближе познакомиться с табличным редактором MS Excel , узнать, что такое график и диаграмма и их разновидности и как они создаются. Изучив данный материал, я научилась работать в программе, создавать таблицы и по данным таблиц строить графики и диаграммы.

Думаю, что полученные умения работать над темой и навыки работы с программой, мне пригодятся в дальнейшем, при выполнении домашней работы, т.е. в написании докладов, рефератов. Моя тема поможет ребятам проявить интерес к изучению информатики. Моя работа над темой не закончена, в следующем учебном году я продолжу изучение новых возможностей программы MS Excel . Так как считаю что изучение данного материала позволит мне: расширить кругозор, улучшить навыки работы на компьютере и создание таблиц с использование формул и функций.

Диаграмма - графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.

Виды диаграмм: столбиковые, секторные и диаграммы Венна.

Столбиковые диаграммы, называемые еще ленточными, изображают зависимость величин в виде прямоугольников одинаковой ширины, вытянутых вверх. Высота столбика соответствует изображаемой величине. Количество столбиков зависит от количества и времени сделанных замеров. Как правило, такие диаграммы используются при многократных замерах одних и тех же показателей, но распределенных во времени или пространстве. Возможно соединение столбиковых диаграмм в одну, например, при показе результатов контрольной и экспериментальной групп в эксперименте.

Секторная диаграмма - это круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми ими величиной. Такие диаграммы делаются с рисунками на каждом секторе, изображающими замеряемую величину. Используются секторные диаграммы при распределении чего-то целого между кем-то или чем-то другим. Например, если все ошибки учащихся в контрольной работе принять за сто единиц, то их можно поделить по видам: количество ошибок на приставки, на непроверяемую согласную в корне слова, на правописание суффиксов и т. д.

Диаграмма Венна - это геометрическое изображение отношений объемов понятий или других величин между собой посредством пересекающихся или входящих друг в друга контуров. Таким образом удобно показывать соотношение понятий, зоны формирования анализируемых ситуаций, качеств, состояний.

Таблица - это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.

Таблицы состоят из текстов и цифровой части. Текстовая часть - это заголовки разделов (графов). Цифровая часть - числа и их соотношение.

В структуре таблицы выделяют головку - словесную информацию в заголовках граф. Это те явления и предметы, которые будут характеризоваться количественно. Как правило, это делается в боковом заголовке. В таблицу также входят вертикальные столбцы - графы для помещения чисел. Эта часть таблицы называется сказуемым. Заголовки граф входят в головку таблицы.

Первый граф, как правило, указывает порядковый номер замеряемого положения и обозначается как ПП или п/п. Второй граф - это боковой заголовок, указывающий на то, что замеряется. Третий и последующие графы - это сказуемое о подлежащем, то есть том, что замеряется и что указывается в боковом заголовке.

Виды таблиц:

1.простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении, например о количестве прочитанной детьми литературы в школьной библиотеке;

2.групповая таблица, где дети, читающие из школьной библиотеки литературу, делятся, например, по классам или по полу;

3.комбинированная таблица, где деление детей идет сразу по нескольким признакам;

4.шахматная таблица, где вертикальное деление одинаково с горизонтальным по содержанию.

Таблицы также подразделяются на однострочные и многострочные по числу горизонтальных строк одного содержания.

Все таблицы в тексте реферата, курсовой и дипломной работы имеют свою единую нумерацию. При этом в тексте делается сноска (см. табл. 3), а сама таблица имеет полное наименование: Таблица 3, проставленное в правом верху с последующим названием таблицы, выражающим ее содержание. Ни в том ни в другом случае знак № не ставится и точка тоже. Сам номер таблицы пишется арабскими цифрами.

Требования к содержанию таблицы: а) выбор существенных характеристик предмета изучения, то есть значимость подлежащего и сказуемого; б) точная группировка материала как в подлежащем, так и в сказуемом; в) сопоставимость данных, их однородность; г) точность всех данных.




Требования к построению таблицы: а) понятность, ясность, доходчивость; б) логичность; в) краткость и четкость заголовков подлежащего; в) лаконизм и экономичность.

Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-то. Схемы - это всегда соотношение частей в неком целом объекте.

Виды схем: а) схемы управления, когда рисуется структура управления каким-то объектом; б) близки схемам управления функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей; в) табличные схемы (лепестковой диаграммы Эпюра) с указанием точных данных об объекте схематизации; г) схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо.

Схемы, как и другие графические материалы, кроме таблиц, подписываются как рисунки и имеют единую нумерацию со всеми другими рисунками. Помещаются они, как правило, под текстом, объясняющим схему и интерпретирующим ее. Ссылка в тексте на нее обязательна. Если схема большая, ее можно помещать в Приложении.

Требования к схемам: а) удобочитаемость; б) красочность; г) логичность.

Диаграмма - графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.

Виды диаграмм: столбиковые, секторные и диаграммы Венна.

Столбиковые диаграммы, называемые еще ленточными, изображают зависимость величин в виде прямоугольников одинаковой ширины, вытянутых вверх. Высота столбика соответствует изображаемой величине. Количество столбиков зависит от количества и времени сделанных замеров. Как правило, такие диаграммы используются при многократных замерах одних и тех же показателей, но распределенных во времени или пространстве. Возможно соединение столбиковых диаграмм в одну, например, при показе результатов контрольной и экспериментальной групп в эксперименте.

Секторная диаграмма - это круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми ими величиной. Такие диаграммы делаются с рисунками на каждом секторе, изображающими замеряемую величину. Используются секторные диаграммы при распределении чего-то целого между кем-то или чем-то другим. Например, если все ошибки учащихся в контрольной работе принять за сто единиц, то их можно поделить по видам: количество ошибок на приставки, на непроверяемую согласную в корне слова, на правописание суффиксов и т. д.

Диаграмма Венна - это геометрическое изображение отношений объемов понятий или других величин между собой посредством пересекающихся или входящих друг в друга контуров. Таким образом удобно показывать соотношение понятий, зоны формирования анализируемых ситуаций, качеств, состояний.

Таблица - это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.

Таблицы состоят из текстов и цифровой части. Текстовая часть - это заголовки разделов (графов). Цифровая часть - числа и их соотношение.

В структуре таблицы выделяют головку - словесную информацию в заголовках граф. Это те явления и предметы, которые будут характеризоваться количественно. Как правило, это делается в боковом заголовке. В таблицу также входят вертикальные столбцы - графы для помещения чисел. Эта часть таблицы называется сказуемым. Заголовки граф входят в головку таблицы.

Первый граф, как правило, указывает порядковый номер замеряемого положения и обозначается как ПП или п/п. Второй граф - это боковой заголовок, указывающий на то, что замеряется. Третий и последующие графы - это сказуемое о подлежащем, то есть том, что замеряется и что указывается в боковом заголовке.

Виды таблиц:

1.простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении, например о количестве прочитанной детьми литературы в школьной библиотеке;

2.групповая таблица, где дети, читающие из школьной библиотеки литературу, делятся, например, по классам или по полу;

3.комбинированная таблица, где деление детей идет сразу по нескольким признакам;

4.шахматная таблица, где вертикальное деление одинаково с горизонтальным по содержанию.

Таблицы также подразделяются на однострочные и многострочные по числу горизонтальных строк одного содержания.

Все таблицы в тексте реферата, курсовой и дипломной работы имеют свою единую нумерацию. При этом в тексте делается сноска (см. табл. 3), а сама таблица имеет полное наименование: Таблица 3, проставленное в правом верху с последующим названием таблицы, выражающим ее содержание. Ни в том ни в другом случае знак № не ставится и точка тоже. Сам номер таблицы пишется арабскими цифрами.

Требования к содержанию таблицы: а) выбор существенных характеристик предмета изучения, то есть значимость подлежащего и сказуемого; б) точная группировка материала как в подлежащем, так и в сказуемом; в) сопоставимость данных, их однородность; г) точность всех данных.

Требования к построению таблицы: а) понятность, ясность, доходчивость; б) логичность; в) краткость и четкость заголовков подлежащего; в) лаконизм и экономичность.

Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-то. Схемы - это всегда соотношение частей в неком целом объекте.

Виды схем: а) схемы управления, когда рисуется структура управления каким-то объектом; б) близки схемам управления функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей; в) табличные схемы (лепестковой диаграммы Эпюра) с указанием точных данных об объекте схематизации; г) схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо.

Схемы, как и другие графические материалы, кроме таблиц, подписываются как рисунки и имеют единую нумерацию со всеми другими рисунками. Помещаются они, как правило, под текстом, объясняющим схему и интерпретирующим ее. Ссылка в тексте на нее обязательна. Если схема большая, ее можно помещать в Приложении.

Требования к схемам: а) удобочитаемость; б) красочность; г) логичность.

Как визуализировать данные: виды графиков

Визуализация числовых значений позволяет сделать понятными даже сложные наборы данных. Графики и диаграммы привлекают больше аудитории, чем обычный текст или скучные таблицы, и увеличивают вовлеченность читателей. Визуальная информация намного лучше воспринимается и запоминается, что помогает быстро и эффективно донести до аудитории ваши мысли и идеи.

В этой статье разберем основные виды графиков и поговорим о том, каких правил следует придерживаться при визуализации данных.

Типы графиков

Вид диаграммы необходимо выбирать в зависимости от того, какие данные вы хотите визуализировать и с какой целью: чтобы сравнить различные показатели или продемонстрировать, как распределяются данные, скажем, какие значения встречаются чаще, а какие реже.

Также на диаграмме можно наглядно показать структуру чего-либо при помощи данных или проследить взаимосвязь показателей.

Типов диаграмм насчитывается несколько десятков, и в рамках одной статьи описать их все не представляется возможным. Мы рассмотрим наиболее часто используемые виды графиков и разберемся, для отображения каких данных лучше всего подходит каждый их них.

Графики, о которых далее пойдет речь, можно легко создать в таких программах, как Microsoft Word, Excel, PowerPoint и Visio (а также их бесплатных аналогах), приложениях iWork (для iOS и macOS) и онлайн-сервисе Canva.

Линейный график

Линейный график (или линейная диаграмма) показывает динамику по одному либо нескольким показателям. Его удобно применять, когда нужно сравнить, как меняются с течением времени разные наборы данных.

Пример линейного графика

Данные на таком графике отображаются в виде точек, которые соединены линиями. Также точки могут быть невидимыми, тогда график представляет собой ломаные линии. Кроме того, существует такая разновидность, как график рассеяния или точечная диаграмма, на котором точки изображаются без линий. Данный тип графика помогает найти взаимосвязь между двумя показателями.

Линейные диаграммы целесообразно применять, если число значений в ряду велико. Они удобны, когда требуется отобразить общую тенденцию развития каких-либо явлений, сравнить темпы роста и т.п.

На такой диаграмме данные категорий равномерно распределены вдоль горизонтальной оси, а все значения отображаются вдоль вертикальной оси. Графики позволяют показать непрерывное изменение данных за определенный период времени, поэтому они прекрасно подходят для представления тенденций изменения данных с равными временными интервалами, такими как месяцы, кварталы или годы.

Диаграммы-области

Диаграмма с областями представляет собой линейную диаграмму, в которой область ниже линии заполнена индивидуальным цветом или текстурой. Так же, как и линейные графики, диаграммы-области используются для отображения развития количественных значений в каком-то определенном интервале или за определенный временной период, но отличаются от графиков тем, что позволяют оценить вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс.

Пример диаграммы с областями

Линейчатые диаграммы

Линейчатые (полосчатые) диаграммы, которые также называют столбчатыми (столбиковыми), являются наиболее часто используемым типом диаграмм.

Они могут применяться для сравнения разных значений в тех случаях, когда важны конкретные числовые показатели. На одной оси столбиковой диаграммы представлены сравниваемые категории, а на другой – шкала числовых значений.

Полосчатые диаграммы позволяют пользователю легко сравнить отдельные значения для разных категорий либо сравнивать изменения значений за какой-то период времени для определенной категории. Статистические показатели в таких диаграммах могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. Для изображения величины параметра используется высота или длина столбика.

Пример линейчатой диаграммы

Кроме прямоугольников, поверхность таких диаграмм может представлять собой треугольники, трапеции и другие фигуры.

Горизонтальные линейчатые диаграммы обычно используются, когда необходимо сравнить множество различных показателей или визуально обозначить явное превосходство одного из них. Вертикальные столбцы целесообразно использовать для изменения показателей в разные периоды времени, к примеру, ежегодной прибыли компании за несколько лет.

Гистограммы

Гистограмма и столбиковая диаграмма визуально схожи, разница же заключается в том, что гистограмма показывает распределение данных в рамках непрерывного интервала либо конкретного периода времени. На вертикальной оси гистограмм отображается частотность, а на горизонтальной показаны интервалы или временной период.

Пример гистограммы

Гистограммы помогают визуально определить концентрацию значений, а также предельные значения или наличие пробелов либо отклонений.

Гистограмма с несколькими осями

Представляет собой сочетание столбиковой диаграммы и линейного графика с двумя осями Y и с одной осью X, на которой показаны категории данных. Такой вариант может понадобиться, когда нужно представить два или более фактора и выявить параллели или сравнения.

Пример гистограммы с несколькими осями

Круговые диаграммы

Круговые (секторные) диаграммы показывают долю каждой величины в общем объеме. Круг представляет всю совокупность данных, а относительная величина каждого отдельного значения изображается в виде сектора круга. Площадь секторов при этом соответствует вкладу этого параметра в сумму значений.

Пример круговой диаграммы

Круговые диаграммы наглядно демонстрируют, какую часть от общего количества составляют отдельные значения. Сектора могут отображаться в общем круге, а также могут быть расположены отдельно на небольшом расстоянии друг от друга.

Географические диаграммы

Картодиаграмма являет собой сочетание диаграммы с географической картой или схемой. Ее используют, когда нужно отобразить распределение определенного показателя по регионам, странам, материкам, выделенным разным цветом, оттенками или рисунками в соответствии с переменными данных. На примере диаграммы, приведенной ниже, можно увидеть, что цвет для каждого региона определяется в зависимости от плотности населения.

Пример географической диаграммы

Если необходимо отобразить на карте данные по дополнительным показателям, это делается с помощью добавления микрографики: круговых диаграмм или столбиков.

Правила визуализации данных

Чтобы графики и диаграммы были понятны читателям, при их построении нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Выбирайте правильный тип и формат визуализации информации. Используйте график, подходящий для ваших данных и соответствующий вашей цели. Например, если вам нужно отобразить динамику показателей, создайте обычный линейный график. В случае, когда предполагается сравнение нескольких категорий между собой, правильным выбором станет столбиковая (линейчатая) или секторная (круговая) диаграмма. Ориентируйтесь на количество категорий, если их у вас больше 5, лучше подойдет столбиковая, так как в круговой диаграмме с большим числом долей информацию считывать неудобно.
  • Не нарушайте общепринятые стандарты, например, временные оси (года, месяцы, кварталы) всегда располагайте горизонтально слева направо, так как это интуитивно понятно для читателей и облегчит восприятие информации.
  • Старайтесь делать дизайн диаграммы максимально простым и ясным. Не используйте элементы, которые могу отвлечь читателя от сути: градиентную заливку, тени, трехмерные эффекты и пр.
  • Удаляйте с ваших диаграмм все неинформативные элементы, оставляйте только те, что действительно необходимы, так как загромождение графиков ненужной информацией значительно затрудняет их восприятие. К примеру, если у вас есть подписи значений, то линии сетки и ось уже не нужны, поскольку это дублирование информации. Если вы все же используете основные, а также вспомогательные линии сетки, делайте их как можно более простыми и не бросающимися в глаза. На первом плане должна быть важная информация, а не вспомогательные элементы.
  • Визуализировать данные следует так, чтобы с первого взгляда были видны самые высокие и самые низкие значения, тенденции и корреляции. В противном случае нужно менять тип графика. Старайтесь сделать так, что было легко сравнить разные показатели и выявить соотношение, поэтому разбивать однотипную информацию на несколько отдельных графиков не стоит.
  • Однако если необходимо визуализировать много различных типов данных и категорий, напротив, нужно разделить диаграмму на несколько частей. Например, на линейном графике нежелательно показывать больше четырех-пяти линий. Перегруженная информацией диаграмма только запутает читателя.
  • Если на диаграмме отображаются категории, которые обычно ассоциируются с определенным цветом, к примеру, положительные значения – зеленый, отрицательные показатели – красный, а мужчины и женщины – голубой и розовый цвета, не стоит нарушать общепринятый порядок. Пользователю проще воспринимать эти категории в ожидаемой цветовой гамме.
  • Если вы сравниваете показатели текущего и прошедшего года, можно сделать прошедший год более бледным, а текущий обозначить более ярко. Однако использовать следует оттенки одного цвета, чтобы было понятно, что речь идет об одном и том же показателе.
  • Позаботьтесь о правильном форматировании чисел на диаграмме: в больших числах используйте разделители разрядов (то есть указывайте 1 000 000, а не 1000000) и убирайте лишние знаки после запятой. Это сделает числа легко читабельными.
  • Учтите, что у диаграммы должно быть понятное, отражающее суть название и полная легенда, то есть все необходимые поясняющие подписи. Период времени и единицы измерения должны быть четко обозначены и трактоваться абсолютно однозначно, чтобы у читателей не возникало никаких вопросов, что изображено на диаграмме.

И еще пара советов: не используйте разные виды графиков и диаграмм для однотипных данных. Читателю требуется время, чтобы привыкнуть к каждому новому виду диаграммы и понять, что обозначает определенная линия или столбик, поэтому всегда выбирайте одинаковые диаграммы для данных одного типа. Кроме того, следует придерживаться одной цветовой гаммы в одном отчете или презентации. Хорошее решение – использование цветов вашего корпоративного стиля.

Читайте также: