Использование алфавита при работе со словарями сообщение
Обновлено: 28.04.2024
4 Покажите цифрами алфавитный порядок слов. Text пенал портфель карандаш альбом
5 Покажите цифрами алфавитный порядок слов. Text пенал портфель карандаш альбом
7 Групповая работа 1 1 Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы. АнгелинаАлинаДиана Даниил
8 Групповая работа 2 2 Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы. КравченкоКозлов ПодкопаевРябцев
9 Групповая работа 3 3 Догадайтесь, в каком порядке стоят в библиотеке эти книги.
10 Групповая работа 4 4 Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту. суббота вторник среда
11 Групповая работа 4 4 Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположи по алфавиту. субботавторник среда
12 Групповая работа 5 5 Герой нашего учебника Антон назвал весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли он это сделал? мартапрельмай
13 Групповая работа 5 5 Весенние месяцы в алфавитном порядке: мартмайапрель
14 Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.
ТИП УРОКА: урок закрепления и развития знании, умении, навыков.
ЦЕЛИ УРОКА: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова в алфавитном порядке.
• учащиеся научатся правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность, классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают, располагать заданные слова в алфавитном порядке, применять знание алфавита при пользовании словарями.
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради с. 28, упр. 12.
(Воробей, лисица, петух, собака.)
3. Актуализация знаний
Воспроизведение знаний об алфавите, порядке букв в алфавите.
4. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете закреплять умение правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность, будете учиться определять буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают, упражняться в расположении заданных слов в алфавитном порядке.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 54, упр. 5)
Назовите каждую букву правильно.
Какие названия имеют буквы ъ и ь в алфавите?
Постарайтесь установить последовательности букв в алфавите для каждой группы букв.
— Запишите одну по выбору группу букв в алфавитном порядке.
Названия букв должен знать каждый грамотный человек, это знание и умение пользоваться алфавитом нужно человеку любой профессии и в течение всей жизни.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 55, упр. 6)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 55, упр. 7)
— Подумайте, какое слово в каждой паре вы запишете по алфавиту первым? Обоснуйте свой выбор.
Выполнение заданий по выбору.
— Запишите по выбору две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
Работа со словарными словами
— Догадайтесь, о ком идёт речь.
• Мальчик, который учится в школе. (Ученик.)
• Девочка, которая учится в школе. (Ученица.)
• Человек, который преподаёт в школе какой-либо учебный предмет. (Учитель, учительница.)
— Запишите слова в тетрадь.
Запишите предложение. Подчеркните в словарных словах буквы, которые надо запомнить.
Ученик и ученица пришли на урок к учителю.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 56, упр. 9)
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 57, упр. 11)
— Расшифруйте слова. Для этого расположите буквы в алфавитном порядке. Запишите составленные слова.
Работа по учебнику (с. 57, упр. 12)
— Прочитайте стихотворение Н. Костарёва.
Определите правило, по которому слова астра, азбука, айва записаны в алфавитном порядке. (Первые буквы в словах одинаковые, значит надо сравнивать вторые буквы в каждом слове.)
Запишите выделенные слова в алфавитном порядке.
Работа с толковым словарём.
Работа по учебнику (с. 56, упр. 9)
— Выполнение задания упражнения. Как расположены слова в словаре? (В алфавитном порядке.)
7. Самостоятельная работа
Работа по учебнику (с. 56, упр. 10)
— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Проверьте правильность написания слов по орфографическому словарю.
Запишите три последних слова в алфавитном порядке. (Карандаш, лисица, пальто.)
8. Домашнее задание
Запомнить названия букв в алфавите. Составить загадку, подобную той, что дана в учебнике на с. 56, упр. 8.
Тема: Фонетический разбор слова. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
ЦЕЛЬ: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости согласные звуки, шипя щ ие зву ки |ж), [ш], |ч|, [ш], правильно обозначать на письме сочетания шипящих звуков с гла с ными, писать буквосочетания чн , чк без мягкого знака.
Задачи: учить распознавать парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости согласные звуки , развивать связную устную и письменную речь обучающихся, логическое мышление, внимание; умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, в группе, используя проблемные вопросы, творческие задания;
воспитывать у обучающихся чувства позитивной оценки и самооценки; интерес и уважение к национальным традициям и обычаям разных народов, патриотизм, толерантность.
Предметные: третьеклассники получать представление о различиях между звуком и буквой.
Регулятивные УУД: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.
Коммуникативные УУД: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других обучающихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Оборудование: ТПО, веселые физминутки .
Содержание учебного материала
Деятель ность обу чаю щихся
ФУУД (форм и рование униве р сальных уче б ных действий)
I . Организа-ционный момент .
Проверяется готовность обучающихся к уроку, создается эмоциональный настрой на изучение нов о го предмета.
Девиз нашего урока:
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться,
Точно знаю я смогу
И ребятам помогу.
Организует мы с лительные опер а ции. Формулирует задания. Актив и зирует знания обучающихся
Личностные УУД : полож и тельное отнош е ние.
Гимнастика для рук
Выполнение ги м настики
Личностные УУД : установка на здоровый о б раз жизни
III . Актуализ а ция знаний.
и высокомотивированными обучающимися
3.Орфографическая разминка . сенний ст.ит п.года , д.жди , св.тло , сн.жок , тр.ва , тр.па,д.ревья -подготовка к диктанту У стно
4.Словарный диктант : на доске З апишите слова в алфавитном порядке дорога, месяц, октябрь, вокруг, погода, понедельник, ракета, черный, четыре, восемь, вторник, среда ИЛИ В ПРЕЗЕНТ А ЦИИ
Фронтальная р а бота
Познавательные УУД : воспрои з ведение инфо р мации
Регулятивные УУД: принимать и сохранять з а дачу.
II . Постановка цели и задач урока. Мотив а ция учебной де я тельности уч а щихся
Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)
Тетя, Люба, букварь, крючки, пряник, люстра, зверь, львята, время, льдина.
— Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мяг кость предыдущего согласного.
2 Самоопределение к деятельности
- Назовите первый звук в каждом слове. Дайте ему характе ристику.
— Сформулируйте тему урока. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Определение и обоснова ние темы урока, формул и рование цели и задач.
Фронтальная р а бота
Личностные УУД: интерес к учебному мат е риалу.
Коммуникати в ные УУ Д : д о пускать разные точки зрения.
IV . Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику Упр. 117 (с. 65).
(Проверка. Несколько учеников делают со общения о согласных звуках и буквах, которые их обозн а чают.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
— Прочитайте слова. Дайте характеристику согласным звукам в каждом слове.
— Прочитайте буквосочетания. Что вы можете о них сказать?
2 . Работа над загадками
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в сло вах буквосочетании жи — ши, ча - ща, чу — щу , чк .
Урок по системе Способ диалектического обучения. 1 класс. "Школа России".
Шрайнер С.М. Урок русского языка в 1 классе
Тема: "Использование алфавита при работе со словарями."
(урок обобщения знаний)
Цели:
1.1. Применение опорных понятий: буква, алфавит, слово, словарь (орфографический, толковый).
1.2. Развитие у учащихся УУД :
- познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
- регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка;
- коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
1.3. Развитие у учащихся специальных умений: правильно называть буквы русского алфавита, распределять слова по алфавиту, находить слова в толковом и орфографическом словарях, определять порядок фамилий группы в алфавитном порядке.
2.1. Формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное ; единство-многообразие; целое – часть; причина-следствие.
2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточка №1), карточки с заданиями, орфографический и толковый словари.
Заявка на оценку:
"Умница" - 16 баллов и более;
"Молодец" – 12 - 15 баллов;
"Хорошо" – 8 - 11 баллов
22б +2б=24б :3=8б 19 учеников
Организация начала урока
Знакомство учащихся с заявкой на оценку
- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов. Баллы будете проставлять в карточке внизу. Желаю удачи!
"Умница" - 13 баллов и более; У
"Молодец" – 9 - 12 баллов; М
"Хорошо" – 5 - 8 баллов. Х
Поощрительные баллы:
дисциплина, аккуратность, скорость работы, правильная осанка.
Арбитр : определит самого активного на каждом ряду. Ника
Выбор арбитра на урок.
Ожидаемая оценка проставляется на карточке в отведённом месте
Для арбитра – список учащихся
Целеполагание :
Что такое буква?
Для чего в русском языке нужны буквы?
Отгадайте ! (на слайде)
Что такое синонимы проверим по словарю
- Сформулируйте тему и цель урока.
- Буквы обозначают звуки речи.
- из букв составляют слоги, из слогов слова, из слов - предложения.
- Азбука.
- Правильность понятия проверим по словарю. Ученик зачитывает определение понятия.
Тема урока : Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями.
Цель : знать порядок букв русского алфавита, правильно их называть, формировать умение пользоваться знанием алфавита при работе со словарями.
Повторить буквы алфавита. Повторить порядок букв в алфавите
Актуализация знаний
Сформулируйте вопросы – понятия по карточке № 1.
Какие ещё словари вам известны?
По орфографическому словарю можно узнать, как правильно писать слова.
Толковый словарь – словарь, который объясняет значения слов.
В разных словарях уже по алфавиту составлены слова. Над составлением словарей работали взрослые люди. На уроке мы будем пользоваться алфавитом при работе со словарями.
-Что называется алфавитом?
Что представляет собой порядок букв?
-Что называется словарём Что представляет собой орфографический словарь? толковый словарь?
Орфографический словарь – это словарь, с помощью которого можно узнать как правильно писать слова.
Работа по теме урока:
• Оп 1. Опорные понятия : буква, слово, алфавит, словарь.
Цифровой диктант по опорным понятиям по Буква , словарь, алфавит, слово.
Записывают цифры в карточке.
Взаимопроверка по вариантам.
Проверка по слайду.
1 – вариант 2 – вариант
3 4 1 2 1 2 4 3
1. Знак для письменного обозначения звука речи.
2.Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.
2. Сборник слов в алфавитном порядке.
3. Знак для письменного обозначения звука речи.
3. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.
4. Сборник слов в алфавитном порядке.
Проверка по слайду.
1 – вариант 2 – вариант
3 4 1 2 1 2 4 3
2. Соотнести понятие и вариант ответа:
Соотносят понятие и вариант ответа:
1.Буква - знак для письменного обозначения звука речи.
2.Слово - единица языка, служащая для названия отдельных понятий.
3.Словарь - сборник слов в алфавитном порядке.
4.Алфавит- порядок букв.
сборник слов в алфавитном порядке.
единица языка, служащая для названия отдельных понятий.
знак для письменного обозначения звука речи.
Самооценка. Если всё записано правильно – 4 балла. За каждую ошибку минус 1 балл.
Повторение пройденного алфавита.
Звучит песенка про алфавит
1.Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.
2. Найти имена в орфографическом словаре.
Девочки и мальчики по алфавиту по фамилиям ( если резерв времени)
Выходят , обсуждают, строятся в алфавитном порядке
Проверка, дополнения, возражения и т.д.
Находят имена в орфографическом словаре.
Практическая работа по теме урока:
Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?
Уч.ник, к.р.ндаш ,
р.бота , красивее, банты,
звонит, абзац.
№ 2.
1) Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно.
Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк.
Проверьте по толковому словарику С. 63.
2) Выписать из толкового словаря ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе.
Подчеркните слова, значение которых непонятно.
3) Найти ошибки в словах по орфографическому словарю.
Акуратный , виртекальный, калиграфия, патреот .
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация.
3. Работа в группе. Каждая группа обсуждает и готовит к выступлению по одному заданию.
Распределяют по алфавиту. Над словами ставят цифры.
- Орфографический:
- Орфоэпический: красивее,
банты, звонит.
6 2
Ученик, карандаш ,
работа , тетрадь ,
3 1
пенал , абзац.
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация..
На этапе простой кооперации необходимо задания поделить на группы.
Распределяют по алфавиту , ставят цифры над словами. Подчеркивают слова, значение которых непонятно.
1 группа
Финиш , фантазия, фойе,
4 2 фиолетовый, фейерверк.
Проверяют по толковому словарику С. 63.
Выписывают из толкового словаря ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе.
Подчеркивают слова, значение которых непонятно.
2 группа
Уважать , увлекательный, умелый, упорный, упрямый, усердие, усидчивый, успех, учтивый, уяснить.
3 группа
Находят ошибки в словах по орфографическому словарю.
Аккуратный , вертикальный, каллиграфия, патриотизм.
Значения слов находят в толковом словаре.
Проверка, дополнения, возражения и т.д.
Итог урока:
- Каждая группа подготовит и задаст вопрос - понятие (карточка № 1) другой группе .
Вопрос - понятие - 1 б.
№1. - Что называется алфавитом?
- Что представляет собой алфавит?
- Что понимается под словарём?
Оценки за урок
Дополнительные баллы поощрения получают.
Встаньте у кого совпали ожидаемые оценки.
"Умница" - 16 баллов и более;
"Молодец" – 12 - 15 баллов;
"Хорошо" – 8 - 11 баллов
Ф.И. ____________________ Отгадка : ________________________________
Ожидаю : ____ Мои баллы:_________________________________
Цифровой диктант по вариантам: 2б
1- вариант
2- вариант
1. Знак для письменного обозначения звука речи.
2. Сборник слов в алфавитном порядке.
2. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.
3. Знак для письменного обозначения звука речи.
3. Сборник слов в алфавитном порядке.
4. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.
Соотнесите понятие и вариант ответа: 4б.
1.Буква
сборник слов в алфавитном порядке.
2.Слово
3.Словарь
единица языка, служащая для названия отдельных понятий.
4.Алфавит
знак для письменного обозначения звука речи.
Задание №1 Вставить пропущенные буквы. Распределите слова по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?
Уч. ник, к .р .ндаш ,р. бота. красивее, банты, звонит, абзац.
Задание № 2. Индивидуально, в парах, в группе, выступление.
1.Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Сформулируйте задания к данным словам.
Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк.
Проверьте по толковому словарику С. 63.
2.Выписать из толкового словаря на букву У ( с.62 – 63) пять слов , необходимых для обучения в школе.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Читайте также: