Искусство светописи световая кисть сообщение

Обновлено: 05.07.2024


Canon 5D, Canon 50mm, ISO 100, 53с, f/5.0, режим экспозиции Bulb

Как применить данную методику по отношению к людям, ведь они в отличии от натюрмортов не могут абсолютно не двигаться? Остаётся только одно – усилить опору модели за счёт стула, стола, пола и т.д.

Вместе с этим нужно провести инструктаж портретируемого человека как вести себя во время экспозиции, ведь она занимает довольно большой промежуток времени – это может быть 20 секунд, а может быть и целых 5 минут.

Особое значение придаётся статичности тех частей тела, которые освещаются в этот момент светом.

Самостоятельное экспериментирование техникой световая кисть – проще пареной репы. Вы должны лишь иметь фонарик, при этом вашей фотокамере безразлично какой тип светодиода встроен в него – лампы накаливания или галоген. Нужно лишь выставить наиболее подходящее значение цветовой температуры. Например, у лампы накаливания это 2800 К, у светодиодов с голубоватым оттенком—7000 К и т.д. Кроме этого, переднюю часть фонарика вы должны «вооружить"тубусом из чёрного не блестящего картона или другого. Имеющегося под рукой, светопоглощающего материала. Тубус должен иметь длину не более 15-20 см.

Cветографика (англ. lightgraphic ) или лайтпейнтинг (калька с англ. light painting — рисование светом) — стиль фотосъемки, техника рисования светом.


Содержание

Основные сведения

Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике * на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.

Основные методы

Два основных метода светографики — статический и динамический.


Метод статической отрисовки

  • Монокомпозиция* . Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
  • Мультикомпозиция* . Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки

  • Перемещающийся свет* . Этот способ позволяет непосредственно самими источниками света (световыми мечами * ) вырисовывать в пространстве всевозможные импровизации. Способ используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна (пример — всевозможные надписи, орнаменты, украшения).


  • Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча происходит размазывание граней света-тени.
  • Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приемы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.


Все вышеперечисленные методы * являются лишь частями единого процесса. Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом.


Световая кисть

Световая кисть — техника фотосъемки. Принцип использования световой кисти заключается в том, что объекты освещаются отдельно, а источник света при этом передвигается. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Это фотографическая техника получила широкое применение в натюрморте.

Световая кисть — инструмент рисования светом. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч, направленный пучок света. Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. В качестве световой кисти используют бытовой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Световой меч — один из инструментов, используемых в динамической отрисовке.

Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Представляет собой постоянный источник света, напоминающий меч, палку, шест.

Обязательное условие — равномерное, излучающее свет пространство.

См. также

Литература

  • Цикл статей в журнале DigitalPhoto Фотомастерская
  • ↑D.P.Фотомастерская № 10/07 Вводная статья. Изложены основные принципы, правила и используемое борудование.
  • ↑D.P.Фотомастерская № 11/07 Статическая отрисовка. Лёд. Фон.
  • ↑D.P.Фотомастерская № 12/07 Мультикомпозиция. Отрисовка в 4 руки.
  • ↑D.P.Фотомастерская № 03/08 Основные методы рисования светом.
  • ↑D.P.Фотомастерская № 05/08 Динамический фон.
  • ↑D.P.Фотомастерская № 08/08 Рисование динамическим светом. Световой меч.
  • ↑D.P.Фотомастерская № 10/08 Метод динамической отрисовки. Световой сдвиг. Подробно изложенный материал с иллюстрированными примерами.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Световая кисть" в других словарях:

Светографика — Cветографик (англ. light graphic) или лайтпейнтинг (калька с англ. light painting рисование светом) стиль фотосъемки, техника рисования светом. Содержание 1 Основные сведения 2 Основные методы … Википедия

Фризлайт — (англ. freezelight от англ. freeze замерзать, застывать и англ. light свет) техника рисования светом при фотосъёмке на длинной выдержке. Обязательное условие: получение осмысленного результата абстракции, объекта или взаимодействия с ним.… … Википедия

Электролюминесценция* — Люминесценцией (см.) называется всякое свечением (излучение телами видимых лучей света), не вызванное сильным повышением температуры и происходящее при температуре светящегося тела, значительно более низкой, чем та наименьшая температура (около… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Электролюминесценция — Люминесценцией (см.) называется всякое свечением (излучение телами видимых лучей света), не вызванное сильным повышением температуры и происходящее при температуре светящегося тела, значительно более низкой, чем та наименьшая температура (около… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Санато́рно-куро́ртный отбо́р — совокупность медицинских мероприятий, проводимых в целях определения показаний или противопоказаний к курортному лечению, а также места, медицинского профиля санатория, длительности и сезона санаторно курортного лечения. Цель С. к. о. улучшение… … Медицинская энциклопедия

Световая кисть в фотографии

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть — дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

Что необходимо

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

4 фонарика. © Фото Максима Кривошеева

ISO 50, 20 с, f/22, 100мм (использован фонарик с лампой накаливания, цветовой баланс для дневного света). © Фото Максима Кривошеева

ISO 50, 20 с, f/22, 100мм (использован фонарик с лампой накаливания, цветовой баланс для дневного света). © Фото Максима Кривошеева

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, — на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

2 мин, f/8, 100 ISO, 50мм, галогеновый фонарик, баланс для ламп накаливания, ослабление контраста и цветов в Photoshop. © Фото Максима Кривошеева

2 мин, f/8, 100 ISO, 50мм, галогеновый фонарик, баланс для
ламп накаливания, ослабление контраста и цветов в Photoshop. © Фото Максима Кривошеева

Техника съемки световой кистью

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости. Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке, используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна — скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света — поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно — тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет — осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

Приборы. Световая кисть. © Genna B

Приборы. Световая кисть. © Genna B

Шишки. Световая кисть. © Genna B

Шишки. Световая кисть. © Genna B

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

Хитрости и эффекты съемки

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

ISO 50, 20 с, f/22, 100мм (использован фонарик с лампой накаливания, цветовой баланс смещен для создания эффекта). © Фото Максима Кривошеева

ISO 50, 20 с, f/22, 100мм (использован фонарик с лампой накаливания, цветовой баланс смещен для создания эффекта). © Фото Максима Кривошеева

ISO 100, 20 с, f/16, 100мм (использован фонарик с белым светодиодом, цветовой баланс для дневного света). © Фото Максима Кривошеева

ISO 100, 20 с, f/16, 100мм (использован фонарик с белым светодиодом, цветовой баланс для дневного света). © Фото Максима Кривошеева

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры. Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом — снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.


Чаще всего световая кисть используется при съемке натюрмортов. Однако, эта техника съемки применяется также при портретной, рекламной и интерьерной съемках. В интерьерной съемке вместо фонарика используются более мощные источники света.

В чем преимущества световой кисти?

Перед тем как перейти к практическим советам, я хочу рассказать, в чем главные преимущества работы со световой кистью.

Во-вторых, свет не только освещает картинку, от него напрямую зависит объем, текстура и цветовая насыщенность объекта съемки и всей сцены. Так же световая кисть позволяет делать миксы. Об этом я расскажу чуть ниже.

В-третьих, если ваш объект нуждается в необычном представлении, световая кисть – лучшее решение.

Выбор техники

Камера

Световая кисть

Конечно, желательно использовать камеру с полнокадровой матрицей. Такая матрица не сильно шумит на длинных выдержках и обладает большим динамическим диапазоном, который позволит вам корректировать экспозицию на 1-2 ступени с минимальной потерей качества.

Справедливости ради стоит отметить, что последние модели полупрофессиональных и даже любительских камер вполне хорошо справляются с шумами и дают приемлемую картинку.

Оптика

Световая кисть

Как правило световой кистью снимают натюрморт, а в этом жанре искажения перспективы очень не желательны, поэтому лучше использовать оптику с фокусным расстоянием от 85 мм.

Для съёмки помещений нужно каждый раз искать компромисс. Снять панораму из нескольких кадров со световой кистью не получится.

Штатив

Штатив должен быть максимально устойчивым, даже смещение на несколько миллиметров создаст для вас большие проблемы при объединении кадров.

Если выбираете штатив, берите с запасом. Если ваша камера с объективом весит 3 кг, лучше возьмите штатив, рассчитанный на 5 кг. И старайтесь выбрать модель, у которой есть крюк для закрепления дополнительного груза.

Дистанционное управление

Самым проблемным моментом в съемке световой кистью является запуск камеры. Делать это вручную крайне не удобно, как я уже писал выше, миллиметр смещения камеры – и уже проблемы со сборкой кадра.

Для запуска камеры лучше всего использовать пульт управления, который может быть запрограммирован на определенное количество кадров с определенной выдержкой и диафрагмой.

Для меня удобнее всего снимать сразу в компьютер и через него запускать камеру. Об этом чуть ниже.

Фонарик

Световой кистью также называется профессиональный инструмент, который точно держит цветовую температуру около 5500 К и позволяет использовать насадки и фильтры. Но это достаточно специфический и дорогой прибор.

Лучше всего выбрать светодиодный фонарик, он близок по цветовой температуре к естественному свету (5500 К) и достаточно экономно расходует энергию.

Фонарики с лампочками накаливания дают теплый свет, который удачно смотрится на дереве, бумаге и хорошо подходит для последующего состаривания фотографий.

Размер фонарика зависит от того, что вы будете снимать. Карманного достаточно для съемки натюрморта на столе. А вот для портретов в полный рост уже стоит приобрести что-то более мощное. Дополнительным плюсом будет линза для фокусирования пучка света.

Лучше всего иметь в запасе несколько фонариков, маленький, средний и большой.

Сейчас в продаже можно найти массу фонариков, подходящих для светописи. Я советую обратить внимание на эргономику и удобство фонарика, чтобы он не был слишком тяжелым и большим.

Эргономика. Я использую фонарик, который можно включить двумя способами.

  • Фонарик включается, когда зажата кнопка. Этот вариант удобен, когда вам нужно дорисовать маленькую деталь, вы поднесли фонарик, включили, осветили нужный участок, тут же выключили. Долго работать в таком режиме не удобно, кисть руки находится в напряжении, что отражается на плавности движений.
  • Сделать несколько оборотов отсека с батарейками, и фонарик горит постоянно. Это способ удобен для долгой экспозиции.

Съёмка в компьютер

Световая кисть

Самый удобный способ работы с предметной съемкой вообще и с натюрмортами в частности – съёмка в компьютер. Вы можете подключить ваш фотоаппарат через USB-кабель и снимать сразу в компьютер.

Это позволяет просмотреть кадр сразу на большом экране, и самое главное, при большом количестве дублей, вы сразу можете отметить рейтингами удачные снимки.

Этот режим съёмки (в компьютер) называется tethered, его поддерживают популярные RAW-конвертеры Lightroom и Capture One. Для камер Nikon есть родной софт Nikon Camera Control.

Плюсы съёмки в компьютер:

  • Просмотр результата на большом мониторе
  • Возможность контролировать экспозицию через компьютер
  • Возможность расставить рейтинги
  • Удаленный запуск камеры
  • Возможность в черновую сложить слои

Минусы:

  • Камера привязана шнуру
  • Очень быстро разряжается аккумулятор

На мой взгляд, плюсы с головой перекрывают минусы, которые скорее можно было бы назвать неудобствами.

Еще один плюс при работе с Capture One – это программка Capture Pilot для iOS девайсов, которая позволяет вам просматривать фото на iPod touch, iPhone или iPad, и, самое главное, управлять настройками камеры и запускать её прямо с гаджета. Это невероятно удобно.

Процесс съёмки

Первое, с чего нужно начать, – это, конечно, создать композицию. Желательно создавать её на какой-то интересной поверхности.

Мне очень нравятся старые доски, обычные не обработанные доски, я считаю, они прекрасно подходят для массы сюжетов: от старых бутылок до хайтек гаджетов.

Советую продумать слабый источник света, который будет минимально освещать помещение, чтобы вы могли ориентироваться в пространстве и вашем объекте съемки. Иначе грохнете штатив и сами расшибетесь.

Устанавливаем камеру на штатив, проверяем его устойчивость и непоколебимость. Фокусируемся на нужный объект, после этого переключаемся в режим ручной фокусировки.

Тут нужно сделать выбор – либо вы терпеливый и готовы оттачивать каждый штришок, либо вы торопыга и хотите одним махом все снять. Я выбрал для себя терпение, так как это дает больше времени на подробную прорисовку деталей. Для более длинной выдержки я устанавливаю минимальную чувствительность и закрываю диафрагму до значений f/16.

На протяжении всей съёмки значение диафрагмы должно быть постоянным, чтобы всегда была одна глубина резкости. Управлять интенсивностью света вы можете с помощью выдержки и чувствительности, так как они не влияют на картинку.

Выдержку я ставлю 10, позже 20 секунд. Десять секунд – оптимальное время для того, чтобы успеть сделать рисунок. Двадцать секунд я использую, когда уже знаю, какой интенсивности и под каким углом должно быть освещение. То есть я уже знаю, как и сколько по времени нужно светить, а двадцать секунд дают мне достаточно времени для работы.

Я снимаю каждую деталь сцены отдельно, это облегчает последующую обработку. Дело в том, что съемка в несколько кадров позволяет вам более тщательно контролировать результат при съёмке и при склеивании кадров в Photoshop. То есть вы можете сделать темнее одну часть объектов, а вторую оставить в таком же виде, при этом достаточно будет лишь поработать со слоями и режимами наложения.

Первым кадром я снимаю серую карту. Чтобы всегда был кадр, который будет эталонным по цветам.

Работа с кистью и светом

Я уже писал, что использую обычный фонарик. Если светить с большого расстояния, световой поток рассеивается по всему объекту и становится слабее. Соответственно требуется больше времени для экспонирования, либо большая чувствительность.

Как и в обычной фотосъёмке, здесь играет роль тип света – рисующий, заполняющий, контровой и фоновый.

Рисующий свет проявляет объект съёмки. Это основной свет, с которым вам предстоит работать.

Рисующий свет бывает разный. Если светить с одной точки, у объекта появится тень и будет прорисована текстура объекта. Освещая объект с разных сторон, получим картинку без теней, а текстура объектов будет менее заметна.

Световая кисть

Заполняющий свет – заполняет тени, но как такового его нет в световой кисти. Вы комбинируете в кадре рисующий свет со всех сторон.

Контровой свет подчеркивает контур объекта и отделяет его от фона.

Световая кисть

Фоновый свет, как видно из названия, нужен для подсветки фона.

Световая кисть

В данном примере при подсветке фона мы получили заметный контровой свет, который заметно подчеркнул лёгкую вогнутость клавишь.

Чем ближе фонарик к объекту, тем больше света будет сконцентрировано, тем ярче пятно света и тем более резкие тени. Чем дальше будет фонарик, тем меньше света вы получите.

Если есть блестящие поверхности, посветите на них так, чтобы появились блики, это отразит свойства материала.

Для получения драматического освещения с тенюшками – светите преимущественно с одной стороны. А если хотите более спокойную картинку – равномерно освещайте сцену с разных сторон.

Обратите внимание! При съёмке с кистью нужно быть крайне внимательным, чтобы не допустить теней, которые могут испортить ваш снимок.

После того как вы прорисовали все объекты, дайте немного света на фон, чтобы он плавно уходил в темноту.

Кстати, ваш фонарик имеет свою цветовую температуру. Используя цветной гель, вы можете сделать акценты не только светом, но и цветом. Например сделать фон более холодным, чем объект съемки.

Обработка отснятого материала

Разумеется нужно начать с обработки исходников и RAW-конвертации. После получения промежуточных tiff-ов их нужно объединить в одно изображение.

Чтобы поместить изображения в разные слои одного документа Photoshop, зайдите в меню File > Scripts > Load Files into Stack, выберите все фотографии, и фотошоп объединит их в один документ.

В итоге панель слоев будет выглядеть вот так.

А сендвич из слоев выглядит вот так:

В иготе весь этот сэндвич собирается в готовую картинку.

Световая кисть

Световая кисть

Следуя описанным выше советам, вы без труда сделаете натюрморт любой сложности.

Многие рассматривают световую кисть как сугубо творческий инструмент. Но это не совсем так. Посмотрите как световая кисть сочетается с имиджевой фотосъёмкой.

Все очень просто, пробуйте, экспериментируйте. И выкладывайте свои работы на нашей странице вконтакте или facebook, показывайте свои работы!

Читайте также: