Информативным является только такое сообщение которое несет в себе что то

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 7 г. Химки имени Д.П. Уланова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

для учащихся 5-х классов

Учитель информатики и ИКТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Введение в предмет.

Основные цели . Цель вводного занятия состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, рассказать, о чем пойдет речь на уроках, чему ученики должны научиться, какое значение для их образования и дальнейшей жизни имеет информатика.

Что такое информатика как наука и как область практической деятельности людей.

Вещество, энергия, информация – три составляющие окружающего нас мира.

Роль информации в жизни людей.

Разделы, изучаемые в курсе информатики (система знаний курса).

Специфика информатики состоит в том, что абсолютное большинство учеников имеют высокую первоначальную мотивацию к изучению этого предмета. В их сознании информатика связывается с компьютерами, а работать с компьютерами хочет практически каждый. Педагогическая задача учителя, начиная с первого занятия, состоит в том, чтобы, не потеряв положительный заряд этой первоначальной мотивации, настроить учеников на изучение очень серьезного и непростого общеобразовательного предмета. Необходимо дать понять ученикам, что получение практических навыков работы с компьютером – это не самоцель, а всего лишь средство для освоения информатики.

Вся система знаний по предмету может быть представлена в виде дерева (иерархической многоуровневой структуры) с перекрестными ссылками.

Переходя к изучению новой темы, следует возвращаться к схеме, указывая место этой темы в общей структуре предмета.

Рис. 1. Структура содержания базового курса информатики

Современная информатика – фундаментальная научная и учебная дисциплина, которая обеспечивает формирование универсальных интеллектуальных способностей учащихся. А одной из важнейших задач современной школы является интеллектуальное воспитание учащихся. Целью образовательного процесса является не только получение знаний, т.е. изучение информатики, математики и других общеобразовательных предметов, но и полноценное использование их на практике, развитие и расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов учащихся.

Информация и информационные процессы.

Чем является информация для человека, ее свойства.

Декларативные и процедурные знания (информация).

Три типа информационных процессов.

Роль органов чувств человека в процессе восприятия им информации.

Языки естественные и формальные.

Первый можно назвать субъективным подходом , при котором информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции информация – это знания, сведения , которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.

Второй подход можно назвать кибернетическим , ибо зародился он в кибернетике. С этой точки зрения информация – это физическая величина , способная управлять построением других физических структур, которая может храниться, передаваться и обрабатываться.

При изучении материалов этой темы следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Беседа ведется в форме диалога, ученикам задаются вопросы, на которые они в состоянии ответить. Сразу нельзя требовать от них определения информации, надо подвести их к этому определению с помощью понятных вопросов.

Таким образом, учащиеся все вместе приходят к определению: информация для человека – это знания, которые он получает из разных источников. Далее на многочисленных примерах это определение закрепляется.

Этот вопрос имеет продолжение в дальнейшем содержании базового курса. Когда речь пойдет об информации в компьютере, то ученики узнают, что вся она делится на данные и программы. Данные можно отнести к информации декларативного типа, программы – к процедурной информации.

Фундаментальное понятие информатики – информационные процессы . Учащиеся должны понять, что какую бы сложную работу с информацией не выполнял человек, она сводится к трем составляющим: хранению, передаче и обработке. Объяснение этого материала рекомендуется проводить в форме диалога. Следует отталкиваться от жизненного опыта учеников, их школьной практики. Ключевыми понятиями здесь являются: память, носители информации, источник информации, приемник информации, канал связи .

Обсуждая проблему восприятия человеком информации из внешнего мира, нужно обратить внимание на то, что человек обладает множеством каналов, по которым в его мозг (память) поступает информация. Эти каналы – наши органы чувств. То, что человек помнит, хранится в его памяти. Значит – это знания, а, следовательно, информация.

Понятие о языке как некотором знаковом (символьном) способе представления информации также является одним из фундаментальных в информатике. Впервые встречаясь с этим понятием в базовом курсе, следует систематизировать представления учащихся, разделив языки на естественные и формальные. В дальнейшем, при изучении других вопросов, учащиеся не раз встретятся с понятием языка в информатике: язык двоичного кодирования, язык машинных команд, командный язык операционной системы, языки программирования и др. Все это – формальные языки. В перспективе можно ожидать, что ученые добьются окончательного решения задачи понимания компьютером естественных языков.

Количество информации.

Единицы измерения информации.

Алфавитный подход к измерению информации.

Скорость информационного потока, пропускная способность канала.

Вопрос : «Содержит ли информацию вузовский учебник по высшей математике с точки зрения первоклассника?

Для измерения массы, длины, температуры, времени и т.д. придуманы приборы и введены единицы измерения соответственно: грамм, метр, градус, секунда.

Еще одной сложностью является понятие равновероятности. Здесь нужно подкрепить объяснение примерами. События равновероятны, если ни одно из них не имеет преимущества перед другими. Приводятся примеры и неравновероятных событий.

В конце урока вводятся дополнительные единицы измерения информации. В любой метрической системе существуют единицы основные (эталонные) и производные от них. Также обстоит дело и с измерением информации. Один бит - это исходная единица. Следующая по величине единица – байт. Эту единицу используют в качестве основной для выражения объема компьютерной информации.

Читайте также: