Информационные технологии в медицинской профилактике сообщение

Обновлено: 05.07.2024

В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают в жизнь людей. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Сейчас трудно найти сферу, в которой не используются информационные технологии.

С каждым годом информационные технологии все прочнее входят во все сферы деятельности (от автобизнеса до строительства). Стремительно набирая темпы в последние десятилетия, прогресс на фоне повсеместного внедрения компьютерных информационных технологий (IT-технологий) охватил и медицину. Сегодня информационные системы в медицине используются всё шире: при создании серьёзной клиники без IT-составляющей уже не обойтись. Особенно актуально их внедрение в практику деятельности коммерческих клиник и медицинских центров, ведь помимо пользы для медперсонала и пациентов, информационные системы выгодны с чисто экономической точки зрения.

И далеко не случайно, намереваясь финансировать медучреждения либо даже их сети, инвесторы прежде всего закладывают в инвестиционный бюджет оснащённость клиник современными IT системами. Применяемые в медицинских клиниках и центрах информационные технологии дают следующие преимущества:

· Делают работу медицинского персонала более эффективной и удобной.

· Позволяют сэкономить значительные денежные средства.

Поэтому изучение данной темы является актуальным.

Компьютеры уже давно используются в медицине. Многие современные методы диагностики базируются на компьютерных технологиях. Такие способы обследования, как УЗИ или компьютерная томография, вообще немыслимы без компьютера. Но и в более "старые" методы обследования и диагностики компьютеры вторгаются все более активно. Кардиограмма и анализы крови, исследование глазного дна и состояния зубов. - трудно сейчас найти область медицины, в которой компьютеры не применялись бы все более и более активно.

Но только диагностикой применение компьютеров в медицине уже не ограничивается. Они все активнее начинают использоваться и при лечении различных заболеваний - начиная от составления оптимального плана лечения и до управления различным медицинским оборудованием во время проведения процедур.

Кроме того, сейчас компьютеры помогают больным людям и в повседневной жизни. Уже создано огромное количество устройств, предназначенных для больных и немощных людей, которые управляются компьютерами.

В британских больницах появились новые сотрудники - роботы, которые могут выполнять не только несложные действия, но и проводить хирургические операции. В лондонском госпитале Святой Марии роботы Remote Presence (RP6) Robots будут "присматривать" за больными. Персонал больницы дал машинам имена "Сестра Мери" и "Доктор Робби". С их помощью врачи смогут из любой точки мира не только контролировать состояние пациентов, но и проводить видеоконференции.

Доктор, находящийся, к примеру, в другой стране, будет управлять роботом, используя джойстик и беспроводную сеть. Направив электронного помощника к койке, врач получит возможность увидеть больного, поговорить с ним, просмотреть результаты анализов и рентгеновские снимки. А пациент все это время будет видеть лицо медика на ЖК-дисплее, которым оснащен робот. Конечно же, новые устройства не заменят врачей целиком и полностью. Но медперсонал клиники считает, что роботы решат насущную проблему - очень часто высококвалифицированным врачам просто необходимо присутствовать одновременно в нескольких местах, что невозможно осуществить физически. Теперь же специалисты будут наблюдать за здоровьем пациентов, невзирая на разделяющие их расстояния.

В другой больнице Лондона, Guy’s and St Thomas’ Hospital, на технику возложены гораздо более ответственные обязанности. Там медицинский робот da Vinci провел операцию по извлечению почки у живого донора. Пятидесятипятилетняя жительница Рочестера решила спасти своего жениха и, пожертвовав почкой, дала ему шанс еще пожить на этом свете. Эта сложнейшая операция впервые была проведена на территории Великобритании с использованием электронного хирурга. Естественно, без

участия человека не обошлось - управлял роботом со специальной консоли врач из плоти и крови. С момента проникновения манипуляторов da Vinci в тело донора и до завершения забора почки прошла всего одна минута. Всю остальную работу - трансплантацию органа реципиенту - проводила бригада хирургов.

Проведенная операция вывела робота da Vinci на новый уровень, ведь ранее он использовался только для восстановительной хирургии на сердце и удаления патологически измененных органов.

Сегодня в России компьютер есть в каждой стоматологической клинике. Чаще всего он работает как помощник бухгалтера, а не служит для автоматизации делопроизводства всей стоматологической клиники


Наиболее широко распространены на стоматологическом рынке компьютерных программ – системы цифровой (дигитальной) рентгенографии, часто называемые радиовидеографами (рис. 1). Системы позволяют детально изучить различные фрагменты снимка зуба и пародонта, увеличить или уменьшить размеры и контрастность изображений, сохранить всю информацию в базе данных и перенести ее при необходимости на бумагу с помощью принтера. Наиболее известные программы: Gendex, Trophy. Недостатком данной группы программ является дефицит информации о пациенте.

Следующая группа – системы управления стоматологическими клиниками. Таких программ достаточно много. Они применяются в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге и даже в Белгороде. Одним из

недостатков является их незащищенность от несанкционированного доступа к информации.

Электронный документооборот модернизирует обмен информации внутри стоматологической клиники. Различная степень доступа врачей и пациентов, обязательное использование системы шифрования для кодирования диагнозов, результатов обследования, терапевтических, хирургических, ортодонтических и др. процедур дает возможность надежно защищать любую информацию.


1. Архипов И.В. Проблема качества жизни пожилых // Благосостояние пожилых людей – проблема всего общества. – 2015. - № 2 (22). - С. 2-5.

4. Вудворд Дж., Элдридж Д. Комплаенс, приверженность, согласие – дело не в названии // Новая медицина тысячелетия. – 2011. - № 5. - С. 16-19.

5. Инглис C., Кларк Р., Макалистер Ф. Структурированная поддержка по телефону или телемониторинг программ для пациентов с хронической сердечной недостаточностью // Кокрановская база данных систематических обзоров. – 2010. - Вып. 8.

6. Казаков В.Н., Владзимирский А.В., Дорохова Е.Т. Телемедицина в практике семейного врача // Украинский журнал телемедицины. – 2005. - № 3(2). - С. 124-130.

7. Карпова Э.С., Котельникова Е.В., Липчанская Т.П., Полякова Н.В., Лямина Н.П. Реабилитационно-профилактические мероприятия с включением физических тренировок в коррекции факторов риска у больных ишемической болезнью сердца после чрескожных коронарных вмешательств // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2010. - № 6. - С. 6-9.

8. Карпова Э.С., Котельникова Е.В., Лямина Н.П. Ишемическое прекондиционирование и его кардиопротективный эффект в программах кардиореабилитации больных ишемической болезнью сердца после чрескожных коронарных вмешательств // Российский кардиологический журнал. – 2012. - № 96. - С. 104-108.

9. Кларк Э.Л. Сердечная недостаточность 2011: обзор избранных исследований, способствовавших последним достижениям клинической кардиологии // Украинский кардиологический журнал. – 2012. - № 2. - С. 119-128.

10. Колесник А.Ю. Международный опыт мониторинга медицинских услуг и оценка результативности в сфере здравоохранения : аналитическая записка. - USAID, 2005.

12. Лебедева Г.С., Симакова О.В., Мухина Ю.Ю. Информационные технологии в медицине (Тематический научный сборник). - М. : Радиотехника, 2010. - С. 152 с.

13. Лямина Н.П., Котельникова Е.В., Карпова Э.С., Бизяева Е.А. Возможности телемедицинских технологий в повышении качества домашней реабилитации у больных с кардиоваскулярными заболеваниями // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2014. - № 13(S2). - С. 71.

16. Сердюков А.Г., Набережная И.Б., Захаров Д.А. Социологическое обоснование внедрения телемедицинских технологий в практику // Заместитель главного врача. – 2008. - № 2. - С. 12-20.

19. Хасанов И.Ш. Телемониторинг кардиопациентов как основа развития дистанционного контроля состояния больных // Healthy Nation. – 2011. - № 3. - С. 61-65.

21. Аnjers R., Rutkowski A.F. The Telebaby Case. In: EHealth Care Information Systems: An Introduction for Students and Professionals. T. Tan eds. John Wiley & Sons, 2005. - Р. 27-36.

27. Johnston K et al. The cost-effectiveness of technology transfer using telemedicine // Health Policy and Planning. – 2004. - № 19(5). - Р. 302-309.

28. Martin-Lesende I., Orruño E., Cairo C. et al. Assessment of a primary care-based telemonitoring intervention for home care patients with heart failure and chronic lung disease. The TELBIL study. BMC Health Services Research. – 2011. - № 11. - Р. 56-62.

29. Meystre S. The Current State of Telemonitoring: a Comment on the Literature // Telemed J E Health. – 2005. - № 11(1). - Р. 63-69.

30. Patterson V et al. Supporting hospital doctors in the Middle East by email telemedicine: something the industrialized world can do to help // Journal of Medical Internet Research. – 2007. - № 9(4). - Р. e30.

31. Scherr D., Kastner P., Kollmann А. et al. Effect of home-based telemonitoring using mobile phone technology on the outcome of heart failure patients after an episode of acute decompensation: randomized controlled trial // Journal of Medical Internet Research. – 2009. - № 11(3). – Р. e34.

32. Umashankar Lakshmanadoss MD, Abrar Shah MD, James P Daubert MD. Telemonitoring of the Pacemaker // J Modern Pacemakers - Present and Future. – 2011. – Р. 129-146.

Стандартизированный подход к организации системы охраны здоровья, направленный на повышение эффективности управленческих и лечебно-диагностических решений в медицине, требует применения новых инструментов. Лидирующие позиции в этой области как на глобальном, так и на локальном уровне занимают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Одной из основополагающих ролей в осуществлении поставленных задач при хронических заболеваниях является активное участие, осведомленность и грамотность пациентов в деле самоконтроля собственного здоровья, совместная ответственность больного и врача за принятые решения. В ряде научных исследований показано, что низкая грамотность населения в вопросах здоровья ассоциируется с неравным доступом к медицинскому обслуживанию, что приводит к увеличению частоты госпитализаций, смертности, ухудшению качества жизни (рис. 1) [20].



Рис. 1. Тенденции при использовании медицинских ИКТ в медицине

Существуют убедительные данные, свидетельствующие о более эффективной охране здоровья населения при применении дополнительных возможностей в виде ИКТ [6; 9; 16; 20; 24], с акцентом на активное участие пациента в реализации данной задачи. Положительный опыт клинического использования информационных технологий во всем мире позволил перевести медицину на качественно новый уровень, успешно способствующий снижению количества госпитализаций, осложнений, неблагоприятных исходов, а также социально-экономической выгоде и улучшению качества жизни [6]. Доказано, что повышение эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий достигается за счет динамического мониторинга состояния пациентов в виде долговременного наблюдения, контроля и коррекции ключевых параметров жизнедеятельности организма человека, профилактических мероприятий, обеспечения безопасности мероприятий домашней реабилитации. Учет особенностей течения заболевания может существенно повысить эффективность и безопасность принимаемых решений [6; 13; 14; 19; 20; 29]. Заслуживает внимание тот факт, что повышение доступности медицинской помощи пациентам с ограниченными возможностями, а также преодоление территориальных и временных барьеров между медицинскими работниками и населением удаленных регионов приводят к клинической и социально-экономической выгоде для больных и государства в целом [6; 9; 16; 18; 24; 28].

В ряде крупных клинических исследований [6; 18; 26; 28; 29] получены данные об эффективности клинического использования в отдельных отраслях медицины различных типов ИКТ: дистанционного мониторинга основных функциональных показателей организма (артериальное давление, частота сердечных сокращений, уровень глюкозы крови и др.), телемедицинского консультирования, контроля реабилитационных мероприятий в домашних условиях (рис. 2), специализированных систем поддержки врачебных решений. Все это – варианты решения задач индивидуального подхода к пациентам, основанного в большей степени на изученных закономерностях, а не интуиции и опыте врача. Удаленный телемониторинг вообще имеет неограниченные возможности и реализуется также в контроле состояния имплантируемых устройств – электрокардиостимуляторов и имплантируемых кардиовертеров-дефибрилляторов, обеспечивающих передачу данных о функционировании системы, а также обширной информации о состоянии пациента [9; 19; 22; 32].


Рис. 2. Контроль реабилитационных мероприятий в домашних условиях

Все большую актуальность приобретает информационная поддержка мероприятий первичной и вторичной профилактики заболеваний и их ранней диагностики (рис. 3) [6; 29]. Высокий процент распространенности кардиоваскулярной патологии среди лиц молодого и среднего возраста, протекающей в том числе и в скрытой форме, и высокий риск сердечно-сосудистых осложнений у них – требует проведения досимптомной диагностики у этой возрастной категории [14] в свете позиций современной медицины, определяемой как предиктивная, персонализированная и профилактическая медицина [15]. Этот факт требует особых подходов к своевременной диагностике и коррекции выявленных факторов риска, а также начальных форм заболеваний у пациентов указанных групп. Значимая роль здесь отводится использованию телемедицины, и в частности телемедицинскому профилактическому наблюдению. При осуществлении профилактических мероприятий у лиц молодого возраста, не имеющих жалоб и в связи с этим не акцентирующих внимание на состоянии здоровья, важным является необходимость информирования о значимой роли факторов риска, понимание причин болезни, начальных проявлений заболевания. Это вновь смещает акценты в пользу повышения грамотности и терапевтического обучения для охраны здоровья лиц молодого и среднего возраста и его самоконтроля.


Рис. 3. Первичная и вторичная профилактика заболеваний и их ранняя диагностика

Доказано достоверное увеличение комплаентности по отношению к лечению (до 90%) у пациентов, активно использующих методы домашнего самоконтроля [4; 14], снижение частоты госпитализаций [6; 31] снижение смертности среди больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 20-25% по сравнению с традиционной технологией организации медицинской помощи (рис. 4) [5; 16; 24]. Положительная динамика при применении систем телемониторинга в данном случае достигается также за счет повышения информированности и грамотности в отношении имеющегося заболевания, степени удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи, достижения согласия пациента с лечением и своевременного выполнения врачебных рекомендаций.


Рис. 4. Кривая Каплана: первичные конечные точки – снижение частоты госпитализации и смертности

Немаловажную роль играет доступность медицинской помощи группам населения, проживающим в географически удаленных регионах, сельской местности, пациентам с ограниченными возможностями, а также пациентам замкнутых или организованных коллективов. Пример применения телемедицинских технологий широко реализован в штатах Джорджия и Техас, где осуществляется телекоммуникационная связь между медицинскими учреждениями, тюрьмами штатов и хосписами [3; 23].

Успешным является применение телемониторинга в психологической реабилитации у пациентов, нуждающихся в психиатрической, психофизиологической или психологической помощи [3; 9; 11], за счет аудиовизуального общения пациента и врача. Пациент перестает себя чувствовать одиноким и беспомощным, его психофизиологическое состояние улучшается, появляется уверенность в себе, в результате чего отмечается ускорение физической реабилитации, улучшение качества жизни [1; 11].

Внедрение телемедицинских технологий в педиатрии актуально, что в ряде исследований подтверждается положительным влиянием на психологический статус родителей больных детей: применение систем телемониторинга в педиатрии достоверно снижает уровень тревожности родителей [10]. Проект использования телемедицины для поддержки здоровья матерей и новорожденных в детской больнице Лос-Анджелеса и Национальном центре по охране здоровья матери и ребенка в Монголии показал снижение младенческой и материнской смертности и уменьшение разрыва между уровнем оказания медицинских услуг в городе и на селе [29].

Имеются данные об эффективности телемедицинской поддержки реабилитационных мероприятий у пациентов после операций [1; 6-8], реабилитация и телемедицинские услуги женщинам до и после родового периода [1; 25], организация консультационной поддержки оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях со стороны высококвалифицированных специалистов крупных медицинских центров [1; 3], телемедицинская поддержка медицины критических состояний [12], а также военная телемедицина [3]. Немаловажная роль отводится информационной поддержке мероприятий в области организации здравоохранения, клинического аудита [3; 16].

Анализ данных многочисленных исследований последних лет в области ИКТ не вызывает сомнений в положительных тенденциях их внедрения в практическое здравоохранение.

Грамотное использование ИКТ в сочетании с динамическим мониторингом и повышением информированности пациентов о заболевании в виде виртуального обучения является вспомогательным терапевтическим средством, позволяющим пациенту быстрее адаптироваться к своему заболеванию и приобрести знания, умения и навыки, необходимые для активного контроля своего состояния. Своевременная коррекция лекарственной терапии, высокая эффективность медикаментозного лечения, а также контролируемость домашних реабилитационных мероприятий – способствуют росту удовлетворенности больных медицинскими услугами, улучшению качества жизни [2; 33] и экономической эффективности медицинской помощи во всех ее сферах [5; 6; 12]. Возможность постоянного доступа к медицинским данным и дистанционное наблюдение помогает преодолению основных барьеров между врачом и пациентом в процессе управления здоровьем.


Информационные технологии являются важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества в различных сферах жизнедеятельности. Стремительно развивается медицинская информатика. Современная медицинская диагностика предполагает получение визуальной информации о здоровье пациента. Поэтому для формирования телемедицины необходимы информационные средства. Эта отрасль становится одним из важнейших направлений интеллектуального прорыва медицины на новые рубежи. Телемедицина это оказание медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленных на содействие развитию мирового здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи (диагностики, лечения и профилактики заболеваний), а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины. Объектом телемедицинской консультации может являться клинический случай конкретного пациента либо отдельные данные клинического обследования. Эта система позволяет осуществлять ввод и накопление информации о состоянии пациента, необходимой для проведения полноценной телеконсультации специалистом в определенной области медицины. С использованием новых информационных технологий, благодаря клиническим телемедицинским программам любой человек сможет получить квалифицированную медицинскую помощь в целях улучшения своего здоровья независимо от места жительства.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни. Информатизация предоставляет новые возможности для совершенствования жизни. Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения, позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях. Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа помогут осуществить смену парадигмы образования, раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения. Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач. Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось в науке, игре, искусстве.

Таким образом, в современных условиях актуальными вопросами продолжают оставаться взаимосвязь здоровья человека и информационных технологий, нарушения соматического и психического здоровья населения, обусловленные информационными и психоэмоциональными перегрузками. Первичная профилактика болезней поведения может быть осуществлена посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования здорового образа жизни.


1. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект: Научное издание / Под ред. Ю.Б. Рубина. – М.: Маркет ДС, 2004. – 540 с.

3. Информатизация образования: направления, средства, технологии / Под общ. ред. С.И. Маслова. – М.: Изд-во МЭИ, 2004. – 868 с.

4. Использование ИКТ в дистанционном образовании: Спец курс / пер. с англ. М. Мур, Л. Блэк и др. – М.: ИД «Обучение-Сервис, 2006. – 632 с.

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т.п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения Интернет-ресурсов;
  • индивидуально планировать время и продолжительность подготовки к занятиям;
  • развивает самостоятельность студентов;
  • создает возможности для междисциплинарного обсуждения [4].

Однако использование компьютерных технологий в медицинском образовании сопряжено с рядом ограничений:

Тем не менее, элементы таких технологий актуальны и в медицинском вузе. Это было подтверждено результатами некоторых пилотных проектов, осуществленных в Карагандинском государственном медицинском университете.

Известно, что многие преподаватели сталкиваются с проблемой дублирования студентами материала по подготовке СРС. Чтобы устранить эту проблему, был разработан проект, используя который у преподавателей появилась возможность проверить материал для доклада СРС на плагиат и правильность оформления, как самого доклада, так и презентации к докладу.

Материалы и методы исследования

На втором этапе, предварительно раздав электронный адрес созданного почтового ящика, преподаватель дает задание студентам, а именно вначале перечисляет основные требования по оформлению материала, затем сроки сдачи материала для проверки.

На четвертом заключительном этапе, преподаватель подводит итоги, анализирует результаты и назначает дату защиты СРС.

Результаты исследования и их обсуждение

К проведению педагогического эксперимента было привлечено 55 человек. В качестве экспериментальных групп были выбраны группы специальностей Общая медицина, Стоматология, Сестринское дело. Приняли участие в эксперименте 48 человек. Из числа задействованных в эксперименте у 35 ребят степень уникальности превышала порог 20 %, что в принципе удовлетворяет критериям определения степени уникальности, остальные ребята, чьи работы были определены низкой степенью уникальности, должны были переработать материал и повторно прислать его преподавателю по электронной почте.

  • во первых, идет закрепление теоретических знаний и практических навыков работы с Интернетом;
  • во вторых, увеличивается оперативность в получении материала для проверки;
  • в третьих, проверяются знания студентов по работе с такими прикладными программами как Word и Power Point, а также рядом программ, входящих в состав сервисных возможностей Интернета. (отрабатывается компетентность – информационная грамотность).
  • несвоевременная отправка проверочного материала студента по теме СРС затруднило проверку работ в полной мере.
  • студенты с более высокой успеваемостью как правило предпочли сдать СРС в электронном виде
  • невысокая обеспеченность личными компьютерами студентов (2 – 5 компьютеров в группе),
  • сложность доступа к университетской компьютерной технике (со слов студентов)
  • сложность доступа к Интернету (со слов студентов)
  • высокая цена в Интернет-кафе,
  • недостаточное владение навыками работы с электронной почтой и Интернетом в целом.

Таким образом, внедряя новый способ проверки материала СРС нами сделан вывод, о том, что данная форма защиты СРС может быть использована в дальнейшем в учебном процессе. В качестве рекомендации преподавателям имеет смысл больше внимания уделять вопросам использования студентами возможностей Интернета как в учебном процессе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Еще один проект был посвящен междисциплинарному разбору клинического случая. Разработчиками явились кафедры внутренних болезней № 2 и медицинской биофизики и информатики, а также были привлечены сотрудники кафедр инфекционных болезней, детских болезней, биохимии. В обсуждении клинического случая приняли участие студенты-интерны 1 года обучения.

По завершению проекта было проведено анкетирование студентов. Среди достоинств такой формы образования большинством были отмечены неограниченность процесса осмысления временными рамками, как это бывает на занятиях, и возможность подключения большего числа специалистов разных дисциплин. 100 % участников считают целесообразным практиковать такую форму для обсуждения некоторых интересных клинических случаев с заинтересованными лицами, и выразили готовность и в дальнейшем принимать участие в подобных проектах.

Читайте также: