Информационное сообщение для сми и печати

Обновлено: 30.06.2024

Новость

Какими качествами должна обладать хорошая (в смысле пригод­ ности для газеты) новость? Обычно в ряду ее признаков называют: злободневность, важность для читателей, своевременность, оперативность, оригинальность, объективность, пикантность, доступ ность, максимальную информативность, краткость.

Пресс-релиз

Странная бумажка какая-то.

Заметка

Шесть самых главных вопросов и немного подробностей

Хотя для большинства творческих сотрудников редакции не со ставит значительного труда подготовить информационное сообще ние и пресс-релиз, эти тексты в строгом смысле не являются произ ведениями журналистов. Поэтому нельзя с полной уверенностью от носить их к отдельным жанровым группам. Традиционно к информационным жанрам периодики причисляют заметку, инфор мационную корреспонденцию, информационный отчет, информаци­ онное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог.

Заметка — классика жанра

Краткость — сестра таланта.

Антон Чехов

Главное как для журналиста, работающего над заметкой, так и для редактора, правящего ее текст, — очень кратко (но по возмож ности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, яв ления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести все самое ново стное уже в первое предложение текста.

Иногда приходится выбирать более сложную структуру. Напри мер, когда необходимо не только рассказать о произошедшем, но и кратко прокомментировать случившееся, связать находящееся в цен тре внимания события (базовый факт) с другими событиями и явле ниями жизнедеятельности общества.

Несмотря на кажущуюся легкость данного жанра, работать над заметкой непросто — редактору необходимо выбрать самое главное, систематизировать и осмыслить полученные сведения, изложить информацию точно, кратко и понятно для читателя. Это не значит, что нужно действовать по шаблону. Хотя, безусловно, редактор должен руководствоваться вышеупомянутыми правилами. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследо ватели выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини- рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини- совет, зарисовку и некоторые другие.

Корреспонденция

Когда нужны подробности

Информационная корреспонденция — это произведение журна листа, отличающееся более подробным, по сравнению с заметкой, изложением случившегося, а иногда — наличием элементов, передающих отношение автора (редакции) к предмету отображения.

Редактору при работе над информационной корреспонденцией необходимо обращать внимание на отбор деталей, которые разли чаются и смысловой нагрузкой, и значимостью. Например, одно дело — сексапильное кружево в наряде светской львицы и совсем другое — сроки подписания торгового соглашения с Украиной.

В необходимости важных деталей и состоит отличие информационной корреспонденции от заметки: журналист не просто замечает какой-либо факт в ряду других, он корреспондирует о нем.

Информационный отчет

Как написать о конференции

Часто в редакционной практике возникает необходимость обра щения к официальным мероприятиям: конференциям, заседаниям, симпозиумам, семинарам, собраниям и т.д. Для таких случаев существует особая жанровая форма — информационный отчет.

Отчет как жанр периодических изданий и официальный отчет — это не одно и то же. Публикации в газетах и журналах, повествующие о событиях, в ходе которых собирается множество людей с це лью обсуждения каких-либо важных вопросов, — это полноправные журналистские материалы. Следовательно, они должны отвечать всем основным требованиям выступлений СМИ: актуальности, дос товерности, оперативности, доступности массовому читателю и т.д. Это не исключает и простора для творчества работников пера.

Газета, публикуя информационный отчет, отчитывается перед читателями, рассказывает о произошедшем мероприятии. Она, изла гая суть дела, акцентирует на нем внимание общественной мысли, дает оценку значимости данного события, выступлений его участни ков, итогов. Если мероприятие не заслуживает этого, то не стоит публиковать отчет — достаточно выбрать жанр заметки или просто сообщить о случившемся в новостной колонке.

При работе над текстом отчета редактору особое внимание необходимо уделять фактическому материалу, ведь данный жанр предполагает активное использование имен собственных, наименований учреждений, должностей, географических названий, статистических данных, количественных показателей, цитат.

От точности, достоверности сведений зависят убедительность, действенность материала. Правильный отбор и систематизация фактов помогут читателю увидеть их взаимосвязь, лучше понять смысл про изошедшего, сделать определенные выводы. Редактор должен обра щать внимание на отбор фактов, их проверку и осмысление. В материал уместно включать лишь те примеры, которые наиболее характерны для описываемой ситуации, явления. Фактуру информационного отче та надо тщательно перепроверять. Не следует допускать к печати текст с малоизвестными терминами и словами, нужно избегать нагромождения цифр. Непонятные или незнакомые аудитории слова необходимо заменять, термины и профессионализмы — комментировать.

Фрагменты выступлений лучше цитировать, а не пересказывать. Это же касается и тезисов итогового документа, если таковой при нимается на встрече. Однако редактору следует помнить о ряде мо ментов. Недопустимо излишнее цитирование: это отталкивает читателя и затрудняет чтение. Любая цитата должна быть уместна и со держать логически законченную мысль. Важно установить, нужна ли цитата, не подменяет ли она собственные суждения журналиста. Также необходимо обращать внимание на точность цитируемого текста, его соответствие источнику.

Зарисовка

Глазами очевидца

В журналистике есть жанры, занимающие особое место. Помимо своей основной функции — информационной, — данные тексты выполняют и вспомогательные — наглядно-образную, эстетическую.

Слова вместо красок

Иногда такие произведения сопровождают фотографии. В ре дакционной практике чаще всего фотографические материалы под бираются к текстам, но в случае с зарисовкой может происходить как раз наоборот. Например, фотографии или иллюстрации, кото рые сами по себе отличаются высокой информативностью и выра зительностью, может сопровождать не краткая подпись, а неболь шой текст — зарисовка, содержащая дополнительные сведения о предмете изобразительного материала, добавляющая ему художе ственности.

Интервью

Расскажите, пожалуйста.

Искусство получать ответыэто искусство задавать вопросы

Работа журналиста немыслима без такого метода сбора информации, как интервью. Благодаря широкому использованию данного метода как самостоятельного стали выделять одноименный жанр журналистского творчества.

Разумеется, далеко не всегда журналист после интервьюировани я обращается именно к этому жанру. По результатам интервью он может написать заметку, корреспонденцию, статью или очерк – все будет зависеть от предмета материала, направленности издания, профессионализма и творческих возможностей автора.

Роль редактора велика как на этапе подготовки журналиста к встрече с интервьюируемым, так и на стадии обработки текста интервью. Особенно это актуально при работе с начинающим, неопытным корреспондентом.

Прежде всего надо знать, что хорошее интервью — это беседа, в которой журналист — не просто интервьюер, но и интересный собеседник. Чтобы быть таким, нужно обладать высоким уровнем общей культуры и грамотности, исключительно серьезно владеть предметом и темой разговора.

Основное требование к вопросам — они должны быть понятны и собеседнику, и читателю. Идеальный вопрос четко и однозначно сформулирован, содержит в себе только одну мысль. Двусоставный вопрос лучше разбить на два. Не беда, если в процессе интервьюи рования герою публикации придется повториться: это лучше, чем недосказанность. И еще одно хорошо известное опытным журнали стам правило: вопрос не должен содержать в себе ответа, подсказок и намеков.

Блиц-опросы

Во имя плюрализма

Несколько похожи на информационные интервью блиц-опросы. В таких произведениях журналисты предлагают читателям познако миться с различными высказываниями людей, которые отвечают на один и тот же вопрос (или несколько одинаковых вопросов). Основная цель автора блиц-опроса — обратить внимание аудитории на какую-либо проблемную ситуацию и коротко сообщить о существова­ нии разнообразных мнений, суждений, точек зрения, позиций по проблеме.

В соответствии с требованиями жанра, редактор, готовя блиц- опрос к печати, прежде всего должен обращать особое внимание на выбор респондентов.

Как правило, в реальной жизни проблемная ситуация затрагивает людей разных социальных групп, поколений и профессий. В идеале блиц-опрос должен отражать эту картину мнений. И хотя в действи тельности силами редакции добиться стопроцентного отражения трудно , и журналисту, и редактору, работающим над блиц-опросом, необ ходимо стремиться представить на страницах периодического издания как можно больше мнений различных представителей общества.

В этом разнообразии и заключается ценность блиц-опросов.

Вопрос-ответ

Спрашивалиотвечаем

О самостоятельности жанра вопрос-ответ можно спорить. Неко торые исследователи считают, что у таких публикаций есть специфические черты, позволяющие выделять данную жанровую группу как самостоятельную.

Вопрос-ответ — произведение периодической печати, состоящее из неразрывно связанных вопроса читателя и ответа журналиста или компетентного лица. Такие вопрос и ответ объединены, как правило, темой, стилем изложения и заголовком.

Материал, собранный, например, в результате прочтения письма с вопросом и подготовки ответа на него, можно представить в виде заметки или информационной корреспонденции. Звонок в редакцию может стать поводом для глубоких раздумий журналиста и, в конечном счете, для аналитической публикации. Однако нередко редакция намеренно выбирает жанр вопрос-ответ, желая подчеркнуть общест венный интерес к поставленной проблеме, привлечь к ней внимание читателей.

На первый взгляд, этот жанр может показаться каким-то несерьезным. Как правило, начинающие журналисты мечтают писать глу бокие аналитические материалы или эксклюзивные репортажи. Но не надо недооценивать вопрос-ответ. Ведь это не только читабель ные тексты, которые привлекут внимание аудитории, но и прекрас ная форма общения редакции с читателями, которого сейчас, увы, не хватает наши газетам .

Позиционирование – понятие, пришедшее в повседневную речь и в библиотечную профессиональную лексику из экономики, точнее, теории маркетинга. Умело позиционировать себя – в первую очередь, означает правильно определять стратегически важные для местного населения и отдельных его категорий социальные задачи, предвосхищать ожидания людей. При этом библиотекарю необходимо самому осознавать общественную значимость своей работы.

Структура пресс-релиза
• Зaголовок. Краткий, но емкий по смыслу.
• Лид. Первый абзац текста, в котором дается краткий обзор. Обычно это 2-3 предложения.
• Основная часть. Развернутая информация о мероприятии, комментарии и цитаты, цифры, статистика, интересные подробности и факты.

Представьте себя на месте читателя. Что было бы интересно именно вам? Было бы вам важно, что именно натворила Баба Яга и как дети спасали положение? Или вам полезнее будет информация о форме и цели мероприятия, о применяемых приемах, методах воздействия на детей, конкретных реакциях ребенка, откликах родителей и педагогов?

Не нужно бросаться и в другую крайность: писать подробный с мелкими деталями на две страницы рассказ о мероприятии с указанием фамилий и имен детей, с перечислением загадок и отгадок и т.д. Достаточно привести пару примеров из занятия, чтобы читателю стала понятна суть происходящего.

Уберите лишние слова, без которых смысл сказанного не теряется:
За одну поездку человек необыкновенным образом значительно обогащается духовно и параллельно приобретает великое знание о своём крае.

Важно помнить: имя ставится перед фамилией, отчество используется в редких случаях; релиз пишется только в третьем лице; аббревиатуры и сокращения расшифровываются; вывод пресс-релизу не нужен.

3 декабря 1999 года на имя председателя городского суда В.И. Полуднякова была подана жалоба с просьбой отменить постановление судьи Приморского районного суда Э.А.Трифоновой от 29.11.99



Законность проведения собрания акционеров ЛФЗ еще раз подтверждена судом.

7 февраля в Санкт-Петербургском городском суде была рассмотрена жалоба Комягиной Л.В., оспаривавшей определение Невского районного суда 20 января которым был отменен запрет на проведение внеочередного общего собрания акционеров ЗАО

Суд отказал в удовлетворении жалобы Комягиной Л.В.

Таким образом, законность проведения внеочередного собрания акционеров Ломоносовского фарфорового завода 20 января сего года была еще раз подтверждена теперь уже вышестоящим судом.

Решение городского суда сразу вступило в законную силу.

По словам генерального директора Дугласа Бойса, несмотря на юридические коллизии, производство не останавливалось ни на минуту. И это для него на сегодняшний день является наиболее важным.

Сайты российских СМИ в понедельник, 28 февраля, подверглись массовой хакерской атаке.


26 февраля в Минцифры сообщили, что пользователи портала uосуслуг могут столкнуться со сложностями при работе с сервисами сайта из-за кибератак. При этом персональные данные и информация граждан надежно защищены, заверили в ведомстве.

В этот же день администрация президента РФ сообщила о регулярных кибератаках на сайт Кремля. Об этом рассказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Об этом же сообщили в РЖД: сайт компании подвергается регулярным серьезным DDoS-атакам.

24 февраля телеканал RT сообщил о новых DDoS-атаках на сайт, которые продолжались в течение шести часов и велись в четверти случаев с территории США.

В огромных СМИ не все релизы отправляются в мусор, иногда их читают. Дело в том, что релизы могут стать инфоповодом или источником ценной для читателей информации. Это помогает привлекать трафик.

Так как же пиарщику или маркетологу написать письмо, чтобы в редакции его открыли, прочитали и разместили релиз? Предлагаю разобрать типичные ошибки на реальных примерах и вывести формулу хорошего письма для СМИ.

Оформление письма

Часть писем отправляется в топку уже из-за темы.

И да, НЕ НАДО ПИСАТЬ ТЕМУ КАПСОМ. Заметнее вас это не сделает, а вот общее впечатление может подпортить.

Ну и старайтесь без опечаток.

Прехедер / первое предложение

Даже если тема письма вызвала у редактора интерес, это еще не значит, что он его откроет. В почте, помимо темы, отображается прехедер – кусочек первой фразы письма. И он может все испортить.

Хорошо, если общались =)

Хотя и здесь есть нюансы.

Содержание письма

В основной части письма пиарщики делают следующие классические ошибки:

  • пишут не по адресу;
  • пишут, не изучив предварительно сайт;
  • приписывают редакции какие-то свои проблемы, интересы или ожидания.

Иногда все вместе.

Ситуация 1

Как-то раз пришло письмо, которое начиналось так:

Ну что тут сказать. Разумеется, в каждом общественно-политическом, лайфстайловом, желтом, женском – В ЛЮБОМ СМИ есть человек, который пишет об ответственном недропользовании. Специальный, ага. Так и вижу, как его собеседуют:

– Скажите, а вы пишете об ответственном недропользовании?

– Нет, только о безответственном.

– Извините, вы нам не подходите.

А если без шуток, то подобное разделение по темам есть только в отраслевых СМИ. В медиа широкой тематики обычно работают авторы-многостаночники. И даже если за ними закреплены определенные тематики, в них так не углубляются, потому что широкому читателю это не интересно, он этого не поймет.

Если у организации, которую вы представляете, узкая специализация, лучше пишите в тематические / отраслевые СМИ. Либо расширяйте тему.

Но письмо, естественно, на ответственном недропользовании не закончилось:

То, что кажется важным вам, необязательно покажется важным и редактору. И не потому, что он вредный и упрямый, а потому, что тема неинтересна аудитории. Прежде чем предлагать какую-либо информацию и фактуру, обязательно посмотрите, какие тематики освещает сайт.

Ситуация 2

Немного лучше – когда пиарщик изучил сайт, понял, о чем он, и объяснил, какую пользу может принести. Но и тут очень часто что-то идет не так:

Неплохое начало. Здесь есть:

А еще в редакции могут обидеться, увидев ссылки на материалы конкурентов.

Ситуация 3

Такая вот новость:

Редактор в запаре увидит только первые шесть слов, остальное – каша

Закономерная реакция на такое письмо

Вбейте ключевики релиза в поиск на сайте. Если увидите всего одну-две более или менее релевантных публикации, значит, у СМИ другая тематика и оно вам не подходит.

На сайтах СМИ, как правило, есть медиакиты. В них можно найти информацию об аудитории сайта, в том числе демографию и интересы. Если медиакита нет, минимальную информацию об аудитории можно найти на том же SimilarWeb.

Золотые правила пресс-релиза

Хороший материал от пиарщика:

  1. Написан на актуальную тему.
  2. Оперативен.
  3. Учитывает масштаб (релиз о встрече рестораторов Кавминвод не подойдет для федеральных медиа).
  4. Совпадает с тематикой сайта.

Шаблон удачного письма

Тема: Исследование /рейтинг / данные соцопроса / комментарий к публикации на сайте

Прехедер: Здравствуйте, коллеги! Вы ранее писали об N, вот ссылка. Мы поговорили с экспертами / провели опрос / . и выяснили, что.

Содержание:

Публикация на сайте, инфоповод

Содержание релиза

Минздрав назвал самые опасные виды рака

Врач-онколог объяснил, как обнаружить / защитить себя / кто находится в зоне риска / .

Стали известны самые угоняемые машины

Как защитить машину от угона

Плюшки: Предлагаем эксклюзивные фото.

Советы пиарщикам

Р.S. И никогда, никогда (!) не делайте так:

В редакции в этот момент тоже вечер пятницы, но красного вина нет =(

Если вы хотите, чтобы все письма компании были в полном порядке, обращайтесь к нам. Поможем составить для ЦА письма, которые точно откроют.

Читайте также: