Импорт образовательных услуг рб сообщение

Обновлено: 12.05.2024

Ставка в проекте сделана на приток иностранных студентов в российские вузы – число обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования должно вырасти с 220 000 до 710 000 человек.

Но чтобы реализовать эту задачу, нужно развивать и работу со школьниками. Количество обучающихся по очным программам дополнительного образования должно удвоиться – со 100 000 до 200 000.

Спросом пользуются программы обмена, русские школы за рубежом и адаптация российских образовательных методик. И главное здесь – даже не деньги, а расширение воронки для привлечения студентов в российские вузы, которые обеспечивают более 70% доходов от экспорта образования.

710 000
человек в 2015 г. иностранных студентов, обучающихся очно в российских вузах

3,5 млн
иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций

В 2 раза больше
иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования

Источник: правительство РФ

Увеличение неэнергетического несырьевого экспорта – одна из задач, поставленных в инаугурационном указе президента Владимира Путина в мае 2018 г. Ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт, должен вырасти с $57,8 млрд (базовое значение за 2017 г.) до $100 млрд в 2024 г. На образование из этого приходится 373 млрд руб. к 2025 г. по сравнению с 84,7 млрд руб. в 2017 г.

Система экспорта школьного и дополнительного образования сложнее, чем в случае с вузами: она включает обучение иностранных школьников в России, развитие русских школ за рубежом, программы обмена, языковые курсы, программы кратковременного дополнительного образования, а также экспорт российских учебных пособий, методик обучения и других наработок.

Иностранцы в России

В 2016/17 учебном году в российских школах обучалось более 125 000 иностранных граждан, и в общей структуре доходов от экспорта образования на них приходится 11,2%. В основном в российских школах учатся дети из семей мигрантов из стран СНГ, причем именно обучение детей нередко и является целью переезда всей семьи в Россию. Среди граждан дальнего зарубежья большей популярностью пользуются кратковременные образовательные программы в России, курсы русского языка и программы межкультурного обмена.

Русские школы за рубежом

В конце 1970-х на испанском языке в мире говорило около 300 млн человек. Сейчас – уже свыше 577 млн человек, сказано в ежегодном отчете Института Сервантеса. Среди них для 73,7 млн людей испанский – второй язык, а примерно 21 млн изучают его как иностранный. Ежегодно количество испаноговорящих увеличивается примерно на 5 млн человек. По прогнозам, испаноязычное сообщество к середине XXI в. достигнет 754 млн человек. В этом немалая заслуга Института Сервантеса, учрежденного в 1991 г. для распространения языка и культуры Испании. Сейчас у института 77 центров по всему миру, ежегодно здесь учится более 100 000 студентов и свыше 18 000 преподавателей проходит курсы повышения квалификации.

Russian science

Под словосочетанием russian science (российские науки) обычно понимают математику, физику и информатику. В этих дисциплинах российские школьники регулярно занимают призовые места на международных соревнованиях. В этом году они завоевали четыре золота и серебро на Международной олимпиаде по физике, взяли две золотые и четыре серебряные медали на 60-й Международной олимпиаде по математике IMО, а также российская команда выиграла четыре золотые медали на 31-й Международной олимпиаде школьников по информатике IOI-2019.

Тренеры национальных сборных стараются не раскрывать секреты методики подготовки, поэтому сложно сравнить, чем российская программа подготовки отличается от зарубежной. Но есть различия в системах отбора одаренных школьников – в России и некоторых других странах это олимпиады разного уровня: выиграл школьную – едешь на городскую, выиграл городскую – готовишься к общероссийской. В США же, например, такого национального олимпийского движения нет. Там школы и учителей просят назвать самых сильных детей, затем им отправляют задания, и дети самостоятельно, следуя инструкциям, решают задачи и отправляют их в образовательный центр. После этого отбирают лучших и готовят к международным соревнованиям.

Русский как международный

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

2. Бурденко, Е.В. Права работника / Е.В. Бурденко. - М. : ИИЦ МГУДТ, 2006. - 257 с.

3. Данилова, Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов / Т.В. Данилова // Качество и конкурентоспособность в ХХI веке : материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. - Чебоксары : Чувашский гос. ун-т, 2006. - С. 55-61.

4. Лукашенко, М.А. Маркетинг и PR в учебном заведении / М.А. Лукашенко // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 32-40.

5. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг / А. Ченцов // Высшее образование в России. - 1999. - № 2. - С. 120-123.

6. Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 3. - С. 47-50.

7. Джапарова, Р. Маркетинг услуг профессионального образования / Р. Джапарова // Маркетинг. - 2005. - № 4. - С. 55-65.

8. Липкина, Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг / Е.Д. Липкина. - Омск : ОмГПУ, 2006. - 136 с.

9. Зайчикова, С.А. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования / С.А. Зайчикова, И.Н. Маяцкая. - М. : РГСУ, 2006. - 115 с.

10. Терещенко, Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы / Н.Н. Терещенко. - Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 2005. - 267 с.

11. Зотов, В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / В.Н. Зотов. - М. : РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. - 21 с.

12. Романова, И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения / И.Б. Романова. - Ульяновск : Средневолж. науч. центр, 2005. - 140 с.

13. Щетинин, В.П. Экономика образования / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.Г. Рябушкин. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 306 с.

14. Зиннуров, У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решений / У.Г. Зиннуров. - Уфа : УГАТУ, 1993. - 226 с.

15. Кожухар, В.М. К определению содержания образовательной услуги / В.М. Кожухар // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 3. - С. 31-41.

16. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие для вузов / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академ. проект ; Королев : Традиция/Королев, 2004. - 559 с.

17. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 7-8. - С. 79-85.

18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) : Закон Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 2/920.

19. Кодекс Республики Беларусь об образовании : Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 2/1795.

20. Словарь современных экономических и правовых терминов ; авт.-сост. В.Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск : Амалфея, 2002. - 816 с.

21. Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) : отчет об экспорте и импорте услуг : постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь, 15 июня 2015 г. № 40 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2015. - № 7/3128.

22. Рогова, Т.М. Экспорт образовательных услуг российских вузов: барьеры и перспективы : дис.. канд. экон. наук : 08.00.14 / Т.М. Рогова. - Ростов н/Д, 2013.

23. Косевич, А.В. Экспорт образовательных услуг сферы высшего образования: мировой опыт и российская практика : дис.. канд. экон. наук : 08.00.14 / А.В. Косевич. - М., 2006.

24. Максаковская, Н.С. Структура и содержание процесса экспорта образовательных услуг в вузах физической культуры и спорта (на примере Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) : дис.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.С. Максаковская. - М., 2013.

25. Чухломин, В.Д. О стратегии выхода учреждения образования на внешний рынок / В.Д. Чухломин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4(42). - С. 32.

26. Кодекс Республики Беларусь об образовании : Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 2/1795.

27. Об утверждении Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007-2010 годах : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 окт. 2007 г. № 1320 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2007. - № 5/25955.

28. Попова, Е.П. Проблема эффективности университетов и заказчики образовательных услуг / Е.П. Попова // Соврем. гуманитар. исслед. - 2011. - № 6. - С. 220-227.

29. March, J.G. Ambiguity and Choice in Organizations / J.G. March, J.P. Olsen. - Bergen, Norway, 1976.

30. Курс экономической теории : учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.] ; под общ. ред. А.В. Сидорович. - 2-е изд. - М. : Дело и Сервис, 2001.

31. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, У. Нордхаус. - М. : Вильямс, 2014. - С. 55.

33. Злотникова, Е. Влияние валютного курса на эффективность экспорта отдельных отраслей экономики / Е. Злотникова // Банковский вестник. - 2008. - № 1. - С. 53.

34. Кустиков, В.А. Факторы и эффективность экономического роста белорусской экономики: методы оценки и тенденции изменения / В.А. Кустиков // Экон. бюл. Науч.-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2014. - № 6. - С. 55-67.

35. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Факторы производства, их характеристика и взаимосвязь. Эффективность производства / М.И. Ноздрин-Плотницкий // Экономическая теория : краткий курс / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под общ. ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск, 2017. - С. 34-40.

36. Высоцкий, О.А. Оценка эффективности функционирования стратегии устойчивого развития / О.А. Высоцкий // Прозрачное управление в системе обеспечения устойчивого развития предприятия / О. А. Высоцкий. - Минск, 2014. - С. 29-30.

37. Щитникова, И.В. Методологические принципы единства формирования показателей эффективности на различных иерархических уровнях управления экономикой / И.В. Щитникова // Науч. тр. Белорус. государственного экономического университета ; редкол.: В.Н. Шимов (пред.) [и др.]. - Минск, 2010. - Вып. 3. - С. 453-458.

38. Гридина, Л.В. Показатели для оценки эффективности управления качеством образовательных услуг вуза / Л.В. Гридина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 6. - С. 90-94.

40. Попова, Е.П. Проблема эффективности университетов и заказчики образовательных услуг / Е.П. Попова // Современные гуманитарные исследования. - 2011. - № 6. - С. 220-227.

41. Клячко, Т.Л. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России / Т.Л. Клячко, Г.А. Краснова // Экономика науки. - 2015. - Т. 1, № 2. - С. 102-108.

42. Алексанков, А.М. Методика разработки инновационной программы вуза по экспорту образовательных услуг : дис.. канд. экон. наук : 08.00.05 / А.М. Алексанков. - СПб., 2003.

43. Словарь современных экономических и правовых терминов / авт.-сост. : В.Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск : Амалфея, 2002.

44. Об утверждении инструкции о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2011 г. № 210 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 8/25073.

Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает сопоставимых доходов. Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает 18 млрд долларов в год — Россия менее 1 млрд долларов. Повышению качества и росту количества иностранных студентов

России мешает неоптимальная структура иностранных студентов, отсутствие гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых иностранных магистрантов и аспирантов. Серьезным препятствием является и нехватка кон-курентоспособных условий проживания и учебы даже в ведущих университетах. Россия опоздала к началу формирования рынка глобальных образовательных продуктов, что создает риски доминирования даже в нашей собственной стране цифровых образовательных ресурсов крупных иностранных провайдеров и массо-вых онлайн-курсов иностранных университетов. Россия имеет неплохие стартовые позиции на формирующемся глобальном рынке университетского онлайн-образо-вания, но в основном — благодаря инициативе нескольких ведущих университетов.

Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года

Проект включает

  • создание условий для массового привлечения иностранных студентов, платеже-способных и с хорошим образовательным потенциалом, через:
  • o создание современных миграционных процедур, системы тьюторского сопровождения образовательных траекторий иностранных студентов от этапа на-бора до выхода на рынок труда, предоставление гражданства России успешно окончившим аспирантуру, постоянного вида на жительство — магистратуру ведущих российских университетов;
  • o запуск комплекса маркетинговых программ и сети агентств, включая специ-альные программы в развивающихся платежеспособных странах;
  • специальные грантовые программы для привлечения талантливых иностранных студентов на уровень магистратуры и аспирантуры в приоритетных технологических областях в партнерстве с российскими технологическими компаниями и научными центрами;
  • повышение в ведущих вузах доли профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава со знанием английского языка до 90% и 50% соответственно;
  • стимулирование создания и развития российскими университетами массовых от-крытых онлайн-курсов на глобальных платформах, таких как Coursera, EdX и т. д.;
  • грантовую и организационную поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов, включая массовые экзамены, учебные программы, образовательно-развлекательные сервисы и платформы;
  • строительство новых и модернизацию действующих кампусов ведущих вузов в соответствии с мировыми стандартами;
  • гранты зарубежным ученым и исследовательским командам, покрывающим в том числе проживание семьи, с целью их привлечения в международные исследовательские центры и центры превосходства, созданные на базе ведущих вузов.

В результате

  • Повысится предложение рабочей силы по особенно дефицитным направлениям для российской экономики
  • Вырастут доходы от экспорта образования

Необходимые ресурсы

На реализацию проекта необходимо 797 млрд руб., из которых 302 млрд руб. — разовые расходы:

Начиная с 2025 года доходы от реализации проекта превышают бюджетные инвестиции.

Ежегодное введение 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема талантливых иностранных граждан потребует 2 млрд руб. в 2019 году, 4 млрд руб. в 2020 году, 5 млрд руб. в 2021 году, 7 млрд руб. в 2022 году, 8 млрд руб. в 2023 году, 10 млрд руб. в 2024 году.

Стимулирование (20-процентная надбавка от уровня средней заработной платы по экономике) знания английского и иного иностранного языка (с целью работы с ино-странными студентами) для не менее чем 1/3 учебно-вспомогательного персонала вузов, принимающих иностранных студентов в 2020 году, потребует 37 млрд руб., 42 млрд руб. в 2021 году, 46 млрд руб. в 2022 году, в 2023 году 51 млрд руб., в 2024 году 56 млрд руб..

Выделение грантов на конкурсной основе для создания и продвижения онлайн-про-дуктов для учащихся всех возрастов на иностранных языках (онлайн-курсов, обра-зовательных онлайн-игр, комплексов облачных ресурсов массовых онлайн-курсов), в том числе на глобальных платформах Coursera и EdX. Всего понадобится по 3 млрд руб. в 2019–2020 годах, по 4 млрд руб. в 2021–2023 годах, 5 млрд руб. в 2024 году.

Строительство кампусов и общежитий потребует 302 млрд руб., из которых 232 млрд руб. пойдет на строительство 5 кампусов и 70 млрд руб. на строительство 25 обще-житий вместимостью 3 тыс. мест.

Расширение практики использования онлайн-курсов и других глобальных ЦОР по-зволит вузам получить дополнительные доходы от их реализации в размере от 2 до 15 млрд руб. к 2024 году. Рассчитанный объем финансирования также позволит обе-спечить 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема иностранных граждан.

Предоставление 2000 грантов на исследования с целью привлечения зарубежных молодых ученых и их исследовательских команд в центры превосходства для 2 тыс. ученых исходя из стоимости 1 гранта 15 млн рублей, включающей затраты на проживание семьи ученого. Всего на привлечение зарубежных ученых необходимо 161 млрд руб.,из которых 30 млрд руб. в 2020 году, 31 млрд руб. в 2021 году, 32 млрд руб. в 2022 году, 33 млрд руб. в 2023 году, 34 млрд руб. в 2024 году.

Повышение привлекательности российского образования для иностранных студентов, возможность качественного онлайн-обучения увеличит поток и платных студентов, что позволит нарастать доходы системы в рассматриваемый период до 35 млрд руб.

Повышение привлекательности образовательных услуг для иностранных студен-тов позволит привлечь в систему образования до 300 млрд руб. в 2024 году.

Риски отказа от проекта

Ставка в проекте сделана на приток иностранных студентов в российские вузы – число обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования должно вырасти с 220 000 до 710 000 человек.

Но чтобы реализовать эту задачу, нужно развивать и работу со школьниками. Количество обучающихся по очным программам дополнительного образования должно удвоиться – со 100 000 до 200 000.

Спросом пользуются программы обмена, русские школы за рубежом и адаптация российских образовательных методик. И главное здесь – даже не деньги, а расширение воронки для привлечения студентов в российские вузы, которые обеспечивают более 70% доходов от экспорта образования.

710 000
человек в 2015 г. иностранных студентов, обучающихся очно в российских вузах

3,5 млн
иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций

В 2 раза больше
иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования

Источник: правительство РФ

Увеличение неэнергетического несырьевого экспорта – одна из задач, поставленных в инаугурационном указе президента Владимира Путина в мае 2018 г. Ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт, должен вырасти с $57,8 млрд (базовое значение за 2017 г.) до $100 млрд в 2024 г. На образование из этого приходится 373 млрд руб. к 2025 г. по сравнению с 84,7 млрд руб. в 2017 г.

Система экспорта школьного и дополнительного образования сложнее, чем в случае с вузами: она включает обучение иностранных школьников в России, развитие русских школ за рубежом, программы обмена, языковые курсы, программы кратковременного дополнительного образования, а также экспорт российских учебных пособий, методик обучения и других наработок.

Иностранцы в России

В 2016/17 учебном году в российских школах обучалось более 125 000 иностранных граждан, и в общей структуре доходов от экспорта образования на них приходится 11,2%. В основном в российских школах учатся дети из семей мигрантов из стран СНГ, причем именно обучение детей нередко и является целью переезда всей семьи в Россию. Среди граждан дальнего зарубежья большей популярностью пользуются кратковременные образовательные программы в России, курсы русского языка и программы межкультурного обмена.

Русские школы за рубежом

В конце 1970-х на испанском языке в мире говорило около 300 млн человек. Сейчас – уже свыше 577 млн человек, сказано в ежегодном отчете Института Сервантеса. Среди них для 73,7 млн людей испанский – второй язык, а примерно 21 млн изучают его как иностранный. Ежегодно количество испаноговорящих увеличивается примерно на 5 млн человек. По прогнозам, испаноязычное сообщество к середине XXI в. достигнет 754 млн человек. В этом немалая заслуга Института Сервантеса, учрежденного в 1991 г. для распространения языка и культуры Испании. Сейчас у института 77 центров по всему миру, ежегодно здесь учится более 100 000 студентов и свыше 18 000 преподавателей проходит курсы повышения квалификации.

Russian science

Под словосочетанием russian science (российские науки) обычно понимают математику, физику и информатику. В этих дисциплинах российские школьники регулярно занимают призовые места на международных соревнованиях. В этом году они завоевали четыре золота и серебро на Международной олимпиаде по физике, взяли две золотые и четыре серебряные медали на 60-й Международной олимпиаде по математике IMО, а также российская команда выиграла четыре золотые медали на 31-й Международной олимпиаде школьников по информатике IOI-2019.

Тренеры национальных сборных стараются не раскрывать секреты методики подготовки, поэтому сложно сравнить, чем российская программа подготовки отличается от зарубежной. Но есть различия в системах отбора одаренных школьников – в России и некоторых других странах это олимпиады разного уровня: выиграл школьную – едешь на городскую, выиграл городскую – готовишься к общероссийской. В США же, например, такого национального олимпийского движения нет. Там школы и учителей просят назвать самых сильных детей, затем им отправляют задания, и дети самостоятельно, следуя инструкциям, решают задачи и отправляют их в образовательный центр. После этого отбирают лучших и готовят к международным соревнованиям.

Русский как международный

Читайте также: