Иконическое сообщение без кода это

Обновлено: 20.05.2024

Понятие текста

Креолизованный текст

В современной коммуникативной среде естественный язык продолжает оставаться важнейшим и универсальным средством общения, но он далеко не единственный. Считается (см.: Р. Барт, У. Эко и др.), что именно во взаимодействии со знаками иной природы (например, иконическими) вербальные знаки наиболее успешно реализуют свои коммуникативные функции

Вербальная часть текста – самая важная

При этом стоит отметить, что акустический канал донесения вербальной информации, по сравнению со зрительным, интенсифицирует эмоциональность восприятия текста. Он повышает эффективность восприятия текста в том числе и потому, что является фактором, действия которого реципиенту избежать сложнее: человек легко может отвести взгляд, но он редко когда затыкает уши. Ведь рассматривая структуру и эффективность текста, следует учитывать характер восприятия различных типов знаков в реальных условиях коммуникации. Необходимо рассматривать различные языковые и неязыковые средства воздействия на адресата с точки зрения их целесообразности и эффективности при достижении коммуникативного намерения адресанта, а именно: изменения отношения реципиента к объекту текста, а также его поведения.

Система естественного языка (вербальная система) является не только наиболее эффективным средством точного, с минимальными искажениями донесения смысла передаваемого послания. Она – единственное средство, с помощью которого могут быть интерпретированы все другие системы. И все другие системы строятся по ее образцу. Очевидно, что результаты, полученные при изучении вербального текста, можно будет экстраполировать и на текст в целом, на текст, создаваемый авторами и доносимый до реципиентов другими знаковыми системами.

Признаки текста

В лингвистике общепринято следующее определение: вербального текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц (фонем, морфем, лексем, словосочетаний, предложений), основными свойствами которой являются связность и цельность.

Цельность и связност ь т екста реализуются прежде всего через его тему. Тема является смысловым ядром текста, она обобщает и конденсирует содержание текста. В качестве темы могут выступать связи и зависимости, которые имеются в нашем внешнем и внутреннем мире (общественные события, явления природы, человек, различные процессы, предметы и т. д.). В небольшом тексте может быть лишь одна тема. Большой текст может быть представлен ведущей темой, распадающейся на ряд подтем, которые в свою очередь дробятся на абзацы (микротемы).

Для того чтобы текст был цельным, его предложения должны быть логично связаны друг с другом.

Признаком текста является наличие его автора, который, отталкиваясь от темы и своего замысла, выстраивает логичные предложения. Автор может быть как единоличным, так и коллективным, как идентифицируемым, так и анонимным.

Что почитать и посмотреть?

Книги:

Фильмы:

Интернет-ресурсы:


Особенностью социальных реалий современности становится возрастающая роль массовой культуры в целом и рекламы в частности, а также влияние этих явлений на формирование массового и индивидуального сознания. Независимо от человеческого желания или нежелания феномен рекламы настойчиво проникает в частную и общественную жизнь и оказывается объективной и неустранимой реальностью. Современный человек как потребитель обнаруживает себя вовлеченным в рекламную среду и должен постоянно вступать с ней во взаимодействие. Изучение такого многоаспектного явления, как реклама актуально, потому что оно позволяет глубоко исследовать причины, приемы и способы воздействия рекламного продукта на потребителя, а также добиваться максимальной эффективности этого воздействия.

Реклама оказывает влияние на поведение людей, формируя определенный образ жизни. Она закрепляет в сознании потребителя некий набор ценностей, идеалов, стереотипов и предпочтений и тем самым оказывает регулятивное воздействие на жизнь различных социальных групп.

Семиотика, обращенная к рекламному тексту, тесно связана с эстетической составляющей рекламы. Так как эстетическая функция привносится в рекламу через ее знаковые функции, поэтому семиотика и эстетика в данном случае неразрывно связаны как две стороны одного явления.

В конце каждой главы приведены вопросы для самостоятельной работы, которые обобщают материал главы и помогают проверить, насколько и в какой степени усвоен изученный материал. В конце пособия предлагаются практические задания, посвященные всему учебному материалу, список рекомендованной и использованной литературы.

ГЛАВА 1. Понятие о семиотике и ее составляющих – текстах, знаках

В жизни всех живых существ – и человека, и животных – знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Именно поэтому многие науки имеют дело со знаками – это и лингвистика, и психология, и математика, и кибернетика и т. д.

Но каждая из отдельных наук изучает знак в каком-либо его одном, отвечающем задачам данной науки, аспекте. Например, лингвистика занимается знаками естественных национальных языков, психология исследует развитие знаковых ситуаций в онтогенезе (в развитии ребенка), знаки в математике функционируют как абстрактные сущности и т. д.

А знаковая функция рекламы в современном мире связана с налаживанием эффективной рекламной деятельности и ее воздействием на потребителя. При этом ни одна из названных и других областей не охватывает общую, целостную проблему знака в отвлечении от его конкретных, свойственных данной науке, свойств.

Последняя задача – исследование знака как такового – как раз и является делом семиотики. Семиотика дает определение знака как такового, классифицирует знаки, группирует их по определенным критериям, приводит знаковые ситуации и случаи использования знаков. Но все это становится возможным лишь потому, что семиотика владеет знаниями о частных, конкретных науках, в которых описываются конкретные знаковые ситуации и конкретные приемы использования знаков. Данные отдельных частных наук – база для применения семиотики. Но, объединив все данные отдельных наук, семиотика выводит и формулирует общие положения и законы, связанные со знаками.

Только после этого, обобщив весь знаковый материал, семиотика возвращается к частным дисциплинам и занимается отдельными знаковыми проблемами. Так появляется семиотика искусства, семиотика кино и театра, семиотика городского пространства, семиотика литературы, семиотика рекламы.

В двадцатом веке продолжили изучение отдельных аспектов семиотики, а также ее общих проблем,





В мире существует много совершенно разных вещей, о которых мы не знаем. Иконический знак - такое понятие, которое мы вроде и понимает чисто интуитивно, но полный его смысл не совсем такой, каким кажется на первый взгляд. В этой статье мы поговорим о том, что такое иконические знаки, об их роли, предназначении, о том, почему же нам важно знать, что они собой представляют.

Но перед тем как начать рассказывать непосредственно о предмете нашей статьи, окунёмся в историю этого понятия.

иконические знаки

История

Итак, когда появились иконические знаки? Впервые определение данному понятию было дано Чарльзом Сандерсом Пирсом - американским философом и математиком, положившим начало такой науке, как семиотика. Жизнь этого учёного приходится на середину девятнадцатого - начало двадцатого века. Из этого можно сделать вывод, что, по меркам истории, иконические знаки и символы как понятия появились не так давно. Однако с тех пор определение термина претерпело существенные изменения. Например, в своей теории семиотики Пирс заключал, что иконический знак и то, что он изображает, "суть одно и то же". Но если присмотреться и глубже вникнуть в эту тему, можно задать себе вопрос: "А фотография разве обладает теми же свойствами, что и изображаемый на ней предмет или местность?" Конечно, нет.

Чтобы как-то решить возникшие проблемы, итальянский учёный и философ Умберто Эко сформулировал такую идею: различие между иконическим знаком и реальной картиной состоит в особенности восприятия. То есть, воспринимая какое-то изображение, мы пользуемся ранее полученными знаниями о вещах и предметах, расположенных на ней.

Раз уж мы затронули такой термин, как семиотика, обсудим его подробнее.

иконические знаки в журналистике

Что такое семиотика?

Как уже было сказано выше, этот термин означает науку, являющуюся частью лингвистики. Появлилась она совсем недавно и с тех пор очень активно развивалась. Сегодня анализ текстов на различных уровнях - важная проблема, которой занимаются целые институты и исследовательские группы учёных.

На самом деле семиотика не такая простая наука, как кажется. Вот например, даже изображения, которые мы потребляем в качестве контента во многих печатных и электронных СМИ, являясь иконическими, могут, однако, трактоваться по-разному. Для того чтобы понять знак в том смысле, в котором от нас требуется, его, как правило, комментируют: делают подписи или сноски.

Мы обсудили функции семиотики как науки и как инструмента для анализа текста. Однако не будем вдаваться в детали и перейдём непосредственно к теме нашего повествования. А начнём мы с определения.

что такое иконические знаки в информатике

Что такое иконические знаки?

В информатике огромное значение имеют различные символы. В том числе и иконические. Это, как нетрудно догадаться, иконки на рабочем столе. Они имеют прямое сходство с обозначаемым объектом. Примерно так и понимаются иконические знаки в лингвистике. Одним из обязательных условий для такого символа является его соответствие (схожесть) с обозначаемым объектом. В нашей жизни они используются довольно активно. Например, знак дорожных работ, обозначающий место их проведения. Но мы начали не с самого распространённого примера. Наверное, наиболее понятным будет высказывание о том, что все смайлы и значки, которыми мы пользуемся, комментируя что-то или выражая своё мнение в социальных сетях, также являются иконическими знаками.

Теперь приступим к одной из самых важных частей этой статьи. Нам предстоит выявить и понять различие между иконическими знаками и символами. Казалось бы, это одно и то же, ведь первое фактически является вторым. Однако тут есть существенные тонкости, предполагаемые определением символа и иконического знака по-отдельности.

Кстати, непосредственно примеры иконических знаков и символов вы можете видеть ниже.

различие между иконическими знаками и символами

Отличия

Чем отличаются иконические знаки от символов? На самом деле существует лишь одно принципиальное отличие. Рассмотрим символ чего-либо, например, химического элемента. Это одна или две буквы (в нынешней таблице на самом деле есть и трёхбуквенные) латинского алфавита. Они не имеют прямой связи с атомом. Глядя на символ химического элемента, невозможно сказать, не обладая специфическими знаниями в области химии, сколько, например, электронов находится на его внешней оболочке, или сколько связей он способен образовать. Таким образом, символ можно понимать как определённый код, ключ к которому кроется в нашем сознании. И если вы не знаете, какое название химического элемента скрывается за его символом, то вряд ли догадаетесь об этом, анализируя отдельные его признаки или свойства.

Совершенно другая история с иконическими знаками. Они созданы для того, чтобы человек мог без особого труда понять, о чём идёт речь. Обязательным условием любого такого рисунка является узнаваемость и схожесть с объектом, который он изображает. Иначе "иконка" теряет свои уникальные свойства и превращается в символ. Мы уже приводили пример такого знака в прошлом разделе, но всё же разберём ещё один для закрепления. Каждый из нас замечал, заходя в туалет, знаки, обозначающие мужское и женское отделения. Как правило, они выполнены в виде фигурок мужчины и женщины. Глядя на них, мы без лишних подсказок понимаем, для кого предназначена та или иная дверь. И в этом-то и состоит главное достоинство иконических знаков.

Пришло время поговорить и о разделении ролей. Ведь мы живём "рука об руку" и с символами, и с иконическими знаками.

иконические знаки и символы

Роли знаков и символов

В предыдущем разделе было много написано о различии обсуждаемых нами понятий. Иконические знаки, примеры которых мы рассмотрели выше, как и символы, выполняют важную функцию в нашем языке и повседневной жизни. С вашего позволения, мы будем использовать те примеры, что привели в прошлых разделах, для объяснения нового материала.

Итак, где же всё-таки принципиально применение символа и иконического знака? И в каких ситуациях лучше обозначать объект тем или иным способом? Всё довольно просто и, наверное, интуитивно понятно. Допустим, у нас есть определённый объём информации, который мы должны вложить в будущий знак. При его создании мы должны понимать, будет он иконическим знаком или же символическим объектом. Да, иконку легче понять и быстрее запомнить, но в символ можно вложить намного больше информации, пусть и требующей предварительного ознакомления. Например, в обозначениях атомов химических элементов заключено огромное количество информации: увидев формулу молекулы, мы сразу можем сказать, какое число связей образует каждый атом, или же посчитать количество её электронов. Всё это возможно благодаря нашим знаниям из области химии, которые выступают в данной ситуации в роли "дешифратора" символического кода у нас в мозгу.

После всего этого возникает логичный вопрос: "А как и где применяются тот или иной вид обозначений, как они между собой связаны и связаны ли вообще?" В следующем разделе поговорим о том, как применяются иконические знаки в журналистике.

Как этим пользуются журналисты?

В разделе о семиотике мы уже обсудили роль знаков в изложении конкретного материала. Пришла пора рассказать о том, какую информацию можно извлечь из тех или иных семиотических объектов при анализе текста.

Без сомнения, журналистика - основная область применения обсуждаемых нами знаков и символов. Именно с её развитием стали продвигаться исследования в области семиотики. Но обратимся к не столь тривиальной отрасли применения иконок и символов.

укажите знак который не является иконическим

Как это применяется в информатике?

Само название этой науки - информатика - говорит о том, что она вплотную изучает информацию, способы её передачи и восприятия. В технике иконические знаки используются для передачи данных пользователю. Например, самое простое - иконки на вашем рабочем столе. Даже само название - "иконки" - намекает на то, что все значки на рабочем столе - иконические. И это действительно так. Они передают нам информацию о содержимом объекта, на который мы кликаем. То есть по их виду мы можем понять, что нас примерно ждёт, если мы откроем ярлык с той или иной иконической заставкой.

Вообще, символы издревле служили людям для передачи информации и данных. Сегодня древние символы эволюционировали в буквы в различных мировых языках, а также в уникальные машинные языки программирования, в которых все операции и коды также записываются с помощью определённых знаков.

Разобрались, какую роль иконки играют в журналистике. Но ведь не может область применения такого интересного и, как мы выяснили, нужного понятия ограничиваться журналистикой и информатикой. Применяются они и в других сферах нашей жизни.

Иконические знаки в культурологии

Вам, наверное, известно, что такое культурология и чем она занимается. Это огромная область знаний (можно даже сказать, наука), охватывающая всю культуру человечества с момента его появления. На самом деле очень многим в нашей жизни мы обязаны именно этой части нашего бытия. Не будь у нас какой-либо культуры, жизнь в вечно развивающемся и растущем мире современности была бы невозможна.

Культурология, кроме всего прочего, изучает также и письменность, рисунки, знаки, которые человек оставлял в разные времена. Конечно, среди них и различные изображения, и наскальные рисунки, и письмена, и рукописи. И всё это можно отнести к иконическим знакам. Люди в древности придавали им намного большее значение, чем мы сейчас. Они считали, что определённый символ может вызвать духа или, скажем, исцелить человека. До сих пор мы видим эти пережитки прошлого: например, кукла Вуду. Считается, что если создать куклу, похожую на определённого человека, и потом прокалывать иглой определённые её части, то у реального человека будут болеть те области, где у Вуду торчит игла. На самом деле всё это - лишь неправильное понимание иконического знака. Ведь он не имеет стопроцентной схожести с изображаемым предметом и почти никогда не обладает теми же свойствами. Иконический знак - это лишь объект, с помощью которого мы можем воспринять какую-то реальную картину или получить информацию о ней.

Теперь и с культурологией всё стало понятнее. Но какую роль играют обсуждаемые нами объекты в повседневной жизни? Как они влияют на нас? Ответы на эти вопросы - в следующем разделе.

иконические знаки примеры

Зачем всё это нужно?

К тому же очень часто студенты лингвистического профиля получают задания типа: "укажите знак, который не является иконическим". Не стоит объяснять, как выполнять такие задания. Ведь в начале статьи мы разобрали, в чём состоит различие между иконическими знаками и символами.

Заключение

Сегодня все мы окружены информацией. И каждый из нас в день видит огромное количество знаков, и число их постоянно растёт. Очень важно не теряться в этом хаосе графических обозначений и расширять свой багаж знаний о том, что нас окружает. Ведь бывает трудно угадать, что скрывается за очередным красивым логотипом.

К индексальным знакам относятся семиотизированные позы, жесты человека, мимические движения (знаки-кинемы):

некто голову повесил – знак печали;

бледность, разлившаяся по лицу – знак страха, тревоги;

поцелуй руки женщины – знак любви, приветствия, почтения;

нахмуренный лоб – знак внутреннего недовольства;

сжатые кулаки – знак внутренней тревоги, напряжения.

Знаки-симптомы в большей степени произвольные, а знаки-кинемы отличаются большей степенью намеренности. Так, человек может улыбаться безотчетно или намеренно (так называемая профессионально отработанная улыбка).

На планах, картах индексальными знаками являются стрелочки-указатели и др. В языке математики – знаки, указывающие сами величины, а также на вид совершаемой операции, характер отношений между величинами, и т.д.: ≠; ≈ ; ∞ ; ∙ ; 3ⁿ; +. В последнем случае знаки и носят название математических операторов.

В текстовом пространстве культуры примерами индексальных знаков выступают цитаты, интертекстуальные отсылки к другим текстам в форме указания на их авторов (у Эсхила это было…), героев их текстов и т.д.

Несмотря на кажущуюся простоту, индексальные знаки выполняют крайне важную функцию: именно они прикрепляют высказывание к миру, создают ситуацию, в которой участники коммуникации обсуждают один и тот же предмет. Поэтому индексальные знаки в идеале должны сохранять единственность и определенность указания на свой референт.

Согласно Ч.Моррису, иконический знак отображает для нас некоторые свойства представляемого объекта. Например, это могут быть свойства визуально наблюдаемые или только предполагаемые, системно-структурные свойства объекта.

На этом основании можно выделить несколько разновидностей икон:




Умберто Эко предложил несколько отличное представление об иконизме: иконический знак воспроизводит не сами свойства отображаемого предмета, а условия его восприятия (Эко 2006: 157). Когда мы видим изображение, мы пользуемся для его распознавания хранящимися в памяти данными о познанных, виденных вещах и явлениях. Мы распознаем изображение, пользуясь кодом узнавания. Такой код вычленяет некоторые черты предмета, наиболее существенные как для сохранения их в памяти, так и для налаживания будущих коммуникативных связей. Например, мы издалека распознаем зебру (и затем сможем ее воспроизвести на рисунке), не обращая особого внимания на строение ее головы, пропорции ног и туловища и т.д.) – важны лишь две наиболее характерные черты: четвероногость и полосатость.

В языке музыки практически не обнаруживается отчетливого иконизма: исключением является программно-изобразительная музыка. Однако в системе музыкальной записи примером иконизма является способ отображения степени высоты звукового потока: увеличение высоты отмечается движением графем (нот) вверх по нотному стану, понижение высоты – движением вниз.

Возможно ли довести знак до предельной степени иконизма? Казалось бы, да: степень воспроизведения, теоретически, можно довести до некоторой абсолютной величины. Но в этом случае знак неизбежно станет собственным референтом, отображение сольется с отображаемым, знак станет вещью, исчезнув как знак. Еще одно возражение: поскольку в природе нет абсолютных двойников, то невозможно и абсолютное иконическое подобие. В искусстве предельно возможная иконичность (т.е. достоверность) приводит к ситуации, когда человек перестает понимать, в какой же реальности он находится. Известный пример: на заре кинематографа люди в зале в страхе вскакивали, поскольку на них с экрана двигался поезд. Поверив в действительность происходящего, мы испытываем страх, смотря фильмы ужасов, детективные истории.

Древоподобная организация мышления и культуры отразилась в ведущем понятии философии ХХ в. – ризоме Ж.Делеза и Ф.Гваттари. Эта же древоподобная организация характерна и для структуры символов каждой отдельной культуры. Символический знак существует и интерпретируется через другие символические знаки (ср. у Х.Л.Борхеса библиотека, книга, лабиринт, книга книг, сад расходящихся тропок и др.). Зрелость каждой культуры, по Ю.Лотману, определяется наличием развернутой структуры взаимопереводимых друг на друга символов.

Лишь с помощью символических знаков, которые действительно абстрагируются от предметов физической реальности, мы познаем многомерность и сложность нашего мира. Если, напомню, наличие развернутой системы символов говорит о зрелости культуры, то разрушение этой системы – об упадке культуры.

Сделаем некоторые выводы, касающиеся возможности классифицировать знаки различным образом.

o В основу логико-семантической классификации знаков положены два связанных друг с другом положения. С точки зрения онтологической природы отображаемого объекта, мы различаем знаки для обозначения вещей (имена) и знаки для актуализации их свойств (предикаты). Далее мы учитываем широту экстенсионального пространства знака. Так, индивидуальные, или собственные, имена выступают знаками для обозначения единичных вещей; общие имена – класса однородных вещей; предикаты же являются знаками свойств классов однородных или неоднородных предметов. Данная классификация, таким образом, исходит из семантических критериев.

o В основу собственно семиотической классификации положен способ соотнесения носителя знака с референтом: индексальное указание, иконическое воспроизведение и символизация. В последнем случае указание на референт используется для того, чтобы, на самом деле, сказать о чем-то ином.

Содержание знака (значение и смысл)

Под содержанием знака понимается сложная структура его значений и смыслов. Проблема анализа содержания знака возникает в связи с вопросом о способах и возможностях преобразования звука в смысл (св.Августин формулировал это следующим образом: ум переводит вещи в знаки).

Далее, говоря о содержании знака, будем рассматривать три проблемы. Первая касается возможности определения понятий значение и смысл. Вторая – возможности и необходимости разграничивать эти понятия, а третья связана с проблемами онтологического статуса значений и смыслов и места их локализации.

· признание невозможности однозначной теории смысла (Р.Павилёнис). Р.Карнап считал, что все разговоры о значении и смысле следует поставить в один ряд с теологией;

Итак, проблема значения – самая бездонная среди всех бездн (Ст.Лем). Почему же она оказалась столь насущной для семиотики? Ст.Лем пишет, что ранее значения изучались логическими семантиками, и это казалось безобидным и никому не нужным умствованием. Однако в эпоху цифровых машин и компьютерного перевода теория значения оказалась как никогда востребованной. Как научить машины переводить, научить выполнять голосовые команды, если машина не различает спектр значений знака? Лем пишет, что конструкторы машин набросились на труды логических семантиков, но вместе с логическим анализом языка они получили и призрак значения. Никто не знает, чем оно является. Где бы ни появлялось значение, точная и строгая работа становится невозможной – за ним выползают кошмары бесконечности, зыбкости, неопределенности, а все квантованные, поэтапные, точные действия тонут в наплыве проклятого смыслового мрака (Лем 2004: 236).

Сделаем попытку систематизации основных теорий значения.

1. Референциальная теория значения. У большинства философов языка значение связывается с референцией: бытие знака осуществляется посредством указания на внеположенный ему референт. Знак не существует, не соотносясь с чем-либо за своими пределами. Соответственно, теория референции является ядром теории значения (М.Даммит).

2. Теория значения как выводимости из положения в системе. Значение определяется формальным положением знака в семиотической системе – отношениями тождества и противопоставления с другими элементами. Так, знаки Соссюра существуют для указания на другие знаки своей системы, а не для того, чтобы указывать на не-знаки – объекты, находящиеся за пределами системы языка. Ф.Соссюр приводил в пример игру в шахматы, где роль любой фигуры определяется ее местом в абсолютной шахматной иерархии и текущим состоянием шахматной партии. Любая перестановка фигур в партии на доске меняет сравнительный вес и значимость имеющихся на доске фигур. Так и значения знаков и выражений мы знаем только тогда, когда осознаем все их многомерные связи в системе языка. Результатом соотнесенности знака с системой становится грамматическое значение (знак дождь включен в парадигмы слов со значениями предметности, мужского рода, единственного числа и т.д.). Как и референциальное, системное (грамматическое) значение стабильно и не зависит от употребления знака.

3. Теория значения как употребления (семиотико-коммуникативная теория).

5. Теория значения как переводимости. Значение высказывания обнаруживается в его переводимости на другие высказывания. Эту теорию поддерживали Р.Якобсон, Ч.Пирс.

· аксиоматические правила значения не зависят от ситуации употребления знака. К ним можно отнести как референциальный аспект значения, так и системно-грамматический;

7. Теория семантического спектра значений. В.Налимов предложил принципиально новый подход к проблеме значения: следует говорить не о значении знака, а о семантическом спектре, или совокупности всех его значений. В интерпретации знака именно спектр значений становится причиной неоднозначности употребления и восприятия (Налимов 1979).

Проблемным остается вопрос о происхождении конвенций. Каким же образом знаки выбирают себе референты, чтобы нечто обозначать и значить? Ведь для установления конвенций уже необходимо иметь язык. У.Куайн заменял понятие конвенции понятием регулярности. Люди регулярно употребляют слова в определенном значении, т.е. связывают высказывание с ситуацией, и такие регулярности закрепляются в языковом поведении. То же у Л.Витгенштейна: значение как употребление.

В любом случае зафиксированность значений в языковых системах обеспечивается так называемыми стабилизаторами. Стабилизаторы значения – конвенционально принятые способы употребления знаков на всех уровнях языковой системы (правила грамматической сочетаемости, семантические правила).

Интерпретировать (объяснять) значения мы можем только посредством других знаков – переводя знак на знак или последовательность других знаков.

Сделаем предварительный вывод, касающийся подходов к определению значения. Значение есть конвенционально принятое, закрепленное в сознании носителей языка соотнесение оболочки знака (знаконосителя) с референтом. В качестве референта (представления о нем) может выступать объект нашего мира, метафизический объект и т.д. В этом случае мы говорим о семантическом значении. Если в качестве объекта указания выступают элементы самой языковой системы, то речь идет о грамматическом значении. Все остальные виды связей знаконосителя и референта возникают в связи с употреблением знака, и потому могут быть обозначены как смыслы.

Одна из первых попыток разделить значения и смыслы связана с именем Г.Фреге. Значением обладают имена объектов, имена их признаков, а смысл связан со способом представления референта в высказывании. Смысл задает путь, направление, следуя которому можно обнаружить предмет референциального указания. Таким образом, в структуре знака выделяется референциальная часть (собственно значение) и аспект со-значений, или смыслов.

Смысловая составляющая знака разбивается на две части. Смысл, или способ представления референта, определяется, во-первых, отношениями с другими знаками, но уже не языка, а данного текста. Пример контекстуального употребления знака дождь: небо плакало дождем, где дождь приобретает значение слезы неба. Во-вторых, смысл определяется прагматическими намерениями того, кто употребляет знак. Это коннотативные, добавочные значения (закапал из глаз дождик – высказыванием выражается трогательное отношение к слезам). Коннотации выводятся не из самого знака, но из способа, каким общество этот знак использует. Например, автомобиль в современной культуре коннотирует свободу, возмужание и т.д. Очень тесно с коннотацией соприкасается то, что Р.Барт назвал мифом. В обоих случаях смысл зависит от в большей степени индивидуальных способа и целей употребления знака.

· Степень стабильности. Значения стабильны во времени, связаны с конвенциями языка. Смыслы же подвижны, изменчивы.

· Характер обусловленности. Значения выводятся из языка, а смыслы обладают ситуативной обусловленностью.

· Значения принадлежат языку и коллективному языковому субъекту. Смыслы создает индивидуальный субъект в акте коммуникации.

· Значения принадлежат непосредственно своим знакам. Создание смысла связано с явлением приписывания к имени предиката – смысл принадлежит комбинации знаков. Для создания смысла нужен контекст – языковой, ситуативный, культурный.

Систематизируем представление о содержании знака в следующей таблице (табл. 1, с. 42). Значения и смыслы рассматриваются в рамках только двух подходов – внутрисистемного и внесистемного.

Читайте также: