Икона в невьянске сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Город Невьянск расположен на Урале, в 75 км от Екатеринбурга. Датой основания населенного пункта считается 1701 г., когда Петр I начал разработку богатых железорудных месторождений России и невьянская домна дала первый чугун. Регион и по сей день известен золотодобычей и развитым металлургическим производством. Обилие промыслов и возможность скрыться от преследований царской власти привлекали в эти места большое количество старообрядцев, в том числе из села Ветка.

Икона Христа Пантократора

Невьянская иконописная школа была основана в XVIII в. Иконы заказывали приезжающие золотодобытчики и владельцы железорудных приисков. Именно они вели разработку богатейших уральских месторождений полезных ископаемых, при этом большинство из этих промышленников были старообрядцами.

Обосновываясь в новых местах, люди хотели украсить свои жилища иконами и заказывали их у местных мастеров. Одна из особенностей невьянской школы состояла в том, что иконы писались исключительно на заказ и не производились в массовом порядке для открытой продажи. Вполне закономерно, что невьянские иконы, сохранившие верность византийскому стилю и не испытавшие заметного влияния западных художественных течений, полностью отражали старообрядческие традиции.

Однако в XVIII в. столичная мода на миниатюру и усложненную композицию сюжета распространилась настолько, что достигла и далеких сибирских провинций. Вместе с тем, взаимодействие старообрядческой изобразительной традиции со столичным стилем получило в невьянских иконах иное выражение, чем в западных вариантах.

Вознесение Ильи Пророка

  • Сюжет изображает вознесение Ильи Пророка.
  • Лики святых отмечены характерными для невьянских икон световыми пятнами на лбу и под глазами.
  • Для невьянских икон характерен фон из сусального золота и бирюзовый цвет.
  • В центре изображен Илия в пустыне, которому ворон приносит пищу. Этот сюжет сплетается с другими фрагментами из жития св. Илии, представленными вокруг центрального сюжета.
  • В нижнем левом углу показан ангел, помогающий Илие в пустыне.
  • В правом углу иконы помещено изображение Илии, разделяющего воды Иордана своей одеждой.
  • В верхней части иконы виден Елисей, забирающий одежду Илии, когда тот возносится на небо.
  • В верхнем левом углу узнаваем Господь Саваоф, держащий в руке землю как державу, увенчанную Крестом Голгофы.
  • Решением Церковного Собора 1666-1667 гг. было официально запрещено изображать Бога Отца. В противовес этому на старообрядческих иконах очень часто встречается его изображение.
  • Невьянск, первая треть XIX в., 50 х 39 см.

Пик расцвета невьянской иконописной школы приходится на вторую половину XVIIГго и первую половину XIX в. Во время правления императора Александра I (1777-1825) преследования староверов и ограничения их быта и деятельности ослабевают. Вместе с тем, для староверов исчезает и необходимость подчеркивать свою самобытность через иконы — вследствие этого искусство иконописи идет на спад.

Икона Богоматери Печерской Нерукотворной

  • Икона Богоматери Печерской Нерукотворной.
  • Цветочный орнамент часто встречается на старообрядческих иконах, в том числе и на невьянских.
  • Цвет трона Богородицы и его декор характерны для невьянских мастеров.
  • Внутренние рамки и сияния обведены красным цветом.
  • Святые на боковых полях иконы слева сверху вниз — Ангел-хранитель и Мария Египетская.
  • Святые справа — неизвестный мученик и императрица Екатерина.
  • Невьянск, XIX в., 32x27 см.

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Новосибирского и Бердского

Более 2000 икон Пресвятой Богородицы

Иконы Пресвятой Богородицы

Поиск икон осуществляется по алфавиту, а для упомянутых в месяцеслове – дополнительно по датам празднования.

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников





Реалистические тенденции проявились и в отражении в ликах некоторых святых местного этнического типа (вогульские черты в облике Николая Чудотворца в иконах XVIII - первой пол. XIX в.).



Copyright © Коротков Н. Г., Медовщикова Н. И., Мешкова В. М., Плишкина Р. И., 2011. Все права защищены

С XVIII века по XIX центром иконописания Урала был город Невьянск. Невьянская икона — вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания.

Чтобы написать невьянскую икону, на подготовленное дерево накладывали листовое золото

Но вначале следует сказать об основных моментах технологии написания икон. История создания икон очень интересна. Есть сайт Уральского издательства, где можно узнать любую интересующую информацию о Невьянской иконе.

В самом начале делали заготовку иконы. Брали чурбан, и вырубали по плахе с обеих сторон от сердцевины. Сердцевина — это самая середина чурбана. После этого их несколько лет просушивали, а затем обрабатывали поверхности.

Форма иконной доски

Форма иконной доски

Затем на основу клеилась паволока — ткань, а уже чуть позднее бумага. На паволоку в несколько слоев наносился левкас — это сметанообразная смесь. Делалась она из мыла или рыбного клея. В эту смесь добавляли небольшое количество конопляного масла или масло олифы.

Каждый слой довольно долго просушивали. Затем левкас полировался костью или клыком медведя. С прописи уже переводили рисунок иконы. Контуры обкалывали иглой и припорашивали из мешочка толченным древесным углем.

На левкасе получался перевод рисунка из черных точек. Затем на левкас накладывался полимент. Полимент — это краска, на которую после приклеивалось листовое золото, которое впоследствии полировалось.

И только после этого художники приступали к написанию иконы. Лицевую сторону покрывали защитной пленкой олифы.

На фото можно увидеть как после подготовки места, художники Невьянской школы приступали к написанию иконы. После чего лицевую сторону покрывали защитной пленкой

На фото можно увидеть как после подготовки места, художники Невьянской школы приступали к написанию иконы. После чего лицевую сторону покрывали защитной пленкой

Большая часть населения Урала — старообрядцы, среди которых были талантливые художники

Невьянская икона старообрядческая и поэтому вызывает ассоциации с часовенными. Большая часть населения Урала — старообрядцы, которые бежали в эти места по причине преследования царских и церковных властей. Именно среди этих людей было много талантливых художников и иконописцев.

В описных книгах 1702 года, иконы отмечены, как казенное имущество после передачи Невьянского завода Никите Демидову.

Никите Демидову принадлежал Невьянский завод, вместе с Невьянскими иконами мастеров-иконописцев

Никите Демидову принадлежал Невьянский завод, вместе с Невьянскими иконами мастеров-иконописцев

Запись в книге гласила:

Все иконы перешли к Демидову вместе с заводом. Можно предположить, что иконы эти были местного происхождения.

Невьянский завод конца 18 века. Все это принадлежало Никите Демидову

Невьянский завод конца 18 века. Все это принадлежало Никите Демидову

В переписной книге было указано имя промышленного человека Григория Яковлева Иконника, 50 лет. Возможно, именно этот человек занимался иконописанием, что подтверждают данные ландратской переписи Невьянских заводов.

На то время, это был единственный момент, говорящий о самом раннем свидетельстве, о существовании и работе иконописцев. При этом свидетельства не только о Невьянске, но и на уральских заводах вообще.

Также в переписной книге идет свидетельство о Григории и Семене Яковлевых, которые возможно были братьями. Видимо, они были иконописцами, потому что сыновья Семена в ландратской переписи завода названы как дети Иконникова.

Но скорее всего иконописного мастерства им отец передать не успел, потому что умер довольно рано.

К 1717 году Невьянский завод насчитывал 300 дворов. И после чего превратился в один из крупнейших населенных пунктов Урала. С 1731 года на Невьянском заводе занимался иконным мастерством Иван Козьмин Холуев. По своим собственным словам, иконописью он обучался где-то в нижегородских краях.

Также в документах сообщается и о других иконописцах того времени. Сведения о первых мастерах иконописцах горнозаводского Урала заставляет обратить свой взор на мастеров, которые считались основоположниками иконописания на заводах.

В изучении этого вопроса начал заниматься один француз в 1920 годы. Свои результаты он представил на заседании Уральского общества любителей естествознания.

Француз побывал во многих часовнях и частных домах города Екатеринбурга, на Нижне-Тагильском и Невьянских заводах. Особую ценность он придает тому факту, что смог разыскать иконописца в третьем поколении Г. С. Романова, который помогал ему в этом деле.

Французу назвали четырех мастеров указанного периода времени. Среди них были отец Григорий Коскин, Григорий Перетрутов, отец Паисий и Тимофей Заверткин.

Во второй половине 18 века начинается рассвет Невьянской иконы

Период рассвета Невьянской иконы — это вторая половина 18 века и первая половина 19 века. В это время в Невьянске работало 10 иконописных мастеров. Но уже к началу 20 века иконописью занимались только три семьи, которые писали иконы на заказ.

Наиболее известными династия, которые занимались иконописью более 100 лет, были Богатыревы, Чернобровины и другие.

Замечательную роль в становлении Невьянской иконописной школы сыграли традиции, которые были заложены Московской Оружейной палатой в середине 15 столетия. Известно, что среди первых приезжих на Невьянский завод были мастера из Московской, Олонецкой и даже Тульской областей.

Поэтому, иконописцы могли ориентироваться на широкий круг традиций. Они принимали за образец иконопись XVI — XVII века. Но потребовалось довольно много времени для того, чтобы унифицировать стилистические особенности и технико-технологические приемы.

Невьянска школа — школа иконописи. Ее появление датируется примерно 1770 годом. Одна из известных икон — Богоматерь Египетская, написанная в иконописной школе.

Невьянские мастера писали иконы в традициях иконописных школ дореформенной Руси. Но тогда они не копировали старые иконы, а творчески перерабатывали традиции, в которых выражали свои чувства и свое видение мира.

Деревья, трава, кустики, камешки — это все непременный атрибут Невьянского письма. На фото иконы можно в этом убедиться.

Для написания икон использовали минеральные краски, потому что они считались довольно стойкими, при этом не выцветали и не выгорали на солнце.

Рисунки лучших Невьянских икон изящны и пластичны. Отличает такую икону и тонкость письма, и нарядность, декоративность. Иконописная школа стала наиболее популярной в то время.

Мастера овладевали различными способами обработки фона. В рисунках Невьянской иконы 18 века заметно влияние необычного для икон стиля барокко. А вот с начала 19 века на иконах появляются черты классицизма.

В 1999 год Евгений Ройзман создал частный музей Невьянской иконы

Музей создал Евгений Ройзман. По словам главного куратора Максима Боровика, в первые пять лет существования этого места, его посетили около 200 000 человек. Основная цель Евгения — представить экспозиции музея с сохранившимися в нем первых Невьянских икон.

Евгений Ройзман — создатель частного музея Невьянской иконы в Екатеринбурге

Евгений Ройзман — создатель частного музея Невьянской иконы в Екатеринбурге

Икон в музее представлено около 300 и более. Также есть иконы, написанные тайными иконописцами, работавшими в 1950 году.

С 1997 года Евгений долго искал помещение, в котором хотел расположить музей. Иконы он хранил у себя дома. Вот что говорил по этому поводу сам Евгений Ройзман:

В 1999 году один предприниматель предоставил первый этаж своего здания в центре Екатеринбурга.

Основной целью Евгения Ройзмана было представить экспозиции музея с сохранившимися в нем первых Невьянских икон

Основной целью Евгения Ройзмана было представить экспозиции музея с сохранившимися в нем первых Невьянских икон

В 2009 году иконы на два месяца были перевезены на выставку в Москву, а после возращения музей уже открылся в новом, просторном помещении. Музей расположился уже на двух этажах.

Также следует отметить, что Евгений Ройзман занимается и реставрацией икон. Какую-то часть икон, особенно 18 век восстановить практически невозможно. Но некоторые работы поддаются восстановлению, но это очень долгая и кропотливая работа.

Евгений также рассказывает о том, что им пришлось открыть даже свою реставрационную мастерскую. А затем они открыли реставрационное отделение в Екатеринбурге в Художественном училище.

Кто хочет посетить музей Невьянской иконы, может прийти по адресу: город Екатеринбург, улица Энгельса, дом 15.

До сих пор никто из исследователей невьянского иконописания не назвал точной даты, когда оно началось и даже —когда оно кончилось. Вопрос отнюдь не праздный. Хотя вряд ли можно всерьез рассчитывать на подобную сумасшедшую удачу, чтобы год, месяц, число, а также место создания и фамилия с именем изографа — и все было указано на одной иконе. Вернее всего, такой иконы не будет найдено никогда.
Для непосвященных начнем с азов: что такое икона. В христианском понимании икона — изображение лиц Священного писания: библейских персонажей и сцен, житий святых угодников. В более узком значении — изображение на деревянной доске. Отметим, что иконы бывают и из других материалов, в первую очередь из металла, после — из камня, керамики, ткани, стекла и т.д., но в данном случае речь пойдет исключительно об иконе на основе из дерева.


Мы не упомянули об одной важной детали иконы — о шпонках. Правда, не всякая икона их имеет.
Дерево при высыхании поддается короблению. Доску, особенно лицевую сторону, обычно со временем выгибает. Так вот, чтобы икона не коробилась, ее укрепляют шпонками. Шпонки — деревянные соединительные детали, которые скрепляют щит либо укрепляют единую доску. Самые древние иконные шпонки — набивные. Они набивались медными или деревянными гвоздями на нижний и верхний торцы, а также на тыльную сторону. Позднее изобрели более надежные врезные шпонки.
Вполне вероятно, что самые ранние невьянские иконы были созданы не в городе, название которого они носят (в XVIII и даже в XIX веках его обозначали как завод, а статус города присвоили лишь в 1919 году), а в каком-то другом близлежащем поселении.
Если принять во внимание самую раннюю из известных на сегодня невьянских икон (1734 год), то едва ли за три с лишним десятилетия могла в Невьянском заводе сложиться иконописная школа со многими характерными и только ей присущими признаками, особенностями художественного стиля, оригинально разработанными сюжетами, своими канонами письма, строчными и заголовочными (вязными) шрифтами и многими другими деталями, которые вкупе и определяют продукцию иконописных мастерских как невьянскую.
Нам невьянская икона с самого начала представляется как драгоценный сплав, полученный в мощном творческом тигле. В нем соединились в целое, причем оригинальное целое, детали многих школ, течений и направлений. В невьянских иконах, особенно ранних, очевидны влияния в первую очередь и более прочих ярославского, а также московского, вятского, позднего строгановского, пермского и других писем и манер.


Итак, когда все же началось невьянское иконописание? Даже приблизительную дату назвать пока затруднительно, не обладая весомыми доказательствами.
Нам иконы первоначального периода не попадались, однако среди екатеринбургских коллекционеров жива легенда, что есть две иконы, датированные 1694 и 1695 годами. И хотя по описанию (словесному) того, кто эти иконы видел, они вполне невьянские, то есть имеют полный набор признаков школы, эта версия нуждается в тщательном изучении и уточнении.


Икона, бывает, путешествует словно странник и, переходя из рук в руки, теряет достоверные сведения о себе, обрастая легендами. В силу традиций на Руси многие изографы совершенно осознанно не указывали ни имени своего, ни места и времени изготовления. Они верили: Бог все видит, все знает и напоминать о своих деяниях — гордыня, то есть — грех. А иные считали, что не они создают образ, а Дух Святой: он смотрит их очами и водит их рукой, художник же — лишь орудие Бога. Поэтому он, исполнитель, не имеет права присваивать себе то, что сотворено по сути дела не им, а Богом.


Некоторые исследователи в любой подписи, начертанной на иконе, видят авторскую. Однако это не всегда так. Имена и фамилии могут принадлежать владельцам, вкладчикам, наследникам. В данном случае это наверняка жертвователи. Их усердие и отмечено.
Уже отмечалось, что строгие ценители искусств отыщут художественные изъяны в изображении апостольского ряда. Но нельзя не отметить, что все иконы колористически выглядят весьма эффектно. Эффектность определяет яркость апостольских одежд: алых, малиновых, зеленых, бордовых, которые в сочетании с розовыми, снежно-белыми, ярко-голубыми, светло-зелеными, сочно-желтыми оттенками горок создают радостный цвет

Читайте также: