Икона церковь воинствующая сообщение

Обновлено: 16.05.2024

По фото сложно представить, но она имеет внушительный размер (144 на 396 см). По версиям исследователей, ее автором являлся Андрей — духовный наставник Ивана Грозного.

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.

Вероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

В ней выражена идея о том, что все, кто пострадал за Спасителя и принял смерть, попадают в Небесное воинство.

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сюжетная линия иконы отражает откровения Иоанна Богослова или результаты казанского похода Ивана Грозного

Град Небесный (Иерусалим), где ждет воинов Царица Небесная с Младенцем Иисусом

Град Небесный (Иерусалим), где ждет воинов Царица Небесная с Младенцем Иисусом

Справа находится город в очищающем огне (Казань)

Справа находится город в очищающем огне (Казань)

Исследователи предполагают, что сюжет был навеян Откровениями Иоанна Богослова. Есть аналогии и в православных песнопениях. А, кроме того, он может отражать казанский поход, как его видел протопоп Андрей.

В левом же углу находится Град Небесный или Иерусалим, куда ведет войско дорога. Здесь павших воинов ждет Царица Небесная. На ее руках — Младенец Иисус. Он раздает ангелам мученические венцы.

Во главе всей процессии — Архангел Михаил. Его фигура, верхом на огненном крылатом коне, наполовину развернута назад, в призыве следовать за собой.

Центральный ряд воинов возглавляет, вероятно, сам молодой Иван Грозный, призывающий воинов за собой. Центральная конная фигура — Владимир Мономах. Замыкают шествие князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом

Центральный ряд воинов возглавляет, вероятно, сам молодой Иван Грозный, призывающий воинов за собой. Центральная конная фигура — Владимир Мономах. Замыкают шествие князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом

Сразу за Архангелом следует молодой конный воин в алом плаще. Вероятно, это сам Иван Грозный. Ведь на момент взятия Казани ему было только 22. Он ведет центральный ряд воинов, призывая их за собой.

Замыкают шествие еще три всадника — Владимира, крестившего Русь и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

Верхняя колонна следует под предводительством князя Дмитрия Донского с покровителем — великомучеником Дмитрием Солунским.

Предводитель верхней колонны — Дмитрий Донской, со своим покровителем Дмитрием Солунским. Нижний отряд, в котором находятся святые-покровители русских воинов возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец

Предводитель верхней колонны — Дмитрий Донской, со своим покровителем Дмитрием Солунским. Нижний отряд, в котором находятся святые-покровители русских воинов возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец

Нижний отряд возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них исследователи идентифицировали и некоторых святых – покровителей русских воинов.

Работавшие с иконой искусствоведы пытались опознать в лицах, изображенных на ней исторических личностей и святых.

Но многие склоняются к выводу, что ее сюжет — это аллегория и его не следует воспринимать буквально. А воины стремятся попасть в Небесный Град, победив в последнем сражении — Страшном суде.

Иконе молятся о погибших в сражениях за правое дело, текста молитвы нет

При молитве иконе поминаются погибшие в сражениях за правое дело, с именем Христа.

Благословенно воинство Небесного Царя. 1550-е гг.

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников. Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили.

Архангел Михаил

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу же за ним – молодой воин со стягом в руках, выделяющийся на общем фоне благодаря алому плащу. Предполагают, что это сам царь (к моменту взятия Казани ему было 22 года). Он так же, как и архистратиг Михаил Архангел, обращен лицом к воинской колонне, призывая воинов идти вперед.

Центральный ряд воинов (фрагмент иконы)

В центре колонны возвышается огромная фигура на коне и с крестом. Одни ученые полагают, что это Владимир Мономах, наследником которого считал себя Иван Грозный; по мнению других – император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, креститель Руси, и его сыновья князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Во главе верхнего ряда скачет на коне Дмитрий Донской, нижний ряд возглавляют Александр Невский и Георгий Победоносец. Среди воинов этих рядов удалось идентифицировать ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи полагают, что икона должна восприниматься аллегорически, без привязки к каким-либо историческим событиям.


История

Иоанн IV Грозный повелел создать икону в память об успешном походе на Казань в 1552 году. Точная дата написания неизвестна, а ее автором считается протопоп Кремлевского Благовещенского собора, а также духовник царя Андрей, который в дальнейшем стал митрополитом московским Афанасием.

Икона в Третьяковской галерее

В начале XX столетия икона располагалась в мироваренной находящейся в Патриарших палатах Кремля. В 1919 году было принято решение поместить ее в Государственную Третьяковскую галерею.

Сюжетные источники

Пылающий город

Изображенное на иконе вхождение армии в Небесный Иерусалим в точности соответствует тексту послания, сделанного митрополитом Макарием, которое он произнес перед Казанским походом. В нем он говорит, что воины, которые падут на поле брани, войдут в город. Позже митрополит в другом послании сравнил подвиг русских войск во время покорения Казанского ханства с подвигом мучеников исповедников.

Описание

Иисус с Богоматерью

Небесный город исследователи трактуют как метафорический образ Москвы. В граде всех воинов встречает Богоматерь с Младенцем Христом, который сидит у нее на коленях. Иисус раздает ангелам венцы мучеников, предназначающиеся для погибших. У Небесного Иерусалима расположен райский сад, на деревьях которого растут красные плоды.

Райская река и воины

Архангел Михаил

Воины разделены на три ряда и двигаются они справа налево. В иконописи это понимается как путь к Богу. Главы воинов нижнего и верхнего рядов венчают нимбы.

На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени - достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.

Заключение

Архангел Михаил являлся покровителем московских царей, именно поэтому он и изображен на иконе. Известно, что он был особо почитаем Иоанном IV Грозным. Также Кремлевский Архангельский собор служил царской усыпальницей.

Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая. Советские искусствоведы трактовали ее как отражение Казанского похода, предпринятого Иваном Грозным. Были ли они правы или полотно хранит тайное послание, предназначенное каждому правоверному человеку?

Истоки названия и загадки авторства святого образа

В историю XVI век вошел под эгидой Ивана IV Грозного, который покорил Казанское и Астраханское ханства. В этот период он заказал протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Андрею написать икону. Достоверно авторство не подтверждено, однако историки рассматривают его как единственную подходящую кандидатуру. Решающим фактом послужило непосредственное участие протопопа Андрея (позже митрополит Афанасий) в казанском походе. Он благословлял славянское воинство на ратный подвиг.

Протопоп был выходцем строгановской иконописной школы, которая отличалась особой манерой написания полотен. Их почерку свойственно:

  • красота;
  • поэтичность;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы;
  • виртуозность.

Размер и содержание картины поражают своим масштабом. Идея созвучна с Откровением Иоанна Богослова, писанием апостолов и пророков. Многофигурная картина проводит параллель между судьбой Израиля и России, подчеркивая тем самым богоизбранность Московского государства и Москвы.

Центральное место на полотне отведено воинам, пешим и конным. Их предводитель Архангел Михаил восседает на крылатом коне. Шествие берет начало с правой стороны, от охваченного пламенем города, и направляется к Небесному Иерусалиму, который расположен слева. Их встречает Царица Небесная, которая держит Младенца Иисуса на руках. Направляющиеся к воинству ангелы несут в руках венки, которыми увенчивают воинов.

Венки от ангелов получают только погибшие в сражении воины. Автор в своей работе передал главную идею христианского подвига – победить, даже если после гибели. Достичь врат Святого Города можно выиграв Последнюю битву и пройдя через Страшный суд.


Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: