Игротерапия в детском саду сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: Карсакова Елена Борисовна, Минеева Екатерина Леонидовна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: ДОУ № 262
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая терапия в коррекционной работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование

Игровая терапия в коррекционной работе с детьми

Игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих

животных), с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие

конструктивные и деструктивные намерения.

упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр,

пастелью, цветными карандашами).

сгруппировать в три больших класса:

1. Игрушки из реальной жизни.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являются кукольное

реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное

выражение чувств ребенком. Гнев, страх, соперничество между братьями и

сестрами, кризисы, семейные конфликты могут выражаться непосредственно,

когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

В игре дети часто

испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет

надевается на руку), солдатики, ружья, а также игрушки изображают диких

животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если

такие дети в группе есть).

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций:

Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно

швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку

почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и

песком, ребенок может испытывать чувства удовлетворения, поскольку не

существует правильного способа игры с кубиками.

Каким должен быть кабинет логопеда?

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в

которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель -

должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего "дружелюбного мира", в

котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

Одним из важнейших элементов игровой терапии является поощрение,

которое выражается в вербальной и невербальной формах (жесты, улыбки,

похлопывания, прикосновения и т.д.).

-Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.

-Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а

при малейшей удаче тем более.

Занимаясь с ребенком:

-Сидите справа от него. Правая сторона - это будущее. Когда вы находитесь

справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам,

которых вы оба ждете;

-Занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка (он - на стуле, вы на

стульчике; он - на полу и вы на полу);

Следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения,

высота, тембр, звучание);

Принимайте ребенка таким, какой он есть;

-Будьте с ним "здесь и сейчас" (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком,

а он - интерес к тому, что он делает);

-Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться,

лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и

-Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову - это

жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Игровая терапия способствует решению основных логопедических задач,

Развитие мелкой моторной организации рук.

Развитие подвижности органов артикуляции.

Развитие диафрагмального дыхания.

Профилактика нарушений развития общих речевых навыков.

Логопедическая коррекция произношения шипящих, свистящих,

Коррекционное развитие грамматического строя речи, связной

Я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые сама использую в своей

моторики, развитие коммуникации у детей.

Задание: продолжить чистоговорку.

Ло-ло-ло-… (на улице… тепло)

Ща-ща-ща-…(мы несём с тобой… леща)

Оч-оч-оч-…(быстро наступает… ночь)

Выполняем с действиями:

Ша-ша-ша мы качаем…(малыша) - изображаем, как качают ребенка.

Аш-аш-аш- мы достроили…(шалаш) - руки домиком.

Ши-ши-ши -у воды шумят … (камыши)- руки вверх из стороны в сторону

Шу-шу-шу я иду и не …(спешу) – шагаем на месте, высоко поднимаем колено.

Игра может использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных

занятиях. Дети всегда с удовольствием играют в неё.

Шнуровки для развития мелкой моторики.

Существует множество разнообразных игр со шнурками. В своей работе часто

использую сюжетные шнуровки. Ребенку предлагается “незаконченная”

картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика,сюжет из

сказки), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты

и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.

Цель: обогащать словарный запас прилагательными.

Задание: перенеси апельсины-мандарины с одного столика на другой,

зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки. Положив апельсин –

мандарин в корзину, называем имя прилагательное. Признак этого предмета.

(Вкусный, сладкий, кислый, сочный, ароматный и т.д.). Совет: перед игрой

апельсины-мандарины моют в горячей воде для возникновения аромата.

Сюрпризный момент – забирают с собой мандарины-апельсины.

Цель: формирование интонационной выразительности, развитие силы и

высоты голоса (звуковых и слоговых упражнения).

Пособие: картина с изображением туч и капель дождя.

Логопед предлагает поиграть с капельками дождя: «Тучка роняет капельки. По

1. Развивать межличностное общение детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание.

Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с

игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют

- Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя?

— Витя посадил мишку на стул.

— Оля, попроси кубик у Лены.

Что сделала Оля? Лена? И т. д.

Эти игры могут быть использованы как на фронтальных так и на

Эффективное упражнение для развития речевого общения детей — работа

перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть

особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы.

позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические

действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам

сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не

учувствует. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том,

заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в

процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными

уроками, а интересной игрой. Предложенные игры каждый педагог может

совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением. Источник:
    О’Коннор К.
    Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Извест­но, что спо­соб­ность сопро­тив­лять­ся болез­ням выше у тех детей, кото­рые, даже имея опре­де­лён­ные забо­ле­ва­ния, охот­но обща­ют­ся и игра­ют со сво­и­ми сверст­ни­ка­ми. Огра­ни­чи­вать в дви­же­нии детей, стра­да­ю­щих теми или ины­ми забо­ле­ва­ни­я­ми не нуж­но, так как они актив­но рас­тут. Мыш­цы, нахо­дя­щи­е­ся в дина­ми­ке дви­же­ния, раз­ви­ва­ют­ся интен­сив­нее. Недо­ста­ток актив­ных дей­ствий ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на опор­но-дви­га­тель­ный аппа­рат, а так­же на нерв­ную, иммун­ную, эндо­крин­ную и дру­гие систе­мы дет­ско­го организма.

В чём смысл игротерапии?

Лечеб­ные раз­ви­ва­ю­щие игры были при­ду­ма­ны с целью фор­ми­ро­ва­ния у ребён­ка инте­ре­са, повы­ше­ния его эмо­ци­о­наль­но­го фона, и высту­па­ют в каче­стве аль­тер­на­ти­вы раз­лич­ным лечеб­но-про­фи­лак­ти­че­ским упраж­не­ни­ям, кото­рые дети не все­гда гото­вы выпол­нять целе­на­прав­лен­но и бес­пре­ко­слов­но, даже если эти упраж­не­ния счи­та­ют­ся самы­ми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечеб­ная игра под­би­ра­ет­ся инди­ви­ду­аль­но в зави­си­мо­сти от забо­ле­ва­ния. Для того что­бы в таких играх было лег­че ори­ен­ти­ро­вать­ся спе­ци­а­ли­сты раз­би­ли их на несколь­ко групп:

  • игры при забо­ле­ва­ни­ях опор­но-дви­га­тель­но­го аппарата;
  • игры при забо­ле­ва­ни­ях дыха­тель­ной системы;
  • игры при ДЦП;
  • про­фи­лак­ти­че­ские и вос­ста­нав­ли­ва­ю­щие игры;
  • игры, раз­ви­ва­ю­щие речь (лого­пе­ди­че­ские игры);
  • игры при раз­лич­ных нарушениях.

Требования к лечебным играм

При­ме­няя игро­те­ра­пию, сле­ду­ет учи­ты­вать сле­ду­ю­щие моменты:

  • игры долж­ны соот­вет­ство­вать воз­рас­ту и состо­я­нию здо­ро­вья ребён­ка, т.е. они долж­ны быть про­сты­ми и доступ­ны­ми для него;
  • игры долж­ны про­буж­дать в ребён­ке инте­рес и жела­ние быть здоровым;
  • игры долж­ны сти­му­ли­ро­вать ребён­ка к актив­ным действиям;
  • игры долж­ны сти­му­ли­ро­вать ребён­ка к само­сто­я­тель­ным действиям;
  • игры долж­ны отве­чать опре­де­лён­ным эсте­ти­че­ским требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Осо­бое зна­че­ние эти игры име­ют для тех, кому ско­ро в шко­лу. Ведь ребён­ку при­дёт­ся подол­гу нахо­дить­ся в сидя­чей позе. Тут иде­аль­ным реше­ни­ем будет исполь­зо­ва­ние все­воз­мож­ных подвиж­ных игр и разминок.

Цель. Укреп­ле­ние мышеч­но­го кор­се­та, фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ной осан­ки, раз­ви­тие равновесия.

Опи­са­ние. Для игры пона­до­бят­ся 2 верёв­ки и мячик. Ребё­нок может побыть котён­ком. Для нача­ла пусть свер­нёт­ся клу­боч­ком и изоб­ра­зит, как котё­нок спит. Затем котё­нок про­сы­па­ет­ся и потя­ги­ва­ет­ся. Для это­го малы­шу нуж­но встать на чет­ве­рень­ки и про­гнуть спи­ну вниз, а голо­ву одно­вре­мен­но под­нять вверх.

Так­же котя­та очень любят гонять­ся за верё­воч­кой. Для это­го веду­щий берёт верё­воч­ку за один конец и тянет, а ребё­нок пыта­ет­ся пой­мать её, пере­дви­га­ясь на чет­ве­рень­ках вслед за ней.

Цель. Укреп­ле­ние мышеч­но-свя­зоч­но­го аппа­ра­та стоп, раз­ви­тие коор­ди­на­ции дви­же­ний и равновесия.

Опи­са­ние. Для игры пона­до­бят­ся пла­то­чек, пал­ка и ков­рик. Ребё­нок садит­ся на гим­на­сти­че­ский ков­рик, вытя­нув ноги впе­рёд и широ­ко их рас­ста­вив. Сза­ди упор дол­жен быть на кисти рук. Пал­ка рас­по­ла­га­ет­ся меж­ду ног. Спра­ва от неё кла­дёт­ся пла­ток. Ребён­ку необ­хо­ди­мо взять его паль­ца­ми пра­вой ноги и пере­не­сти через пал­ку к левой ноге, после чего вер­нуть пра­вую ногу в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние. Далее тоже самое нуж­но про­де­лать левой ногой. Выпол­нить упраж­не­ние несколь­ко раз.

В том слу­чае, если игра­ют несколь­ко детей, мож­но устро­ить сорев­но­ва­ние: кто пере­не­сёт пла­то­чек быст­рее, ни разу его не уронив.

Игру так­же мож­но услож­нить, если через пал­ку пере­но­сить обе ноги с платком.

Цель. Улуч­ше­ние подвиж­но­сти пле­че­вых суставов.

Опи­са­ние. Для игры нуж­на будет верёв­ка. Ребё­нок дер­жит в руках ве рёв­ку, рас­ста­вив руки по ширине плеч. Затем начи­на­ет пере­сту­пать через верёв­ку, не выпус­кая её из рук, заво­дит за спи­ну, пере­но­сит через голо­ву и сно­ва опус­ка­ет перед собой. Далее из раза в раз рас­сто­я­ние меж­ду рука­ми умень­ша­ет­ся и упраж­не­ние повторяется.

Для добав­ле­ния в игру эле­мен­та сорев­но­ва­ния взрос­лый может играть вме­сте с ребён­ком или орга­ни­зо­вать игру с несколь­ки­ми детьми.

Побе­ди­те­лем в игре счи­та­ет­ся тот, кому с мини­маль­ным рас­сто­я­ни­ем меж­ду рука­ми удаст­ся пере­сту­пить через верёвку.

Кста­ти, вме­сто верёв­ки мож­но исполь­зо­вать длин­ное скру­чен­ное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Пра­виль­ное дыха­ние тре­ни­ру­ет лёг­кие и явля­ет­ся достой­ной про­фи­лак­ти­кой раз­лич­ных забо­ле­ва­ний дыха­тель­ных путей. Зака­лять орга­низм и фор­ми­ро­вать пра­виль­ное дыха­ние необ­хо­ди­мо с ран­не­го детства.

Цель. Фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­но­го дыхания.

Опи­са­ние. Для этой игры нуж­но опу­стить­ся на коле­ни, а руки сло­жить вдоль тела. Затем око­ло 2‑х минут малыш изоб­ра­жа­ет рас­ту­щий и рас­пус­ка­ю­щий­ся цве­ток. Сна­ча­ла под­ни­ма­ет руки вверх через сто­ро­ны, затем посте­пен­но под­ни­ма­ет­ся на ноги с коле­нок. В кон­це ребён­ку нуж­но встать на цыпоч­ки и рас­крыть руки, слег­ка раз­ве­дя и округ­лив их, слов­но цве­точ­ную чашеч­ку. Эти дви­же­ния выпол­ня­ют­ся очень мед­лен­но и пре­ры­ви­сто: лёг­кое сме­ще­ние – пау­за, ещё сме­ще­ние – и сно­ва пауза.

Все дви­же­ния необ­хо­ди­мо сов­ме­щать с дыха­ни­ем: во вре­мя них малыш вды­ха­ет неболь­шое коли­че­ство воз­ду­ха, во вре­мя пау­зы дела­ет выдох, при этом выпус­кая не весь воз­дух, а немно­го остав­ляя в лёг­ких. Каж­дый сле­ду­ю­щий вдох дол­жен быть чуть боль­ше, неже­ли выдох. В пол­ной мере лёг­кие долж­ны напол­нить­ся воз­ду­хом толь­ко тогда, когда цве­то­чек пол­но­стью рас­кро­ет­ся (рас­пу­стит­ся). После это­го послед­не­го и само­го глу­бо­ко­го вдо­ха совер­ша­ет­ся несколь­ко мак­си­маль­ных по объ­ё­му выдо­хов и вдо­хов. Затем руки опус­ка­ют­ся. Мож­но расслабиться.

Цель. Тре­ни­ров­ка дыха­тель­ных мышц, обу­че­ние пра­виль­но­му рит­мич­но­му выдо­ху, улуч­ше­ние носо­во­го дыха­ния (при забо­ле­ва­ни­ях верх­них дыха­тель­ных путей).

Опи­са­ние. Для игры пона­до­бят­ся ста­кан, напол­нен­ный водой и соло­мин­ка для кок­тей­ля. Ребён­ку пред­ва­ри­тель­но нуж­но пока­зать пра­виль­ное выпол­не­ние дей­ствий. Для нача­ла надо поста­вить на стол ста­кан с водой и опу­стить в него соло­мин­ку. После это­го через нос дела­ет­ся глу­бо­кий вдох, а потом такой же глу­бо­кий выдох, толь­ко через соло­мин­ку. Чем про­дол­жи­тель­нее буль­ка­нье, тем лучше.

При уча­стии в игре несколь­ких детей мож­но орга­ни­зо­вать сорев­но­ва­ние с призами.

Цель. Тре­ни­ров­ка согла­со­ван­но­сти дина­ми­че­ских и дыха­тель­ных дви­же­ний, улуч­ше­ние дыха­ния (при забо­ле­ва­ни­ях ниж­них дыха­тель­ных путей).

Опи­са­ние. Пове­дай­те малы­шу, что ско­ро долж­ны состо­ять­ся Олим­пий­ские игры и вам пред­ло­жи­ли участ­во­вать в лыж­ных гон­ках. Одна­ко для успеш­но­го уча­стия необ­хо­ди­мы тре­ни­ров­ки. Для нача­ла нуж­но осво­ить тех­ни­ку. С этой целью ребё­нок, слег­ка рас­ста­вив ноги, по коман­де изоб­ра­жа­ет спуск с горы. При этом, вытя­ги­вая руки впе­рёд, им совер­ша­ет­ся вдох, а на выдо­хе руки вытя­ги­ва­ют­ся назад, и дела­ет­ся глу­бо­кое при­се­да­ние. Повто­рить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (дет­ский цере­браль­ный пара­лич) – это груп­па дви­га­тель­ных нару­ше­ний, фор­ми­ру­ю­щих­ся при пора­же­нии дви­га­тель­ных цен­тров голов­но­го моз­га и про­яв­ля­ю­щих­ся в недо­стат­ке или пол­ном отсут­ствии кон­тро­ля со сто­ро­ны цен­траль­ной нерв­ной систе­мы за функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем мускулатуры.

Цель. Раз­ви­тие мел­кой мото­ри­ки паль­цев рук.

Опи­са­ние. К ребён­ку пово­ра­чи­ва­ют откры­тые ладо­ни обе­их рук, и он повторяет:

Суще­ству­ет и более слож­ный вариант:

Сле­ду­ет отме­тить, что каж­дый дет­ский паль­чик дол­жен уметь дви­гать­ся само­сто­я­тель­но, а не толь­ко одно­вре­мен­но с дру­ги­ми пальцами.

Цель. Рас­слаб­ле­ние спа­стич­ных (напря­жён­ных) мышц, улуч­ше­ние коор­ди­на­ции движений.

Опи­са­ние. Упраж­не­ния выпол­ня­ют­ся при помо­щи мето­ди­ста, вста­ю­ще­го сза­ди ребён­ка и удер­жи­ва­ю­ще­го его на мяче.

  1. Ребё­нок сто­ит на полу на коле­нях перед мячом, опи­ра­ясь на него рука­ми. Затем пооче­рёд­но под­ни­ма­ет­ся на каж­дую ногу, а потом вста­ёт на обе ноги и ката­ет­ся по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит живо­том на мяче, рука­ми опи­ра­ясь на пол, и ката­ет­ся на живо­те впе­рёд-назад, пере­би­рая рука­ми по полу.
  3. Ребё­нок лежит живо­том на мяче и опи­ра­ет­ся на ноги, выпол­няя кру­го­вые вра­ще­ния на мяче, пере­би­рая при этом нога­ми по полу в одну и в дру­гую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче вер­хом и кача­ет­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну с пооче­рёд­ной опо­рой на каж­дую стопу.
  5. Ребё­нок лежит на мяче боком и опи­ра­ет­ся на пол одной рукой, а затем начи­на­ет катать­ся впе­рёд-назад, пере­би­рая по полу опор­ной рукой (с помо­щью взрослого).
  6. Ребё­нок лежит на мяче спи­ной (взрос­лый под­дер­жи­ва­ет его за руки) и при помо­щи рук выпол­ня­ет под­тя­ги­ва­ние кор­пу­са вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, ката­ет его с помо­щью ноги. Сто­па при этом долж­на быть свер­ху. Спи­ну необ­хо­ди­мо дер­жать пря­мо. Повто­рить дру­гой ногой.
  8. Ребё­нок, сидя на мяче, выпол­ня­ет пово­ро­ты туло­ви­ща в сто­ро­ны. Спи­на долж­на быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выпол­ня­ет накло­ны в сто­ро­ны, опи­ра­ясь пооче­рёд­но на каж­дую стопу.

Цель. Раз­ви­тие вооб­ра­же­ния, образ­но­го мыш­ле­ния, уме­ния рабо­тать в команде.

Побеж­да­ет коман­да, наи­бо­лее инте­рес­но и весе­ло пред­ста­вив­шая сказ­ку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не полу­чит­ся пред­ло­жить ни одной сказ­ки, кото­рая бы ещё не при­ни­ма­ла уча­стие в игре, мож­но при­ду­мать новые фина­лы извест­ных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой груп­пы улуч­ша­ют настро­е­ние, ста­би­ли­зи­ру­ют рабо­ту сер­деч­но-сосу­ди­стой и нерв­ной систем, укреп­ля­ют ослаб­лен­ные во вре­мя болез­ней мыш­цы, улуч­ша­ют обмен­ные про­цес­сы и повы­ша­ют сопро­тив­ля­е­мость орга­низ­ма инфекциям.

Цель. Раз­ви­тие быст­ро­ты реакции.

Мож­но поме­нять­ся роля­ми в том слу­чае, если малыш будет хоро­шо справ­лять­ся с постав­лен­ной задачей.

Цель. Улуч­ше­ние сна и про­цес­са засыпания.

Цель. Улуч­ше­ние слу­хо­вой функ­ции за счёт отра­бот­ки раз­ли­че­ния нере­че­вых звуков.

Опи­са­ние. Для игры нуж­ны пред­ме­ты, изда­ва­е­мые шум (фан­тик, лист бума­ги и т.д.). Играть мож­но как с одним, так и с несколь­ки­ми детьми. Водя­щий (взрос­лый) дол­жен уса­дить детей в ряд спи­ной к себе, что­бы никто из них не уви­дел, что он дела­ет. Затем, исполь­зуя под­руч­ные пред­ме­ты или вещи, при­сут­ству­ю­щие в поме­ще­нии, он начи­на­ет изда­вать опре­де­лён­ные зву­ки. Зада­ча детей – отга­ды­вать источ­ни­ки звука.

Вос­про­из­во­дить мож­но любые более или менее узна­ва­е­мы детьми шумы: шорох сми­на­е­мой бума­ги или пере­ли­сты­ва­е­мой стра­ни­цы, шур­ша­ние кон­фет­но­го фан­ти­ка, хло­пок в ладо­ши, цока­нье язы­ком, гудок дет­ской машин­ки, щелч­ки паль­ца­ми, звон коло­коль­чи­ка и др. Участ­ник, отга­дав­ший наи­боль­шее коли­че­ство зву­ков, побеждает.

Логопедические игры

Посе­тив кон­суль­та­цию лого­пе­да, мож­но, осно­вы­ва­ясь на его реко­мен­да­ци­ях, исполь­зо­вать неко­то­рые игры, направ­лен­ные на реше­ние кон­крет­ных про­блем с речью ребёнка.

Цель. Раз­ви­тие мото­ри­ки рече­во­го аппа­ра­та (тре­ни­ров­ка арти­ку­ля­ци­он­но­го аппарата).

Опи­са­ние. Мож­но пред­ло­жить ребён­ку сде­лать весё­лую зарядку.

Если вдруг малыш заску­чал, мож­но най­ти или сочи­нить инте­рес­ные стиш­ки к каж­до­му из упражнений.

Цель. Раз­ви­тие связ­ной речи, обу­че­ние ребён­ка абстракт­ным понятиям.

Опи­са­ние. Для этой игры нуж­ны будут кар­тин­ки с изоб­ра­же­ни­я­ми раз­ных вре­мён года. Необ­хо­ди­мо рас­ска­зать ребён­ку о раз­ных вре­ме­нах года, меся­цах и при­зна­ках вре­мён года. После это­го пого­во­ри­те с ребён­ком о зиме, весне, лете и осе­ни. Спро­си­те у него, какая пого­да, во что оде­ты люди, какие при­зна­ки наблю­да­ют­ся в природе.

Мож­но разу­чить неболь­шие сти­хи, при­ме­ты о вре­ме­нах года, исполь­зо­вать загадки.

Вы так­же може­те выбрать любые дру­гие темы для обсуж­де­ния и исполь­зо­вать соот­вет­ству­ю­щие кар­тин­ки или окру­жа­ю­щие предметы.

Цель. Обу­че­ние диф­фе­рен­ци­а­ции зву­ка в сло­гах, сло­вах и предложениях.

Подо­бран­ный вами текст дол­жен быть инте­ре­сен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой груп­пы под­би­ра­ют­ся в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных нарушений.

Цель. Раз­ви­тие мел­кой мото­ри­ки, вни­ма­ния и обу­че­ние раз­ли­че­нию цве­тов (при отста­ва­нии в пси­хо­мо­тор­ном развитии).

Опи­са­ние. Для игры нуж­ны пласт­мас­со­вые ведёр­ки и раз­но­цвет­ные при­щеп­ки. Необ­хо­ди­мо раз­де­лить при­щеп­ки попо­лам и поме­стить по тако­му набо­ру при­ще­пок в каж­дое ведёр­ко. Для нача­ла пока­жи­те ребён­ку при­щеп­ки раз­ных цве­тов и назо­ви­те эти цве­та. Затем про­де­мон­стри­руй­те, как нуж­но брать при­щеп­ки тре­мя паль­ца­ми и кре­пить их к краю ведёр­ка. Далее пред­ло­жи­те малы­шу поиг­рать в сле­ду­ю­щую игру: вы назы­ва­е­те цвет, а он доста­ёт соот­вет­ству­ю­щую при­щеп­ку и при­креп­ля­ет её к краю ведёр­ка. Если вы види­те, что ребён­ку труд­но, помо­ги­те ему. После это­го мож­но попро­бо­вать поме­нять­ся роля­ми. Мож­но так­же пред­ло­жить ребён­ку кре­пить при­щеп­ки, чере­дуя цвета.

Цель. Раз­ви­тие коор­ди­на­ции дви­же­ния, укреп­ле­ние мышеч­но-свя­зоч­но­го аппа­ра­та стоп, раз­ви­тие рав­но­ве­сия (в слу­чае нару­ше­ния каче­ства дви­же­ний при неко­то­рых хро­ни­че­ских заболеваниях).

Опи­са­ние. Вам пона­до­бят­ся ска­мей­ка и мел. Рядом со ска­мьёй при помо­щи мела рису­ют­ся три кру­га: один – рядом, вто­рой – немно­го даль­ше, тре­тий – ещё даль­ше. Игро­ки долж­ны изоб­ра­зить пара­шю­ти­стов. Ска­жи­те детям, что хоро­ший пара­шю­тист уме­ет при­зем­лять­ся точ­но в круг. Далее ребя­та пооче­рёд­но пры­га­ют со ска­мей­ки в каж­дый из кру­гов. Побе­ди­те­лем объ­яв­ля­ет­ся тот, кто выпол­нит зада­ние и при­зем­лит­ся точ­но в круг, сохра­нив при этом равновесие.

Про­де­мон­стри­руй­те детям, как пры­гать пра­виль­но, мяг­ко пру­жи­ня на носках.

Цель. Раз­ви­тие лов­ко­сти, обу­че­ние прыж­кам, укреп­ле­ние раз­лич­ных мышеч­ных групп (при неко­то­рых нару­ше­ни­ях обме­на веществ).

Опи­са­ние. Для игры нужен толь­ко мел. Мелом рису­ет­ся руче­ёк, рус­ло кото­ро­го посте­пен­но рас­ши­ря­ет­ся. Дети пооче­рёд­но пры­га­ют на двух ногах сна­ча­ла через узкий уча­сток ручей­ка, а затем про­дви­га­ют­ся даль­ше. Побе­ди­те­лем счи­та­ет­ся тот, кому уда­лось пере­прыг­нуть ручей с самой широ­кой его части, или тот, кто про­дви­нул­ся вдоль ручья как мож­но дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Дет­ская уста­лость может быть вызва­на черес­чур эмо­ци­о­наль­ной игрой, недо­ста­точ­ным пре­бы­ва­ни­ем на све­жем воз­ду­хе, пло­хим осве­ще­ни­ем, шумом и т.п. Кро­ме того, дети, стра­да­ю­щие опре­де­лён­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, быст­ро утом­ля­ют­ся и теря­ют инте­рес к играм, поэто­му очень важ­но вовре­мя это заме­тить. Суще­ству­ют сле­ду­ю­щие при­зна­ки утомления:

  • ребё­нок начи­на­ет тереть гла­за и зевать;
  • ребё­нок начи­на­ет отвлекаться;
  • ребё­нок каприз­ни­ча­ет и плачет;
  • ребён­ком допус­ка­ют­ся ошиб­ки в ходе игры;
  • дви­же­ния ста­но­вят­ся вялы­ми и замедленными;
  • ребё­нок про­яв­ля­ет агрес­сию к окружающим;
  • наблю­да­ет­ся гиперактивность;
  • нераз­го­вор­чи­вость и поиск уеди­не­ния (инди­ви­ду­аль­ные особенности).

Сле­ду­ет так­же учи­ты­вать ско­рость утом­ле­ния, кото­рая может зави­сеть от воз­рас­та, типа тем­пе­ра­мен­та ребён­ка, сте­пе­ни тяже­сти забо­ле­ва­ния, нали­чия или отсут­ствия у него опы­та обще­ния со сверст­ни­ка­ми, а так­же уме­ния окру­жа­ю­щих в нуж­ный момент объ­яс­нить, под­бод­рить и похва­лить ребёнка.

Во избе­жа­ние уста­ло­сти ребён­ка роди­те­ли долж­ны при­дер­жи­вать­ся сле­ду­ю­щих правил:

  • соблю­дать режим дня ребёнка;
  • как мож­но чаще бывать с ним на све­жем воздухе;
  • обес­пе­чи­вать ком­форт­ный тем­пе­ра­тур­ный режим в игро­вой комнате;
  • как мож­но чаще раз­но­об­ра­зить игры;
  • чере­до­вать актив­ные игры со спокойными;
  • не пре­ры­вать неожи­дан­но инте­рес­ную для ребён­ка игру;
  • ува­жать потреб­ность ребён­ка в дви­же­нии, обще­нии, позна­нии ново­го и помо­гать ему в этом.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста отводится играм- потешкам. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они поднимают настроение, переключают детей, отвлекают их от проявления негативных эмоций. Ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Речь детей сопровождается движением рук, тела. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию психоэмоционального и мышечного напряжения и развивает речь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Игры- потешки можно включать в содержание занятия, а также использовать в качестве физкультминуток.

Совушка - сова, большая голова

(Руки у головы, выполняем наклоны в стороны)

На дереве сидела, головой своей вертела.

(выполняем повороты головы вправо - влево)

С дерева свалилась. Бух!

(ладошками хлопаем по ножкам)

В ямку покатилась- покатилась…

(похлопываем ладошками от бедра до коленочек, затем до носочков ног).

Игру можно повторять 2 -3 раза. Играть с детьми можно сидя на стульчиках или стоя в общем круге.

Пальцы обоих рук –

Игра повторяется несколько раз.

В конце пальцы рук сцепляются в замок, тянем их в разные стороны и с усилием расцепляем.

Педагог: «А на плечиках у нас живут две веселые сороконожки, которые любят бегать.

Бежали по дорожке,

Коленочки (животик, ушки и т. п.) поймали

(называем разные части тела).

Друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

- Шел старик дорогою (идти пальчиками по столу)

- Нашел козу безрогую (показать пальчиками рога)

- Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу)

- А коза бодается, бодается, бодается. (снова показать рога)

- А старик ругается, ругается, ругается. (погрозить пальчиком)

Эту игру можно использовать как в виде пальчиковой игры, так в виде подвижной игры.

Участники игры: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, повышение эмоционального тонуса, развитие внимания, наблюдательности.

Материал: картинки с изображением животных, птиц: волк, тигр, корова, кабан, куры, гуси (по 2-4 картинки каждого животного на группу детей в зависимости от количества участников)

Групповая игра подходит для детей 4-7 лет.

Цель: развивать умение ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей, коммуникативные способности, координацию, произвольное внимание, наблюдательность, снять напряжение, вызвать положительные эмоции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.

В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.

Материал: карточки с изображением котят с разными эмоциями.

Педагог читает текст. Взрослый и дети демонстрируют мимикой лица разные эмоции в соответствии с текстом.

У меня живут котята.

Удивляюсь я, ребята,

(удивлённое выражение лица: брови приподняты, глаза широко раскрыты)

Если вижу, как они

В мяч играют, шалуны.

Злюсь порой и хмурю брови, (сердимся: брови сдвинуты, уголки губ опущены)

Если бедокурят, спорят,

и шнурок от кед моих,

ловко делят на двоих.

Хохочу над ними, если (хохот: рот раскрыт широко, глаза прищурены)

Ловят муху на лету.

…Когда спят, обнявшись вместе –

Я на цыпочках иду.

Как по тоненькому льду.

Сон кошачий берегу. (выражение лица сосредоточенное, напряженное)

Вот проснулись. Кис-кис-кис!

Кубарем скатились вниз! (улыбка)

…А погладить вас мне можно? (поднимаем брови – вопросительное выражение лица)

Читайте также: