Игротерапия в детском саду сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Авторы: Карсакова Елена Борисовна, Минеева Екатерина Леонидовна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: ДОУ № 262
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая терапия в коррекционной работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Игровая терапия в коррекционной работе с детьми
Игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих
животных), с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие
конструктивные и деструктивные намерения.
упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр,
пастелью, цветными карандашами).
сгруппировать в три больших класса:
1. Игрушки из реальной жизни.
2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.
3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являются кукольное
реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное
выражение чувств ребенком. Гнев, страх, соперничество между братьями и
сестрами, кризисы, семейные конфликты могут выражаться непосредственно,
когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками.
Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.
В игре дети часто
испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет
надевается на руку), солдатики, ружья, а также игрушки изображают диких
животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если
такие дети в группе есть).
Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций:
Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно
швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку
почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и
песком, ребенок может испытывать чувства удовлетворения, поскольку не
существует правильного способа игры с кубиками.
Каким должен быть кабинет логопеда?
Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в
которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель -
должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего "дружелюбного мира", в
котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.
Одним из важнейших элементов игровой терапии является поощрение,
которое выражается в вербальной и невербальной формах (жесты, улыбки,
похлопывания, прикосновения и т.д.).
-Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
-Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а
при малейшей удаче тем более.
Занимаясь с ребенком:
-Сидите справа от него. Правая сторона - это будущее. Когда вы находитесь
справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам,
которых вы оба ждете;
-Занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка (он - на стуле, вы на
стульчике; он - на полу и вы на полу);
Следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения,
высота, тембр, звучание);
Принимайте ребенка таким, какой он есть;
-Будьте с ним "здесь и сейчас" (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком,
а он - интерес к тому, что он делает);
-Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться,
лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и
-Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову - это
жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
Игровая терапия способствует решению основных логопедических задач,
Развитие мелкой моторной организации рук.
Развитие подвижности органов артикуляции.
Развитие диафрагмального дыхания.
Профилактика нарушений развития общих речевых навыков.
Логопедическая коррекция произношения шипящих, свистящих,
Коррекционное развитие грамматического строя речи, связной
Я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые сама использую в своей
моторики, развитие коммуникации у детей.
Задание: продолжить чистоговорку.
Ло-ло-ло-… (на улице… тепло)
Ща-ща-ща-…(мы несём с тобой… леща)
Оч-оч-оч-…(быстро наступает… ночь)
Выполняем с действиями:
Ша-ша-ша мы качаем…(малыша) - изображаем, как качают ребенка.
Аш-аш-аш- мы достроили…(шалаш) - руки домиком.
Ши-ши-ши -у воды шумят … (камыши)- руки вверх из стороны в сторону
Шу-шу-шу я иду и не …(спешу) – шагаем на месте, высоко поднимаем колено.
Игра может использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных
занятиях. Дети всегда с удовольствием играют в неё.
Шнуровки для развития мелкой моторики.
Существует множество разнообразных игр со шнурками. В своей работе часто
использую сюжетные шнуровки. Ребенку предлагается “незаконченная”
картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика,сюжет из
сказки), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты
и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.
Цель: обогащать словарный запас прилагательными.
Задание: перенеси апельсины-мандарины с одного столика на другой,
зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки. Положив апельсин –
мандарин в корзину, называем имя прилагательное. Признак этого предмета.
(Вкусный, сладкий, кислый, сочный, ароматный и т.д.). Совет: перед игрой
апельсины-мандарины моют в горячей воде для возникновения аромата.
Сюрпризный момент – забирают с собой мандарины-апельсины.
Цель: формирование интонационной выразительности, развитие силы и
высоты голоса (звуковых и слоговых упражнения).
Пособие: картина с изображением туч и капель дождя.
Логопед предлагает поиграть с капельками дождя: «Тучка роняет капельки. По
1. Развивать межличностное общение детей.
2. Развивать зрительное, слуховое внимание.
Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с
игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют
- Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя?
— Витя посадил мишку на стул.
— Оля, попроси кубик у Лены.
Что сделала Оля? Лена? И т. д.
Эти игры могут быть использованы как на фронтальных так и на
Эффективное упражнение для развития речевого общения детей — работа
перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть
особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы.
позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические
действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам
сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не
учувствует. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том,
заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в
процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными
уроками, а интересной игрой. Предложенные игры каждый педагог может
совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь
Показания к применению метода
Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:
- фобии;
- необщительность, замкнутость;
- агрессия к окружающим и животным;
- непослушание или чрезмерное послушание;
- проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
- отсталость в речевом развитии;
- вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
- постоянные стрессы;
- проблемы с успеваемостью;
- проблемы с чтением. Источник:
О’Коннор К.
Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
Виды и формы игротерапии
В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:
- для построения отношений;
- индивидуальная;
- групповая;
- отреагирования;
- примитивная;
- и др.
В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:
- Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
- Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
- Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
- Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
- Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.
Средства игротерапии
Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.
В чём смысл игротерапии?
Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.
Виды лечебных игр и их характеристика
Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:
- игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
- игры при заболеваниях дыхательной системы;
- игры при ДЦП;
- профилактические и восстанавливающие игры;
- игры, развивающие речь (логопедические игры);
- игры при различных нарушениях.
Требования к лечебным играм
Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:
- игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
- игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
- игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
- игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
- игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.
Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.
Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.
Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.
Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.
Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.
В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.
Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.
Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.
Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках ве рёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.
Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.
Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.
Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.
Игры при заболеваниях дыхательной системы
Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.
Цель. Формирование правильного дыхания.
Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2‑х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.
Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.
Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).
Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.
При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.
Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).
Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.
Игры при ДЦП
ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.
Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:
Существует и более сложный вариант:
Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.
Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.
Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.
- Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
- Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
- Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
- Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
- Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
- Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
- Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
- Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
- Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.
Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.
Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.
Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.
Профилактические и восстанавливающие игры
Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.
Цель. Развитие быстроты реакции.
Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.
Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.
Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.
Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.
Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.
Логопедические игры
Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.
Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).
Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.
Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.
Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.
Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.
Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.
Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.
Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.
Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.
Игры при различных нарушениях
Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.
Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).
Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.
Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).
Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.
Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.
Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).
Описание. Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.
Признаки детского утомления и их устранение
Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:
- ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
- ребёнок начинает отвлекаться;
- ребёнок капризничает и плачет;
- ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
- движения становятся вялыми и замедленными;
- ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
- наблюдается гиперактивность;
- неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).
Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.
Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:
- соблюдать режим дня ребёнка;
- как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
- обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
- как можно чаще разнообразить игры;
- чередовать активные игры со спокойными;
- не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
- уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста отводится играм- потешкам. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они поднимают настроение, переключают детей, отвлекают их от проявления негативных эмоций. Ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Речь детей сопровождается движением рук, тела. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию психоэмоционального и мышечного напряжения и развивает речь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Игры- потешки можно включать в содержание занятия, а также использовать в качестве физкультминуток.
Совушка - сова, большая голова
(Руки у головы, выполняем наклоны в стороны)
На дереве сидела, головой своей вертела.
(выполняем повороты головы вправо - влево)
С дерева свалилась. Бух!
(ладошками хлопаем по ножкам)
В ямку покатилась- покатилась…
(похлопываем ладошками от бедра до коленочек, затем до носочков ног).
Игру можно повторять 2 -3 раза. Играть с детьми можно сидя на стульчиках или стоя в общем круге.
Пальцы обоих рук –
Игра повторяется несколько раз.
В конце пальцы рук сцепляются в замок, тянем их в разные стороны и с усилием расцепляем.
Педагог: «А на плечиках у нас живут две веселые сороконожки, которые любят бегать.
Бежали по дорожке,
Коленочки (животик, ушки и т. п.) поймали
(называем разные части тела).
Друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
- Шел старик дорогою (идти пальчиками по столу)
- Нашел козу безрогую (показать пальчиками рога)
- Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу)
- А коза бодается, бодается, бодается. (снова показать рога)
- А старик ругается, ругается, ругается. (погрозить пальчиком)
Эту игру можно использовать как в виде пальчиковой игры, так в виде подвижной игры.
Участники игры: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, повышение эмоционального тонуса, развитие внимания, наблюдательности.
Материал: картинки с изображением животных, птиц: волк, тигр, корова, кабан, куры, гуси (по 2-4 картинки каждого животного на группу детей в зависимости от количества участников)
Групповая игра подходит для детей 4-7 лет.
Цель: развивать умение ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей, коммуникативные способности, координацию, произвольное внимание, наблюдательность, снять напряжение, вызвать положительные эмоции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.
В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.
Материал: карточки с изображением котят с разными эмоциями.
Педагог читает текст. Взрослый и дети демонстрируют мимикой лица разные эмоции в соответствии с текстом.
У меня живут котята.
Удивляюсь я, ребята,
(удивлённое выражение лица: брови приподняты, глаза широко раскрыты)
Если вижу, как они
В мяч играют, шалуны.
Злюсь порой и хмурю брови, (сердимся: брови сдвинуты, уголки губ опущены)
Если бедокурят, спорят,
и шнурок от кед моих,
ловко делят на двоих.
Хохочу над ними, если (хохот: рот раскрыт широко, глаза прищурены)
Ловят муху на лету.
…Когда спят, обнявшись вместе –
Я на цыпочках иду.
Как по тоненькому льду.
Сон кошачий берегу. (выражение лица сосредоточенное, напряженное)
Вот проснулись. Кис-кис-кис!
Кубарем скатились вниз! (улыбка)
…А погладить вас мне можно? (поднимаем брови – вопросительное выражение лица)
Читайте также: