Идеалы и антиидеалы чацкого сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Мировоззрение главного героя произведения проявляется на протяжении всего повествования пьесы, основным конфликтом которой является противостояние двух миров, представленных в виде века нынешнего и века минувшего.

Чацкий изображается в комедии в качестве выразителя либерально-демократических взглядов, приверженцем прогрессивных идей и противником существующих общественных взглядов, не принимающих любые попытки изменения социально-экономического и политического положения в стране.

В первую очередь, принципиальной позицией главного персонажа является его отношение к чиновничьей службе, которую он воспринимает в качестве гражданского долга каждого порядочного человека, тогда как, представители фамусовского общества относятся к службе как к источнику для получения чинов и благосостояния. Чацкий выражает собственную готовность к службе во имя дела, а не раболепского почитания вышестоящих чиновников, а в случае невозможности осуществлять служение ради достижения высоких целей герой способен совершить полный отказ от службы.

В отношении образования Чацкий придерживается свободолюбивых взглядов, считая необходимым дать человеку право выбора дальнейшего образа жизни, который может быть связан на его усмотрению либо с наукой, либо с искусством. На взгляд консервативного общества интерес представителей дворянского сословия к изучения наук, в том числе естественных, является шокирующим и возмутительным.

Чацкий, относящийся к кругу передовых молодых дворян, отличается горячим патриотизмом по отношению к отчизне, отстаивающим мнение о национальной самобытности и глубоком уважении к российской культуре и языковым традициям. Поэтому герой активно критикует всяческие преклонения перед зарубежными странами и всем иностранным.

В вопросе о крепостном праве Чацкий также высказывает собственное мнение, желая облегчить непосильную долю русских крестьян. Однако в его позиции не прослеживается момент полной отмены крепостничества, а лишь демонстрируется критика злоупотреблениями помещиков в отношении собственных крепостных.

Чацкий является приверженцем высоких нравственных идеалов и отличается безупречностью в межличностных отношениях, в том числе в вопросах любви, чувствам которой от отдается пылко и бескорыстно в отличие от молчалинской расчетливости.

Жизненная позиция Чацкого не принимается окружающими, но герой все же достойно выходит из создавшейся ситуации, не идя на сделку со своей совестью, предпочитая идейное одиночество.

Другие сочинения: ← Горе от ума — комедия или драма↑ ГрибоедовОсобенности языка комедии Горе от ума →

Вариант 2

Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.

Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.

К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.

Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.

Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.

Общественные и нравственные идеалы Чацкого

Коллекция сочинений: Общественные и нравственные идеалы Чацкого

По своим общественным взглядам, жизненным принципам, идеалам и убеждениям Чацкий был близок к декабристам, хотя о полном совпадении их взглядов говорить нельзя. Комедия также не дает основания считать Чацкого членом тайного общества. Однако Герцен позднее писал, что если в литературе сколько-нибудь и отразился тип декабриста, то это в Чацком.

Формирование идеалов передовой русской интеллигенции происходило под влиянием философии французских просветителей XVIII века, в частности Руссо, и трудов таких английских экономистов, как Адам Смит. Идейные убеждения свободолюбивой молодежи также во многом определялись эпохой наполеоновских войн и победой России в Отечественной войне 1812 года. Для передовых людей того времени было свойственно отстаивать право свободного выбора жизненного пути вопреки традиции дворянской жизни. Пренебрегая карьерой и чинами, они превыше всего ценили личную независимость.

Главный герой комедии Чацкий – это не только человек, имеющий высокие общественные идеалы. Он также безупречен и в отношении личных нравственных принципов. В частности, его пылкая способность любить, бескорыстие и готовность забыть все ради своей возлюбленной противоположны расчетливости Молчалина. Чацкий не пытается использовать свое чувство к Софье, чтобы угодить Фамусову, от которого зависит его личное счастье.

Вопрос:

Ответы:

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы. Он является антагонистом фамусовской Москвы, лицемерного, надменного, алчного, эгоистичного и самодовольного общества. Герой не выдерживает в этой порочной атмосфере и больше дня. Каковы же жизненные идеалы честного и свободолюбивого человека, каким изображен в произведении Чацкий.

В качестве еще одного жизненного идеала можно упомянуть простое отношение к деньгам. Чацкий не считает, что они – главное в жизни человека. Ради них он никогда не станет унижаться и раболепствовать. Честность, правда и чувство собственного достоинства для героя намного важнее.

Вариант 2

Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.

Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.

К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.

Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.

Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.

Идеалы и взгляды Чацкого

Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении. Главный конфликт комедии

Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не могли совпасть со взглядами и идеалами Фамусова. Прежде всего у них разные взгляды на службу.

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья…

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: «Он из Германии туманной привез учености плоды, дух пылкий и довольно странный… «


Идеалы:образованность,серьёзность,интеллигентность и изворотливый ум.Стремится бороться за личную независимость.Отстаивает свободу мыслей и признает за каждым человеком право иметь свои убеждения.
Также главный герой комедии является патриотом своего отечества и не раз подвергает критике пустое,рабское и слепое подражание всему иностранному.
Он презирает притворство,лицемерие и ложь. Получение чинов никогда не было его жизненной целью,в отличие от других героев комедии.
Выступает против тех,кто является столпами дворянского общества и выступает против порядков екатерининского века.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу.

Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым, и все бьются в поединках. миниатюр¬ные Фамусовы и Чацкие.

Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. И литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений. Он или даст тип крайних, несозревших передовых личностей, едва намекающих на будущее, и потому недолговечных, каких мы уже пережили немало в жизни и в искусстве, или создаст видоизмененный образ Чацкого, как после сервантесовского Дон-Кихота и шекспиров¬ского Гамлета являлись и являются бесконечные их подобия.

В честных, горячих речах этих позднейших Чацких будут вечно слышаться грибоедовские мотивы и слова, — и если не слова, то смысл и тон раздражительных монологов его Чацкого. От этой музыки здоровые герои в борьбе со старым не уйдут никогда.

Идеалы Чацкого связаны не с собственным существованием, а с общественной жизнью. Он беспокоится не за себя, а за все российское общество, которое погрязло в пороках. Чацкий открыто осуждает представителей фамусовского общества, поскольку хочет, чтобы общество избавилось от пороков, перестало жить предрассудками прошлого и сделало шаг к лучшему будущему. Чацкий высказывает свою позицию открыто, говоря с различными представителями фамусовского общества, так как он выступает за правду, даже если она будет горькой, и за возможность выражать собственное мнение, даже если оно отличается от мнения многих других людей.

На то, что Чацкий имеет иллюзии, указывают и перипетии его личной жизни. Главный герой, видя изменения в отношении Софьи к нему, не может понять, что она не любит его. Автор демонстрирует, что Чацкий надеется на взаимность, не понимая напрасность своих надежд. Узнав о любовном интересе Софьи, он не может поверить, что она предпочла ему безнравственного Молчалина.

Таким образом, Чацкий, имея желание изменить общество, приведя его в идеальное состояние, находится в иллюзиях, не осознавая, что изменить общество только по его желанию и за короткий промежуток времени невозможно.

Действие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” происходит в те годы, когда становится все более явным раскол в дворянской среде. Это было начало 20-х годов XIX века. Влияние идей французских просветителей, рост русского национального самосознания после войны 1812 года и заграничных походов объединили многих молодых дворян в стремлении изменить общество.

Но большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении.
Главный конфликт

комедии – это конфликт двух мировоззрений, столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. В комедии присутствует и второй конфликт – любовный (есть даже классический любовный треугольник: Чацкий – Софья – Молча-лин), но он не является основным, хотя оба конфликта тесно переплетены и дополняют друг друга, оба они находят свое разрешение в конце пьесы.
Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не

Если для Фамусова служба лишь источник чинов, богатства, то для Чацкого – это гражданский долг всякого молодого дворянина. Чацкий готов служить, но “делу, а не лицам”, Отечеству, а не вышестоящему чиновнику. Он пытался служить, даже был знаком с министрами, но затем вышел в отставку и порвал прежние знакомства, так как убедился, что служить честно, не прислуживаясь, в это время было невозможно.

Чацкий отвечает на совет Фамусова “пойти послужить”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
В монологе “И точно, начал свет глупеть” он с негодованием говорит о тех чиновниках, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!”. Прошедший век Чацкий называет очень точно: “Прямой был век покорности и страха”. Но для Фамусова это был “золотой” век; недаром он ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, оступившись на приеме, сумел рассмешить царицу и добиться ее благосклонности.

Для Скалозуба и Молчалина карьера – главное в жизни, и они готовы добиваться чинов любыми способами, даже унижением и лестью. Мечта Скалозуба – “мне только бы досталось в генералы”.
Александр Андреевич выступает в комедии как яростный противник крепостного права. И это понятно: он выражает взгляды на общественное устройство России не только самого автора, но и многих его друзей-декабристов, которые считали, что образованный, просвещенный человек не должен владеть другими людьми. Чацкий с гневом говорит о неком крепостнике, “Несторе негодяев знатных”, который променял верных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь “в часы вина и драки”, на “борзые три собаки”.

Чацкий в монологе “А судьи кто?” обличает тех “отечества отцов”, которые, “грабительством богаты”, “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соору-дя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве”, обличает “прошедшего житья подлейшие черты”. Сам
Чацкий относится к народу с большим уважением, он называет его “умный, бодрый наш народ”. Чацкого невозможно представить в роли крепостника, недаром Фамусов советует ему не управлять “имением оплошно” . Чацкий ценит человека по его уму, образо-, ванности, а не по количеству крепостных душ или чину. Поэтому для него некий Фома Фомич, известный и важный чиновник,- всего лишь “пустейший человек, из самых бестолковых”.

Чацкий ратует за свободу личности, за право человека самому распоряжаться своей судьбой: служить или не служить, заниматься наукой или искусством, жить в деревне или в городе. Чацкий – сторонник просвещения, образования, и все эти Взгляды Чацкого вызывают ужас неприятия у его идейных противников.
Идеалы и взгляды Чацкого – это Идеалы и взгляды истинного патриота; он саркастически говорит о неком французике из Бордо, который на вечере в доме Фамусова рассказывал собравшимся гостям, “как снаряжался в путь, в Россию, к варварам, со страхом и слезами”, но когда приехал, “нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил…”. Этот французик чувствовал себя “маленьким царьком”, и Чацкий жаждет всей душой,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…

Но таких, как Чацкий, Гончаров назвал “передовыми воинами, застрельщиками”, которые первыми вступают в бой и почти всегда погибают. Но мысли, идеи, Идеалы и взгляды Чацкого не пропали даром, такие Чацкие выйдут на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, где и произойдет их столкновение с миром Фамусовых, молча-линых и скалозубов.

Читайте также: