Сообщение на тему легкая или серьезная рок опера юнона и авось

Обновлено: 05.07.2024

Что такое шедевр? "Исключительное по своим достоинствам произведе-ние искусства, образцовое создание мастера", - если верить статье толкового словаря. Данное определение по праву применимо к рок-опере "Юнона и Авось", поставленной в московском театре "Ленком" в 1980 году режиссё-ром Марком Анатольевичем Захаровым. История этой постановки легендар-на и нынче стала обрастать мифами. А это значит, что трём авторам и актёр-ской труппе удалось создать нечто, что войдёт в мировую театральную со-кровищницу и станет одной из золотых страниц в российской театральной истории.
С чего же всё началось? В 1972 году поэт Андрей Андреевич Вознесен-ский написал поэму "Авось". Эта история основана на реальных событиях. Главный герой Николай Петрович Резанов - выдающийся русский путешест-венник и государственный деятель. Из справки: он был одним из учредите-лей Российско-американской торговой компании, происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии, служил поручиком лейб-гвардии Измай-ловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-американской компании. В 1806 г. Резанов предпринял путешествие в Калифорнию, где со-действовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию он умер в Красноярске.
О чём же эта история? Если в двух словах, то о любви, настоящей, ис-кренней, вечной. А ещё о жизни - непредсказуемой, странной и порой даже страшной, о духовных терзаниях, о продолжительной внутренней борьбе. О многом.
Поэма Вознесенского "Авось" изначально не предполагалась для поста-новки, но её текст попал в руки композитору Алексею Львовичу Рыбникову. Он написал музыку на текст Вознесенского. Получилась рок-опера, которая получила название "Юнона и Авось". Изумительно, что ней было много цер-ковных мелодий. Для того времени это было чем-то абсурдным, небывалым, противоречащим советской власти. Рыбников это понимал и поэтому впер-вые показал своё творение западным специалистам, которые приняли "Юно-ну и Авось" восторженно. Далее он принёс тексты и партиру в театр "Лен-ком". Рыбников предложил Захарову поставить рок-оперу. "Юнона и Авось" стала вторым опытом использования в постановке профессиональный рок-коллектив. Первой постановкой был "Тиль".
Начались репетиции. Разумеется, не обошлось без подводных камней, но, к счастью, всё было преодолено. Уж слишком сильно было желание арти-стов сделать этот спектакль!
На премьеру была приглашена иностранная пресса. На следующее утро в иностранных газетах были опубликованы рецензии: мир узнал о грандиоз-ном успехе рок-оперы "Юнона и Авось". Спектакль сразу стал пользоваться популярностью. "Юнона и Авось" стала визитной карточкой московского те-атра "Ленком".
Я видела этот спектакль в записи. Он сильно поразил меня. Очень жаль, что мне не довелось видеть его в оригинале.
"Юнона и Авось" актуальна и сегодня. Эта постановка по-прежнему вы-глядит свежо и креативно. Бросается в глаза обилие балетных сцен, для по-становки которых был приглашён танцор Большого театра Владимир Ва-сильев. В итоге мы видим, насколько органичны, насколько красивы и легки движения артистов. Вот, что значит профессиональный подход и профессио-нальная самоотдача!
Ещё одна особенность спектакля - очень мало текста. На чём же тогда он держится? На действии, на сценографии. Ведь действие, это не только внешнее движение. Оно происходит и внутри, в душе героев. Интересен ре-жиссёрский подход в отношении указаний на географическое место дейст-вия: синий свет - и мы верим, что это Россия, оранжевый - и никто не сомне-вается, что это Калифорния.
Что касается меня, то первый шок при просмотре "Юноны и Авось" был вызван ярким контрастным сочетанием церковной и рок-музыки. Я и не мог-ла себе представить, что они могут вступать в синтез! Это сбивает с толку, обескураживает и цепляет одновременно. Эти музыкальные культуры - такие разные и такие похожие по своей сути - могут служить доказательством того, что душу человеческую бесполезно заточать, как птицу в клетке. Она всё равно рано или поздно вырвется на свободу.
Второй шок, хотя это не очень подходящее в данном случае определе-ние, был во время вокальных номеров. Все артисты замечательно поют. И только за главную героиню - Кончиту - поёт не Елена Шанина, а профессио-нальная певица с потрясающим колоратурным сопрано.
Среди сцен мне более всего понравились две. Первая - бал в честь ше-стнадцатилетия Кончиты, дочери сан-францисского коменданта Дона Хосе Дарио Аргуэльо. Изумительная по своему содержанию сцена! Николай Пет-рович Резанов, которого играет Николай Караченцев, приглашает Кончиту на танец. Юная красавица влюбляется в русского офицера. Так искренне, так трогательно. Всё кажется действительным, реалистичным. Даже чувству-ешь себя частично свидетелем тех событий. Вторая сцена - дуэль. Жених Кончиты, Фернандо Лопез, которого играет Александр Абдулов, вызывает Резанова на дуэль. И это не типичная драка, которую мы привыкли видеть в современном кино. Здесь режиссёр Марк Захаров пошёл дальше, превратив выяснение отношений в восхитительный балетный номер. Герои не касаются друг друга, но зрители при этом понимают, кто кого и каким образом ударил. Финал сцены - перемирие - Николай Резанов и Фернандо Лопез по доброй русской традиции пьют мировую.
Рассказ мой будет неполным, если не остановится также на тексте и сравнить его с первоисточником. Как уже было отмечено выше, текста в рок-опере мало. Композитор Алексей Рыбников взял лишь ключевые моменты поэмы Андрея Вознесенского "Авось". Это было сделано настолько грамот-но, что у зрителя не возникает чувства, что в содержании чего-то не хватает. Таким образом, акцент был перенесён на отношения Резанова и Кончиты.
Ещё один момент, связанный с текстом. Если бы не иностранная пресса, вряд ли бы цензура допустила этот спектакль к показу. Как подтверждение тому приведу отрывок из песни Резанова, что звучит в начале оперы:
Душой я бешено устал!
Точно тайный горб
На груди таскаю.
Тоска какая!
Будто что-то случилось или случится
Ниже горла высасывает ключицы .
Российская империя - тюрьма,
Но за границей та же кутерьма.
Родилось рано наше поколение,
Чужда чужбина нам и скучен дом,
Расформированное поколение
Мы в одиночку к истине бредем.
Ну и, конечно же, нельзя ни сказать о финале рок-оперы. Здесь актёры выходят из образов и становятся просто актёрами, людьми театра. Все они, иными словами вся труппа театра "Ленком", исполняют гимн любви "Алли-луйя!":
Мы повторим под занавес заповедь:
Аллилуйя любви! Аллилуйя любви!
Аллилуйя!
Аллилуйя актерам трагедии,
Что нам жизнь подарили вторую,
Полюбили нас через столетья!
Аллилуйя!

Пройдут годы и тебе будет до боли стыдно за то, чем ты так восторженно восхищалась.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ

Региональная олимпиада школьников

Подготовила:

ученица 9 класса МБОУ УБСОШ

ул. Центральная, 23

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы МБОУ УБСОШ

Театр- это древнейший вид искусства, который поражает своей красотой и яркостью. В нём не бывает скучной жизни: слёзы, смех, страсти, вымысел, музыка, шутки – всё сплетено в единое целое, приводящее зрителя в восторг.

История любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.

Сюжет поэмы – о большой любви, для которой нет преград и расстояний, нет возрастных ограничений. В ней звучит тема веры и служения Отечеству.

Главный герой Николай Резанов, роль которого исполнил замечательный артист Николай Караченцов, показан с высоким чувством патриотизма, преданности Родине. Он пытается найти смысл жизни, как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли. Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Н.Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением. Он знакомится с дочерью коменданта Сан-Франциско, Кончитой Аргуэльо. Они влюбляются друг в друга. Вместе быть не могут, так как у них разная вера. Н.Резанов решил вернуться в Россию, чтобы получить разрешение на брак. Но, увы, обратный путь был печальным. Н. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.

Меня поразила сцена расставания. Музыка, сценические эффекты, рисунок мизансцен, пластика жестов, изящество костюмов – всё слито в органическое единство. Спектакль словно наполнен силами, глубоким и живым дыханием, в чудесной романтической атмосфере которого разыгрывается история любви. Зал был окутан легкой пеленой: на сцене работали дымовые установки, создавая атмосферу таинственности. Главный акцент в постановке сделан на музыкальную составляющую спектакля .

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомит детей с рок оперой Рыбникова "Юнона и Авось" и поможет осознать "серьезность" рок музыки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА

ТИП УРОКА – Погружение

ЦЕЛЬ: помочь учащимся разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические, идейные и нравственные качества.

- помочь учащимся разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические, идейные и нравственные качества.

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.

- развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.

- увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества;

- развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

- осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.\

ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ

- проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;

- выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;

- идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

- формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

- самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

- умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;

- использование информационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов;

- владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;

- проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;

- умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;

- умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;

- совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад, айфон);

- развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач;

- оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.

СИТУАЦИИ УРОКА (ЭТАПЫ)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок)

- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Начнем наше занятие.

Подготовка своего рабочего места

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Назовите французских певцов, с чьим творчеством мы познакомились на прошлом уроке?

Названия произведений, которые мы слушали на прошлом уроке.

Письменные ответы детей

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ТЕМЫ УРОКА

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Погружение в оперу: учитель рассказывает содержание и включает отрывки оперы.

Отказы сломили его волю. В безмерной тоске и отчаянии молится Резанов Богоматери. В молитве признается он в своем самом сокровенном и пугающем его самого чувстве — любви к Богоматери как к женщине. Это болезненное наваждение всецело охватывает его (музыка Молитвы).

На вершине своего экстатического состояния Резанов слышит неземной голос, благославляющий его. Вслед за этим, как эхо этого божественного сияния, осуществляется его мечта наяву — он получает разрешение на путешествие, более того – высочайше на него возлагается важная государственная миссия (музыка Богородицы и разрешения).

Переход через Тихий океан был очень тяжелым (музыка Перехода).

После тяжелейшего пути Резанов вступает в контакт с испанскими монахами- францисканцами, с губернатором Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо (музыка Приема).

Будучи приглашенным на прием к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью, пятнадцатилетней Марией Кончитой де Аргуэльо (музыка Встречи с Кончитой).

На балу жених Кончиты Федерико поет сонет о печальной судьбе двух влюбленных, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестесвенной страсти (музыка сонета).

Счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Дела Русско-Американской кампании идут плохо. Скандал, вызванный его поступком, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско. В своем письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном — вернуть корабли и моряков в Россию (музыка Скандала).

Совершив помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь для разрешения на брак с католичкой (музыка Помолвки).

В Сибири он заболевает горячкой и умирает. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь (музыка Ожидания). Прождав Резанова 36 лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.

Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали --
Аллилуйя любви, аллилуйя!

Первоисточник оперы

Юноны и Авось

До Кончиты доходили слухи о смерти возлюбленного, но она им не верила. Она поверила в это только через 35 лет, дала обет молчания и ушла в монастырь. Там она скончалась через 20 лет.

История создания

В основу либретто легла работа Вознесенского, но ее пришлось серьезно дописывать. Танцевальные номера были поставлены Владимиром Васильевым. Комиссия сразу разрешила новый спектакль Рыбникова. Премьера состоялась 9 июня 1981 году в театре Ленкома.

Среди исполнителей:

Николай Караченцов — граф Резанов

  1. Николай Караченцов — граф Резанов.
  2. Елена Шанина — Кончита.
  3. Александр Абдулов — Фернандо.

Работа Рыбникова была первой в таком жанре. До этого никто не добавлял песни-молитвы с музыкальным сопровождением. Автор наделил графа следующими качествами:

  1. Патриотизм.
  2. Активность.
  3. Озабоченность поиском места под солнцем.

Основные герои

Граф Николай Резанов

После прибытия в Калифорнию Резанов знакомится с губернатором Хосе Аргуэльо, а позже и с дочерью коменданта Кончитой. Между Николаем и девушкой сразу появились чувства, но она на тот момент была помолвлена с сеньором Федерико.

В опере также есть второстепенные персонажи — русские моряки, испанские дамы и другие. Все они исполняют свои роли и занимает место в сюжете. Не всегда сразу понятно, что может означать та или иная часть сюжета. Но при просмотре всей оперы становится понятен смысл произведения.

Можно заранее изучить список действующих лиц, чтобы не путаться в персонажах и не отвлекаться от происходящего.

Краткое содержание

Николай вспоминает, как в детстве на него повлияла икона Казанской Божьей матери. Он настолько восхитился увиденным, что стал воспринимать святую как возлюбленную. Она являлась ему во снах и говорила, что беспокоится не о чем и она за него молится.

На торжестве Резанов танцует с девушкой и он восхищается ее красотой. Она была величественная, обворожительная, милая. У нее изящная фигура, прекрасные кудрявые волосы и другие прелестные черты. Граф влюбляется в нее, но она должна выйти замуж за сеньора Фредерико.

Ночью Кончита молится Деве Марии и в это время Резанов пришел к ней с признанием в любви. В это время девушка понимает, что тоже влюблена в графа.

Но начинается череда неудач. Резанова вызывает на дуэль Фредерико, установление русско-американских торговых отношений идет плохо. Поведение Николая резко осуждается губернатором.

Резанов хочет жениться на Кончите, но она католичка и это значит, что необходимо получить разрешение. Они совершили тайную помолвку и граф отправился обратно в Россию. По дороге он тяжело заболевает и умирает.

До Кончиты доходят слухи о смерти любимого, но она отказывается им верить. Только когда путешественник Джон Симпсон сообщает ей точные детали смерти Резанова, Кончита понимает — ее любимый погиб.

Влияние произведения

Опера стала очень популярной благодаря тому, что главную роль исполнял Николай Караченцов — он мог не только отлично играть, но и хорошо петь. Но постановки с другим действующим составом тоже посещало большое количество зрителей. Пока длится опера зритель успевает проникнуться историей графа и дочки коменданта.

Николай Караченцов

В 2009 году была создана сценическая версия, которая имела ряд отличий. В 2011 году в Польше выпустили серебряную монету, которая была посвящена опере Рыбникова. На ней изображен Николай Караченцов и Елена Шанина.

Пьесы, оперы, спектакли имеют большое значение для культурного развития личности. Поэтому нужно посещать разные постановки и это позволит не только получать знания о том или ином сюжете, но и совершенствоваться духовно.

Читайте также: