Хроникальное сообщение образец информационного жанра

Обновлено: 30.06.2024

Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

Обычно выделяют три группы жанров:

- информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

- аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и

- художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.

Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники".

Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях". В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.

Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…".

Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа "приведем пример", "рассмотрим причины" и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.

Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент "к авторитету".

Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме "я", он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.

Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует "я" героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское "я", при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.

Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме "я" героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское "я" чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме "мы" со значением "я, автор, и мой читатель".

Различные сочетания типов композиции, типов повествователя, тональности и способов общения с читателем создают большое

Для текстов такого жанра отбирается лексика, не несущая оцен­ки, обозначающая время, место и действие, особенности действия.

Особенно характерны для документальных информационных жан­ров публицистики устойчивые, стандартизованные глагольно-именные сочетания, сохраняющие окраску официально-делового стиля, например, такие: принять посла, встретить высокого гостя, подпи­сать соглашение об экономическом сотрудничестве между обеими странами, провести назначенные мероприятия, прибыть с официаль­ным (неофициальным) визитом, рассмотреть дело об. рассмотреть поправку к закону и т.п.

Тексты официальных хроник строго выстроены, языковые сред­ства в них стандартизованы, и поэтому информация, содержащаяся в этих текстах, с легкостью воспринимается адресатами речи. Примером (текста официальной хроники может служить следующее шаблонное построение: Сегодня по приглашению. с официальным визитом прибыл . Главу государства встречали. и другие официальные лица. В ходе встрещчи были затронуты вопросы. и достигнуты соглашения.

Тексты с неофициальной информацией менее стандартны, но в них также отсутствует индивидуальный авторский стиль. Конструирование подобных текстов происходит из готовых стереотипных блоков, в которых используется как оценочная, так и неоценочная специфичная лексика, а также устойчивые глагольно-именные сочетания, словесные формулы, языковые клише и другие речевые стандарты.

Для всех жанров публицистики обязательной особенностью явля­ется документальность, подлинность в изображении действительности.

Кроме субъективности, открытости автора, на дифференциацию газетных жанров влияет сочетание публицистического стиля с тем или иным функциональным стилем языка. Некоторые отличия в сти­ле газетных жанров восходят к характеру издающего органа, специа­лизации газеты и тематики содержания публицистического текста.

Межстилевые, переходные влияния публицистического и худо­жественного стилей отражаются в таких газетных жанрах публици­стики, как очерк, фельетон, репортаж, выступление.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба.

Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стек­лянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон под черными кустами край неба смутно яснеет. Что это? Пожар. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки дерев-

ни. Вот, наконец, и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый

белой скатертью, горящую свечу, ужин.

Очерк

Повествование в очерке очень часто ведется от первого лица и свидетельствует о реальном факте, событиях, увиденных конкретным лицом. Даже если в очерке повествование ведется от третьего лица, то все равно читатель чувствует присутствие автора, его оценку собы­тий и эмоциональный настрой. Автор в таких случаях является пред­ставителем определенной социальной группы, выражает общую точ­ку зрения людей этой группы.

Повествование от первого лица, прямая оценка и анализ автором реального события имеют особое воздействие на читателя.

Отбор языковых средств в жанре очерка нацелен на воздействие и выразительность публицистического текста.

Экспрессивности, выразительности способствуют обращения к чи­тателю в тексте очерка, использование императивных форм и элемен­тов спора с предполагаемым отношением.

Очерк — удачнейшая форма познания жизни и приобщения миллионов к тому, что делается вне доступного их глазу пространства.

Приближенность автора к читателю выражается также в повелительных наклонениях глаголов, модальных словах и частицах, разго­ворно-просторечной лексике, монологах с элементами диалога.

По характеру использования языковых средств очерк относится к художественно-публицистическим жанрам.

Очерк и художественное произведение объединяет отражение действительности в образах. Отличие заключается в том, что в очерке образы не образуют системы и они гораздо лаконичнее, чем образы ^Художественного произведения.

Образы в очерке создаются при помощи использования выразительных средств языка — метафор (враг захлебнулся в крови, черная тень легла на нашу землю; ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, яростью гнева разгромить германские полчища; быстрый ветерок ;умирающая природа), эпитетов (чудовищный удар, смертельный враг ,бессмертная слава, истекающий кровью немецкий фронт, сурово принял на себя, жестоко приостановили, шаловливые дети, светлые воды), сравнений и др. При помощи олицетворений в очерке создаются кон­кретные микрообразы, например микрообразы леса, реки, города и деревни. Повышенная эмоциональность, экспрессивность текста не­сут оценочное, субъективное значение. Позитивная или негативная оценки зависят от характера и темы повествования. В том или ином очерке могут выражаться как восторг и восхищение автора, так и его негодование и возмущение.

Стиль очерка может быть информативно-публицистическим. Мно­гостилевая направленность, чередование стилей в тексте являются ха­рактерными чертами очеркового жанра. Вследствие этой особенно­сти лексика в очерке представлена разными категориями: разговор­ной, книжной, высокой, научной лексикой. Грамматические формы, фразеологические сочетания, синтаксические конструкции также от­бираются из разных стилистических пластов.

Фельетон

К художественно-публицистическому газетно-журнальному жанру, основная особенность которого — острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу, также относится фельетон (франц. feuilleton, от feuille — листок). Фельетоны печатались впервые во Фран­ции на отдельных листках (отсюда название). Современный фельетон содержит элементы сатиры и юмора.

Репортаж

Еще одним жанром, близким к художественному произве­дению, является репортаж. Репортаж, как и очерк, характеризуют по­вествование от первого лица и открытое присутствие автора.

В репортаже обязательны две черты, отличающие этот жанр: документализм и эмоциональность рассказа.

Документализм обусловливает объективную точность и аналитико-обобщенный характер изложения. Лексика при этом отличается отсутствием оценочности и стандартизованностью. Это выражается в использовании прямых значений слов, терминологии определенного круга, книжности речи, в синтаксических конструкциях сравнитель­но сложного типа.

Эмоциональность рассказа в репортаже передают образность и метафоризм. Образность этого жанра публицистики отличается от образности художественной речи эскизностью и лаконичностью.

Широко используются в репортаже лексико-фразеологические и синтаксические средства живой разговорной речи, введение прямой речи, разнообразные языковые средства эмоционального и экспрес­сивного характера.

Часто в репортаже употребляются термины, которые способству­ют точности номинации, лаконизму выражения, однозначности и глубине обобщения понятия.

Документализм и эмоциональность в репортаже постоянно чере­дуются, использование номинативных и экспрессивных конструкций и выражений меняется в соответствии с замыслом речи.

Как и для других публицистических жанров, для жанра публици­стики важна яркая и открытая оценочность.

Существуют газетные жанры, представляющие разновидность популярного или научно-публицистического стилей. Отбор языко­вых средств в них полностью зависит от характера подобной публи­цистики.

В текстах материалов по технике, экономике, медицине и других превалирующее значение имеет специальная лексика, употребляю­щаяся в прямом значении. Широкое использование специальной лекси­ки в текстах научно-популярных жанров — главная стилеобразующая черта такой публицистики. Многочисленные термины в газетных ма­териалах употребляются без пояснений.

Журналистская хроника может быть информативной и, в свою очередь, толковательной. Это происходит потому, что летописец, журналист или автор становится свидетелем событий, чтобы сделать их известными. В то же время автор может предоставить тексту некоторые личные идеи для присутствия в том, что происходит.

Как правило, журналистские хроники основаны на темах, которые заслуживают внимания и поэтому представляют интерес для широкой аудитории. Этот тип историй может быть политического, экономического, социального, культурного, художественного, религиозного, спортивного содержания, среди прочего. Его разработка предполагает использование простого, точного и прямого языка.

С другой стороны, журналистская хроника получает место в средствах массовой информации, особенно на телевидении, радио и в газетах. Он распознается по подробному, конкретному и хронологическому описанию каждого аспекта конкретного события в данное время.

Характеристики журналистских хроник

Журналистская хроника имеет следующие характеристики:

Авторство на сайте

Создание журналистской хроники осуществляется посредством присутствия и следственной работы журналиста или летописца в случае разоблачения. Автор хроники должен постоянно спрашивать, исследовать, проверять и задавать вопросы, чтобы сообщать о точных событиях.

Стиль

Хотя каждая журналистская хроника отличается простотой и ясностью, верно также и то, что ее повествовательный и эстетический стиль в некоторой степени будет зависеть от автора; именно он придает ей особенность, оригинальность и креативность. Выразительная свобода летописца всегда должна быть ориентирована на информирование.

Смешанный пол

Журналистская хроника отличается тем, что представляет собой смешанный жанр в журналистике. Это означает, что, с одной стороны, он информирует, а с другой - обнажает интерпретирующие суждения автора. Однако мнение летописца вторично, наибольшее значение имеет качество информации и то, как она вызывает интерес у публики.

Последовательное повествование событий

Одна из основных характеристик хроники - это последовательный или последовательный способ изложения событий в хронологическом порядке во времени. Без черты временности хроника не существовала бы.

Состав

Журналистская хроника обладает выразительной и стилистической свободой, что связано с тем, что стиль отмечен автором. Этот тип текста состоит из заголовка, который может сопровождаться или не сопровождаться подзаголовком, основной частью или развитием.

Автор аргументирует то, что наблюдается в основной части произведения, при этом его мнение может быть в начале или в конце.

Точность изложения фактов

Хотя в журналистской хронике автор может выражать свою точку зрения или мнение, он также должен сохранять объективность таким образом, чтобы информация была известна так, как она наблюдалась.

Из всего вышесказанного следует, что изложение фактов должно производиться с точностью и точностью, то есть нельзя добавлять элементы вымысла.

Экспозиция

Изложение публицистической хроники может быть дано устно или письменно. В обоих случаях необходимо сообщить, что, как, когда, где и кто участвовал в описываемых событиях. Кроме того, он должен иметь правдивые свидетельства людей, которые были свидетелями сложившейся ситуации.

Состав

Журналистская хроника не имеет определенной структуры, однако некоторые авторы обычно руководствуются записью, текстом и заключением. Каждая из составляющих его частей кратко описана ниже:

Запись журналистской хроники обычно состоит из короткого предложения или заголовка, который может сопровождаться предварительным заголовком и подзаголовком. В идеале начало такого разнообразия текстов должно быть точным и увлекательным, чтобы вызывать интерес аудитории.

С другой стороны, запись в хронике состоит из короткого и лаконичного абзаца, который в журналистских терминах называется свинцом. В лидерах публика находится в том, что, как, когда, где происходили события и кто в них снимался.

Тело

Тело - часть журналистской хроники, в которой подробно и последовательно рассказывается о случившемся. В этом разделе автор объясняет все, что он исследовал, и аргументирует это свидетельствами тех, кто участвовал в этих событиях.

Основная часть хроники должна излагать все факты от истины, без включения каких-либо элементов вымысла и без выдумывания данных. Автор или журналист должны использовать культурный, простой и понятный язык.

В этой части структуры летописец может выражать свое мнение, но всегда помня о важности объективности.

вывод

Заключение публицистической хроники основано на субъективности автора по отношению к повествованным событиям. Обычно это комментарий, который предлагает аудитории задуматься и соединиться с реальностью событий.

Хотя это мнение летописца, оно написано или представлено устно от третьего лица единственного числа.

Виды журналистской хроники

Журналистская хроника может быть нескольких типов, в зависимости от содержания или тематики, о которой идет речь, а также от намерения автора.

- По теме или содержанию

Хроники событий

Этот тип хроники касается событий, связанных с насилием и преступными действиями, а также событий, связанных с катастрофами и несчастными случаями. Этот тип публицистического текста известен как летопись судов или черная хроника.

Важно подчеркнуть, что журналист или автор должны соблюдать осторожность в своем стиле, чтобы не превратить хронику такого типа в сенсационную и сенсационную информацию.

Политические хроники

Политические хроники подробно рассказывают факты, имеющие отношение к политической сфере на местном, региональном, национальном или международном уровне. Освещение президентских выборов может быть больше, чем просто новость, если журналист рассказывает все подробности, факты и курьезы упомянутого события в том виде, в каком оно происходит.

Спортивные хроники

Как следует из названия, они имеют отношение к событиям в мире спорта. Летописец отвечает за исследование, детализацию и раскрытие всей информации, будь то бейсбольный матч, Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу.

Общественные хроники

Хроники общества - это хроники, которые повествуют об определенных социальных событиях, которые актуальны и интересны публике. Примером этих текстов является подробная и последовательная информация всех данных королевской свадьбы.

Хроники путешествий

Эта разновидность хроник информативно рассказывает обо всех подробностях впечатлений, полученных от поездки. В этом повествовании автор или летописец делится с аудиторией всеми подробностями о месте, которое они посетили, о еде, напитках, местах, пейзажах, людях, отелях, среди прочего, - все в хронологическом времени.

- По замыслу летописца или автора

Информационная хроника или роза

Мнение или интерпретирующая хроника

В летописи этого типа информация, собранная автором, дополняется его мнением и собственными оценочными суждениями. Помимо рассказа о том, как произошли события, летописец интерпретирует, почему они произошли. Здесь выделяется особый стиль журналиста в освещении событий.

Примеры

1. оперативность, актуальность, новизна, социальная значимость, краткость, понятность, фактическая приближенность к действительности. В этом жанре важно правильно отбирать нужные факты и оперативно реагировать на новые события.

К информационному жанру принадлежат следующие виды материалов:

Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. мини – комментарий, 8. мини- корреспонденция, 9. некролог, 10. пресс – релиз.

2. Заметка. В настоящее время заметку стали публиковать в развёрнутом варианте, которая отвечает на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? По каким причинам? Итоги события. Иногда в заметку добавляют важные пояснения и детали. Заметка тоже очень оперативный и актуальный вид материала.

3. Репортаж – это изложение факта с места события. Корреспондент непосредственный участник события, поэтому материал содержит:

наличие пространства и времени (3 времени – время, когда проходило событие, время трансляции и время в которое сжалось событие в ходе написания корреспондентом материала.);

факт и его интерпретацию;

содержится эффект присутствия, поэтому к данному виду материала возникает доверие.

Репортаж самый живой и интересный вид материала, без которого не может существовать новостная программа на телевидение и на радио. Репортаж пользуется большой популярностью и в газете.

Есть два вида репортажей – событийный и вторичный. Событийный репортаж – это отражение одного происшествия или мероприятия. Вторичный репортаж – это когда корреспондент снимает одно событие и прикрепляет к нему другое на эту же тему, но давно прошедшее. Таким образом, в репортаже появляется два факта. Событие + предыстория или событие + последствие.


1. Из предложенных тебе опорных слов составь – хронику, заметку и репортаж.

2. побывай на каком – либо событии и опиши его в своём материале, используя особенности репортажа.

(Инф. жанр. Интервью. Опрос. Отчёт. Мини- коррес. Мини – комментарий. Некролог. )

Интервью – материал, основанный на вопросе и ответе. Вопрос журналиста, ответ – собеседника. В этом материале главное – точка зрения собеседника тема, канва, вопросы, ход и линия интервью определяется корреспондентом.

Виды: 1. блиц – инт. (вопрос – ответ быстрые или небольшие ответы по одному или разным поводам различных лиц) 2. экспертное ( точка зрения специалиста или советы) 3. портретное (о человеке) 4. звёздное (раскрутка, пиар).

Типы интервью: 1. оперативно – событийное – оперативный комментарий на значимое событие.

2. информационное- обыденное для новостных выпусков.

3. аналитическое - документальное –проблемное исследование или расследование.

4. художественное – портретное. Это как раз портретное.

Отчёт – сухой вид материала, основанный на официальных событиях. Подаётся с цифрами, цитатами, высказываниями участников мероприятия в строгом повествовательном виде. Это полный рассказ сути встречи.

Качующие виды материалов.

Опрос – исследование мнения людей, основанный, на многочисленных вопросах, предназначенных населению по различным темам и проблемам.

Мини – корреспонденция – описание различных ситуаций с развитием действия. В инф. жанре, в основном, это материалы просто описательные без глубины и рассуждений. К корреспонденции часто прибегают начинающие журналисты. Иногда корреспонденция выражается в последовательности действия – предыстория + событие + шаги + последствия.

Мини – комментарий – объяснения и трактовка события или явления без анализа. Описательный текст происходящего.

Некролог – если как заметка, то это информационный жанр, а если построение схоже с портретным очерком о человеке, то это худ – публ. Жанр, хотя это скорее эпитафия.

Пресс – релиз – скорее это не журналистский материал, а заготовка текстов для СМИ конкретных организаций. Часто – это пиар – тексты различных компаний или вопросы и ответы, рассматривающиеся на каком – либо мероприятие.

Рассказать про имидж ведущих. Соответствие …


1. Из предложенных тебе опорных слов составь – хронику, заметку и репортаж.

2. побывай на каком – либо событии и опиши его в своём материале, используя особенности репортажа.

Информационные жанры журналистики: виды, особенности, функции и примеры

Основная функция информационных жанров — это информирование о социально-значимых и актуальных фактах и событиях.

Для сбора и анализа информации используются такие методы, как интервью, наблюдение, работа с документами.

Событие — центральный элемент информационных жанров журналистики

В информационных жанрах журналистики центральным элементом выступает событие.

Под событиями подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают определенные изменения и перемены.

В каждом из информационных жанров событие обычно представлено по-разному. В заметке преобладает простая констатация фактов. В интервью событие представляет собой рассказ от лица собеседника журналиста. В репортаже проявляется личностное отношение к событию. А в отчете передается его основная суть.

Информационные жанры: особенности и признаки

К особенностям и основным признакам информационных жанров журналистики относятся:

Особенность информационных жанров заключается в том, что несмотря на общие признаки и черты, каждый из них отличается не только по объему, но и по методам представления фактов, и, конечно, по своему целевому назначению.

Информационные жанры журналистики: заметка

Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.

Основной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально-значимом событии.

В задачу заметки не входит детальный анализ события. Главное — это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные.

Виды заметок:

  1. Блиц-портрет — краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
  2. Мини-совет — заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др. Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности.
  1. Мини-история — заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий.
  2. Мини-обозрение — заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли.

Информационные жанры публицистического стиля речи: репортаж

Характерные черты репортажа:

  • оперативность,
  • объективное освещение событий,
  • репортер является очевидцем или участником происходящего.

Примеры репортажа: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Можно говорить об информационном интервью только в том случае, когда журналист сообщает аудитории исключительно о тех сведениях, которые он получил от своего собеседника, не пытаясь их как-то комментировать.

В таком интервью очень ясно прослеживаются вопросы журналиста что?, где?, когда? и полученные на них ответы от интервьюируемого.

Цель журналиста: проинформировать читателей о предмете своего интереса, но не анализировать этот предмет и не давать ему оценки.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе (например, опрос очевидцев).

Блиц-опрос

К разновидностям информационного интервью можно отнести и блиц-опрос.

Блиц-опрос — один из самых распространенных видов интервью. Заключается в том, что несколько человек отвечают на один и тот же вопрос (иногда несколько вопросов), который касается какого-то недавно произошедшего актуального события или явления.

В зависимости от темы опроса в нем участвуют представители одной или разных социальных групп.

Информационный жанр: отчет

Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.

В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.

Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим.

Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.

Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о любом мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача — написать информационный отчет.

  • Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Ким Максим Николаевич, ‎Пак Екатерина Максимовна · 2019
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Читайте также: