Храмы красноярского края сообщение

Обновлено: 30.06.2024

В январский воскресный день мы посетили 5 храмов Красноярска. И это не известные и популярные, где я была по несколько раз. А выбор нашего экскурсовода пал на менее известные, небольшие, но яркие и примечательные храмы. До этой поездки я не была ни в одном из них.

Итак, давайте по-порядку.

Храм во имя Святителя Луки, архиепископа Красноярского

Это небольшой храм около Медицинского университета. Сначала храм находился на цокольном этаже университета с отдельным входом, а в 2016 году для храма было построено и освящено отдельное здание.

Святитель Лука в Красноярске

Святитель Лука, а в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был гениальным хирургом и священником. И за свою принадлежность к священному сану подвергался гонениям со стороны властей.

Красноярский медицинский университет носит имя В.Ф. Войно-Ясенецкого, есть посвященный ему мемориальный зал и церковь Святителя Луки находится здесь же.

Это небольшой и уютный приход с внимательным настоятелем и гостеприимными прихожанами. Мы попали на литургию, но настоятель приостановил службу, пригласил нас пройти и рассказал про церковь и Святителя Луку.

Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии

Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии создана при Красноярской краевой клинической больнице и освящена в 2006 году. Храм построен по проекту красноярского архитектора А.С.Демирханова. Мы сегодня увидим еще один храм, спроектированный им. Иконостас храма выполнен из полудрагоценных камней, привезенных из разных стран мира.

Третий храм, который мы посетили - небольшой и не очень приметный со стороны.

Храм святого благоверного князя Александра Невского

Он возведен в 2007 году, а с 2013 является войсковым казачьим храмом. В храме особенно почитают и поддерживают семейный ценности, детей и материнство. Когда мы пришли, служба уже закончилась, а детей собирали на фотографирование. Дети маленькие, все разные, отвлекающиеся, шумные. Служители так душевно с ними общались.

Внутри храм, как теплый и уютный деревянный дом, а иконы на стенах, как будто фотографии родных в рамках. Такое у меня сложилось приятное и благостное впечатление.


На прошлой неделе мы начали рассказывать о судьбах старинных церквей Красноярского края. Некоторым из них больше ста лет, и пережить они успели очень многое. Сегодня мы продолжаем знакомить вас с историческими памятниками края. Они перенесли пожары, разграбления, вандализм и сейчас остро нуждаются в реставрации. Впрочем, неизвестно, сохранятся ли они до того, как до них дойдет очередь.

Покровская церковь, д. Новоалександровка, 1909 год

Строительные леса и новодельная крыша без наверший и куполов. Церковь Покрова в Новоалександровке уже давно находится в состоянии вялотекущей реставрации. Дальнейшие перспективы пока неясны.

Новоалександровский приход открыли в 1911 году

По сути, до недавнего времени церковь просто медленно разрушалась. Возрождение храма началось с вложений инвестора, благодаря которым удалось хотя бы предотвратить дальнейшие разрушения. Продолжение ремонта под вопросом — из-за бюрократических проблем.

— Нашелся спонсор, который согласился помочь с реставрацией. Полгода они строили, четверо рабочих. Проводили антиаварийные работы. Полноценно заняться церковью нельзя, поскольку не оформлены документы. Но объем работы всё равно немаленький. Но на этом всё закончилось, — рассказывает местная жительница Галина Алексеевна Савченко.

На деньги инвестора удалось возвести крышу и провести базовый ремонт, чтобы не допустить дальнейшего разрушения

Так полуразрушенное здание выглядело в XX веке

— Далее по закону только муниципальное образование имеет право принять его в собственность. Глава категорически не хочет, так как у него нет средств на содержание и реставрацию, — рассказывает представитель ООКН.

Даже если найдется спонсор, готовый отреставрировать храм, ему это не удастся. Без оформления собственности невозможно привлечь благотворительные средства на полноценную реставрацию — только на противоаварийные работы. Получается замкнутый круг: собственность не хотят оформлять из-за отсутствия денег на реставрацию, денег на реставрацию нет из-за отсутствия собственника.

Сейчас так выглядит интерьер храма. Оригинальные элементы соседствуют с новыми, на стенах развесили иконы

Строители провели антиаварийные работы. Большего по закону пока осуществить нельзя

Местные жители продолжают делать всё возможное для благополучия церкви — разумеется, по мере желания и возможностей. Кто-то просто участвует в субботниках: приводит в порядок территорию, косит траву, убирает мусор. Ключи от храма хранятся у Галины Алексеевны, обычно здание закрыто на замок.

В церкви планируют возвести новый крест, причем его Галина Алексеевна сделала сама. В последнее время она увлеклась резьбой по дереву. Сама женщина считает, что способности, которые она в себе внезапно открыла, — часть высшего замысла, и церкви суждено быть восстановленной. Икону для креста, кстати, как и еще несколько икон в храме, написал ее сын Алексей.

Резное навершие креста Галина Алексеевна сделала сама

В ходе работ даже удается найти старинные предметы быта — в основном инструменты. Правда, точно определить, для чего когда-то использовали эти предметы, непросто. Но и такие мелочи собирают и в дальнейшем планируют создать местный музей. В конце концов, даже самые неприметные вещи — это часть местной истории.

Предположительно, это старый ухват, который когда-то использовали в быту. На предмете даже осталось старое клеймо мастера, который его изготовил

Местные жители заинтересованы в возрождении храма. На редкие службы, правда, собирается не много людей, но не только из религиозных соображений жители Новоалександровки хотят восстановить храм. Это вопрос эстетики, сохранения истории и памяти этих мест.

Ольгинская церковь,

Церковь в селе поставили на средства императорского фонда и пожертвования местных жителей

Фотография Ольгинской церкви 1980-х годов из исторического паспорта

Построили храм очень быстро: в клировых записях указан 1898 год, то есть потратили на это один строительный сезон. Ход работ курировал начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги . Постройка в псевдорусском стиле имеет форму креста. Самая приметная деталь храма — обилие резного декора. Специалисты утверждают, что в России это единственная сохранившаяся церковь, интерьеры которой покрыты сквозной резьбой.

Образцовый проект церкви для переселенческих поселков и станций железной дороги

Сейчас Ольгинская церковь выглядит вполне прилично, особенно в сравнении с некоторыми другими церквями. Крыша и стены бревенчатого храма украшены тонкой резьбой, наличники сохранили свой декор. О советском периоде известно немного: только то, что здание пережило типичные ипостаси бывшей церкви — клуб и зернохранилище. Занялись церковью только в начале 2000-х годов. Хотя, как показывает история других храмов, это еще относительно своевременно. В 2003–2004 годах здание законсервировали, строители провели ремонт кровли, стен, усилили фундамент.

Вокруг церкви установлены строительные леса

У церкви сохранились наличники на окнах

Весь храм украшен декоративными резными элементами

В те годы СМИ писали, что на базе церкви организуют муниципальный музей, об этом заявляли на заседании комиссии по науке и образованию. На ремонт, как сообщалось, потратили около 5 миллионов рублей. Причём реконструкцию проводили именно под музей, ведь в храме на тот момент не было прихода. Но что-то пошло не так, и уже в 2015 году пришлось снова ремонтировать крышу, а в прошлом году занялись сгнившими стенами. Что в итоге стало с прежними планами властей на это здание — неизвестно.

Троицкая церковь,

, конец XVIII — начало XIX века

Здание храма находится на берегу местной реки

История церкви связана с именем художника Василия Ивановича Сурикова, который в детстве жил в Сухобузимском: сюда перевели работать его отца. Дом Суриковых, кстати, находился неподалеку от храма. Сейчас напротив бывшей церкви стоит памятник отцу Сурикова — Ивану Васильевичу (хотя свидетельств его захоронения здесь, а не на сельском кладбище, специалисты не нашли). Тут же венчалась сестра художника Елизавета.

Реальных свидетельств того, что отец Сурикова был похоронен рядом с Троицким храмом, нет. Но мемориал в его честь стоит именно тут

В конце XVIII века на территории современного Красноярского края увеличились масштабы каменного строительства. Каменные церкви стали возводить не только в городах, но и в сельских поселениях. Известно, что ранее в Сухобузимо была деревянная церковь, но она обветшала, и перед освящением нового каменного храма туда перенесли всю утварь, в том числе пять колоколов.

Панорама села, 1935 год

С приходом большевиков, разумеется, церковь пришла в упадок. В их же ревизии 1923 года сохранилось упоминание и росписях в храме, на которых изображены различные святые. Сохраниться этим изображениям не удалось — в советский период их просто закрасили: нечего ликам святых делать в доме культуры, коим стала церковь на некоторое время. А уж после пожаров в 70-х годах сохранились и вовсе небольшие элементы орнаментов.

Это всё, что осталось от храмовой росписи

Фото: служба ООКН

Фотографии уцелевших элементов росписи сделали в 2019 году

Фото: служба ООКН

Удивительно, но утрачены не все иконы церкви. Одна, например, хранится в фондах местного музея, более того — это часть иконостаса. На ней изображены апостолы Пётр и Павел. Благодаря таким редким сохранившимся предметам специалисты, возможно, смогут восстановить былой облик храма. Существуют свидетельства и о ныне утраченных резных деревянных скульптурах, перед которыми местные некогда служили молебны. А самый приметный элемент церкви сегодня — оформление окон. Наличники в данном случае — это причудливый рельеф, который оформляет оконный проём.

Окна церкви были оформлены декоративным рельефом

Сейчас здание законсервировано: на дверях висит замок, окна заколочены. Правда, оборону уже успели прорвать собаки — под стенами есть подкопы. Но им хотя бы не удастся устроить пожар в старинном храме. Чтобы то, что от него осталось, не разрушили дожди и ветер, установили крышу: вид получился малоэстетичный, зато так здание сможет простоять до начала реальных реставрационных работ. Хотя бы в теории.

В этом году более 12 миллионов рублей выделили на разработку научно-проектной документации по сохранению Троицкой церкви. Соответствующий конкурс размещен на сайте госзакупок. Выбранный подрядчик уже получил разрешение на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ. Как сообщает служба охраны памятников, разработка проекта планируется на 2020–2021 год. Когда найдутся деньги и возможность отреставрировать церковь в таком запущенном состоянии — вопрос открытый.

А это уже реальная могильная плита. Скорее всего, тут похоронен один из священнослужителей

Увековеченная вера. Самые старинные из ныне действующих храмов Красноярской епархии - http://kerpc.ru/

История храмового строительства на территории современной Красноярской епархии неразрывно связана с освоением Сибири. С запада на восток переселенцы несли с собой Веру Христову. Приучали они к православной вере как своих детей, будущих коренных сибиряков, так и обращали в неё живших на берегах больших рек диких кочевников. Неслучайно, что рассказ о старейших храмах епархии начинается именно с Петропавловского храма в Ужуре, ведь он в числе первых был возведен в хакасской глуши для того, чтобы помочь и гостям, и хозяевам сибирской земли найти дорогу к Богу.

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре

Уже к концу XVIII столетия на территории современной Хакасии насчитывалось более полутора тысяч обращенных в православие кочевников, которые нуждались в собственном храме. Именно поэтому в небольшом хакасском улусе, будущем городе Ужур, 28 января 1775 года была открыта деревянная церковь, освящённая во имя апостолов Петра и Павла.

Петропавловский храм был довольно прогрессивным для своего времени, как в плане архитектуры, так и в плане организации духовной жизни своих прихожан. Для того чтобы сделать веру более понятной для коренных жителей, церковь было решено сделать в виде юрты, а священников обязали выучить хакасский язык, дабы лингвистические различия не влияли на постижение веры Христовой. В XIX веке церковь стала приобретать свой нынешний облик. В начале 1820-х годов ее решили перестроить заново, теперь уже из камня, а в 1826-м причудливые формы храма-юрты разбавил выполненный в традиционном русском стиле Богоявленский придел.

Примечательно, что Великая Отечественная война, смягчившая ненадолго отношение советской власти к верующим, не обошла стороной и Петропавловский храм, но верующим тогда его ещё не вернули. С началом боевых действий в его здании размещались призывники, ожидавшие отправки на фронт, а чуть позже он стал убежищем для эвакуированных жителей западных областей.

После войны в жизни храма настала светлая полоса. В сентябре 1945-го в нём возобновились богослужения, а через год, 23 января 1946 года, его двери снова открылись для верующих. Однако внутреннее и внешнее убранство храма заметно пострадало за годы службы в качестве клуба и общежития, в связи с чем прихожане собственными силами стали приводить его в порядок. К празднованию 1000-летия Крещения Руси провели масштабные реставрационные работы: заменили старый деревянный пол, провели водоснабжение, частично обновили роспись в приделе Богоявления Господня и главном храме. С 1980 года церковь апостолов Петра и Павла является памятником архитектуры регионального значения.

Собор Казанской иконы Божией Матери в городе Ачинске

Ачинск, как один из первых больших сибирских городов, к началу XIX века уже имел на своей территории большую каменную церковь — Троицкий собор. Но в 1822 году на народном сходе жителей Ачинска и близлежащей деревни Мазульской было принято решение о строительстве на левом берегу реки Тептятки еще одного каменного храма. Место было выбрано не случайно: в летнее время набережная превращалась в оживлен¬ное общественное пространство. Там собирались иногородние купцы и крестьяне-торговцы с окрестных деревень. Однако на прошение о строительстве в Красноярском духовном правлении ответили отказом: мол, есть уже в городе большая церковь, за¬чем ещё одна? Ситуацию тогда спас архиепископ Тобольский и Сибирский Амвросий. После того, как жители отправили прошение с описанием своих духовных нужд владыке лично, разрешение на строительство тотчас было получено.

По преданию, на месте, где собирались строить будущий храм, была найдена икона Казанской Божией Матери. В честь неё в 1830 году освятили новую церковь. Выстроенная в строгих монументальных формах стиля ампир, она надолго стала архитектурным элементом, определяющим выразительность и силуэт заречной части Ачинска. В довольно крупный Богородице-Казанский приход, выделенный из прихода Троицкого собора, вошли прилегающая к нему часть города, а также деревни Мазуль и Карловка. Особо почиталась верующими Казанская икона, найденная на месте будущего строительства.

После революции, в отличие от большинства храмов того времени, Казанский собор не был закрыт. Он действовал вплоть до 1940 года, пока власти не решили превратить его в зернохранилище. Уже после войны верующие, собрав подписи, обратились в администрацию Ачинска с просьбой вновь открыть храм. Как ни странно, разрешение было получено, и первая Литургия прошла в день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря 1946года.

Сегодня Казанский собор — единственный сохранившийся с XIX века православный храм города Ачинска. Богослужения в нём совершаются ежедневно, а в приходе действуют православная гимназия и воскресная школа.

Кафедральный собор Покрова Божией матери в городе Красноярске

Изначально деревянная Покровская церковь располагалась на Стрелке в черте старого острога. Её жители Красноярска возвели ещё в XVIII веке. Однако разрушительный пожар 1773 года уничтожил его вместе с большей частью городских построек, и новый каменный храм было решено возвести ближе к центру города в соответствии с новым генпланом. Для выполнения строительных работ были приглашены известные енисейские мастера, а расходы на постройку взялись возмещать сами горожане.

Возведение храма длилось 10 лет. Выполненный с применением фигурного и тёсаного кирпича, в лучших традициях сибирской ветви русского барокко храм в честь Покрова Божией Матери освятили 30 июня 1795 года. Восстав из пепла, он приобрел каменный облик, чтобы через сто лет, в пожаре 1882 года, устоять перед огненной стихией. Тогда огонь смог уничтожить только фресковую живопись на наружных стенах храма. Во славу этого чудесного спасения верующие ежегодно проводили крестный ход.

Но как не смогли языки пламени уничтожить Покровский храм, так и богоборческая политика советской власти лишь ненадолго смогла остановить богослужебную жизнь в нём. После закрытия в 1930-х годах службы в храме возобновились с окончанием войны, однако уже в 1960-х годах вновь прекратились, а здание его было приспособлено под скульптурную мастерскую и выставочный зал.

Покровская церковь на сегодняшний день является старейшей из сохранившихся в Красноярске каменных построек. Именно поэтому, ещё в 70-е годы прошлого века был разработан проект её реконструкции как памятника культурного наследия. Тогда территорию храма частично привели в порядок, а исторический, темно-охристый фасад был перекрашен в кирпично-красный, с зелёной кровлей и куполами. К моменту возрождения Красноярской епархии в 1990 году, храм Покрова Божией Матери был одним из трёх открытых для верующих православных храмов в городе. В том же году в нём была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином, а храму присвоен статус кафедрального собора.

Осенью 2006 года начался капитальный ремонт храма — ему был возвращен исторический белый цвет, а купола и кровля обрели небесно-голубой цвет (с 2012 г. — зеленый). Также во время реконструкции внутренней части храма была найдена чудом уцелевшая фреска, по оценкам специалистов написанная еще в конце XVIII — нач. XIX вв.

Храм Святой Троицы в поселке Емельяново

Возникновение Арейского прихода прежде всего связано с объединением в один приход во второй половине XVIII века деревень, расположенных к западу от Красноярска — Емельяновой, Заледеевой и Установой. Несмотря на то, что в Арейском деревянная церковь имелась еще с екатерининских времен, было принято решение о возведении новой, из камня. Как и большинство храмов Енисейской губернии того времени, строили его именитые енисейские мастера, по образцу тобольского Захарие-Елизаветинского храма.

Открытие храма Святой Троицы состоялось в 1804 году. Особо чтимой была у прихожан чудотворная икона Святой Троицы. Многие проезжающие по Московско-Сибирскому тракту путники останавливались, дабы прикоснуться к святыне. Среди них был и великий русский писатель А.П. Чехов, и будущий император цесаревич Николай Александрович. После революции здание храма было переоборудовано

под типографию, а главная его святыня — чудотворная икона — утеряна. В 1930-х годах внешний вид храма значительно изменился: кровлю сделали плоской, а верхнюю часть четверика и колокольню разрушили.

Но время шло, и с падением советской власти Свято-Троицкую церковь вернули верующим. В начале 2000-х в храм вернулась и его главная святыня. Как выяснилось, после закрытия церкви жительница села Мария Тропинина хранила её у себя, несмотря на гонения на веру.

Храмы Красноярска

История Красноярского края, как и всей постреволюционной России, повествует о многочисленных драматических событиях, которые напрямую отразились на церквях, монастырях и приходах. Долгое время они разрушались и возводились вновь, и лишь после падения режима начали постепенно возрождаться из небытия.

Среди православных храмов и церквей города Красноярска много таких, которые стоит обязательно посетить. Ведь в этих местах можно отдохнуть душой от суеты повседневного быта. Многие из этих церквей отстроены заново на том месте, где и стояли когда-то, еще много столетий тому назад.

Свято-Никольский храм (Красноярск)

Возведение храма началось в 1994 году на живописном берегу реки, с которого открывается удивительный вид на все четыре стороны света. Когда-то тут проходил одни из этапов репрессированных на пути в Сибирь, благодаря чему и было принято решение о возведении на этом месте церкви.

Высота храма около 30 метров (купол с крестом), но в целом церковь небольшая и вмещает всего около 70 человек. Это излюбленное место молодоженов для проведения венчания с последующей фотосессией на необыкновенно красивых подъемах к церкви.

Трехсвятительский храм в Красноярске

В честь трех святителей (Василия, Иоанна Златоуста и Григория Богослова) был выстроен в конце XIX столетия небольшой храм. Но простоял он недолго, после чего был частично разрушен, а потом и вовсе снесен. И только в последние годы начались восстановительные работы, которые несколько изменили облик сооружения, но не повлияли на его суть.

При храме работает воскресная школа, где взрослые и дети приобщаются к божественной благодати. Также тут проводятся Таинства крещения, венчания и другие общецерковные деяния.

Храм Святого Иоанна Предтечи, Красноярск

Пожалуй, это самый крупный собор Красноярска с наибольшей паствой. Интересна необычная архитектура знания, которая привлекает сюда даже атеистов. Несмотря на расположение храма в центре города, здесь находится своеобразный оазис тишины и мира. При храме действует церковно-приходская школа, которая пользуется большой популярностью у прихожан.

Аквапарк в Екатеринбурге

Екатеринбург – город достаточно крупный, и вариантов времяпровождения в нем масса – бары и рестораны, музеи и театры… Посещение аквапарка в Екатеринбурге – отличный вариант веселого и небанального отдыха с детьми, друзьями или любимым человеком.

Аквапарк, Самара

Посещение аквапарков – популярный семейный отдых и отличный вариант проведения уик-енда. Сегодня аквапарки есть почти во всех крупных городах. В нашей статье мы расскажем вам об одном из самых больших аквапарков не только России, но и Европы – аквапарке в Самаре.

Аквапарк в Ярославле

Водные аттракционы, горки и различные бассейны, аква-аэробика и сауны – все это и даже больше вы найдете в аквапарках. Сегодня собственным аквапарком (а то и несколькими) может похвастаться почти каждый крупный город России. Подробнее об аквапарках Ярославля читайте в статье.

Аквапарк Радужный, Череповец

Жители Череповца с большим удовольствием узнали об открытии аквапарка в их городе. Теперь и здесь семьи имеют возможность совмещать приятный отдых с пользой, проводя выходные дни на водных аттракционах и других развлечениях аквапарка. Подробнее об аквапарке в Череповце читайте в статье.

Читайте также: