Ханты в 16 веке история сообщение 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Русские издревле звали хантов остяками, а манси вогулами или вогуличами. Территорию их проживания называли Югрой, что прямо указывает на родство этих народов с венграми, ушедшими отсюда в IX веке в Европу.

Непосредственное знакомство русских (точнее, русов) с остяками и вогулами началось не позднее XI века. Первые известия об этих народах, попавшие в летопись, уже свидетельствуют о налаженных торговых отношениях между Русью и Югрой. Первопроходцами здесь, как и во многих других местах будущей России, явились новгородцы.

Только торговые отношения

– малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.

народ ханты

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

1

Старинные сибирские этносы постоянно подвергались нападениям извне – только к XVII веку ханты и манси перестали воевать и занялись привычным для себя промыслом – рыболовством, охотой и оленеводством.

Воинственность манси-вогулов

Согласно исследованиям российского историка С. Э. Цветкова, манси были изначально воинственным народом. Сегодняшняя территория Пермской области в XIV – XVXVI веках постоянно страдала от набегов манси. В районе северной части реки Пелым (сегодняшняя Свердловская область) располагалось Пелымское княжество манси. В конце
XIV века русский царь Иван III распорядился усмирить распоясавшихся пелымских манси при помощи регулярных войск.

В XVI веке манси в Сибири воевали с купцами Строгановыми, состояли в войске сибирского хана Маметкула. Ермак в 80-х годах XVI века во время знаменитого Сибирского похода покорил сибирские земли, но и после этого манси долгое время пытались сопротивляться завоевателям.

В 1581 году пелымским князем были осажены несколько приуральских городков, но его войска разбили, в итоге манси вынуждены были присягнуть московскому царю. Таким образом, в XVI веке мансийские зауральские земли стали частью Российского государства – с этого времени начался отсчет бытности таких городов, как Тобольск, Пелым, Березов (сейчас поселки городского типа) и Сургут (один из старейших городов Сибири).

Игумен Иринарх оставил письменные воспоминания о побоище угров и урёх, состоявшемся в 35 верстах от Обдорска (ныне город Салехард в Ямало-Ненецком округе). Остяки побили самоедов, а головы побежденных, насадив на колья, отнесли к ручью Хоронэуподы.

Российский историограф немецкого происхождения Г. Ф. Миллер писал, что ханты и манси Оби и Урала до XVI века находились под властью сибирского хана Кучума, которая закончилась после завоевания Сибири казаками Ермака и последующим оттеснением татар с этой территории русскими князьями.

Жуткие легенды

О воинской доблести хантов свидетельствуют легенды, скрупулезно собираемые историками. Е. В. Перевалова приводит нижнеобское сказание об остяке, который хитростью истребил целый отряд хурун ёх – обманом заманил их в свою землянку и сжег заживо.

Впоследствии в результате смешения укров-мигрантов (мось ёх, пор ёх и других) с остяками Нижнее Приобье представляло собой смесь этнических групп, миграция которых целиком и полностью зависела от рыбопромышленности и осваивания охотничьих угодий.
источник


13.10.2019 31.10.2019 Admin Дополнительно, Русский Север

ХАНТЫ

Численность – 22 520 человек (на 2001 г.).
Язык – финно-угорская группа уральско-юкагирской семьи языков.
Расселение – Тюменская и Томская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В бассейне Оби, Иртыша и их притоков живут ханты. Раньше населяли более обширные территории — севернее (р. Северная Сосьва), западнее (р. Конда) и южнее (рр. Демьянка, Тура, Тавда).

Первые попытки создать письменность на хантыйском языке (перевод Евангелия) относятся к XIX в. Современная письменность создана в 1930-х гг. для казымского диалекта, легшего в основу литературного языка. В 1950-х гг. появились буквари и учебники на восточных диалектах. Ныне хантыйская письменность существует на пяти диалектах — обдорском, казымском, шурышкарском, ваховском и сургутском. В 1989 г. хантыйский язык считали родным 60,5 % хантов.

Оленьи косокопыльные нарты

Оленьи косокопыльные нарты

В основе национального образа жизни лежит культура аборигенных неолитических племен Урала и Западной Сибири, во втором тысячелетии до н.э. подвергшихся влиянию пришлых с юга кочевых скотоводческих угорских племен. Южные черты сохранились в мифологии, обрядах, распашной халатообразной одежде, низкой кожаной обуви, которую носят с длинными шерстяными носками, в культе коня, почитании некоторых духов, близких к индо-иранским, в ритуальных танцах с саблями или мечами. Северные элементы — в традиционных занятиях (охота и рыболовство), орудиях труда, системе питания, одежде глухого покроя и обуви (сапоги), жилищах (землянки со стенами из столбов и жердей в форме простой или усеченной пирамиды), в средствах транспорта (собачьи нарты, лодки, особенно долбленые, лыжи, подбитые камусом), в деревянной и берестяной утвари, геометрических орнаментах, промысловых культах, в культе медведя и др.

Формирование этноса происходило с середины первого тысячелетия до н.э. до второго тысячелетия н.э. Судя по археологическим и топонимическим данным, предки хантов в это время жили на более обширной, чем теперь, территории. Они изготовляли керамику, костяные, медные и бронзовые украшения, предметы вооружения из бронзы и железа (мечи, топоры, шлемы, панцири, луки со стрелами, кинжалы, секиры и др.), вели торговлю с южными соседями, обменивая пушнину на бронзовые зеркала, медные и бронзовые котлы, украшения, оружие.

Строительство острога


Строительство острога

Долбленая лодка-калданка

Долбленая лодка-калданка, сшитая кедровым корнем

На лося и дикого оленя охотились на лыжах, гоном по насту, с помощью ловчих ям, загородей, луков-самострелов; на белку — на оленьих нартах или на лыжах с ружьем и собакой, на водоплавающих — с ружьем и чучелами (имэт), на медведя — с ружьем или копьем. На соболя, колонка, горностая, лисицу, зайца ставили ловушки, петли и капканы. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орехи.

Хозяйственный амбар

Хозяйственный амбар на сваях для хранения имущества

До середины ХХ в. зимние капитальные постройки были каркасными либо срубными. На коньке сруба и сейчас иногда укрепляют рога оленя, в деревнях на Оби на конце охлупня вырезают коня или птицу. Полуземлянки, сохранявшиеся у восточных хантов вплоть до 1950-х гг., отапливались глинобитными открытыми очагами наподобие камина (чувал) или железной печкой. Вдоль стен ставили нары. Места для женщин в срубном доме находились у входа, а напротив, в красном углу, — для мужчин и почетных гостей. Там же — места хранения священных сундуков с изображениями духов-предков и покровителей.

Сезонные жилища — каркасные, из жердей, крытые корой, чаще всего берестой, — возводили различной формы: односкатные, двускатные, конические, полусферические, прямоугольные с двускатной и односкатной крышей. Обогревали их открытым очагом, разводили дымокур от комаров, пищу готовили обычно на воздухе. Оленеводы и рыбаки на летних сезонных поселениях жили в чумах.

Черки — традиционная женская обувь

Черки — традиционная женская обувь

Берестяные изделия

Берестяные изделия мастериц вызывают восхищение разнообразием форм и украшений. В узорах по бересте встречаются прямолинейное и криволинейное исполнение, симметричное и асимметричное расположение, частичная и полная орнаментация предмета, построение по прямоугольной и косоугольной сетке, бордюры и розетки, узоры с названиями и без них

Подвеска к косам

Подвеска к косам, нагрудное украшение и женская сумочка из бисера

В общественных отношениях до середины ХХ в. было немало пережитков первобытно-общинных отношений. Среди них дуальное деление на фратрии Пор, ведущую свое происхождение от медведя, и Мось — от зайчихи или гусыни. Предками генеалогических подразделений фратрий считались лягушка, тетерка, лось, бобр и др. До середины XIX в. ханты жили большими патрилинейными семьями, был распространен левират. В конце XIX — начале ХХ в. стали формироваться территориально-соседские общины.

Сохранились анимистические представления, промысловые культы, культ фратриальных, генеалогических и семейных предков-покровителей, священных деревьев, в которых обитают духи. В XVIII в. началось обращение в христианство, в значительной степени формально. Культ верховного бога Нуми-Торума соседствовал с почитанием Николая Чудотворца, изображения духов-покровителей — с иконами и т.д. По представлениям хантов мир состоял из трех сфер — Верхней, Средней и Нижней. В Верхнем мире обитали духи-покровители, в Среднем — люди, в Нижнем — злые духи, приносящие болезни и смерть.

Ура — место хранения вместилищ душ людей

Ура — место хранения вместилищ душ людей, умерших неестественной смертью

Духов-покровителей представляли в облике животных, их изображения хранили в священных местах — амбарах в лесу или на окраине селения. Особым почитанием пользовался медведь, предок фратрии Пор. Культ медведя стал у хантов общеплеменным. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась самой сильной. С этим культом был связан комплекс обрядов, получивший название медвежьего праздника (медвежьих игрищ).

В мифологической системе обских угров медведь выступает, с одной стороны, сыном или братом Торума — верховного божества, с другой — сыном прародительницы. Поэтому обские угры воспринимали медведя и как предка, и как хозяина тайги. В медвежьем празднике нашли отражение представления тотемизма, промыслового культа и древнего культа умирающего и воскресающего божества. Когда с течением времени богатое мифологическое осмысление праздника стало утрачиваться, необходимость его проведения стали объяснять бытовыми причинами (опасностью охоты на медведя и т.д.). Медвежий праздник до сих пор воспринимается как важнейший элемент национальной культуры обских угров, он популярен и любим.

На поминках

На поминках. Обряды погребального комплекса сохранились до наших дней

Шаманство у хантов в XIX—XX вв. представлено слабее, чем у их соседей. Вероятно, его потеснили христианство и фратриальные культы. Основными функциями шаманов оставались гадание и лечение.

Хантыйский фольклор включает в себя священные сказания, песни-мифы, героические песни, старинные рассказы (эпос, предания), бытовые рассказы (былички) и бытовые сказки.

Тексты каждого жанра определяли место и время их исполнения. Например, мифы рассказывали редко, обычно на общественных празднествах (мифы о происхождении медведя — на медвежьем празднике), героические песни звучали лишь на культовых празднествах, свадьбах, героические сказания или сказки можно было услышать вечером, во время отдыха.

Намогильное сооружение с нартами и веслом

Намогильное сооружение с нартами и веслом, принадлежащими покойному

Музыкальные инструменты хантов — варган, струнные щипковые инструменты — цитра типа гуслей в форме лодки, арфа в виде птицы (лебедь, гусь), лютня.

Большинство хантов (70 %) живут в сельской местности — новых поселках, традиционных селениях постоянного и сезонного типа. За годы рыночных реформ в связи с промышленным освоением территорий, отторжением и загрязнением пастбищ и промысловых угодий почти все колхозы в Ханты-Мансийском автономном округе распались. Численность оленьего стада резко сократилась. Коренное население значительно меньше занимается оленеводством, охотой и рыбной ловлей. Однако по-прежнему развиваются кустарные промыслы — художественная обработка дерева, меха. Женщины шьют одежду, обувь, изготавливают сувениры из оленьего меха, замши, бисера.

Длинные ложные косы из цветных суконных лент

Длинные ложные косы из цветных суконных лент, украшенные подвесками и бусами, привязывали и к коротким волосам

В школах преподают родной язык.

В центрах национальных культур Ханты-Мансийского автономного округа организуют национальные праздники, имеются фольклорные коллективы. Из интеллигенции особенно известны Е. Айпин, А. Тарханов, Р. Ругин, художники Г. Райшев, В. Игошев, Н. Талигина, скульптор Г. Хартаганов, педагог П. Хатанзеев, ученые Н. Сережкин, Е. Немысова, Т. Молданова.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Ульчи
Ханты
Чуванцы

КНИГИ О ХАНТАХ

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.
Зуев В.Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедцов //ТИЭ, н.с. М., 1947. Т. 5.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.
Кулемзин В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов //Мат. по этнографии Сибири. Томск, 1972.
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.
Мифы, предания, сказки хантов и манси /Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной. М., 1990.
Соколова З.П. Страна Югория. М., 1976.
Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров //ТИЭ, н.с. М., 1959. Т. 51.

Читайте также: