Групповое и индивидуальное сознание сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира.

Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле.

Соответственно сознание связано с нашим мышлением.

Что говорят учёные:

На самом деле учёные так и не смогли найти в нейронах головного мозга наличие сознания, так как оно не является физическим объектом так что сознание, как физический образ является тайной даже для науки. Наука исследует как оно связано с мозгом и как взаимодействует с ним, как сознание живет в мозге? Куда оно девается, когда человек уходит из жизни. и т. д.

Зато, обнаружились несколько опытов, когда человек жил без мозга. Обнаружилось это после смерти, когда их вскрывали. При этом оказывалось, что при жизни человек был в полном сознании.

Как и чем наполняется с раннего возраста наше сознание, зависит от того, как и кем воспитывался человек. Очень часто наше сознание заполняется чужими ненужными программами, которые являются для нас разрушительными. Это проявляется в жизни как неисполненные мечты, нереализованные планы, несчастливая и безрадостная жизнь. Можно провести анализ собственной жизни, своё детство, родителей и их влияние на вас и всё встанет ясно.

Но сейчас очень активное влияние на каждого из нас оказывает информация СМИ и всё, что происходит в нашей жизни.

Дорогие друзья, ВСЁ в наших руках!

До 5 лет ребенок черпает информацию из космоса и здесь уже идёт связь с космическим сознанием.

Человек - это самонастраиваемая, самоИсцеляющаяся биоэнергосистема!

Важно, чем мы живем, что закладываем в наше сознание. Было бы здорово и нам научиться соединяться с космическим сознанием и черпать информацию на благо себе и нашей планеты.

Сегодня мы превратили свое сознание в подобие мусорного ведра, мы сливаем туда различную информацию нужную и ненужную, тратим своё драгоценное время впустую.

Сегодня мы превратили свое сознание в подобие мусорного ведра, мы сливаем туда различную информацию нужную и ненужную, тратим своё драгоценное время впустую.

И всё же, ответственность за нашу жизнь находится только в наших руках, за свои мысли, слова, привычки, за свои действия. В первую очередь нужно научиться контролировать всю эту цепочку мысль -слова – действия – привычки , потому что всё это рождает характер и становится нашей судьбой.

Наша ГЛАВНАЯ задача научиться управлять своим сознанием. Люди, которые не могут управлять своим сознанием становятся слабыми и подверженными разного рода проблемам. А значит, научиться контролировать своё сознание, это значит быть ответственным за свою жизнь, таким образом мы можем повлиять на коллективное сознание. Ну, а то, что мы влияем своим состоянием на своих родных и близких, это факт!

Один часовой мастер, его работа, как мы знаем, очень точная, требует большого внимания и точных действий. Но вот иногда во время работы у него начинал дёргаться указательный палец левой руки. Ясно, что в этом состоянии работать невозможно.

Если даже лёгкое волнение матери способно вызвать неправильности в физиологии её сына, то что говорить о больших потрясениях.

Отсюда мы делаем важный шаг в понимании сути вещей.

Значит, надо найти способ создания эйфории, радости, счастья, и желательно создавать его в наибольшем количестве.

А это может привести нас совершенно к новому обществу, в котором нам будет всем хорошо.

Проблема сознания в психологии всегда была и остается одной из центральных. Сознание непосредственно представлено каждому из нас в нашем бытийном опыте, но, несмотря на это, а возможно именно поэтому, оно является одним из самых сложных предметов психологического исследования.

В средние века отношение к сознанию меняется. Основной задачей человека средневековья становится преобразование душевных качеств и поступков в соответствии с Божьими заповедями. Вырабатываются качества самосознания и управления своими душевными порывами. Христианство впервые вводит временную перспективу, в которой четко разделены настоящее, прошлое и будущее. Приходит осознание необратимости времени, хрупкости и эфемерности настоящего момента, который неумолимо перетекает в прошлое.

В самом общем смысле сознание определяется как рефлексивная способность.

Сознание — особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.

Словарь по истории психологии определяет сознание как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание — восприятие внешней и внутренней реальности, характеризующееся такой психической деятельностью человека, при которой мыслеобразование становится знанием этой реальности. В психоанализе сознание является не сущностью, а качеством психического и единственным источником, освещающим глубины человеческой психики .

П.Б. Шошин под сознанием понимает три совместно действующих психических феномена: чувство собственного существования; чувство присутствия в данном месте и в настоящий момент; идентификация себя в мире (различие себя и мира).

Групповое сознание

Теории сознания

Сознание не тождественно речи. В некоторых исследованиях доказано, что потеря речевой функции не приводит к нарушению сознания.

Классические теории сознания сходятся в том, что сознание является формой отражения объективной действительности, поэтому центральной категорией в классических теориях сознания является категория образа.

А.В. Петровский определяет сознание как целостный образ действительности, реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеполо-жности мира, в котором существует субъект.

В современной психологии сформировались различные направления изучения сознания. К ним относятся структурологическое, функциональное, онтологическое, нейрофизиологическое, философско-метафорическое и проблемное направления.

В изысканиях В.С. Чернышова, проведенных под руководством Т.В. Семеновой, изучены соотношения направлений исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии. Основными направлениями исследования сознания за рубежом являются нейрофизиологическое, философско-метафорическое и проблемное. В отечественной психологии на первый план выходят структурологический и проблемный подходы.

Индивидуальное и групповое сознание

Сознание есть продукт социальных отношений. Фундамент для формирования сознания закладывается в едином коммуникативном пространстве социума, индивидуальные черты приобретаются под влиянием врожденных особенностей и индивидуальных условий существования. Таким образом, сознание каждого индивида содержит как общие с другими индивидами — членами социальной группы, так и индивидуальные черты.

Групповое сознание — это тип сознания, который существует в индивидуальных сознаниях как особенное наряду с единичным и всеобщим. Под групповым сознанием понимаются те стороны сознания индивида, которые присущи ему как представителю данной группы. Г.В. Акопов включает в понятие группового сознания три класса явлений: на уровне группы — общее во взглядах, суждениях, оценках; на уровне личности — осознание своей общности, идентификация с группой, гордость за группу, готовность отстаивать ее интересы; на уровне межличностных взаимодействий и взаимоотношений — групповые нормы, ценностные ориентации, установки.

В структуру группового сознания включено шесть элементов (рис. 5): стиль управления в группе, традиции коллектива, групповая перцепция, психологический климат, система групповых норм, санкций и одобрений, общение и выработка общественного мнения. Данное структурное построение основано на схеме В.А. Ганзена.

Трехуровневая модель группового сознания, предложенная Г.В. Акоповым, представляет специфическое промежуточное образование между общественным и индивидуальным сознанием:

Групповое сознание развивается поэтапно. Оно появляется в социальных группах, члены которых имеют возможность общаться непосредственно или с использованием различных коммуникативных средств (СМИ, Интернет и др.). На важную роль общения в процессе становления групповых черт сознания указывали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Е. Семенов и др.

Ментальность как групповое сознание

Ментальность есть нечто общее для всех людей данной группы, связывающее их и отличающее их от представителей других групп.

Особенности современного российского менталитета

И.В. Грошев предпринял исследование экономических реформ в России через призму российского менталитета. Индивидуализм, разграничение деловых и личных отношений, независимость, быстрый рост доходов, решительность, деловой настрой, близость и привязанность, агрессивность, предприимчивость были названы нетипичными для российской культуры. По мнению И.В. Грошева, портрет базовой личности в глазах русского народа выглядит следующим образом: Доброта (38%), терпение, гостеприимство, трудолюбие, смелость, лень (12%) и т.д.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Общественное сознание - это совокупность социально – значимых закрепленных и использующихся в практической деятельности людей результатов идеального отражения действительности.

Общественное и индивидуальное сознание тесно взаимосвязаны между собой:

1) имеют один и тот же предмет – окружающий мир;

2) сознание человека носит общественный характер;

3) индивид обогащает свое сознание за счет общественного: усваивает знания, культуру, опыт предшествующих поколений;

4) общественное сознание всегда создается и развивается отдельными личностями. Общественное и индивидуальное сознание различает то, что первое – отражает мир под влиянием общественного бытия, а второе – индивидуального бытия.

Общественное сознание непосредственно взаимодействует с общественным бытием, что находит свое отражение в социальном законе определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Эта определяющая роль проявляется в том, что: 1) общественное сознание возникает на основе общественного бытия; 2) источник развития общественного сознания – потребности общественного бытия.

Вместе с тем, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, которая состоит:

1) в преемственности развития идей и теорий;

2) в опережении или отставании идей и теорий от общественного бытия;

3) во взаимном влиянии общественного сознания и общественного бытия;

4) в неодинаковом развитии форм общественного сознания в разные исторические эпохи.

Структура общественного сознания:

1)в гносеологическом подходе существует обыденное сознание и теоретическое;

2) в социологическом аспекте общественное сознание подразделяется на общественную психологию и идеологию.

Особенности общественной психологии:

1) стихийность формирования;

2) закрепление в традициях;

3) доминирование эмоционального фактора;

4) проявление национальных особенностей в процессе отражения действительности.

1) концептуальность;

2) классовый характер отражения;

3) подчиненный характер эмоционального момента;

4) связь с общественным бытием опосредуется с общественной психологией.

Общество

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

  1. Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей.
  2. Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы (через выполняемые им в обществе регулятивные и контрольные функции).
  3. Нравственное сознание понимается учеными как сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью.
  4. Эстетическое сознание отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус, направленный на творческую деятельность людей и область искусства.
  5. Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними. Также оно связано с другими формами общественного мышления, прежде всего — с его нравственной составляющей. Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя.
  6. Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации.
  7. Экономическое сознание отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью.
  8. Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов.

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Читайте также: