Групповое и индивидуальное сознание сообщение
Обновлено: 17.05.2024
Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира.
Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле.
Соответственно сознание связано с нашим мышлением.
Что говорят учёные:
На самом деле учёные так и не смогли найти в нейронах головного мозга наличие сознания, так как оно не является физическим объектом так что сознание, как физический образ является тайной даже для науки. Наука исследует как оно связано с мозгом и как взаимодействует с ним, как сознание живет в мозге? Куда оно девается, когда человек уходит из жизни. и т. д.
Зато, обнаружились несколько опытов, когда человек жил без мозга. Обнаружилось это после смерти, когда их вскрывали. При этом оказывалось, что при жизни человек был в полном сознании.
Как и чем наполняется с раннего возраста наше сознание, зависит от того, как и кем воспитывался человек. Очень часто наше сознание заполняется чужими ненужными программами, которые являются для нас разрушительными. Это проявляется в жизни как неисполненные мечты, нереализованные планы, несчастливая и безрадостная жизнь. Можно провести анализ собственной жизни, своё детство, родителей и их влияние на вас и всё встанет ясно.
Но сейчас очень активное влияние на каждого из нас оказывает информация СМИ и всё, что происходит в нашей жизни.
Дорогие друзья, ВСЁ в наших руках!
До 5 лет ребенок черпает информацию из космоса и здесь уже идёт связь с космическим сознанием.
Человек - это самонастраиваемая, самоИсцеляющаяся биоэнергосистема!
Важно, чем мы живем, что закладываем в наше сознание. Было бы здорово и нам научиться соединяться с космическим сознанием и черпать информацию на благо себе и нашей планеты.
Сегодня мы превратили свое сознание в подобие мусорного ведра, мы сливаем туда различную информацию нужную и ненужную, тратим своё драгоценное время впустую.
Сегодня мы превратили свое сознание в подобие мусорного ведра, мы сливаем туда различную информацию нужную и ненужную, тратим своё драгоценное время впустую.
И всё же, ответственность за нашу жизнь находится только в наших руках, за свои мысли, слова, привычки, за свои действия. В первую очередь нужно научиться контролировать всю эту цепочку мысль -слова – действия – привычки , потому что всё это рождает характер и становится нашей судьбой.
Наша ГЛАВНАЯ задача научиться управлять своим сознанием. Люди, которые не могут управлять своим сознанием становятся слабыми и подверженными разного рода проблемам. А значит, научиться контролировать своё сознание, это значит быть ответственным за свою жизнь, таким образом мы можем повлиять на коллективное сознание. Ну, а то, что мы влияем своим состоянием на своих родных и близких, это факт!
Один часовой мастер, его работа, как мы знаем, очень точная, требует большого внимания и точных действий. Но вот иногда во время работы у него начинал дёргаться указательный палец левой руки. Ясно, что в этом состоянии работать невозможно.
Если даже лёгкое волнение матери способно вызвать неправильности в физиологии её сына, то что говорить о больших потрясениях.
Отсюда мы делаем важный шаг в понимании сути вещей.
Значит, надо найти способ создания эйфории, радости, счастья, и желательно создавать его в наибольшем количестве.
А это может привести нас совершенно к новому обществу, в котором нам будет всем хорошо.
Проблема сознания в психологии всегда была и остается одной из центральных. Сознание непосредственно представлено каждому из нас в нашем бытийном опыте, но, несмотря на это, а возможно именно поэтому, оно является одним из самых сложных предметов психологического исследования.
В средние века отношение к сознанию меняется. Основной задачей человека средневековья становится преобразование душевных качеств и поступков в соответствии с Божьими заповедями. Вырабатываются качества самосознания и управления своими душевными порывами. Христианство впервые вводит временную перспективу, в которой четко разделены настоящее, прошлое и будущее. Приходит осознание необратимости времени, хрупкости и эфемерности настоящего момента, который неумолимо перетекает в прошлое.
В самом общем смысле сознание определяется как рефлексивная способность.
Сознание — особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.
Словарь по истории психологии определяет сознание как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание — восприятие внешней и внутренней реальности, характеризующееся такой психической деятельностью человека, при которой мыслеобразование становится знанием этой реальности. В психоанализе сознание является не сущностью, а качеством психического и единственным источником, освещающим глубины человеческой психики .
П.Б. Шошин под сознанием понимает три совместно действующих психических феномена: чувство собственного существования; чувство присутствия в данном месте и в настоящий момент; идентификация себя в мире (различие себя и мира).
Теории сознания
Сознание не тождественно речи. В некоторых исследованиях доказано, что потеря речевой функции не приводит к нарушению сознания.
Классические теории сознания сходятся в том, что сознание является формой отражения объективной действительности, поэтому центральной категорией в классических теориях сознания является категория образа.
А.В. Петровский определяет сознание как целостный образ действительности, реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеполо-жности мира, в котором существует субъект.
В современной психологии сформировались различные направления изучения сознания. К ним относятся структурологическое, функциональное, онтологическое, нейрофизиологическое, философско-метафорическое и проблемное направления.
В изысканиях В.С. Чернышова, проведенных под руководством Т.В. Семеновой, изучены соотношения направлений исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии. Основными направлениями исследования сознания за рубежом являются нейрофизиологическое, философско-метафорическое и проблемное. В отечественной психологии на первый план выходят структурологический и проблемный подходы.
Индивидуальное и групповое сознание
Сознание есть продукт социальных отношений. Фундамент для формирования сознания закладывается в едином коммуникативном пространстве социума, индивидуальные черты приобретаются под влиянием врожденных особенностей и индивидуальных условий существования. Таким образом, сознание каждого индивида содержит как общие с другими индивидами — членами социальной группы, так и индивидуальные черты.
Групповое сознание — это тип сознания, который существует в индивидуальных сознаниях как особенное наряду с единичным и всеобщим. Под групповым сознанием понимаются те стороны сознания индивида, которые присущи ему как представителю данной группы. Г.В. Акопов включает в понятие группового сознания три класса явлений: на уровне группы — общее во взглядах, суждениях, оценках; на уровне личности — осознание своей общности, идентификация с группой, гордость за группу, готовность отстаивать ее интересы; на уровне межличностных взаимодействий и взаимоотношений — групповые нормы, ценностные ориентации, установки.
В структуру группового сознания включено шесть элементов (рис. 5): стиль управления в группе, традиции коллектива, групповая перцепция, психологический климат, система групповых норм, санкций и одобрений, общение и выработка общественного мнения. Данное структурное построение основано на схеме В.А. Ганзена.
Трехуровневая модель группового сознания, предложенная Г.В. Акоповым, представляет специфическое промежуточное образование между общественным и индивидуальным сознанием:
Групповое сознание развивается поэтапно. Оно появляется в социальных группах, члены которых имеют возможность общаться непосредственно или с использованием различных коммуникативных средств (СМИ, Интернет и др.). На важную роль общения в процессе становления групповых черт сознания указывали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Е. Семенов и др.
Ментальность как групповое сознание
Ментальность есть нечто общее для всех людей данной группы, связывающее их и отличающее их от представителей других групп.
Особенности современного российского менталитета
И.В. Грошев предпринял исследование экономических реформ в России через призму российского менталитета. Индивидуализм, разграничение деловых и личных отношений, независимость, быстрый рост доходов, решительность, деловой настрой, близость и привязанность, агрессивность, предприимчивость были названы нетипичными для российской культуры. По мнению И.В. Грошева, портрет базовой личности в глазах русского народа выглядит следующим образом: Доброта (38%), терпение, гостеприимство, трудолюбие, смелость, лень (12%) и т.д.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Общественное сознание - это совокупность социально – значимых закрепленных и использующихся в практической деятельности людей результатов идеального отражения действительности.
Общественное и индивидуальное сознание тесно взаимосвязаны между собой:
1) имеют один и тот же предмет – окружающий мир;
2) сознание человека носит общественный характер;
3) индивид обогащает свое сознание за счет общественного: усваивает знания, культуру, опыт предшествующих поколений;
4) общественное сознание всегда создается и развивается отдельными личностями. Общественное и индивидуальное сознание различает то, что первое – отражает мир под влиянием общественного бытия, а второе – индивидуального бытия.
Общественное сознание непосредственно взаимодействует с общественным бытием, что находит свое отражение в социальном законе определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Эта определяющая роль проявляется в том, что: 1) общественное сознание возникает на основе общественного бытия; 2) источник развития общественного сознания – потребности общественного бытия.
Вместе с тем, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, которая состоит:
1) в преемственности развития идей и теорий;
2) в опережении или отставании идей и теорий от общественного бытия;
3) во взаимном влиянии общественного сознания и общественного бытия;
4) в неодинаковом развитии форм общественного сознания в разные исторические эпохи.
Структура общественного сознания:
1)в гносеологическом подходе существует обыденное сознание и теоретическое;
2) в социологическом аспекте общественное сознание подразделяется на общественную психологию и идеологию.
Особенности общественной психологии:
1) стихийность формирования;
2) закрепление в традициях;
3) доминирование эмоционального фактора;
4) проявление национальных особенностей в процессе отражения действительности.
1) концептуальность;
2) классовый характер отражения;
3) подчиненный характер эмоционального момента;
4) связь с общественным бытием опосредуется с общественной психологией.
Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.
Что такое общественное сознание?
Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.
Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.
Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.
Формы общественного сознания
Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:
- Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей.
- Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы (через выполняемые им в обществе регулятивные и контрольные функции).
- Нравственное сознание понимается учеными как сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью.
- Эстетическое сознание отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус, направленный на творческую деятельность людей и область искусства.
- Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними. Также оно связано с другими формами общественного мышления, прежде всего — с его нравственной составляющей. Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя.
- Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации.
- Экономическое сознание отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью.
- Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов.
Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.
Уровни общественного сознания
В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.
Обыденный уровень
Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.
Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.
Теоретический уровень
Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.
Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.
Элементы общественного сознания
В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.
Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.
Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.
Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.
Связь между общественным и индивидуальным мышлением
Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.
Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.
Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.
Заключение
Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.
Читайте также: