Гражданское и психологическое течение в русском романтизме сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Книга "История русской литературы XIX века. Часть 1 (1795-1830 годы)"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Пока бежит за нами Бог времени седой И губит луг с цветами Безжалостной косой.

Вопросы и задания

1. Определите периоды творчества Батюшкова и дайте их краткую характеристику.

2. Какова роль античной культуры и культуры итальянского Возрождения, лирики европейского (французского) либертинажа, в частности лирики Парни, в формировании эстетических вкусов Батюшкова?

5. Назовите наиболее характерные произведения раннего Батюшкова и дайте анализ его ранней лирики.

6. Обозначьте пути преодоления духовного кризиса и формирования жанра эпической (исторической) элегии. Проанализируйте наиболее характерные, по вашему мнению, образцы.

8. Сравните стиль лирики Батюшкова со стилем лирики Жуковского и выявите их сходство и различие.

10. Значение Батюшкова в истории русской поэзии.

Кошелев В А. Константин Батюшков: странствия и страсти. М., 1987.*

Майков JI.H. Батюшков, его жизнь и сочинения. СПб., 1896.*

Сандомирская В.Б. К.Н. Батюшков. — В кн.: История русской поэзии. Т. 1. JI., 1968.+

Тоддес ЕА. Перечитывая Батюшкова. — В кн.: К.Н. Батюшков. Опыты в стихах. М., 1987.

Томашевский Б.В. К.Н. Батюшков. — В кн.: К.Н. Батюшков. Стихотворения. М.; Л., 1948.*

Флейшман Л.С. Из истории элегии в пушкинскую эпоху. — В кн.: Ученые записки Латвийского ГУ им. П. Стучки. Рига, 1968.

Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ

Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло гражданское, или социальное, течение. Его ядро составили литераторы-декабристы. Поэтому гражданский, или социальный, романтизм еще называют декабристским романтизмом. Однако декабристский романтизм — только часть гражданского, или социального, течения русского романтизма. Понятие гражданского романтизма шире понятий декабристский романтизм и декабристская литература. К нему относится (в определенные периоды) творчество не только участников декабристских организаций, но и литераторов, не принимавших участия в движении декабристов (П.А. Вяземского 47 , A.C. Пушкина, Н.М. Языкова и др.). Однако формирование гражданского, или социального, течения связано прежде всего с литературной и общественной деятельностью декабристов, оно наиболее ярко, полно и последовательно воплотилось в их творчестве. К числу крупнейших писателей-декабристов относятся П.А. Катенин, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, братья H.A. и A.A. Бестужевы,

В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, А.О. Корнилович.

Но сближало их с первым русским романтиком чувство своей обособленности в обществе, исключительности, аскетизма, сознание личной подвижнической роли.

Их теоретик — О. Сомов — писал о вдохновенном воображении в творчестве, т.е. о понятиях чисто романтических. Декабристы создавали такой же, как и Жуковский, идеальный, рефлектированный, вымышленный мир, взамен существующего.

Своего пейзажа декабристы не создали: они целиком заимствовали его у Жуковского. В думах, поэмах Рылеева — тот же грозный, оссиановский колорит, что и в элегиях и балладах Жуковского.

Политический деятель и поэт, поэт и критик, Рылеев обладал глубоко оригинальным индивидуальным творческим стилем.

А.А. Бестужев в одном из обзоров назвал Рылеева создателем особого рода поэзии, то есть поэзии гражданского романтизма.

В жанре рылеевской думы сочетались элементы торжественной оды и исторической повести. Здесь и рассказ о подвиге, и определенная проповедь некоторых гражданских начал и добродетелей в одическом стиле. Лиро-эпический жанр думы позволял это сделать

Думы полны подлинного драматизма, были большим достижением в обрисовке исторических деятелей, живого человека, крупного исторического масштаба.

Но романтическое начало все же перевешивает в творчестве и позднего Марлинского. Он пел прежние песни, искал исключительных подвижников, которые могли бы служить примером героических деяний.

Поэтическое творчество Одоевского в основном развернулось на каторге — в Читинском остроге, на Петровском заводе (за Байкалом

Несмотря на приступы отчаяния, схватывающего Одоевского в Сибири, в целом он сумел создать поэзию гражданской стойкости в условиях понесенного поражения.

Он пел угнетенных свободу;

Страданий любви исступленной певец.

Он высказал сердцу все тайны сердец,

Всех буйных страстей упоенья.

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом.

Кипящим в действии пустом.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

К концу 18 века классицизм и сентиментализм как целостные направления уже не существуют. В недрах отживавших свой век классицизма и сентиментализма стало зарождаться новое направление, которое впоследствии назвали предромантизмом .

Между предромантизмом и собственно романтизмом есть два существенных отличия, и оба они связаны с характером героя. Если романтическим героем был, как правило, бунтарь, раздираемый противоречиями, то герой предромантизма, испытывая конфликт с окружающим миром, в борьбу с обстоятельствами не вступает. Герой романтизма – личность противоречивая, герой предромантизма – личность страдающая и одинокая, но целостная и гармоничная.


Василий Андреевич Жуковский

Характерные черты романтизма как художественного метода.

1. Общая тенденция романтизма – неприятие окружающего мира, его отрицание. Для романтического героя существуют два мира: мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, мир идеальный. Эти миры в сознании героя трагически разделены.

2. Романтический герой – это герой-бунтарь. Его борьба за осуществление мечты завершается либо крахом мечты, либо гибелью героя.

3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей. Его характер, как правило сформировался сам по себе, а не под влиянием эпохи, исторических обстоятельств.

5. Романтический герой живёт и действует в исключительных, нередко экстремальных обстоятельствах – в ситуации несвободы, войны, опасного путешествия, в экзотической стране и т.п.

6. Для поэзии романтиков характерно использование образов-символов. Например, у поэтов философского течения роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; у поэтов гражданско-героического течения кинжал или меч – символы борьбы за свободу, а имена тираноборцев содержат намёк на необходимость бороться с неограниченной властью монарха (например, Брут, убийца Юлия Цезаря, рассматривался поэтами-декабристами как положительная историческая личность).

7. Романтизм субъективен по своей сути. Произведения романтиков носят исповедальный характер.


Константин Николаевич Батюшков

В русском романтизме выделяют 4 течения :
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское.

Первые два течения – философское и гражданско-героическое – противостояли друг другу, так как преследовали противоположные цели. Вторые два – элегическое и лермонтовское – представляли собой особые модели романтизма.


Кондратий Фёдорович Рылеев

Творчество поэтов, принадлежавших к философскому течению, базировалось на идеях английского и немецкого романтизма. Они считали, что романтическая поэзия должна ориентироваться только на вечные темы любви, смерти, искусства, природы. Всё суетное, сиюминутное рассматривалось как недостойная пера поэта тема.

В этом отношении они противостояли поэтам гражданско-героического течения, считавшим своим священным долгом обращаться в поэзии к общественным проблемам, пробуждать и воспитывать в читателе патриотические чувства, призывать его на борьбу с самодержавием и социальной несправедливостью. Любые отклонения от гражданской тематики поэты-декабристы полагали недопустимыми для истинных романтиков.

Книга "История русской литературы XIX века. Часть 1 (1795-1830 годы)"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Пока бежит за нами Бог времени седой И губит луг с цветами Безжалостной косой.

Вопросы и задания

1. Определите периоды творчества Батюшкова и дайте их краткую характеристику.

2. Какова роль античной культуры и культуры итальянского Возрождения, лирики европейского (французского) либертинажа, в частности лирики Парни, в формировании эстетических вкусов Батюшкова?

5. Назовите наиболее характерные произведения раннего Батюшкова и дайте анализ его ранней лирики.

6. Обозначьте пути преодоления духовного кризиса и формирования жанра эпической (исторической) элегии. Проанализируйте наиболее характерные, по вашему мнению, образцы.

8. Сравните стиль лирики Батюшкова со стилем лирики Жуковского и выявите их сходство и различие.

10. Значение Батюшкова в истории русской поэзии.

Кошелев В А. Константин Батюшков: странствия и страсти. М., 1987.*

Майков JI.H. Батюшков, его жизнь и сочинения. СПб., 1896.*

Сандомирская В.Б. К.Н. Батюшков. — В кн.: История русской поэзии. Т. 1. JI., 1968.+

Тоддес ЕА. Перечитывая Батюшкова. — В кн.: К.Н. Батюшков. Опыты в стихах. М., 1987.

Томашевский Б.В. К.Н. Батюшков. — В кн.: К.Н. Батюшков. Стихотворения. М.; Л., 1948.*

Флейшман Л.С. Из истории элегии в пушкинскую эпоху. — В кн.: Ученые записки Латвийского ГУ им. П. Стучки. Рига, 1968.

Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ

Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло гражданское, или социальное, течение. Его ядро составили литераторы-декабристы. Поэтому гражданский, или социальный, романтизм еще называют декабристским романтизмом. Однако декабристский романтизм — только часть гражданского, или социального, течения русского романтизма. Понятие гражданского романтизма шире понятий декабристский романтизм и декабристская литература. К нему относится (в определенные периоды) творчество не только участников декабристских организаций, но и литераторов, не принимавших участия в движении декабристов (П.А. Вяземского 47 , A.C. Пушкина, Н.М. Языкова и др.). Однако формирование гражданского, или социального, течения связано прежде всего с литературной и общественной деятельностью декабристов, оно наиболее ярко, полно и последовательно воплотилось в их творчестве. К числу крупнейших писателей-декабристов относятся П.А. Катенин, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, братья H.A. и A.A. Бестужевы,

В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, А.О. Корнилович.

Читайте также: