Разговорная речь спор и дискуссия сообщение 7 класс

Обновлено: 18.05.2024

Можно ли спорить так, чтобы не тратить на этот процесс собственные нервы? Чтобы выходить из спора победителем и никого не обидеть? Можно, просто нужно знать несколько правил убедительной дискуссии. Стоит ли тратить нервы .

Правила ведения спора :)) Прежде всего, нужно посмотреть на своего оппонента объективно. Зачастую мы считаем, что человек не прав, только потому, что он нам не симпатичен. А слова приятных людей мы даже пытаемся оправдать и объяснить. Правило № 1. Возлюби оппонента своего.

Правила ведения спора :)) Правило № 4. Прикинься шлангом на несколько минут. Иногда очень помогает сделать вид, что не совсем понимаешь, что именно хочет сказать твой собеседник. Возможно, он сам не очень понимает своей позиции, и просто глупо уперся. Пусть еще поразмыслит, сформулирует мысль лучше.

Правила ведения спора :)) Правило № 6. Не мни себя пупом Земли и не позволяй этого другим. Если один из спорщиков смотрит на другого свысока, ничего хорошего из дискуссии не выйдет. Заинтересован в успешном разрешении спорной ситуации? Будь доброжелательным и спокойным. Если же твой оппонент ведет себя слишком категорично и о твоей точке зрения отзывается презрительно, лучший способ поставить его на место – найти такие весомые аргументы, чтобы ему нечего было возразить.

Правила ведения спора :)) Правило № 7. Гни свою линию, логично выстраивая аргументы. Берись доказывать свою точку зрения только после того, как выскажется собеседник. Доказательства должны быть расположены в определенной последовательности. Начинать нужно с важных, весомых аргументов, затем можно переходить к деталям, подтверждающим твою правоту.

Правила ведения спора :)) Правило № 8. Не подавай свои мысли, как истину. Критикуя чье-либо высказывание, сделай акцент на том, что твоя точка зрения – это частное мнение.

Правила ведения спора :)) Правило № 9. Проигрывая, радуйся. Если твоему собеседнику удалось переубедить тебя, не нужно расстраиваться. Сумей признать, что оказался не прав. В конце концов, если бы наше мировоззрение никогда не менялось, то мы бы не развивались.

Речевое поведение спорящих Особенность речевого поведения - мимика, поза, движение, жест. Экспрессивные движения, которые прекрасно воспринимаются оппонентами. Индивидуальные особенности спорящих. Национальные обычаи и культурные традиции народа.

Это интересно. Как спорить с ребенком: Во время разговора не подавлять ребенка, это приводит к испугу, нервным тикам и расстройству сна; Желательно, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне; Голос не должен заглушать голос ребенка; Контролировать жестикуляцию ; Не переходить на крик; Вести конструктивный диалог ; Следить за эмоциями ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иоганн Вольфганг Гете "Фауст". Поиск истины. " Спор о человеке, спор за душу человека".

"Фауст" Гёте - одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .


Презентация "Культура ведения спора"

Данная презентация подробно рассказывает о том, как научиться правильно составлять спор.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДЕНИЯ, ПЕРЕДАЧ МЯЧА В ДВИЖЕНИИ НА СКОРОСТЬ И БРОСКОВ ПОСЛЕ ВЕДЕНИЯ

Сценарий урока "Совершенствование ведения, передач мяча в движении на скорость и бросков после ведения".

Конспект урока Баскетбол. Техника ведения мяча в различной стойке баскетболиста. Техника ведения мяча с изменением направления.

Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей.


Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение техники ловли мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Закрепление умения правильного ведения мяча с передачей и броском в кольцо"

Задачи урока: совершенствовать координационные способности, воспитывать морально-волевые качества, способность самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях, формировать адекватное пове.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад расскажет вам об особенностях разговорной речи.

Разговорная речь – это употребление литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения, а не отступление от его норм. Разговорная речь является одним из стилей литературного языка – разговорным стилем. Обширная область его употребления создает видимость значительности языкового ареала.

Причина смешения понятий лежит в том, что исторически разговорная речь играла роль первичного строительного материала для литературного языка, затем она продолжила свое существование уже как литературный общеупотребительный язык. Специфические особенности сохраняли ее как вид литературного языка.

Разговорная речь – это прежде всего устная форма языка, это обязательно импровизация. Поэтому она тесно связана с таким явлением, которое принято называть неподготовленностью. Неподготовленная речь появляется одновременно с ее произнесением. Неподготовленная устная речь – это особый вид высказывания. Как и речь подготовленная, она строится по законам (нормам) того языка, которым пользуется говорящий, но применяет средства этого языка своеобразно.

Важнейший признак, отличающий разговорную речь, – ее неофициальность. Этот признак тесно связан с видом коммуникации. Официальная коммуникация может быть личной и публичной, неофициальная – только личной, т.к. через разговорную речь осуществляется непосредственное личное общение, будь то диалог или непринужденный рассказ (монолог). Слушатели непринужденного рассказа – полноправные участники акта коммуникации; они могут перебить рассказчика, задать ему вопрос.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разговорная речь. Спор и дискуссияРодной русский язык. 7 класс. Учитель ГБОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разговорная речь. Спор и дискуссияРодной русский язык. 7 класс. Учитель ГБОУ.

Прочитайте по ролям Басня Сергея Михалкова «Ля.

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

Ответьте на вопросы:– На что больше похож диалог Лягушки и Аиста: на спор ил.

Ответьте на вопросы:
– На что больше похож диалог Лягушки и Аиста: на спор или на ссору? Умеют ли они спорить?
– Каким тоном разговаривали друг с другом?
– Каких людей вам напоминают герои этой басни?

Спор, дискуссия – словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором.


Спор, дискуссия –
словесное обсуждение
какого-либо вопроса,
в котором каждый
отстаивает своё мнение

Ссора – состояние
взаимной вражды,
перебранка

Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком.

Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком – происходит ссора? Почему ты так решил?
***
Проходящий мальчик задевает плечом другого.
- Не цепляйся!
- Кто цепляется?
- Ты цепляешься!
- Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!
- Я цепляюсь?
- Да. Ты!
- Да знаешь… Знаешь ты кто? – толкает его.
- Да та сам… - и тоже толкает.
- Стоящая рядом девочка громко говорит:
-Наталия Борисовна, а мальчики дерутся!

*** Учитель. Ребята, может ли предложение быть одновременно восклицательным.

Как не допустить ссоры Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что воз.

Как не допустить
ссоры
Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

Значение слова СПОР1) СЛОВЕСНОЕ СОСТЯЗАНИЕ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ЧЕГО-ЛИБО ДВУМЯ ИЛИ.

Значение слова СПОР
1) СЛОВЕСНОЕ СОСТЯЗАНИЕ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ЧЕГО-ЛИБО ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ЛИЦАМИ, ПРИ КОТОРОМ КАЖДАЯ ИЗ СТОРОН ОТСТАИВАЕТ СВОЁ МНЕНИЕ, СВОЮ ПРАВОТУ.
2) БОРЬБА МНЕНИЙ – ОБЫЧНО В ПЕЧАТИ- ПО РАЗЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ, ПОЛИТИКИ И Т.П.; ПОЛЕМИКА.
3)ССОРА, ПРЕПИРАТЕЛЬСТВО (РАЗГ.)
4)ПРОТИВОРЕЧИЕ, НЕСОГЛАСИЕ (ПЕРЕН.)

К жанрам речевого общения относим беседу, разговор, спор, письмо и др.

Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. В письме выделяется техника и содержание. Написание может быть полным и сокращенным, а по степени готовности – черновик и беловик. Л.С. Выготский трактует речевое действие как процесс постановки решения своеобразной задачи, как процесс мыслительного акта. Схема порождения речевого письменного высказывания выглядит так:

2. Внутреннее программирование;

3. Реализация речевого действия.

Беседа– устная форма педагогического общения. Беседа предполагает смену говорящих. Выделяют основные функции беседы в условиях обучения: начало, мотивация учебно-коммуникативной деятельности школьников; контроль учителя и координирования действий учащихся; обмен информацией; взаимное общение, поддержание деловых и дружеских контактов. В ходе беседы дети подвергаются воздействию 4 факторов: авторитет учителя; содержание беседы; коммуникативная подготовленность учителя; информация по теме обсуждения.

По целям можно выделить следующие виды бесед:

1. Информативные беседы, цель которых разъяснить учебный материал без воздействия на чувства;

2. Воздействующие беседы, цель которых не только разъяснить новое понятие, но и воздействовать на чувства детей, разбудить их воображение;

3. Убеждающие беседы, цель которых добиться каких-либо действий, влияние не только на сознание, чувства, но и на волю с помощью обсуждения;

4. Событийные беседы, связанные с какими-либо событиями.

По характеру отношений выделяются неофициальные и официальные беседы.

Дружеская беседа ничем не регламентирована, разговор на любые темы, по времени сколько угодно, каждый из собеседников хорошо знает другого. Эта беседа спонтанна, темы бытового характера, есть юношеский жаргон, мало пауз колебаний. Деловая беседа – содержание, время и место встречи строго регламентирована, необходимости без личностных моментов. Эта беседа подготовлена, очередность заранее определена и соблюдается.

Рассказ – монологически последовательное изложение преимущественно фактического материала.

Спор – вид диалога, при котором собеседники изначально имеют различные или противоположные суждения по одному предмету.

Тренировочные упражнения

Задание 1.

Вам даны нейтральные слова и стилистически окрашенные, характерные для разговорной речи. Подберите соответствия к приведённым словам:

Нейтральная лексика Разговорная лексика
биться
Болезнь
тащиться
Рукоплескать
Ничегонеделание
Ввалиться
Изгнать

Слова для ответа: Аплодировать безделье, брести, войти, выпереть, драться, недуг.

Задание 2.

Научный стиль реализуется прежде всего в письменной речи, но с развитием СМИ возрастает роль устной формы общения в научной сфере.

1) Был намечен целый ряд экспедиций.

2) Свое образование Паллас закончил уже в Голландии.

3) Три года тому назад состоялась первая конференция.

4) Конечно, всё же главное внимание Палласа привлекли биологические проблемы.

5) По проекту архитекторов Ф.Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

6) Многие пособия изготовлены силами самих учащихся.

7) Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.

8) По-новому изложен весь вопрос об экскреции.

Домашнее задание

Найдите черты разговорного стиля речи.

Он вошёл на урок сразу после звонка.

– Новенький! – обрадованно закричал Лёшка.

– Опять, небось, второгодник, – усмехнулся его сосед по парте.

– Молод он больно для второгодника, – возразили с третьего ряда.

– А он симпатичный, – кокетливо заметила Люська, поправляя причёску.

– Корольков Николай Денисович, – ответил тот.

– Никола, значит, – определил Петька и протянул новенькому руку.

Но тот смешался, покраснел и стал снимать очки.

– Ой, девочки, стеснительный! – восторженно зашептала Люська.

– Николай Денисович! – передразнил его Серёжка. – А ты, собственно, откуда к нам такой пожаловал?

– Я, собственно… из учительской пожаловал. Практикант я…

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Warning!

Get Firefox 3.5

Get Internet Explorer 8

Get Safari 4

Get Google Chrome

Раздел: Без раздела

Все публикации автора

Все публикации автора

Урок риторики в 7 классе

Матвеева Ольга Ивановна

МБОУ гимназии №5

г. Морозовска Ростовской области

Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
  3. Учить дискутировать.

бойся ложного задора!

В споре побеждает не тот,

а тот, кто думает.

Ход урока

Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

После полдника у нас был разговор про вежливость.

- Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

- Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

- Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

- О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

- Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

- Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

- Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

- Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.

- Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

- Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ.

Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому это нужно больше.

3. Знакомство с правилами ведения спора.

- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся с секретами талантливого спора.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

- НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

- ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

- ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

- ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

4. Упражнения в ведении диалога.

- Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)

Осенью часто идёт дождь.

Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

В морях вода имеет соленый вкус.

Это обидное слово – кличка..

- Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).

- Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.

1) Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.

Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.

- Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

Читайте также: