Гражданин и государство сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Происхождение государства. Мы уже установили, что каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. В то же время все мы, живущие в нашей стране, независимо от социальной и национальной принадлежности,— граждане своего Отечества, своего государства.

Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны?

Обратимся к опыту истории. Изучая историю Древнего мира, вы узнали, что первобытное общество не имело государственного устройства, политической власти. Это не значит, что члены этого общества не подчинялись правилам и нормам поведения. Без таких правил человеческий коллектив не может существовать: безграничная свобода неизбежно приводит к ущемлению интересов одних со стороны других.

Но в первобытном коллективе нормы общежития были просты, основывались на обычаях, а влияние старейшин рода определялось их личным авторитетом.

Однако на определенном этапе исторического развития возникают специальные группы людей, которые осуществляют управление обществом. Иначе говоря, власть отделяется от народа. Появляются законы, суды, армия.

Почему же происходят эти изменения? Существуют разные объяснения причин возникновения государства. Долгое время господствующим было представление о том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда и поэтому оно необходимо, абсолютно и вечно.

Из курса истории вам известно и другое объяснение причин появления государства: с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, но малочисленного класса (рабовладельцев, феодалов) появилась необходимость укрепить свое положение с помощью власти, вооруженной силы, законов, т. е. государства.

Размышляя над приведенными здесь различными взглядами, обратитесь к известным вам историческим фактам, характеризующим роль государства в историческом развитии. Напомним наиболее существенные функции, которые обычно выполняет государство: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба с попытками изменить государственный строй. Подумайте, в чьих интересах осуществлялись эти функции?

  1. Когда возникло Древнерусское государство с центром в Киеве? Какие признаки указывали на его появление?
  2. Почему произошел распад единого государства на самостоятельные княжества?
  3. Какую роль сыграли московские земли в образовании нового централизованного государства?
  4. Какими способами расширялись владения Российского государства?
  5. Когда Россия стала империей? Какое значение имел этот факт?
  6. Что удерживало народы в составе единого государства?
  1. Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
  2. Публичная власть. Власть как способность и возможность отдельного человека, группы или органа влиять на поведение людей весьма распространенное общественное явление (родительская власть, партийная власть). Но государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Ее особенность в том, что распространяется она на все население страны, для ее осуществления создается специальный аппарат, включающий и органы принуждения: вооруженные формирования (армия, органы безопасности), тюрьмы, исправительные учреждения.
  3. Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данном обществе (церкви, партии), его решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, в недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
  4. Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определенный общественный порядок.
  5. Налоговые сборы. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных социально-экономических и культурно-просветительских задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, поддержка систем образования и здравоохранения), а также для содержания государственного аппарата.

Формы государства. Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

Конституционными монархиями являются также Испания, Япония, Швеция, Дания и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи древности и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним отдельные периоды истории Древней Греции и Древнего Рима, Новгородскую республику, некоторые итальянские средневековые государства), то в Новое время многие страны стали республиками. При этом в ряде из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несет ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими (Италия, Германия). Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью (правительством), может отклонить (наложить вето) на любой закон, принятый парламентом. Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, местные власти назначаются из центра и проводят его решения. Вспомним устройство Российской империи в XVIII в. Вся территория государства делилась на несколько десятков губерний. При этом какие-либо национально-исторические особенности не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с едиными для всей страны законодательством, гражданством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, земли, республики) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти на этих территориях (субъектах федерации) действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между центром и субъектами федерации закреплено в действующей Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, единая энергетическая система, ядерная энергетика, деятельность в космосе, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берет на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Политический режим. Государство как организация политической власти, с одной стороны, и общество, население страны, с другой стороны, неразрывно связаны. Средства и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство, определяют политический режим. Чаще всего выделяют три типа режима: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние). История человечества дает много примеров авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мира, и абсолютные монархии Средневековья. В современном мире к государствам этого типа относят Чили периода правления Пиночета, Иран и ряд других стран. Авторитарное государство строго централизовано, власть сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе. Поэтому роль парламента (если он есть), других представительных органов очень незначительна. Оппозиция, если она и допускается, находится под строгим контролем государственных органов, в случае малейшей угрозы с ее стороны правящему режиму ее деятельность безжалостно пресекается, а политические противники нередко физически уничтожаются. Однако полного контроля за внеполитическими сторонами жизни людей (экономические отношения, духовная жизнь) нет.

Печальными приметами тоталитаризма отмечено недавнее прошлое Германии, Италии (фашистский режим), СССР (эпоха сталинизма).

Демократия (от греч. demos — народ и cratos — власть). Обстоятельный разговор о демократичной форме правления и организации жизни общества еще впереди. Сейчас же отметим ее наиболее существенные черты. Прежде всего источником власти признается народ, который осуществляет ее главным образом через своих выборных представителей. Вот почему в условиях демократии такое значение придается организации и проведению выборов при их непременном соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности (наличие разных партий позволяет полнее учитывать и выражать интересы отдельных групп населения). Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право свободных выборов, создания политических организаций, включая политические партии, и др.) и равенство всех перед законом.

В заключение подчеркнем, что при всех недостатках, которые присущи и этому режиму, он единственный из рассмотренных создает условия не только для влияния государства на общество, но и для воздействия народа на власть.

Наше государство на современном этапе. Сегодня наше общество и государство переживают трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входившие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой, демократической, основе.

Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти: законодательная, принимающая обязательные для всех законы, исполнительная, проводящая их в жизнь, и судебная, следящая за исполнением законов.

В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти.

Президент России является главой государства. В соответствии с Конституцией Президент призван, т. е. должен, обеспечивать согласованную деятельность различных ветвей власти, позволяющую бесперебойно работать всему государственному механизму.

Гражданство. Гражданство — это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином — значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны — Конституции. Среди важнейших прав — право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, право на отдых, образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии. Наиболее полно этот комплекс прав представлен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. Конституция Российской Федерации наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.

В то же время каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не выполнять определенные обязанности. Попытайтесь на конкретных примерах раскрыть эту зависимость прав и обязанностей. Подумайте, с выполнением каких обязанностей связано осуществление, например, таких прав, как право на образование, на отдых. Никогда не следует забывать о неразрывности связи прав и обязанностей. Однако есть люди, в том числе и среди молодежи, которые, отстаивая свои права, уклоняются от выполнения обязанностей. Как вы думаете, почему? К каким последствиям это приводит?

Очевидно, государство не может оставаться безучастным к таким явлениям. Оно применяет к гражданину, не выполняющему своих обязанностей, различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. И конечно, осознание того, что нарушение норм ведет к ответственности за это, удерживает многих от совершения серьезных проступков. Но разве только на страхе неизбежного наказания должен держаться общественный порядок? Конечно, нет. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь, готовность отстаивать ценности демократии — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.

Мы уже установили, что гражданство означает принадлежность человека какому-либо государству и подразумевает права и обязанности, определяющие положение гражданина в государстве с точки зрения законов.

Эти положения вошли в новую Конституцию России и начинают претворяться в жизнь. Так, российское руководство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишен в предыдущие годы. Среди них — всем известные имена: писатель А. И. Солженицын, музыкант М. JI. Ростропович.

В Конституции Российской Федерации указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Основой взаимоотношений гражданина и государства является правовой статус личности, т.е. законодательно установленный комплекс прав, свобод и обязанностей человека.

Конституция РФ закрепляет общие принципы правового статуса личности: 1) признание и гарантированность государством прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; 2) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации; 3) непосредственное действие прав и свобод человека; 4) неотчуждаемость основных прав и свобод человека; 5) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве); 6) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека.

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Помимо граждан на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

1. Приобретение гражданства по рождению:

1) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;

3) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

4) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;

5) ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;

6) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

2. Прием в гражданство РФ (натурализация): иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

В ряде случаев пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года: рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.




В упрощенном порядке в гражданство РФ принимаются: 1) выдающиеся деятели науки, техники и культуры; 2) высококвалифицированные специалисты; 3) лица, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ; 4) признанные в установленным порядке беженцами; 5) ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ; 6) лица, состоящие в браке с гражданами России; 7) те, кто имеет хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ; 8) те, кто родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.

3. Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

4. Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети такжестановятся гражданами РФ).

В случае изменения Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, вошедшей в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ. Российское гражданство может быть прекращено в случаях добровольного ходатайства гражданина РФ или по иным основаниям (выходе родителей из гражданства, если при этом дети не станут лицами без гражданства).

Прохождение действительной воинской службы может быть заменено альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Её выбирают граждане, которые в силу моральных, этических, политических, религиозных убеждений считают недопустимой для себя службу в армии, ношение формы, принесение присяги, применение оружия. Правом на АГС обладают также представители малочисленных коренных народов, занимающиеся традиционными промыслами. Альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях; в отличие от солдата, он имеет право на образование по заочной или вечерней форме.

Большинство граждан РФ является налогоплательщиками. Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К обязанностям налогоплательщиков относятся: 1) постановка на учёт в органах Федеральной налоговой службы; 2) уплата налогов в определённых размерах и в заранее установленные сроки; 3) ведение в установленном порядке учёта своих доходов и расходов; 4) непрепятствование деятельности налоговых органов; 5) предоставление необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов предусмотрена административная, а в отдельных случаях уголовная ответственность. Налогоплательщик имеет право: 1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и должностных лиц, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 2) пользоваться льготами по уплате налогов, установленными законодательством; 3) получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит; 4) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; 5) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и (без)действия должностных лиц; 6) требовать соблюдения налоговой тайны; 7) требовать возмещения убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов или незаконными (без)действиями должностных лиц.

Основой взаимоотношений гражданина и государства является правовой статус личности, т.е. законодательно установленный комплекс прав, свобод и обязанностей человека.

Конституция РФ закрепляет общие принципы правового статуса личности: 1) признание и гарантированность государством прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; 2) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации; 3) непосредственное действие прав и свобод человека; 4) неотчуждаемость основных прав и свобод человека; 5) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве); 6) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека.

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Помимо граждан на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

1. Приобретение гражданства по рождению:

1) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;

3) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

4) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;

5) ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;

6) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

2. Прием в гражданство РФ (натурализация): иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

В ряде случаев пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года: рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.

В упрощенном порядке в гражданство РФ принимаются: 1) выдающиеся деятели науки, техники и культуры; 2) высококвалифицированные специалисты; 3) лица, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ; 4) признанные в установленным порядке беженцами; 5) ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ; 6) лица, состоящие в браке с гражданами России; 7) те, кто имеет хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ; 8) те, кто родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.

3. Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

4. Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети такжестановятся гражданами РФ).

В случае изменения Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, вошедшей в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ. Российское гражданство может быть прекращено в случаях добровольного ходатайства гражданина РФ или по иным основаниям (выходе родителей из гражданства, если при этом дети не станут лицами без гражданства).

Прохождение действительной воинской службы может быть заменено альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Её выбирают граждане, которые в силу моральных, этических, политических, религиозных убеждений считают недопустимой для себя службу в армии, ношение формы, принесение присяги, применение оружия. Правом на АГС обладают также представители малочисленных коренных народов, занимающиеся традиционными промыслами. Альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях; в отличие от солдата, он имеет право на образование по заочной или вечерней форме.

Большинство граждан РФ является налогоплательщиками. Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К обязанностям налогоплательщиков относятся: 1) постановка на учёт в органах Федеральной налоговой службы; 2) уплата налогов в определённых размерах и в заранее установленные сроки; 3) ведение в установленном порядке учёта своих доходов и расходов; 4) непрепятствование деятельности налоговых органов; 5) предоставление необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов предусмотрена административная, а в отдельных случаях уголовная ответственность. Налогоплательщик имеет право: 1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и должностных лиц, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 2) пользоваться льготами по уплате налогов, установленными законодательством; 3) получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит; 4) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; 5) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и (без)действия должностных лиц; 6) требовать соблюдения налоговой тайны; 7) требовать возмещения убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов или незаконными (без)действиями должностных лиц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном опорном конспекте кратко рассматриваются основные теории возникновения государства, названы основные признаки и функции государства, а также формы государственного устройства и виды политических режимов.

Гражданин и государство

Происхождение государства

Формирование государства у разных народов шло различными путями.

Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства

Существует несколько теорий возникновения государства:

Теологическая теория

Патриархальная теория

Договорная теория

Теория насилия

Классовая теория

Ирригационная теория

Теологическая теория

Происхождение и существование государства является проявлением Божьей воли.

Государство служит воплощением Божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно.

Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.

Патриархальная теория

Аристотель рассматривал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения.

По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Конфуций сравнивал государство с большой семьей. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданы правителям. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Договорная теория

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность.

Заключив договор, люди:

- предусмотрели взаимные права и обязанности;

- четко распределили функции договаривающихся сторон;

- гарантировали при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность

Наиболее яркими ее представителями были Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо

Марксистская (классовая) теория

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин объясняют возникновение государства развитием производства, классовым расслоением общества и стремлением экономически господствующего класса закрепить свое политическое господство.

Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев.

Признаки государства

Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

Признаки государства:

Единство территории

Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных

Публичная власть

Ее особенность в том, что она распространяется на все население страны, для ее осуществления создается специальный аппарат управления

Суверенитет

Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данном обществе, его решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо

Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, в недопустимости их вмешательства в дела данного государства

Законодательная деятельность

Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы - законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определенный общественный порядок

Налоговые сборы

Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины и обеспечивают их поступление в бюджет

Функции государства

Внутренние функции реализуют деятельность государства по управлению внутренней жизнью общества и включают в себя:

экономическую функцию – управление экономикой и координация экономических процессов

социальную функцию – обеспечение социальной защищенности людей

охранительную функцию – поддержание законности и правопорядка

функцию налогообложения – выявление, учет и распределение налоговых поступлений

экологическую функцию – регламентация природопользования и обеспечение экологической безопасности людей

Внешними функциями государства являются основные направления его деятельности за пределами своей страны.

Организация государственной обороны и безопасности

Осуществление международного сотрудничества

Формы государства

Выделяют три основных элемента в форме государства:

Форму государственного правления (т. е. способ организации верховной государственной власти)

Форму государственного устройства (т. е. систему деления государства на составные части)

Форму государственного (политического) режима ( т. е. совокупность методов и приемов, при помощи которых осуществляется власть государственными органами)

Формы правления

В зависимости от того осуществляется власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления.

Монархия обладает следующими признаками:

1. Единоличное правление

2. Власть монарха носит пожизненный характер и передается по наследству.

Выделяют две разновидности монархической формы правления:

- абсолютная (неограниченная) и

- ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством.

(Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и др.)

Конституционная монархия - власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом – парламентом. Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом.

(Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония , Дания)

Республика (от лат. res publica - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Президентская республика

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

(США, Бразилия, Франция и др.)

Смешанная республика

Смешанная республика или как ее называют президентско- парламентская отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению, например, с французским парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления.

Формы территориально-государственного устройства

Форма территориально-государственного устройства - это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органам власти.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство

Унитарное государство имеет следующие признаки:

Полное территориальное единство государства. Это означает, что административно – территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства.

Единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система.

Единая система законодательства для всего государства.

Одноканальная система налогов, т. е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются

(Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.)

Федеративное государство

Федерация – это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Для федерации характерны следующие признаки:

Существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации

Возможность установления двойного гражданства , т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации

Две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения.

Субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации.

Двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации

( США, Индия, Канада, Бельгия, Мексика и др.)

Форма государственного (политического) режима

Государственный (политический) режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Различают две основных разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят :

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека

Для него характерно:

Ограничение политических и экономических свобод

Господство одной официальной идеологии и политической силы

Государственная монополия на информацию

Отсутствие (ликвидация) политических прав и свобод

Репрессии в отношении инакомыслящих

Насаждение идей вождизма, культа личности руководителя государства

Авторитарный режим

Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами

Методы авторитаризма:

Навязывание обществу какой-либо идеологии

Ограничение демократических свобод

Конституционные институты отменяются совсем или существуют лишь формально

Контроль власти над обществом

Основа демократического режима – участие народа в принятии властных решений

Для демократии характерно:

1. Источником власти в государстве является народ

2. Всевластие закона

3. Выборность всех властей

4. Конституционные гарантии политических прав и свобод граждан и их организаций

Бобрешова Валентина Сергеевна

Важным достижением мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Эту формулировку мы, конечно, слышали, но смысл ее понятен не всем. Если определить очень коротко, то правовое государство – это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Дyмается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал. Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых успехов в защите своих граждан.

Жизнь наша сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране поставлена цель создать пpaвoвoe государство. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

О том, что такое право, какова его роль в жизни человека и общества, об устройстве правового государства, о силе государства и силе справедливости, о взаимосвязи права, свободы и ответственности каждого гражданина – вот о чем пойдет разговор в реферате.

Глава 1. Роль права в жизни человека, общества, государства

Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает гражданство - по праву рождения, так сказано в специальном законе о гражданстве.

Гражданством называют правовую связь человека с государством. Это значит, что и у нас лично, и у государства, в котором мы живем, есть взаимные права и взаимные обязанности. Мы имеем возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции – основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т.д. Вместе с тем есть у нас и обязанности: мы обязаны соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Мы обязаны платить налоги и охранять природу. И конечно, нашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, обладать установленными законом правами, а также нести ответственность перед гражданином ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили выше, взаимны.

Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов и государств – нуждается, или, как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно, очень давно, поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, тянутся по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь. И ведь это не только уроки истории. Достаточно внимательно присмотреться к современным событиям, в том числе на территории государств, некогда входивших в состав СССР.

Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли, помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законодательстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

Составной частью правовой системы Российской Федерации, как записано в статье l5 нашей Конституции, являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. И если международным договором установлены иные Правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Итак, право - это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости. Оно (право) может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Право охватывает все важнейшие сферы жизни человека и общества. Поэтому система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями Права. Отраслей права очень много. Существуют такие, например, отрасли, как конституционное, административное, гражданское процессуальное, уголовное, трудовое, семейное, жилищное право и др.

Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера – это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер, какая доза и т. д. Право точно указывает, какие свободы даны человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Веками искали люди ответ на вопрос, в чем конкретно состоят свободы человека, кто их определяет. И нашли, доказали, что именно право и только право (а не вожди, цари и государство) должны устанавливать меру свободы человека. Право, и только право, способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые возможности.

Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот его смысл: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН, - Всеобщей декларации прав человека, Международной хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации и других юридических документах, касающихся прав человека.

Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

Виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность.

Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний – таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др. Учитывая особую суровость уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном порядке. Никто, согласно закону, не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда.

Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь приносит вред. Оскорбить кого-нибудь, оклеветать, угрожать – это значит совершить правонарушение. Ударить, избить кого-то – это тоже правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждение чужого имущества, обман покупателей, самоуправство и т. д. – все это, безусловно, правонарушения. Короче, признаком правонарушения является антиобщественное поведение, наносящее кому-либо вред и нарушающее закон. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения, правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Как видите, основная отличительная черта преступления – это его особая общественная опасность, особый вред. Поэтому государство признает преступления наиболее опасным видом правонарушения и запрещает их под страхом наиболее сурового наказания (лишение свободы, конфискация имущества и т.д.). Более того, из-за общественной опасности закон считает преступлением даже только приготовление к нему. По действующему в настоящее время законодательству правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений – 14 лет.

Проступок – это тоже правонарушение, хотя в отличие от преступления он характеризуется меньшей степенью вредности, однако следует знать, что проступок это тоже посягательство на правопорядок. Пьянство и дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение авторских прав, прогул, опоздание на работу и т.д. – все эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок предусматриваются наказания не уголовного характера – в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного имущественного вреда и даже исправительных работ.

Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань - в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием.

Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, это очень сложный вопрос, над которым человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон – это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон, закон, не опирающийся на право. Право жe – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность.

В правовом государстве все законы должны быть правовыми. Конечно же, правовой закон – великое благо для граждан, ибо он способствует утверждению в их жизни правового равенства и свободы, порядка и справедливости.

Глава 2. Право выше власти

2.1. Соединение силы и справедливости.

Как известно из курса истории, уже в глубокой древности, когда вместо первобытнообщинного, родового, племенного самоуправления утвердилось государство, народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами государственного управления.

И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая идея соединения силы государства и cпpaведливости права. Разумно устроенным людям представлялось такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством. Тогда государство становится справедливым, правовым.

Если вам посчастливится познакомиться с трудами величайших мудрецов античности Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), Цицерона (106-43 г.г. до н.э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве, какие умные, неотразимые доводы приводили авторы в его пользу.

Платон, размышляя о государстве и законе, полагал, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов, права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного государства.

Римского мыслителя Цицерона волновал вoпpoc: где находится источник права, откуда оно исходит? И он пришел к мысли: источник права – народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право – это естественное право, оно вытекает из разумной природы человека и всего окружающего мира как творение божественного разума.

Мы видим: философ убежден, что право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек. Вот почему оно естественное, прирожденное право.

А как соотнести право и власть, то есть, кто кому должен подчиняться? Поиск ответа привел Цицерона к выводам, сблизившим его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само

государство! – таков основной принцип, сформулированный Цицероном.

Иначе говоря, все должны быть равны перед законом. Принцип равенства всех перед законом, как нам становится понятно из рассуждений философа, проистекает из того, что само государство есть общее дело народа. Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь защищать свои права. Поскольку свобода, резонно полагал Цицерон, - это естественное право каждого гражданина, то при защите свободы никто не должен оставаться в cтopoнe.

Завершая разговор об идее соединения силы государства и справедливости права, хочется отметить, что она не ocталась лишь теорией на бумаге. Уже в античной Греции предпринимались попытки воплотить ее в жизнь. Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что освободил всех граждан, а достиг этого Властью закона, силу с правом сочетав.

Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий свидетель – сам Аристотель, с почтением называвший Солона родоначальником античной демократии.

Таков урок правовой мудрости: демократия (т. е. народовластие) как наиболее справедливое устройство государства неотделима от права (справедливости) и власти закона, который сам должен быть основан на праве, то есть быть правовым законом. В настоящее время эти уроки стремятся воплотить в жизнь.

2.2. Власть в правовом государстве

(великие открытия в сфере права).

Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество труднейших вопросов: как должна быть организована власть в государстве, чтобы в обществе был демократический порядок? Какие у государства должны быть органы власти? Какие задачи они должны выполнять? Как должны относиться друг к другу различные органы власти и кому должны подчиняться? Видите, какой огромный круг проблем. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

И тут нас ждут великие открытия.

Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей .

С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Ш.Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго разделил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона).

Почему необходимо такое строгое разграничение? Монтескье отвечает четко и убедительно: чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания. Очень волновал Монтескье и вопрос о свободе личности. Прекрасны его рассуждения по этому поводу. Свобода, считал философ, состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. Свобода есть право делать все, что дозволено законом. Есть только один путь, утверждал великий гуманист, - соблюдать законы. Другого пути нет.

Есть еще один великий мудрец, имя которого нам хорошо известно: И. Кант. Доставим себе удовольствие еще раз познакомиться с его мыслями. Он считал, что государство – это союз множества людей при господстве права.

Как видим, в сфере права, действует категорический императив (категорическое, безусловное требование), основанный на понятии долга: как гражданин, так и государство обязаны подчиняться строго определенным и общепринятым ограничениям – правовым законам, и это разумное ограничение есть подлинная свобода. В самой сути права заложены требования долга и самоограничения.

К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая учение о справедливом устройстве государства.

Итак, завершаем краткое знакомство с великими открытиями в сфере права. Идея соединения силы государства и справедливости права – идея правого государства – входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Большие преобразования, которые происходили и происходят в России, непосредственно связаны с формированием демократического общества, развитием правового государства. Именно это имеет принципиальное значение для возрастания роли и обеспечения равного участия граждан в гражданских правоотношениях.

Надо отметить, что в настоящее время появляется повышенный интерес к изучению гражданского права. Ведь знание и правильное применение норм Гражданского кодекса – это наиболее главное условие успешного осуществления предпринимательской деятельности и, конечно же, защиты имущественных прав в случае их нарушения.

Мы должны знать и понимать, что гражданин имеет не только правоспособность, наделен правами и свободами, но и обременен обязанностями, которые необходимо выполнять.

Приобщение к политической, правовой, нравственной культуре является условием становления свободной и социально ответственной личности.

Читайте также: