Государственный академический северный русский народный хор сообщение

Обновлено: 02.07.2024

СЕ́ВЕРНЫЙ РУ́ССКИЙ НАРО́ДНЫЙ ХОР го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский, один из круп­ней­ших в Рос­сии проф. хо­ро­вых кол­лек­ти­вов. Ос­но­ван в 1926 в Ве­ли­ком Ус­тю­ге сель­ской учи­тель­ни­цей А. Я. Ко­ло­ти­ло­вой (нар. арт. РСФСР, 1960; худ. рук. до 1961) на ба­зе ан­самбля (1920). С 1931 в Ар­хан­гель­ске; в со­став хо­ра во­шли нар. пев­цы из Ве­ли­ко­го Ус­тю­га и на­се­лён­ных пунк­тов Шен­кур­ско­го, Онеж­ско­го, При­мор­ско­го, Ле­шу­кон­ско­го и др. рай­онов; в кон­церт­ных про­грам­мах до 1949 не­ред­ко уча­ст­во­ва­ли сев. ска­зи­тель­ни­цы, сре­ди ко­то­рых – М. С. Крю­ко­ва (см. Крю­ко­вы ). С 1940 Гос. нар. хор север­ной пес­ни, при хо­ре ор­га­ни­зо­ва­ны тан­це­валь­ная груп­па и ор­кестр нар. ин­ст­ру­мен­тов. Став лау­реа­том фес­ти­ва­ля мо­ло­дё­жи и сту­ден­тов (1957, Мо­ск­ва), кол­лек­тив по­лу­чил воз­мож­ность га­ст­ро­ли­ро­вать за ру­бе­жом. С 1976 ака­де­ми­че­ский. В 1961–2008 худ. рук. – Н. К. Меш­ко; в 1960-е гг. с хо­ром со­труд­ни­чал её муж – ком­по­зи­тор А. В. Мо­со­лов . Худ. рук. с 2008 – С. К. Иг­нать­е­ва.

Государственный академический Северный русский народный хор единственный на Северо-Западе России высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре.

Северный хор

История коллектива началась с деятельности любительского народного хора, которым руководила Антонина Колотилова – сельская учительница из Великого Устюга. Ей удалось объединить вокруг себя любителей народной песни.

Обладая хорошим голосом, превосходными вокальными данными, отличными исполнительскими навыками на народном щипковом музыкальном инструменте цитра, Антонина Яковлевна Колотилова была не просто организатором местного хорового сообщества, она заряжала потрясающей энергетикой всю Великоустюжскую округу.

Антонина Яковлевна – личность легендарная, широко известная на Поморском Севере. Родилась в большой многодетной, интеллигентной семье с хорошими традициями, с широкими прогрессивными взглядами, образцовой, играющей значительную роль в культурной жизни Великого Устюга.

Антонина Яковлевна закончила с отличием городскую гимназию, получив квалификацию сельской учительницы. Обладая хорошей речью и поставленным голосом, работала на местном радио диктором и постоянно занималась с самодеятельным хоровым коллективом.

8 марта 1926 года – знаменательная дата для всего Русского Севера! В этот день 20 участников самодеятельного народного хора Великого Устюга дали первый публичный концерт, аккомпанировал хору превосходный музыкант Валерий Яковлевич Колотилов – брат Антонины Яковлевны. Эту дату принято считать Днём рождения Северного хора.

В 1931 году Антонину Яковлевну приглашают на работу в областной радиокомитет, она переезжает в Архангельск, а вместе с ней – 12 участников ее коллектива, к которым впоследствии присоединяются любители народной песни из Лешуконского, Мезенского, Пинежского, Каргопольского и других районов Поморского Севера.

Самобытный народный коллектив становится любимым детищем и гордостью Северного края и всей страны. Он концертирует по области, выезжает на гастроли в Москву, по городам России.

Артисты Северного хора собирают и обрабатывают фольклор, изучают народные традиции и обычаи жителей Русского Севера. А.Я. Колотилова приглашает к участию в программах северных сказительниц – Марфу и Аграфену Крюковых, А.И. Гладкобородову, А.Е. Суховерхову. В 1936 году Северный хор принимает участие во Всесоюзном радиофестивале. Выступление коллектива вызвало повсеместный интерес к северной песне. Встречи с хором стали желанными. Успех коллектива зависел от искренности, правдивости, близости к образу Русского Севера, от строгости стиля, целомудренности, богатства и импровизации песенных распевов, особого северного многоголосия, почитания местных певческих традиций. В профессионализации коллектива большая заслуга принадлежит хормейстеру В.А. Поликарпову (1937-1943 гг.), педагогу по вокалу Е.С. Кузнецовой (1939-1945 гг.), хормейстеру (1945-1950 гг.), балетмейстеру З.Л. Вульфсону.

В послевоенные годы Северный хор поддерживает дух, создает настроение людям России своими искрометными, оптимистичными концертными программами. В 1948 году Колотиловой А. Я. вручается Государственная премия СССР. Признание высоких заслуг Антонины Яковлевны – это признание важности деятельности всего Северного хора.

В 1957 году коллектив становится Лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Москве, получает золотую медаль, а А.Я. Колотилова становится Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

События 1957 года открыли Северному хору большую дорогу за рубеж. Самобытный репертуар, внимание к песенному богатству Поморского края, современность и высокий уровень исполнительства – все это приносит коллективу заслуженный успех в странах Центральной Европы, Азии, Ближнего Востока, Японии.

С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США и других странах. За активную концертную деятельность А. Я. Колотилова получает звание Народной артистки РСФСР.

В 1960 году по инициативе Министерства культуры в хор приходит работать хормейстером Нина Константиновна Мешко. С 1961 года Н. К.Мешко – художественный руководитель Северного хора. Она – неподражаемый мастер русского народного хорового искусства, основатель целой школы профессионального народного пения. Ее долгий и славный творческий путь тесно связан c двумя знаменитыми коллективами – Хором русской песни Всесоюзного радио и государственным Северным русским народным хором, которым Нина Константиновна Мешко руководила до 2008 года.

Это период неустанного вдохновенного творчества, поисков новых художественных форм и драматургических решений, новых средств выразительности в рамках своеобразного стиля северного фольклора. Новаторские принципы Нины Константиновны, основанные на сохранении традиций глубокой древности и первозданности песен и танцев народов Севера, способствуют значительному росту исполнительской культуры хора, его заслуженному авторитету. Неистощимый энтузиазм, огромная влюбленность в народное искусство заражают творческой энергией многочисленных учеников и последователей Нины Константиновны в Российской академии музыки имени Гнесиных, где ее долголетняя подвижническая работа снискала почтительное уважение и высокое признание.

Н. К. Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных.

Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории. Хор активно продолжает свою концертную деятельность в России и за рубежом.

Северный хор постоянный участник больших событий в России, так весной 2004 года коллектив принимал участие в Пасхальном фестивале в Москве, в 2005 году вместе с заслуженной артисткой России, ученицей Н. К. Мешко Татьяной Петровой и народным оркестром России имени Осипова принимал участие в праздновании 250-летия МГУ.

С 2008 года художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора – заслуженная артистка России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева. Коллектив сохраняет традиции, заложенные Антониной Яковлевной Колотиловой, Ниной Константиновной Мешко и в то же время развивается, ищет новые формы работы с фольклорным материалом, а главное – продолжает прославлять Архангельскую область, Русский Север на необъятных просторах нашей Родины и далеко за ее пределами.

В 2021 году коллектив с размахом отметил свое 95-летие. Северный русский народный хор стремится сохранить свою самобытность, творческое лицо и в то же время развивается, ищет дальнейшие пути художественного развития.

Художественный руководитель Северного хора – заслуженная артистка Российской Федерации, профессор РАМ имени Гнесиных Светлана ИГНАТЬЕВА
Главный дирижёр и руководитель оркестра – Заслуженный артист РФ Александр КАЧАЕВ
Хормейстер – Татьяна РУДУКАН
Главный балетмейстер – Александр СЕЛИВАНОВ
Директор – Наталья АСАДЧИК

Государственный академический Северный русский народный хор — единственный на Северо-Западе России высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре.

Ссылка для скачивания (1024x682) vHVeciXfb4I.jpg"> Ссылка для скачивания (1024x682) QeoRrU5jn00.jpg">

История коллектива началась с деятельности любительского народного хора, которым руководила Антонина Колотилова — сельская учительница из Великого Устюга. Ей удалось объединить вокруг себя любителей народной песни. Артисты Северного хора постоянно собирают и обрабатывают фольклор, изучают народные традиции и обычаи жителей Русского Севера. Огромный вклад в развитие хора внесла художественный руководитель Северного хора с 1961 по 2008 год Нина Константиновна Мешко.

Хор активно ведет свою концертную деятельность в России и за рубежом. До сих пор особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя и зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории. За свою 85-летнюю творческую жизнь коллектив удостоен множества высоких званий и наград. Северный хор, отличающийся высокой певческой культурой и неповторимой самобытностью, стабильно сохраняет традиции и приоритет высокой духовности в исполнении. Северные танцы отличаются большим чувством собственного достоинства, плавной красотой движений, сдержанной силой в быстрых танцах.

Ссылка для скачивания (1024x682) wk7Q8aO-7KE.jpg"> Ссылка для скачивания (1024x682) Z_ZRAnzT56I.jpg">

Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края, современность и высокий уровень исполнения приносят хору заслуженный успех.

Договор о взаимном сотрудничестве Государственного академического Северного русского народного хора и САФУ стал одним из первых соглашений, которые подписал новый университет. И это не случайно. И хор, и Арктический университет — это своеобразные символы региона, олицетворяющие его духовную, культурную и интеллектуальную мощь. В соответствии с соглашением Северный хор выступает на торжественных мероприятиях САФУ. А университет в свою очередь всегда оказывает поддержку прославленному коллективу. Кроме того, заслуженная артистка РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, художественный руководитель хора Светлана Игнатьева входит в состав Попечительского совета САФУ и участвует в заседаниях, которые проходят с участием авторитетных представителей бизнеса, властных структур не только Архангельской области, но и России.





















Северный хор зародился в 1926 году в городе Великий Устюг под руководством сельской учительницы Антонины Яковлевны Колотиловой. В 1940 году хор был преобразован в государственный ансамбль песни и пляски. В 1960 году Колотилова передала руководство хором опытному педагогу и хормейстеру Нине Константиновне Мешко. Успех коллектива зависел от искренности, правдивости и близости к образу Русского Севера, строгости стиля, богатства песенных распевов, в особом северном многоголосии, почитании местных творческих традиций.


Архангельские поморы – потомки древних новгородцев, заселивших этот край в глубокой древности. Их искусство до сих пор сохранилось в своей первозданности. Этот своеобразный художественный мир со своими законами и понятиями красоты. Вместе с тем в песнях и танцах Севера ярко проявляются свойственные поморам юмор, задор, внутренний темперамент. Северное песенное искусство особенное, его отличает строгость стиля, целомудренная чистота и сдержанность, всё это соединяется с мужественным эпическим и волевым началом.
Северный хор по праву называют жемчужиной русской культуры. За 85 лет своего существования он никогда не менял своё амплуа. Каждое выступление – это особый художественный мир и яркое динамичное представление: большие сюжетные постановки, вокально-хореографические композиции, картины народных праздников. Все звуковые оттенки северной природы слышны в песенном многоголосии хора: задумчивый говор тайги, плавная целомудренность рек, гулкая глубина океана и прозрачная трепетность белых ночей.

Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

Антонина Яковлевна Колотилова (Шерсткова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг.
В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.
Колотилова, рожденная и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав.
В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения.
Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском северном городе начинается история Северного хора. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек.


В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен. 8 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив впервые выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора.
Поначалу хор был этнографический, но затем условия сценической жизни потребовали организационной и творческой перестройки: появились танцевальная группа, баянисты. В 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева.
В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также – младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерстков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.
Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой. Недаром Северный хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.
В 1931 году Колотилова организует хор в Архангельске уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара. В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.
В 1935 году, путешествуя по Поморью, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семёновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами.
Кроме былин, в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.
Во время войны коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944-м уезжали на полгода на Дальний Восток.

До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств. Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе.

В 1960 году народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Антонина Яковлевна Колотилова передала руководство коллективом выпускнице Московской государственной консерватории имени Чайковского, опытному педагогу и хормейстеру Нине Константиновне Мешко. Новый период в жизни коллектива отмечен ростом профессионализма и сценической культуры.

Нина Константиновна Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель северного народного хора с 1960 по 2008 год, академик МАЮ, профессор кафедры РАМ им. Гнесиных

Нина Мешко родилась в 1917 году в деревне Малахово Ржевского района Тверской области в семье учителей, где очень любили песни. У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос, а отец, Константин Иванович, не только руководил школьным хором, но и любил петь в местной церкви.

Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. И её настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! И поэтому, нисколько не сомневаясь, Нина Мешко поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции, и по окончании в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. Именно там Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвёл на неё очень сильное впечатление.
А дальше Нине Мешко предложили создать народный хор Московской области. Именно после этой работы Нина Константиновна решила окончательно: только народное пение и больше ничего.

После Московского хора Нина Мешко работала с Хором русской народной песни Всесоюзного радио, ну а затем последовало приглашение возглавить Северный хор. Север её покорил и влюбил в себя.

Прости, прости меня, Господь,
За то, что сделать не сумела
И в суете дневных забот
Отдать долги я не успела.
Я не успела подарить
Кому-то взгляд, кому-то ласку,
Одним не облегчила боль,
Другим не досказала сказку.
Перед родными в скорбный час
Не совершила покаянья
И нищему в суму не раз
Не положила подаянья.
Любя друзей, нередко их
Сама невольно обижаю,
А видя горести других,
Я от страданья убегаю.
Я устремляюсь жадно к небу,
Но груз забот влечёт к земле.
Хочу отдать кусочек хлеба —
И забываю на столе.
Я знаю всё, что я должна,
Но не исполнила завета…
Простишь ли Ты меня, Господь,
За всё, за всё, за всё за это?


За свою 85–летнюю творческую жизнь коллектив удостоен высоких званий и наград.

1940 год
Коллективу присвоен статус профессионального государственного коллектива.

1944 год
1 премия на Всероссийском смотре хоров ( Москва)

1957 год
Лауреат и Большая Золотая медаль VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (г. Москва).
Лауреат и Диплом 1 степени (вторично) во втором Всесоюзном фестивале музыкальных театров, ансамблей, хоров (г. Москва).

1967 год
Диплом Всесоюзного смотра профессиональных художественных коллективов.

1971 год
Лауреат VI Международного фольклорного фестиваля в Тунисе.

1975 год
Лауреат и Диплом 1 степени во Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров.

1977 год
Лауреат и Золотая медаль Магдебургского фестиваля советско-немецкой дружбы.
Лауреат конкурса художественных коллективов России.

2001 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Сен-Гислен (Бельгия).

2002 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Рованиеми (Финляндия).
Лауреат Всероссийского Московского фестиваля национальных культур.

2003 год
Лауреат Российского фестиваля национальных культур (г. Санкт-Петербург).
Лауреат конгресса и фестиваля национальных культур народов России (г. Нижний Новгород).

2007 год
Лауреат фестиваля народного искусства в г. Босра (Сирийская арабская Республика).

Директор хора: Наталья Георгиевна Асадчик.

Художественный руководитель: заслуженная артистка России, профессор Академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева.

Главный балетмейстер: заслуженный артист России Селиванов Александр Петрович.

Читайте также: